Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по социологии (Вариант 7)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Контролирующие материалы для итоговой аттестации студентов по дисциплине «Социология» Вопросы к итоговому зачету по курсу: 1 Предпосылки возникновения социологии и основные этапы её развития. Социология — наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX в. французским ученым О. Контом (1798 – 1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания. Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

2. Социология в ряду общественных наук. Предмет, методы, отрасли социологического знания.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. Каждая наука, выделяя для себя особую область сознания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социология подходит к изучению общества. Значение проблемы метода социологии состоит, прежде всего, в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.

3. Социальные статусы: определение и типология.

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека. Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мертон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Социальный статус бывает: 1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст); 2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций. Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу. В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме — доход, деньги, при социализме — трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу. Важно усвоить следующее: 1) социальные статусы взаимосвязаны друг с дру- ‘ гом, но не взаимодействуют между собой; 2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди; 3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители; 4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

4. Ролевая теория личности.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании такого феномена, как личность, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них — образ человека как совокупности социальных ролей. Ролевая концепция личности. Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления определенных ролей. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Чарлз Кули, Джордж Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Другая концепция личности — это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Деятельностный подход: в рамках культурноисторической школы Л. С. Выготского сложилось О понимание человека как деятельностного существа, СО преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

5. Социализация личности. Теория «зеркального Я» Ч.Кули.

оциализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. Существует два понимания социализации: 1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние кормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Выделяются следующие стадии социализации: 1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает); 2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). 3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. 4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека; 5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Концепция «зеркального Я» Ч. Кули — теория формирования личности посредством социального взаимодействия. Основана на том, что образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется. В соответствии с данной теорией, мы проявляем тенденцию признавать мнение другого как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Т.об. наше Я развивается в социальном взаимодействии.

6. Понятие социальной идентичности.

Идентичность — социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального. Социальная идентичность — это часть Я-концепции инди¬вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна¬чением, придаваемым этому членству. В структуре социальной идентичности выделено три ком¬понента: 1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе); 2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы); 3) эмоциональный ( принятие либо отвержение «своей» груп¬пы). Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каж¬дой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Челове¬ку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу. Позитивный или негативный образ своей группы формирует¬ся в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений. Поэтому социальная идентичность лично¬сти есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

7. Особенности гендерного подхода в социологии.

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Для того чтобы более четко очертить различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих их поведение, был введен термин гендер. Введение термина гендер позволяет, в самом общем смысле, разграничить два понятия — биологический и социальный пол. Гендер определяет понятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над физиологической реальностью. Важно отметить, что кроме биологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурный аспект. В самом широком смысле культура — это то, что создано человеком в процессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь, отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующие составляющие — «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве». Существование неравенства и наличие социальной несправедливости в отношениях между полами послужило стимулом для формирования нового теоретического подхода, в рамках которого существование полоролевых стереотипов и соответствующих им отношений ставятся по сомнение. Перед новыми силами феминистского движения конца 1980-х годов возникла новая задача — задача деконструкции гендерных отношений. Признание того, что гендерные отношения в обществе социально сконструированы, наводит на вывод, что, следовательно, возможна их перестройка. Деконструкция гендера не означает исчезновение различий между мужчинами и женщинами. Результатом деконструкции будет создание безгендерного общества, в котором исчезнут иерархические, статусные различия и будут обеспечены равные возможности человеческого развития.

8. Социальная структура на макро и микроуровне социологического знания.

Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двух основных уровнях: микроуровень и макроуровень. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие происходит в пределах малых групп. Например, представим двух людей, сидящих за столом напротив друг друга. Один из них понимающе подмигивает другому, тот в ответ понимающе кивает, а затем оба выразительно улыбаются. Если бы общение в такой форме наблюдалось во время званого ужина при свечах, можно было бы предположить, что это сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловом заседании, можно было бы подумать, что начальник опять сказал какую-то глупость. Такой вид межличностного взаимодействия как бессловесный играет такую же важную роль как словесный. Без этого бы люди не могли бы воспитывать детей, дружить с людьми, распространять новости или вступать в деловые отношения. На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи проявляют интерес к изучению социальных институтов, например, крупные структуры как правительство, торговля или церковь. На этом уровне рассматриваются такие глобальные корпорации как «Кока-Кола», которые имеют сложную структуру, которая включает акционеров, торговые центры, конкурентов, профсоюзы, департамент налогов и сборов с другие правительственные организации. На макроуровне находятся крупные общественные структуры. На микроуровне изучается взаимодействие друг с другом, иногда в группах, иногда в парах. Но в любом социальном взаимодействии сочетаются элементы обоих уровней. Например, повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, которая изучается на макроуровне, где связана с рынком рабочей силы и законодательной системой.

9. Социальное неравенство и его причины.

Социальное неравенство – это социальное различие иерархического типа, предполагающее подчинение одних людей другим в силу разницы их социальных статусов. Социальное неравенство выражается в конкретной социальной жизни как неравный доступ людей к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления общества. Это означает неравноценность условий развития личности. Причины социального неравенства: 1. Разделение труда и дифференциация социальных функций. Само существование общества и его развитие возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа решает какую-то жизненно важную для всего общества задачу. У людей много разнообразных потребностей, но заниматься всем сразу (или поочередно) никто самостоятельно не в состоянии. Поэтому и возникает разделение труда. Одни люди занимаются производством материальных благ, другие обучают новые поколения, третьи создают духовные ценности, четвертые управляют и т.д. Для нормальной жизни общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. На основе иерархии социальных функций складывается иерархия слоев и групп, их выполняющих. В этом состоит функциональная целесообразность социального неравенства общества. 2. Демографические причины: рост численности и плотности населения, сочетание необходимости поддержки стабильности групп и бесконечного разнообразия и разнородности объединившихся в группы людей. 3. Экономическая причина: неравное отношение к собственности, что и приводит к неравному распределению материальных и социальных благ. 4. Необходимость внутреннего стимулирования человека, мотивации его труда, социальной активности и лояльности. Обществу необходимо заинтересовать человека выполнять ту или иную работу, максимально напрягая свои силы и способности, стремиться к совершенствованию своей деятельности, повышению ее качества. Эту функцию мотивации как раз и выполняет система статусов, система социального неравенства. 5. Система ценностей общества. Расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется среди прочего и общественными представлениями о социальной значимости каждого из этих слоев. Эта значимость человека (группы) для общества получила название «статус». Каждый человек (группа) занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. А социальное неравенство это и есть неравенство статусов. 6. Обладание властью, правом распоряжаться другими людьми, направлять их деятельность. Занимая более высокое положение в обществе, обладая широким доступом к распоряжению социальными ресурсами, один человек может навязать свою волю другому, подчинить его себе. Причем сделать это вполне законным образом.

10. Социальная стратификация. Критерии стратификации.

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками. Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур: •экономическую (по критериям дохода и богатства); •политическую (по критериям влияния и власти); •профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей). В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации: •доход — количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год); •богатство — накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества); •власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется; •образование — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения; •престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший.

11. Социальные группы и общности (виды, критерии выделения).

Социальные группы и общности — это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений: 1) группы и общности — это органически целостный механизм; 2) устойчивость и определенность границ таких объединений -стабильностьсуществования; 3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность». Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования — от нескольких минут и до столетий; по сплоченности — от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения. Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения — кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) — называют квазигруппами. Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы: 1) взаимодействие людей в этом объединении; 2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе; 3) признание принадлежности других людей к этой группе. Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). По социальному положению различают следующие социальные группы: 1) социально-классовые; 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.); 3) этносоциальные (нации, племена); 4) социально-территориальные (город, деревня); 5) социально-профессиональные и др. В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы. Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры — социальными институтами и организациями.

12. Социальная организация: определение, типология.

Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожий определяет коллектив как группу людей, совместно и координирование реализующую общую цель. Группа людей в форме социальной организаций получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Существует два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность. Социальные организации имеют ряд основных черт. Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. В-третьих, характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. В-четвертых, характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. . Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок. Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников.

13. Внешняя и внутренняя среда организации.

Впервые понятие “внешней среды” было дано А.А. Богданова. Внешняя среда – это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений. Внешнюю среду рассматривают как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды. Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики и др.). (Ф. Котлер) Основные свойства внешней среды: •объемность, т.е. число входящих в нее элементов: большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая – до 4 элементов; •сложность, определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды; •подвижность, т.е. скорость обновления ее параметров; •неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды. Внутренняя среда организации– это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость. К переменным относятся: •структура организации и система ее управления; •коммуникации как каналы движения информации; •персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами; •корпоративная культура организации; •финансовое состояние организации; •состояние техники и технологии; •социально – психологическая атмосфера и т.д.

14. Структурные элементы организации.

Организационная структура— совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура отображается в виде — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, отделы и т.д.). Структура социальной организации В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты): · цели организации; · членов организации, или участников; · «организаторов», образующих управленческое звено, «организационное ядро»(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен); · совокупность взаимосвязанных ролей (то есть каждый выполняет свою часть общего дела); · правила, регулирующие поведение людей; · средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию — систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур); · заданный алгоритм действий; · систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения; · упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в цел.

15. Понятие и структура социального действия.

Поступок – базовая единица соц жизни и поведения человека. Он может быть преднамеренный непреднамеренный, поэтому на его основе нельзя пока судить о человеке. Серия однотипных поступков , совершаемых в однотипных ситуациях определяется уже как деятельность. В отличие от поступка социальное действие не бывает случайным. Оно всегда ориентировано на других людей, преследует определенные цели и имеет свободу выбора вариантов. Поступок же может быть неожиданным, а может быть и спланированным. Совокупность действий или тип деятельности в определенных сферах общественной жизни называется социальным поведением. Выделяют внутреннюю структуру деятельности и внешние условия, в которых она осуществляется. К внутренней структуре деятельности относят: Потребности – нужда в чем либо или зависимость. Осознанные потребости воспринимаются как интересы. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Это главное условие для возникновения деятельности. Они оцениваются и превращаются в мотивы. Мотив — это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В конечном счете, при достижении поставленной цели мы получаем продукт деятельности. Типы социальных действий: Рациональное Иррациональное

16. Социальное действие в теории М.Вебера.

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Социальное действие, по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия: Рациональное •целерациональное — индивид из множества вызможных способов достижения цели выбирает такой, который кажется ему наиболее эффективным и соответствующим желаемой цели; •ценностно-рациональное – человек из множества целей выбирает самую ценную на его взгляд. Понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии; •Действие рационально только до тех пор, пока оно добровольно и осознанно. Иррациональное •аффективное — особенно эмоциональное, чувственное; •традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

17. Социальное взаимодействие в теории И.Сорокина.

Питирим Сорокин (1889 — 1968) — один из самых выдающихся умов ХХ века, кто внес значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. По его мнению, социальное взаимодействие возможно при определенных условиях: 1) наличности двух и большего числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с целью удовлетворения различных потребностей; 2) наличности актов, посредством которых реализуются те или иные виды взаимодействия; 3) наличности проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Все эти условия, выступая в единстве, образуют структуру социального взаимодействия. Рассматривая качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов, он выделяет следующие взаимодействия: а) односторонние и двусторонние; б) длительные и временные; в) антагонистические и неантагонистические; г) шаблонные и нешаблонные; д) сознательные и бессознательные; е) интеллектуальные, чувственно-эмоциональные или волевые. Социогрупповая динамика изучается им в тесной взаимосвязи с теорией стратификацией. Стратификация — это способ измерения статуса той или иной социальной группы в социальном пространстве. Изучение и классификация социальных групп позволили П. Сорокину сделать важнейший вывод о том, что как в группе, так и в обществе существует расслоение и неравенство людей. Значительное внимание в социогрупповой динамике автор отводит социальной мобильности, которая, согласно ему, бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Согласно П. Сорокину, общество существует благодаря организованным типам взаимоотношений между людьми в обществе. Изучая их, он выделяет следующие основные типы интеракции: а) семейный тип; б) договорный тип; в) принудительный тип и г) смешанный. Завершает свою теорию социального взаимодействия П. Сорокин учением о «социокультурной динамике». Он считал, что социальная структура общества должна включать в себя не только социальные группы, но и институты. Социальные институты отличаются от групп тем, что они представляют собой такие образования (организации), которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие их потребности; 2) единым этносом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Таким образом, социокультурное взаимодействие состоит из следующих взаимосвязанных элементов: совокупности нематериальных значений, идей, ценностей, стандартов, содержащих сознание индивида или группы; совокупности материализованных ценностей общественной жизни; совокупности взаимодействующих индивидов и групп. В заключении следует отметить, что теория социального взаимодействия, разработанная П. Сорокиным, требует дальнейшего развития, поскольку она заложила лишь общий контур здания и наметила пути дальнейшего исследования данной проблемы.

18. Символическое взаимодействие. Функции символа во взаимодействии.

Согласно концепции символического интеракционизма, личность не может формироваться вне общества. По мнению Герберта Блумера, символический интеракционизм покоится на трёх основных предпосылках: 1.первая предпосылка утверждает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под вещами подразумевается всё, что человек воспринимает в окружающем мире: люди, физические предметы, социальные институты, социальные категории (друзья-враги), идеалы (свобода и честность), поступки людей и различные ситуации, с которыми человек сталкивается в своей обыденной жизни. 2.Согласно второй предпосылке, значения тех или иных вещей отнюдь не фиксированы и не сформулированы заранее, наоборот, появляются, модифицируются и развиваются во взаимодействии с социальным окружением, в различных интеракционных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам равно как и сложившимся ролям. 3.Третья теоретическая предпосылка утверждает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. иначе говоря, значения — это результат интерпретации, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Символическая коммуникация считается конституирующим началом человеческой психики, которая выделяет человека из остального животного мира. Согласно концепции символического интеракционизма, люди существуют не только в физическом и природном мире, но и в «символическом окружении», поэтому роль символа в процессе социального взаимодействия значительна, так как он выполняет опосредствующую функцию. Люди, интерпретируя жесты друг друга, действуют исходя из полученных во время интеракции значений. Чтобы коммуникация была успешной, человек должен уметь «принять на себя роль» другого, то есть войти в положение человека, кому адресована коммуникация и посмотреть на себя его глазами. по мнению Дж. Мида, именно это умение и условие превращает индивида в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту. Это означает, что у индивида появляется возможность сознавать смысл собственных слов, жестов и действий и представлять, как это воспринимается другим человеком. Подобный процесс Дж. Мид определил как принятие роли В том случае, когда происходит сложное взаимодействие с участием группы людей, индивиду, как части этой группы, нужно обобщить позицию большинства её членов. Как справедливо отмечает Дж. Мид, поведение индивида в группе «является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого.

19. Особенности социальных отношений.

Социальные отношения — это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Однако социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Они преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности в качестве личностного отношения к окружающей действительности. Социальные отношения личности — это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды вступают во взаимодействия друг с другом не как чистые «я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. Именно поэтому их личное, индивидуальное отношение друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей, общепринятых в данном обществе, создали и повседневно воссоздают социальные отношения. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются уже сложившиеся социальные отношения, но и складываются новые, соответствующие новым экономическим отношениям.

20. Уровни социального контроля.

Социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. Социальный контроль реализуется на разных уровнях. Первым из таких уровней является самоконтроль — контроль, который осуществляет сам человек. Этот процесс выражается, например, в совести. Совесть — это наше социальное «я», которое образовалось в детстве, когда взрослые говорили вам, как поступать правильно, а как нет. Вторым уровнем является уровень малых социальных групп: семья, близкие друзья, родственники. Эти группы в которых человек непосредственно каждый день вступает в социальное взаимодействие с другими. Третьим уровнем социального контроля является уровень больших социальных групп и организаций. Здесь уже обычно действует формальный контроль. Если ты работаешь в какой-то организации, то санкции уже будут реализацией социального контроля на этом уровне. Штрафы, лишение премии, выговор, увольнение — лишь самые распространенные примеры такого рода контроля. Очень важным условием реализации контроля в организации является корпоративная культура.

21. Социальные нормы: определение, типология.

Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля» В социологии наиболее распространенным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев (нравы, традиции, ритуалы), корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы. Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренними установками людей (совесть) и общественным мнением. Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация нравов, традиций и ритуалов обеспечивается силой привычки. Религиозные нормы — это правила поведения, содержащиеся в священных книгах или прямо установленные церковью. Реализация данного вида норм обеспечивается верой человека и подкрепляется деятельностью церкви. Корпоративные нормы — это правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается солидарным поведением индивидов и специальными структурами этих организаций. Правовые нормы — это правила поведения, установленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

22. Социальная девиация: виды и особенности.

Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Виды социальных отклонений. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Индивидуальные и групповые отклонения. индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе: -сверхинтеллектуальность. -сверхмотивация. -большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

23. Причины девиации. Аномия (Э.Дюркгейм, Р.Мертон)

В широком плане аномия — это «нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и прежде всего правовых норм», которые и определяют совершение преступлений. Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)— девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Дюркгейм приходит к выводу, что преступность — это нормальное общественное явление. Её существование означает проявление условий, которые необходимы для того, чтобы общество не останавливалось в своём развитии, преступность подготавливает почву для общественного прогресса, а ненормальной является лишь чрезмерная или слишком низкая преступность. Идеи Дюркгейма были развиты американским социологом Робертом Мертоном, который, проанализировав причины роста преступности в американском обществе, сделал вывод, что независимо от классовой структуры общества, от его экономического, политического и иного развития интенсивность антисоциального поведения будет расти, если выполняются два условия: •В обществе господствует идеология, ставящая некие символы успеха, якобы общие для населения в целом, превыше всего (в американском обществе Мертон считал таким символом богатство). •Существенная часть населения не имеет никаких или почти никаких законных средств для достижения целей, задаваемых этими символами. •Именно теории социальной аномии определили развитие и современный характер американской криминологии. Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступности. По его мнению, нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, как преступления наблюдаются во всех обществах всех типов и преступность не снижается по мере развития человечества.

24. Институционализация, её этапы. Основные признаки социального института.

Социальные институты представляют собой устойчивый комплекс норм, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Например, институт семьи строится вокруг проблем воспроизводства рода, социализации и материального обеспечения детей. Экономические институты выстраиваются вокруг проблем производства и реализации товаров, услуг. Известный социолог Ленски выделил ряд важнейших социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: — потребность в коммуникации (язык, связь, образование транспорт) — потребность в производстве продуктов и услуг — потребность в распределении благ и привилегий — потребность в безопасности граждан — потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев) — потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенициарная система). Всякая человеческая деятельность подвергается опривычиванию (габитуализации). В ее основе лежит повторяемость. Институционализация – это замена спонтанного поведения поведением предсказуемым, которое ожидается, моделируется. Таким образом, институт закрепляет те или иные действия, роли за определенными индивидами и социальными группами. Например, институт права устанавливает правило, согласно которому управление делами общества на прогрессионной основе осуществляют государственные служащие. В процессе институционализации формируется механизм социального контроля. Последний является неотъемлемым признаком социального института: институционализация какой-то части человеческого поведения означает установление над ним социального контроля. Таким образом, институционализация – это процесс, возникающий тогда, когда определенная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе установлены нормы поведения, подготавливаются кадры, выделяются ресурсы. Возникая в процессе человеческой деятельности, институты приобретают самостоятельное существование. По отношению к человеку они выступают как объективные социальные факты, начинают господствовать над ним. Благодаря социальным институтам устанавливается и сохраняется общественный порядок, интегрируется общественный организм. Любой социальный институт представляет собой переплетение разнообразных норм, обычаев, традиций, законов

25. Определение социального института. Виды и функции социальных институтов.

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Социальный институт характеризуется следующими чертами: 1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения; 2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества; 3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются. Каждый социальный институт имеет: 1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности; 2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам; 3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; 4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами). Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

26. Понятие, причины и основные характеристики социального конфликта.

Конфликт — столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт — это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство. Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям: 1)в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины); 2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.); 3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания); 4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д. Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых — объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта. По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых — отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия. По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные

27. Этапы социального конфликта и управление им.

В социальном конфликте выделяют четыре стадии: 1.Предконфликтная стадия (она является скрытой, в это время появляются причины конфликта, начинается подготовка к его открытой фазе, осуществляется переход к конфликтному поведению). 2.Непосредственно конфликт (стороны конфликта осуществляют действия, направленные на то, чтобы добиться победы в противоборстве, блокировать достижение противником его целей). 3.ым на фоне истощения ресурсов (как материальных, так и эмоциональных), используемых в ходе конфликта. 4.Послеконфликтная стадия (предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидируется социально-психологическая напряженность, прекращается всякая борьба). Управление конфликтом может осуществляться в разных формах, главной из которых является разрешение конфликта – минимизация проблем, разделяющих стороны. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагно¬стику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослаб¬ление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управ¬ляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта. Прогнозирование конфликта этап выявления его воз¬можных причин и потенциального развития. На этом этапе не¬обходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении. Исследования психологов показывают, что точ¬ный прогноз проблемной ситуации в отношениях людей играет немалую роль в недопущении ее эскалации и, следовательно, успешном разрешении. Предупреждение (профилактика) конфликта. Предупре¬дить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Однако проблема конструктивного разрешения конфликтов, ка¬жущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не явля¬ется таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктив¬но разрешенный конфликт.

28. Системный подход в социологии. Структурный функционализм (Т.Парсонс)

Важным этапом развития социологи явился структурный функционализм Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось: внешнее – внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное – консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями. Понятие структура у Парсонса – это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). В социальной структуре функционируют социальные связи – взаимодействия. Это побудило ввести Парсонса понятие «функция». И общество по этой концепции нужно начинать изучать не с изучения структурных элементов, а как функционирующую систему, изучая непосредственное взаимодействие и функции структурных элементов. Исходным тезисом структурного функционализма являлся тезис: система не может выжить и функционировать, если не решены основополагающие проблемы. Поэтому данный анализ начинается с выяснением этих проблем: 1. Проблема рациональной организации и распределение материальных, человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования являются проблемами адаптации – чтобы выжить система должна приспосабливаться как к внутренней, так и к внешней изменяющейся ситуации. Данной функции соответствует подсистема «экономика», именно она поставляет и распределяет материальные ресурсы. Институтами этой подсистемы являются заводы, банки, магазины и т.д. 2. Проблема определения основных целей и поддержание процессов их достижения. Данной функции соответствует подсистема «политика» и политические организации. Они вырабатывают целевые установки и через функционеров побуждают членов общества работать на эти цели. 3. Проблема интеграции – сохранение устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Эта функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания общих норм и ценностей и общей культуры (государственный аппарат, система образования, культуры, религия и т.д.) 4. Проблема воспроизводства системы (поддержания образца), мотиваций при исполнении социальных ролей и устранение скрытой напряженности. Социальная система с целью сохранения существующего порядка должна вырабатывать механизм социализации людей, позволяющей им приобретать нормы-роли данного общества. Социализация необходима для сохранения стабильности общества. Слабость структурного функционализма, как утверждают критики, в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, но не раскрывает генезиса и развития общества.

29. Общество как система, основные характеристики. Специфика социальных систем

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности. Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

30. Социологические подходы к культуре.

Социологи, этнографы, антропологи, изучающие различные общества и различные народы, придали термину «культура» новое значение. В XX в. из научных представлений о культуре уходят романтические мотивы, настроения восторга и энтузиазма, присущие гуманистам предшествующих веков. В современной социологической литературе пока еще нет общепринятого определения культуры. Культура — явление многообразное как по характеру, так и по форме. Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение. Феномен культуры позволяет органически соединить не просто производство вещей и сознание в его абстрактных формах, но и производство самого человека как общественного человека. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. Каждое человеческое общество имеет собственную, специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных систем связаны с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственным различным областям деятельности, типами языка, ритуалами и традициями, изготовлением и использованием инструментов, степенью социального развития. В социологии выделяют два вида культуры: материальную и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.). В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры: 1) гуманистическая; 2)гносеологическая; 3) информационная; 4) коммуникативная; 5) ценностно-ориентационная; 6) нормативно-регулирующая (управленческая)

31. Ценности как компонент социальных систем.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом. Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др. Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности. На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей — социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе. То или иное общество, та или иная социальная или этническая группа, тот или иной индивид имеют свою систему ценностей. Разная система ценностей существует у представителей различных классов. Американские социологи заметили, что родители из высшего класса воспитывают в своих детях чувство собственного достоинства и творческие способности, а родители из низших классов — трудолюбие и дисциплинированность. Отличаются системы ценностей, выраженные в менталитете различных этнических групп. Так, у американцев больше всего ценятся свобода, индивидуализм, предприимчивость. Русский менталитет отличается идеями порядка (которого, правда, никогда нет), справедливости, терпения. Ну а в системе ценностей белорусов важное место занимают толерантность, практичность, консерватизм. У каждого индивида тоже своя система и иерархия ценностей. Одни выше всего ставят деньги, другие — власть, третьи любовь. Выбор тех или иных ценностей и индивидуальное отношение к ним называют ценностными ориентациями.

32. Определение и классификация социальных процессов.

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложивши¬еся в социуме условия с целью удовлетворения определенного инте¬реса. Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе. Конкуренция — это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами. Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Приспособление — принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость. Компромисс — это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы. Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система.

33. Концепции общественного развития (Теннис, К.Маркс, технологический детерминизм).

Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Ее основная идея заключалась в противопоставлении понятий общинных отношений и связей, с одной стороны, и общественных — с другой. Детерминизм технологический — придание развитию технологий решающее значение в общественном прогрессе. Изменение технологий, стимулируемое общественными нуждами, играет важную роль в процессах природопользования, особенно сбережения природных ресурсов, однако эта роль скорее вторичная, а не первичная: не общество развивается под прямым воздействием технологий, а, наоборот, технологии под влиянием общественных нужд. Однако и полное отрицание воздействия технических новшеств на общество неправомочно. Следует лишь учитывать ограниченность этого влияния, не абсолютно детерминирующий его характер. Технологическая система является первоначальной и основной. Социальные системы являются функциями технологии, а философские системы отражают технологические силы и социальные системы. К. Маркс — видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента: 1)средства производства (орудия и материалы); 2)работника; 3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении; 4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения); 5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности). Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда

34. Информационное общество, его основные признаки.

Информационное общество — это cтупень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Отличительные черты: •увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; •возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; •нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; •создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; •развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей; 35. Особенности современного этапа общественного развития: глобализация и место России в мировой системе. Мировая экономическая система — совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы — страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные. B древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником С понятием «мировая система» тесно связано понятие «глобализация». В процессе взаимодействия различные сообщества оказывают определенное влияние на другие образования, одновременно подвергаясь их влиянию. Глобализация — процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические интересы в своих интересах. Из возможных стратегий развития России в начале XXI в. — стагнация, устойчивое развитие, догоняющая модернизация и опережающее развитие — первые три неприемлемы, а последняя оптимальна и спасительна для нее. Россия, обладающая огромными природными и духовными ресурсами, имеющая энергичное и образованное население, закаленное в невиданных для других народов испытаниях войнами, голодом, разрухой, коммунистическими экспериментми, перестройкой и демократизацей, сопровождающейся его обнищанием, может и должна выбрать для себя в XXI в. наиболее достойную и приемлемую, оптимальную и спасительную стратегию опережающего развития. Цель стратегии опережающего развития — вывести благосостояние России на уровень самых обеспеченных стран мира и за счет минимальных лишений населения. Такая стратегия достижения максимального результата за счет минимальных затрат ресурсов является одновременно наиболее эффективной и интенсивной. Стратегия опережающего развития возможна только в том случае, если приоритетно эксплуатируемым ресурсом становится духовная культура как источник информации, информационных технологий прежде всего. Подобная стратегия невозможна и ошибочна, если она строится на приоритетной эксплуатации какихлибо других ресурсов — трудовых или более широко — человеческих, демографических, материальных, прежде всего невоспроизводимых лриродных богатств, организационных, например за счет неоправданных политических экспериментов с властью, аналогичных коммунистическому.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ineup.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru