Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 32. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Большая устойчивая общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием, вследствие этого, общей культуры, – …

  • Внутреннее устройство общества или группы, состоящее из упорядочен- ных частей; совокупность продолжительных, упорядоченных (координи- рованных и субординированных) и типичных социальных связей (отно- шений) между различными элементами общества – …
  • Совокупность социальных элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое и способных изменять свою структуру при взаимодействии с внешними условиями, – …
  • Социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой, – …
  • Совокупность производственных, организационных и духовных дости- жений общества; уровень интеллектуального, нравственного и эстетиче- ского развития – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА

 

План

 

  1. Методологические основания социального знания: методологический ин- дивидуализм и холизм.
  2. Марксистская теория общества:

а) учение о классах и классовой борьбе;

б) учение о социально-экономических формациях.

  1. Позитивистские концепции общества (Э. Дюркгейм).
  2. Природа социального в учении М. Вебера.
  3. Структурная социология    Т.    Пасонса     (синтетическая     концепция общества).

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 32

 

Социально-экономические формации

Таблица 32

 

 

Социально-экономические формации

 

Тип эксплуата- ции

 

Примеры соответ- ствующих обществ

Противоречия, вызывающие

переход к следую- щей социально- экономической

формации

Первобытнообщинная      
Рабовладельческая      
Феодальная      
Капиталистическая      
Коммунистическая      

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Познакомьтесь с отрывками из писем К. Маркса.

«История делается таким образом, что конечный результат всегда по- лучается от столкновения множества отдельных воль, причём каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодей- ствующая – историческое событие. Этот результат можно опять таки рас- сматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Таким образом, история, как она шла, до сих пор, протекает подоб- но природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам дви- жения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из ко- торых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в ко- нечном счете экономические обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, – из этого всё же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в неё».

Письмо Йозефу Блоху

 

«…История носила бы очень мистический характер, если бы “случайно- сти” не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами со- ставной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайно- стями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих “слу- чайностей”, среди которых фигурирует также и такой “случай”, как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

Письмо Людвигу Кугельману

 

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необхо- димости. Чем, согласно его точке зрения, является «закон истории» и каким образом он согласуется с действиями отдельных людей, сознаю- щих себя действующими в той или иной степени свободно?
  2. Используя дополнительные источники, раскройте понимание марксиз- мом «роли личности в истории».
  3. Что можно отнести к «личным», а что к «общесоциальным» обстоя- тельствам? Объясните, почему, согласно Марксу, в конечном счёте, внешние обстоятельства могут быть сведены к экономическим?

 

Познакомьтесь с отрывками из работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории».

«…То, что сделало человека человеком, находится за пределами передан- ной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании по- стоянного общества подняли человека над миром животных.

…В водовороте современного существования часто становится непостижи- мым, что собственно происходит. Неспособные спастись на берегу, что позволило бы обозреть целое, мы носимся в своем существовании, как по морю. Водоворот создает то, что мы видим только тогда, когда он нас увлекает за собой.

Однако это существование рассматривается в настоящее время как само собой разумеющееся, как массовое обеспечение посредством рационального про- изводства на основе технических открытий. Когда это знание постигаемого про- цесса в целом превращается в осознание бытия современности, неизбежным ста- новится уже не непостижимый  в своих  возможностях  водоворот,  а действующий в ходе необходимого экономического развития аппарат.

….Индивид распадается на функции. Быть  означает быть в  седле; там,  где ощущалась бы личность, деловитость была бы нарушена. Отдельный человек живет как сознание социального бытия. В пограничном случае он ощущает радость труда без ощущения своей самости; живет коллектив, и то, что отдель- ному человеку казалось бы скучным, более того невыносимым, в коллективе он спокойно принимает, и как бы под властью иного импульса. Он мыслит свое бы- тие только как “мы”.

Бытие человека сводится к всеобщему; к жизнеспособности как произво- дительной единице…».

  • Выполните задания.
  1. Прокомментируйте, в чём, согласно Ясперсу, состоит основная пробле- ма современного положения человека в обществе.
  2. Приведите примеры, подтверждающие позицию Ясперса. Насколько ис- торически новой является описываемая им ситуация? Какие возражения можно привести против его тезиса? Какие изменения в социальной сфе-

 

ре могли бы ослабить проблемы, отмечаемые Ясперсом, и в какой степе- ни такие изменения представляются возможными (приведите аргумен- ты «за» и «против»)?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Теоретическая позиция, сводящая все социальные процессы непосредственно к эко- номике, называется

а) историческим материализмом, б) экономическим материализмом, в) марксизмом,

г) механистическим материализмом.

  1. Соотнесите типы господства по Веберу и конкретные исторические примеры. а) харизматическое 1) Гордон Браун

б) традиционное                                                      2) Мухаммед

в) легальное                                                             3) Николай II

  1. Укажите, что, согласно К. Марксу, является основанием для выделения классов обще- ства.

а) уровень доходов

б) отношения собственности на средства производства в) обладание политической властью

г) происхождение

  1. Соотнесите названия работ и их авторов.

а) «Капитал»                                                                        1) Ж.-Ж. Руссо

б) «О разделении общественного труда»                         2) К. Маркс

в) «Курс позитивной философии»                                    3) Э. Дюркгейм

г) «Общественный договор»                                             4) О. Конт д) «Протестантская этика и дух капитализма»                    5) М. Вебер

  • Ш. Л. Монтескье
  1. Укажите из числа перечисленных философов представителей марксизма. а) Ф. Ницше

б) Ф. Энгельс в) Л. Фейербах

г) Э. В. Ильенков

  1. Что из названного с точки зрения марксизма не является социально-экономической формацией?

а) социализм б) феодализм в) популизм г) коммунизм д) капитализм

  1. Соотнесите приведенные понятия с соответствующими философами.

а) стратификация                                                                 1) К. Маркс

б) аномия                                                                              2) М. Вебер

в) харизма                                                                             3) Э. Дюркгейм

г) класс                                                                                 4) П. Сорокин

5) В. Парето

 

  1. Расположите указанных авторов в порядке появления их основных трудов (от более древних к более поздним).

а) М. Вебер б) О. Конт

в) Т. Парсонс г) К. Маркс

д) Д. Белл

  1. Укажите, кто из указанных философов является основателем науки об обществе – со- циологии.

а) И. Г. Гердер

б) Г. Ф. В. Гегель в) К. Маркс

г) О. Конт д) М. Вебер

  1. Какая из указанных совокупностей индивидов с наименьшими основаниями может рассматриваться как общество?

а) учебная группа студентов ТОГУ б) очередь за пивом

в) работники трамвайного депо г) жители города Хабаровска

 

Литература

  1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания / Р. Арон. – М. : РОССПЭН, 2004. – 528 с.
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М. : Прогресс-Универс, 1993. – 608 с.
  3. Гобозов И. А. Социальная философия / И. А. Гобозов. – М. : Академический проект, 2007. – 352 с.
  4. Мегилл А. Карл Маркс: бремя разума / А. Мегилл. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилита- ция», 2011. – 336 с.
  5. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М. : Высш. шк. ; КД «Университет», 1997. – 448 с.
  6. Нисбет Р. Прогресс: История идеи / Р. Нисбет. – М. : ИРИСЭН, 2007. – 560 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X