Упражнение 1.
Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными. Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила и назовите допущенные ошибки.
1. Картины бывают пейзажные и исторические.
2. Углы бывают прямые, острые, тупые, смежные.
3. Живые существа подразделяются на животных, растения и белки.
4. Иностранные языки делятся на трудные и неевропейские.
5. Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской, континентальный.
6. Теоремы бывают прямые и обратные.
Упражнение 2.
Укажите, в каких примерах было использовано деление понятий, а в каких расчленение предмета.
1. Революция может быть мирной и немирной.
2. Дом состоит из 16 квартир.
3. Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.
4. Оценки успеваемости учащихся: «1», «2», «3», «4», «5».
5. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.
6. Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
Упражнение 3.
Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений:
Пример:
Все (квантор) студенты (S) имеют (связка) зачетные книжки (Р). Суждение общее по количеству, утвердительное по качеству.
1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности.
2. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием.
3. Некоторые животные являются насекомыми.
4. Эти люди безынициативны.
5. Всякий хирург является по образованию врачом.
6. Эти люди лишены инициативы.
с дистанционным обучением?