Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Художественный текстиль

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 3 Глава1.Особенности художественного текстиля 4 1.1.Современный художественный текстиль 4 1.2.Натуральный и искусственный текстиль 15 Глава 2. Свойства текстиля 20 2.1.Строение текстильных волокон 20 2. 2.Физические свойства текстильных волокон 25 Глава3. Особенности дезинфекции художественного текстиля 28 3.1. Использование антибактериальных препаратов 28 3.2. Новые текстильные технологии 31 3.3. Способ обработки текстиля 33 Заключение 38

Введение

Связь текстиля с научно-техническим и информационно-технологическим прогрессом отразилась в стремительном развитии наукоемких производств. Появился нанотектиль, «умный текстиль» или «файбертроника». Их значимость в жизни современного человека велика. Инновационные материалы активно вовлекаются сегодня и в художественную сферу. Этот аспект остался за рамками исследования, также как и ресайклинг — актуальное направление развития дизайна, в котором роль текстиля также высока. Эти и многие другие направления ждут дополнительного исследования специалистов. Мы коснулись лишь самых важных художественных сфер, которые текстиль обогатил, по-новому интерпретировал, и в которых сам получил дополнительную степень свободы за счет развития и трансформации собственного художественного языка За последние полвека текстиль, как вид человеческой деятельности и художественный жанр, получил существенный импульс к развитию. Художники по текстилю бросили вызов устоявшимся представлениям о специфике и роли текстиля. Сегодня они используют современные материалы и цифровые технологии, занимаются текстильными инсталляциями и перформансом, широко применяя иммерсивные приемы в творчестве. Изменение роли текстиля связано с рядом серьезных причин. Появление и актуализация новых направлений в современном искусстве расширило диапазон средств выразительности художников и превратило идею в важнейшую мотивацию для творческого эксперимента. Взаимодействие текстиля с жанрами изобразительного искусства в современном художественном пространстве показывает широкие возможности материала. Сегодня художники и дизайнеры все чаще прибегают к традиционным приемам и техникам. Особенно востребованными становятся обращения к искусству кружева и вышивки

Глава1.Особенности художественного текстиля

1.1.Современный художественный текстиль

Современный текстиль — интересная многогранная отрасль, непрерывно развивающаяся с течением времени, которую можно рассматривать как результат народного творчества, как объект декоративно-прикладного искусства, как объект массового производства, как промышленный продукт и как современный многофункциональный продукт. д1изайна. Вопрос о связи текстиля и предметно-пространственной среды рассматривается в диссертации В.И. Савицкой и ее многочисленных публикациях, в исследованиях Л.Г. Крамаренко, Н.И. Вещевой, в статьях ведущего периодического издания «Декоративное искусство СССР». (Н. Соловьев, Л. Монакова, О. Кабанова, М. Изотова и другие). Изучение текстильного искусства как одного из древнейших видов художественной деятельности имеет большое значение для понимания культурного наследия разных периодов и неизменно является темой как научного, так и практического интереса для истории искусства. Текстильное искусство имеет многовековые традиции, уходящие корнями в Древний Египет. В Европе ткачество появилось на рубеже XI-XII веков и, говоря о средневековых гобеленах, следует обратить внимание на то, что это была так называемая «шерстяная фреска», выполнявшая практически ту же функцию, что и настенная роспись, донести до зрителя основные идеи Священного Писания. С этого времени, постепенно заменяя настенные росписи, не выдержавшие условий влажного и холодного климата, гобелены стали неотъемлемой частью европейской художественной культуры. В начале ХХ века произошли глобальные изменения, текстильное искусство значительно обогатилось новыми выразительными средствами, нетрадиционными приемами формообразования, новаторским художественно-образным, философским содержанием. Наиболее интересные тенденции развития текстильного искусства прослеживаются при исследовании пространственной среды современного дома, где текстиль представлен во всем разнообразии своего функционального назначения. В результате изменений в мировом художественном процессе произошло постепенное формирование текстиля как современного самостоятельного направления, отражающего проблемы человеческого бытия в художественных образах и конструкциях, а также представляющего экспериментальную форму творчества, основанную на смешении разных типов. декоративно-прикладного искусства с использованием различных материалов и техник, в том числе техник всех существующих видов пластического искусства. Плоский сюжетный гобелен превратился в сложное синтетическое произведение, сумевшее выйти за узкие рамки «прикладного искусства и декоративности». Все эти изменения подняли вопрос об истинности веры в то, что текстильный материал сам по себе «не подходит» для создания произведений, подчиняющихся универсальным законам художественного влияния. Текстиль мобильный, функциональный и эстетичный (будь то шторы, обивка серийного производства или уникальный дизайнерский продукт), что дает возможность использовать его в любом интерьере, что становится площадкой для художественных экспериментов с ним. Эстетическая и функциональная трансформация текстиля также происходит в результате изменения типологических, композиционных и пространственных характеристик современных жилых интерьеров. Есть несколько способов взаимодействия художественного текстиля с пространством дома. Самый традиционный и распространенный способ — использование текстиля в качестве декоративного элемента стены — «росписи». Самым амбициозным подтверждением является настенный ковер, «украшавший» стены каждого советского дома, хотя этот образец сложно назвать высокохудожественным … В результате того, что стали появляться более свободные планировочные решения, появилась тенденция к конструктивное увеличение пространства, появилась возможность всевозможных вариаций в использовании текстиля. Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи выделил три типа новых текстильных форм: висящие на стене, пространственные, которые можно обойти вокруг Современный текстиль — это, прежде всего, «умный текстиль», вышедший на принципиально новый технологический уровень. Это материалы, свойства которых можно до неузнаваемости изменить в процессе творчества. Это использование нанотехнологий, прикладных наук, новых материалов с разными свойствами. Текстиль перестал быть только декоративно-отделочным средством, а стал выполнять сложные утилитарные и бытовые функции, защищая от пожаров, влаги и т. Д. Это, безусловно, дало возможность более активно использовать текстиль в общественных интерьерах, которые чрезвычайно разнообразны. в их специфике и назначении. Все это вызывает интенсивный творческий контакт отдельных видов и направлений искусства, выводит текстиль на принципиально новый уровень его взаимоотношений с архитектурой. С помощью различных техник формирования ткани создаются выставочные павильоны, различные крупномасштабные инсталляции как во внутренней, так и во внешней среде, но художественная ценность этих примеров заключается скорее в их форме, а не в художественных приемах, техниках. , особенности ткани, фактуры и др. текстуры. Из чисто декоративно-отделочного инструмента текстиль превращается в инновационную строительную технологию, которая дает большой потенциал для выделения объекта оригинального и нестандартного вида, для формирования интересных и величественных структур, форма которых соответствует никак не ограничивается рамкой. С помощью новейших тканей стали возможны необычные строительные решения: от временных модульных конструкций до больших арен. Одним из современных направлений в проектировании текстильных изделий является создание продукции с использованием традиций русского народного творчества. Это направление позволяет не только поддерживать достижения древнего каноничного искусства, но и сохранять культурный код нации. Современное понимание следования традициям народного творчества художниками текстильной промышленности в проектной работе включает две составляющие: это традиции построения композиций в народном текстиле, перешедшие из кустарного изготовления в машинное производство, и орнаментальное наследие различных не текстильных народных изделий. Наиболее характерным проявлением первой тенденции можно считать композиции орнаментов мелкоузорных ивановских ситцев, павловских платков, пестрядинных тканей в клетку и полоску, выпуск которых издавна сопровождался широким спросом. Их рисунок строится на вариантном развитии нескольких, выкристаллизованных столетиями типов орнамента, т.е. построенных по логике народного текстиля (рис. 1). Рисунок 1. Образцы рисунков для сарафанов и портов. XIX в. Вторая тенденция связана с влиянием на текстиль отечественного и мирового декоративно-прикладного искусства. Воздействие отечественного и мирового фольклора на проектирование текстильных орнаментов проявляется как напрямую, так и опосредованно. В качестве наиболее запоминающихся вариантов следует отметить мотивы с изображениями дымковских игрушек или расписных русских матрешек, появившиеся на штапельных занавесках для кухонь и скромных дач советского человека в 1960-е годы (рис. 2). Рисунок 2. Декоративная ткань для кухонных занавесок. 1960-е годы. Разбросанные дискретно по белому фону полотна они радовали глаз праздничным колоритом. Такой же простой подход к решению данной темы неожиданно проявился в текстиле XXI века в виде вещного орнамента с яркими народными мотивами разных стран. Прямая связь с веяниями моды предопределяет значительную свободу поиска в формах передачи орнаментальных мотивов и приемов их трактовки (рис. 3). Эти две тенденции – явление специфическое, оно исторически сложилось в нашей стране. Отечественные традиции в текстиле – результат устойчивого интереса к традициям народного искусства. В XIX веке, расширенный выпуск центральными фабриками России тканей с импортными рисунками и утратой их продукции художественной самостоятельности во многом стимулировал сложение этих тенденций: в противовес иностранным веяниям стали насаждаться мотивы искусства допетровской Ру рождения» отечественных орнаментов казалось, что стоит лишь только вставить в раппорт рисунок стилизованного мотива с любого изделия Древней Руси и мы получим ткань с любимым и понятным всему народу оригинальным рисунком. Так, коллекция «по набивной, ткацкой и обойной части», исполненная в Строгановском училище из орнаментов, «почерпнутых в молитвенниках и старопечатных книгах» [1] к мануфактурной выставке 1865 года в Москве, предназначалась «для воспитания народного вкуса» и как образцовая для фабрикантов. Такие рисунки для тканей получали поощрение на выставках, но в производство, за исключением отдельных заказов для церкви, они не поступали (рис. 4). После длительных споров о византийских, восточных, греческих элементах в древнерусских произведениях архитектуры, стенописи, книжной миниатюре, церковных одеждах и утвари деятели русской культуры были вынуждены обратить свои взоры кусство. То, что ранее называлось «жалкими материями» [2], стало именоваться как «красивые, приятные для глаза и вовсе не лишенные вкуса изделия, встречаемые повсюду в России в самом простом и бедном потреблении, составляющие значение самобытное, чуждое всякого подражания современной европейской промышленности» [3]. Рисунок 4. Парча. Начало XX века. Москва Обращение к народному искусству позволило увидеть «неученую ветвь» производства в виде живого кустарного набивного и ткацкого промысла, где отечественные традиции не прерывались и искусство существовало в гармонической связи с природой и собственным прошлым. С середины XIX века начался период, который характеризуется углублением таких поисков. Художники и любители искусства коллекционируют образцы крестьянской набойки, ткачества, вышивки, кружева, костюма, едут в этнографические экспедиции. Историкам искусства знакомы знаменитые коллекции русского художественного текстиля, собранные княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой и Натальей Леонидовной Шабельской, собрание крестьянских одежд знаменитого художника Ивана Яковлевича Билибина, коллекции Строгановского училища, созданные Виктором Ивановичем Бутовским. Изучение данных коллекций показало несостоятельность механистичных методов проектирования орнаментов «в русском стиле», но выход на более высокий уровень понимания народных традиций в текстиле требовал серьезных исследований в области народного творчества. И в начале данного этапа освоение традиций народного искусства в текстиле пошло по пути подражания. В одних случаях это был своеобразный художественный прием, в других – простое повторение или просто подделка. Следующий этап в освоении наследия народного искусства в проектировании художественного текстиля начинается с 1933 года. Причем 1933- 1941-е годы – становление современных методов работы с народным орнаментом, 1945-1980-е годы – их развитие. В предвоенное десятилетие, в связи с утвердившимися представлениями о развитии советского искусства на основе равноправного участия всех культур народов СССР, начинается активное изучение художниками-текстильщиками орнаментов различных регионов нашей страны. То, что для выпуска тканей ширпотреба нужно осваивать наследие народного искусства, сомнений уже не вызывало. Проблема была в том, «решили ли мы, чем в принципе должно отличаться освоение наследия от того, что делали в конце XIX и начале XX века? Нельзя, чтобы освоение народного творчества превращалось у нас в копировку, имитацию. Народное творчество – это практика сегодняшнего дня», – говорил выдающийся русский историк и теоретик искусства А.А. Федоров-Давыдов, бывший в конце 1930-х годов деканом факультета художественного оформления тканей МТИ [4]. Он в первый год деканства организовывает из предметов XVI-XIX веков, оставшихся от текстильного факультет ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа, Музей-лабораторию художественных тканей. В музее было оборудовано помещение, в котором студенты копировали образцы европейского и русского народного текстиля в процессе занятий по «Истории искусств и стилей» и по «Основам художественного оформления текстильных изделий». Для пополнения музея новыми экспонатами были выделены деньги на экспедиции студентов в районы северной и центральной России. Эти экспедиции организуются и поныне. Отдел народного творчества в музее почти полностью укомплектован экспонатами, собранными студентами. П.П. Пашков, А.А. Федоров-Давыдов, Н.Н. Соболев, опираясь на свои исследования и труды В.С. Воронова и А.В. Бакушинского, обосновали и внедрили в художественную практику новые принципы и методы изучения и использования народного наследия профессиональным художником массового и ручного производства. Эти принципы и методы, развитые в послевоенные годы, и до сегодняшнего дня являются рабочими. Их основа – понимание народного творчества как искусства союза человека с природой. Исходя из этого главным направлением исследования стало изучение произведений прикладного искусства не только в музейных залах, но и в их природном окружении. Так работали известные нам московские художники текстиля Е.Я. Шумяцкая, Е.П. Шеповалова и др. К первому Всесоюзному совещанию оформителей текстиля в 1939 году это направление творчества художников текстиля сложилось в особую тенденцию, и такая тенденция была признана главенствующей (рис. 5, 6). Рисунок 5. Шумяцкая Е.Я. Ситец. Трёхгорная мануфактура. конец 1940-х годов. Москва Коренным отличием работы с народным наследием после 1933 года было то, что главной темой стал являться не орнаментальный мотив, а духовно-нравственный мир человека, его создавшего. За основу взято миропонимание, выразившееся не только в изобразительном и прикладном искусстве, но и в музыке, песне. Стали говорить о жизнеутверждающей силе, праздничности, цветности, философичности и сказочности народного орнамента; влияние народного искусства на творчество профессионалов стало нормой. Сознательное использование художниками тем, сюжетов и приемов одноцветной набойки, народного ткачества, росписи по дереву и металлу, резьбы широко вошло в повседневную практику. Серьезным итогом всей работы этого периода стало производство тканей купонного характера для одежды, декоративных тканей, скатертей, полотенец для типовых интерьеров с русским народным орнаментом. Выпуск купонных тканей был налажен на Трёхгорной мануфактуре в Москве. Однако уже с конца 1960-х годов начинает чувствоваться некоторая неудовлетворенность изделиями этого типа, появляется «усталость» от наработанных приемов. Особенно остро это стало ощущаться в 1980-е годы, когда бурное развитие дизайна за рубежом и у нас выработало гибкие и точные методы проектирования формы конкретных изделий. Стало ясно, что ориентация проектирования художественных тканей на широкие ассортиментные группы постепенно изживает себя. Все более требуется совместная работа модельера и орнаменталиста от первоначальной идеи до законченного изделия. Рисунок 6. Шумяцкая Е.Я. Печатный рисунок для ткани. Трёхгорная мануфактура. 1930-40-е гг. Москва Многовековой опыт взаимодействия орнамента и формы в народном костюме – наглядное решение этой непростой проблемы. Освоение невостребованных потенций народного опыта возможно только на новом, более высоком уровне изучения национального наследия и фундаментальных исследований в теории художественного проектирования текстиля. В лексиконе художников текстиля и костюма все чаще употребляется термин «народный дизайн», появляется убеждение, что народное творчество – ключ к поискам самостоятельного пути отечественного текстиля. В эти годы появляется ряд публикаций, затрагивающих вопросы использования народных традиций в моделировании одежды и уникальном и массовом текстиле. Среди них можно выделить работы А.Б. Салтыкова, Г.С. Гориной, Ф.М. Пармона, И.И. Емельянович, Н.П. Бесчастнова [5, 6, 7, 8, 9]. Проблемам взаимосвязи орнамента и формы костюма был посвящен учебник для вузов «Основы теории проектирования костюма» (под. ред. Т.В. Козловой), изданный в 1988 году [10]. Однако широкому внедрению полученных в исследовании выводов помешали социально-экономические потрясения, выпавшие на долю России на рубеже XX-XXI веков. Форсированный переход к рыночной экономике привел к развалу предприятий легкой и текстильной промышленности нашей страны. Экспериментальные поиски форм воздействия народного творчества на художественное проектирование сохранялось только в студенческих дизайн-бюро и вузовских учебных лабораториях. В частности, можно отметить работу ткацкой лаборатории и лаборатории росписи и ручной печати Института искусств РГУ им. А.Н. Косыгина, где имеются возможности производства небольшого метража тканей для костюма «фольклорного направления» и изготовления самих костюмов. В таких костюмах, имеющих современный крой и облегченные ткани, орнамент располагается симметрично и на выверенных веками местах. Симметричность конструкций одежд позволяет полноценно звучать древним орнаменталь- ным мотивам в системе костюма, подчинённого идеи космогонии. Взаимосвязи микрокосма и макрокосма не нарушались и «космическая душа», выраженная в мифах и запечатленная в орнаментах продолжала жить в экспериментах молодежи (коллекции студентов кафедры Искусства костюма и моды РГУ им. А.Н. Косыгина 2015- 2020 гг.). Постмодернистские веяния, медленно проникавшие в отечественный художественный текстиль и костюм с конца XX века к 2010 годам, стали достаточно заметны. В текстиле это проявилось в виде использования увеличенного количества дискретных рисунков со сложной разработкой национальных мотивов, соединением в одном рисунке изобразительных и нарочито геометрических мотивов. Или же на композицию из геометрических форм как отдельные «вставки» стали фрагментарно наносить национальные мотивы или шрифт. Необычайно эффектно прозвучали на молодежных конкурсах костюма изделия, сшитые из синей или темно-красной набойки, нанесенной в виде отдельных нашитых друг на друга прямоугольников с различными образцами геометрического узора с эффектами ручной печати (рис. 7). С одной стороны, такой рисунок имеет остроту и неожиданность геометрии постмодернизма, с другой – несет тепло домотканого русского каноничного узора. Тот же самый эффект дает тканый орнамент, построенный по тому же принципу, но с вариантами пестрядинной ткани. И набойки, и тканое полотно в стиле «постмодернизма» хорошо смотрятся как в одежде, так и в интерьерных построениях. Космогоничность значения орнаментальной системы в жизни человека, конечно, нарушается, но, к счастью, общее впечатление подлинности явления остается. Огромное разнообразие возможных проявлений постмодернизма, включая фольклорные мотивы, можно наблюдать в платочных изделиях. Рисунок 7. Традиционная русская набойка. Ручная печать. Платок – уникальный текстильный аксессуар, при создании которого сегодня используются приемы всей сферы изобразительного искусства. Многообразие его использования в костюме определяет и многообразие художественных поисков. Кроме того, современные средства цифровой печати позволяют художнику или дизайнеру тиражировать свою композицию минуя многочисленные стадии производства прошлого века «от одного экземпляра» и самому реализовать товар. Это делает работу с платком более динамичной и позволяет нашим специалистам конкурировать с заграничными художниками. Особенно если это касается наших национальных традиций. В начале 2010-х годов закрылись последние более или менее крупные отечественные производства по ручной росписи платков и в наших магазинах остались только Павлово-Посадские печатные изделия с многовековыми традициями, идущими от кустарных производств. Нишу модных платков заполнили заграничные бренды «Gucci», «Louis Vuitton», «F.FRATELLI», «Hermes», «Mоscino» и др. Однако, в последние годы конкуренцию им составляет «Солстудио» А.Е. Калошиной, в которой часть платков создана по мотивам русского орнамента. Но есть и совсем молодые художники, работающие под собственными брендами, например, бренд «Ангелина Малышева». Черты постмодернизма в их работах выявлены очень ярко, именно в их работах остро подаются изображения нетекстильного наследия русского декоративно-прикладного искусства. Милые изображения матрешек 1960-х годов, наивно разбросанные по белому и кремовому полотну, на платках 2010-х годов поданы на разнофактурных контрастных по цветам фонах с проявлением деконструкции, игры между формой и антиформой. В некоторых композициях матрешки нарочито подаются в «кичевом» варианте или как странная цитата из прошлой жизни, и только орнаментальная культура исполнителей удерживает такие платки на грани безвкусицы. Отдельным, не имеющим аналогов в прошлом сегментом текстильных изделий с рисунком являются трикотажные молодежные и детские майки, футболки и топы. Изображения на большей части таких предметов одежды свободно вошли в культуру постмодернизма своими неординарными социально направленными композициями. Оставшаяся часть – дискретные орнаменты с каноничными символами или предметными мотивами в виде, например, тех же матрешек или глиняных игрушек. Майки для молодежи – существенная часть визуализации усилий по самовыражению молодого человека XXI века. Хотя изображения на них физически являются рисунками на текстильном изделии – одежде, их нельзя полностью отнести к орнаментальной композиции из-за значительной доли плакатности образов. Более того, многие из таких композиций – прямое обращение – плакат или даже лозунг, представляющий протест против социальной заорганизованности индустриального общества, поиск ответа на злободневные проблемы морали. Обращение к наследию народного искусства в этих случаях выглядит как протест против убогости массового сознания или форма диалога с прошлым Ироничность графической подачи говорит о неоднозначности понимания вопроса.

1.2.Натуральный и искусственный текстиль

Текстильные волокна характеризуются значительным разнообразием, как по свойствам, так и по происхождению. Известно, что волокна в производстве тканей бывают трёх видов: натуральные, искусственные и синтетические. К натуральным относятся: шерсть, шёлк, хлопок, лён. Они используются в своём природном состоянии, ценятся за свою гигроскопичность, гипоаллергенность, комфорт, способность удерживать тепло, но подвержены деформации. В «пограничной» зоне с натуральными тканями стоят смесовые, полученные смешением натуральных волокон либо с искусственными, либо с синтетическими. К искусственным относятся волокна, получаемые путём переработки природного сырья. Наибольшее применение имеют текстильные полотна на основе целлюлозы: вискозное, полинозное, ацетатное, триацетатное. Из искусственных волокон можно получить подобие любой натуральной ткани. К вискозе относятся все наименования в стиле «хай тэк», такие как: — спан рэйон (spun rayon) – кручёная вискоза; — тенцел (tencel) – плотный мокрый шёлк; — полинозик (polinosik) – с эффектом бархатистой кожи персика; — купро (cupro) – имитация шёлковой ткани ручной работы; — лиоселл (liosell) – подобие мягкой потёртой джинсовой ткани. Об искусственных тканях в сравнении с натуральными можно сказать так: меньше ценных качеств, но в ещё меньшей степени они обладают отрицательными качествами. Бурное развитие химической науки в XX в. позволило создать эффективные технологии получения синтетических волокон на основе разного рода полимеров (синтетические ткани были изобретены в 1940-е гг.) Поэтому названия таких тканей имеют приставку «поли-»: полиэстер, полиамид, полиакрил, полиэфир. Такие ткани менее комфортны, но более практичны и по носке, и по цене. Они могут быть гипоаллергенными как хлопок; мягкими как шёлк; сохранять тепло как шерсть, но стоят на порядок дешевле. Особого внимания заслуживает ткань под названием тактель (tactel) – разновидность полиамида. Специалисты называют эту ткань хлопком XXI века – её свойства практически совпадают со свойствами натурального хлопка. К тому же тактель производить гораздо проще, экологичнее и экономичнее, чем хлопок. В первую очередь синтетические ткани модельеры используют из-за эстетических достоинств, тем более что их цветовая палитра практически безгранична [5]. Свойства тканей (фактура, пластичность, цвет и др.) являются ключевыми для преобразования плоскости в объёмно-пространственную композицию. Базовый принцип создания одежды – когда полотнище ткани облегает человеческую фигуру, перенимая её форму. Эта очевидность становилась всё менее ясной и всё более шаткой с появлением синтетических материалов, новых технологий и средств производства. Тем более, что химические волокна в значительной мере потеснили натуральные и в настоящее время обеспечивают большую часть текстильного производства. В 50-е годы XX века появляется лайкра (которая обретёт важное значение для моды 1980-х гг.). Изначально её задумывали как материал для утягивающего белья, впоследствии стали создавать хорошо сидящие по фигуре модели одежды. Лайкру стали добавлять в состав натуральных и искусственных тканей. Благодаря поперечной эластичности лайкры появилась возможность выпускать одежду с минусовыми прибавками, универсального размера и придавать ей такие контуры, которые прежде требовали очень сложного кроя. В начале XXI века появилась одежда для фитнеса из чистого спандекса – материала эластичного уже в четырёх направлениях, которую производили в одном размере, обеспечивающем всю размерно-ростовочную шкалу. Мало этого, благодаря свойствам этого материала, и размер женской груди теперь перестал влиять на выбор одежды. Также следует отметить группу волокон под названием «лайоцел»: танцел, лайоцел, гортекс, кевлар. Материалы из микроволокон прекрасно защищают от жары и холода, «дышат», они вдвое теплее и намного комфортнее, чем привычный полартек из полиэстера. Им свойственна прекрасная проницаемость воздуха, гораздо выше, чем у пуха (!), высокая способность впитывать влагу, но полное отсутствие формоустойчивости. Интерес к материалам, оказывающим благотворное влияние на здоровье, стал причиной появления принципиально нового поколения тканей. Благодаря комбинации полиэстера и вискозы с керамикой можно получить ткань, защищающую от ультрафиолетового излучения. В состав антибактериальных волокон «амикор» и «амикор плюс» входит активное вещество, отсюда – отсутствие запаха от одежды. К достижениям микротехнологий относится открытие микрокапсюляции: заключение в капсулы различных субстанций: ароматы, витамины и пр., их внедрение в пустотные волокна. Ткани можно создавать практически из любого волокнистого или эластичного материала. Благодаря обмену технологиями сегодня стало возможным трансформировать в текстиль керамику, стекло, пластик, пенопласт, резину и бумагу. Значительно возросшие с появлением химических волокон объёмы мирового текстильного производства в конце XX века, а также ограниченные возможности натуральных ресурсов потребовали развития исследований в области технологий производства волокон на основе возобновимого первоначального сырья. Сегодня всё большее влияние приобретают биотехнологии – процессы и реакции, основанные на использовании живых организмов, либо продуктов их деятельности. «Биохимия вытесняет химию» [6]. Активно внедряется практика добавления в «расплав» (используемый для прядения) специальных веществ, улучшающих качество волокна или придающих ему какие-либо уникальные свойства. Сюда относятся уже ставшие популярными антимикробные добавки, позволяющие сохранить свежесть белья и одежды. Разработчики SPF в ассортименте волокон предлагают также антивоспалительные, абсорбирующие ультрафиолетовые лучи и теплозащитные. Кроме перечисленных, существуют волокна из природных неорганических соединений. Они бывают натуральные (к примеру, асбест или «горный лён») и химические, которые, в свою очередь, подразделяются на стекловолоконные и металлосодержащие. Модельеры всего мира работают с бумагой и флисовыми материалами, которые получают по сходной с бумажной технологии свойлачивания, например, с тивиком. «Бумажные» материалы нового поколения прозрачны, отличаются высокой теплоизоляцией, лёгкостью, прочны, долговечны, хорошо стираются, устойчивы к загрязнению, не бахромятся (швы и кромки изделий не нужно обрабатывать краевой строчкой), из этих тканей можно делать сложные выкройки, к тому же они легко подвергаются вторичной переработке как сырьё. Эти материалы относятся совсем к другому типу эстетики: плотно сотканные, позволяют настолько точно подогнать отдельные детали выкройки, что модельеры могут придавать человеческому телу не- обычные контуры. Металл в виде проволоки и сетки применяется в производстве ткани давно. Используются золотые и серебряные нити, например, при создании вечерних туалетов из ламе (вид парчи). Используется также лёгкое полиуретановое покрытие, оно препятствует появлению налёта. Существует даже металлический флизелин. Отделка тканей, как завершающая стадия в производственном процессе, стала играть не менее важную роль, чем само её изготовление. Значительный прогресс в области отделки материалов вызвало появление на подиумах различных футуристических тканей, например, тканей с тефлоновым покрытием (очень низкое поверхностное трение). Здесь же надо упомянуть о тканях с прорезиненной, покрытой перламутром и рефлектирующей поверхностью. Внешняя отделка касается таких декоративных характеристик, как набивка рисунка, термообработка, матовые, глянцевые или отражающие покрытия, эффекты напыления, тончайшие мембраны для ламинирования. Уровень развития печатных технологий позволяет моментально переносить трёхмерный рисунок с экрана компьютера на ткань. Сверхтонкие покрытия придают тканям новые оптические и функциональные качества, не нарушая при этом их текстуры и мягкости. Полностью внешний вид ткани могут изменить различные напыления. Такая ткань легко стирается, подвергается химчистке, сохраняя при этом высокие износоустойчивые показатели. Используя термопластические свойства синтетической первоосновы ткани, на ней можно создавать плиссировку, эффект мятости или рельефный орнамент. Появление «умных тканей» [1] (smart), которые не нуждаются в глажении, «запоминают» и сохраняют форму, способны к имитации войлока, кожи, фольги, с эффектами трансформации и сжатия, меняют цвет в зависимости от освещения, многослойные с отражающими эффектами и пр. – расширяет границы творчества. А революционные предложения в авторских коллекциях с применением новаций по текстилю «вписывают творчество молодых художников-модельеров в мир галерей и музеев современного искусства, тем самым отстаивая право называть себя авангардом моды» [3].

Глава 2. Свойства текстиля

2.1.Строение текстильных волокон

Текстильные волокна имеют сложное строение, которое складывается из молекулярной, надмолекулярной и морфологической структуры. Большинство текстильных волокон состоит из высокомолекулярных соединений — полимеров. Волокнообразуюшие полимеры, пригодные для создания текстильных волокон, имеют определенные особенности строения и свойств. Макромолекулы волокнообразующего полимера представляют собой длинные гибкие образования, состоящие из большого числа повторяющихся звеньев, соединенных между собой химическими связями. Число звеньев, называемое степенью полимеризации, в макромолекулах колеблется в широких пределах — от нескольких сотен до десятков тысяч. Длина макромолекул в сотни и тысячи раз превышает их поперечные размеры. В пределах одного полимера макромолекулы имеют довольно широкий диапазон колебаний по длине. Макромолекулы волокнообразующих полимеров различаются не только по химическому составу, но и по строению. Структура макромолекул отличается по виду звеньев и порядку их расположения. В линейных или цепных полимерах звенья одного вида расположены по длине макромолекулы. В линейных сополимерах имеет место регулярное, нерегулярное, блочное чередования звеньев двух или более видов. Некоторые виды полимеров имеют макромолекулы с боковыми ответвлениями различной длины и сложности. Если между соседними макромолекулами возникают химические связи, образуется трехмерная сетчатая структура. Отдельные группы и звенья макромолекул могут поворачиваться относительно друг друга. Степень подвижности звеньев макромолекул определяется их химическим составом, структурой, наличием функциональных групп и т.д. Подвижность придает макромолекулам гибкость, способность принимать различную форму расположения в пространстве. В зависимости от внешних воздействий, например тепловых, силовых, форма расположения макромолекул может меняться. Гибкостью макромолекул во многом определяется весь комплекс свойств полимера. Макромолекулы в полимере не существуют изолированно, они находятся во взаимодействии с соседними макромолекулами. Характерная особенность высокомолекулярных соединений — резкое различие в характере связей вдоль цепи макромолекулы и межмолекулярных связей. Энергия межмолекулярных связей (водородных, солевых, химических, сил Ван-дер-Ваальса) значительно слабее энергии внутримолекулярных химических связей. В определенных условиях при воздействии влаги, тепла, усилий межмолекулярные связи могут ослабевать, даже разрушаться и восстанавливаться вновь. Их вид, количество, суммарная энергия зависят от химического состава, длины и взаимного расположения макромолекул. Межмолекулярное взаимодействие тем больше, чем длиннее и распрямленнее макромолекулы[7, C89]. Волокнообразуюшие полимеры по своей надмолекулярной структуре относятся к фибриллярным соединениям. Согласно современным представлениям развернутые макромолекулы благодаря действию межмолекулярных сил объединяются в линейные пачки, в которых они располагаются последовательно-параллельно относительно друг друга. Отдельные пачки и пучки макромолекул образуют микрофибриллы, на основе которых формируются более крупные агрегаты надмолекулярной структуры — фибриллы. Для микрофибрилл характерны небольшие поперечные размеры, равные нескольким межмолекулярным расстояниям, и длина, превышающая длину макромолекул. Микрофибриллы по своему строению неоднородны и имеют кристаллические и аморфные участки, чередующиеся вдоль оси микрофибриллы. Переход от кристаллической области к аморфной происходит постепенно через ряд промежуточных форм упорядоченности. Соотношение кристаллических и аморфных областей в полимере характеризуется степенью кристалличности. Характер чередования, размеры и степень упорядоченности областей в микрофибриллах зависят от вида полимера и условий его получения. Волокнообразуюшие полимеры по своей надмолекулярной структуре относятся к фибриллярным соединениям. Согласно современным представлениям развернутые макромолекулы благодаря действию межмолекулярных сил объединяются в линейные пачки, в которых они располагаются последовательно-параллельно относительно друг друга. Отдельные пачки и пучки макромолекул образуют микрофибриллы, на основе которых формируются более крупные агрегаты надмолекулярной структуры — фибриллы. Для микрофибрилл характерны небольшие поперечные размеры, равные нескольким межмолекулярным расстояниям, и длина, превышающая длину макромолекул. Микрофибриллы по своему строению неоднородны и имеют кристаллические и аморфные участки, чередующиеся вдоль оси микрофибриллы. Переход от кристаллической области к аморфной происходит постепенно через ряд промежуточных форм упорядоченности. Соотношение кристаллических и аморфных областей в полимере характеризуется степенью кристалличности. Характер чередования, размеры и степень упорядоченности областей в микрофибриллах зависят от вида полимера и условий его получения. Природные волокна животного происхождения (шерстяное и шелковое) состоят из белков — природных высокомолекулярных соединений, к которым относятся кератин (в шерсти), фиброин и серицин (в шелке). . Прототипом процесса получения химических нитей послужил процесс образования шелкопрядом нити при завивке кокона. Существовавшая в 80-х гг. XIX в. не совсем верная гипотеза о том, что шелкопряд выдавливает волокнообразуюшую жидкость через шелкоотделительные железы и таким образом прядет нить, легла в основу технологических процессов формования химических нитей. Современные способы формования нитей также заключаются в продавливании исходных растворов или расплавов полимеров через тончайшие отверстия фильер. Ткани в зависимости от вида волокон делятся на следующие: — однородные (состоящие из одинаковых волокон, например, только волокна хлопка, или только волокна вискозы и т. д.); — неоднородные (состоят из различных по виду волокон, например, основа хлопчатобумажная, а уток — шерстяной и т. д.); — смешанные (в составе основы и утка имеют различные волокна, смешанные в процессе прядения. Например, в основе и утке шерсть с вискозным волокном или в основе и утке шерстяная пряжа вприкрутку с нейлоновой нитью). — смешанно-неоднородные (имеющие одну систему нитей однородную, а вторую из смеси волокон. Например, основа хлопчатобумажная, а уток — из смеси шерсти со штапельными вискозными волокнами). Определение волокнистого состава тканей имеет первостепенное значение. Он должен учитываться при моделировании, конструировании, раскрое, пошиве. От волокнистого состава тканей зависят их эстетические свойства (внешний вид, фактура), технологические свойства (такие, как, например, прорубаемость ткани, скольжение, осыпаемость нитей, раздвигаемость нитей в швах), эксплуатационные и потребительские свойства (сопротивление износу и механическим нагрузкам, усадка, теплопроводность, воздухопроницаемость) и т. д[4, C96]. Способы определения волокнистого состава Волокнистый состав тканей определяется органолептическим и лабораторным способами. Лабораторным называется такой способ определения волокнистого состава, при котором используются микроскопы и химические реактивы. Для определения состава тканей лабораторным методом необходимо хорошо знать строения волокон и их химические свойства. Органолептическим называется способ, при котором волокнистый состав ткани определяется при помощи органов чувств (зрения, осязания, обоняния). При органолептическом способе ткань рекомендуется рассматривать в такой последовательности: по внешнему виду ткани, на ощупь и по сминаемости, по виду нитей основы и утка, по обрыву нитей основы и утка, по характеру горения нитей основы и утка. При этом следует помнить, что каждую нить, отличающуюся по цвету и блеску, необходимо исследовать отдельно. Хлопчатобумажные и льняные ткани сухие на ощупь, при этом льняные ткани более жесткие и прохладные. При обрыве льняной пряжи на конце образуется кисточка из волокон, различных по длине и толщине, при обрыве х/б пряжи — пушистая кисточка из одинаковых по толщине и длине волокон. При раскручивании льняная пряжа распадается на различные по длине и толщине волокна, х/б пряжа — на одинаковые по размерам волокна. Характер горения волокон растительного происхождения напоминает горение бумаги, с характерным остатком золы сероватого цвета, которая легко растирается пальцами без остатка. При отличии натурального шелка от тканей из химических волокон следует учесть, что при обрыве нить шелка-сырца не разлетается на составляющие (т.е. не делится в поперечном направлении) в отличие от, а комплексных вискозных, ацетатных, полиамидных (капрон), полиэфирных (полиэстер), некрученых нитей[4, C102]. При смятии чистошерстяной ткани образуются мелкие складки, исчезающие при разглаживании рукой. На шерстяной ткани с добавлением волокон растительного происхождения образуются крупные рельефные складки, трудно удаляемые или не удаляемые совсем при разглаживании рукой. На тканях из шерсти с полиэфирными волокнами (полиэстером), отличающихся уже некоторой жесткостью, образуются крупные складки, исчезающие при разглаживании рукой. Содержание примесей в шерстяной ткани можно определить по характеру горения основной и уточной пряжи. Чистошерстяная пряжа в пламени обугливается, при вынесении из пламени не горит; на конце образуется черный спекшийся остаток, который легко растирается без остатка пальцами; ощущается запах жженого рога. Если пряжа содержит волокна растительного происхождения (например, хлопка), то за спекшимся шариком образуется светящийся уголек, который быстро гаснет, оставляя легкий налет пепла; ощущается также запах жженого рога. Чем больше примесей растительного происхождения, тем больше после горения остается рыхлой золы серого цвета. Если шерстяная пряжа содержит полиамидные или полиэфирные волокна/нити, то она горит коптящим пламенем (прим. полиэфирные волокна дают более черное коптящее пламя), образуется жесткий скелет нити, на конце образуется спекшийся черный шарик, который не растирается пальцами. Действием ацетона можно легко отличить ацетатное волокно от вискозного: ацетатное волокно растворяется в ацетоне, у вискозного не наблюдается разрушения целостности волокна.

2. 2.Физические свойства текстильных волокон

Физические свойства характеризуют отношение текстильных материалов к различным воздействиям окружающей среды. Различают сорбционные (гигроскопические), тепловые, оптические, электрические и другие свойства, а также проницаемость, т. е. способность материалов пропускать через себя воздух, пар, влагу, дым, ветер, пыль, тепло, радиоактивное и электрическое излучение и т. п. Гигроскопические свойства Гигроскопические свойства текстильных материалов характеризуют их способность поглощать из окружающей среды и отдавать в нее водяные пары и воду. Важнейшими показателями являются влажность, гигроскопичность, влагоотдача, капиллярность, водопоглощение. Поглощение паров влаги из окружающей среды текстильными материалами происходит путем сорбции водяных паров волокнами, представляющей собой сложный физико-химический процесс. Процесс сорбции водяных паров является обратимым, и в определенных условиях происходит отдача — десорбция водяных паров. Сорбция состоит из нескольких этапов. На начальном этапе, когда материал попадает в среду с большой относительной влажностью воздуха, начинается процесс адсорбции — притягивания поверхностью волокон паров воды, которые образуют на ней плотную полимолекулярную пленку. Адсорбция протекает очень быстро, и равновесное состояние достигается в течение нескольких секунд. При насыщении поверхности волокон водяными парами происходит процесс проникновения (диффузии) молекул воды в межмолекулярное пространство, т. е. процесс абсорбции. В результате водяные пары поглощаются всем объемом волокон. В отличие от адсорбции диффузионный процесс проникания влаги вглубь волокна протекает медленно, и время достижения равновесного состояния составляет несколько часов[9, C.67]. Сорбция водяных паров протекает неравномерно во времени. В начальной стадии сорбции поглощение влаги происходит весьма интенсивно, но при насыщении поверхности мате- риалов водяными парами скорость сорбции снижается и наступает сорбционное равновесие, при котором поглощение влаги прекращается. Влажность материала, соответствующая сорбционному равновесию, называется равновесной влажностью. Она зависит от влажности и температуры воздуха. Кривые зависимости равновесной влажности от относительной влажности воздуха при постоянной температуре (25 °С), называют изотермами сорбции. Начальный этап десорбции также характеризуется большой скоростью; по мере приближения к новому равновесному состоянию интенсивность отдачи влаги снижается. В одинаковых атмосферных условиях при десорбции равновесная влажность материала выше, чем при сорбции, т. е. изотермы сорбции и десорбции не совпадают, наблюдается гистерезис сорбции. Объясняется это тем, что часть абсорбированной влаги, находящейся в межмолекулярном пространстве, при десорбции может удерживаться сильнополярными гидрофильными группами макромолекул, находящихся на поверхности пор материала. Текстильные материалы из волокон различных видов обладают разной способностью поглощать влагу. Это объясняется химическим составом и надмолекулярной структурой волокон. Имеющиеся в макромолекулах волокон сильнополярные гидрофильные группы (ОН, NH2, COOH, CONH и другие) притягивают и удерживают молекулы воды. Большой способностью поглощать водяные пары обладают целлюлозные (хлопок, лен) и белковые (шерсть, шелк) волокна. Из искусственных волокон наибольшая гигроскопичность наблюдается у вискозных волокон. Синтетические волокна (особенно полиэфирные, полиолефиновые и поливинилхлоридные) обладают малой гигроскопичностью, так как в их составе почти отсутствуют гидрофильные группы. При сорбции паров влаги микрокапиллярами материалов влага из воздуха конденсируется (переходит в жидкую фазу), и капилляры наполняются жидкостью: происходит так называемая капиллярная конденсация.

Глава3. Особенности дезинфекции художественного текстиля

3.1. Использование антибактериальных препаратов

Придание текстильным материалам антимикробных свойств преследует две основные цели: защиту от действия микроорганизмов и защиту от действия патогенной микрофлоры предметов, контактирующих с текстильными материалами. В первом случае речь идет о придании волокнистым материалам биостойкости, а, следовательно, о пассивной защите; во втором случае — о создании условий для превентивного нападения со стороны текстильного материала на болезнетворные бактерии и грибки с целью защиты защищаемого объекта от их воздействия. Основным методом повышения биостойкости текстильных материалов является использование антимикробных препаратов (биоцидов). Требования к «идеальному» биоциду следующие: • эффективность действия против наиболее распространенных микроорганизмов при минимальной концентрации и максимальной продолжительности; • нетоксичность применяемых концентраций для человека; • отсутствие цвета и запаха; • невысокая стоимость и простота использования; • отсутствие ухудшения физических, механических, гигиенических и других свойств продукта; • совместимость с другими отделочными препаратами и вспомогательными текстильными материалами; • светостойкость, атмосферостойкость. Практически каждый класс химических соединений в то или иное время использовался для придания тканям антибактериальной или противогрибковой активности. Наиболее перспективным сегодня является использование нанотехнологий для придания антимикробных свойств текстилю, особенно введение наночастиц серебра и йода. Долгое время соли меди, серебра, олова, ртути и др. Использовались для защиты волокнистых материалов от биологического повреждения. Наиболее распространенными из этих биоцидов являются соли меди из-за их невысокой стоимости и относительно низкой токсичности. Использование солей цинка ограничено их слабым биоцидным действием, а солей ртути, олова, мышьяка — повышенной токсичностью для человека. Однако есть свидетельства того, что ртутьорганические препараты были разработаны для синтетических и натуральных волокнистых материалов, используемых для подкладки и стельки обуви, которые широко рекламируются как антибактериальные и противогрибковые покрытия. В литературе есть данные о придании бактериостатического эффекта текстильным материалам при пропитке смесью солей неомицина с винной, пропионовой, стеариновой, фталевой и некоторыми другими кислотами, которые растворяли в воде, метаноле или бутаноле и наносили на материал путем растворы для опрыскивания. Методы, используемые для придания биостойкости текстильным материалам, можно сгруппировать следующим образом: • пропитка биоцидами, химическая и физическая модификация волокон и нитей, из которых затем формируется текстильный материал; • пропитка текстильного полотна растворами или эмульсиями противомикробного препарата, его химическая модификация; • введение в связующее антимикробных препаратов (при производстве нетканых материалов химическим способом); • придание антимикробных свойств текстильным материалам при их крашении и отделке; • использование дезинфицирующих средств при химической чистке или стирке текстильных изделий. Однако пропитка волокон и самих текстильных материалов не обеспечивает прочной фиксации реагентов, в результате чего антимикробный эффект таких материалов кратковременен. Наиболее эффективными методами придания биоцидных свойств текстильным материалам являются методы, предусматривающие образование химической связи, то есть методы химической модификации. Способы химической модификации волокнистых материалов включают обработки, которые приводят к образованию соединений включения, такие как введение биологически активных лекарств в прядильные расплавы или растворы. На стадии полимеризации при производстве нейлона добавляется антибактериальный агент — оловоорганическое соединение (оксид или гидроксид трибутилолова), что обеспечивает сохранение антибактериального эффекта после многократных стирок. Разработаны методы придания антимикробных свойств текстильным материалам путем введения препаратов нитрофурана в прядильные расплавы с последующей их фиксацией при формировании тонкой структуры волокон по типу соединений включения. Имеются данные о придании синтетическим волокнам антимикробных свойств в процессе проклейки. Перед волочением волокна обрабатывают составами на основе производных оксихинолина, ароматических аминов или производных нитрофурана. Такие волокна обладают длительным антимикробным действием. В легкую промышленность активно внедряются нанотехнологии, позволяющие получать материалы с антимикробными свойствами. Необходимо выделить те области использования нанотехнологий, над которыми работают ученые, в том числе создание новых текстильных материалов: • во-первых, за счет использования в материалах текстильных нановолокон и нитей, • во-вторых, использование нанодисперсий и наноэмульсий для отделки тканей. Можно сказать, что нанотехнологии позволяют значительно снизить затраты на основной стадии производства, где расход сырья и материалов значительный. Частицы серебра, меди, палладия и др. Широко используются в качестве наночастиц, придающих антимикробные свойства. Серебро обладает естественными антимикробными свойствами, которые усиливаются за счет наноразмеров частиц (резко увеличивается площадь поверхности), поэтому такие ткани способны убивать множество микроорганизмов и вирусов. Серебро в таком виде также снижает потребность в чистке тканей, способствует устранению запаха пота в результате развития микроорганизмов на теле человека во время носки[6, C.78]. Свойства материалов, созданных с использованием наночастиц серебра, которые препятствуют размножению различных микроорганизмов, могут быть полезны, например, в медицине (хирургические швы, бинты, пластыри, медицинские бахилы, медицинские защитные маски, халаты, головные уборы, полотенца и т. д.) ) … Потребителю широко известна спортивная одежда, профилактические носки с антимикробными свойствами.

3.2. Новые текстильные технологии

В последнее десятилетие открытие новых текстильных технологий произвело настоящий переворот в сфере разработки спортивной и профессиональной одежды, они сильно повлияли на нашу повседневную одежду, что привело к появлению нового стиля – «техно». «Спортивные» ткани теперь активно используются в коллекциях «haute coutur» и «pret-aporter de lux», хотя прежде на них в этих сферах производства существовали серьезные ограничения, например: симпатекс (мембранная ткань), непрен, полярный флиз, магнитные и контактные липучки, высокотехнологические отделки. Настоящим «привидением» [2, C.123] можно назвать изделие из ткани компании «Energlow», разработанной как средство безопасности. Входящие в состав ткани микрочастицы аккумулируют солнечный свет и заставляют ткань светиться несколько часов после наступления темноты, что может быть полезным качеством для верхней одежды туристов и просто любителей отдыха на природе: найти человека, тем более ребёнка, в ночной темноте не составит труда. Решения, разработанные для самых разных областей, включая космическую, заимствуют даже производители белья. Например, спортивный бюстгальтер для занятий фитнесом, запрограммированный благодаря специальным электронным волокнам, вплетённым в нижний обод, на применение вместе с тренажёром так, что изделие «отслеживает» частоту сердечного пульса и передаёт сигнал на монитор врачу [8, C.95]. Настоящая революция произошла в области разработок материалов, обеспечивающих компьютеризацию одежды. Интеграция в текстиль микро- и наноэлектроники, а также микроэлектромеханических систем существенно расширяет возможности повседневной одежды, которую можно использовать в качестве средства связи и даже персонального компьютера. К примеру, мягкий наручный ремень из ткани электекс позволяет управлять плеером (соединение беспроводное) даже во время бега или прогулки на велосипеде. Пультами управления также может быть оснащены и предметы одежды (куртки и жилеты, например). А последние разработки позволяют размещать даже экраны на тканях сумок или рюкзаках, соединённых с компьютером или смартфоном. Эту одежду с множеством кнопок можно стирать обычным способом: электрические контакты и клавиши из ткани обладают гибкостью и эластичностью в сочетании с водозащитой. В 2007 году компания Philips представила фотонный текстиль – ткань со встроенными световыми системами, сенсорами и коммуникационными устройствами, поддерживающими технологии Bluetooth и GSM. Благодаря этому ткань может использоваться в качестве дисплея, способного отображать текст, статические изображения и анимированные ролики. Современные тенденции применения нанотехнологий в сфере текстиля можно условно разделить на две категории: улучшение текстиля с помощью наноматериалов и нанопокрытий (в т.ч. гибридизация текстиля), а также внедрение в материалы электронных компонентов и микроэлектромеханических систем. Из этих направлений в модной индустрии пока удалось коммерциализовать только первое. Второе можно наблюдать только в отдельных предложениях дизайнеров: как выставочные единичные экземпляры на уровне футуристических арт-объектов.

3.3. Способ обработки текстиля

Для антибактериальной отделки текстильных материалов используется широкий спектр препаратов различного химического строения в зависимости от назначения ткани и условий ее эксплуатации. Следует отметить несколько важнейших требований, предъявляемых к используемым антибактериальным текстильным вспомогательным веществам: препараты должны быть эффективны против большинства распространенных микроорганизмов при условии минимальной концентрации действующего вещества и максимального периода его действия; не оказывать токсического действия на человеческий организм; не снижать прочностных и гигиенических свойств текстильного материала после обработки антимикробным препаратом. Биоцидные препараты действуют по-разному в зависимости от их структуры и химической природы. Одни из них обуславливают повреждение или ингибирование синтеза клеточной стенки, другие ингибируют функции клеточной мембраны, которая регулирует внутриклеточный и внеклеточный поток веществ. Некоторые способствуют предотвращению синтеза белка или нуклеиновых кислот, что приводит к гибели микроорганизма или предотвращению его роста и размножения. Также возможно ингибирование других метаболических процессов, что ставит под угрозу размножение микробов. Так, например, соль четвертичного аммония алкилтриметиламмоний бромид обеспечивает повреждение клеточных мембран и ингибирует продукцию ДНК. Такие соединения в большинстве случаев используют для обработки тканей из хлопка, нейлона, полиэфира и шерсти. Это катионные агенты, несущие положительный заряд на атоме азота в растворе и присоединяющиеся к анионным волокнам посредством ионных взаимодействий. Для обработки текстильных материалов наиболее часто применяют линейные алкиламмониевые соединения, содержащие алкильные цепи из 12-18 атомов углерода. Такие вещества активны против широкого спектра грамотрицательных и грамположительных бактерий, некоторых вирусов и грибов. Эффективность их действия зависит от длины алкильной цепи, наличия перфторированной группы и числа аммониевых групп в молекуле [18]. Примером таких препаратов служит BioGuard компании AEGIS Microshield, Sanigard KC и Sanitized компании LN ChemicalIndustries. Недостатком антимикробной отделки, полученной с помощью данных соединений, является низкая устойчивость к мокрым обработкам. Другая группа антимикробных препаратов основана на использовании 2,4,4`- трихлор-2`гидроксидифенилового эфира – триклозана. Впервые был разработан в Швейцарии фирмой Сiba в 1965 году. Триклозан проявляет антибактериальную активность по отношению ко всем видам бактерий, а также к некоторым вирусам и грибам. Механизм его действия заключается в блокировке биосинтеза фосфолипидов, липополисахаридов и липопротеинов, что влияет на целостность клеточных мембран. Это химическое соединение на начальном этапе нашло широкое применение в производстве стиральных порошков, косметологии, производстве лекарственных средств, и средств личной гигиены. Считается, что триклозан практически не токсичен, что подтверждают опыты на животных, в том числе не оказывает негативного влияния на развитие плода у крыс. В настоящее время введутся споры о пользе и недостатках триклозана. Препараты на его основе, например, Irgaguard компании BASF и BIOFRESH производства одной из американских фирм, применяют при обработке синтетических и искусственных волокон, причем их можно использовать как на стадии формования волокна, так и для пропитки тканей. Широкое применение триклозана в зубных пастах, кремах, дезодорантах, лекарствах, для обработки текстильных материалов может способствовать возникновению резистентных к нему штаммов бактерий Другим недостатком этого соединения является фотохимическое превращения триклозана в водных растворах в токсичный 2,8-дихлордибензо-n-диоксин. Для придания антибактериальных свойств текстильным материалам можно использовать синтетические и природные полиэлектролиты. Чаще всего используют хитозан и полигуанидин. Хитозан-природный гидрофильный полимер, получаемый в процессе деацетилирования хитина, добываемого из экзоскелета ракообразных. Так как он является биосовместимым нетоксичным полимером, то находит широкое применение для отделки тканей из хлопка, шерсти и полиэфира [26-28]. Действие хитозана заключается в реакции между положительными зарядами первичной аминогруппы и отрицательными зарядами на поверхности микробов. Эффективность антибактериального действия хитозана зависит от его молекулярной массы, степеней полимеризации и деацетилирования, pH среды. На первом этапе происходит взаимодействие между положительными зарядами первичными аминогруппами хитозана и отрицательными зарядами на поверхности микроорганизмов. При использовании водорастворимого хитозана с низкой молекулярной массой наблюдается его диффузия через стенку клетки, взаимодействие с ДНК, что приводит к ингибированию синтеза мРНК и препятствует синтезу белка. Водорастворимый хитозан с высокими молекулярной массой и плотностью заряда на цепи обеспечивает изменение проницаемости клеточной мембраны, что способствует диффузии внутриклеточных веществ и образованию ими вокруг клетки непроницаемого слоя, блокирующего транспорт эритроцитов в клетку. Наиболее эффективны биоцидные агенты, включающие хитозан и соли двухвалентных металлов — меди, цинка, железа. Показано, что это связано с увеличением плотности положительного заряда цепи полиэлектролита в процессе комплексообразования. К недостаткам применения хитозана в качестве антибактериального препарата можно отнести зависимость его состояния от температуры и рН среды (работает при рН 6,3-6,5), так при повышении температуры при хранении может изменяться его вязкость и молекулярный вес, а соответственно и антибактериальная эффективность. На основе хитозана фирмой Unitita выпущен коммерческий продукт Eosy для антибактериальной отделки текстильных материалов, а так же производится композитное волокно, состоящее из хитозана и вискозы под названием Crabyon (фирма SWICOFIL AG), обладающее антимикробными свойствами [2,С.133]. Другие полиэлектролиты – полиалкиленгуанидины, ярчайшим представителем которых является полигексаметиленгуанидин (ПГМГ) относятся к поликатионным аминам. Чаще всего ПГМГ используется в здравоохранении в качестве биоцидного дезинфектанта, в основном в форме его солей фосфорной или соляной кислот. Взаимодействие полигексаметиленгуанидина с мембранами микробных клеток приводит к разрушению мембраны и утечке цитоплазматических материалов [3 ,С.31]. Известны работы зарубежных ученых, в направлении создания антибактериальных агентов для обработки текстильных материалов на основе ПГМГ. В настоящее время на текстильных фабриках Российской Федерации в условиях производства опробованы препараты серии Санитайзед. Были использованы Санитайзед Т99-19, представляющий собой препарат на основе четвертичного соединения кремния, Санитайзед Т25-25 на основе хлорида серебра и Санитайзед Т96-21 – на основе триклозана. Максимальный бактериостатический эффект был достигнут при использовании первого из перечисленных препаратов. Санитайзед Т99-19 образует ковалентную связь с молекулами целлюлозы волокна, его молекулы ориентируются перпендикулярно поверхности волокна, образуя упорядоченную защитную структуру в форме «колючей проволоки». Молекула данного препарата вступает в контакт с микроорганизмами и разрушает его мембрану], а ткани приобретают защитные свойства, препятствующие проникновению транзиторной патогенной микрофлоры из окружающей среды.

Заключение

В последние десятилетия в текстильной промышленности стремительно развиваются новые технологии, позволяющие создавать модифицированные волокна, синтезировать новые красители, придавать особые свойства текстильным материалам и т. Д. Однако при получении новых материалов или изделий необходимо: понять, насколько они будут устойчивы к воздействию микроорганизмов. Устойчивость к микроорганизмам определяется химической природой и физической структурой материалов. Кроме того, степень поражения материалов микроорганизмами зависит от способов обработки материалов в процессе их производства (на стадии сырья) и производства готовой продукции (использование стабилизаторов, пластификаторов, антимикробных препаратов и т. д.. Неблагоприятные условия хранения и транспортировки также играют немалую роль в проблеме повреждения текстильных материалов микроорганизмами: перепады температур, повышенная влажность воздуха, нарушение вентиляции хранилища — все это провоцирует появление очагов инфекции. Известно, что вред, наносимый плесневыми грибами и бактериями в процессе их жизнедеятельности, может быть значительным. Достаточно сказать, что в мировом масштабе ежегодные потери от биогенного повреждения различного сырья, такого как текстильные волокна, кожа, мех, дерево, бумага и некоторые другие, превышают 2% от стоимости этих материаловсами. Прямой ущерб от биоповреждения материалов в текстильной промышленности ежегодно составляет миллионы долларов [При этом из всего сырья, подвергшегося тому или иному повреждению, 15-20% составляют те, которые пострадали именно в результате деятельности микроорганизма.

Список использованной литературы

1. Адаскин, А. М. Материаловедение / А. М. Адаскин. — М.: Высшая школа, 2005 2. Антикайн, П. А. Металлы и расчет на прочность котлов и трубопроводов / П. А. Антикайн. — 3-е изд., перераб. — М.: Энергоатомиздат, 1990 3. Арзамасов, Б. Н. Материаловедение: учеб, для вузов / Б. Н. Арза- масов, В. И. Макаров, Г. Г. Мухин и др. — М.: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2005 4. Биронт, В. С. Материаловедение. Конструкционные материалы / В. С. Биронт. — Красноярск: Поликом, 2003 5. Быконя, Л. А. Материаловедение в вопросах и ответах / Л. А. Бы- коня. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001 6. Геллер, Ю. А. Материаловедение: учеб, для вузов / Ю. А. Геллер, А. Г. Рахштадт. — М.: Металлургия, 1989 7. Гуляев, А. П. Металловедение: учеб, для вузов / А. П. Гуляев. — М.: Металлургия, 1986 8. Колачев, Б. А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов / Б. А. Колачев, В. И. Елагин, В. А. Ливанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: МИСИС, 1999 9. Лахтин, Ю. М. Материаловедение: учеб, для вузов / Ю. М. Лах- тин. -М.: Машиностроение, 1990 10. Материаловедение и технология металлов / под ред. В. В. Атрощенко. — М.: Высшая школа, 2000

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://e-queo.com/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru