Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ



Тема 39. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФИЛОСОФИЯ

 

З а д а н и е  1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1)                Философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума и означающая веру в способность науки разрешить все социальные проблемы, – …

  • Метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их ха- рактеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности, – …
  • Система искусственных органов и средств человеческой деятельности, пред- назначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизвод- ственных потребностей общества, – …
  • Система учений о морали и нравственности – …
  • Научное направление, возникающее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделиро- вания для изучения глобальных проблем, – …

 

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

План

  1. Основные значения понятия «глобализация». Сущность и истоки гло- бальных проблем. Значение работ А. Печчеи для становления глобали- стики. Роль Римского клуба в изучении глобальных проблем.
  2. Типы глобальных проблем: проблемы войны и мира, социальные, демо- графические, экологические, духовно-нравственные и др.
  3. Возможные сценарии будущего. Пути решения глобальных проблем и значение философского знания в этом процессе. Роль утопии и антиуто- пии в социально-философском познании.

 

 

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 39

 

Утопия и антиутопия

Таблица 39

 

 

Понятие

Перевод термина, время возникновения и первый автор (про-

изведение)

Содержание понятия Авторы и произведения Пример произве- дения и его крат- кое содержание
Утопия        
Антиутопия        

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Прочитайте  отрывки  из  работы  О.  Шпенглера  «Человек  и   техника» (1932).

«Трагизм нашего времени заключается в том, что лишённое уз человече- ское мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Техника сделалась эзотерической, как и высшая математика, которой она пользуется, как физическая теория, незаметно идущая со своими абстракциями от анализа явлений к чистым формам человеческого познания. Механизация мира оказы- вается стадией опаснейшего перенапряжения…

Всё органическое подлежит тотальной организации, искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный. Сама цивилизация стала машиной, которая всё делает или не желает делать по образцу машины…

Но великолепное техническое развитие ХХ в. было возможно только на основе постоянно растущего духовного уровня. Не только убывание, уже оста- новка тут опасна и указывает на приближение конца, независимо от числа хо- рошо обученных рабочих рук…

Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта – все эти железные дороги, пароходы, гигант- ские города с небоскрёбами, как некогда были оставлены римские дороги или Великая китайская стена, дворцы Мемфиса и Вавилона. История этой техники приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур».

  • Проанализируйте наблюдения и выводы немецкого мыслителя.
  1. Какие проблемы современной культуры обнаружил и описал Шпенглер? Кто из философов и писателей высказывал похожие идеи?
  2. Как оценивает Шпенглер феномен техники? В чём заключается, по его мнению, проблема современной техники?
  3. Почему в работе Шпенглера появляется образ Вавилонской башни? Что обозначает этот символ в культуре? Поясните слова философа о том, что цивилизация «будет взорвана изнутри».
  4. Возможно ли решение поставленных Шпенглером проблем? Какие пути решения предлагаются?

 

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

  1. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором, есть

а) сознание, б) ноосфера,

в) глобализация, г) экология.

 

  1. К глобальным проблемам не относится

а) вырубка тропических лесов, б) экономическое неравенство, в) рост народонаселения Земли, г) угроза ядерной войны.

  1. Совокупность представлений о будущем человечества называется а) футурологией,

б) космизмом,

в) антропоцентризмом, г) постмодернизмом.

  1. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Футуршок»                                                                     1) С. Хантингтон

б) «Конец истории»                                                            2) К. Ясперс

в) «Столкновение цивилизаций»                                      3) Э. Тоффлер

г) «Смысл и назначение истории»                                    4) Ф. Фукуяма

  1. Наука о сохранении целостности естественной среды перед лицом угрозы со стороны современной индустрии и технологий – это

а) философия, б) биология,

в) синергетика, г) экология.

  1. Авторы понятия «ноосфера»

а) Т. де Шарден и В.И. Вернадский, б) А. Н. Бердяев и А. Камю,

в) К. Маркс и В. И. Ленин, г) Ж. Делёз и Ф. Гваттари.

  1. «Римский клуб» – это

а) объединение европейских политиков, цель которого – борьба с коррупцией, б) объединение мировой элиты для создания «золотого миллиарда»,

в) объединение учёных и общественных деятелей для изучения глобальных проблем,

г) объединение олигархов, цель которого решение экологических проблем.

  1. Слово «техника» переводится

а) как орудие, инструмент, б) искусство, мастерство, в) знание, наука,

г) обработка, возделывание.

  1. Соотнесите произведение и его автора

а) «Мы»                                                                                1) Д. Оруэлл

б) «1984»                                                                              2) О. Хаксли

в) «О, дивный новый мир»                                                3) С. Лем

г) «Футурологический конгресс»                                     4) А. и Б. Стругацкие

д) «Обитаемый остров»                                                      5) Е. Замятин

  1. Автором утверждения «Философия – культура ума» является а) М. Шелер,

б) Л. Шестов, в) Б. Паскаль, г) Цицерон.

 

Литература

  1. Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби ; Проспект, 2004. – 256 с.
  2. Афонин Э. А. Великая коэволюция: глобальные проблемы современности / Э. А. Афо- нин. – Киев : Парламентское изд-во, 2003. – 384 с.
  3. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. – М. : Ал- горитм, 2003. – 448 с.
  4. Биосфера и человечество: пути к диалогу. – М. : МГУ, 2001. – 192 с.
  5. Горохов В. Г. Основы философии техники / В. Г. Горохов. – М. : Гардарики, 2007. – 336 с.
  6. Пределы роста: доклад по проекту Римского клуба «сложное положение человече- ства». – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 208 с.
  7. Ситаров В. А. Социальная экология / В. А. Ситаров. – М. : Academia, 2000. – 280 с.
  8. Тавризян Г. М. Философы ХХ в. о технике и «технической цивилизации» / Г. М. Та- вризян. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 216 с.
  9. Усольцев В. А. Русский космизм и современность / В. А. Усольцев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2009. – 228 с.
  10. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. : Республика, 1994. – 527 с.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X