Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Вопросы по энергетическому машиностроению на тему «Общая энергетика»

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
1. Понятие управления В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве. Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку. Управление предприятием призвано решать две основных задачи: 1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность; 2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств. Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние. Суть управления заключается в следующем: 1. Сбор, хранение, обработка и передача информации. 2. Разработка и принятие управленческих решений. 3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления. 4. Контроль исполнения принятых решений. Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

2. Сущность и содержание менеджмента

Сущность менеджмента: Термин «менеджмент» (management) прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление» , когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании) . Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т. п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и проч. Менеджмент — это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельным подразделением) , а делом. Но менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху» , а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты. Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей: 1. Целеполагание (миссия, цели, задачи) . В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению. 2. Организация (организационная структура и организаторская работа) . Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие. 3. Система управления (органы и объекты управления) . Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи) . 4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром. 5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать) . 6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать) . 7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент) . Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации. 8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения. 9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации. 10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий. 11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности. 12. Риск (риск-менеджмент) . Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска. 13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент) . 14. Стратегический менеджмент. 15. Новации, инвестиции и организационное развитие.

3. Понятие организации. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация — это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на: 1) среду прямого воздействия, 2)среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые не¬посредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факто¬рам следует отнести: 1) поставщиков, 2) трудовые ресурсы, 3) законы и учреждения государственного регулирования, 4) потребителей, 5) конкуренты. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: 1) политические 2) социокультурные факторы, 3) состояние экономики, 4) международные события, 5) научно-технический прогресс. 6) климатические. Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации. Внутренняя среда включает: 1) цели организации; 2) структуру организации (как формальную, так и неформальную); 3) людей, работающих в организации; 4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов; 5) задачи управления; 6) организационную культуру. Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением. Организационная культура организации является характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

4. Характер управленческого труда и роль менеджера в организации

Под управленческим трудом понимается вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Управленческий труд имеет ряд специфических особенностей: · он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической; · участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников; Объектом управленческого труда явл. сфера его приложения — организация, структурное подразделение. Предметом управленческого труда – информация о состоянии объекта и необходимых изменениях в его функционировании и развитии. Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме. Средством труда — организационная и вычислительная техника; Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Роль менеджера в организации: 1. роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.; 2. информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха; 3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как *высокое чувство долга и преданностью делу; *честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; *умение выражать свои мысли и убеждать; *уважительное отношение к персоналу; * способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др. В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

5. Основные теории и концепции научной и административной школы управления

Школа научного управлении Ф. Тейлора. Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс. Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности. Основные принципы Фредерика Тейлора: 1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. 4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы. Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Административная (классическая) школа Анри Файоля. Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926). Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать. Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.

6. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук

Школа человеческих отношений Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии. Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом. Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками. В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих. Поведенческая модель в управлении Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении. Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами. Определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива. Управление, ориентированное на поведенческий подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе. Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эффективности использования человеческих ресурсов.

7. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа — необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Ситуационный подход к управлению. Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования. Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

8. Планирование как функция менеджмента. Основные этапы и принципы планирования

Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения. Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления. История развития функции планирования в современном обществе. В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие. Составляющие компоненты цикла планирования: – анализ внешней среды; – определение сильных и слабых сторон развития; – использование имеющихся преимуществ; – разработка плана достижения цели; – корректировка целей и отклонений; – определение целей. Принципы планирования. 1. Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности. 2. Необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов. 3. Разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. 4. В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления. 5. Планированием должны заниматься профессионалы. 6. Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы. Уровни планирования: – стратегические планы; – тактические планы; – оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам: – краткосрочные (до года); – среднесрочные (от 1 до 2 лет); – долгосрочные (5-10 лет); – перспективные (более 10 лет). Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели. Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.). Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.

9. Организация как функция менеджмента

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. Существует два основных аспекта организационного процесса: 1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. 2. Делегирование полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

10. Мотивация как функция менеджмента

Руководитель, чтобы эфф-но двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными рук-лями, т.к. главный смысл их деят-ти сост в том, чтобы обеспечить исп-е работы данной орг. Рук-ли воплощают свои решения в дела, применяя на практике осн принципы мотивации МОТИВАЦИЯ — это процесс побуждения себя и других к деят-ти для достижения личных целей или целей орг-ции. За 1000 лет до того, как слово мотивация вошло в лексикон руководителя было хорошо известно, что можно намерено воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самый 1 из применяемых методов – кнута и пряника. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ М-ЦИИ основываются на идентификации тех внутренних побуждений( потребности), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ М-ЦИИ основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Все теории мотивации делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. С т.зр. психологии, чел-к испытывает потребность, когда он ощущает физиологич или психологич недостаток ч-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Потребности классифицируются как первичные и вторичные. ПЕРВИЧ П-СТИ явл по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать . ВТОРИЧ П-СТИ по природе своей психологические. Например, п-сти в успехе, уважении, привязанности, власти и п-сть в принадлежности ч-либо. Первич п-сти залож генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, втори п-сти людей разл-ся в большей степени, чем первич. Когда потребность ощущается чел-ком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение — это ощущение недостатка в ч-либо, имеющее определенную направленность. Оно явл-ся поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как ср-во удовлетворения п-сти. Когда человек достигает такой цели, его п-сть оказ-ся удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение чел-ка в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, к-рое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как ЗАКОН РЕЗ-ТА. Поскольку потребности вызывают у человека стремление их удовлетворенности, менеджеры должны осознавать такие ситуации, которые позволили бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством поведения приводящего к достижению целей организации. Однако руководитель должен всегда иметь ввиду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То ,что оказывается эффективным для мотивации одних людей, м/б совершенно неважным для других. Мотивация подразумевает применение вознаграждения для побуждения людей к эф-ной дея-ти. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — это все, что чел-к считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а поэтому, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Рук-ль имеет дело с 2 главными типами возн-ния: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Напр, это чувство достижения рез-та, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Наиб простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соотв. условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается орг-цией. (зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа).

11. Контроль как функция менеджмента. Виды и задачи контроля

Цель функций контроля и регулирования – обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента. Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды. Контроль – комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа. Задачи контроля: – сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет); – оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка); – анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ); – прогнозирование последствий сложившейся ситуаций и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения, выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие методы. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений. «Контроль» выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента.

12. Сущность и классификация теорий мотивации

Современные теории мотивации можно подразделять на две категории: содержательные и процессуальные. Главными теоретиками содержательной теории мотиваций являются Дэвид Мак-Клелланд, Абрахам Маслоу и Фредерик Гер-цберг. Представители данной теории были уверены в наличии у человека внутренних побуждающих факторов, называемых потребностями. Такие теории мотиваций считаются взаимодополняемыми, а не взаимоисключающими. Для того чтобы полностью понять смысл содержательной или процессуальной теорий мотивации, необходимо понять смысл таких понятий как потребность и вознаграждение, поскольку они являются основополагающими звеньями мотивации. Потребность – это нехватка чего-либо, желание иметь нечто такое, без чего человек чувствует себя некомфортно. На сегодняшний день существуют два вида потребностей – первичные и вторичные. Первичные потребности – это самые основные потребности, которые можно отнести к физиологическим, так как они появляются у человека вместе с его рождением. Вторичные потребности имеют психологический характер. К ним можно отнести потребность в успехе, творческой самореализации, уважении, власти и т. д. Здесь понятие «вознаграждение» означает более широкий смысл, чем деньги или удовольствие. Вознаграждением является все то, что человек считает ценным для себя. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение происходит при самом процессе работы, как внутреннее вознаграждение можно рассматривать дружбу и общение, возникшие между людьми в процессе какой-либо деятельности. Наиболее простыми способами обеспечения данного вида вознаграждения служат создание соответствующих условий работы и точная постановка задач. Внешнее вознаграждение, в отличие от внутреннего, не возникает в процессе работы. Такой вид вознаграждения следует рассматривать как материальное вознаграждение в виде заработной платы, выплаты пособий, льгот, премий, дохода, и т. д. Необходимо нематериальное вознаграждение в виде продвижения по служебной лестнице, похвалы и т. д. Для того чтобы более эффективно использовать внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, следует точно определить реальные потребности своих работников. На практике многих известных фирм получили широкое распространение методы мотивации, связанные с материальным поощрением, и те методы, при которых работники участвуют в распределении прибыли.

13. Понятие и характеристика основных типов организации

Тип производства служит организационно-технической и экономическойхарактеристикой производства с точки зрения уровня его 1)специализации, 2)состава и номенклатуры продукции, 3)масштаба и 4)повторяемости изделий в производ¬стве. Тип производства предопределяет производственную структуру предприятия и его цехов, характер загрузки ра¬бочих мест, основные параметры применяемого оборудования и движение предметов труда в процессе произ¬водства. Каждому типу производства свойственны опреде¬ленные особенности 1)организации производства, 2)труда, 3)состав и характер оборудования, 4)применяемых технологических про¬цессов, 5)состав и квалификация кадров. Тип производства представляет собой комплексную характе¬ристику 1)технических, 2)организационных и 3)экономических особен¬ностей (конкретного) производства, обусловленных (Эти особенности связаны) широтой номенклатуры, б) регулярностью (продолжительностью выпуска одинаковой продукции), в) стабильностью и г) объемом выпуска продукции. Тип производства (пред) определяет: · Производственную структуру предприятии и его цехов. · Характер загрузки рабочих мест (и оборудования) · Движение предметов труда (сырья и материалов) в процессе производства Каждому типу производства свойственны (присущи): 1)особенности организации производства и труда, 2)типичный состав оборудования и его характеристики, 3)характер применяемых технологических процессов, 4)состав и квалификация (производственных) кадров, 5) доля ручного труда. 6)продолжительность производственного цикла, 7)показатели эффективности использования ресурсов (особенно оборудования и производственных площадей) и др. Различают три типа производства: 1)единичное, 2)серийное, 3)мас¬совое. Единичное производство характеризуется а)широким ассорти¬ментом (перечнем)выпускаемой (как правило однородной) продукции и б)малым объемом выпуска одинаковых изде¬лий, зачастую не повторяющихся (уникальных). С позиции (технологии) организации (технологии) и экономики предприятия Единичное производство характерно для (специального) станкостроения, судостроения, производства крупных гидротурбин, прокатных станов и другого уникального оборудования, производство мебели и др потреб товаров на заказ. Разновидностью единичного производства является индивидуальное производ¬ство. Серийное производство характеризуется изготовлением огра¬ниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повто¬ряющимися через определенные промежутки времени. В зависи¬мости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерий¬ное и крупносерийное производства. Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, на¬сосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудо¬вания. Массовое производство характеризуется изготовлением 1)огра¬ниченной (малой) номенклатуры однородной продукции в 2)больших ко¬личествах (одинаковой продукции) и в 3)течение относительно продолжительного периода времени. Массовое производство — высшая форма специализа¬ции производства, позволяющая сосредоточивать на предприя¬тии выпуск одногоили нескольких типов одноименных изделий. Непременным условием массового производства является высо-кий уровень стандартизации и унификации при конструирова¬нии деталей, узлов и агрегатов.

14. Понятие и классификация управленческих решений

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Классификация: (типология) Интуитивные решения. Это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Решения, основанные на суждениях. Это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения , основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать: Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим дейст виям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения , авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками». Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Как было сказано выше, для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям: Единство целей. Для удовлетворения этому требованию при разработке и принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям. Научная обоснованность и правомочность. Заключаются в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения. Научная обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по возможности носить формализованный характер (статистические, экономические и другие данные). Ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя. Краткость формулировок принятого решения. Выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем. Своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения. Объективность. Менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вари¬антов решений.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений

Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: 1. выработку и постановку цели; 2. изучение проблемы на основе получаемой информации; 3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; 4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; 5. конкретизацию решения для его исполнителей. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Конечным результатов работ является обеспечение исполнителей всем необходимым и создание соответствующих условий для их эффективной работы. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. 17. Понятие коммуникации в управлении. Коммуникационный процесс Коммуникации служат средством включения организации во внешнюю среду, обеспечивают ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими социально-экономическими системами. Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Коммуникации (единовременный акт) – процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Коммуникация (коммуникационный процесс) – это обмен информацией между двумя или более людьми (сторонами). Значение коммуникаций определяется их влиянием на эффективность и результативность деятельности организации. Практически нет организаций, у которых бы не было коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении, поэтому коммуникацией необходимо управлять. Управлять коммуникацией – это значит: 1. Определять цели коммуникации. 2. Определять пути достижения этих целей. 3. Планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей. 4. Организовывать реализацию этих планов. 5. Координировать взаимодействия компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей. 6. Контролировать. 7. Корректировать процесс по результатам коммуникации. Деятельность, включающая в себя всю совокупность перечисленных управленческих процедур и операций называется коммуникационный менеджмент. Другими словами, коммуникационный менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и внешней средой. Коммуникационная политика включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи. Для формирования и реализации коммуникационной политики в организации создаются службы связи с общественностью, обеспечивающие надежные контакты с целевыми аудиториями и эффективную обратную связь. Коммуникация как элемент внутренней среды организации представляет собой средства, методы и каналы информационного взаимодействия между сотрудниками в интересах обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, а так же в интересах реализации социально-психологических потребностей.

18. Понятие и характеристики организационной культуры

Организационная культура – это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании. С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации: § личная инициатива; § готовность работника пойти на риск; § направленность действий; § согласованность действий; § обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; § перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; § степень отождествления каждого сотрудника с организацией; § система вознаграждений; § готовность сотрудника открыто выражать свое мнение; § степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности. Носителями организационной культуры являются люди. Цель организационной культуры – помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. Несмотря на то, является ли культура организации предметом тщательного выбора или просто образовалась со временем, можно выделить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс: 1. История и собственность.Новые организации должны быть либо агрессивными и независимыми, либо гибкими и легко приспосабливающимися, а иногда и совмещать эти принципы. 2. Размер организации.В целом крупные организации разрабатывают методики, процедуры и создают специализированную власть. 3. Технология или тип производства. Не всегда четко указывает на определенную культуру, но некоторые соответствия можно выделить: например дорогостоящая технология, когда цена поломки велика, требует тщательного контроля, наблюдения и компетенции. 4. Цели и задачи.Эффективность организации во многом зависит от четкого представления ее менеджерами смысла их каждодневной деятельности. 5. Окружение.Основной характеристикой окружения является его бурный характер. Изменения, происходящие в окружении организации требуют быстроты реагирования на эти изменения. 6. Люди.Разным культурам соответствуют различные психологические контакты. Многое зависит от личных взглядов руководителя и «ключевых» сотрудников организации, их способности понять и объяснить конфликтные ситуации.

19. Управление конфликтами в организации

Фазы конфликта: 1) конфронтационная, или военная; в этом случае стороны стремятся обеспечить свой интерес путем полной ликвидации чужих интересов любыми возможными способами; 2) компромиссная, или политическая; стороны стремятся по возможности достичь своих целей путем переговоров, в ходе которых изменяют свои личные интересы на общие, устраивающие обе стороны; 3) коммуникативная, или управленческая; выстраивая определенные коммуникативные взаимосвязи, стороны достигают согласия, основанного на том, что интересы противоположных сторон стремятся к взаимодополнению; 4) помимо указанных фаз, выделяют еще и кризис; преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта помогает снять напряженность в отношениях сторон. Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений. Управление конфликтами связано с тремя видами действий. 1. Предупреждение конфликтной ситуации. 2. Разрешение конфликтной ситуации. 3. Урегулирование конфликта. Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на несколько групп: внутриичностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия. Методы управления конфликтами подразделяются также по признаку принадлежности к направлению управления конфликтами. Практика показывает, что сложилось три направления управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Начнем с метода ухода от конфликта. Его разновидностью является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, все происходит стихийно. Следующая разновидность этого метода – уступки, или приспособление. Руководство соглашается с предложениями работников за счет собственных требований. Сюда же можно отнести метод сглаживания, который используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование различных методов.

20. Стиль управления

Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и организации в целом. Выделяются 3 наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный или автократический, демократический и либеральный, хотя часто на практике происходит смешение стилей. Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы все о делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен и резок. Характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается с осторожностью или вообще не принимается, т. к. в управленческой работе используются одни и те же методы. Это создает напряженную обстановку, т. к. подчиненные избегают тесного контакта с таким менеджером. Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Демократический стиль: большинство вопросов решается коллегиально, систематически информируются подчиненные о положении дел в коллективе. Менеджер такого стиля в общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. При осуществлении контроля демократичный менеджер обращает внимание на конечный результат, что создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Управление осуществляется без нажима, с учетом способностей людей. Такой стиль руководства многие считают оптимальным, но не всегда он является наиболее продуктивным. Руководитель с либеральным (невмеша-тельским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставляется полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель вежлив, готов отменить принятое им решение, безынициативен. Из средств управления персоналом преобладают уговоры и просьбы. Мягкость в общении мешает ему приобрести реальный авторитет. Следствие этого – незаслуженные поблажки, излишнее панибратство. Такой руководитель не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действие подчиненных, и поэтому его управленческая деятельность нерезультативна. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации в организации.

21. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Мутона

Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона и дает возможность оценить характер управления на предприятии. Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием. Одна ось отражает ориентацию руководителя на коллектив, а вторая – производственную направленность деятельности руководящего состава. Решетка стилей руководства Блейка—Моутона Из решетки стиля руководства выводится пять типичных стилей. 1—1 – стиль руководства, не ориентированный на высокие трудовые достижения, на заботу о межличностных отношениях. Попустительский стиль может иметь следствием апатию и разочарование сотрудников. 1—9 – стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана благоприятная атмосфера, но трудовым достижениям уделяется мало внимания. В таких группах долго не бывает конфликтов, пока на сотрудников не начинают давить производственная необходимость или вышестоящее начальство. 5—5 – стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние. 9—1 – стиль руководства, ориентированный на высокую производительность труда и отсутствие заботы о межличностных отношениях. Соответствует авторитарному руководству. 9—9 – стиль руководства, нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников. Решетку Блейка—Моутона называют управленческой, менеджерской решеткой. Большинство руководителей считают, что стиль 9–9 наиболее целесообразен для применения. Но применение этого стиля на практике затруднительно. Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, ведь информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и достоверной.

22. Содержание понятия лидерства. Теории лидерства

Лидерство — это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов. Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи. Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений: 1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой; 2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях; 3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации; 4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому. Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства: 1) черты лидера как человека; 2) мотивы лидера; 3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним; 4) личностные характеристики лидера как социальной роли; 5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи. Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации. Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы. Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.

23. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство

Лидepcтвo — этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa. Люди, oблaдaющиe тaкoй cпocoбнocтью, злoyпoтpeбляют eю вo имя личныx интepecoв. В нacтoящee вpeмя cyщecтвyeт нecкoлькo нaпpaвлeний в изyчeнии тeopий лидepcтвa. В cooтвeтcтвии c «тpaдициoннoй кoнцeпциeй лидepcтвa» лидepcкиe кaчecтвa ocнoвывaютcя нa личныx xapaктepиcтикax. Они в cooтвeтcтвии c дaннoй тeopиeй мoгyт быть либo вpoждeнными, либo вocпитaнными. Пoзднee Фpeнк Фидлep пpeдлoжил «cитyaциoннyю тeopию лидepcтвa». Дaннaя тeopия пpeдпoлaгaeт, чтo, для тoгo чтoбы чeлoвeк пpoявил ceбя кaк лидep, eмy пpeждe вceгo нeoбxoдимa cитyaция, в кoтopoй oн cмoжeт peaлизoвaтьcя cooтвeтcтвyющим oбpaзoм. Тpeтья кoнцeпция, «Нoвaя кoнцeпция лидepcтвa», включилa в ceбя пepвыx двa нaпpaвлeния, нo в нeй yдeляeтcя бoльшe внимaния внyтpeннeмy миpy лидepa и eгo cпocoбнocтям зa cчeт cвoиx личнocтныx кaчecтв oкaзывaть влияниe нa дpyгиx людeй. Влacть лидepa oбecпeчивaeтcя xopoшим знaниeм людeй, т. e. нacтoящий лидep — этo xopoший пcиxoлoг. Он пpeкpacнo чyвcтвyeт мopaльный нacтpoй coбeceдникa, бyдь тo eдинoмышлeнник или oппoнeнт, и yмeлo вeдeт бeceдy в oфициaльныx и нeoфициaльныx ycлoвияx. Вcякий лидep — этo pyкoвoдитeль, нo нe вcякий pyкoвoдитeль — лидep. В дaннoм cлyчae нe имeeт знaчeния, фopмaльный этo или нeфopмaльный ypoвeнь, тaк кaк y лидepa вceгдa ecть пoдчинeнныe (пocлeдoвaтeли)кoтopыe выпoлняют eгo пopyчeния. Для тoгo чтoбы cтaть лидepoм, пoмимo тaлaнтa нeoбxoдимo yдeлять мнoгo вpeмeни cвoeмy paзвитию — кaк пpoфeccиoнaльнoмy, тaк и личнocтнoмy. Лидepcтвo — этo тaлaнт, бeз paзвития oн yгacaeт, кaк и вce дpyгиe cпocoбнocти. Нacтoящим лидepoм чeлoвeк cтaнoвитcя к 30-35 гoдaм, кoгдa oн нaбиpaeтcя жизнeннoгo oпытa. Спeциaлиcты пo мeнeджмeнтy выдeляют двe гpyппы лидepoв: 1. «игpoки»; 2. «oткpытыe». Пpивлeкaтeльнocть пepвыx ocнoвывaeтcя тoлькo нa пpoизвoдимoм ими внeшнeм впeчaтлeнии, зa кoтopым ничeгo нe cтoит. У ниx нeт cвoиx взглядoв и yбeждeний, и oни лeгкo иx измeняют в cooтвeтcтвии co cлoжившeйcя oбcтaнoвкoй. «Игpoки» иcпoльзyют cвoю cпocoбнocть paзбиpaтьcя и yпpaвлять oкpyжaющими людьми иcключитeльнo в coбcтвeнныx цeляx. Зa иx внeшним блaгopoдcтвoм кpoeтcя xoлoдный pacчeт в личныx интepecax. Этo aктepы, кoтopыe пocтoяннo мeняют cвoи мacки и poли, и бoлee тoчнo им пoдxoдит oпpeдeлeниe «двyликий Янyc». «Игpoки» — этo кapьepиcты, кoтopыe ни пepeд чeм нe ocтaнoвятcя, чтoбы дoбитьcя бoлee выcoкoгo пoлoжeния. «Откpытыe» лидepы живyт интepecaми кoллeктивa, нeкoй вceoбщeй идeeй. В cвoeй paбoтe тaкиe лидepы pyкoвoдcтвyютcя oбcтoятeльcтвaми, в ocтaльнoм oни являютcя пoлнoй пpoтивoпoлoжнocтью «игpoкaм». Эти люди и ecть нacтoящиe лидepы, взaимooтнoшeния кoтopыx c людьми, в тoм чиcлe и иx пocлeдoвaтeлями, cклaдывaютcя нa ocнoвe иcкpeнниx oтнoшeний. «Откpытыe» лидepы oблaдaют нeпpepeкaeмым aвтopитeтoм y oкpyжaющиx, кoтopый ocнoвывaeтcя нa oпытe, пopядoчнocти и cпpaвeдливocти. Тaкиe лидepы вcтpeчaютcя peжe, чeм «игpoки», тaк кaк в бoльшинcтвe cлyчaeв людьми движyт aмбиции и тщecлaвиe.

24. Опыт японского управления

По набору признаков эту модель можно также называть неформальной, социально-психологической, демократической, мягкой. Япония • Человеческий фактор— на первом плане. Повышенное внимание к работникам • Сильное чувство лояльностиработников и их отождествление себя с корпорацией, готовность к самоограничению и жертве во имя «своей» фирмы • Пожизненный найм рабочих и служащих. Очень низкая текучесть кадров • Руководитель ведет себя как член единой команды. Ярко проявляется дух корпоративности, «группизм». • Коллективная ответственность за результаты. • В отношениях между персоналом поощряется взаимозависимость • Работник сориентирован на универсальный, неспециализированный вид деятельности. Подготовка ведется по широкому профилю. • Неформальные, тонкие (мягкие) механизмы целеполагания и контроля • Коллективное принятие решений. Снизу вверх, неторопливо, согласованием • Ориентация на качество. Рабочие в максимальной мере участвуют в делах фирмы • Преобладают неформальные контакты между персоналом. • Изменения осуществляются постепенно, через отдельные исправления и улучшение • При оценке работника и его продвижении главным критерием является старшинство и умение ладить с людьми • Сильно развитая система социальной помощи и социальных услуг, оказываемых компанией своим работникам.

25. Особенности организации управления в американских и западноевропейских фирмах

Система управления в американских фирмах жестко органи¬зована. Это машинно-конвейерная, электронно-формализован¬ная система управления, пригодная для любой капиталистической фирмы. Структура управления зависит от различных факторов. С одной стороны, это рост масштабов производства, усложнение выпускае¬мой продукции, территориальная разобщенность, а с другой — ис¬торические особенности формирования конкретных фирм. Она определяется сочетанием этих факторов. В структурах можно выде¬лить общие черты, присущие структурам управления любой капиталистической фирмы. Но на них оказывают влияние и специфиче¬ские особенности. В западноевропейских компаниях, так же как и в американских, управление основано на принципах децентрализации. Однако под влиянием научно-технического прогресса они охвачены процессом концентрации и централизации. В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. Производственные отделения в компаниях западноевропейских стран играют большую роль. В децентрализованной форме управ¬ления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финан-совой и юридической самостоятельностью. Дочерние компании выступают одновременно центрами прибыли и центрами ответ¬ственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенкла¬туры они ведут научные исследования, находят потребителей про¬дукции, осуществляют ее производство и сбыт, используя при этом экономические методы управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ни¬ми дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам. Каждая американская и западноевропейская компания имеет свои особенности в организационной структуре. Имеет свои особенности и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руко¬водитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании. Некоторые отличия от американского и западноевропейского управления в целом имеет управление фирмами в Финляндии. Здесь цели имеют количественные показатели. Стратегия на достижение ко¬нечных целей носит название «управление по результатам». Особен¬ностью этого управления является то, что в определении целей на¬равне с высшим руководством участвуют исполнители и рабочие. Под¬чиненные сами выбирают пути и методы их достижения. Ключевыми результатами могут быть: • функциональная организация, производительность труда; • уровень обслуживания, качество продукции, объем реализации; • удовлетворение запросов потребителей. Одновременно составляется три вида планов: стратегический, го¬довой, графики работы. Стратегическое планирование включает про¬гноз на 10—15 лет и планирование целей на 3—5 лет. План целей на очередной год разрабатывается на основе ситуационного анализа. Гра¬фики работы составляются на основе годового плана целей. Оценка ключевых результатов производится два раза в год на всех уровнях управления.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ami-map.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru