Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Сессия под ключ!

Ответы на вопросы по социологии (Вариант 8)



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Контролирующие материалы для проверки остаточных знаний студентов по дисциплине «Социология». 1. Причины возникновения социологии. Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Это привело к урбанизации. Это, в свою очередь, вело к росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности . Наряду с этим формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Возрастало число общественных движений, выступающих за социальные реформы. В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере. Буржуазное общество ощутило потребность в науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы. Такой наукой и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе. Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития социологии. Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие: •сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы; •развитие капиталистических отношений; •географические открытия; •законы, сформулированные в естествознании; •технические изобретения; •высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

2. Социология как наука (объект, предмет, метод).

Социология– это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека. Общество– основной объект социологического исследования. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия используется метод типологизации. Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории, и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях. В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

3. Социальный статус и социальная роль, их связь.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают: •прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия. •приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост). •предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

4. Социализация личности (агенты, периоды, итоги).

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. Существует два понимания социализации: 1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние кормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Выделяются следующие стадии социализации: 1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает); 2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). 3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. 4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека; 5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

5. Понятие гендера в социологии.

Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми. Гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер — система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

6. Представление о социальной структуре в социологии.

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе. Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения – регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данного социального целого. Социальная структура охватывает размещение всех отношений зависимостей взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. Главными признаками социальной структуры являются: — социальное положение элементов в общественной системе в зависимости от степени обладания властью, доходом и др.; — взаимосвязь элементов структуры посредством обмена информацией, ресурсами и др.; — социальная активность элементов структуры в общественной жизни. Таким образом, социальная структура как деление общества на определенные группы и дифференциация людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности, как в сфере высокой политики, так и повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии и движения.

7. Социальная стратификация. Её признаки и особенности.

Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» — иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот. Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж. Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени. Собственность, по определению, — основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, Собственность может быть частной, групповой, общественной. Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе. Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть — это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж. Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

8. Понятие социальной группы. Виды социальных групп.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Группы бывают: 1.Формальными (формализованными) и неформальными. 2.Малыми, средними и большими. 3.Первичными и вторичными. 4.Реальными и социальными. 5. Интерактивными и номинальными. Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

9. Виды и структура социальной организации.

Организация — это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции. Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Существует два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. Любая организация имеет структуру — состоит из множества составляющих элементов (подсистем). Виды социальных организаций. Социальные организации могут быть: · правительственные и неправительственные; · коммерческие и некоммерческие; · бюджетные и небюджетные; · общественные и хозяйственные; · формальные и неформальные. Кроме того, различают социальные организации по: — отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.; — самостоятельности принятия решений: головные/ материнские, дочерние и зависимые.

10. Социальные действия и отношения.

Социальное действие — это действие социального субъекта (личности, социальной общности), которое направлено на другой социальный субъект, ориентируется или соотносится с ним. Теория действий была разработана американским социологом Т. Парсонсом, который считал, что система действий включает в себя подсистемы с функциями: • адаптации; • целедостижения; • интеграции; • воспроизводства структуры; • создания и поддержания символических образцов (ценностей, нормативов). Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека. Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Социальные отношения классифицируют по следующим признакам: • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали); • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые); • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые) • по регламентированности (официальные и неофициальные); • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

11. Понятие социальной нормы. Типология социальных норм.

Социальные нормы — правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния. Сущностью социальных норм являются не просто правила, т.к. правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), а правила отчётливо выраженного социального характера. Основные виды социальных норм: 1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. 2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. 3. Нормы обычаев — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки. 4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах, действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия. Кроме указанных, среди социальных норм различают: •религиозные нормы; •политические нормы; •эстетические нормы; •организационные нормы; •нормы культуры и др.

12. Девиация: виды и причины.

Различные нарушения социального порядка и аномия во многом связаны с девиациями. Под девиацией понимается отклоняющееся поведение индивида или группы от принятой в обществе системы ценностей и норм. Выделяется негативная и позитивная, индивидуальная и групповая, первичная и вторичная девиация. Позитивная девиация может выступать в качестве устремления личности к превосходству, самоутверждению по-новому в общественно полезных видах деятельности (например, героизм, самопожертвование, альтруизм, высочайшая преданность и т.п.). К негативным видам отклоняющегося поведения относятся: •– преступления и правонарушения; •– проституция, наркомания, алкоголизм, тунеядство; •– самоубийство; •– нарушение традиций, обычаев; •– детская беспризорность, безнадзорность, побеги из дома, драки несовершеннолетних; •– нецензурная брань, сквернословие; •– аморальное поведение; •– различные виды неуставных отношений в армии (дедовщина, землячество, культ силы); Индивидуальная девиация связана с отклоняющимся поведением того или иного отдельного человека. Групповая девиация связана с социальными отклонениями различных социальных групп-сообществ. Первичная девиация имеет место, когда нарушение социальных правил, норм не влечет за собой наказание. Многие люди так или иначе преступают некоторые социальные предписания, но окружающие люди смотрят на эти их деяния словно сквозь пальцы, не обращают на них внимания и не предают им какого-либо значения, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Многое меняется, когда социальное окружение замечает и оценивает отклонения в поведении людей. Нередко это приводит к вторичной девиации – ситуации, когда на человека навешивается ярлык девианта; окружающие начинают с ним обращаться как с девиантом, и он сам постепенно начинает считать себя девиантом и вести себя в соответствии с этой ролью.

13. Понятие и виды социальных институтов.

Социальные институты— ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Социальные институты классифицируют по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанию заданий) и сферы деятельности. В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов: — экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, — это все макроинституты, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля). Макроинституты строятся из таких институций как собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования; — политические институты(государство, Верховная Рада, политические партии, суд, прокуратура и т.д.) – их деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении социального порядка; — институты культуры и социализации (наука, образование, религия, искусство, разные творческие учреждения) – это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания, укрепления и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения; — институт семьи и брака – способствуют воспроизводству человеческого рода; — социальные – организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, т.е. регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения. Внутри главных институтов скрываются неглавные или не основные институты. Например, внутри института семьи и брака выделяются не основные институты: отцовства и материнства, родовой мести (как пример неформального социального института), имянаречения, наследования социального статуса родителей.

14. Функции социальных институтов.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института. Общие функции: 1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. 2.Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. 3.Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. 4. Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Отдельные функции: 5.Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.). 6.Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья). 7.Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию. 8.Политические институты, ведающие организацией политической жизни. 9.Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. 10.Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам. 11.Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения.

15. Социальный конфликт: подходы к определению, этапы, социальная роль.

Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт — это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Социальный конфликт — неотъемлемая часть социальной жизни. Социологи марксистской ориентации считают, что конфликт — временное состояние общества. Социологи западной ориентации говорят, что существование общества без конфликтов невозможно, конфликт — это необходимый элемент социальной жизни. Существует четыре стадии социального конфликта: 1) предконфликтная; 2) конфликтная; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная. 1. Предконфликтная стадия. Две фазы: 1) начальная — формирование конфликтной ситуации, накопление и обострение противоречий в силу расхождения интересов, ценностей — скрытая фаза конфликта; 2) предконфликтная. Начинается с повода. 2. Конфликтная стадия. Действия направлены на блокирование достижения противостоящей стороной цели. Максимальное использование сил: информационная форма применения силы; 2) физические силы; 3) социальный статус; 4) деньги, территория, сторонники, лимит времени. На этой стадии происходит переоценка ценностей. 3. Разрешение конфликта. Возможно частичное или полное разрешение конфликта. 4. Послеконфликтная стадия. Устранение противоречий, ликвидация социально-психической напряженности.

16. Общество как система (аспекты анализа, основные социологические подходы).

Самое простое определение гласит, что общество — это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Общество как социальная система изучается на макро уровне. Общие понятие общество дается философами, где общество изучается или определяется как социальное бытие. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Общество как социальная система — совокупность социальных явлений и процессов, которые образуют устойчивую целостность и которая включает в себя все виды социальных взаимодействий и социальных подсистем. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни: 1) экономическая (являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения); 2) социальная (состоит из классов, социальных слоев, нации); 3) политическая (включает в себя политику, государство, право); 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры). Каждая социальная сфера состоит из определенного типа социального отношения, связей, взаимодействий. Основные признаки, характеризующие общество: 1.население 2.территория 3.способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений 4.автономность и высокий уровень саморегуляции 5.большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.

17. Социологическое определение ценностей. Их виды и социальная роль.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом. Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др. Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности. На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей — социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе. То или иное общество, та или иная социальная или этническая группа, тот или иной индивид имеют свою систему ценностей. Разная система ценностей существует у представителей различных классов. Американские социологи заметили, что родители из высшего класса воспитывают в своих детях чувство собственного достоинства и творческие способности, а родители из низших классов — трудолюбие и дисциплинированность. Отличаются системы ценностей, выраженные в менталитете различных этнических групп. Так, у американцев больше всего ценятся свобода, индивидуализм, предприимчивость. Русский менталитет отличается идеями порядка (которого, правда, никогда нет), справедливости, терпения. Ну а в системе ценностей белорусов важное место занимают толерантность, практичность, консерватизм. У каждого индивида тоже своя система и иерархия ценностей. Одни выше всего ставят деньги, другие — власть, третьи любовь. Выбор тех или иных ценностей и индивидуальное отношение к ним называют ценностными ориентациями.

18. Теории общественных изменений.

Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Сконструировать модель социального изменения в традициях структурного функционального анализа попытался Роберт Мертон находящийся под сильным влиянием идей П.Сорокина и Т.Парсонса. Мертон предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Он наряду с понятием функции ввел понятие «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы – с понятием аномии (безнормие). Кроме разработанной Мертоном модели социального изменения, существует целый ряд других – однофакторных и многофакторных – моделей. Общее, что характеризует все модели, — это попытка выяснения причины становления и развития тех или иных социальных явлений, т.е. попытка дать им причинно-следственное объяснение.

19. Современное общество: признаки и особенности.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем. В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя: а) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации); б) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения); в) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил. Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка. Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни. Его характерные признаки: · гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека; · (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти; · добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти; · общественные структуры самоуправления; · конституционализм и верховенство права; · политический, экономический и идеологический плюрализм.

20. Место России в мировом сообществе и процессы глобализации.

Мировая экономическая система — совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы — страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные. B древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником С понятием «мировая система» тесно связано понятие «глобализация». В процессе взаимодействия различные сообщества оказывают определенное влияние на другие образования, одновременно подвергаясь их влиянию. Глобализация — процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические интересы в своих интересах. Из возможных стратегий развития России в начале XXI в. — стагнация, устойчивое развитие, догоняющая модернизация и опережающее развитие — первые три неприемлемы, а последняя оптимальна и спасительна для нее. Россия, обладающая огромными природными и духовными ресурсами, имеющая энергичное и образованное население, закаленное в невиданных для других народов испытаниях войнами, голодом, разрухой, коммунистическими экспериментми, перестройкой и демократизацей, сопровождающейся его обнищанием, может и должна выбрать для себя в XXI в. наиболее достойную и приемлемую, оптимальную и спасительную стратегию опережающего развития. Цель стратегии опережающего развития — вывести благосостояние России на уровень самых обеспеченных стран мира и за счет минимальных лишений населения. Такая стратегия достижения максимального результата за счет минимальных затрат ресурсов является одновременно наиболее эффективной и интенсивной. Стратегия опережающего развития возможна только в том случае, если приоритетно эксплуатируемым ресурсом становится духовная культура как источник информации, информационных технологий прежде всего. Подобная стратегия невозможна и ошибочна, если она строится на приоритетной эксплуатации какихлибо других ресурсов — трудовых или более широко — человеческих, демографических, материальных, прежде всего невоспроизводимых лриродных богатств, организационных, например за счет неоправданных политических экспериментов с властью, аналогичных коммунистическому.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru