Т и М основы познавательного развития. АН ПОО МАНО



Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Семинар 1, 2,3.

Тема: Теоретические основы развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:
1. Психологическое обоснование познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков).
2. Актуальность проблемы познавательного развития детей в современной системе дошкольного образования.
3. Цели и задачи познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Вопрос 1. Психологическое обоснование познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Законспектировать статью Н.Н. Поддьякова «Структура когнитивной (познавательной) сферы детей дошкольного возраста» (Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Сфера, 2010.-144с.)
Вопрос 2. Актуальность проблемы познавательного развития детей в современной системе дошкольного образования.
Изучить статью Н.М. Крыловой «Как реализуются научные открытия Н.Н. Поддьякова в практической организации жизни детей» (Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Сфера, 2010.-144с.).
Вопрос 3. Цели и задачи познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Представить цели и задачи познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 30384 от 14 ноября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Семинар 4, 5, 6.

Тема: Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:
1. Содержание сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
2. Методика сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Планирование работы по сенсорному развитию дошкольников.

Вопрос 1. Содержание сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Изучить содержание сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста. В виде таблицы представить содержание сенсорного развития детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста (Программу слушатель выбирает самостоятельно).
Вопрос 2. Методика сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Назвать и кратко охарактеризовать методы и формы организации сенсорного развития дошкольников.
Вопрос 3. Планирование работы по сенсорному развитию дошкольников.
Разработать и представить перспективный план сенсорного развития дошкольников на квартал (возрастную группу слушатель выбирает самостоятельно).

Рекомендации по выполнению задания.
1. Все теоретические задания не должно превышать 10-ти страниц.
2. Для выполнения практического задания слушатель самостоятельно выбирает Образовательную программу и возрастную группу.

.

Семинар 7,8,9.

Тема: Развитие познавательно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
2. Содержание и виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
3. Методические аспекты развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Рекомендации по выполнению задания.
Изучить теоретические вопросы к семинарским занятиям и представить ответы в виде таблицы, схемы.

Семинар 10, 11, 12.

Тема: Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:
1. Теоретические основы математического развития дошкольников.
2. Содержание математического развития дошкольников.
3. Мониторинг математического развития детей дошкольного возраста.

Вопрос 1. Теоретические основы математического развития дошкольников.
Изучить теоретические основы математического развития дошкольника (психологические, физиологические основы математического развития ребенка; история становления теории математического развития дошкольника: вклад ученых в развитие теории и методики математического образования дошкольников).
Ответы на вопросы представить в виде схемы, таблицы.

Вопрос 2. Содержание математического развития дошкольников.
2.1. Проанализировать содержание математического развития дошкольников в рамках Программы «Детский сад – Дом радости».
2.2. Определить и представить в виде таблицы содержание математического развития дошкольников по Программе дошкольного образования (образовательную программу слушатель выбирает самостоятельно).

Содержание математического развития детей дошкольного возраста (на примере Программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости»)

Цель: развитие интереса к математической стороне действительности.

Раздел математического развития Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Количество
Овладение понятием множества («один» и «много») предметов и явлений в ближнем окружении (в группе, в помещении детского сада, дома); умением сравнивать множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки). Развитие умения оперировать множествами и операциями над ними (понятия: множество, элемент, часть множества), сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет) до 10.

Овладение умением определять количественный состав числа из единиц в пределах 5; умением образовывать из неравенства равенства (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.; 5 больше 4, если добавить 1, то будет по 5, будет поровну в обеих группах). Формирование представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке; о месте числа среди других чисел ряда; о числе как результате измерения условной меркой.

Формирование понятия, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево). Умение различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: сколько? который, какой по счету? Находить числа «до» и «после» названного; воспринимать зависимость числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера (условных мерок, количества предметов в группах, размера частей); умения доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления.
Делить предмет на 2 равные части с целью формирования понятия «половина» (одна из двух равных частей) и определения отношений между частью и целым; устанавливать отношения между частью и целым: часть всегда меньше целого; из двух равных частей (половин) можно составить целое.
Формирование понятий «число и цифра». Умение узнавать и называть цифры от единицы до пятерки.
Умения использовать знаковые обозначения, графическое изображение множеств.
Овладение знаниями о цифрах от 0 до 9; о монетах, циферблате; об элементах знаковой системы (+; —; =; >; <; —>); о составе числа из двух меньших чисел (до 10), из единиц (до 5).
Величина
Овладение умениями выделять отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).
Содействие развитию глазомера; измерительной деятельности: ознакомлению с действующими денежными единицами.
Сравнивать два предмета по этим параметрам (наложением, приложением и на глаз).
Строить сериационные ряды по образцу, по одному или по двум признакам одновременно (цвету и величине, величине и форме, длине и ширине и т. д.) из 3—5 предметов. Овладевать умением сравнивать предметы по 3—4 признакам (включая величинные характеристики), одновременно строить сериационные ряды по ним.
Умение измерять и сравнивать окружающие объекты с помощью элементарного измерительного оборудования (кружки различного цвета и размера и т. д.).
Измерять величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота), объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки; с помощью некоторых эталонов длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр).
Формирование представлений об элементарном измерительном оборудовании (линейки различных размеров, кружки различной величины, бумажные кукольные кровати контрастных размеров, узкие и широкие одеяла для куклы), развитие умений использования их в познавательной деятельности.
Форма
Содействие овладению умением совершать простейший анализ строения геометрических фигур (подсчет вершин, сторон, углов; определение соотношения сторон; отношение к другим, уже известным фигурам) осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Овладение элементарными геометрическими знаниями: точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности (острый, прямой, тупой); ознакомлению с образованием фигуры.

различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы, а также геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, призма. Овладение обобщенными представлениями о геометрических фигурах: четырехугольник, многоугольник, треугольные, округлые фигуры.

Развитие умений различать фигуры разных размеров (большой круг — маленький круг, большая призма — маленькая призма и т. п.); определять формы предметов (мяч, арбуз — шар, тарелка, блюдце — круг и т. д.). Развитие умения видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).

Ориентировка в пространстве
Содействие развитию способности ориентироваться в пространстве (определять расположение предметов справа и слева от себя; внизу, вверху, спереди и сзади от других предметов; двигаться в заданном направлении от себя, других объектов — вперед, назад, вверх, вниз). Содействие развитию ориентировки в двухмерном пространстве (на листе бумаги); ориентировки от себя, от других объектов.

Умение обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди — стол, позади — шкаф, справа — дверь, слева — окно, вверху — потолок, внизу — пол, далеко — стена, а близко — стул). Овладение умением координировать свои движения в пространстве: сохранять правильную позу, работая у доски (ходить вдоль нее, прочерчивая мелом любые линии, росчерки; рисовать, писать буквы и т. д.).
Ориентировка во времени
Содействие развитию способности ребенка ориентироваться во времени: формирование представления о сутках, частях суток, о последовательности смены суток — вчера, сегодня, завтра, ознакомление с текучестью времени, днями недели, временным отрезком «год», его сезонами (временами года).
Содействие развитию чувства времени; понимания количественных характеристик понятий: год, пора года, или сезон, месяц, неделя и отношений между ними.
Ознакомление с приборами измерения времени (секундомер, часы, календарь).
Овладение умением определять время по разным часам с точностью до часа, получаса, четверти часа.
Расширение представлений о частях суток, о временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря.

Вопрос 3. Мониторинг математического развития детей дошкольного возраста.
3.1.Изучить материал «Мониторинг математического развития дошкольников» (на примере Программы «Детский сад – Дом радости»).
3.2.Разработать диагностические задания для мониторинга освоения детьми раздела «Ориентация во времени» (образовательную программу и возрастную группу слушатель выбирает самостоятельно).

Мониторинг овладения математической деятельностью
(на примере Программы «Детский сад – Дом радости»)
Возраст ребенка Самый высокий уровень
(творческий) Высокий уровень
(самостоятельности) Средний уровень
(выполнение под руководством) Низкий уровень
(уровень узнавания)
4 балла
3 балла 2 балла 1 балл
Овладел задачами математического содержания на уровне творчества: самостоятельно применяет знания и умения в игровой, трудовой, бытовой деятельности. Овладел задачами математического содержания на уровне самостоятельности: на занятии по математике уверенно решает поставленные учебные задачи.
Решение задач математического содержания требует незначительной помощи со стороны взрослого.
Ребенок овладевает задачами математического содержания под прямым руководством со стороны взрослого.
3-4 года Умеет находить «один» и «много» предметов; сравнивать два предмета по величине в целом или по отдельным параметрам; находить среди геометрических фигур нужную, называть ее; правильно показывать правую и левую руки, ноги, уши, глаза; определять, что стоит впереди, сзади, справа, слева от него, что находится вверху и внизу.
4-5 лет Умеет сравнивать две групп предметов путем наложения (приложения) одного на другой; отвечать на вопросы чего больше? чего меньше?
Умеет сравнивать два предмета по величине, оформляя результат словами «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше», «больше — меньше».
Умеет находить среди геометрических фигур нужную, называть ее.
Умеет правильно показывать правую и левую руки, ноги, уши, глаза; определять, что стоит впереди, сзади, справа, слева от него, что находится вверху и внизу.
5-6 лет Умеет считать до 10 и более в прямом и обратном порядке; умеет обозначать числа цифрами; знает состав числа из двух меньших чисел в пределах 10.
Умеет измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела условной меркой.
Знает геометрические фигуры. Умеет самостоятельно или с помощью взрослого составлять, читать простейшие планы, схемы улицы, набережной, площади.
Умеет определять время на календаре, часах. Знает и умеет определять временные отрезки: рассвет, закат, сумерки, заря, восход.
Владеет обобщенным представлением о свойствах предметов, умение выделять самостоятельно основания классификации, замечать и выражать в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин; сравнивать два предмета, явления, учитывая сразу 2—4 признака; строить из таких предметов сериационные ряды; количество элементов в которых ограничено рамками счета; описывать отношения между элементами в ряду.
Знает и различает действующие денежные знаки.
Употребляет в речи слова «множество», «элемент», «часть множества», «мерка», «четырехугольник» и др.
6-7 лет Умеет считать до 20 и более в прямом и обратном порядке; умеет обозначать числа цифрами; знает состав числа из двух меньших чисел в пределах 20.
Умеет измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела условной меркой.
Знает геометрические фигуры (угольные и округлые). Умеет определять на листе бумаги местоположение 9 точек для ориентировки. (углы — правый и левый верхние, правый и левый нижние; стороны — правая, левая, нижняя, верхняя; центр листа); самостоятельно или с помощью взрослого составляет и читает простейшие планы, схемы; умеет рисовать по клеточкам.
Умеет определять время на календаре, на часах.
Владеет обобщенным представлением о свойствах предметов, умение выделять самостоятельно основания классификации, сравнивать два предмета, явления, учитывая сразу 2—4 признака; строить из таких предметов сериационные ряды.
Знает и различает действующие денежные знаки.
Умеет решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие; знает, что в задаче есть условие и вопрос, числовые данные; умеет «записать» задачу и ее решение.

Основная литература.

1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей у дошкольников: вопросы теории и практики. – М., 2004.
2. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
3. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
4. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник. – Пермь, 2013.
5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
6. Основы дошкольной педагогики: учебник. – Пермь, 2013.
7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – СПб., М.: Сфера, 2010.
8. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.
9. Фрейлах Н.И. Методика математического развития . – М., 2006.

Дополнительная литература.

1.Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
2. Дошкольная педагогика // Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М., 1986.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). — Творческий центр «Сфера», Москва, 2002.
4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М., 1994.
5. Зайцев В.В, Математика для детей дошкольного возраста . – М., 2001.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
7. Папи Ж., Папи Ф. Дети и графы. – М., 1997.
8. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. — СПб.: Михаил Сизов, 1999.
9. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1991.
10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1988.
11. Шадриков В.О. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 9.
12. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2000.

Узнать сколько стоит решение этого задания
(ответ в течение 5 мин.)
X