Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» для СПбГУПТД, пример оформления



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна

Высшая школа технологии и энергетики

 

 

 

Кафедра экономики и организации производства.

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика фирмы»

На тему 28: «Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны»

 

 

 

Выполнил: студент

Проверил:

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

1 Теоретические основы организации деятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса……………..………….

1.2 Особенности деятельности малых предприятий………………………..

2 Малый и средний бизнес как часть экономики Российской Федерации………………………………………………………………….…

2.1 Основные направления развития малого и среднего бизнеса в экономике России…………………………………………………………….

2.2 Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях……………….……………………..

2.3 Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..

3 Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения…….…………

Заключение…………………………….……………………………………..

Список литературы……………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

3

 

5

5

9

 

16

 

16

 

17

 

20

25

29

30

32

 

 

Введение

 

Устойчивое развитие экономики зависит от множества факторов, важнейшим среди которых является развитие малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство является базовым звеном рыночной экономики. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и оставляет те сферы, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.

Как самостоятельный и незаменимый элемент рыночной экономики малое и среднее предпринимательство способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса.

За счет мобильности, гибкости, инновационного подхода малые и средние предприятия способны быстро приспособиться к изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу, оперативно осуществлять производство новой й продукции малыми партиями Они имеют невысокие эксплуатационные расходы, создают рациональную структуру организации и управления, проводят постоянный поиск нетрадиционных решений и новых способов действий, характеризуются инициативностью и предприимчивостью

Значительный вклад в исследовании значения и роли малого и среднего предпринимательства внесли российские и зарубежные ученые М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, И.В. Мишуров и другие.

Таким образом, проблема развития малого и среднего бизнеса является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый и средний бизнес в их экономике. И лишь в нашей стране малое и среднее предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Объект исследования в курсовой работе – малое и среднего предпринимательство России.

Предмет исследования – организация деятельности малого и среднего предпринимательства в современной экономике России.

Цель работы – определить роль малого бизнеса в экономике страны.

Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие малого и среднего бизнеса, раскрыть его сущность;

определить особенности малого и среднего предпринимательства в экономике;

показать основные направления развития малого и среднего бизнеса в экономике России;

описать роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях;

рассмотреть меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

определить проблемы развития малого и среднего бизнеса и найти пути их решения.

Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы экспертов.

Методы исследования: системный подход, анализ, обобщение, экспертные оценки.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы организации деятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, дается понятие малого и среднего бизнеса, раскрывается его сущность и особенности.

Во второй главе малый и средний бизнес рассматриваются как часть экономики России. Приводятся основные направления их развития, определено роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях.

Третья глава посвящена рассмотрению проблем малого и среднего бизнеса и путям их решения.

1 Теоретические основы организации деятельности

малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса

 

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Понятие «малое» — это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности. Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работников предприятия. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом [3, с. 8].

Малые предприятия — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня малых и средних (МСП) освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках. Кроме того, в условиях карантина по коронавирусу правительство подготовило меры поддержки субъектов МСП.

Чтобы узнать, какие предприятия относятся к малому бизнесу, достаточно заглянуть в созданный с 01.08.2016 единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:

  • сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Там же можно получить информацию о том, какие предприятия относятся к микропредприятиям в 2020 году [17].

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. К ним относятся фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 оценка малого бизнеса для расчета максимального размера доходов за прошедший год включает не просто всю выручку по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому бизнесу: таблица критериев малого и среднего предпринимательства в 2020 год включает показатели дохода и численности сотрудников (таблица 1) [17].

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий к МСП

Критерии Среднее Малое Микропредприятие
Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников 101-250 человек 100 человек 15 человек

 

Как видно из таблицы, критерии микропредприятия 2020 — это доходы меньше 120 млн рублей в год и количество сотрудников — не более 15.

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним перечень того, кто относится к малым предприятиям в 2020 году, критерием долей в капитале.

Таблица 2

Доли в капитале

 

Доля участия других лиц в капитале Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

 

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

 

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

 

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ №209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям. С 01.12.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 №313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже вправе претендовать на поддержку государства.

Утверждены критерии малого бизнеса на 2021 год [15].

В.В. Путин подписал закон, который устанавливает новые лимиты для малого предприятия. Термин «субъекты малого предпринимательства» теперь распространяется и на предпринимателей.

Два изменения в критериях, которые произошли недавно. Первое. Раньше нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А теперь — доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически.

Второе. Владимир Путин подписал Федеральный закон  № 313-ФЗ, которым установил новые критерии малого бизнеса в России. Федеральным законом снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий. Ограничения снимаются для случаев, когда иностранное юрлицо само относятся к малым или средним компаниям.

Основные критерии малого бизнеса на 2021 год приведены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии отнесения предприятий к МСП

Критерии Среднее Малое Микропредприятие
Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников 101-250 человек 16-100 человек 15 человек

 

ИП также должны соответствовать этим критериям.

Действующее законодательство не предусматривает какой-либо отдельный учет либо регистрацию субъектов малого бизнеса. Какими-либо документами статус МСП также не подтверждается. Достаточно того, что фирма или коммерсант подпадает под установленные критерии. Выручку подтвердят налоговые регистры. При УСН это Книга учета. Она утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. Также понадобится расчет средней численности работников фирмы.

Заметим, что на УСН эти показатели нужно отслеживать постоянно, чтобы не «слететь» со спецрежима. Состав учредителей поможет определить решение об учреждении ООО или выписка из Единого госреестра юрлиц (ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно Инструкции к Плану счетов бухучета аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы, в частности, обеспечивать формирование информации по учредителям организации и стадиям формирования капитала.

К субъектам малого бизнеса относятся коммерческие фирмы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209ФЗ). Некоммерческие организации (НКО) не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением потребительских кооперативов. В статье 123.2. ГК РФ «Основные положения о потребительском кооперативе» говорится, что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Поэтому, например, гаражные строительные кооперативы при соблюдении остальных критериев относится к малому бизнесу (эти критерии приведены в статье). Соответственно НКО, которые не отвечают этому требованию, не являются малым бизнесом. Например, ТСЖ к малому бизнесу не относятся.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реального отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Под субъектами предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [22, с. 6].

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.

Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально учитывается и контролируется.

Юридическое лицо — учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличием устава, печати, счета в банке, государственная регистрация, названия). В качестве юридического лица может выступать не только группа граждан, но и отдельный гражданин. Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие.

Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив. Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель,  ни работник малого предприятия не являются владельцами  имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия.

 

1.2 Особенности деятельности малых предприятий

 

Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малыми предприятиями. Это сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, фотография, печатные услуги, обучение и т. д.

Каждая сфера малого предпринимательства имеет отличия в организации деятельности, экономических принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.

С точки зрения особенностей работы малые предприятия можно разделить на две группы: традиционные и инновационные (рисунок 1) [13].

Рисунок 1. Классификация МСП с точки зрения особенностей работы

 

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов и сферы деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примерами таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п. У владельцев этих фирм нет планов по стремительному развитию, они ориентируются на небольшие суммы прибыли и сохранение традиций в деятельности.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются первым шагом для будущего нового вида производства, новых продуктов. Наиболее характерным примером такого типа предприятий было первое предприятие  по сборке персональных ЭВМ. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует. Если новые виды товаров не будут покупаться, то предприятие разорится, и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело получит успех, то прибыль будет быстро расти, владелец очень быстро из мелкого бизнесмена превратится в крупного промышленного руководителя.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др [11, с. 425].

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

  • более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управления делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др [3, с. 8].

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами.

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Если коротко, то сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке.

Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является источником бюджетных поступлений.

Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Как и степень плотности населения по России, так и количество предприятий малого бизнеса не всегда равномерно распределяются по территории страны (Приложение 1, рисунок 2) [20].

К примеру, более 30% всех зарегистрированных индивидуальных предприятий сосредоточены в центральном регионе. На долю Москвы и Центрального округа приходится большая часть компаний. Примерно 34,5% — 2110,7 млрд. руб.

На втором месте Приволжский федеральный округ (1124,1 млрд. руб. или 18,3%), на третьем – Северо-Западный федеральный округ (777,8 млрд. руб. или 12,7%).

 

 

Рисунок 2. Оборот МСП по субъектам РФ (в действующих ценах, млрд. руб.)

 

Если рассматривать МСП в разрезе количества отгруженых товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (включая микропредприятия) по субъектам Российской Федерации (Приложение 2, рисунок 3) [20], то можно отметить, что позиции федеральных округов сохраняются.

Рисунок 3. Отгруженные товары собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (включая микропредприятия) по субъектам Российской Федерации (в действующих ценах, млрд. руб.)

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественный особенностей.

В первую очередь следует отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика — так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает его особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья — относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая отличительная черта — персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая особенность состоит в ключевой роли руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта — семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность фирмы.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80 [19, с. 74].

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, определяемые его ролью как работодателя, производителя товаров и услуг, катализатора научно-технического прогресса,  налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Здесь в основном используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти применения своим знаниям и навыкам на крупных предприятиях. Кроме того, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении; чего они лишены скажем в супермаркетах.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться в дальнейшем экологическая функция малого бизнеса. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий. Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу [13].

Таким образом, в краткосрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Долгосрочный положительный прогноз в плане развития предпринимательства затрагивает строительно-ремонтную отрасль, повседневные услуги для среднего класса, автосалоны и автосервисы и т.п.

С одной стороны, финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании, заметное число предприятий прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро-и малого бизнеса. Прежде всего, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т.п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта.

 

 

2 Малый и средний бизнес как часть экономики

Российской Федерации

 

2.1 Основные направления развития малого и среднего бизнеса в экономике России

 

В настоящее время в экономической жизни общества важна роль малого и среднего предпринимательства, определяющего темпы роста национального продукта, структуру и качество ВНП, состояние занятости населения.

Проблемами развития малого и среднего бизнеса на современном этапе в Российской Федерации являются:

— организационные проблемы (связанные с оформлением и регистрацией, открытием предприятий);

— проблемы материально-технического характера (нехватка производственных помещений и оборудования, низкая классификация персонала);

— финансовые проблемы (большие проценты на кредиты, низкий платёжеспособный спрос населения, высокая арендная плата и др.);

— недостатки в налоговой системе;

— кредитная необеспеченность и др [6, с. 53].

Развитие этого сектора экономики — необходимый элемент современного хозяйствования.

Стратегия развития малого бизнеса РФ рассматривает рост ВВП к 2030 г. до 40%. Пока же малый и средний бизнес в РФ составляет 25% от общего числа занятых в экономике, а в США около 40% валового продукта производят на предприятиях малого и среднего бизнеса, обеспечивая занятость почти половины трудоспособного населения [5, с. 57].

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.06.2020 года в РФ действовало 2936,9 тысяч экономических субъектов, из них в Центральном федеральном округе наибольшее количество -1945099 единиц, а в Дальневосточном и СевероКавказском федеральных округах наименьшее количество — 266 849 и 204 778 единиц соответственно.

Малый и средний бизнес является социально значимым бизнесом, обеспечивающим равновесие между рыночной эффективностью и решением социальных проблем.

Основными преимуществами малого бизнеса продолжают оставаться гибкость организационных структур управления, в связи, с чем и быстрота реагирования на изменения рынка, возможность самореализации через такие формы организации труда большого числа населения, высокая способность организаций к нововведениям.

Исследуя тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса, особый интерес представляют исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Авторы исследований в качестве проблем развития малого и среднего предпринимательства отмечают высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств, нестабильность законодательства, высокую арендную плату, коррупцию в органах власти и управления.

В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 года № 1083-р, разработанной на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018), приоритетным направлением развития финансовой поддержки малых и средних предприятий в среднесрочной перспективе является снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидий) в общем объёме средств, выделяемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств), а также создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [12, с. 6].

В последние годы активность предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса увеличилась, так на ежегодном предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальный проект!», проводимым Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» 23.10.2018 года в Москве, приняли участие более 2 000 предпринимателей из всех субъектов Российской Федерации, руководители и представители федеральных органов власти, главы регионов и муниципалитетов, студенты вузов и СМИ.

В рамках форума обсуждались механизмы реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, а также варианты их популяризации. Особое внимание было уделено исследованиям в области цифровой экономики, использования цифровых инструментов в текущих бизнес-процессах, анализу уровня их использования, готовности государства и российских компаний к переходу на цифровые технологии.

 

2.2 Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях

 

Рассуждая о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике страны, исследователи чаще всего отмечают повышение уровня конкуренции, их инновационную активность и социальную значимость. Во многих развитых странах устойчивость развития напрямую связана с этим сектором экономики, на долю которого приходится от 70 до 99 % от общего количества предприятий и от 65 % до 75 % в валовом внутреннем продукте. В российской экономической системе роль малого и среднего бизнеса не столь существенна, если говорить о подобных показателях, однако, важность развития этого направления, в том числе за счет программ государственной поддержки, не отрицается уже никем. Обсуждение проблем развития малого и среднего бизнеса, как фундаментального и необходимого элемента социально-экономической системы страны, происходит на самом высоком уровне.

Малое и среднее предпринимательство или малый и средний бизнес — это один из важнейших социально-экономических институтов во многих развитых экономических системах, являющийся основой существования среднего класса в современных теориях социальной стратификации. По мнению ряда специалистов, малое и среднее предпринимательство является устойчивой основой рыночной экономики.

Роль и место субъектов малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях в разных странах можно охарактеризовать такими показателями как доля работающих в этом секторе в общей численности занятых или доля субъектов в валовом внутреннем продукте стран (таблица 4) [11, с. 426].

Таблица 4

Основные показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства в разных странах (2018 год)

Страны Количество малых и средних предприятии  на 1000 жителей, ед. Доля работающих  в общей  численности занятых, % Доля малых и средних предприятий  в ВВП страны, %

 

Доля малых и средних  предприятий в общем количестве предприятий, %
Великобритания 27 35 50 99,5
Канада 33 47 27 98
Чехия 85 51 35 99,8
ЮАР 39 60 60 93,4
США 20 42 62 99,7
Япония 45 77 63 99,7
Россия 39 25 21 42

 

Из данных таблицы видно, что число занятых в этом секторе экономики в развитых странах составляет от 35 % и свыше 70 % (наиболее высокие показатели у Японии), а на долю ВВП приходится от 27 % и более 50 %. В России в 2018 году зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник, а вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны вырос по разным оценкам до 20-21 %.

В силу масштабов деятельности малое и среднее предпринимательство носит преимущественно региональный характер и занимает значимое место в экономике региона, способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Ориентируясь на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, малое и среднее предпринимательство в определенной степени влияет на позиционирование региона в системе национального хозяйства. Во всех без исключения регионах России малый бизнес на 75-90 % использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68-95 % удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до четырех административных районов [4, с. 32].

К числу социальных функций малого и среднего предпринимательства правомерно отнести, на наш взгляд, и содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей трудовой потенциал ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т. п. В условиях рыночной экономики большинство работодателей не рассматривает их в качестве полноценных работников, следовательно, не в состоянии обеспечить возможность трудоустройства.

Таким образом, наиболее важными задачами, решаемыми субъектами малого и среднего предпринимательства, являются:

— сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством сбалансирования спроса и предложения;

— развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений и навыков населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

— формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;

— создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса;

— развитие инновационного потенциала экономики страны, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования;

— ускорение реструктуризации экономики;

— формирование среднего класса эффективных собственников;

— повышение общей эффективности экономической системы и социально-политической стабильности в обществе;

— повышение и развитие конкуренции в преодолении отраслевого и регионального монополизма;

— усиление социальной роли малого бизнеса в снижении уровня безработицы;

— развитие консолидации и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства;

— улучшение состояния региональной экономики;

— развитие экономики муниципальных образований.

Таким образом, вследствие своей массовости по сравнению с крупным бизнесом, а также приближенности к конечному потребителю, социальную функцию, которую выполняет малый и средний бизнес переоценить очень сложно. Выраженным преимуществом субъектов малого и среднего предпринимательства является меньшая стоимость создания рабочих мест, что используется в практической деятельности при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, государство вправе рассчитывать на появление большего числа рабочих мест, чем при взаимодействии с работодателями других категорий.

 

2.3 Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Государство разрабатывает долговременную политику для достижения стратегических целей социально-экономического развития общества, а так же принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе большей инициативной части населения, сформированной в секторе малого и среднего предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. При этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.

Экономические механизмы в области поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Определенные из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса (субподряд, венчурные контракты, франчайзинг). При условии развитой рыночной экономики децентрализованные механизмы поддержки развития малого бизнеса являются более эффективными, чем централизованные. Достаточно высокая неопределенность хозяйственной деятельности, неразвитость рыночных механизмов регулирования взаимодействия экономических субъектов в России сдерживают действие децентрализованных механизмов, что повышает значимость государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства [7, с. 63].

К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства. Поддержка и регулирование малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями. Установление ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики государства.

Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия: Финансовое – программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб. Имущественное – предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков). Информационное – путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями. Консультационное – поддержка малого предпринимательства в 2020 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций. Образовательное – разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников [12, с. 4].

Государственные меры поддержки субъектов МСП в период карантина

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней [17].

Это меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий.

Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъектам малого бизнеса разрешено держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ №402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 №158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты [19].

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующиему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) МСП были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ №246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ №246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • фармацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 №322-ФЗ [17].

11 мая 2020 года Владимир Путин выступил с очередным обращением и объявил о новых видах поддержки:

  • кредит размером до шести МРОТ на каждого сотрудника смогут получить компании из наиболее пострадавших отраслей и социально ориентированные НКО;
  • льготная кредитная ставка составит 2% годовых;
  • если в компании через год будут работать хотя бы 90% сотрудников, государство спишет ей весь кредит и проценты по нему;
  • если в компании через год будут работать от 80% до 90% сотрудников, государство спишет ей половину кредита и процентов;
  • самозанятым из Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей вернут подоходный налог, заплаченный за 2019 год;
  • каждый официально оформленный самозанятый сможет сэкономить на выплате налогов сумму в размере одного МРОТ;
  • малые и средние предприниматели смогут претендовать на долю из 12 миллиардов рублей, которые регионы получат для микрофинансовой поддержки ИП, семейных предприятий, небольшого бизнеса.

На финансовое содействие в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года претендовали многие предприниматели. Но деньги между соискателями распределяют неравномерно. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей.

Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь можно выделить: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости, система здравоохранения, экологический туризм, коммунальные, бытовые и прочие услуги, социальное предпринимательство, инновационные технологии.

В отдельных регионах приоритеты иные – в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2020 года.

Действующие программы поддержки малого предпринимательства 2020 года ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и размером годового оборота. Срок деятельности фирмы – не более 2 лет. Обязательная регистрация субъекта в налоговой. Отсутствие долгов по налогам и социальным отчислениям в Пенсионный фонд, ФОМС, соцстрах. ООО или ИП включены в реестр СМП на сайте ФНС. Для получения финансовой помощи на открытие или развитие собственного дела нужно предоставить подробный бизнес-план. Полученные средства важно расходовать по назначению [15].

Различают несколько направлений субсидирования – на приобретение оборудования, сырья, компенсация затрат на аренду и др. По всем видам расходов требуется строгая отчетность в соответствующие организации.

Помощь, предусматриваемую мерами государственной поддержки малого бизнеса в России в 2020 году, оказывают разные инстанции. К ним относятся: Администрация города – предоставление необходимой информации. ТПП (Торгово-промышленная палата) – бесплатное консультирование по вопросам права, развития компаний, маркетинга и др. Оказание помощи для участия малого и среднего бизнеса в выставках федерального и международного уровня.

Таким образом, государство оказывает определенную поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса.

 

3 Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения

 

Анализ специфики деятельности малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства в РФ (таблица 5) [18, с. 24].

Таблица 5

Проблемы субъектов малого предпринимательства РФ в зависимости от сферы экономической деятельности

Категория субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Проблемные моменты

 

Субъекты МСП, которые активно используют заемные средства для производства товаров и услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию посредством услуг ростовщиков и преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МСП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и др. услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МСП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала-середины года
Субъекты МСП, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию
Субъекты МСП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МСП, работающие по государственному и муниципальному заказу Повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Субъекты МСП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

 

Субъекты МСП, оказывающие услуги в сфере транспорта

 

Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Все субъекты МСП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

 

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

  • создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
  • концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
  • формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
  • информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
  • упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
  • формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов [14, с. 185].

В настоящее время осуществляется перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг. Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности [9, с. 37].

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  3. Производство лекарственных препаратов и медицинской техники;
  4. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  5. Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Таким образом, успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать   благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление  которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

 

Заключение

 

Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

В настоящее время, как показывает анализ, малый бизнес в России только начинает развиваться, с каждым годом увеличивая обороты. Но это развитие различно по регионам и по отраслям деятельности. Необходимо развитие малых предприятий в сфере производства (сейчас же, около половины МП заняты в торговой сфере).  Малое предпринимательство нуждается в особой поддержке со стороны властей (как на государственном уровне, так и на муниципальном).

Меры, которые до настоящего времени были предприняты  государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый  и непоследовательный характер. Высокие налоги, высокие проценты по кредитам — две основные проблемы малого бизнеса на данный момент. Решить эти проблемы сможет только государство путем создания цивилизованного законодательного пространства, налоговых льгот, субсидирования, системы государственных заказов.

В настоящее время в России начинает осуществляться политика по созданию многочисленного среднего класса. Основу   формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов  на современном этапе социально-экономических преобразований в России, вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

Для успешного развития субъектов малого предпринимательства, действующих на территории РФ, мешают следующие проблемы: несовершенство законодательства по финансовой поддержке малого предпринимательства; недостаточное развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне; несовершенство системы обеспечения кредитами; действующая инфраструктура финансовой поддержки малого предпринимательства недостаточно развита на муниципальном уровне; административные барьеры при осуществлении финансовой поддержки; налоговое бремя; не достаточный уровень продвижения информации о финансовой поддержке бизнеса.

Список литературы

 

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство России: сайт: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru
  3. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. — М.: Финансы и статистика, 2018. – 454 с.
  4. Балдина Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета, серия «Экономика и право». 2016. — №4. – С. 26-34.
  5. Баринова В. А., Земцов С. П.Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование // Вопросы статистики. — 2019. — № 26. — С. 55-71.
  6. Боброва, О.С. Основы бизнеса. учебник и практикум для академического бакалавриата / Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А.. — М.: Юрайт, 2015. – 330 с.
  7. Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013. — 254 c.
  8. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предприниматель-ства / В.А. Долгушина// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2015. — №22. — С. 127-132.
  9. Драчева, Н. Малое предпринимательство как объект наблюдения в новейшей истории России // Предпринимательство. — 2019. — № 6. — С. 32–41.
  10. Земцов С.П. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России. — Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 40). — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. — С. 579 — 600.
  11. Казыбайкызы А. Роль малого и среднего бизнеса в современной экономике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 424-427: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article
  12. Каленская, Н. В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н. В. Каленская, Р. М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. — 2019. — № 2 (19). — С. 3–8.
  13. Катырин С. От первого лица / Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса / Radiorus.ru. test.radiorus.rfn.ru.
  14. Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017. — С. 184–188.
  15. Критерии малого бизнеса в России на 2021 год: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/352239-kriterii-malogo-biznesa-2021
  16. Малое и среднее предпринимательство в России. Серия «Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры». Вып. 4, 2016 г. — НАФИ
  17. Малое и среднее предпринимательство. Факты и показатели [Электронный ресурс] // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/20/numbers/
  18. Стасевич О.Ю. Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2016. — 48 с.
  19. Стенькина, Е. Н. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории / Е. Н. Стенькина, Е. Э. Котляр. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 73-75.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/
  20. Федеральная служба статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  21. Минэкономразвития РФ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/
  22. Шадченко, Н. Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / Н. Ю. Шадченко // Базис: науч-но-практ. журнал. 2018. № 1(3). С. 5-8.

 

 

 

Приложение 1

Оборот МСП по субъектам РФ

 

Ннаименование 2017 год 1) 2018 год 2) 2019 год 2)
Российская Федерация 6276,8 6622,0 6141,6
Центральный федеральный округ 2009,1 2107,5 2110,7
Белгородская область 70,2 62,9 60,9
Брянская область 37,8 33,9 35,8
Владимирская область 51,2 59,3 64,1
Воронежская область 122,4 118,0 101,1
Ивановская область 29,7 35,1 36,9
Калужская область 53,4 58,1 56,3
Костромская область 23,9 17,9 24,7
Курская область 34,8 48,9 44,9
Липецкая область 41,0 37,0 41,9
Московская область 505,5 577,3 534,9
Орловская область 24,0 27,0 28,6
Рязанская область 51,2 50,7 43,5
Смоленская область 52,9 53,1 48,0
Тамбовская область 45,9 44,4 44,4
Тверская область 43,8 50,3 50,8
Тульская область 55,8 53,3 57,3
Ярославская область 66,6 68,1 57,7
г.Москва 699,0 712,3 779,0
Северо-Западный федеральный округ 804,0 933,3 777,8
Республика Карелия 19,0 20,8 19,6
Республика Коми 22,0 22,6 19,7
Архангельская область 42,7 45,6 35,3
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) 3,9 2,5 2,0
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) 38,8 43,0 33,2
Вологодская область 41,1 46,1 44,0
Калининградская область 43,8 42,7 32,5
Ленинградская область 90,5 134,4 82,1
Мурманская область 33,6 39,3 30,2
Новгородская область 14,9 16,2 17,6
Псковская область 23,6 22,8 18,7
г.Санкт-Петербург 472,7 542,9 478,2
Южный федеральный округ 553,4 580,2 527,7
Республика Адыгея 18,5 21,9 11,9
Республика Калмыкия 2,6 2,1 2,4
Республика Крым 27,2 31,1 29,5
Краснодарский край 243,3 248,5 228,4
Астраханская область 13,4 10,2 11,5
Волгоградская область 84,4 81,9 71,3
Ростовская область 158,5 178,6 168,3
г. Севастополь 5,4 5,9 4,6
Северо-Кавказский федеральный округ 150,7 161,5 166,5
Республика Дагестан 11,8 13,8 14,9
Республика Ингушетия  —  — 5,1
Кабардино-Балкарская Республика 11,9 12,6 10,4
Карачаево-Черкесская Республика 12,2 14,0 14,4
Республика Северная Осетия-Алания 8,2 10,0 9,4
Чеченская Республика 3,0 1,9 4,2
Ставропольский край 103,6 109,3 108,1
Приволжский федеральный округ 1196,1 1237,9 1124,1
Республика Башкортостан 109,3 117,4 92,0
Республика Марий Эл 25,7 23,1 18,7
Республика Мордовия 28,4 32,2 25,2
Республика Татарстан 219,3 193,7 173,9
Удмуртская Республика 67,9 61,6 56,6
Чувашская Республика-Чувашия 43,0 50,7 49,2
Пермский край 87,9 102,1 97,4
Кировская область 40,7 49,4 42,0
Нижегородская область 191,2 204,5 186,5
Оренбургская область 67,0 75,5 64,6
Пензенская область 36,1 40,0 31,9
Самарская область 162,2 160,7 172,4
Саратовская область 75,2 86,3 71,7
Ульяновская область 42,2 40,8 42,1
Уральский федеральный округ 545,6 559,5 528,9
Курганская область 17,0 13,2 14,5
Свердловская область 216,8 239,5 229,8
Тюменская область 166,0 163,5 163,1
Ханты Мансийский автономный округ-Югра 84,4 81,6 74,4
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) 14,3 15,7 22,0
Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа) 67,3 66,1 66,7
Челябинская область 145,8 143,3 121,4
Сибирский федеральный округ 740,2 700,8 602,6
Республика Алтай 4,1 6,8 2,8
Республика Бурятия 10,8   11,7
Республика Тыва 2,5 3,3 0,9
Республика Хакасия 13,4 10,2 7,4
Алтайский край 89,7 87,4 91,8
Забайкальский край 17,6   19,8
Красноярский край 144,0 129,6 109,7
Иркутская область 76,8 84,5 67,3
Кемеровская область 80,2 90,6 67,2
Новосибирская область 189,1 187,5 166,9
Омская область 71,3 65,7 55,5
Томская область 40,7 35,2 33,1
Дальневосточный федеральный округ 277,7 341,3 303,3
Республика Бурятия   18,8 11,7
Республика Саха (Якутия) 25,1 26,8 30,0
Забайкальский край   21,7 19,8
Камчатский край 22,9 27,0 17,1
Приморский край 85,9 85,2 78,8
Хабаровский край 52,8 68,2 51,5
Амурская область 17,6 23,1 16,0
Магаданская область 24,4 20,1 23,3
Сахалинская область 43,9 42,9 45,3
Еврейская автономная область 4,0 2,4 2,5
Чукотский автономный округ 1,0 5,2 7,4

 

 

Приложение 2

Отгруженные товары собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (включая микропредприятия) по субъектам Российской Федерации

(в действующих ценах, млрд. руб.)

 

  2017 2018 2019
Российская Федерация 20 134 891 335 21 292 779 953 21 996 292 770
Центральный федеральный округ 8 641 619 750 8 978 208 881 8 242 965 595
Белгородская область 186 742 822 200 194 484 229 450 762
Брянская область 101 723 793 109 437 893 111 503 584
Владимирская область 161 274 601 187 191 749 181 309 770
Воронежская область 283 008 956 333 017 607 328 795 076
Ивановская область 132 326 841 159 784 241 165 557 852
Калужская область 156 553 180 156 035 290 173 372 711
Костромская область 57 174 109 72 032 266 69 901 988
Курская область 90 890 364 113 318 763 114 846 981
Липецкая область 115 867 892 129 175 826 128 138 240
Московская область 918 117 565 1 260 050 036 1 338 048 812
Орловская область 58 869 529 67 913 115 66 323 385
Рязанская область 115 114 753 142 802 224 148 407 384
Смоленская область 101 161 620 99 516 590 108 707 523
Тамбовская область 74 274 830 80 929 611 82 694 139
Тверская область 134 098 741 146 646 121 153 089 797
Тульская область 188 326 168 189 685 689 214 550 983
Ярославская область 127 952 660 181 775 153 186 551 893
г.Москва 5 638 141 326 5 348 702 224 4 441 714 716
Северо-Западный федеральный округ 2 376 001 102 2 607 653 325 3 071 119 730
Республика Карелия 67 521 289 80 065 248 82 492 945
Республика Коми 64 225 282 70 234 091 70 676 482
Архангельская область 83 898 099 96 595 648 129 136 591
Ненецкий автономный округ 2 255 294 2 415 900 3 449 458
Архангельская область (без АО) 81 642 805 94 179 748 125 687 133
Вологодская область 133 047 349 145 206 387 185 567 475
Калининградская область 227 743 788 236 081 685 225 667 032
Ленинградская область 186 999 517 226 956 061 290 802 561
Мурманская область 93 579 162 81 769 915 82 698 842
Новгородская область 47 901 799 46 366 456 46 665 414
Псковская область 65 791 449 71 794 468 82 689 528
г.Санкт-Петербург 1 405 293 370 1 552 583 367 1 874 722 861
Южный федеральный округ 1 650 423 349 1 471 909 895 1 592 959 132
Республика Адыгея (Адыгея) 26 727 902 35 167 330 36 094 637
Республика Калмыкия 6 233 699 8 199 675 8 692 990
Республика Крым 87 145 965 126 099 808 135 716 174
Краснодарский край 877 295 080 617 530 401 639 800 830
Астраханская область 53 427 551 54 884 308 60 279 687
Волгоградская область 191 858 559 193 805 113 234 826 678
Ростовская область 384 657 102 402 398 054 437 852 886
г. Севастополь 23 077 491 33 825 206 39 695 251
Северо-Кавказский федеральный округ 414 738 614 474 694 281 515 276 822
Республика Дагестан 112 599 823 151 001 629 165 474 807
Республика Ингушетия 8 830 443 9 260 850 12 219 240
Кабардино-Балкарская Республика 31 863 222 35 527 246 40 331 838
Карачаево-Черкесская Республика 12 130 335 12 821 472 13 379 661
Республика Северная Осетия- Алания 24 944 261 25 157 309 30 170 926
Чеченская Республика 29 052 383 40 180 157 40 095 437
Ставропольский край 195 318 148 200 745 618 213 604 912
Приволжский федеральный округ 2 964 734 364 3 287 081 007 3 772 212 578
Республика Башкортостан 379 961 890 425 221 578 468 377 840
Республика Марий Эл 90 139 087 98 185 782 65 102 373
Республика Мордовия 57 902 417 57 402 813 63 567 262
Республика Татарстан 486 196 219 653 964 278 823 678 505
Удмуртская Республика 142 352 541 154 740 375 192 968 448
Чувашская Республика-Чувашия 93 995 886 103 137 142 111 753 938
Пермский край 306 020 299 302 453 308 354 347 336
Кировская область 109 990 482 119 614 162 121 147 569
Hижегородская область 366 980 738 354 146 291 471 109 705
Оренбургская область 130 829 238 167 521 320 186 363 727
Пензенская область 141 990 863 136 818 482 151 352 816
Самарская область 387 734 407 385 336 199 434 038 707
Саратовская область 164 034 381 197 120 686 196 724 873
Ульяновская область 106 605 916 131 418 590 131 679 481
Уральский федеральный округ 1 460 420 847 1 524 183 054 1 651 707 881
Курганская область 40 095 256 46 927 115 56 452 460
Свердловская область 600 773 435 614 971 928 663 348 611
Тюменская область 500 795 239 529 279 863 557 755 968
Ханты-Мансийский авт.округ — Югра 234 586 124 246 339 219 258 737 354
Ямало-Hенецкий авт.округ 55 018 133 58 936 224 62 183 404
Тюменская область (без АО) 211 190 982 224 004 420 236 835 210
Челябинская область 318 756 917 333 004 149 374 150 841
Сибирский                                     федеральный  округ 1 923 926 276 2 072 347 118 2 207 109 984
Республика Алтай 12 597 720 15 762 868 19 029 416
Республика Бурятия 41 196 287  —  —
Республика Тыва 4 802 742 5 038 095 6 612 206
Республика Хакасия 27 601 630 33 975 386 31 974 786
Алтайский край 219 391 489 227 231 987 244 138 875
Забайкальский край 37 103 430  —  —
Красноярский край 330 852 038 346 747 044 366 442 208
Иркутская область 266 144 516 282 962 257 307 109 783
Кемеровская область 188 158 680 209 042 796 220 651 740
Новосибирская область 512 028 246 620 662 575 686 862 398
Омская область 161 789 767 202 316 558 201 619 324
Томская область 122 259 733 128 607 551 122 669 249
Дальневосточный                          федеральный  округ 703 027 033 876 702 392 942 941 047
Республика Бурятия  — 41 078 614 48 948 251
Республика Саха (Якутия) 84 205 115 104 726 511 110 392 131
Забайкальский край  — 40 460 991 47 394 262
Камчатский край 51 861 596 65 583 212 66 243 378
Приморский край 245 650 519 262 069 022 266 709 122
Хабаровский край 123 674 394 156 492 335 174 905 972
Амурская область 63 664 646 72 320 912 83 294 740
Магаданская область 33 668 907 36 835 699 40 372 835
Сахалинская область 86 702 485 81 857 352 90 978 740
Еврейская автономная область 9 234 450 10 732 553 9 201 804
Чукотский автономный округ 4 364 921 4 545 191 4 499 814

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.