Контрольная работа по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для ТулГУ, пример оформления



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Мировая экономика и международные
экономические отношения»

 

на тему:

«Россия на международном рынке труда»

Аннотация

 

Россия в настоящее время стала центром региональной миграционной системы, что объясняется превышением трудовой миграции количества лиц, прибывающих в страну на постоянное жительство.

В работе рассматривается роль России на международном рынке труда, выявляются особенности иммиграции и эмиграции, представлены понятие мирового рынка труда, влияние составных частей мирового рынка труда на общемировую экономику и конкретные страны в зависимости от определенных факторов – миграции, эмиграции и т. п.

Исследуются проблемы регулирования трудовой миграции в контексте процессов глобализации и мировой политики иммиграции.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, миграционная политика, рынок труда, международное перемещение трудовых ресурсов, международная миграция, эмиграция, воспроизводство трудовых ресурсов.

Russia became the center of regional migratory system now that is explained by excess of labor migration of number of the persons arriving in the country to a constant residence.

In the work the concept the role of Russia in the global labor market, features of immigration and emigration come to light, of world labour market, the influence of components of world labour market on the world economy and specific countries depending on certain factors– migration, emigration, etc is presented.

Problems of regulation of labor migration are investigated in the context of processes of globalization and worldwide policy of immigration.

Keywords: globalization, integration, migration policy, labour-market, international movement of manpower resources, international migration, emigration, reproduction of manpower resources.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3
1.Международный рынок труда, его особенности в современных условиях 4
1.1Понятие «международный рынок труда» 4
1.2Институциональная система регулирования международного рынка труда 8
1.3 Современное состояние международного рынка труда 11
2. Место России в системе международного рынка труда 21
2.1 Характеристика рынка труда в России 21
2.2 Роль России на международном рынке труда 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок труда играет очень важную роль в современной экономике. Как крайне сложный распределительный механизм, он обеспечивает соединение работников с рабочими местами. Тем самым оказывает влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики.

Мировой рынок труда является динамичным образованием, которое отражает процессы, происходящие в мировой экономике на каждом конкретном этапе ее развития.

На современном этапе развития международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики.

Целью курсовой работы является исследование места и роли Росии на международном рынке труда.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • исследовать понятие «международный рынок труда» и его виды;
  • изучить значение Международной организации труда;
  • рассмотреть современное состояние международного рынка труда;
  • дать характеристику рынка труда в России;
  • исследовать роль России на международном рынке труда.

Объектом исследования является рынок труда.

Предметом исследования является определение и место России на международном рынке труда.

При написании курсовой работы использовалась следующая информационная база: учебная литература, специализированные журналы, периодические издания, нормативные документы, методические пособия, ресурсы справочно-правовой системы «Гарант» и ресурсы сети Internet.

Методологической базой исследования являются такие ме­тоды, как системный подход, логический анализ и синтез, моделирование, классификация, группировки, сравнения, описательный, аналитический, статистический и графический методы, а также анализ относительных показателей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Международный рынок труда, его особенности в современных условиях

 

1.1Понятие «международный рынок труда»

 

В настоящее время исследователями в области мировой экономики нет единого мнения по поводу определения международного рынка труда.

Так, одни авторы полагают, что мировой рынок труда — это экономическое пространство мира, не имеющее четко обозначенных государственных или региональных границ, формирующееся и развивающееся за счет международных миграционных процессов, в первую очередь, в результате экспорта и импорта иностранной рабочей силы [5].

Другие исследователи считают, что при рассмотрении сущности мирового рынка труда помимо спроса и предложения на иностранную рабочую силу в тех или иных регионах мира обязательно необходимо учитывать влияние мировой динамики в политических, демографических и других процессах [6].

Третьи утверждают, что современный мировой рынок труда — это новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами», «наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса — предложения рабочей силы [8].

Ряд ученых рассматривают мировой рынок труда как открытую конкурентную систему, формирование которой подчинено законам спроса и предложения рабочей силы, которая находится под воздействием глобальных факторов влияния и одновременно определяется спецификой воспроизводства трудовых ресурсов в рамках национальных экономик [4,14].

Достаточно распространен и институциональный подход к определению мирового рынка труда как системы экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне [7].

В современной западной литературе отдельные авторы также полагают, что прошедший век продемонстрировал огромное и всевозрастающее влияние институциональных и культурных факторов на траекторию движения мировой экономики, характер использования рабочей силы. Они утверждают, что современная глобальная экономика характеризуется более глубоким типом интеграции, и настаивают на том, что необходимо рассматривать не только обобщенные показатели ее развития, но социально-культурные предпосылки функционирования мирового рынка труда, глобализации международной торговли, финансовых рынков [19].

Мировой рынок труда — это система экономических механизмов, норм и правил, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Мировой рынок рабочей силы – это перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране [3].

Мировой рынок труда — это самостоятельное образование, сегментами которого могут выступать как национальные рынки труда, так и отдельные регионы мира. Мировой (глобальный) рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на конкурентной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы в борьбе за качественные трудовые ресурсы [12].

Мировой рынок труда – это комплексное явление, связанное с ростом мобильности и возможности беспрепятственно выбирать рабочее место не только в рамках региона, страны, но и за ее пределами; изменением характера труда; эффективным распределением трудовых ресурсов в мировом масштабе; новыми требованиями к уровню подготовки рабочей силы [17].

Более того, полноценный мировой рынок труда может возникнуть только в условиях высокоэффективной мировой экономики, функционирующей на основе высокой производительности труда, интернационализации хозяйственных связей, совершенных рыночных отношений, многообразия форм собственности, разумного сочетания национальных и общечеловеческих интересов отдельных стран.

Мировой рынок труда как сфера обмена важнейшего фактора производства – труда зависит от институциональной гибкости национальных рынков способствующей или препятствующей мобильности рабочей силы. Институциональная гибкость рынка труда задается, в первую очередь, нормами трудового законодательства, однако важную роль играют и другие институциональные факторы: механизм формирования заработной платы, порядок индексации, система страхования по безработице, функции и влияние профсоюзных организаций, взаимодействие с рынком образовательных услуг [3].

Формирование международного рынка труда происходит двумя путями: во-первых, через миграцию рабочей силы и капитала и, во-вторых, через постепенное слияние национальных рынков труда, в результате чего устраняются юридические, этнические, культурные и другие препятствия между ними.

Важную часть международных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны.

Мировой рынок труда, как одна из форм международных экономических отношений, существует в виде трудовой миграции, т.е. международного переселения людей, перераспределения такого важного фактора, как трудовые ресурсы.

Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства.

Она включает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию.  Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны.

Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формируют международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Основными формами трудовой миграции являются:

  1. Безвозвратная миграция, когда работники выезжают за границу на постоянное место жительства, часто с семьями.
  2. Сезонная – для работы в сельском хозяйстве, рыболовстве, курортно-оздоровительной сфере, туризме.
  3. Маятниковая (приграничная), т.е. ежедневный приезд граждан на работу в соседнюю страну.
  4. Нелегальная, т.е. нелегальный въезд в страну с последующим устройством на работу.
  5. Вынужденная, вызванная войнами, революциями, стихийными бедствиями, эпидемиями.
  6. «Утечка умов» — это выезд за границу учёных, специалистов, деятелей литературы и искусства.

В практической экономической жизни один вид миграции может легко превращаться в другой под воздействием факторов долгосрочного характера.

Перемещение трудовых ресурсов стран-доноров (из которых трудовые ресурсы уезжают за границу для трудоустройства) в страны-реципиенты (которые принимают трудовые ресурсы, прибывающие для трудоустройства) вызвано в большинстве случаев экономическими причинами, такими как максимизация собственной прибыли каждого наемного работника.

Международное перемещение трудовых ресурсов, в том числе временное, оказывает воздействие на социально-экономическое развитие стран-доноров и стран-реципиентов трудовых ресурсов.

По мнению отдельных авторов [4,5,8,11], для стран-доноров международная миграция имеет ряд положительных моментов.

  1. Возможность трудоустройства мигрантов с низким уровнем образования, создание бизнеса в стране-реципиенте не в реальном секторе экономики, а в сфере услуг, в первую очередь в сервисе и торговле, в частности, в уборке улиц и помещений, транспортных перевозках, ресторанном и т.д., что может не требовать специальной подготовки, зачастую необходимой для работы в реальном секторе экономики [4].
  2. Возможность для иммигрантов участвовать в так называемой «этнической экономике» принимающей стороны, следовательно, получать конкурентные преимущества, а значит, максимизировать свои доходы при оказании услуг заказчикам за счет обслуживания платежеспособных представителей своего этноса.
  3. Инвестирование мигрантами денежных средств в народное хозяйство страны происхождения, что обеспечивает создание рабочих мест, рост ВВП и рост доходов занимающих эти места лиц.
  4. Иммигранты с низким уровнем образования (которых обычно бывает большинство в общем потоке временно переезжающих из менее экономически развитых стран в более экономически развитые), по существу, перестают являться для страны-донора перспективным фактором и носителем интеллекта, который, согласно неравновесной экономической теории, является источником прибавочной стоимости, поскольку таким иммигрантам в стране-реципиенте предлагаются тяжелые, опасные, низкооплачиваемые работы, от которых отказываются местные жители.
  5. Эмиграция снижает уровень безработицы в странах-донорах, освобождая неэффективные правительства от почетной обязанности максимизации уровня трудоустройства своих граждан. Это ведет к усугублению проблемы, связанной с отсутствием государственного регулирования, только укореняя неэффективные правительства в заблуждении о его ненужности. В результате страны регулярно лишаются значительного количества трудовых ресурсов в пользу третьих стран.
  6. В странах-донорах выезд за границу трудовых ресурсов снижает конкуренцию на собственном внутреннем рынке, что ведет к снижению уровня производительности труда и валового внутреннего продукта.

Для стран-реципиентов  отдельными авторами [6,8,12,15] отмечаются следующие «минусы» международного перемещения трудовых ресурсов, которые также вызваны рентностью и неравновесной сущностью международного рынка труда.

  1. Иммигранты нанимаются на работы в трудоемкие и низко ителлектоемкие отрасли, на рабочие места, не пользующиеся спросом у коренных жителей, так как оплата таких работ не обеспечивает воспроизводства занятых в этих отраслях трудовых ресурсов. Однако наличие иммигрантов на рынке трудовых ресурсов, понижает ставку оплаты труда до уровня, который может быть еще ниже воспроизводственного, тем самым избавляя предпринимателей от необходимости делиться частью заработанного дохода с наемными работниками с целью удержания его в компании — наемные работники и так вынужденно согласны работать за весьма низкую оплату труда.
  2. Временные иммигранты, соглашающиеся на низкий, демпинговый уровень оплаты труда, большую часть своих сбережений отправляют на родину, оставляя себе только небольшие суммы для текущего потребления, что в ни в коей мере не способствует повышению их платежеспособного спроса в стране-реципиенте и накоплению денежных средств в их распоряжении [6].
  3. Иммиграция улучшает демографическое положение стран-реципиентов, однако, улучшение демографической ситуации в стране возможно только за счет привлечения «интеллектоносных» трудовых ресурсов.
  4. Страны-экспортеры трудовых ресурсов при регулировании экспорта преследуют следующие цели: за счет эмиграции трудовых ресурсов способствовать сокращению безработицы; увеличивать поступление валютных средств за счет денежных переводов эмигрантов из-за границы; стимулировать возвращение мигрантов на родину после приобретения ими за рубежом образования и профессий; защищать экономические и социальные права трудящихся эмигрантов в странах их пребывания. Правительства стран-доноров поощряют выезд категорий трудящихся, на профессии которых нет соответствующего спроса. Очевидно, данные цели ориентированы исключительно на достижение интересов стран-доноров трудовых ресурсов, и они реализуются на практике.

В ближайшие десятилетия проблема международного перемещения трудовых ресурсов будет оставаться одной из самых злободневных, требующей участия правительств конкретных стран и всего международного сообщества.


1.2 Институциональная система регулирования международного рынка труда

 

Сложившаяся система трудовых отношений на национальных рынках труда и мировом рынке предполагает более эффективную работу со стороны координирующих работу данной системы организаций. Среди проблем, которые требуют активного вмешательства в свободный рынок рабочей силы, можно обозначить следующие:

-нарушение трудовых и социальных прав работников и трудящихся-мигрантов;

-применение детского труда в промышленном производстве, сельском хозяйстве и т.д.;

— гендерная дискриминация при найме на работу, продвижении по служебной лестнице, увольнении, получении профессионального образования; усиливающаяся безработица, особенно среди молодого населения и социально уязвимых групп населения; усиление риска травматизма, профессиональных заболеваний и т.д.;

— старение населения и. кризис пенсионных систем и т.д.

Многие проблемы имеют длительную историю, но активные попытки их решения начали предприниматься на международном уровне только в XX в.

Одной из первых была создана Международная организация труда (МОТ), которая начала свою деятельность сразу после окончания Первой мировой войны в 1919 г. Международная организация труда (МОТ) представляет собой учреждение Организации Объединенных Наций, которое имеет особые полномочия в сфере труда

МОТ оказывает всестороннюю поддержку трудящимся во всем мире, принимая конвенции и рекомендации, которые гарантируют основные права работников, прежде всего на свободу ассоциаций, организаций, коллективные переговоры, равенство возможностей и обращения, ликвидацию принудительного труда.

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Приоритетными объектами регулирования выступают:

-продолжительность рабочего дня через контроль за соблюдением его длительности;

-предложение труда, предотвращение безработицы и обеспечение адекватного уровня жизни;

-защита работников от болезни, травмы, причиной которых может стать способ труда работника; защита детей, молодежи и женщин;

-социальное обеспечение по старости и болезни, защита труда мигрантов и др.

МОТ имеет уникальную для Организации Объединенных Наций трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — «социальные партнеры» в экономике — имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ. МОТ также поощряет подобную трехстороннюю структуру в своих государствах — членах путем содействия «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями при разработке и в случае необходимости применении национальной политики по социальным, экономическим и многим другим вопросам.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на ежегодной Международной конференции труда. Она является высшим органом МОТ. Каждое государство — член МОТ имеет право направить на конференцию четырех делегатов, два от правительства и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться и голосовать.

Международное законодательство в сфере труда является необходимой составляющей регулирования мирового рынка труда и его национальных сегментов.

Основные документы МОТ, содержащие нормы в области политики занятости: Конвенция № 168 и Рекомендация № 176 о содействии занятости и защите от безработицы, 1988 г.; Конвенция и Рекомендация №122 о политике в области занятости, 1964г.; Рекомендация №169 о политике в области занятости (дополнительные положения), 1984 г.; Конвенция № 136 о специальных программах для молодежи, 1970 г., и др.

Основные методы, используемые в работе МОТ:

-развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм);

— разработка и принятие международных трудовых норм, конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность);

-оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством;

-проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм — основной метод работы МОТ, его отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально- трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей. МОТ оказывает постоянную помощь странам в развитии трипартизма, в работе организаций трудящихся и предпринимателей, в повышении их роли в решении трудовых проблем, в укреплении институтов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства.

Нормотворческая деятельность — разработка конвенций и рекомендаций и контроль за их применением — была и остается главным методом и основой всей деятельности МОТ. Конвенция — это международный акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения. Рекомендации играют роль ориентиров при выработке политики, разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере. Конвенции и рекомендации охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный трудовой кодекс.

 

1.3 Современное состояние международного рынка труда

 

Современный мировой рынок труда имеет ряд отличительных особенностей.

  1. Рост масштабов международной трудовой миграции.
  2. Разнонаправленность потоков трудовой миграции. Это миграция из развивающихся стран в развитые; перекрестная миграция в рамках развитых стран; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся страны, и наоборот. Международная миграция высококвалифицированных специалистов получила название «утечки умов». Формы «утечки умов» могут быть различными: выезд в страну занятости на постоянное место жительство, выезд за рубеж на контрактной основе.
  3. Изменение структуры трудовой миграции. В частности, увеличивается доля молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Например, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии и Нидерландах. Изменяется этническая структура миграции. Это связано с тем, что возрастает доля цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки.

На территории принимающей страны они образуют большие общины, где живут в соответствии со своими обычаями, традициями, культурой. Нередко между коренными жителями и иммигрантами возникают конфликты на этнической и религиозной почве.

  1. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. Так, в Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.
  2. Формирование «черного» рынка труда. «Черный» рынок труда образует нелегальная рабочая сила. Это труд более дешевый, чем легальный, поэтому он используется с целью увеличения прибылей. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев — безработные.
  3. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Но в основном не российские работники едут работать за рубеж, а Россия принимает у себя иностранных работников. Иностранные рабочие чаще всего используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный район, по всей России работают иммигранты из Вьетнама, Китая, Турции

Кроме того, выявлена тенденция прямой зависимости миграции рабочей силы в высокотехнологичный сектор экономики в зависимости от показателя ВВП, что является предпосылкой для развития мировой экономики. При этом в целом безработица растет, поскольку с развитием технологий и виртуальной экономики количество занятых в народном хозяйстве снижается.

Однако распределение занятых на рынке труда происходит неравномерно. В определенных секторах занятость растет. Наиболее ярко до сих пор это проявлялось в финансовом секторе, где рост финансовых потоков сопровождался увеличением работников, несмотря на виртуализацию сектора финансов.

Еще одна тенденция и одновременно проблема — обесценивание малоквалифицированного труда  и наблюдается противоречие на рынке труда, когда с одной стороны масса людей в развитых и не очень развитых странах не могут найти работу, а с другой — во всем мире ярко высвечивается нехватка квалифицированных специалистов, прежде всего инженерных специальностей.

Кроме того идет  возврат производства из азиатского региона в Америку и Европу. Происходит это по той причине, что роботы становятся дешевле, чем рабочие Юго-Восточной Азии. Возвращающиеся производства нуждаются почти исключительно в высококвалифицированных сотрудниках по обслуживанию и программированию роботов.

В мировом рейтинге профессий наиболее востребованных для иммигрантов среди 20 самых нужных профессий 10 связаны с инженерным трудом и ИТ, 7 — с медициной, востребованы также — бухгалтеры, психологи и шеф-повары.

Новый доклад Международной организации труда (МОТ) «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2017» включает графическую и цифровую таблицу с прогнозом уровня глобальной безработицы на 2017 и 2018 годы в развитых странах, в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах (рисунок 1.1)

Рисунок 1.1. – Прогнозный уровень безработицы [12]

Кроме того, в докладе говорится о качестве рабочих мест, о незащищенных формах труда и о том, что дефицит достойного труда вызывает социальное недовольство и вынуждает людей мигрировать. Исследование предоставляет стратегические направления для стимулирования экономического роста и возможности для достойного труда во всем мире.

Экономический рост продолжает разочаровывать, а дефицит достойных рабочих мест остается широко распространенным.

Глобальный рост ВВП достиг шестилетнего минимума в 3,1% в 2016 году, что значительно ниже прогнозируемых годом ранее темпов. Ожидается, что скромные темпы роста сохранятся и в последующие два года – в 2017 году (3,4%) и 2018 году (3,6%). Между тем, в докладе подчеркивается, что прогнозы роста на 2017 год уже неоднократно пересматривались в сторону уменьшения (с более чем 4,6% в 2012 году до 3,4% в 2016 году), а повышенная неопределенность в отношении развития мировой экономики сохраняется.

Неутешительные показатели за 2016 год и слабые экономические прогнозы на 2017 год в целом вызывают озабоченность по поводу способности экономики генерировать достаточное количество новых рабочих мест, улучшить качество существующих рабочих мест и обеспечить равномерное распределение доходов. Страны по всему миру сталкиваются с двойной проблемой: устранение ущерба, причиненного в результате кризиса, и создание качественных рабочих мест для новых участников рынка труда.

1.Во-первых, ожидается, что число безработных увеличится на 3,4 миллиона в 2017 году.

Как ожидается, число безработных и уровень безработицы останутся высокими в краткосрочной перспективе, в то время как численность рабочей силы продолжит расти. Согласно прогнозам, глобальный уровень безработицы незначительно увеличится в 2017 году, до 5,8% (с 5,7% в 2016 году) или на 3,4 миллиона безработных во всем мире (в результате общий уровень безработицы немного превысит 201 млн в 2017 году). В случае, когда глобальный уровень безработицы, как ожидается, останется на относительно стабильном уровне в 2018 году, темпы роста тех, кто находится в поисках работы, будет опережать создание новых рабочих мест, что добавит еще 2,7 миллиона безработных во всем мире.

Увеличение уровня безработицы и рост числа безработных в 2017 году будет зависеть от ухудшения ситуации на рынке труда в развивающихся странах, что обусловлено многочисленными рецессиями, зарегистрированными в 2016 году и продолжающими наносить ущерб рынкам рабочей силы в 2017 году. Число безработных в развивающихся странах, как ожидается, увеличится примерно на 3,6 млн между 2016 и 2017 годами, в течение которых уровень безработицы в развивающихся странах вырастет до 5,7%, по сравнению с 5,6% в 2016 году. Тревожная ситуация складывается в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где, как ожидается, уровень безработицы вырастет в 2017 году с 0,3% до 8,4% в основном из-за роста безработицы в Бразилии.

В развитых странах в 2017 году безработица, напротив, должна сократиться с 6,3% до 6,2%. В Европе, в особенности в северной, южной и западной ее частях, уровень безработицы продолжит свое снижение, однако замедлится общий темп роста и наметятся признаки ухудшения структурной безработицы. Подобная ситуация складывается в Канаде и США. Таким образом, в Европе и в Северной Америке уровень длительной безработицы постоянно держится на высоком уровне по сравнению с докризисными показателями, а в странах Европы он продолжает расти, несмотря на снижение уровня безработицы. Доля безработных, находящихся в поиске работы в течение 12 месяцев и более, достигла 47,8% во втором триместре 2016 года, по сравнению с 44,5 % за аналогичный период в 2012 году. Во втором триместре 2016 года примерно две трети из этой группы – в общей сложности около 6 млн человек – числились безработными более двух лет.

Также, в 2017 году ожидается рост уровня безработицы в развивающихся странах, показатели безработицы в 2017 и 2018 годах будут варьироваться в пределах 5,5%. Вместе с тем, для многих развитых и развивающихся стран основной проблемой останется низкий уровень занятости рабочей силы, а также высокая доля самозанятых работников и неоплачиваемых работников семейных предприятий, классифицированных в категории уязвимой занятости.

2.Во-вторых, незащищенная занятость по-прежнему остается широко распространенным явлением, наносящим значительный ущерб более 1,4 млрд работников по всему миру.

В большинстве своем эта категория работников подвержена существенному риску, так как в отличие от официально трудящихся граждан они зачастую лишены доступа к системе социальной защиты. Лишь незначительные улучшения доли рабочих в незащищенной занятости ожидаются в ближайшие годы: уровень незащищенной занятости сократится на менее чем на 0,2 процентных пункта в год в течение следующих двух лет, по сравнению со средним ежегодным снижением в 0,5 процентных пункта в период между 2000 и 2010 годами. Доля уязвимых форм занятости останется выше 42% от общего числа занятых в 2017 году, что составляет 1,4 миллиарда человек во всем мире. Фактически почти каждый второй работник в странах с формирующимся рынком занят на уязвимых рабочих местах, а в развивающихся странах – каждый четвертый из пяти работников. В результате ожидается, что число работников на уязвимых рабочих местах за год вырастет на 11 млн., и наибольший рост будет отмечаться в странах Южной Азии и в странах Африки к югу от Сахары.

3.В-третьих, сокращение работающих бедных замедляется, что ставит под угрозу реализацию целей устойчивого развития.

Бедность среди работающего населения оставалась проблемой в 2016 году, почти половина рабочих в Южной Азии и почти две трети работников в странах Африки к югу от Сахары жили в условиях крайней или умеренной бедности (т.е. живущих на менее чем $3,10 в день). Показатели бедности среди работающих снижаются в течение длительного времени. Эта тенденция, как ожидается, продолжится и в 2017 году. В развитых и развивающихся странах доля работников, живущих в условиях умеренной бедности или крайней нищеты, как ожидается, снизится с 29,4% в 2016 году до 28,7% в 2017 году. Однако прогресс в снижении уровня бедности среди работающих замедляется.

Абсолютное число работающих бедных также снижается в последние годы, однако темпы этого сокращения в настоящее время также замедляются, а в развивающихся странах даже растут. В условиях, когда уровень и число работающих бедных резко упало в странах с формирующимся рынком, прогрессы, зарегистрированные в развивающихся странах, оказались слишком медленными, чтобы соответствовать росту занятости рабочей силы. Число работников, которые зарабатывают меньше, чем $3,10 в день, в течение следующих двух лет, как ожидается, увеличится примерно на 3 миллиона в год.

  1. Сохраняются неравенство в возможностях и социальное недовольство.

Этот список социальных тенденций объясняется несоразмерностью, которая может выражаться чаще в зависимости от различных демографических групп. Неравенство шансов между мужчинами и женщинами на рынке труда, сохраняющееся во многих областях, относится к категории основных проблем. В 2017 году в Северной Африке риск лишиться работы у работающих женщин в два раза выше, чем у мужчин. Кроме того, женщины систематически занимают лидирующие позиции в уязвимых формах занятости в странах Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и в арабских странах.

Неравенство между мужчинами и женщинами на рынке труда отражается и в разнице в оплате труда. Как показано в Глобальном докладе МОТ «Заработная плата в мире в 2016–2017 гг.», разница в оплате труда, достигающая порой 40% (например, в Азербайджане), сохраняется, несмотря на законодательные достижения многих государств в сфере обеспечения равенства в оплате труда.

Глобальная неопределенность и отсутствие рабочих мест наряду с другими факторами нарушают социальную стабильность во многих регионах мира.

Текущая динамика рынка труда обусловлена влиянием циклических и структурных факторов, таких как сниженный рост производительности и усугубление неравенства доходов, которые могут привести к стагнации в долгосрочной перспективе. Если гипотеза длительного застоя подтвердится, то, согласно прогнозам МОТ, число безработных в последующие два года увеличится более чем на 1 миллион. Наиболее сильный удар придется на страны с развитой экономикой, в то время как страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны могут изначально получить массивный приток капитала как следствие негативного влияния замедления торговли и инвестиций.

Чтобы обеспечить справедливое и всеохватное содействие экономическому росту, нужен комплексный политический подход, направленный на устранение первопричин длительного застоя, таких как неравенство доходов, и одновременно учитывающий особенности конкретных стран. В докладе МОТ отмечается, что скоординированные усилия по созданию налогово-бюджетных стимулов и увеличению государственных инвестиций с учетом бюджетного пространства каждой страны могут дать незамедлительный импульс для глобальной экономики. Это приведет к снижению глобальной безработицы, относительно базового прогноза, на 0,7 млн в 2017 году и на 1,9 млн в 2018 году. В среднесрочной перспективе, эти усилия помогут развеять опасения медленного роста и будут способствовать инвестиционному спросу.

Долгосрочные тенденции, связанные с технологическим развитием и существующими структурными изменениями, также окажут влияние на характер экономического роста. В своей дальнейшей деятельности МОТ будет внимательно изучать последствия этих изменений, зарегистрированных на мировом рынке труда, в том числе их влияние на количество и качество рабочих мест.

 

Активные программы содействия занятости реализуются в зарубежных странах в таких направлениях, как:

-развитие человеческого капитала;

— стимулирование сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

-стимулирование создания/сохранения рабочих мест.

Виды мероприятий, реализованных в рамках данных направлений активных программ занятости в зарубежных странах, приведены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2- Виды мероприятий, реализованных в рамках активных программ занятости в зарубежных странах

Как видно из перечня видов активных мер политики занятости, приведенного на рисунке 1.1, значительная их часть в той или иной мере использовалась в Российской Федерации и продолжает использоваться в настоящее время как в государственных и региональных программах содействия занятости населения, так и в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, по ряду направлений активной политики занятости в зарубежной практике используется более широкий арсенал видов мероприятий, реализуемых на национальных рынках труда:

1.Активные программы, направленные на развитие человеческого капитала.

Программы профессионального обучения и переобучения, реализованные в зарубежных странах в интересах развития человеческого капитала, ориентированы на конкретные целевые группы населения, в том числе на пожилых граждан, инвалидов, молодежь, представителей коренных народов.

Особый интерес представляют не имеющие аналогов в России и получившие распространение программы профессионального обучения пожилых людей — группы населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

В США, например, была разработана и внедрена программа занятости пенсионеров в социальных службах. В рамках этой программы бедные и безработные пенсионеры получали обучение и оплачиваемую государством практику по специальностям работы в социальных службах, а также помощь в трудоустройстве посредством центров занятости.

В Канаде действует аналогичная по контингенту участников целевая программа для пожилых работников. Программа финансируется центральным правительством совместно с региональными и муниципальными органами власти и ориентирована на оказание содействия в обеспечении профессиональной подготовки и последующей занятости лиц, потерявших  работу, в возрасте от 55 до 64 лет, проживающих в местах или занятых в отраслях экономики, сильнее других пострадавших от безработицы.

В Германии внедрена специальная федеральная программа по дополнительному образованию пожилых и низкоквалифицированных работников по специальностям, связанным с дорожным строительством, в рамках которой осуществлялась переквалификация участников, способствующая сохранению их занятости или трудоустройству на новые рабочие места [7].

В интересах развития человеческого капитала в зарубежных странах в период международного финансового кризиса осуществлялись программы стажировки молодежи в некоммерческих организациях и на общественных работах (в основном экологической направленности), финансируемые за счет средств государственного бюджета.

В рамках данного направления активных мер политики занятости предоставлялись также гранты на завершение профессионального обучения.

  1. Активные программы, направленные на стимулирование сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Программы поддержки безработных, реализованные в зарубежных странах с целью стимулирования сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, предусматривают:

— компенсационные выплаты безработным;

— увеличение финансирования программ продуктовых карточек;

— увеличение размеров пособий по страхованию от безработицы;

— увеличение продолжительности периода выплаты пособий по безработице;

— выплата пособия по безработице в период профессионального переобучения [43].

  1. Активные программы, направленные на стимулирование создания/сохранения рабочих мест

Одним из широко используемых в зарубежных странах инструментов активной политики занятости, направленных на стимулирование создания/сохранения рабочих мест, являлось прямое государственное инвестирование.

Подобный инструмент использовался в США, Канаде и Германии, при этом инвестирование осуществлялось:

— в объекты государственной и/или региональной инфраструктуры, в том числе с целью повышения их энергоэффективности и/или экологичности;

— в объекты индивидуального жилищного строительства;

— в инновационные/модернизационные проекты, в том числе в альтернативные энергетические и экологические проекты.

Объем и направления инвестиций определялись при этом с учетом национальных приоритетов.

Обращает на себя внимание ряд особенностей инвестиционных программ, используемых в качестве мероприятий активной политики занятости в зарубежных странах в кризисных условиях:

-многообразие специализированных целевых инвестиционных программ, управляемых различными структурами;

-использование в качестве структур управления инвестиционными проектами специализированных фондов — как государственных, так и негосударственных;

-сочетание конкурсного и внеконкурсного принципов отбора инвестиционных проектов и их участников;

-уровень софинансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета, не превышающий, как правило, 75%.

Достаточно распространенным за рубежом являлся такой инструмент активной политики занятости, как программы «распределения труда». Эти программы представляют собой трехстороннее соглашение, заключаемое работниками, работодателями и уполномоченным органом государственной власти. При этом заявка на подписание соглашения (на определенный срок, с определенного числа) предоставляется совместно работником и его работодателем.

В рамках таких соглашений пострадавшие от кризиса предприятия (что документально доказывается в заявке) не сокращают работников, а переводят их на неполный рабочий день; при этом государство выплачивает работникам специальное пособие на срок действия соглашения.

Таким образом, наблюдается  значительное сходство мероприятий, используемых в рамках активных программ содействия занятости в ряде зарубежных стран (США, Канада, Германия) и в России.

Наряду со сходством установлено применение в этих программах за рубежом целого ряда иных, не имеющих аналогов в отечественной практике, мероприятий, в том числе:

— программы профессионального обучения и переобучения пожилых граждан, инвалидов, представителей коренных народов;

— программы льготного налогообложения населения;

— программы льготного налогообложения бизнеса, особенно малого и среднего;

— программы прямого государственного инвестирования, в том числе в социальную и транспортную инфраструктуры;

— программы кредитования бизнеса, особенно малого и среднего.

Важно, что эти программы в зарубежных странах используются как инструменты не столько антикризисных, в том числе макроэкономических, мер, сколько активных мер регулирования рынков труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль России на международном рынке труда

 

2.1 Характеристика рынка труда в России

Состояние современного рынка труда в России крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Замедление экономического роста в России и кризисные явления продолжают влиять на отечественный рынок труда.  Несомненное воздействие на общую ситуацию оказали:

-событиями в Украине;

-санкциями Запада;

-присоединением Крыма;

-ростом цен;

-сохраняющейся инфляцией;

-низким уровнем жизни большинства населения;

-стагнацией экономики;

-остающимися стабильно высокими уровнями безработицы населения.

Основные тенденции рынка труда РФ:

  1. Несоответствие спроса и предложения.
  2. Острая потребность в представителях рабочих специальностей.
  3. Увеличение возраста соискателей и сотрудников.
  4. Рост доли альтернативных видов трудоустройства (фрилансеры, проектное сотрудничество и др.)

Уровень безработицы является основным показателем, характеризующим состояние рынка труда и занятости населения.

В настоящее время в области регулировании рынка труда и занятости населения действует государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013–2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298» . Целью программы заявлено «создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда». Поставленная цель предполагает достижение следующих задач:

— предотвращение роста напряженности на рынке труда;

— привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

— содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.

В настоящее время, согласно данным Росстата, уровень безработицы в России за период 2013-2016 г.г. является нестабильным (рисунок 2.1), при этом данный уровень безработицы ниже, чем мировой. Одним из объяснений этой тенденции может служить адаптация рынка труда к кризису за счет более гибких подходов к найму персонала.

Рисунок 2.1 – Динамика уровня безработицы в России и в мире

По данным  рисунка 2.1 видно,  уровень безработицы в России в 2016 г. удается сохранить на уровне 2013 г.

Выделяют пять основных причин безработицы в России:

-структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

-экономический спад (депрессия), который вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

-политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;

-сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

-изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.

Численность экономически активного населения в РФ постепенно растет. Так, численность экономически активного населения выросла с 75.5 млн. человек в 2013 г. до 76.7 или 52% от общей численности населения страны в 2016 году (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Анализ экономически активного населения в РФ

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.измен.2016 г. к 2014 г., %
Численность населения РФ, тыс.чел.

 

143300 146300 146500 146800 102,44
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.измен.2016 г. к 2014 г., %
численность рабочей силы всего, тыс.чел., в том числе 75529 75248 76588 76636 101,47
-занятые 71391 71539 72324 72393 101,40
-безработные 4137 3889 4264 4243 102,56
доля экономически активного населения, % 52,71 51,43 52,28 52,20 99,05

Доля экономически активного населения сократилась в период 2013-2016 г.г. на 0,95%, это связано, прежде всего, с тем, что численность экономически активного населения увеличилась на 1,47%, в то время как численность населения РФ – на 2,44%.

Структура численности занятых по видам экономической деятельности в России и некоторых зарубежных странах в 2016 г. представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2- Структура численности занятых по видам экономической деятельности в России и некоторых зарубежных странах в 2016 г.

По данным рисунка 2.2 видно, что структура численности занятых по видам экономической деятельности в России и некоторых зарубежных странах в 2016 г. неоднородна.

Согласно исследованию, проведенному кадровым холдингом «Анкор», рынок труда в 2016 году представлен преимущественно индустриальным направлением. Это связано с тем, что в последнее время на рынке машиностроения и приборостроения наметилась тенденция по переносу иностранного производства в Россию. Зарубежные компании ищут местных производственных партнеров, запускают новые участки. Соответственно, для обслуживания этих проектов им требуются специалисты.

Также активен и аграрный сектор. В кадровом холдинге «Анкор» отмечают, что работодатели ищут специалистов по эффективному выращиванию и разведению пород животных, сортов и культур растений. Причина активности этого сегмента понятна — попытки импортозамещения в производстве продуктов питания.

В условиях дешевеющего рубля востребованы специалисты в сфере оптимизации процессов, производств и логистики.

Снижение доходов населения спровоцирует расширение сети ломбардов, а значит, профессия геммолога станет вновь актуальной. Кроме того, эта структура будет нуждаться в менеджерах по развитию.

Также традиционно в топе — IT-специалисты, юристы по санкциям, менеджеры среднего и высшего звена.

Последние годы были сложными для рынка труда – причем как для работодателей, так и для самих работников. За это время они научились быстро адаптироваться к меняющейся ситуации в экономике и на рынке труда: работодатели более взвешенно подходят к процедуре оптимизации персонала, ставя в основу принятия решения эффективность процессов и личную эффективность  работников;  сотрудники же держатся за рабочие места, не выходя на рынок труда без «лишней надобности».  В 2017 году такой подход так же будет превалировать в действиях участников рынка труда.

При отсутствии негативных внешнеполитических факторов общий объем спроса  на персонал в 2017г. вырастет. Данный рост будет обеспечен изменениями   в  планах работодателей:  число компаний, планирующих расширение штата, превысит   в 2017 г. число компаний, собирающихся проводить сокращения. По оценкам специалистов годовой прирост числа новых вакансий составит порядка 10%.

Увеличение числа компаний, использующих политику найма временного сотрудников, как одного из наиболее эффективных инструментов оптимизации расходов на персонал. Количество вакансий для временного персонала вырастет на 20-30% в 2017г.

Дальнейшее расширение сегмента дистанционной работы:  все большее число видов деятельности может функционировать в формате удаленной работы.

Индексация заработных плат  пройдет в большинстве компаний, средний размер индексации – на уровне официальной годовой инфляции. Работники бюджетной сферы могут получить индексации в два раза ниже планируемой ранее.

 

2.2 Роль России на международном рынке труда

Россия — крупный участник международной миграции – занимает второе место по численности мигрантов в мире, уступая США. В большей степени действует как импортёр, но также и как экспортёр рабочей силы на мировом рынке. Зарубежная рабочая сила попадает в Россию по двум каналам. Первый – официальное привлечение российскими предприятиями при посредничестве Федеральной миграционной службы. Второй – нелегальная трудовая миграция. В России учёт официального привлечения рабочей силы ведётся с 1994 года. За прошедшие годы иностранная рабочая сила привлекалась более чем из ста стран. [3, 171]

Официальное привлечение иностранной рабочей силы в Россию вызвано рядом причин как экономического, так и не экономического характера: появление массовых рабочих мест, малопривлекательных для местных жителей в связи с низкой оплатой труда; падение престижа рабочих профессий, распад системы ПТУ, возможность свободной эмиграции из России; нарушение прав наёмных работников со стороны недобросовестных предпринимателей, неблагоприятный демографический фон и др.

С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда Россия осталась практически единственной из бывших союзных республик, которая ни прямо, ни косвенно (через законы о гражданстве, земле, языке и т.д.) не закрыла свои границ для всех бывших советских граждан, желающих в неё въехать, какой бы национальности они не были.

Система миграционного регулирования в России за последние годы претерпела кардинальные изменения, призванные существенно повысить ее качество, соответствие форм и методов деятельности задачам современного этапа развития страны. Данный процесс затронул все стороны системы: от законодательства до организационной структуры. Отправной точкой реформирования следует считать «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденную Президентом РФ 13.06.2012 г. и посвященную прежде всего направлениям развития внешней трудовой миграции. Данный документ включал широкий спектр направлений и целей миграционной политики, что позволило гибко откликаться на проблемы и вызовы, встающие перед страной во внутренней и внешней политике.

Согласно данным Росстата количеством мигрантов в России  в 2016 г. составило 261948 тыс. чел. (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Анализ численности мигрантов, прибывших в Россию и выбывших из России

Показатели 2013. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.измен. 2016 г. к 2013
Прибывшие в Россию, всего, чел. в том числе: 482241 590824 598617 575158 119,27
из стран СНГ, чел. 422738 529448 536157 511773 121,06
из стран ЕС, чел. 12423 11264 11496 10809 87,01
из других стран, чел. 47080 50112 50964 52576 111,67
Выбывшие из РФ, всего чел. в том числе: 186382 310496 353223 313210 168,05
Показатели 2013. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.измен. 2016 г. к 2013
из стран СНГ, чел 147853 259213 298828 256840 173,71
из стран ЕС, чел. 9384 12326 11533 11534 122,91
из других стран,чел, 29145 38957 42872 45196 155,07
Количество мигрантов, проживающих в России, всего 295859 280328 245394 261948 88,54
из стран СНГ, чел 274885 270235 237329 254933 92,74
из стран ЕС, чел. 3039 -1062 -37 -725 -23,86
из других стран,чел, 17935 11155 8092 7380 41,15

Таким образом, за период 2013-2016 г.г. количество мигрантов, прибывших в Россию увеличилось на 19,27%, при этом количество мигрантов из стран СНГ увеличилось на 21,06%, из других стран – на 11,67%, из стран ЕС сократилось на 12,99%. Согласно данным таблицы 2.1, количество мигрантов, выбивших из России увеличилось на 68,05%. Количество мигрантов, проживающих на территории РФ сократилось на 11,48%.

Сведения об иностранных гражданах, осуществлявших трудовую деятельность в России, в Росстате приведены по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В основном, «визовые» мигранты приглашаются на квалифицированную работу. Основные причины их привлечения — это реализация инвестпроектов с участием иностранного капитала, использование зарубежного оборудования, его установка, наладка, обслуживание квалифицированными специалистами, использование новейших технологий в строительстве, недостаток кадров определенной квалификации на территории.

В таблице 2.3 представлен анализ численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу.

Таблица 2.3

Анализ численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу [21]

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.

измен.

2016 г. к 2013 г.

Численность иностранных граждан из стран СНГ, тыс.чел , всего, в том числе: 947,3 866 33,5 25 2,64
Узбекистан 476,6 422 10 7,8 1,64
Таджикистан 162,8 145,7 10,7 8,3 5,10
Украина 124,9 139,5 4,2 2,7 2,16
Численность иностранных граждан из других стран, тыс.чел, всего в том числе: 162,5 176,8 148,6 118,6 72,98
Китай 71,3 71,7 49,4 40,5 56,80
КНДР 27,2 30,7 30,4 29,1 106,99
Турция 27,7 24,1 19,3 9,9 35,74

По данным таблицы 2.1 видно, что количество иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу за период 2013-2016 г.г.. существенно сократилось, так количество иностранных граждан из стран СНГ сократилась на 97,36%, из других стран- на 27,02% (рисунок 2.3).

Численность иностранных граждан из других стран в 2015-2016 г.г превышает численность иностранных граждан из стран СНГ. Это связано прежде всего, с тем, что с 2015 г. данные разрабатываются на основании:

-выданных разрешений на работу – для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке въезда;

-выданных патентов на осуществление трудовой деятельности у физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность подлежит регистрации – для иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы.

 

Рисунок 2.3- Динамика численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу

В таблице 2.4 представлен анализ численности иностранных граждан, имеющих действующий патент на осуществление трудовой деятельности в России.

Таблица 2.4

Анализ численности иностранных граждан, имеющих действующий патент на осуществление трудовой деятельности [21]

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Относит.

измен.

2016 г. к 2013 г.

Всего, тыс.чел. в том числе: 1117,80 2078,90 1656,30 1534,40 137,27
из стран СНГ, тыс.чел 1117,80 2077,60 1655,40 1532,60 137,11
граждан из других стран, тыс.чел, 0,00 1,30 0,90 1,80 111,80

По данным таблицы 2.2 видно, что численность иностранных граждан, имеющих действующий патент на осуществление деятельности в России, увеличилась на 37,27%, при этом за анализируемый период динамика численности не стабильна (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Динамика численности иностранных граждан, имеющих патент на осуществление трудовой деятельности в России

Структура распределения мигрантов, работающим в России,  по видам деятельности  представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.4 — Структура распределения мигрантов, работающим в России,  по видам деятельности

По данным рисунка 2.5 видно, что основная часть мигрантов занята в строительстве (36%), в торговле (16,6%), обрабатывающей промышленности (13,5%), сельском хозяйстве (9,1%). [12]

Сложившаяся структура занятости мигрантов свидетельствует в целом об их низкой профессиональной подготовленности, но следует отметить, что в последние годы, особенно в связи с событиями на Украине, увеличился приток высококвалифицированных специалистов. Среди наиболее привлекательных регионов для иностранцев в РФ – Москва и Московская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Приморский край. В совокупности они принимают 50% всего миграционного потока в стране.

На мировом рынке Россия выступает также как экспортёр рабочей силы. Легальный выезд составляет свыше 75 тыс. человек в год.

Наиболее привлекательными для высококвалифицированной рабочей силы странами остаются США, Канада и страны ЕС, Япония. Это постоянно действующий канал «утечки умов». Число российских учёных по разным данным определяется между 50 и 200 тыс. человек. Наиболее востребованы физики, биологи, математики. Значительная часть выезжающих работают по контракту в составе морских торговых и рыболовецких судов (Либерия, Южная Корея, Мальта и др.), в сфере отдыха и развлечений

Заключение

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия стала участником международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население страны принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством.

В настоящее время Россия является одновременно и страной-донором, и страной- реципиентом трудовых ресурсов. Одной из характерных черт обеспечения занятости в современной российской экономике является заметное, имеющее тенденцию к расширению привлечение и использование иностранной рабочей силы. Иностранные работники, участвуя в производстве товаров и оказании услуг, вносят ощутимый вклад в создание валового внутреннего продукта страны.

Сегодня Россия является активным участником международного трудового обмена. За последние десятилетия иностранная рабочая сила проникла практически во все сферы хозяйствования в России – от строительства и сельского хозяйства до медицины и авиастроения.

Иностранная рабочая сила поступает на территорию Российской Федерации из 147 стран мира. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Кыргызстан, Молдова, из стран дальнего зарубежья — Китай, Вьетнам, Турция, Северная Корея (КНДР). Самые масштабные миграционные потоки направлены в Россию из государств – участников СНГ. Доля основных стран-доноров дальнего зарубежья (Китай, Турция, Вьетнам) сокращается

На мировом рынке Россия выступает также как экспортёр рабочей силы. Легальный выезд составляет свыше 75 тыс. человек в год.

Наиболее привлекательными для высококвалифицированной рабочей силы странами остаются США, Канада и страны ЕС, Япония. Это постоянно действующий канал «утечки умов». Число российских учёных по разным данным определяется между 50 и 200 тыс. человек. Наиболее востребованы физики, биологи, математики. Значительная часть выезжающих работают по контракту в составе морских торговых и рыболовецких судов (Либерия, Южная Корея, Мальта и др.), в сфере отдыха и развлечений

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Бондарева Д.А. Мировой рынок труда / Д.А. Бондарева, И.А, Сорочайкин // Основы экономики, управления и права, 2012. — №2(2). – С.92-98.

2.Дикусарова М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации / М.Ю. Дикусарова // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 399-402.

3.Ермолаева, С.Г. Рынок труда: учебное пособие / С.Г. Ермолаева.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 108 с.

4.Зубенко В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 409 c.

5.Крицкая А. А. Анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации / А.А. Крицкая // Молодой ученый, 2017. — №7. — С. 253-256.

6.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. / В.К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 671 c.

7.Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / [Воробьева О.Д., Топилин А.В., Мукомель В.И. и др.]; Под редакцией  О.Д. Воробьевой, А.В. Топилина — Москва: Экономическое образование, 2012. —  328 с.

8.Министерство внутренних дел Российской Федерации – оф.сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/

9.Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Под ред. В.Б. Мантусова. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 447 c.

10.Мировая экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 399 c.

11.Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 519 c.

12.Мировой занятость и социальная перспектива: тенденции 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ilo.org/global/

13.Мищур С. В. Россия в процессах международной трудовой миграции / С.В. Мищур // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 609-613.

14.Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. — М.: Дашков и К, 2016. — 244 c.

15.Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 287 c.

16.Пшиканокова Н.И. Рынок труда и миграционные процессы в России / Н.И. Пшиканоккова // Вестник АГУ,2016. — №3 (186). -С.97-98.

17.Рязанцев С.В. Новые формы временной эмиграции из России// Наука. Инновации.Технологии. Научный журнал Северо-Кавказского федерального университета, 2014. -№2 (12). — С. 81-93.

18.Снитко Н.А. Регулирование международной рабочей силы в России / Н.А. Снитко // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. – №12. — С.267-275.

19.Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные отношения: учебное пособие / А.Р.Таймасов, З.М.Муратова, К.Н.Юсупов / под ред. А.Р.Таймасова. – М.: КНОРУС, 2016. – 288 с.

20.Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Н.Ф. Чеботарев. — М.: Дашков и К, 2016. — 352 c.

21.Федеральная служба государственной статистики – оф.сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

22.Шимко П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 392 c.

 

 

 

 

 

Узнать сколько стоит решение этого задания
(ответ в течение 5 мин.)
X