Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Диагностика и развитие детской одаренности в системе дополнительного образования. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ

2.1 Особенности диагностики одаренности в системе дополнительного образования

  На протяжении долгого времени, проблема одаренности детально исследовалась психологами т.к. очень важно вовремя рассмотреть заложенные природой задатки ребенка и развить его талант. Российскими психологами разработаны различные тесты, методики для выявления и определения одаренности у детей. Тем не менее, не только для психологов одаренные дети находятся в центре внимания[1]. Ключевой фигурой способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка в создании образовательной воспитательной среды, является педагог. В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке[2]. Подготовка педагога дополнительного образования должна включать в себя: —         понимание того, что такое одаренность и особенности развития одаренных детей; —         знание особенностей возрастного и личностного развития детей; —         умение реализовать всевозможные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды и т.д. Учителя без определенной специальной подготовки часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Такие педагоги используют тактику не качественного изменения знаний, а количественного их увеличения[3]. В процессе работы с одаренными детьми педагог должен выявлять, обучать и развивать одаренных детей, принимать участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, проводить работу с семьей, проводить диагностики с одаренными детьми[4]. Для педагога основной задачей является коррекция поведения одаренного ребенка, т.к. его желание все знать, большой творческий потенциал, любознательность, часто выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Учителю дополнительного образования в данной ситуации необходимо установить взаимопонимание не только с одаренным ребенком, но и наладить контакт с его родителями. Необходимо загрузить ребенка с раннего возраста – приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества. В связи с этим педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Эта работа для педагога является важным и сложным звеном. Первым делом, перед тем как ее организовывать, необходимо убедиться, что конкретный ребенок имеет высокий уровень развития каких-либо способностей, т.е. является одаренным. Данную задачу, конечно, решают школьные психологи, и они должны установить одаренность учащегося и ее вид, однако, педагог может выявить в процессе диагностики ребенка признаки одаренности, которые зачастую являются причиной нарушений его отношений с окружающими людьми и устоявшихся норм поведения. Здесь учителю необходимо выяснить наблюдаются ли признаки трудновоспитуемости у такого ребенка, разработать программу по их коррекции в случае выявления. Ему необходимо подвергнуть анализу свое отношение к одаренному ребенку и только тогда возможно выбрать правильное направление во взаимопонимании с ним[5]. Учитель дополнительного образования в свой работе с одаренными детьми ориентируется на следующие направления:
  1. Координационное направление:
—         организация работы по созданию и руководству деятельности экспериментальных площадок; —         организация работы с одаренными детьми; —         проведение массовых мероприятий, научно-практических конференций; —         обеспечение и предоставление информации по нормативно-правовой базе работы с одаренными детьми [6].
  1. Информационное направление:
—         формирование информационной базы данных и методических материалов по работе с одаренными детьми; —         осведомление родителей и педагогов по вопросам, касающихся выявления, развития и поддержки одаренных детей; —         подготовка специалистов по работе с семьей одаренного ребенка; привлечение внимания общественности, СМИ: публикации в периодике, определение проблем одаренных детей на различных конференциях, семинарах, использование всемирной сети Интернет с целью создания сетевых сообществ, занимающихся вопросами и изучением одаренности;
  1. Диагностическое направление:
—         организация научно-исследовательских школ, интеллектуальных клубов; —         проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций; —         формирование профильных лагерей, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций; —         диагностика — помощь в выявлении одаренных детей[7].
  1. Кадровое направление:
—         установление критериев работы; —         оказание педагогам методической помощи – тренинги о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; —         создание концептуально новых учебных программ для обучения одаренных детей.
  1. Развивающее направление:
—         создание образовательных учреждений, работа которых направлена на развитие и поддержку одаренных детей – очно-заочные школы, лицейские классы (образовательный процесс направлен не только на познание знаний, но и на развитие способностей мышления, освоение всеохватывающих способов получения знаний, изучение способов научного исследования, осмысливание учеником своей неповторимости, понимание им общечеловеческих культурных ценностей); —         поддержка научных обществ учащихся (данное направление деятельности связано не только с удовлетворением потребностей учащихся, оно направлено на возможность захватить каждого одаренного ребенка в соответствии с его талантами и желаниями, для того что бы была возможность реально отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор); —         вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми; —         психологическое сопровождение одаренных детей: обеспечение психического и психологического здоровья, раннее выявление одаренных детей, создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов, внедрение системы отслеживания развития детских способностей, оказание своевременной психологической поддержки родителям одаренных детей[8]. Чтобы избежать непорядка в педагогической работе с одаренными детьми, план работы учителя должен содержать методы и формы работы с детьми, родителями и учителями, направляющие их на совершенствование среды для гармоничного и творческого развития личности ребенка. В методологию социально-педагогической деятельности педагогу следует включать эффективные методические приемы такие как: —         призывание к совместной деятельности; —         формирование условий раскованности; —         поощрение учащихся для создания собственного проекта; —         побуждение к самостоятельной работе; —         предоставление свободы выбора. Методика работы учителя является разноплановой, но подход к решению той или иной проблемы – индивидуальный[9]. Любой одаренный или высокоталантливый ребенок нуждается в постоянном сопровождении педагога – это целостный метод, который обеспечивает образование условий для осуществления личностных творческих способностей. Для этого необходимо исследовать и вводить педагогическую программу сопровождения, которая может включать следующие разделы: —         выявление одаренности ребенка; —         установление направления одаренности; —         формирование и реализация планируемой деятельности; —         контроль за результативностью деятельности. Учитель в первую очередь должен помнить о том, что какими бы талантами не был одарен ребенок, его нужно учить. Поступки одаренных детей выражаются в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, перебивают собеседника, стремятся демонстрировать свои знания, пытаются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. В первую очередь все эти особенности нуждаются в воспитании, терпении и ненавязчивости. Одаренные дети прекрасно понимают, что такое добросердечность, справедливость, сострадание, но олицетворить в жизнь эти прекрасные идеи на практике не могут. Итак, педагогическая работа с одаренным ребенком должна быть направлена на: —         формирование положительного интереса к обучению в учреждении дополнительного образования; —         удовлетворение потребностей ребенка в других познавательных сферах, —         оказание помощи другим учителям в создании методики обучения и создание модели компетентности педагогических работников, работающих с талантливыми детьми. Специфической чертой в деятельности педагога учреждения дополнительного образования с талантливыми и одаренными детьми являются посреднические черты между учащимся и учителями, школой, призванных развивать способности детей во внеучебное время.

2.2 Приемы, направления воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

  В процессах становления современного образования, все больший акцент делается на когнитивный компонент личности, который без связки с морально-ценностными установками повышает вероятность возникновения кризиса нравственности и духовности личности ребенка. В рамках такой тенденции первоочередной задачей государственной социальной политики является формирование нового взгляда на осуществление процесса воспитания подрастающего поколения. Говоря о деятельности педагога и включающимся в нее воспитание, называют такое понятие как «воспитательная работа». В.А. Сластенин определяет воспитательную работу как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности[10]. Но у каждого человека есть свои собственные ресурсы развития, поэтому перед педагогом стоит задача увидеть не только то, что ребенок демонстрирует сейчас, но и то, что он может сделать в будущем. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет следующие направления воспитательной работы, основанных на отечественных традициях и современных достижениях науки: —         гражданское воспитание; —         патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; —         духовно-нравственное воспитание; —         приобщение детей к культурному наследию; —         популяризация научных знаний среди детей; —         физическое воспитание и формирование культуры здоровья; —         трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; —         экологическое воспитание; —         правовое воспитание; —         социальное воспитание; —         эстетическое воспитание; —         половое воспитание[11]. На сегодняшний день особое значение приобретает эффективная воспитательная работа с одаренными детьми. В рамках массового образования стоит отметить, что возможности школы весьма ограничены и связано это может быть с рядом проблем (например, нехватка кадрового потенциала в лице педагога-психолога, который зачастую и вовсе не имеется в организации, или же, он есть, но его усилия направлены на психолого-педагогическое сопровождение всех обучающихся организации в целом). В то же время институт семьи, на которой также возлагается ответственность за воспитание одаренного ребенка, ограничивается отсутствием профессионального педагогического взгляда на комплексную и всестороннюю работу с ним. Разрешением сложившейся ситуации может выступать учреждение дополнительного образования детей. По мнению Кулемзиной А.В., посредством дополнительного образования можно осуществлять контролируемую социализацию, создавая при этом специальные воспитательные условия, направленные на развитие внутренних возможностей человека, будь то способности, ценности или знания[12]. Организация социального опыта, образования и индивидуальной помощи – три основных процесса, в рамках которых и ведется планомерное целенаправленное развитие личности. Можно сказать, что воспитательная составляющая дополнительного образования частично является инструментом восполнения пробелов воспитания, возникших либо в семье, либо в образовательной организации. Целью воспитательной работы в организациях дополнительного образования является способствование саморазвитию и самореализации личности учащегося[13]. В рамках воспитательной работы в учреждении дополнительного образования З.А. Каргина выделяет два основных направления: трудовое воспитание c профессиональным самоопределением и социальное воспитание[14]. Их содержание, в рамках воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования, представлено в таблице 1. Таблица 1 Содержание направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования Приведенные позиции содержания данных направлений воспитания не являются исчерпывающими, они строятся на переплетении остальных направлений воспитательной работы, но, в свою очередь, могут выступать фундаментом в процессе планирования воспитательной работы в учреждении дополнительного образования. Рассмотрим более подробно воспитательную работу с литературно-поэтически одаренными детьми. Литературно-поэтическая одаренность входит в группу художественно-эстетического вида деятельности. Литературно-поэтическую одаренность характеризуют способностью к созданию художественных текстов высокого уровня по сравнению с другими людьми. Несомненно, одной из сторон их деятельности является чтение. Яркой особенностью таких детей является наличие постоянно обогащающегося читательского опыта. В связи с тем, что читательский опыт можно обрести гораздо позднее, чем, например, музыкальный или художественный, можно говорить, что проявление литературно-поэтического вида одаренности происходит более в поздний возрастной период[1]. В.П. Ягункова называет следующие признаки литературно-поэтической одаренности[2]: —         впечатлительность, поэтическое восприятие предметов действительности и ее явлений; —         поэтическая зоркость; —         хорошая («цепкая») память; —         способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты; —         переключаемость в целях возникновения творческого состояния —         высокий уровень лексико-грамматического компонента речи; —         богатство словесных ассоциаций. У детей с литературно-поэтическим видом одаренности, как и у других одаренных детей, может присутствовать ряд проблем социально-психологического и коммуникативного характера. Социально-психологические проблемы проявляются в ассоциальном и агрессивном поведении, в том числе агрессии, направленной внутрь себя, возникающей в случае подавления его природной индивидуальности. Коммуникативные проблемы связаны с несформированностью у ребенка средств к общению, возникших в дошкольном возрасте, когда родители создавали для ребенка щадящую окружающую среду. Т.В. Емельянова утверждает, что социализация личности литературно-поэтически одаренного ребенка происходит, когда он овладевает литературным языком, сопряженного с обогащением его культурного и нравственного потенциала посредством развития его коммуникативности[3]. Поэтому воспитательная работа с литературно-поэтически одаренными детьми должна строиться в следующих направлениях: —         духовно-нравственное воспитание; —         приобщение детей к культурному наследию; —         эстетическое воспитание; —         социальное воспитание. В нашем исследовании, определяя структуру личности литературно-поэтически одаренного ребенка, мы используем мультифакторную модель одаренности, разработанную Дж. Рензулли совместно с Ф. Монксом. Принимая во внимание особенности развития литературно-поэтически одаренных детей и учитывая специфику учреждения дополнительного образования можно выразить следующие компоненты, присущие виду литературно-поэтической одаренности: 1)       Мотивация к литературно-поэтической деятельности (чтению художественной литературы и созданию собственных художественных текстов). 2)       Уровень креативности и тип мышления. 3)       Интеллектуальная лабильность в работе с художественно-эстетическими текстовыми формами, смыслами и богатый жизненный и читательский опыт. 4)       Окружение литературно-поэтического ребенка, состоящее из семьи, единомышленников творческого объединения, взаимодействия с педагогами учреждения дополнительного образования. 5)       Высокий уровень нравственного, культурного и эстетического потенциала личности. Обобщая направления воспитательной работы с литературно-поэтическими одаренными детьми и реализуемых в учреждении дополнительного образования, можно выделить следующие направления: 1)       трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 2)       социальное воспитание; 3)       духовно-нравственное воспитание; 4)       приобщение детей к культурному наследию; 5)       эстетическое воспитание. Для осуществления воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования должны использоваться определенные формы воспитательной работы. Форма воспитательной работы – это выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся [4]. Е.В. Титова делит основные формы воспитательной работы на мероприятия, дела и игры, классифицируя их по различным признакам[5] (см. табл. 2). Таблица 2 Классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой   Применительно к литературно-поэтически одаренным детям в учреждении дополнительного образования следует использовать все формы воспитательной работы для достижения наивысшего результата воспитания, но особыми формами служат творческие лаборатории мастерские, литературные гостиные, клубные творческие объединения, экскурсии, встречи с представителями гуманитарных профессий литературно-поэтического русла, литературно-этнографические праздники, специально организованные дискуссии и диспуты, брейн-ринги, круглые столы по проблемам литературы и русского языка, интеллектуальные конкурсы (викторины), тренинги общения, деловые и ролевые игры, участие в литературных городских, районных, областных и всероссийских мероприятиях (фестивали, конкурсы), создание проектов, ведение газет, журналов, сборников. Необходимо применять определенные методы воспитания, чтобы форма воспитательной работы была успешно реализована. Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания, взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников[6]. М.И. Рожков вводит классификацию методов воспитания на основе сфер личности (см. табл. 3). Таблица 3 Классификация методов воспитания (по М.И. Рожкову)   В рамках воспитательной работы в учреждении дополнительного образования с литературно-поэтически одаренными детьми, наиболее востребованными являются методы требования в волевой сфере, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб в предметно-практической сфере и метод дилемм в экзистенциальной сфере. Каждая из этих сфер, учитывая особенности литературно-поэтически одаренного ребенка, имеет вероятность более слабого развития в общей структуре личности. Так, метод дилемм помогает разобраться с морально-ценностными установками ребенка, методы требования формируют волевые установки не только по отношению к конкретной интересующей предметной деятельности, но и к другим предметам окружающей действительности, необходимых для всестороннего и гармоничного развития, а методы воспитывающих ситуаций и социальных проб помогают в осознании себя как сугубо общественного существа, так и неповторимой индивидуальности. Г.А. Обернихина относит к средствам воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми словари, справочники по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края, города, газеты, художественную литературу, банки игр и упражнений, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки)[7]. Таким образом, воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. В процессе развития ребенка, литературно-поэтически одаренного в частности, могут возникать проблемы социально-психологического (в частности в агрессивном поведении), коммуникативного и нравственного характера. Воспитательную работу, учитывая специфику учреждения дополнительного образования, с литературно-поэтически одаренными детьми необходимо реализовывать в трудовом, профессиональном, социальном, духовно-нравственном, эстетическом направлениях воспитания с приобщением детей к культурному наследию. При ведении воспитательной работы в данных направлениях используются следующие формы воспитательной работы: творческих лабораторий мастерских, литературных гостиных, клубных творческих объединений, экскурсии, встречи с представителями гуманитарных профессий литературно-поэтического русла, литературно-этнографические праздники, специально организованные дискуссии и диспуты, брейн-ринги, круглые столы по проблемам литературы и русского языка, интеллектуальные конкурсы (викторины), тренинги общения, деловые и ролевые игры, участие в литературных городских, районных, областных и всероссийских мероприятиях (фестивали, конкурсы), создание проектов, ведение газет, журналов, сборников. В рамках воспитательной работы в учреждении дополнительного образования с литературно-поэтически одаренными детьми, наиболее востребованными являются методы требования, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб и метод дилемм. Воспитательная работа реализуется посредством использования в занятиях словарей, справочников по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края и города, газеты, художественная литература, банки игр и упражнений, площадки учреждений культуры — музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки.  

2.3 Мероприятия по воспитательной работе с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

  Цель комплекса мероприятий – совершенствование воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми. Данный комплекс решает следующие задачи: 1)       просвещение родителей в вопросах воспитания одаренных детей; 2)       развитие навыков и умений, а также приемлемых способов выражения гнева; 3)       развитие чувства эмпатии к окружающим; 4)       воспитание нравственных качеств посредством развития представления о «слове» как о важном инструменте построения межличностных отношений. Планируемые результаты относятся к личностной сфере развития одаренного ребенка и звучат следующим образом: —         усвоение нравственных ценностей, развитие морального сознания для формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознание представления о «слове» как о важной составляющей межличностных отношений; —         формирование ответственного отношения к собственным поступкам, действиям посредством умений, навыков и приобретенных способов управления гневом, развитым чувством эмпатии; —         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его ценностям, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Комплекс мероприятий реализуется в рамках занятий творческого объединения, являясь дополнением к основной реализуемой в учреждении дополнительного образования программе. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с литературно-поэтически одаренными детьми делится на три тематических блока:
  1. Тематический блок — «Я – наивысшая ценность» (см. табл. 4).
Таблица 4 План мероприятий первого тематического блока «Я – наивысшая ценность»   Цель тематического блока – коррекция самоагрессии как формы агрессивного поведения литературно-поэтически одаренного ребенка через снижение уровня собственных завышенных требований посредством самопринятия. Задачи тематического блока раскрываются через цели воспитательных мероприятий. Содержание тематического блока: Мероприятие 1 — «Роль семьи в жизни одаренного ребенка». Цель: Просвещение родителей о природе одаренности ребенка, значении семьи в его жизни, особенностях литературно-поэтического вида одаренности. Форма и методы воспитательной работы: кратковременное просветительское воспитательное мероприятие, специально организованное педагогом дополнительного образования для родителей литературно-поэтически одаренных детей с привлечением педагога-психолога с использованием проблемного диалога и мозгового штурма. Мероприятие 2 — «Навстречу к себе». Цель: Формирование умений самопринятия, адекватного уровня самооценки. Форма и методы воспитательной работы: специально организованное краткосрочное групповое мероприятие для совершенствования личностных качеств литературно-поэтически одаренных детей, их умений и навыков с использованием упражнений, игр и медитации. Мероприятие 3 — «Что я могу сделать для мира из того, что нравится мне». Цель: Выработка умений сопереживания, понимания состояний и интересов других людей. Форма и методы воспитательной работы: регулярно повторяющееся в течение первого полугодия выездное групповое мероприятие с целью информационного обмена и формированием ценностных ориентаций с использованием метода социальных проб и воспитывающих ситуаций.
  1. Тематический блок — «Принимаю гнев — значит, управляю им» (см. табл. 5).
Таблица 5 Содержание мероприятий второго тематического блока «Принимаю гнев – значит, управляю им»   Цель тематического блока – формирование понимания гнева как нормальной реакции человека на стрессовые ситуации. Задачи тематического блока раскрываются через цели воспитательных мероприятий. Содержание тематического блока: Мероприятие 1 — «Гнев ребенка». Цель: Просвещение родителей об особенностях протекания эмоциональной агрессии у одаренных детей, ее видах, характеристики и значении в межличностном взаимодействии. Форма и методы воспитательной работы: специально организованное кратковременное групповое просветительское мероприятие для родителей литературно-поэтически одаренных детей с целью информационного обмена по проблеме эмоциональной агрессии с привлечением педагога-психолога с использованием упражнения и диспута. Мероприятие 2 — «Я могу иначе». Цель: Способствование осознанию причин своего гнева и принятие ответственности за его проявление посредством формирования приемов снятия психоэмоционального напряжения и состояния тревожности. Форма и методы воспитательной работы: кратковременное специально организованное групповое мероприятие для совершенствования личностных качеств, умений и навыков, с использованием упражнений и игр. Мероприятие 3 — «Через понимание себя — пойму другого». Цель: Формирование навыков отслеживания своего эмоционального состояния для улучшения самосознания и самоконтроля. Форма и методы воспитательной работы: продолжительное во времени индивидуальное создание литературно-поэтически одаренным ребенком предмета собственного эмоционального состояния с использованием рефлексии и метода формирования привычки.
  1. Тематический блок — «Нравственность как основа жизни» (см. табл.6).
Таблица 6 Содержание мероприятий третьего тематического блока «Нравственность как основа жизни»   Цель тематического блока – воспитание нравственных качеств литературно-поэтически одаренных детей посредством формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, историческому наследию края. Задачи тематического блока раскрываются через цели воспитательных мероприятий. Содержание тематического блока: Мероприятие 1 — «Наш горожанин». Цель: предоставление возможности литературно-поэтически одаренным детям максимального раскрытия их творческого потенциала в ходе активной поисковой деятельности по формированию образа горожанина Екатеринбурга и его личностных качеств. Форма и методы воспитательной работы: специально организованное продолжительное во времени коллективное творческое дело на основе сотрудничества литературно-поэтически одаренных детей и взрослых (родителей и педагога дополнительного образования) с целью создания общественно-значимого продукта по проблеме нравственных качеств горожан с использованием методов требований (поручение, совет, одобрение, приучение), социальных проб. Мероприятие 2 — «Вся Земля – одна семья». Цель: ознакомление литературно-поэтически одаренных детей с ситуациями морального выбора посредством решения моральных дилемм. Форма и методы воспитательной работы: кратковременное специально организованное групповое мероприятие для литературно-поэтически одаренных детей с целью развития нравственно эмоционального отклика с использованием дискуссии, метода дилемм и рефлексии. Мероприятие 3 — «Зачем нам быть нравственными?». Цель: реализация накопленных знаний, приобретенных умений и навыков по проблеме нравственности посредством создания буклета для горожан города Екатеринбурга. Форма и методы воспитательной работы: продолжительное во времени специально организованное коллективное творческое дело для обобщения полученных знаний, умений и навыков по проблеме нравственных качеств людей с использованием методов требований (поручение, совет), метода примера. Мероприятие 4 — «Мы вместе». Цель: Сплочение литературно-поэтически одаренных детей посредством самоуправления в организации мероприятия, посвященного литературе, поэтам Урала, возможности самовыражения. Форма и методы воспитательной работы: кратковременное специально организованное литературно-поэтически одаренными детьми в сотрудничестве с педагогом массовое мероприятие для информационного обмена по проблемам места литературы в жизни общества, ее нравственном значении с использованием метода социальных проб — испытаний. Таким образом, разработанный комплекс мероприятий по совершенствованию воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми будет способствовать преодолению таких проблем одаренных детей, как агрессивное поведение и слабо развитых нравственных качеств. В результате просветительской работы с родителями и коррекции агрессивного поведения одаренного ребенка будет способствовать снижению уровня завышенных требований ребенка; ответственное отношение к собственным поступкам и развитое чувство эмпатии позволит приобрести приемлемые способы выражения гнева; формирование осознанного уважительного, доброжелательного отношения к другим людям разовьет нравственные качества, необходимые литературно-поэтически одаренному ребенку. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов до общегосударственного уровня. Для России задача сохранения и преумножения интеллектуального потенциала, формирования национальной профессиональной элиты также являются актуальной. Один из ключевых факторов ее решения – формирование эффективной работы с одаренными детьми. Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требует не только особого внимания, но и особой педагогики. Проблемами организации педагогической деятельности с одаренными детьми занимались выдающиеся педагоги и психологи: А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Ч. Спирмен, К. Хеллер и многие другие. Л.С. Выготский считает, что одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Важным инструментом в работе с одаренными детьми является учреждение дополнительного образования, позволяя на ранних этапах выявлять области интересов детей и развивать их. Но, помимо обучения в работе с одаренными детьми, несомненно, приоритетное место занимает воспитание. Таким образом, рассмотрев практические аспекты по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам. На основе нормативно-правовых актов Российской Федерации и понятий, разработанных отечественными учеными, нами было выработано определение учреждения дополнительного образования – такая образовательная организация, которая реализовывает в качестве основной цели ее создания образовательную деятельность по утвержденным дополнительным общеобразовательным программам. В свою очередь дополнительное образование – такой уникальный вид образования в едином российском образовательном пространстве, обеспечивающий непрерывное образование и становление социально адекватной, самоопределяющейся в собственном совершенствовании и созидательном отношении к окружающей среде личности на основе ее собственных интересов и потребностей посредством реализации системы творческих объединений особого (допрофессионального) содержания образовательного процесса с применением воспитательных форм, методов и педагогических технологий. Воспитательную работу с литературно-поэтически одаренными детьми необходимо реализовывать в трудовом, профессиональном, социальном, духовно-нравственном, эстетическом направлениях воспитания с приобщением детей к культурному наследию, используя следующие формы воспитательной работы: творческих лабораторий мастерских, литературных гостиных, клубных творческих объединений, экскурсии, встречи с представителями гуманитарных профессий литературно-поэтического русла, литературно-этнографические праздники, специально организованные дискуссии и диспуты, брейн-ринги, круглые столы по проблемам литературы и русского языка, интеллектуальные конкурсы (викторины), тренинги общения, деловые и ролевые игры, участие в литературных городских, районных, областных и всероссийских мероприятиях (фестивали, конкурсы), создание проектов, ведение газет, журналов, сборников. Наиболее востребованными методами воспитательной работы являются методы требования, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб и метод дилемм, а средствами выступают словари, справочники по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края и города, газеты, художественная литература, банки игр, упражнений, площадки учреждений культуры — музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки. Таким образом, одаренность определяет возможность достижения обучающимися более высоких, выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими обучающимися. Важнейшим фактором развития детской одаренности является создание новых форм образовательной деятельности в основном и дополнительном образовании. Интеграция основного и дополнительного образования способствует развитию интереса у обучающихся к углубленному изучению различных областей науки и техники; знакомство с современными методами проектной и научно-исследовательской деятельности; участие в профильных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.; формирование у обучающихся самостоятельности, личностного роста, самореализации выявленных способностей, ранней профессиональной ориентации обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2011. 143 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации. СПб.: Питер, 2010. 212 с.
  3. Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С., Савенков А.И. Проблемы одаренных детей // Воспитание и педагогика: сетевой журн. 201 URL: http ://pedsovet. su/ metodika/6170_problemy_odarennyh_detey (дата обращения 23.11.2021).
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. 445 с.
  5. Гальковская И.В., Мордвина Н.Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС: Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 38-43.
  6. Григорьева Н.В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы науч. конф. 2011. URL: ttps://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1125/ (дата обращения: 23.11.2021).
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Дружинин В.Н., Миронов Е.А., Карпов А.В. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Саратовский университет, 2009. 387 с.
  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2019. 281 с.
  10. Емельянова И.Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. 2018. № 2. С. 65-79.
  11. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 12. С. 23-29.
  12. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 2017. № 3. С. 52-71.
  13. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М.: Пед. общество России. 2009. 302 с.
  14. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: размышления о понятии // Известия ВГПУ. 2017. № 3. С. 78-81.
  15. Каргина З.А. Особенности воспитания в условии дополнительного образования детей // Известия ВГПУ. 2012. № 1. С. 23-33.
  16. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. М.: Просвещение, 2014. 21 с.
  17. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов / утвер. Указом Президента РФ 03.04.2012 N Пр-827. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  18. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики: монография. М.: Товарищесво научных изданий КМК, 2017. 265 с.
  19. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. 2016. № 6. С. 27-32.
  20. Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-19.
  21. Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. 2019. № 6. С. 70-72.
  22. Мякинина С.Б. Реализация концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Наука и Школа. 2019. № 5. С. 218-226.
  23. Обернихина Г.А. Выявление литературно одаренных обучающихся и развитие их филологических способностей // Педагогика. 2017. № 7. 56-68.
  24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. № 1239. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  25. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 7.12.2006 г. №752. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  26. Приказ Министерства просвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9.11.2018 г. №196. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  27. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 256 с.
  28. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  29. Теплов Б. М. Способности и одаренность: хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 2006. С. 34-263.
  30. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. М.: Дрофа. 1998. 398 с.
  31. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 апреля 2021 года) (редакция, действующая с 1 июня 2021 года) // СПС КонсультантПлюс
  32. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 2017. С. 243-265.
  33. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. М.: ЭКСМО. 2007. 236 с.
  34. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Просвещение. 2016. 168 с.
  35. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. URL: http//center-nlp.ra/Hbrary/s55Mp/jurkevich. html (дата обращения: 25.11.2021).
  36. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. 2018. № 4. С. 62-83

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.iile.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru