Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономика» для ТулГУ, пример оформления



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

по теме:

«СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Понятие стабилизационная политика 4
1.2 Сущность открытой экономики 10
1.3 Особенности стабилизационной политики в открытой экономике 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время ведущие в экономическом отношении страны проводят политику, направленную на сглаживание циклических колебаний. Однако на современном этапе развития экономики картина кризисов усложняется. Возникает такое явление как синхронизация кризисов, связанная с тем, что в условиях свободной торговли кризисы «импортируются» из одной страны в другую. Поэтому перед правительствами возникает задача по объединению усилий, с целью преодоления циклических колебаний.

Неустойчивость развития рыночных систем является причиной разработки и применения стабилизационной экономической политики.

В современных моделях развития национальных экономик государство берет на себя изрядную долю ответственности за процессы, происходящие в экономике. Государство участвует в регулировании рыночного хозяйства посредством защиты конкуренции, организации производства общественных благ, включая мероприятия по охране природы, и перераспределения национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при устойчивом росте экономики, стабильном уровне роста цен, полной занятости и сбалансированном платежном балансе.

При написании контрольной работы использовалась следующая информационная база: учебная литература, специализированные журналы, периодические издания, методические пособия и др.

 

 

1.СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие стабилизационная политика

Стабилизация (от латинского stabilis – устойчивый) представляет собой упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, а также само состояние устойчивости, постоянства [12,с.356].

Стабилизационная политика — это действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране в целях достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, возрастающего объема ВНП [2,с.264].

Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны [10,с.158].

Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска [11,с.13].

В теоретическом плане стабилизационная политика — это воздействие правительства на хозяйственную конъюнктуру, направленное на смягчение экономических колебаний и поддержание социально-экономических параметров на определенном уровне, величина которых в рамках официального курса задается как целевые или таргетируемые ориентиры [5,с.94].

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30 % и ниже [1,с.319].

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  • достижение необходимого уровня занятости;
  • стабильность экономического роста;
  • сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

Вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика [4,с. 114].

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

Политика стабилизации разграничивается на краткосрочную (антициклическую, направленную на оперативное реагирование на неблагоприятное изменение экономических условий) и долгосрочную (ориентированную на достижение устойчивых параметров в стратегическом контексте).

По набору используемых мероприятий эту политику принято делить на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную [7,с.86].

Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству.

Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т.е. осуществлять политику предложения.

Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.

Так как стабилизационная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит государственного бюджета можно финансировать либо посредством его монетизации, либо за счет займа у населения или у остального мира. Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит.

Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений сдерживает выход экономики из кризиса. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема способствует “перегреву” национальной экономики.

Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то, целесообразно выравнивать государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла так, чтобы избытки бюджета в фазе подъема покрывали прирост государственного долга во время спада.

Анализ трудов Я. Тинбергена, Дж. Сакса, П. Вельфенса и других зарубежных экономистов позволил систематизировать представления о структурных элементах и последовательности реализации механизма стабилизационной политики, к которым относятся:

1) выбор правительством конечной цели и ключевого параметра стабилизации (или ВВП, или темп инфляции, или др.);

2) количественная фиксация целевых ориентиров;

3) спецификация необходимых инструментов;

4) прогнозирование воздействия инструмента на целевой показатель и определение масштаба, параметров и интенсивности регулирующего воздействия;

5) определение результатов и отклонений фактических показателей от целевых;

6) идентификация ограничений и разработка корректирующих мер для минимизации издержек стабилизационных действий [6,с.237].

Субъекты и инструменты стабилизационной экономической политики представлены на рисунке 1. [5,с.96].

Банк России
Стабилизационная экономическая политика
формирование и проведение
Инструменты налогово-бюджетной политики
Инструменты денежно-кредитной  политики

Рисунок 1 — Субъекты и инструменты стабилизационной экономической политики

К инструментам стабилизационной политики относятся:

  • сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5 % ВВП;
  • проведение жесткой денежно-кредитной политики, т.е. прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.;
  • установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимают макроэкономические показатели, фиксируемые на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают цены на определенном уровне;
  • сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансферов;
  • либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен [2,с.268].

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации:

  1. Ортодоксальный, представляющий собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышением учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря»;
  2. Гетеродоксный, предполагающий проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария служит социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.

При макроэкономической стабилизации осуществляется переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Результативность стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного лага между моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

Таким образом, в экономическом развитии государства особую роль играет стабилизационная политика, которая предполагает под собой систему мероприятий правительства, направленных на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.

1.2 Сущность открытой экономики

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами.

Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер [1,с.233].

Открытая экономика — это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений [9,с.63].

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений [3,с.116].

В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование происходит через валютные резервы и нормативы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п.

Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения,  чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

В качестве показате­лей, используемых для измерения степени открытости экономи­ки, чаще всего применяются: [8,с.189].

  1. Показатели, характеризующие активность страны в миро­вой торговле:
  • коэффициент внутриотраслевой международной специали­зации:

Квмс  = 100· ,                                    (1)

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот­раслевую международную специализацию;

  • экспортная квота — показатель, характеризующий значи­мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

ЭК  = ,                                    (2)

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз­растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про­дукции;

  • импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

ИК  = ,                                    (3)

 

  • внешнеторговая квота определяется как соотношение сово­купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

ВК  = ,                                    (4)

  • структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про­дукция которых идет на экспорт;
  • структура импорта, особенно соотношение объемов ввози­мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока­затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио­нальной экономики;
  • сравнительное соотношение доли страны в мировом произ­водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.
  1. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):
  • объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо­мику других стран;
  • соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан­ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характери­зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;
  • объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

Однако в мире почти нет полностью открытых, т.е. полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, степени либерализации валютно-расчетных отношений и другим показателям.

В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире их осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7 %, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.

Макроэкономический анализ национальных особенностей воспроизводственных процессов базируется на моделях закрытой и открытой экономики. Общая идея этих подходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 —  Переход от модели закрытой к малой и большой открытой экономике

Тоталитарная экономика – экономика, в которой механизмы спроса и предложения находятся под полным контролем государства, действие рыночных принципов ограничено вплоть до полного запрета [3,с.119].

Закрытая экономическая система выступает в двух видах:

  • национальная экономика, не имеющая торгово-финансовых связей с зарубежным рынком;
  • национальная экономика, имеющая торгово-финансовые отношения с мировым рынком, однако механизмы равновесия спроса и предложения на внутреннем финансовом рынке (уровень процента, динамика цен, норма прибыли) не зависят от мирового рынка и находятся под контролем государства.

Большая закрытая экономика – это модель, в которой на механизмы рыночного равновесия оказывают существенное влияние территориально-отраслевые особенности.

Малая открытая экономика – это модель, в которой действуют рыночные механизмы спроса и предложения, однако уровень процента, динамика цен на внутреннем рынке, норма прибыли, инвестиционные потоки полностью определяются тенденциями мирового рынка. В малой открытой экономике процентная ставка на кредитном рынке считается заданной извне. Экономическая политика не оказывает воздействия на мировую процентную ставку и страна не имеет возможности предоставить кредиты заемщикам по мировой процентной ставке в неограниченном количестве [3,с.120].

Большая открытая экономика – это такой уровень развития национальной экономики, который оказывает существенное влияние на равновесие мирового финансового рынка (внутренняя ставка процента не определяется «извне»). Рассматриваемая экономика достаточна велика (США, Европейский общий рынок, Япония, Германия), чтобы влиять на мировые экономические параметры, прежде всего процентную ставку. Экономическая политика таких стран, направленная, например, на увеличение ставок налогов, ведет к росту процентной ставки как внутри страны, так и на мировом рынке, а денежная экспансия уменьшает мировую процентную ставку [3,с.121].

Существуют два вида переходов от одного типа экономики к другой:

  • структурно-эволюционный (последовательный, «шаг за шагом»);
  • шоковый (революционный).

Главной задачей структурно-эволюционного варианта перехода является создание институциональных структур управления механизмом адаптации системы хозяйствования к новым экономическим условиям. Примером такого перехода является китайский опыт экономической реформы. Различные варианты свободных экономических зон стали «полигонами» отработки институциональных рыночных инструментов.

Шоковый вариант – это быстрый по времени перевод всей экономической системы на рыночные принципы функционирования:

  • свободное (рыночное) ценообразование;
  • частная собственность на средства производства, в том числе на землю;
  • демонополизация экономики.

Успех такого варианта зависит от наличия в стране институциональных структур, способных эффективно нейтрализовать негативные последствия перехода к рынку, а также готовности субъектов хозяйствования работать в новых экономических условиях. Примером “шокового” перехода является опыт Германии в конце 40-х годов и восточно-европейских стран в начале 90-х годов ХХ века. Россия в 1992 году также выбрала шоковый вариант перехода, однако, в отличие от восточно-европейских стран, она не смогла быстро создать соответствующие институциональные структуры.

Операции с валютой являются составной частью кредитно-денежной политики, они воздействуют на состояние бюджета, на экономический рост. Валютные отношения, можно сказать, формализуют международные связи – товарооборот и движение капитала, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество, культурный обмен и туризм. Все это напрямую зависит от динамики валютного курса и валютной политики государств.

Каждая иностранная денежная единица имеет цену, выраженную в национальной валюте страны. Это – валютный, или обменный, курс. Рыночный курс иностранной валюты выступает как равновесная цена, как точка пересечения кривых спроса и предложения.

После прекращения размена банкнот на золото в международных отношениях складываются два полюса, или две модели, формирования официальных валютных курсов: свободно плавающий и фиксированный курсы.

В основе свободного плавания валюты лежит рыночное равновесие, отражающее соотношение спроса и предложения национальной валюты. Плавающий курс не требует от государства затрат на его поддержку, но опасен для слабой валюты.

Фиксированный курс в жестком варианте предполагает установление определенного официального курса и его поддержку государственными мерами. Фиксированный курс стоит дорого, к тому же длительная фиксация может вступить в противоречие с потребностями реального товарооборота, развитием деловой конъюнктуры и пр.

В 60-80-х гг. происходило постепенное сближение двух противоположных моделей. С одной стороны, складывалась система «управляемого плавания», при котором государство (Центробанк), используя в основном меры косвенного воздействия, как бы выпрямляло направление заплыва. С другой стороны, на смену жесткой фиксации официального курса постепенно приходила «мягкая фиксация», которая разрешала периодически пересматривать курс или устанавливать пределы его колебаний, т.е. валютный коридор.

Фиксация официального курса обычно сопровождается различиями в динамиках официального и биржевого (рыночного) курсов.

Попытки притормозить следующее за ростом товарных цен внутри страны повышение инвалютных курсов приводят к искусственному обесцениванию на территории данной страны твердых валют. Подобная ситуация чревата кризисами, скатыванием национальной валюты вниз.

Анализ приводит к следующим выводам:

  • ориентиром при всех колебаниях и вероятных перекосах является состояние денежного обращения внутри страны;
  • инфляция неизбежно приводит к удешевлению национальной валюты;
  • «лечение» валютного курса в условиях продолжающейся гонки внутренних цен не может иметь успеха.

Тенденция к падению курса национальной валюты тревожит деловые круги и правительство. Торговые и финансовые партнеры за рубежом отворачиваются от нестабильной, быстро дешевеющей валюты; снижение курса национальной валюты удорожает импорт, выплату валютной задолженности и все прочие операции, требующие размена на инвалюту.

Наиболее распространенным средством государственного воздействия на курс являются валютные интервенции – продажи центральным банком валюты с целью поддержания ценности национальных денег. Для поддержания обменного курса рубля ЦБ РФ проводит масштабные продажи долларов и других СКВ. Но на валютных рынках осуществляются и акции противоположного порядка: Банк Японии вынужден порой предлагать иены и закупать доллары, с тем чтобы приостановить рост валютного курса иены. Принося кратковременный успех, валютные интервенции стоят дорого и требуют повторений.

В арсенале средств валютной политики значатся другие вспомогательные меры, сдерживающие падение обменного курса национальной валюты. В их числе – манипуляция с процентными ставками по депозитам. Повышение процента позволяет привлекать валютные вклады, увеличивает предложение иностранных денег, что благоприятствует стабилизации национального валютного курса.

В прошлом валютные курсы базировались на относительно прочном золотом фундаменте. Каждая национальная денежная единица содержала определенное весовое количество золота. В условиях, когда золото было изъято из обращения и превратилась в товар, в определении валютных курсов участвуют многие факторы – конъюнктурные, финансовые, политические, даже психологические. Но основу соотношений определяет паритет покупательной способности денег, при котором сопоставляются средние уровни цен на товары и услуги. Равновесные валютные курсы сопряжены с неизбежными отклонениями вверх и вниз.

Итак, паритет покупательной способности – это определение обменного курса по сопоставлению средних цен на общеупотребительный товарный набор. Отправной точкой в расчете обычно берется набор товаров в долларах, и, сравнивая стоимость этой корзины с качественно той же, но выраженной в ценах другой валюты, можно найти натуральный, или естественный, валютный курс. Натуральный курс обычно применяется при международных экономических сопоставлениях, но, как правило, он не совпадает с официальным.

Теория паритета покупательной способности (силы) была предложена шведским экономистом Г. Касселем. По мнению Касселя, концепция паритета покупательной способности должна была стать своего рода опорным пунктом в международной валютной политике.

Сегодня теория паритета покупательной способности и натурального (естественного) курса лежит в основе деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка, других международных организаций.

Таким образом,  открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

1.3 Особенности стабилизационной политики в открытой экономике

Стабилизационная политика в открытой экономике представляет собой политику правительства (набор мер государственного воздействия на экономику), направленную на (целью которой является ) обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого, как правило, как обеспечение совокупного выпуска на уровне полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как обеспечение равновесия платежного баланса). Видами стабилизационной политики являются фискальная, монетарная, внешнеторговая и валютная [12,с.383].

В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает двойное равновесие — совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса.

Сальдо платежного баланса страны равно нулю, если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а следовательно, и общая экономическая конъюнктура. На состояние платежного баланса наряду с уровнем экономической активности внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.

Кроме инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами [4,с.163].

Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры. При этом необходимо использовать одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривается достичь.

В открытой экономике при стабильном уровне цен и фиксированном валютном курсе для достижения двойного равновесия целесообразно посредством фискальной политики добиваться полной занятости, а за счет кредитно-денежной политики выравнивать платежный баланс страны. В условиях плавающего валютного курса фискальная политика в той или иной мере нейтрализуется международным переливом капиталов, и правительство может воздействовать на внутреннюю конъюнктуру в основном инструментами кредитно-денежной политики (таблица 1).

Таблица 1 — Эффективность мероприятий стабилизационной политики в открытой экономике

Валютный курс Политика
фискальная кредитно-денежная
Фиксированный Очень эффективна Не действенна
Плавающий Эффективность зависит от наклона линии платежного баланса Очень эффективна

Особенно сложно достичь целей стабилизационной политики при изменяющемся уровне цен. В этих условиях двойное равновесие может быть достигнуто в результате комплексного использования однонаправленных и разнонаправленных мероприятий фискальной и кредитно-денежной политики.

Различают два типа открытой экономики: малую открытую экономику и большую открытую экономику.

Стабилизационная политика в малой открытой экономике:

Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга, предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда (МВФ) Маркусом Флемингом [8,с.214].

Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла-Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной, фискальной и внешнеторговой политики в условиях открытой экономики (рисунок 3).

IS
LM
i
Y
i

Рисунок 3 – Модель Манделла – Флеминга

Модель Манделла – Флеминга функционирует при следующих предположениях кейнсианской теории равновесия на товарном и денежном рынках:

– краткосрочная ориентация модели — заработная плата и цены фиксированные;

– совокупный спрос абсолютно эластичен, т. е. определяет действительный уровень выпуска;

– спрос на деньги является положительной функцией от национального дохода и отрицательной функцией от процентной ставки;

– предполагается абсолютная мобильность капитала.

Модель Манделла-Флеминга может быть использована для анализа последствий макроэкономической политики в малой открытой экономике при различных системах валютных курсов.

Рассмотрим сначала последствия макроэкономической политики при фиксированном обменном курсе. При установлении фиксированного обменного курса Центральный банк обязуется покупать или продавать национальную валюту по заранее определенному курсу. В этом случае меры макроэкономической политики, направленные на достижение внутреннего равновесия, как правило, приводят к возникновению или положительного сальдо, или дефицита платежного баланса. Такие нарушения внешнего равновесия в конечном итоге должны быть исправлены с помощью целенаправленной государственной политики. В частности, при дефиците платежного баланса Центральный банк, чтобы не допустить обесценения национальной валюты, должен проводить интервенции на валютном рынке, продавая иностранную валюту и скупая национальную. Это приводит к сокращению валютных резервов, но одновременно меняется и величина денежной базы. Для проведения таких интервенций на валютном рынке Центральный банк должен располагать необходимыми резервами иностранной валюты. Обратим внимание, что, поскольку при интервенциях Центрального банка меняется предложение денег, то в модели Манделла-Флеминга это отражается сдвигом кривой LM [12,с.392].

Рассмотрим в качестве примера последствия для малой открытой экономики стимулирующей бюджетно-налоговой политики. Например, увеличения государственных расходов вызывает рост совокупного спроса – кривая IS сдвигается вправо до положения IS2 (рис. 4а). Видно, что в результате растет доход и с ним увеличивается ставка процента до r1, потому что увеличение дохода повышает спрос на деньги. Одновременно, более высокая процентная ставка привлекает в страну иностранный капитал, что приводит к образованию активного сальдо счета капитала и в целом платежного баланса.

Рисунок 4 —  Налогово-бюджетная политика при фиксированном валютном курсе

Приток капитала в страну порождает тенденцию к росту курса национальной валюты (рис. 4б). Необходимость поддержания валютного курса на фиксированном уровне е, требует от Центрального банка проведения интервенций на валютном рынке (покупки иностранной валюты и продажи национальной), что приведет к увеличению денежной массы. Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вправо, и процентная ставка понижается. Этот процесс продолжается до тех пор, пока внутренняя процентная ставка не сравняется с мировой.

Таким образом, в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе уровень дохода Y в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики увеличивается в большей степени, чем в закрытой экономике. Это объясняется тем, что влияние расширения государственных расходов на уровень дохода дополняется эффектом от увеличения денежной массы.

Рассмотрим воздействие стимулирующей кредитно-денежной политики на малую открытую экономику при фиксированном валютном курсе. Увеличение предложения денег означает сдвиг кривой LM вправо до положения LM2 (рис. 5а).

Процентная ставка снижается, стимулируя расширение инвестиций и увеличивая таким образом доход. Одновременно, снижение внутренней процентной ставки ниже мировой r1 < r* (рис. 5а) приводит к оттоку капитала из страны, и образуется дефицит платежного баланса.

Отток капитала и дефицит платежного баланса увеличивают спрос на иностранную валюту, и курс национальной валюты начинает понижаться (рис. 5б). Если Центральный банк стремится поддерживать курс на фиксированном уровне е1, то он будет проводить интервенции на валютном рынке (продавать иностранную валюту и покупать отечественную). В результате денежная масса будет сокращаться. Это означает, что кривая LM сдвинется влево до своего первоначального положения LM1. По мере уменьшения объема денежной массы процентная ставка повышается, и отток капитала прекращается. Через некоторое время экономика оказывается в исходной ситуации. Все увеличение денежной массы, происшедшее в результате стимулирующей денежно-кредитной политики, «ушло» через платежный баланс, не оказав влияния на доход.

Рисунок 5  — Кредитно-денежная политика при фиксированном валютном курсе

Таким образом, кредитно-денежная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной, поскольку попытки изменить величину денежной массы нейтрализуются необходимыми интервенциями на валютном рынке.

Перейдем теперь к анализу последствий макроэкономической политики при плавающем валютном курсе. В этом случае Центральный банк, не вмешиваясь в функционирование валютного рынка, как бы позволяет обменному курсу национальной валюты (а, следовательно, и величине чистого экспорта NX) изменяться до тех пор, пока неуравновешенность платежного баланса не будет ликвидирована. Величина валютных резервов Центрального банка и, следовательно, размеры денежной базы при такой корректировке не изменяются. Другими словами, если в стране применяется свободно плавающий обменный курс, выравнивание платежного баланса будет происходить автоматически, без вмешательства государства.

В малой открытой экономике плавающий валютный курс работает против проводимой государством бюджетно-налоговой политики, сводя на нет ее эффективность. Рассмотрим в качестве примера последствия стимулирующей налогово-бюджетной политики (рис. 6). Рост государственных закупок товаров и услуг увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой IS вправо в положение IS2). Рост дохода одновременно приводит и к росту процентной ставки до уровня r1. (рис. 6а). Это стимулирует приток капитала, образование положительного сальдо платежного баланса. При плавающем обменном курсе стоимость национальной валюты будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса.

Результатом повышения валютного курса будет сокращение чистого экспорта NX. Кривая IS сдвигается влево. Валютный курс будет расти, и чистый экспорт будет сокращаться до тех пор, пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, т.е. пока внутренняя ставка процента будет выше мировой. Равновесие восстанавливается в исходной точке (рис. 6а), но при этом валютный курс вырос (рис. 6б). Увеличение дохода в результате роста государственных расходов нейтрализуется последующим сокращением чистого экспорта, и налогово-бюджетная политика в условиях плавающего валютного курса оказывается неэффективной.

Рисунок 6 —  Налогово-бюджетная политика при плавающем валютном курсе

Предположим, что Центральный банк проводит стимулирующую кредитно-денежную политику и увеличивает предложение денег. Рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая LM сдвигается вправо до положения LM2), понижая процентную ставку до r1, и способствуя тем самым росту инвестиций и увеличению дохода (рис. 7а). В ответ на снижение процентной ставки возникает отток капитала и, следовательно, платежный баланс сводится с дефицитом.

При плавающем обменном курсе для устранения дефицита платежного баланса курс национальной валюты должен понизиться (рис. 7б). Поскольку Центральный банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет обменному курсу свободно колебаться, то происходящее обесценение валюты стимулирует возрастание чистого экспорта, и, следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Возрастание дохода приводит к увеличению спроса на деньги и к росту процентной ставки. Кривая IS сдвигается вправо до тех пор, пока все три графика не пересекутся в одной точке, т.е. пока внутренняя процентная ставка не сравняется с мировой. Только в этой точке прекратится отток капитала и снижение валютного курса.

Рисунок 7  — Кредитно-денежная политика при плавающем валютном курсе

Итак, при плавающем валютном курсе кредитно-денежная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на доход. Доход значительно возрастает, что является результатом, как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует, главным образом, не внутренний, а внешний спрос. Внутренняя ставка процента сначала падает, потом возрастает и в итоге оказывается на первоначальном уровне. Следовательно, основным фактором увеличения дохода станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономическом развитии государства особую роль играет стабилизационная политика, которая предполагает под собой систему мероприятий правительства, направленных на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.

Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

В условиях открытой экономики результаты макроэкономической политики в значительной степени зависят от режима валютного курса. Налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на совокупный доход при фиксированном валютном курсе. Это объясняется тем, что налогово-бюджетная политика приводит к изменению ставки процента и, следовательно, к притоку или оттоку капитала. Возникающие активное сальдо или дефицит платежного баланса приводят через механизм валютных интервенций к изменению денежной массы, что усиливает эффект от бюджетно-налоговой политики. При плавающем валютном курсе результатом неравновесия платежного баланса становится изменение валютного курса, которое, влияя на величину экспорта и импорта, нейтрализует действие налогово-бюджетной политики государства.

Эффективность кредитно-денежной политики также зависит от режима валютного курса. При фиксированном валютном курсе Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то кредитно-денежная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.

Таким образом, для повышения эффективности государственной экономической политики требует соответствующего согласования инструментов политики. Выбирая режим валютного курса, страна одновременно предопределяет и выбор средств осуществления внутреннего макроэкономического регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. — М.: Юрайт, 2013. — 521 c.

2.Бланшар, О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. — М.: ГУ ВШЭ, 2015. — 653 c.

3.Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 294 c.

4.Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега-Л, 2014. — 254 c.

5.Данилова И.В. Стабилизационная политика: координация федеральных и региональных мер в условиях неоднородности экономического пространства / И.В. Данилва, А.В. Резепин // Вопросы экономики и права, 2011. — №9. – С. 94-98.

6.Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 463 c.

  1. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 375 c.

8.Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Учебник / Н.М. Розанова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 283 c.

9.Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. — М.: МИСиС, 2013. — 88 c.

10.Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. — М.: КноРус, 2013. — 472 c.

11.Суслова Ю. Ю. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015–2017 годы и стабилизационная политика / Ю. Ю. Суслова, С. К. Демченко, О. С. Демченко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 13–20.

12.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: Юрайт, 2013. — 686 c.

13.Шарпатова Ю.Е. Классификация стран мира по степени открытости экономики // Современные научные исследования и инновации, 2013. —  №-  12.-  С.42-49.

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X