Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

Ответы на вопросы по социологии (Вариант 4)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
21.Формы существования общественного разделения труда. Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Общественное разделение труда обусловливает специализацию производителей на выпуске отдельных товаров или услуг, в результате чего для полного удовлетворения потребностей людям приходится обмениваться результатами своей деятельности. В специализацию могут быть вовлечены отдельные люди, фирмы, города, регионы, даже страны. Общественное разделение труда — важный фактор экономики труда и роста его производительности. Формы общественного разделения труда: •территориальное разделение труда; •международное разделение труда. Весьма основательную трактовку территориального разделения труда дал Карл Маркс. В своей работе «Капитал» он определяет его как закрепляющие «определенные отрасли производства за определенными районами страны…». ТРТ обусловливают следующие основные факторы: •географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое); •национально-исторические особенности страны или регионов; •экономическое состояние; •социально-демографическое положение страны или регионов. В качестве синонима территориального разделения труда применяют понятие географическое разделение труда. Международное разделение труда (МРТ): Специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, а затем обмениваются ими. Сущность международного разделения труда — диалектическое единство процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов.

22.П.А. Сорокин: теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области. Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида. Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение). Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). 23.Социологическое рейдерство в избирательных кампаниях. Социология выборов (электоральная социология) — отрасль социологии, изучающая комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях, в том числе исследование электоральных (от лат. eligo — выбирать) ориентации социальных общностей и отдельных граждан, анализ факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании, мотивы участия или неучастия в них, изучение структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов, оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей, прогнозирование итогов выборов и др. Иногда в состав объекта социологии выборов включается проблематика, лежащая на стыке с политической социологией и социологией прав: выборы как политическое явление, политическая культура и политические установки избирателей, особенности избирательных систем, политические механизмы и предвыборные технологии и т. д. В целом же следует признать, что ядром социологии выборов является социология избирателей, социология электората. Именно эти вопросы составляют основное направление в социологическом обеспечении избирательных кампаний, привлекают особое внимание заказчиков. Существуют серьезные отличия исследований, проводимых в рамках выборов, от аналогичных в других социологических дисциплинах. Прежде всего отметим, что от выводов, сделанных социологами в ходе исследований, до их верификации лежит чаще всего короткий временной отрезок, поэтому уровень дееспособности, надежности работы исследовательских центров становится вполне очевидным очень быстро. Не случайно, предвыборные исследования являются своеобразным состязанием, формой конкурентной борьбы за последующие выгодные заказы и предложения. Как правило, осуществить добротный электоральный проект под силу лишь достаточно большому коллективу, поскольку применяется обширный арсенал методов сбора и анализа данных, причем это происходит в жестком оперативном режиме. В этих условиях требуется использование социологов различных специализаций и квалификации, привлечение представителей других наук. Обычно деятельность социологов в избирательных кампаниях, как ни в какой другой сфере, вызывает повышенный общественный интерес, СМИ активно и охотно потребляют социологическую информацию. Правда, зачастую публикации и сообщения носят необоснованно критический характер. Но именно на социологических данных строят свои суждения в предвыборный период обозреватели, политические деятели, аналитики и пр., так как только социологические замеры способны дать представления о характере и направленности общественного мнения, настроений и намерений избирателей.

24.Содержание и формы проявления закона перемены труда.

Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и является «всеобщим законом общественного производства». Данный закон отражает подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Предприятие исходя из запросов производства и интересов работодателя может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Таким образом, закон проявляется в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способности к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При этом овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека (наемного работника), но повышает его конкурентоспособность на рынке труда. В конечном счете в законе перемены труда заключено требование замены работников, обладающих ограниченными трудовыми и профессиональными навыками, работниками с высоким уровнем профпригодности для быстроменяющихся запросов технизирующегося производства. Инструментами достижения таких мобильных качеств работающего выступают профессиональное образование, система повышения квалификации и переквалификации. Действие этого закона в полной мере проявляется на рынке труда, в качественной характеристике рабочей силы и связывает рынок труда с рынком образовательных услуг. В условиях российской рыночной экономики можно выделить три формы функционирования закона перемены труда: 1)изменение вида трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии; 2)изменение вида работы; 3)сочетание основного вида трудовой деятельности с другими ее видами. 25.Стратификационные системы. Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип — открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены. 1. Рабство — форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод. 2. Кастовая система — стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация ви­дов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены. 3. Сословная система— стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий. 4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или ка­кого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

26.Вопросы о языках в переписных анкетах.

Статистический учет языков в Российской Федерации затруднен. В настоящее время единственным всеобъемлющим источником данных о языках является перепись населения. Однако регулярность проведения переписи отсутствует. Во времена существования СССР относительно полноценные данные о языках были получены по данным переписей 1970, 1979, 1989 годов. В постсоветский период периодичность была нарушена. В 1994 г. была проведена микроперепись , достоверность данных которой низка из-за того, что опрашивалось только 5% населения. Кроме того, в этой переписи использовалась программа, несопоставимая как с прошлыми переписями, так и с последующей. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения, которую намечалось провести на несколько лет раньше. Это единственная пока перепись населения, прошедшая в России со времени исчезновения СССР. По ее данным затруднительно интерпретировать ситуацию в области демографии, этнического состава и языков из-за 13-летнего перерыва в такого рода статистическом учете. В том же году был принят федеральный закон о переписи, который определил, что Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет (ст. 3, п. 1). О владении иными языками, кроме русского, заявили 35,9 млн. человек. По данным советской переписи таковых было 21 млн. Столь колоссальная разница объясняется не увеличением действительного знания, а тем, что в переписной анкете 2002 года для ответов было предусмотрено на две строки больше, чем в анкете 1989 года. На достоверность переписных данных о языках повлияло и то, что в 2002 году графа владение языками в силу методической ошибки, допущенной при подготовке переписного бланка, оказалась заполненной ответами на разные вопросы. В одних случаях переписчики, согласно инструкции, просили опрашиваемых указать родной язык , в других — каким языком владеют. Поэтому итоговые численные соотношения содержат значительные искажения. оворя о невысокой достоверности данных Всероссийской переписи населения 2002 года, следует учитывать, что и переписи советского периода, в силу технического несовершенства, не давали полной информации о языках, причем не только о языках меньшинств, но и широко распространенных языках. Реальная языковая ситуация уже во время переписей 1937, 1939, 1959 годов была иной — быстрыми темпами распространялся русский язык и доминирующие в республиках СССР языки. Развивалось двуязычие. Языковые практики населения были гораздо шире, чем показывали переписи тех лет. Проблема статистического учета языков заключается и в том, что до настоящего времени переписи фиксируют владение , а не пользование языками. Следует учесть, что в Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств региональные языки понимаются как языки, которые традиционно используются жителями государства, т.е. речь идет не о языках владения, а именно о языках пользования. В рамках выполнения международных обязательств России будет необходимо предоставлять данные о том, какова доля жителей страны, которые используют региональные языки. Однако по данным прошедших переписей такие цифры представить затруднительно 27.Закон перемены труда и развитие личности. Процессы профессиональной дифференциации и универсализации, вызываемые социальным и научно-техническим прогрессом нашего общества, — необходимое и объективное условие проявления закона перемены труда и всестороннего развития личности. Действуя в соответствии с основным экономическим законом социализма, перемена труда в социалистическом обществе, где «… каждый может совершенствоваться в любой отрасли…» , содействует достижению основной цели социалистического общественного производства — всестороннему развитию личности работника. «Труд-главная сфера жизнедеятельности человека, и важно постоянно обогащать его содержание, усиливать творческий характер». Современное производство дает индивиду возможности осуществлять на производстве различные функции творческого характера, совмещенные в профессиях широкого профиля. Без этого, без социального и духовного развития личности и общества невозможно поднять экономику на качественно новый уровень. Однако это вовсе не значит, как отметил тов. К.У.Черненко в своей речи на встрече с избирателями, что труд является забавной, развлечением. «Он и при коммунизме остается, говоря словами Маркса, «дьявольским серьезным делом.» Глубокое изучение диалектики перемены труда и всестороннего развития личности обусловлено тем, что развертывающаяся в обществе НТР с особой остротой ставит вопрос о развитии человека, его способностей и задатков. Еще большую актуальность придает этой проблеме построение в СССР зрелого социалистического общества, в связи с чем в этой области появилось много новых явлений и процессов, изучение которых позволит углубить наше познание проблематики труда и личности. Ускорение, интенсификация темпов развития труда и производства, его автоматизация и кибернетизация — это объективные факторы, усложняющие процесс формирования личности работника, реализации его способностей и знаний в процессе перемены труда. Данная проблема усугубляется урбанизацией и технизацией жизни человека, увеличивающими объем воздействия на психику человека. Как в подобных условиях, рожденных НТР, реализуются сущностные силы человека? В чем выражается влияние прогресса науки и техники на развитие способностей и потребностей субъекта материально-производственной деятельности в условиях перемены труда на современном производстве? Эти и другие вопросы имеют не только научно-теоретическое, но и общественно-практическое значение, так как при этом разрабатываются теоретические и методологические основы практики всестороннего развития личности. Приступая к исследованию диалектики перемены труда и всестороннего развития личности, автор исходил из указания партии на то, чтобы » отправляясь от уже добытых истин, двигаться вперед, расширяя наш теоретический горизонт, углубляя представление о важнейших закономерностях экономического, социально-политического и духовного прогресса страны.»

28.Семья и брак: сущность, функции.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях. Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обществом (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организации и т. д. и т. п.), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. По Энгельсу семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. «Детопроизводство» — главная функция семьи, все остальные функции семьи являлись внешними, дополнительными (накопление и передача по наследству, организация производства, потребление и быт). С современной точки зрения семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Функции семьи (Елизаров): 1.Порождение и воспитание детей. 2.Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала. 3.Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви. 4.Создание условий для развития личности всех членов семьи. 5.Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 6.Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. 7.Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. 8.Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними. 9.Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. 10.Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. 11.Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. 12.Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. 29.Перепись населения как форма социологического исследования. Программа переписи населения — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту ин­формацию о составе населения, ради получения которой перепись и проводится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека). Программа переписи составляется по определенным правилам и с учетом определенных требований, многие из которых обычны для любого социологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы часть вопросов по содержанию и редакции точно повторяла аналогичные вопросы предыдущей переписи, чтобы можно было измерить произошедшие изменения в структуре социально-экономических и демографических характеристик населения. Необходимо учитывать международные рекомендации с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными международными. Программа разрабатывается с учетом потребностей органов управления, научных и общественных организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика переписи населения, стоимость получения информации именно путем переписи населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения выборочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных. Согласно международным рекомендациям вопросы, включаемые в программу переписи населения должны быть такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них вполне правильные ответы: иначе говоря, вопросы не должны быть затруднительными для большинства опрашиваемых, не должны вызывать страха у населения (иначе перепись окажется под угрозой срыва). В свою очередь, вопросы переписи должны также учитывать общий уровень грамотности населения, этнические особенности, в том числе народные обычаи и даже предрассудки. В переписях населения изучаются следующие вопросы: 1.численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам поселений, миграция населения; 2.структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению; 3.структура населения по национальной (этнической) принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству; 4.распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства (для имеющих средства существования от экономической деятельности), по занятиям и положению в занятии (т.е. по социальному положению); 5.число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик (однородные и смешанные в социальном и этническом отношении семьи и т. д.); 6.рождаемость (число рожденных детей и живых из них на момент переписи), пожелания и планы в отношении будущего деторождения; 7.жилищные условия населения.

30.Содержание и основные функции потребительского поведения.

Поведение потребителей – понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления. Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта (маркетологи), рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом, т. е. референтная группа. При покупке маркетологи рассматривают реакцию потребителей, изучают, каким образом потребитель будет делать покупку. Анализируя поведение потребителей после совершения ими покупки, маркетологи изучают степень удовлетворенности потребителя покупкой, вероятность повторной покупки и другие процессы. В поведение потребителей входят также действия по избавлению от товара. Содержательной основой поведения потребителей, по мнению специалистов по потребительскому поведению Д. Хокинса и Р. Беста, являются процесс принятия решения о покупке и то, какие условия и факторы влияют на это решение. Они считают, что, если изучить все эти факторы и условия, можно научиться управлять этим поведением. Специалисты отмечают, что условия и факторы, влияющие на принятие решения о покупке, можно разделить на внешние и внутренние (со стороны потребителя). В качестве внутренних факторов выступают особенности восприятия, характеристики индивида как потребителя, способность к обучению, запоминанию, потребности, побуждающие действия и установки клиента, а также его эмоциональное состояние. Внешние факторы также многосторонни и отличны друг от друга. Это и оказание воздействия со стороны референтных групп на потребителя, и состояние политической и экономической обстановки в стране на данный период, и показатели демографической политики. Имидж, стиль жизни и статус нередко оказывают на потребителя наибольшее влияние. Задачей исследования поведения потребителей является выяснение факторов, влияющих на процесс принятия решения в наибольшей степени. Чем быстрее развиваются теория и практика маркетинга, тем больше возрастает ценность исследования потребительского поведения для организации, так как знания поведения своих клиентов обеспечивают прочную основу для успешного сбыта производимой продукции.

31.Типичные нормы традиционной и современной семьи.

Типичные нормы Традиционной семьи: Производственная сфера. В семьях верхнего и среднего сословий замужняя женщина не должна работать. В семьях низших сословий она работает только из-за экономической необходимости. Репродуктивная. Семья должна быть многодетной. Чем больше детей, тем лучше. Воспитательная. Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер определяет отец, а занимается им мать. Ребенок должен следовать родительскому выбору в профессиональном самоопределении. Хозяйственно-бытовая. Хозяйство обязана вести женщина: в семьях имущих сословий женщины практически освобождены от домашних обязанностей, а в семьях низших сословий мужчина выполняет тяжелую физическую работу. Экономическая. «Добытчиком», кормильцем семьи должен быть муж, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает. Досуговая. Общение с гостями, развлечения, любительские занятия осуществляются супругами совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию. Сфера духовного общения. Общение между супругами посвящено в основном семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками и др. Отношения с друзьями и родственниками. Обязательное общение с широким кругом родственников, приятельские отношения с соседями, личные друзья – только у мужчин. Сфера власти и семейного лидерства. Муж – глава семьи, он единолично принимает решения по основным вопросам. Сфера первичного социального контроля Семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины; к мужчине это относится значительно в меньшей степени. Сфера эмоциональных отношений. Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидаются только со стороны женщин. Сексуально-эротическая сфера. Сексуальные отношения имеют подчиненное значение; часто они являются лишь необходимым условием деторождения. Не допускаются добрачные отношения у женщин, у мужчин они не осуждаются. Практикуются внебрачные связи, допустимые с точки зрения морали, только для мужчин.

32.Этика социологических опросов.

Особенностью социологических опросов, определяющих их этическую сторону, является постоянное наличие диалога, предполагаемых собеседников — исследователя(ей) и испытуемого(ых). И ситуация общения, возникающая в данных условиях, предполагает гуманистические нормы для участников диалога, без выполнения которых его невозможно считать продуктивным, а информацию, полученную без соблюдения этих требований — полной и достоверной. Основными требованиями, как и в ситуации общения с любым собеседником и в другой обстановке, являются: — необходимость уважения к собеседнику (реальному — в случае проведения интервью, или предполагаемому — при составлении анкеты), корректность вопросов, вежливость в обращении; при проведении специальных исследований, если выборка включает определенную группу населения по какому-либо признаку — знание специфических особенностей ее поведения и мышления; — отсутствие предвзятого мнения о проблеме, о мнении опрашиваемых исследователем лиц или возможном заказчике исследования; — необходимость в сохранении тайны при работе с информацией личного характера или при коммерческих проектах; — ответственность за достоверность и компетентность при сборе информации, ее обработке и составлении прогнозов; — ответственность за возможное нанесение ущерба, материального или морального, в ходе проведения исследования и сбора данных. Для человека или группы лиц, отвечающих на вопросы анкеты, интервью, подвергающихся наблюдению, такими правилами являются: — право свободно излагать свое мнение по исследуемому вопросу; — право на безопасность и неразглашение информации личного характера без согласия опрашиваемого(ых); — право знать цель проведения исследования и сбора определенной информации; — право на мотивированный отказ от интервью и прочих форм сбора первичной социологической информации. Американская социологическая ассоциация уже в 1980 году разработала свод этических норм, которыми ученые обязаны руководствоваться в своей работе: — не использовать полученной информации, кроме как в исследовательских целях; — соблюдать нормы конфеденциальности и уважения к личности; — следить за тем, чтобы испытуемым не был нанесен моральный или иной ущерб в ходе проведения исследования, как на этапе сбора данных, так и на этапе обработки результатов.

33.Содержание и основные функции трудового поведения.

Трудовое поведение – это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с деятельностью производственной организации. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации. Структуру трудового поведения можно представить следующим образом: — циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния; — маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому; — поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения; — действия, в основе которых лежат рационализированные, смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений; — акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств; — спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием; — осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения; — действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения. Трудовое поведение можно дифференцировать: 1) по предметно-целевой направленности, т.е. по тому, на что оно направлено; 2) по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели; 3) по контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; 4) по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов; 5) по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д. Итак, трудовое поведение: 1) отражает функциональный алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности; 2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения; 3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта; 4) отражает характерологические черты личности работника; 5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

34.Проблемы молодой российской семьи.

Молодая семья сталкивается и с большими жилищными трудностями. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов, чаще всего встречается три варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру. Следующая проблема – это проблема трудоустройства. Молодые супруги относятся к социальной группе – «молодежь», поэтому на ситуацию трудоустройства молодых супругов в целом влияет то, как обстоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкивается в поиске работы. Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться. Виды конфликтов: •различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей; •конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения; •сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения; •сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов; •отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.

35.Провокации при социологических опросах.

Провокация — (от лат. provocatio — вызов) — англ. provocation; нем. Prov- ocation. 1. Подстрекательство, побуждение отдельных индивидов, соц. групп или организаций к действиям, наносящим ущерб к.-л. 2. Предательские действия проникших в к.-л. организацию агентов, ставящих своей целью распад организации. 3. Искусственное возбуждение к.-л. признаков соц. болезней. Вопросы-провокации используются для того, чтобы выявить искренность, правдивость опрашиваемых. Допустим, исследуя читательские интересы, респодентам предлагается в серии детективов с фамилиями авторов и названиями назвать те, которые они читали. В серии предложен детектив и его автор абсолютно вымышленные. Если респонденты отмечают этот детектив и его автора, то становится очевидной неискренность данного респондента. По содержанию выявляют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, ценностных ориентациях и т.п. Вопросы различают по форме: прямые (лобовые) и косвенные. Прямой вопрос: «Зарегистрированы ли Вы в службе занятости?» Косвенные вопросы обычно задают так, как будто исследователя интересует больше всего личное отношение опрашиваемого к тому или иному вопросу, но вопрос задается косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о безработице: 1) безработица — это всегда зло, поскольку от нее страдают все, кто живет своим трудом; 2) безработица нужна, чтобы люди больше ценили свою работу; 3) безработица — это благо, поскольку борьба за рабочие места способствует прогрессу общества. «Какому из этих суждений Вы отдаете предпочтение?»). Косвенные вопросы в большей мере учитывают психологические аспекты респондентов и легче воспринимаются ими.

36.Содержание и основные функции экономического поведения.

Экономическое поведение – система социальных действий, связанных с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и сориентированных на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Основой социального поведения экономического типа является система норм и правил, закрепленных юридически на государственном уровни, в разных соглашениях между людьми, в традициях повседневной жизни. Эти нормы и правила могут быть закреплены специальными законодательными актами, в обычном, естественном праве, традициях, социальных привычках, стереотипах. Однако все они определяют порядок и допустимые границы социального поведения субъектов, стремящихся к выгодам. Универсальной мотивацией субъектов экономического поведения является формула: максимум вознаграждения за минимум расходов. Однако полностью реализовать эту формулу невозможно, т.к. нередко деятельность приводит к непредвиденным результатам. К тому же субъекты экономического поведения действуют в определенной системе ограничений (лимитов), что вносит существенные коррективы в их планы и намерения. Параметры экономического поведения зависят от разных факторов, в первую очередь от задействованных экономических ресурсов. Поэтому существует несколько его классификаций. Одной из самых распространенных является классификация, в основе которой – разные фазы воспроизводственного цикла, в связи с которым выделяют дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное, потребительское экономическое поведение. 1.Дистрибутивное экономическое поведение. Дистрибутивные модели демонстрируют разнообразные варианты доступа к экономическим ресурсам, контролю над ними. В зависимости от степени доступа к ресурсам, контролю за получением выгоды от их оборота выделяют хозяйственную, агентскую, функциональную модели дистрибутивного поведения. 2.Производственное поведение. Связано с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, сочетанием и комбинированием с целью получения конкретных благ и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. 3Обменное поведение. Обеспечивает движение разнообразных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценностей. 4.Потребительское поведение. Обеспечивает изъятие экономических благ из товарного обращения и присвоение их с целью удовлетворения потребностей человека. Фаза потребления свойственна большинству субъектов экономического поведения, которые используют ресурсы.

37.Семейные конфликты: сущность, причины.

Семейный конфликт является разновидностью межличностного конфликта, который, в свою очередь, определяется как открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Среди часто встречающихся причин супружеских конфликтов можно выделить такие как: неудовлетворенные потребности, различие взглядов, интересов, вкусов, представлений, норм, нравственных позиций, неадекватные ролевые ожидания, несовместимость характеров и личных качеств супругов. К основной группе супружеских конфликтов относят конфликты, связанные с негативным влиянием внешней среды, которое ведет к ухудшению финансовых, жилищно-бытовых и иных условий. Часть этих конфликтов связана с неспособностью или нежеланием супругов адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, часть – с отсутствием объективных возможностей для такой адаптации. В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате: 1.стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм); 2.сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов; 3.неудовлетворённой потребности в самоутверждении; 4.наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки; 5.несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи; 6.неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе; 7.неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства; 8.нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания; 9.разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия. Одна из наиболее распространённых причин семейных конфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Другая общая причина семейных бед – неуступчивость супругов. Она – главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейной гармонии. Уступать должны оба супруга. Но первым уступить должен тот, кто мудрее, сильнее, кто понимает, что нежелание и неумение уступать – путь, ведущий к ссорам и нередко – к разводам.

38.Административно-правовые аспекты социологических исследований.

Программа социологического исследования— это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

39.Сущность и основные функции денег.

Деньги – товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров. С появлением денег товарообмен стал происходить по формуле: Т-Д-Т, т.е. товар обменивается на определенное количество денег, а затем на вырученные деньги приобретается другой товар. Товарный мир разделился на товарную часть и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента – деньги. В качестве денег в различные исторические эпохи и в различных странах выступали разные товары, а затем благородные металлы, которые впоследствии оказались наиболее пригодными для выполнения данной роли. Причастность к выполнению роли денег благородными металлами связана с такими свойствами, как делимость, однородность, сохраняемость. Сущность денег проявляется в выполняемых ими функциях. Единство функций создает представление о деньгах как об особом специфическом товаре, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества. Мера стоимости — в этой функции деньги обращении называется весовое количество денежного измеряют стоимость всех товаров как одноименных величин качественно одинаковых и количественно сравнимых, так как все товары как стоимости представляют собой овеществленный труд и затраты рабочего времени. Стоимость, выраженная в деньгах — цена, которая выражается в известном количестве денежного товара — золота. Количество золота измеряется его весом, а определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы, эта единица устанавливается государством в качестве денежной единицы и называется масштабом цен. Функция средства платежа проявляется в обслуживании платежей вне сферы товарооборота, при предоставлении и погашении денежных ссуд, при погашении задолженности по зарплате, уплате налогов, социальных выплат, процентов за кредит. В качестве средства обращения деньги обслуживают цепь непрерывных превращений товаров в деньги и денег в товар (Т-Д-Т), являясь посредником в купле-продаже, а также средством контроля со стороны покупателя за производством товара, устраняя диспропорции между спросом и предложением. Как средство накопления деньги после реализации товара и услуг временно изымаются из оборота и накапливаются для совершения покупок в будущем. Накопления на короткий период осуществляются в виде открытия депозитных счетов в кредитных учреждениях. Долгосрочные накопления — в виде вложения средств в государственные ценные бумаги, недвижимость, ювелирные украшения, драгоценные металлы. Мировые деньги — это деньги в системе международных экономических отношений. Их появлению способствовало углубление международного разделения труда и создание мирового финансового рынка. В качестве мировых денег выступает золото как окончательное платежное средство в случаях образования пассивного сальдо платежного баланса, а также пополнения резервов валюты по текущим международным расчетам. Кроме золота, в качестве мировых денег используется свободно конвертируемая валюта, международная счетная единица СДР.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://gstou.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru