Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа

«Аннотации. Требования к содержанию и структуре аннотаций. Анализ аннотаций к докладам на тематических конференциях, статьям в рецензируемых журналах. Сопоставление текста статьи и аннотации, классификация авторских стратегий в представлении работы»

Цель: ознакомить обучающихся со структурно-смысловой организацией аннотации; научить определять основную и дополнительную информацию текста, интерпретировать ее с целью использования во вторичном тексте (аннотации); обучить составлению аннотации.

Задание 1. Прочитайте теоретические сведения.

Аннотация [от лат. annotatio – замечание] (спец) – «краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей» (ГОСТ 7. 0 — 84).

Аннотация, являясь жанром функционального стиля научной и технической литературы, наряду с общими закономерностями, присущими данному стилю, имеет свои, специфические особенности, которые определяются как условиями существования и функционирования этого жанра, так и назначением его употребления. Сущность и назначение аннотации заключаются в том, что она дает сжатую характеристику самого источника информации и отвечает на вопрос о чем говорится в первичном документе.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании. Составление аннотаций (аннотирование) представляет собой процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов с целью их анализа и извлечения необходимых сведений. Этот процесс завершается составлением аннотации вторичного документа, дающего предельно краткие сведения, характеризующие первичный документ со стороны его содержания, идейно-политической направленности, ценности назначения и основных особенностей. Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации.

 

 

Виды аннотаций.

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные (такие аннотации также именуются описательными или информационными), характеризующие документ и дающие оценку документа и сообщающие какие-либо сведения о нем, но не дающие его критической оценки, и рекомендательные, характеризующие документ и дающие оценку документа в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эти аннотации предназначены.

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие, характеризующие документ в целом и рассчитанные на широкий круг потребителей, и специализированные, характеризующие документ лишь в определенных аспектах и рассчитанные на узкий круг специалистов. В специализированных аннотациях особенно подчеркивается то, что имеет отношение к определенной тематике и узкой области знаний.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме, содержание же остальной части документа в аналитической аннотации не рассматривается. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный, а не рекомендательный характер.

Аннотации могут быть и групповыми.

Групповая аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более документов. Групповая аннотация характеризует несколько произведений печати, близких по тематике. Для справочной групповой аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений. В рекомендательных групповых аннотациях приводятся не только различия в трактовке темы, но и различия в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

В научной и научно-информационной деятельности наибольшее распространение получили справочные аннотации.

Рекомендательные аннотации используются работниками книготорговых организаций, библиотек и информационных органов для рекламы и пропаганды лучших произведений печати. При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ из всех видов аннотаций важное значение имеют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники, что является одним из непременных условий научно-технического прогресса, и в экономии времени на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций и умелое пользование ими способствуют адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Структурно аннотация любого вида состоит из двух частей: библиографического описания и текста аннотации.

Библиографическое описание дает исходную информацию о первичном документе и составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 (см.: Библиографическое описание).

Текст аннотации дополняет информацию, данную в библиографическом описании, и включает сведения о содержании произведения печати, его авторе и достоинствах произведения.

«В аннотации указывается, что нового несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего)» (ГОСТ 7.9-77).

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотаций, особенно справочных, следующие:

— композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа;

— отбор сведений для аннотации, их формулирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого документа, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана;

— язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных периодов; без абзацев.

— средний объем аннотации – 500 печатных знаков и лишь в исключительных случаях достигает 800-1000 печатных знаков.

Языковые и речевые стандарты-клише для аннотирования.

При составлении текста аннотации употребляются следующие стандартные выражения:

— В документе

— В статье

— В монографии

— В книге

— В брошюре анализируется / анализируются

(какая) проблема / основные проблемы (чего)

проблема (чего)

такие проблемы, как

круг (каких) проблем / (какие) теории

круг проблем (чего) / такие теории, как

излагается / излагаются

(какая) теория (какие) проблемы

теория (чего) проблемы (чего)

такие проблемы, как

исследуется / исследуются

(какая) проблема / (основные) проблемы (чего)

проблема (чего) / такие проблемы, как

(какой) вопрос / вопросы происхождения (чего)

вопрос (чего)

комплекс (каких) вопросов

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными. Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну и ту же тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники, помогающие сэкономить время на поиск и сбор научной информации.

Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Задание 2. Ознакомьтесь с речевыми стандартами для составления аннотации и с аннотациями книг по специальности.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале.

Монография вышла в свет в издательстве… Статья посвящена вопросу (теме, проблеме…). Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание…).

Автор ставит (освещает) следующие проблемы…, говорит о следующих проблемах…, касается следующих вопросов…

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается…), говорится (о чем?), дается оценка, анализ, обобщение (чего?), представлена точка зрения (на что?), затронут вопрос (о чем?), в статье дается обзор (чего?), анализируются вопросы (о чем?, чего?).

Статья адресована (предназначена) (кому?), может быть использована (кем?), представляет интерес (для кого?).

Образец аннотации:

Статья «Как делаются научные открытия» посвящена описанию процесса работы ученого над научной проблемой. В статье рассматриваются истоки научного творчества, характеризуются этапы мыслительной работы исследователя, говорится о колоссальных, титанических усилиях, характеризующих труд ученого. Особое внимание уделяется вопросу определения наиболее важного этапа в творчестве ученого.

Статья адресована всем, кто интересуется проблемами мыслительных процессов, характеризующих научное творчество.

Задание 3. Перед вами аннотация учебного пособия «Студенческие научные работы». Прочитайте и определите тип аннотации.

Салагаев В. Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. – Алматы: Раритет, 2004. – 200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания –развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, библиографическое описание, аннотация, план научной работы, тезисы, реферат, конспект. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепления темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Детально рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов исследования.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал в тексте и в приложениях, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения.

Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований», кто занимается научным самообразованием.

Задание 4. Прочитайте текст и определите дискуссионный вопрос, напишите аннотацию на данную статью.

Познание как вид человеческой деятельности

Любой организм должен проявлять определенную активность для обеспечения своего существования и сохранения вида. Эта активность организма является и для человека основой жизнеобеспечения, которая реализуется в различных видах его деятельности. Деятельность — это сознательное, творческое, целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Человеческая деятельность существенно отличается от активности животных. Животные взаимодействуют с окружающим миром на основе инстинкта только для удовлетворения своих материальных потребностей (охота, гнездо, нора, добыча), духовные потребности у них отсутствуют. Продукты жизнеобеспечения они потребляют в естественном виде. А человек преобразует естественные продукты и предметы в формы, удобные для потребления, в так называемые артефакты, то есть искусственно сделанные. К артефактам относятся: еда, одежда, жилище и т.п.

Основными особенностями человека в отличие от животных является наличие мышления, процесса осознания объективного мира в виде понятий, суждений, умозаключений, и языка, особого средства обмена мыслями между людьми, что придает его действиям творческий характер.

Деятельность – это процесс человеческой активности в его взаимодействии с окружающим миром, который состоит из отдельных действий, актов поведения. Все действия как единицы деятельности имеют универсальную структуру: С – И – О, где С – означает субъект, то есть, человек, воздействующий на предмет или явление внешнего мира; И – означает инструмент, орудие, прибор для воздействия на предметы и явления; О – означает объект, предмет или явление, на который направлена активность субъекта.

В зависимости от цели действий субъекта и от качественной специфики объекта различают три основных вида человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную и коммуникативную. Рассмотрим несколько подробней коммуникативную деятельность.

Коммуникативная деятельность связана с обменом мыслями между людьми, с решением конкретных задач в процессе их взаимодействия, она является важным фактором общественной организации жизни и социологизации личности. Средством коммуникации является язык, однако, если законы мышления носят универсальный характер, то законы языка (также как и культуры) являются идиоэтническими (гр. идиос «своеобразный» + этнос «народ»).

Коммуникативная деятельность, следовательно, может быть внутриэтнической и межэтнической, а сам язык, как орудие общения может выступать в устной, письменной и электронной форме. Способность к коммуникативной деятельности является врожденной и важнейшей особенностью человека наряду с мышлением (хомо сапиенс – «человек разумный» и хомо локюэнс – «человек говорящий»). Вот почему коммуникация органически включается во все виды деятельности вообще.

Задание 5. Составьте самостоятельно аннотацию по следующему плану, обратите внимание на языковые средства, оформляющие аннотацию.

— Название и тема (статьи, книги).

— Проблематика (статьи, книги).

— Композиция (статьи, книги).

— Включение иллюстративного материала.

— Цель (статьи, книги).

— Адресат (статьи, книги).

Задание 6. Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки 2-3 аннотации к учебникам по вашей специальности. Выделите в них языковые и речевые стандарты-клише.

Задание 7. Прочитайте аннотацию. Выделите в ней структурно-смысловые части. Какие языковые средства используются в данном тексте?

Учебное пособие адресовано студентам юридических институтов, факультетов и техникумов, а также юристам-практическим работникам с целью содействовать повышению культуры устной и письменной речи юристов в различных деловых и общественных ситуациях процесса общения.

Каждый юрист найдет здесь нужный для себя материал: о языке закона и функциях языка права, о точности словоупотребления в письменной и устной речи, об особенностях языка права, о композиции процессуальных актов, об изобразительных средствах в устной публичной речи, об оформлении научных работ.

В пособии анализируются ошибки, типичные для профессиональной речи юристов, и предлагаются варианты их исправления.

Задание 8. Напишите аннотацию на один из учебников по вашей специальности.

Задание 9. Сопоставьте текст статьи и аннотацию, выявите авторские стратегии в представлении работы.

Библиографическое описание: Питимирова Н. Е. Особенности текста научного стиля // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 987-989. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/87/16950/ (дата обращения: 29.09.2019).

В данной статье рассматриваются особенности и характеристики научных изданий, произведений и текстов, выделяются их жанровые, лингвистические и стилистические черты.

Ключевые слова: типы научного текста, источники научной информации, лексические особенности научного текста.

С вхождением России в мировое научное и образовательное пространство, с переходом на двухуровневые образовательные программы (бакалавриат, магистратура), повышением требований к уровню публикаций –  издание научных статей в списке Web of Science, Scopus, возникла необходимость в обучении будущих специалистов написанию научных текстов различного уровня. Некоторые аспекты обучения научному, академическому дискурсу рассматриваются в работах Г. А. Дубининой, Н.  В.   Савченко, О. Л. Добрыниной, О. М. Демидовой, А. М. Перлова [2-4].

Для более эффективной подготовки студентов к научной деятельности необходимо рассмотреть особенности и характеристики научных изданий, произведений и текстов, выделить их жанровые, лингвистические и стилистические черты. Научный стиль языка функционирует в сфере науки, техники и производства. Языковыми особенностями научного стиля являются: предварительное обдумывание высказывания, нормированность и монологический характер речи, строгий отбор языковых средств.

Тексты научного стиля отражают этапы научной мыслительной деятельности автора, который, опираясь на факты, выдвигает гипотезу, объясняющую какое-либо явление, находит способы ее проверки, доказательства, осмысливает общую систему научных знаний. Научный текст предполагает стремление автора рационально представить информацию обобщенному адресату. Основными признаками научной коммуникации являются: научная тематика, точное определение понятий, стремление к обобщению, абстракции, логичность и доказательность изложения, объективный характер изложения, насыщенность фактической информацией, сжатость изложения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Его характеризуют логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. Основной функцией научного стиля является не только передача логической информации, но и доказательство ее истинности, новизны и ценности. Вторичная функция научного стиля — активизация логического мышления читателя (слушателя).

Научный стиль делится на три основные разновидности: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный и множество разновидностей, обслуживающих сферу науки [4; с. 23]. Оценивая роль научного стиля русского языка, надо иметь в виду, что он становится важным фактором международного научного общения. Научное общение реализуется преимущественно в письменной форме речи. В письменной форме выделяется около 20 жанров научного текста, из которых наиболее востребованными в процессе обучения являются конспект, реферат, тезисы, статья, аннотация, отзыв.

К письменным научным документам относятся неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы.

Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Устная форма вторична, так как она основана на заранее написанном тексте. В устной научной речи основными жанрами являются доклад, выступление в дискуссии и др. [2; с. 18].

Также источниками научной информации служат первичные документы, содержащие исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.), и вторичные документы, являющиеся результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие издания). Стилевой приметой научного текста является повторение одних и тех же слов в научной речи. Основными качествами научного стиля являются – логичность изложения, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность, использование отвлеченной лексики. Языковые средства научного стиля:

  1. Лексика: термины (сила, ускорение, синтез); общенаучные слова (иметься, существовать, предполагать, идея, гипотеза, число, система, функция, точка, уравнение, случай, значение, элемент, процесс, множество, часть, вещество, величина, плоскость, получить, различный, определить, равный и др.); общелитературные слова, преимущественно с абстрактными понятиями (особенность, характер, стремление); интернационализмы (агитировать (agitate), ретроспективно (retrospect), спидометр (speed), пуризм (pure), препарировать (prepare), феномен (phenomenon), пролонгировать (prolong), экспрессия (expression), контейнер (container), конструкция (construction) и др.
  2. Причастия (проявляющийся, проделанный, наблюдаемый, сложившийся, отмеченный).
  3. Сложные синтаксические конструкции (из полученного результата следует…).
  4. Вводные слова и словосочетания, указывающие на источник сообщения (по сообщению, по мнению, по данным), степень достоверности (действительно, возможно, вероятно), порядок следования (во-первых, во-вторых, затем, следовательно, наконец).
  5. Безличные и обобщенно-личные предложения (всем известно, что…; возможно предположить, что…; допустим, что…; в качестве примера рассмотрим…)
  6. Наличие речевых клише (следовать правилам, следовать примеру, играть роль, иметь значение, оказывать влияние, выполнять функции) [2; с. 19].

Вместе с тем ряд слов (и словосочетаний) употребляется в научных текстах преимущественно в «служебном» значении. Для них характерно «смысловое опустошение»: имеется в виду…, данные примеры, в количестве, в форме, путем, является, заключается, имеется, выступает и др. В научном стиле используется и абстрактная лексика: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение, время, движение, условие, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, изменение, распределение, направление, состояние, влияние и др. Наиболее употребительными глаголами являются: быть, иметь, найти, получать, обозначать, определять, следует, называться, рассматривать, требуется представлять собой, являться и др. Часто в научном стиле для обозначения новых понятий, явлений, предметов употребляются слова или словосочетания, заимствованные из других стилей, например, усталость металла, солнечный ветер, солнечная батарея, материнская плата, режим ожидания и т. д. Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов (солнечное сплетение, прямой угол, точка пересечения, точка замерзания, точка кипения, звонкие согласные, причастный оборот, сложноподчиненное предложение и т. д.). Изложение, как правило, ведется от третьего лица (автор полагает…).

В научном тексте присутствует решение некоторого проблемного вопроса, касающегося выбранного объекта, описанного ранее. В отдельных случаях в научных текстах речь может идти о новом объекте [2; с. 42]. В научных текстах широко употребляются конструкции с причастными и деепричастными оборотами. Как правило, модель научного текста состоит из: описания опыта предшественников, обоснования выбора темы и доказательства ее актуальности; определения объекта и предмета исследования; целей и задач, методов; тезисов, аргументов, иллюстраций, выводов [2; с. 42].

Выводы. Итак, научный стиль языка представляет собой разновидность стиля языка, функционирующий в сфере науки, техники и производства. Тексты научного стиля отражают этапы научной мыслительной деятельности автора, стремление автора рационально представить информацию обобщенному адресату. Признаками и способами изложения научной коммуникации являются: научная тематика, точное определение понятий, стремление к обобщению, абстракции, логичность и доказательность изложения, объективный характер изложения, а также сжатость изложения. Функции научного стиля — доказательство истинности информации, ее новизны и ценности. Реализация научного стиля происходит в письменной и устной речи. Источниками научной информации служат первичные документы (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.), и вторичные документы (справочные, информационные, библиографические и др. издания). Среди языковых средств научного стиля можно выделить термины, общенаучные слова, причастия, вводные слова и словосочетания, указывающие на источник сообщения, степень достоверности и порядок следования, клише, абстрактная лексика и др.

Литература:

  1. Академическое письмо: принципы структурирования и написания научного текста / А. Г. Ибраева, Т. В. Ипполитова. – Петропавловск : СКГУ им. М. Козыбаева, 2015. – С. 58-62.
  2. Бакланова П. П. Учебный и научный тексты с точки зрения постулатов речевого общения // Русский язык в школе. – 2010. – № 5. – С. 30-36
  3. Гордеева О. И., Пономарева. Е. Н. Научный стиль русского языка: учебное пособие. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 79 с.
  4. Демидова О. М. Развитие умений академического письма магистров неязыкового вуза. [Текст] / О. М. Демидова // Молодой ученый. – 2014. – № 1.  – С. 510-516
  5. Дубинина Г. А., Савченко Н. В. Обучение письму научной направленности в магистратуре. В сборнике: Наука в современном мире: теория и практика Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2014. – С. 42-49.
  6. Скороходова Е. Ю. Современное состояние функционально-стилистической системы русского литературного языка // Вопросы филологии. – 2007. – № 1. – C. 50-54.
  7. ГОСТ Р 7.0.100–2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Москва : Стандартинформ, 2018. – 124 с.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Какого рода информация включается обычно в аннотацию?
  2. Каковы функции аннотации?
  3. Что такое аннотация?
  4. По какому признаку выделяют различные виды аннотаций?
  5. Каковы основные виды аннотаций?
  6. Каковы основные принципы библиографического описания?
  7. Какова стандартная структура справочной аннотации?
  8. Какие требования предъявляются к аннотации?
  9. Что такое ключевые слова?

 

Рекомендуемая литература:

  1. Академическое письмо: принципы структурирования и написания научного текста / А. Г. Ибраева, Т. В. Ипполитова. – Петропавловск : СКГУ им. М. Козыбаева, 2015. – С. 52-54.
  2. Аксарина Н. А. Технология подготовки научного текста: учебно-методическое пособие / Н. А. Аксарина. – Москва : Флинта, 2018. – С. 87-89.
  3. Базылев В. Н. Академическое «письмо». Теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс] : монография / В. Н. Базылев : в 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд., перер. – М. : ФЛИНТА, 2016. – С. 30-32.
  4. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. – Москва : КДУ, 2015. – С. 132-148.
  5. Короткина И. Б. Академическое письмо: Процесс, продукт и практика: учебное пособие / И. Б. Короткина. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – С. 93-116.
  6. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учебное пособие / Е. Ярская-Смирнова. – М. : ООО «Вариант», ЦСПГУ, 2013. – С. 33-56. – Режим доступа: https://social.hse.ru/data/2013/11/28/1337841513/Akademtext.pdf (дата обращения 14.10.2019).
  7. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и Ко, 2006. – С 120-164. – Режим доступа: https://ru.scribd.com/doc/170290593/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2-%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-pdf (дата обращения 14.10.2019).

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X