Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



 

Самостоятельная работа

«Античная риторика. Демосфен. Теория риторики. Платон. Аристотель. Цицерон. Квинтилиан. Тацит»

Цель занятия: усвоение основных схем и правил классической риторики.

 

Задание 1. Чехов А. П. говорил, что краткость – это сестра таланта. Синонимом слова краткость является слово лаконизм. Объясните его историю.

 

Задание 2. Прокомментируйте образцы лаконичной древнегреческой речи:

Спартанцы выслали для битвы в Фермопилах отряд в триста человек во главе с царем Леонидом. Когда эти триста человек выступили из Спарты, дрогнуло сердце даже у спартанских старейшин… Они сказали Леониду: «Возьми хотя бы тысячу». Леонид ответил: «Чтобы победить – и тысячи мало, чтобы умереть – довольно и трехсот».

Ксеркс прислал в Фермопилы гонца с двумя словами: «Сложи оружие».

Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».

Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце».

Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени».

 

Источник: Книга для чтения по истории древнего мира. – М., 1981.

 

Задание 3. Древнеримский писатель Апулей, автор дошедшего до нашего времени романа «Метаморфозы, или Золотой осел» отмечал: «Но мой духовный наставник Сократ, …когда заметил юношу прекрасного, но долгое время безгласного: “Скажи что-нибудь, – предложил ему, – чтобы я тебя увидел!”. Выходит, Сократ человека молчащего не воспринимал, поскольку считал, что людей следует постигать не остротою глаза, но остротою ума и духовным взором (Апулей. Метоморфозы и другие сочинения / Апулей; пер. с лат. – М., 1988. – С. 305).

Объясните смысл высказывания Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

 

Задание 4. Охарактеризуйте творчество Демосфена, отметив особенности его ораторского мастерства и подчеркнув их значимость в наши дни.

 

Задание 5. Какие пять важнейших положений, по мысли Аристотеля, определяют структуру ораторского искусства.

 

Задание 6. Объясните три важнейших понятия древнегреческой риторики: «этос», «пафос» и «логос».

 

Задание 7. Каковы идеи Платона о построении правильной речи и чем они отличаются от риторических воззрений?

 

Задание 8. Что значит «высказывание истины предмета» с точки зрения Платона и какое речевое оформление соответствует такому высказыванию?

 

Задание 9. Как вы понимаете метафору «тело речи» и как она выражена у Платона на уровне рефлексии и в самом способе построения текста?

 

Задание 10. В чем, по мнению Платона, заключается единство поэзии, софистики и риторики в отличие от философии (по диалогу «Софист»)?

 

Задание 11. В риторических трудах Цицерона изложена его риторическая концепция. Выделите слагаемые ораторского идеала Цицерона.

 

Задание 12. Объясните формулу Цицерона «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Каким требованиям, по мнению автора, оратор должен отвечать?

 

Задание 13. Как вы понимаете разработанную Цицероном теорию тройного деления стиля на простой, средний, высокий, которое оратор должен использовать уместно, то есть согласно природе случая?

 

Задание 14. Каковы главные проблемы ораторского искусства, рассматриваемые Квинтилианом в его «Риторических наставлениях».

 

Задание 15. В чем, по мнению Квинтилиана, заключается сходство и различие ораторского искусства Цицерона и Демосфена. Осуществите сравнительный анализ.

 

Задание 16. Прочитайте фрагмент речи Цицерона из его «Первой речи против Луция Сергия Катилины». Какие средства и ораторские приемы использует автор для выражения чувств, которые волновали его?

Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды? Неуже­ли тебя не встре­во­жи­ли ни ноч­ные кара­у­лы на Пала­тине [при наличии опасности Палатинский холм охранялся особенно тщательно] ни стра­жа, обхо­дя­щая город, ни страх, охва­тив­ший народ, ни при­сут­ст­вие всех чест­ных людей, ни выбор это­го столь надеж­но защи­щен­но­го места для заседа­ния сена­та, ни лица и взо­ры всех при­сут­ст­ву­ю­щих? Неуже­ли ты не пони­ма­ешь, что твои наме­ре­ния откры­ты? Не видишь, что твой заго­вор уже изве­стен всем при­сут­ст­ву­ю­щим и рас­крыт? Кто из нас, по тво­е­му мне­нию, не зна­ет, что́ делал ты послед­ней, что́ преды­ду­щей ночью, где ты был, кого сзы­вал, какое реше­ние при­нял?

О, вре­ме­на! О, нра­вы! Сенат все это пони­ма­ет, кон­сул видит, а этот чело­век все еще жив. Да раз­ве толь­ко жив? Нет, даже при­хо­дит в сенат, участ­ву­ет в обсуж­де­нии государ­ст­вен­ных дел, наме­ча­ет и ука­зы­ва­ет сво­им взглядом тех из нас, кто дол­жен быть убит, а мы, храб­рые мужи, вооб­ра­жа­ем, что выпол­ня­ем свой долг перед государ­ст­вом, укло­ня­ясь от его бешен­ства и увер­ты­ва­ясь от его ору­жия.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X