Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Аннотация…………………………………………………………………………3 Глоссарий………………………………………………………………………….4 Введение…………………………………………………………………………………6 Глава 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания у дошкольников………………………………………………………………..…..8 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности………………………………………………………………….….8 1.2. Содержание эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы……………………………………………………………………………..14 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы………..18 2.1. Выявление начального уровня сформированности художественно–творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию……18 2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства…………………………………………………….22 Заключение……………………………………………………………………….27 Список использованных источников……………………………………………29

Аннотация

В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с путями и средствами развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Предпосылками для написания данной работы стали современные исследования в области развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Целью работы является рассмотреть особенности и выявить пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Данная курсовая работа состоит из 31 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список. Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности, состояние проблемы эстетического воспитания в психолого–педагогическом исследовании, содержание эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы. Во второй главе проводится экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы. В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны некоторые рекомендации в отношении детей дошкольного возраста.

Глоссарий

Воспитание – в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В узком – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Дошкольный возраст – этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет. Личность – это сложный и системный феномен, прежде всего общественного развития. Человек как личность представляет в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических и др.), позиций оценочных отношений и суждений, а также как активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. Социокультурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально–культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения. Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Эстетика – это наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты.

Введение

Актуальность исследования. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Вопросами эстетического воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Ю.В. Кирюшиной, Л.В. Шокоровой, Н.Е. Киселевой, Л. Н. Турлюн, А.Л. Усановой, Н. И. Поздняковой. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей. Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и учреждениями социокультурной сферы, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека – задача сложная, актуальная. Цель исследования: рассмотреть особенности развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Объект исследования: развитие эстетических качеств дошкольников. Предмет исследования: пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание» и определить критерии воспитанности. 2. Определить содержание эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы. 3. Разработать, внедрить систему работы, направленную на развитие эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы. Методы исследования: системно–структурный анализ и обобщение научно–исследовательской и научно–методической психолого–педагогической литературы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания у дошкольников

1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Эстетика – это наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты. Эстетическое воспитание неотделимо связано с этим термином, который в переводе с греческого, означает ощущение, чувство. Исходя из этого, можно сказать, что эстетическое воспитание – это процесс формирования чувств в области прекрасного. Сущность эстетического воспитания состоит в формировании разного рода художественно – эстетической деятельности, которая в свою очередь обращена на организацию способностей восприятия и понимания прекрасного, а также на творческий процесс в области искусства [33, 395]. Стремление влечение ко всему красивому, яркому и блестящему наблюдается у детей с первых лет жизни. Происходит это скорее неосознанно, на интуитивном уровне. Это могут быть игрушки, цветы и другие красочные предметы окружающей нас среды, которые вызывают у них чувство удовольствия и заинтересованности. Процесс эстетического воспитания у детей осуществляется с помощью перехода от неосознанного восхищения каким–либо ярким и красочным предметом, к сознательному улавливанию внутренней характеристики художественного образа [12]. Эстетическое развитие можно наблюдать у детей в дошкольный период. Данное наблюдение можно рассмотреть на примере того, как ребенок видит картину. В период трех – четырех лет, увидев какое–либо произведение искусства, он порадуется изображению предметов, которые узнает на картине, но еще не образу. К пяти годам ребенок уже не только видит, но и осознает те эстетические качества, что привлекают его в картине. В этом возрасте он способен получить удовольствие, оценивая цветовые сочетания изображенных предметов, их форму. В возрасте 6–7 лет уровень развития ребенка повышается до способности улавливания внутренней характеристики художественного образа [24]. Огромную роль в заинтересованности предметом играет цвет. Дети довольно рано проявляют к нему эстетическое отношение. Это заметно, когда ребенок тянется к ярким и красочным предметам. Это видно на примере занятия изобразительной деятельностью, где проявление эстетического отношения к цвету выражается в увлечении красками и карандашами разных цветов. Сначала ребенок знакомится с материалом и цветом. Для него важен сам цвет. По – этому собака может быть красной, а кошка желтой. Со временем ребенок использует цвет более реалистично, но земля всегда коричневая, трава – только зеленая, солнце – желтое, а небо обязательно голубое. Затем, с течением времени он стремится передать все богатство красок окружающего мира [26]. Чтобы развитие было полноценным, необходимо дать своевременное и правильное воспитание. Ведь формирование всех психофизических процессов, свойственных человеку происходит еще в раннем возрасте [12]. Основные условия для эстетического развития, при переходе детей с одного уровня на другой: — формирование эстетического восприятия; — организация культурного пространства; — присутствие разнообразных объектов среды для изучения и созерцания; — профессиональное управление эстетическим воспитанием детей; — заинтересованность ребенка в деятельности [24]. «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» – так писал Фридрих Шиллер. Раскрывая сущность понятия «эстетическое воспитание» можно дать ему следующее определение: «…это целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты» [13, 334]. Именно в ходе формирования эстетического отношения ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, способность к сопереживанию и основу для формирования ценностных ориентаций. С современной точки зрения «… это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [24]. Эстетическое воспитание необходимо для формирования в человеке высокой культуры, а это значит, что при таком воспитании ребенок, прежде всего, будет иметь способности воспринимать, оценивать, создавать, а также правильно понимать прекрасное в жизни и искусстве. Дошкольный период – это период, становления ребенка как личности. «Личность – это сложный и системный феномен, прежде всего общественного развития. Человек как личность представляет в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических и др.), позиций оценочных отношений и суждений, а также как активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя» [29, 83]. Видение и понимание личностного смысла и значимости тех или иных сторон, событий или факторов проявляется путем познания окружающей действительности, смысла жизни и себя самого. Идет поиск связи удовлетворения своих потребностей и интересов с окружающим миром. Некоторые предметы и явления объективной реальности, которые служат для удовлетворения различных потребностей жизни, со временем, приобретают личностный смысл, значимость, ценность. Огромную роль в формировании личности играют некоторые социальные обстоятельства, к их числу относятся: макросоциосреда, микросоциосреда, деятельность, социальное взаимодействие, а также воспитание, которое является организованным процессом формирования и развития и разделяется на разные виды. Эстетическое воспитание это один из видов такого социального обстоятельства как воспитание [25]. Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. «Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В узком – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [25, с.86]. Эстетическое воспитание дошкольного периода имеет очень широкое понятие. Это то, как ребенок относится к природе, труду и общественной жизни, а также его связь с искусством. Но освоение искусства настолько разносторонне и индивидуально, что выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть, названная предметом художественного воспитания. Эстетическое воспитание, использует для своих целей художественное воспитание. Искусство – это мощное средство, которое формирует и развивает человека. Но, при этом, развитие происходит для его активной эстетической жизнедеятельности. Искусство занимает весомое место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры [25]. Искусство действительно играет огромную роль, но оно не может заменить действительность. «Если прекрасное существует объективно в действительности, а искусство отражает эту действительность, то, следовательно, и то и другое может и должно быть средством эстетического воспитания. Жизнь дает прекрасные возможности для эстетического развития ребенка». По мере того ка формируется ребенок, находясь во взаимосвязях с окружающим миром, перед ним открывается мир прекрасного, а это важное условие для эстетического развития. Зарождение эстетических чувств, без которых невозможно осуществить эстетическое отношение к действительности возникает благодаря тому, что ребенок испытывает заинтересованность и удовольствие при встрече с прекрасным. Прекрасное для детей это все яркое, наглядное, привлекательное. Эстетические впечатления развивают у ребенка слух, зрение, также формируются интересы, склонности к чему–либо, а также потребности. Развиваясь, постепенно ребенок начинает замечать, что порядок и чистота в окружающем мире приносят только положительные эмоции и удовольствие, а также появляется желание к индивидуальному проявлению своих способностей и определению интересов. «Важную роль играет сенсорное воспитание, позволяющее детям различать краски, звуки, формы, столь необходимые для изображения и выражения красивых явлений, предметов. Особое значение приобретает эмоциональная окрашенность восприятия прекрасного, без чего оно не может быть эстетическим» [10, с.24]. «Красивое» ребенок воспринимает как единство формы и содержания, благодаря чему происходит развитие чувствительности для улучшения эстетического восприятия. Важно знать, что же все–таки воспринимается детьми как прекрасное, когда они испытывают эстетические эмоции при встрече с прекрасными явлениями. «Мир велик, и ребенок в первые годы своего существования встречаются с огромным количеством предметов, явлений и отношений, которые можно назвать прекрасными. Если руководствоваться известным выражением Ушинского относительно того, что ребенок мыслит красками и звуками, то естественно, что они вызывают и эстетическое чувство» [10, с.26]. Возникновение эстетического чувства, обосновывается тем, что все наглядное для восприятия ребенка и доступное ему, а также отлично сохраняющееся в его памяти расценивается, как красивое явление. Яркие, цветные игрушки, необычное сочетание цветов и своеобразие линий и форм – все это завораживает ребенка и вызывает эстетическое чувство. Эстетическое воспитание имеет возможность быть нацелено, во– первых на устройство эстетического отношения к окружающему миру, где малыш воспитывает в себе умение лицезреть великолепие в природе, ее красоту и изящество, видеть хорошее в поступках, прекрасное в искусстве и, конечно – же, развивать и совершенствовать художественный вкус. Во– вторых – на формирование художественного опыта в области различных искусств [10]. «Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии» [11]. Итак, эстетическое воспитание формирует эстетическое сознание детей, воздействуя на них всеми значимыми явлениями и предметами окружающего мира. Такое влияние расширяет знание о мире, природе и обществе, вызывает чувства и духовно – нравственные качества, делает возможным правильное отношение к действительности и искусству, раскрывает творческие способности и потребности. Рассмотрев множество определений понятия «эстетическое воспитание» можно выделить основные положения, которые говорят о его смысле и сущности. Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность, также это развитие способности воспринимать и наблюдать прекрасное в жизни и искусстве, умение не только видеть красоту, но и оценивать ее. Вместе со всем этим эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов, идеалов личности и наконец, это развитие способности к созданию прекрасного в самостоятельном творчестве.

1.2. Содержание эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы

В педагогических исследованиях понятие «художественная самодеятельность» чаще всего рассматривается в контексте социально–педагогических проблем, но анализ сущности «художественной самодеятельности» как управляемой и саморазвивающейся системы в исследованиях по педагогике ранее не проводился. Однако такой анализ возможен и должен сочетать педагогический и искусствоведческий подходы. Это позволит рассмотреть художественную самодеятельность как средство воспитания художественно–эстетической культуры всех групп населения, не исключая значимости самодеятельности как части художественной культуры. Таким образом, художественная самодеятельность представляется как явление полихудожественное: в ней представлены все основные компоненты данной сферы художественной культуры [5]. В художественной деятельности происходит опредмечивание или распредмечивание сущностных сил человека на основе его взаимодействия с искусством, а через него – с другими людьми и в целом с действительностью. Такое взаимодействие способствует возникновению духовно–личностного результата художественной деятельности – изменению личностных качеств субъекта. В условиях художественной самодеятельности характер этих изменений может и должен регулироваться педагогическим руководством в процессе рациональной организации художественной самодеятельности. Осознание художественной культуры (включая художественную самодеятельность) не только как социокультурного, но и одновременно художественно–педагогического феномена имеет важное значение для понимания сущности и структуры художественной самодеятельности. Это позволит выявить педагогические возможности последней, так как именно в художественной деятельности в большейстепени проявляется глубинное свойство личности – собственное творчество личности как реализация внутренней потребности [8]. Основные характеристики участника самодеятельного коллектива представлены на основе анализа состава участников самодеятельных коллективов. Это: исполнители, не имеющие специального музыкального образования и не работающие в сфере искусства («непрофессионалы»); исполнители, имеющие специальное музыкальное образование, но не работающие по специальности («полупрофессионалы»); исполнители, имеющие музыкальное образование, работающие по специальности, но занятия художественной самодеятельностью не являются для них профессиональным трудом («любители»); профессиональные деятели искусства, привлекаемые к участию в выступлениях самодеятельных коллективов («профессионалы»). Анализ состава самодеятельных эстрадно–инструментальных коллективов показывает, что самодеятельное творчество находится на пересечении профессиональной и непрофессиональной деятельности; институализированной и неинституциализированной сфер [3, 87]. Многообразие проявлений творчества отражает богатство сущностных сил человека и, вместе с тем, потребность общества в прогрессивных изменениях. Определённые виды творчества тяготеют преимущественно к материально–практической или к духовной сфере общественной жизни. Существует дифференциация творчества по видам (научное, техническое, художественное, социальное) и по форме (ценностные различия, профессиональное – любительское, индивидуальное – коллективное). Художественная самодеятельность определяется как профиль системы образования со своей специфической учебно–воспитательной системой, обладающей своеобразием целей, содержания, методов, средств и организационных форм образовательной деятельности в единстве её образовательных функций [22]. Основой для определения содержания, форм и методов процесса эстетического образования и воспитания является учет методологических, дидактических, воспитательных принципов. Приведём условия, способствующие реализации эстетического начала в учебной и научно–исследовательской деятельности: отбор фактического материала, объектов для анализа, наиболее эстетически выразительных, эмоционально–привлекательных; обращение к прекрасным качествам личности выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства; анализ и оценка эстетических качеств изучаемых научных и художественных произведений; выделение и анализ эстетических понятий; установление межпредметных связей между учебными предметами и произведениями искусства; творческий уровень учебной научно–исследовательской работы; постановка учебно–познавательных и практических задач, направленных на формирование профессионально–эстетических умений; педагогическое и методическое мастерство преподавателя, исследователя; творчески эмоциональное отношение к предмету преподавания и исследования и к студенческой аудитории; умение создавать положительный эмоциональный фон учебных и научно–исследовательских занятий [18, 101]. Деятельность самодеятельных коллективов осуществляется по следующим принципам. 1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов. 2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе молодёжи. 3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции. 4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов. 5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально–воспитательного учреждения в другое. 6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Итак, реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее, в том числе и эстетическое, развитие личности дошкольника [20].

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эстетических качеств у старших дошкольников в учреждении социокультурной сферы

2.1. Выявление начального уровня сформированности художественно–творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в изобразительном искусстве, а также выявления эффективности разработанных методических условий с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников была проведена исследовательская работа на базе детского дома творчества. В эксперименте участвовало 15 детей дошкольного возраста. На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:  наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;  эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;  диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;  анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;  метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Задачами исследовательской работы являлись:  проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;  разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;  рапробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию старшего дошкольного возраста. Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно–творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направления изучения художественно–творческих способностей данной работы являются: 1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения; 2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; 3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет. Приоритетным направлением в диагностике развития способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства, стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи. Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий. 1 –й этап. Констатирующий эксперимент Цель: выявить уровень художественно–творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства в учреждении социокультурной сферы. Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Осенний день». Программное содержание: закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета. В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена осенняя погода. Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью. Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно–творческих способностей детей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Оценивались умения детей по следующим показателям: 1. Увлечен темой и техникой; 2. Способен создавать художественный образ; 3. Способен к цветовосприятию; 4. Способен рационально применять техники; 5. Владение техникой изображения; 6. Знание основ цветоведения. Условные обозначения: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы 1. Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента
ФИО Показатель
1 2 3 4 5 6
1. Дима С. 3 1 2 2 2 1
2. Яна К. 3 1 2 2 2 1
3. Нина Е. 2 2 2 2 2 1
4. Коля В. 3 1 2 2 2 2
5. Зера В. 2 1 2 2 2 1
6. Андрей Ф. 3 1 3 3 3 1
7. Женя В. 3 1 2 2 2 2
8. Дима В. 2 1 2 2 2 1
9. Марина А. 3 1 2 2 2 1
10. Дилара Р. 3 2 3 3 3 1
11. Гоша Р. 2 1 3 3 3 1
12. Лена Ш. 3 1 2 2 2 1
13. Сема Т. 3 1 3 3 3 1
14. Даша Л. 3 1 2 2 2 1
15. Рамиль Р. 3 1 2 2 2 1
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства

В качестве рекомендации по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства мы разработали программу курса, способствующего эстетическому воспитанию детей, составленного с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Цель курса: развитие эстетической культуры, нравственно–эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно – творческого решения общей учебной задачи. Задачи курса 1. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д. 2. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового). 3. Использование метода оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок. 4. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.). 5. Развитие и регулирование психических процессов и процессов познания у детей через использование дидактических иразвивающих игр. 6. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. 7. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. 8. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой. 9. Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно. 10. Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси). 11. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. 12. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи. 13. Решение художественно–творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа. 14. Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов. 15. Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность). 16. Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция. 17. Умение отличать технику исполнения. Ниже представлен тематический план программы (табл. 2). Таблица 2– Тематический план

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. 1. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. 2. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства включает:  знание законов, по которым создаются произведения искусства;  воспитание в ребенке желание познать мир прекрасного;  развитие творческих способностей. Вся система эстетического воспитания в учреждениях социокультурной сферы нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно–эстетической культуры, развития способности к художественно–эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно–творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию. Для наибольшей результативности развития художественно–творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором эстетического воспитания старших дошкольников. Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели повысились. Таким образом, можно отметить эффективность методических условий в детском дворце творчества, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Список литературы

1. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству /Н. Алексанхин// Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 23–27. 2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викеньтьев – СПб.: Издательство Буковского, 2004. – 60 с. 3. Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника [Текст]/ Т.И. Безуглая– Калининград, 2008. – 93 с. 4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) /В. Богат// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 17–19. 5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.57–67. 6. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества /Н.Ю. Венгер// Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 32–38. 7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество /Н.Е. Веракса// Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 5–9. 8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]/ Л.Н. Выготский – СПб.: Союз, 2007. – 92 с. 9. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Н. Выготский – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 536 с. 10. Ветлугина Н.А. Нравственно–эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. / М.: Изд–во Просвещение, 2019. – 79с. 11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности[Текст]/ Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 2008. – 320с. 12. Дошкольная педагогика [Текст]/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М.: Просвещение, 2009. – 330с. 13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]/ А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. 14. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности /Т.Н. Доронова// Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С.34–36. 15. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников [Текст]/ О.В. Пустоветова– СПб.: Питер, 2013. – 464 с. 16. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т.И. Сайгонова, Е.М. Седова– М.: Сфера, 2005. 17. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5–7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст]/ Н.В. Квач – М.: ВЛАДОС, 2001. – 230с. 18. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст]/ Т.С. Комарова – М.: Академия, 2008. – 240с. 19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова – М.: Академия, 2018. – 232с. 20. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/В. Котляр – Киев, 2006. –224 с. 21. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» [Текст]/ Л.Б. Лихачев – М.: Педагогика. – 2002, 183 с. 22. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки [Текст]/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.: Амрита–Русь, 2004. 23. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания /М. Марцкевич// Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 16–22. 24. Микляева, Н.В. Детский сад будущего–приложение / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова// Управление ДОУ. – М., 2010. – С.42 – 63. 25. Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. / научное издание – СПб.: Казань: Издательство «Бук», 2017, 126 с. 26. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций [Текст]// Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 381 с. 27. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. – №6. – с. 58–63. 28. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей [Текст]/ М.М. Руковицын – М.: Знание, 2002. – 432 с. 29. Сластенин, В.А. Педагогика и психология [Текст]/ В.А. Сластнин – М.: Академия, 2001. – 480 с. 30. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. 31. Фокина Т. Программа художественно–эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999. – №1.–с.35–38. 32. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2–е изд., перераб. и доп [Текст]/ И.Ф. Харламов – М.: Высш. шк., 2000. – 576 с. 33. Художественно–эстетическое воспитание дошкольников [Текст]/ под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 186с 34. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей [Текст]/ Т.А. Шоргина – М.: Книголюб, 2003. –221 с.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://brstu.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru