Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Диагностика и развитие детской одаренности в системе дополнительного образования

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Учреждения дополнительного образования: понятие, виды, нормативно-правовая база 1.2 Одаренность детей как объект научного исследования ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ 2.1 Особенности диагностики одаренности в системе дополнительного образования 2.2 Приемы, направления воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования 2.3 Мероприятия по воспитательной работе с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

  Современное российское общество терпит тотальные перемены во всех областях своей жизнедеятельности. В связи с происходящими процессами модернизирования возрос интерес в одаренных, способных и творческих людях, способных адекватно отвечать на требования нового времени. Современная экономика глубоко нуждается в профессионалах, обладающих широкими знаниями, неординарным мышлением, творческой активностью и высокой социальной ответственностью. Обучение и воспитание одаренных детей сегодня является задачей государственного масштаба. Феномен одаренности волнует умы исследователей уже на протяжении нескольких веков. Одаренные личности формируют творческий потенциал общества, обеспечивают возможности социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Выявление, обучение и воспитание одаренных детей всегда были одной из трудно решаемых задач, стоящих перед педагогами. В настоящее время поддержка одаренных детей осуществляется на всех уровнях образования, в том числе и в сфере дополнительного образования. Дополнительное образование имеет большой опыт, накопленный более чем за 100 лет внешкольной работы, и располагает широкими возможностями в выявлении способностей детей и воспитания социально ответственной личности и поддержке талантливых и одаренных детей с учетом их возможностей и склонностей в различных направлениях деятельности: интеллектуальной, спортивной, творческой. В дополнительном образовании каждый ребенок самостоятельно выбирает тот вид занятий, который ему нравится и которым он хотел бы заниматься. Поэтому в условиях дополнительного образования имеются большие возможности выявления одаренных детей путем наблюдения, педагогического анализа результатов освоения общеобразовательных программ, участия в различных массовых мероприятиях. Создание и развитие системы работы с одаренными представителями молодого поколения в нашей стране рассматривается как реализация гарантий Конституции на право личности на полноценное развитие, полное раскрытие ее способностей и талантов, что необходимо не только для самого человека, но и общества в целом. Значительный вклад в изучение вопросов одаренности был сделан благодаря работам многих русских педагогов и психологов: Л.И. Булыгин, Л.С. Выготский, Э. Мейман, Ф.С. Матвеев, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов, Н.Б. Шумакова, С.В. Кузнецова, И.Б. Отческая и многие другие. Среди первых исследований способностей, одаренности, таланта можно назвать работы, связанные с появлением и активным использованием диагностики, эмпирических методов исследования Г.И. Россолимо, Ф. Гальтона, Р. Кетелла и других. Огромные индивидуально-личностные различия одаренных школьников перекрывают собою возрастные особенности детей. Из-за психологических особенностей развития одаренных детей, у психологов и педагогов зачастую возникают большие дискуссии. Возникает данная ситуация от того, что признаки одаренности очень разнообразны и зависят не только от генофонда ребенка, но и от гендерных особенностей и факторов социокультурной среды. Это порождает значительные разногласия в представлениях ученых о том, что в идеале должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей. Все это доказывает актуальность и своевременность обращения к изучаемой проблеме развития одаренных детей и послужило основой для темы исследования «Диагностика и развитие детской одаренности в системе дополнительного образования». Цель исследования изучить особенности диагностики и развития детской одаренности в системе дополнительного образования. Объект исследования – процесс обучения и воспитания одаренных детей в младшем школьном возрасте. Предмет исследования – приемы педагогической работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Задачи исследования: 1) изучить понятие учреждений дополнительного образования, их виды, нормативно-правовую базу; 2) рассмотреть одаренность детей как объект научного исследования; 3) изучить особенности диагностики одаренности в системе дополнительного образования; 3) проанализировать приемы, направления воспитательной работы с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования; 4) разработать мероприятия по воспитательной работе с литературно-поэтически одаренными детьми в учреждении дополнительного образования. Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, классификация, обобщение. Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть полезны для воспитателей, психологов, социальных педагогов ДОО, родителей и специалистов, занимающихся проблемой психолого- педагогического развития одаренных детей. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1 Учреждения дополнительного образования: понятие, виды, нормативно-правовая база

  В системе российского образовательного пространства важным звеном является дополнительное образование. Оно выполняет социальный заказ современного общества, обращая внимание на те стороны образования, которые отражаются в воспитании, развитии и формировании личностных качеств ребенка, выявлении и развитии способностей детей, удовлетворении их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом самосовершенствовании и организации досуга. Во взглядах некоторых ученых, в частности – у С.Б. Мякининой, существует мнение, что в результате возникновения бурной модернизации возник разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Поэтому важно в рамках исследовательской работы определить понятие, сущность и виды дополнительного образования. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» представлено понятие «образовательная организация» — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана[1]. Федеральный закон «Об образовании в РФ» подразделяет образование на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. В статье второй данного закона определено понятие «дополнительное образование» как вид образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, не предусматривающем повышение уровня образования. Дополнительное образование входит в структуру системы образования и включает три подвида: дополнительное образование детей, дополнительное образование взрослых, дополнительное профессиональное образование. В целях реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ», а также во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №599, Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно. В свою очередь в Концепции развития дополнительного образования детей понятие «дополнительное образование» рассматривается как вид «открытого вариативного образования», миссия которого — «наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков»[2]. З.А. Каргина выделяет восемь групп-подходов к понятию дополнительное образование детей[3]: 1)       как самостоятельная образовательная сфера; 2)       как часть общей системы образования; 3)       как открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения, воспитания, соединяющий познание, творчество и общение детей и взрослых; 4)       как специфическое государственно-общественное образовательное пространство детского досуга; 5)       как социально-педагогический процесс или явление, многоуровневый социальный институт; 6)       как новое уникальное педагогическое явление; 7)       как разноуровневая целостная образовательная система; 8)       как социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности. Принимая во внимание подходы к определению понятия «дополнительное образование детей», принятые на законодательном уровне, а также разработанные в научной среде, можно отметить, что в трактовке понятия «дополнительное образование детей» не отражена вся многоаспектность проявления данного вида образования, охвату не подвержены все его содержательные элементы. Поэтому, выразить понятие «дополнительное образование детей», можно следующим образом: дополнительное образование детей такой уникальный вид образования в едином российском образовательном пространстве, которое обеспечивает непрерывное образование и становление социально адекватной, самоопределяющейся в собственном совершенствовании и созидательном отношении к окружающей среде личности на основе ее собственных интересов и потребностей посредством реализации системы творческих объединений особого (допрофессионального) содержания образовательного процесса с применением воспитательных форм, методов и педагогических технологий. Осуществлением дополнительного образования детей занимаются учреждения дополнительного образования, которые являются одним из видов образовательных организаций. Они могут подразделяться в зависимости от их учредителей на государственные, муниципальные и частные. В ФЗ Российской Федерации «Об образовании в РФ» акцентируется внимание на том, что тип образовательной организации определяется по самому высокому уровню реализуемой им образовательной программы. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1)       организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2)       организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. С.Б. Мякинина на основе ФЗ «Об образовании в РФ» вводит следующую классификацию учреждений дополнительного образования на основе реализующих дополнительных общеобразовательных программ[4]: 1)       образовательные организации дополнительного образования для детей и взрослых, реализующие дополнительные общеразвивающие программы; 2)       образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; в иных сферах для детей и взрослых; 3)       образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные профессиональные программы, такие как профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Но, как показывает практика, зачастую учреждение дополнительного образования может реализовывать несколько ведущих дополнительных общеобразовательных программ. Так, организации дополнительного образования может реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в формате сетевого взаимодействия, поэтому, на сегодняшний день в большом количестве создаются комплексы и инновационные центры дополнительного образования, которые объединяют в своей деятельности несколько вариантов реализуемых дополнительных образовательных программ различного уровня образования и направленности. Также могут создаваться сети базовых площадок региона под руководством одной главенствующей государственной образовательной организации, осуществляющей свою деятельность в рамках общей концепции государственной политики в сфере образования. В связи с этим, выделение определенных видов учреждений дополнительного образования весьма затруднительно. В Постановлении Правительства от 7 декабря 2006 года №752 «О внесении изменений в типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» также существует классификация учреждений дополнительного образования. Несмотря на то, что данное Постановление утратило силу, его разграничение видов учреждений дополнительного образования используется в наименовании учреждений дополнительного образования до сих пор, при этом соотношение между наименованием учреждения и его выполняемой функцией не связаны. На основе этого Постановления выделяются следующие виды учреждений дополнительного образования детей: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, детский центр; дворцы детского творчества дома детского творчества, учащейся молодежи; станции юных натуралистов; детская школа искусств, в том числе по видам искусств; детско-юношеские спортивные школы; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Новеллой последних лет стало создание детских технопарков — «Кванториумов», в которых дополнительное образование детей реализуется посредством научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности[5]. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что единой классификации учреждений дополнительного образования детей не существует, а та, которая трактуется в Федеральном законе РФ «Об образовании» основывается на виде реализуемых дополнительных образовательных программ, поэтому при классификации видов учреждений дополнительного образования детей необходимо учитывать реализуемые учреждением дополнительные общеобразовательные программы. Все из этих программ реализуются в рамках определенных направлений, перечисленных в Приказе Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Их также можно использовать в классификации видов учреждений дополнительного образования. В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам выделяются следующие направления: 1)       Художественная направленность, которая может включать в себя музыкальное (инструментальное и вокальное) исполнительство, театральное изобразительное, цирковое искусство, литературно-поэтическое, декоративно-прикладное и хореографическое творчество. 2)       Туристско-краеведческая направленность с ориентацией на изучение истории Родины, родного края, судеб соотечественников, личной семейной истории с применением видов пешего, водного, горного, велотуризма, занятий альпинизмом, музейным делом и краеведением. 3)       Естественнонаучная направленность в сфере дополнительного образования может включать углубленное изучение конкретно выбранных дисциплин, таких как математика, биология, экология, астрономия, медицина, техническое и инженерное творчество, и другие. Ориентация такого направления выражается в увеличении познавательной активности, пытливости ума, самостоятельности выполнения научно-исследовательской деятельности. 4)       Социально-педагогическая направленность выражается в формировании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по развитию коммуникативных навыков, социализации учащихся, формированию лидерских качеств, социально-культурной адаптации детей различных категорий населения (детей с ОВЗ, детей-мигрантов), медиа-образования, основ гуманитарных наук (социологии, политологии, правоведения, социологии), волонтерства и т.д. В данном направлении занятия с детьми строятся на изучении личностных качеств ребенка, раскрытии его внутренних ресурсов для выражения собственного профессионального пути. 5)       В рамках осуществления физкультурно-спортивной направленности, в основном, реализуются дополнительные предпрофессиональные программы для детей, с ориентацией на формирование физической культуры учащихся, их физическом совершенствовании, внедрении здоровьесбережения воспитанников с целью формирования здорового образа жизни и осуществляет общую спортивную подготовку, реализацию программ по отдельным видам спорта (плавание, акробатика, художественная гимнастика, хоккей, и др.), борьба, фехтование, фитнес, и т.д. В связи с внедрением документов последних лет можно отметить качественный рост и динамику развития всей системы дополнительного образования. Нормативно-правовая база дополнительного образования состоит из следующих документов: —         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющий всю систему образования и включения дополнительного образования в нее; —         Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в целях регулирования организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; —         Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, трактующая государственную политику по вопросам воспитания, обучения и развития в Российской Федерации; —         Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р), служащая основой для внедрения социокультурной практики работы с детьми в рамках развития тяги к познанию, творчеству, труду и спорта и создание структуры открытого вариативного образования; —         Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р, которая ориентирует государственную политику в сфере воспитания на всех типах и видах образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования; —         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», с акцентом на Приложение№3, регламентирующая условия санитарно-эпидемиологического значения для осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях разного типа и вида; —         «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» описывает основные функции, задачи и права, сопряженные с обязанностями по организации и управлению образовательной деятельности учреждения дополнительного образования; —         Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919- ПП и ее региональный проект «Успех каждого ребенка», целью которого является создание доступности к 2024 году всем детям области от 5 до 18 лет качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в учреждениях дополнительного образования. В его реализацию также входит обновление содержательных и методологических основ осуществление образовательной деятельности в рамках дополнительного образования детей. Одной из приоритетных целей учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей и их самореализацией, является создание условий для их социализации. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок. Таким образом, на основе понятий, введенных в нормативно-правовых актах Российской Федерации и учеными, занимающихся проблемами дополнительного образования, под понятием «дополнительное образование» мы понимаем такой уникальный вид образования в едином российском образовательном пространстве, обеспечивающий непрерывное образование и становление социально адекватной, самоопределяющейся в собственном совершенствовании и созидательном отношении к окружающей среде личности на основе ее собственных интересов и потребностей посредством реализации системы творческих объединений особого (допрофессионального) содержания образовательного процесса с применением воспитательных форм, методов и педагогических технологий. В свою очередь «учреждение дополнительного образования» — такая образовательная организация, которая реализовывает в качестве основной цели ее создания образовательную деятельность по утвержденным дополнительным общеобразовательным программам. В связи с внедрением Федерального закона «Об образовании в РФ» виды учреждений дополнительного образования классифицируются по дополнительным общеобразовательным программам: образовательные организации дополнительного образования для детей и взрослых, реализующие дополнительные общеразвивающие программы; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; в иных сферах для детей и взрослых; образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные профессиональные программы, такие как профессиональной переподготовки и повышения квалификации  

1.2 Одаренность детей как объект научного исследования

  Как научная проблема одаренность существует более 100 лет. Но в России в последнее время идет динамичное изучение данного термина в практической работе педагогов и психологов. Обратимся к вопросу анализа и уточнения понимания термина «одаренность» на современном этапе. В Российской педагогической энциклопедии под понятием одаренность подразумевается «системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[6]. В различных исследованиях ученые рассматривают «одаренность» как совокупность способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), интеллекта, креативности и настойчивости (Д. Рензулли), совокупность свойств психики (С.В. Кузнецова); как интегративную личностную характеристику (Н.С. Лейтес), интегрально-личностное образование (Л.М. Нарикбаева), качественно-своеобразное сочетание врожденных способностей (Ж.О. Умбетова), высокий уровень творческого потенциала (А.М. Матюшкин, Е.И. Щебланова, С.Е. Белова, Н.Б. Шумакова), сочетание индивидуальных качеств (И.Б. Отческая), способность к обучению на высоком уровне сложности (И.А. Бевз), специфический промежуточный результат формирования и развития способностей (С.М. Джакупов)[7]. Подавляющее большинство психологов и педагогов на сегодняшний момент принимают тот факт, что степень, доброкачественное своеобразие и характер развития одаренности – это изначально следствие трудного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды[8]. Поскольку в вопросах связанных с проблемами одаренности пересекается заинтересованность государства, общества, личности и других научных проявления она носит комплексный характер. Для ее осуществления требуется привлечение различных специалистов, это и педагоги, и психологи, и социологи и многие другие. В связи с государственной, социальной и образовательной значимостью проблемы одаренности, следует усилить роль образовательных учреждений всех уровней и типов, ввиду того, что работу с одаренными детьми осуществляют не только родители, воспитатели, учителя, практические психологи, но и образовательные учреждения. На сегодняшний день в работе с одаренными детьми накоплены конкретные успехи: — появились новые типы образовательных учреждений; — созданы сообщества педагогически ориентированных учреждений, которые осуществляют непосредственно работу с одаренными детьми; — проводятся различные мероприятия по проблемам детской одаренности; — накапливается опыт в организации и проведении нетрадиционных развивающих мероприятий; Однако остается открытой главная проблема, каким образом необходимо организовать обучение одаренных детей и подростков для достижения высоких результатов в развитии? Обучение, развитие и воспитание одаренных детей для соответствующей данному моменту и времени дополнительного образования имеет особое значение. Сегодня данная проблема обучения одаренных и талантливых детей напрямую зависит от новых условий и требований современного мира, создавшего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. С точки зрения научной позиции существует две теории. Согласно одной из них, имеет место создание специальных классов и специальных образовательных учреждений для обучения одаренных школьников, где учебно-воспитательная работа должна проводиться специально подготовленными педагогами и психологами. Согласно другой теории, одаренных детей должны обучать по специальным программам в условиях традиционного образовательного процесса совместно со своими сверстниками. Обобщая опыт обучения одаренных детей отечественными и зарубежными педагогами, Н.Б. Шумакова все аргументы «за» и «против» раздельного и совместного обучения одаренных детей и детей с наименьшей степенью развития способностей подвергает анализу. Полученные результаты приводят ее к выводу того, что все дети наделены творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, в связи с этим вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей не следует выделять в отдельную группу [9]. Во всех образовательных учреждениях для развития детской одаренности должны быть созданы реальные условия. Главным условием является своевременное выявление детской одаренности при помощи психологических, дидактических и психолого-дидактических методик. Не менее существенным требованием является создание в образовательных учреждениях при работе с различными категориями одаренных детей всевозможных вариабельных учебных материалов по теории и практике. Дополнительное образование – эффективная система развития способностей детей и воспитания социально ответственной личности одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети со временем становятся лидерами, занимают ключевые позиции в различных сферах общества. Очевидно, что выявление, поддержка и развитие одаренных детей в России является одной из самых актуальных в дополнительном образовании. Практика работы с одаренными детьми показывает, что развитие выдающихся личностно ориентированных способностей у обучающихся в условиях индивидуального подхода в обучении способствует созданию условий, стимулирующих развитие абстрактного, логического, эмоционально-ценностного и творческого мышления, а также внимания, наблюдательности, воображения. Дополнительное образование является непрерывным процессом обучения, который не имеет фиксированных сроков завершения, который последовательно переходит из одной стадии в другую. В современном дополнительном образовании талантливые дети обладают возможностью свободного выбора любого вида образовательной деятельности, специализации программ обучения и времени их освоения. Хочется отметить, что при этом вид их деятельности определяется прежде всего индивидуальными наклонностями и способностями одаренного ребенка. Специальные программы системы дополнительного образования, по которым обучаются одаренные и талантливые дети, должны включать в себя ведущие разработки и методики по развитию творческого потенциала обучающихся, самостоятельности мышления, инициативности и творчества, по воспитанию в них лидерских способностей и личностных качеств. При работе с одаренными детьми необходимо создавать условия для их оптимального развития, предоставлять им возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, с педагогом, с родителями, через самостоятельную работу, проектную и исследовательскую деятельность. Принимая во внимание все разнообразие, неоднородность и неповторимость феномена одаренности, немаловажным является выбор методов работы с одаренными детьми, что требует подготовительного определения того: — с каким типом одаренности мы имеем дело; — изначально решение каких задач в работе с одаренными детьми необходимо поставить на первое место. Вот почему особое внимание необходимо уделить проблеме диагностирования одаренных детей, которое, бесспорно, следует осуществлять специалистам с вовлечением родителей. Отсюда следует то, что еще одной проблемой детской одаренности является создание положений и других теоретических оснований выявления одаренности у детей, подбор и формирование ресурсов для диагностики одаренности. По мнению Ю.Д. Бабаевой и В.И. Панова, при решении проблемы обучения одаренных детей, желательно установить, в каком виде проявления нам предстоит познать одаренность. От данного факта зависят: специфика целей и объекта обучения; особенности познавательной деятельности обучаемых, темп обучения и глубина осваиваемой информации и др. Следовательно, поиск и выявление одаренных детей, организация педагогической работы с ними – еще одна проблем науки и образовательной практики[10]. На практике в выявлении и обучении одаренных детей появляется еще одна проблема – образовательным учреждениям необходимы специализированные учебники, программы, в которых бы учитывались индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Ценностью для современного образования становится развитие исследовательских умений, творческих способностей учащихся. Поэтому важнейшей составляющей в деятельности образовательного учреждения является проектирование и создание развивающей среды. Массовое изучения детской одаренности указывают на то, что одаренные дети имеют преимущества почти по всем параметрам развития: обучение проходит легко, лучше усваивают материал; могут долго концентрировать свое внимание, обладают большим словарным запасом. Исходя из опыта работы современных образовательных учреждений мы можем увидеть, что в связи с системой репродуктивных упражнений и формалистических требований, развитие одаренного ребенка опаздывает. Большое влияние оказывает то, что на практике обучение одаренных детей ведется с опорой лишь на инициативу отдельных учителей, ученых и т.д. Большинство образовательных учреждений опираются на принцип единства обучения, ориентируясь на существующую педагогическую реальность. Но все, же не во всех образовательных учреждениях создаются благоприятные условия для интеллектуального, физического, нравственного развития одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности. Решить эту проблему, по мнению В.Г. Боровика, можно лишь разработав и реализовав специальные курсы для повышения квалификации работников образовательных учреждений. На данных курсах учителей и руководителей должны ознакомить с эвристическими качествами личности, способами диагностики творческих образовательных результатов, методами эвристического обучения, системой учебных занятий по развитию одаренности детей и др. Образовательное пространство в учреждении дополнительного образования должно быть организовано таким образом, что бы была возможность обеспечения развития внутреннего деятельного потенциала ученика; умений, желательных для стандартных учебных действий, которые обеспечивают успех в учебе; развитий способностей быть создателем, инициативным творцом своей жизни; умения и желания ставить перед собой цели и добиваться положительного результата в их достижении; потребностей к свободному выбору и ответственности за последствия своего выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей. Одна из самых важных проблем, связанных с детской одаренностью, является работа с родителями. По словам И.В. Калиш, «сейчас, особенно в больших городах, родители нередко озабочены тем, чтобы напичкать детей разными знаниями, совершенно не считаясь с их психолого-педагогическими и физиологическими возможностями. Они просто калечат своих детей. В сельских районах, наоборот, бывает, что родителям неважно, одарен ребенок или нет». Поэтому решение проблем выявления и развития детской одаренности должно строиться на основе создания и совершенствования системы защиты прав детей и, прежде всего, через их материальную и моральную поддержку. Систематичность проблемы детской одаренности взаимообусловлена рядом факторов, а ее урегулирование зависит от выполнения следующих требований: организационных, кадровых, научно-методических, материально-технических, мотивационных, нормативных, финансовых[11]. Таким образом, процесс работы педагога с одаренными детьми весьма трудный и не утихающий. Он запрашивает от педагога индивидуального роста, хороших, постоянно актуализируемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, тесного взаимодействия с психологами, учителями, администрацией и, разумеется, с родителями. Взаимодействие с одаренными детьми требует постоянного усовершенствования мастерства педагога, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. При работе с одаренными детьми важно всегда помнить о направленности интересов учащихся, о темпах их интеллектуального развития. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
=HYPERLINK("http://ipka.ucoz.ru/")
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru