Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро вступительные экзамены?

Диагностика особенностей отклоняющегося поведения подростков



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Понятие и сущность отклоняющего поведения. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности 5
1.2. Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы 8
1.3. Профилактика и диагностика девиантного поведения подростков склонных к отклоняющему поведению 11
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ СКЛОННЫХ К УПОТРБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ 14
2.1. Организация исследования проявления девиантного поведения среди подростков 14
2.2. Рекомендации по организации работы по профилактике алкоголизма среди подростков 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 26
Приложение 29

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отклоняющего поведения – это одна из многочисленных проблем, с которой сталкиваются учителя в общеобразовательной школе. Картина, когда подростки начинают употреблять алкоголь, нарушать закон, правила поведения с каждым годом все прочнее входит в нашу жизнь.
Проблема девиантного поведения, и в том числе употребление алкогольных напитков – это та проблема, решение которой не лежит на поверхности педагогики и психологии, и решать ее приходится всему педагогическому составу школы, родителям, друзьям и т.д. Особую роль в данной работе отводят социальному педагогу, обязанности которого не только определить «группу риска», но и спланировать и организовать деятельность по психолого-педагогическому сопровождению данного учащегося. В связи с этим тема работы «Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на примере алкоголизма)» является актуальной.
Цель работы: определить диагностические особенности отклоняющего поведения подростков.
Объект исследования: деятельность социального педагога общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс сопровождения подростков склонных к девиантному поведению.
В связи с установлением цели работы, были определены задачи:
— рассмотреть понятие и сущность определения «девиация», «девиантное поведение», отклоняющее поведение;
— рассмотреть особенности работы специалистов школы с подростками склонных к отклоняющему поведению;
— рассмотреть согбенности организации профилактической работы девиантного поведения подростков;
— провести мониторинг отношения подростков к факту отклоняющего поведения;
— предложить рекомендации по организации работы в данном направлении.
Изучения вопроса причини и условий возникновения девиантного поведения среди подростков и появления склонности к употреблению алкоголя, занимаются многие современные учебные, педагоги, психологи, среди которых Я.И.Гилинский, Б.М.Левина, В.С.Афанасьев, М.Вебер, Г.Парссонс и другие.
Теоретическая значимость работы объясняется изучением и систематизацией всех сфер деятельности социального педагога с целью профилактики девиантного поведения и употребления алкоголя.
Практическая значимость работы объясняется возможностью использования представленного материала в планировании и деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей.
Для получения необходимой информации в работе использовались методы: изучение теоретической литературы, обобщение, схематизация, мониторинг, статистическая обработка результатов мониторинга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В введении определены основные моменты предстоящей работы, цели, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена теоретическому изучению вопроса, представлению выводов и обобщений. Вторая глава представляет собой анализ результатов мониторинга проведённого среди подростков. В заключении представлены основные выводы по работе, полученные результаты. Список литературы содержит источники, используемы для выполнения работы. В приложении представлена анкета используемая в исследовательской части.

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность отклоняющего поведения. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

Для того, чтобы существовать и развиваться в обществе людям нужно придерживаться определенных правил. Но всегда ли человек следовал этим, так называемым, предписаниям? Во все времена в обществах встречались индивидуумы, поведение которых не соответствовало общепринятым социальным нормам.
Девиантное поведение — это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Нормы — это правило или предписание, закрепленные правовыми и законодательными документами, которые действуют в некой сфере и обязательно должны быть выполнены. Таким образом, нор- мы – это правильное поведение в обществе, не нарушающее правила и законы, действующие в этом обществе. Из выше сказанного можно сделать вывод, что любое поведение, отклоняющееся от социальных правил, можно считать девиантным .
Отклоняющееся от нормы поведение занимает особое положение в ряде психических феноменов. И имеется наряду с подобными явлениями, как психические недомогания, патологические состояния, агрессия, неврозы и т.д. Итальянский врач Цезаре Ломброзо, в конце XIX и в начале XX века отметил, что между преступностью и биологическими особенностями человека существует взаимосвязь. Он говорил, что «криминальный тип» есть следствие деградации, к более раним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким свойственным чертам: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо приобрела широкую известность, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже находили связь между девиантным поведением и определенными чертами людей.
Девиантное поведение можно группировать по двум видам:
— клинически обусловленное – к ним относят психотическое и непсихотическое;
— социокультурно обусловленное – это поведение этнокультурное, возрастное, гендерное и профессиональное.
Так же девиантное поведение можно разбить на следующие виды: делинкветный, аутодеструктивный и асоциальный .
Делинкветный вид – антиобщественное противоправное поведение индивидуума, выражающееся в его проступках (действиях или бездействии), которые могут нанести вред гражданам, проживающим на данной территории; асоциальный вид – избегание человеком выполнения моральных и нравственных норм, которое может вызвать проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивный вид – это разрушение личности нарушителя социальных норм поведения на психологическом и соматическом уровнях, что представляет угрозу для его жизни. К таковым можно отнести: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, а также разные виды зависимостей.
В нынешнее время подростки сильно подвержены к плохим привычкам, будь то курения, употребления различного рода, негативно влияющих на организм, веществ: наркотические таблетки, алкоголь, так же не исключено бродяжничества, агрессивность и прочие формы девиантного поведения. В каждой семье, в учебных заведениях и в обществе существуют определенные требования к поведению, но в последнее время большая часть детей, а особенно подростков не хотят этому требованиям соответствовать. Отклоняющееся поведение может быть рассмотрено в двух направлениях:
— поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья;
— поведение, связанное с нарушением социокультурных норм, зачастую правовых.
Причиной возникновения девиантного поведения может служить тяжелые семейные взаимоотношения, ущемленность семьи в сфере социального комфорта или же негативное влияние со стороны сверстников. Не зря же в народе говорят: «То, что семья воспитывает всю жизнь, улица перевоспитывает за один день». Например, семья, в которой для ребенка родители не являются авторитетами или они не поддерживают его, то у него может сложиться негативное отношение к ним, в этот период под- росток не чувствует себя защищенным и тогда возрастает вероятность возникновения делинквентного поведения. В таком случаи, у ребенка портятся взаимоотношении со сверстниками и проявляется агрессивное поведение по отношению к родителям.
Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению, имеющийся ограниченный порок или другого рода дефект, «нарушения нервной деятельности, которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее, представляют серьёзнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека» .
Трудности воспитания опосредованно связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям.

 

1.2. Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования. Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего. Если же мы ищем ответ на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии.
Второе уточнение обращено к понятию «поступок», анализ которого приводит нас к действию. «Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок» .
Действия определяются мотивом. А мотив — это опредмеченная потребность. Поэтому понятие поступка и действия в определении «девиантное поведение» мы сводим к потребности и предлагаем следующее определение. Девиантное поведение — это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности. Выделяют три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:
• устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;
•профилактика в соответствии с особенностями личности каждого учащегося или личностно-ориентированная профилактика;
•профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования .
Стратегия всеобъемлющей (тотальной) профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Для организации всеобъемлющей профилактики необходимо, во-первых, предугадать все возможные отклонения; во-вторых, выявить и теоретически обосновать условия жизни и психического развития, исключающие зарождение любых видов девиаций; в-третьих, реализовать условия жизни и психического развития, исключающие появление любого вида девиантного поведения .
Обследование учащихся на предмет нарушения этих факторов позволяет достаточно надежно определить предрасположенность к различным видам девиантного поведения и организовывать работу по профилактике индивидуально для каждого подростка. Осуществлять эту стратегию должны люди, способные организовать и провести такое обследование.
Проведя тестирование, он должен потратить определенное время на обработку результатов тестов, составление социально-психологической карты, выбор и реализацию методик профилактики. В обязанности социального педагога входят также посещения социально неблагополучных семей, организация советов профилактики, работа в комиссии по делам несовершеннолетних и иные виды работ.
Для подростков с девиациями в поведении, к сожалению, типично то, что они не имеют поддержки социума: дома их никто не любит, на улице друзья и товарищи испытывают те же проблемы, заниматься спортом или искусством нет финансовой или физической возможности. Общение со старшими ребятами из социально незащищенных слоев населения дает опыт только девиантного способа удовлетворения потребностей в самоуважении, достижении и самореализации. Для профилактики девиантного поведения на ранней стадии его возникновения требуется:
• вскрыть способы удовлетворения потребностей, освоенные к этому моменту старшеклассниками;
• в процессе планирования будущего найти возможные девиации в потребностях и способах их удовлетворения;
• оказать педагогическое воздействие по устранению девиантных способов удовлетворения потребностей, организовав усвоение социально приемлемых способов деятельности.
Таким образом условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком .

 

1.3. Профилактика и диагностика девиантного поведения подростков склонных к отклоняющему поведению

Более половины подростков начинают пробовать алкоголь очень рано. Что ими движет в этом случае? А то, что они хотят быть принятыми в компании, большое желание срочно повзрослеть. Поэтому выпивают для настроения и чтобы сбросить комплексы. Отсюда и берет свое начало девиантное поведение.
К факторам риска раннего распития алкоголя относятся такие, как:
1. конфликты с родителями;
2. психические отклонения характера;
3. алкоголизм в семье;
4. ранние толчки к развитию девиантного поведения;
5. инфантильность подростка;
6. недостаточный интеллектуальный уровень;
7. низкая успеваемость в школе;
8. отсутствие семейных ценностей, традиций;
9. неимение возможности на получение достойного образования.
Мониторинг, проведённый среди школьников, показал, что главный толчок к приобщению к спиртному и началу формирования девиантного поведения дали имеющиеся в семье традиции и обычаи.
Почти 60% юношей и 73% девушек первый раз попробовали спиртное дома во время семейных праздников. К тому же даже те семьи, которые употребляют алкоголь умеренно, расплачиваются умственной или физической ограниченностью своих детей, а далее и внуков .
В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.
В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.
Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий». Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни .
У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный .
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.
Таким образом содержание социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма среди подростков в школе реализуется в следующих направлениях: деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка; деятельность по профилактике алкогольной зависимости, включающая противоалкогольное обучение и воспитание молодых людей с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя; деятельность по просвещению родителей; посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом. Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ СКЛОННЫХ К УПОТРБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

2.1. Организация исследования проявления девиантного поведения среди подростков

Для определения направления возможных направлений деятельности социального педагога с подростками сланными к девиантному поведению и выработки программы по работе в данном направлении целесообразно проведения мониторинга.
При этом мониторинг может проводиться среди подростков, параллели и результат может оцениваться как по параллелям, так и в общем по школе.
В нашем исследовании приняла участие параллель 9- классов, в количестве 50 человек. Участие в исследовании было добровольным, при этом особое внимание уделялось тому факту, что все анкеты были анонимно, что несомненно способствовало оптимальной откровенности при ответе на вопросы.
Перед исследованием стояла задача, определить отношение подростков к алкоголю, возможные случаи употребления алкоголя. Данная информация позволяет прогнозировать и планировать деятельность социального педагога совместно с педагогом-психологом и заместителем директора по учебно-воспитательной части.
Вопросы анкеты составлены таким образом, что анализируя их можно получить следующую информацию:
— факты употребления алкоголя;
— владение информацией о вреде алкоголя;
— информативности в области ассортимента алкоголя;
— оценки себя подростком с точки зрения употребления алкогольных напитков.
Анкета, предлагаемая для заполнения подросткам представлена в приложении 1.
Анкетирование подростков проводилось среди подростков общеобразовательной школы.
Исследование проводилось в внеурочное время, анонимно, результаты обследования были проанализированы и представлены в форме статистических данных.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
62% опрошенных считают, что выпивка нескольких кружек пива не влияет на их поведение и самоконтроль. Остальные 38% — считают что данный факт влияет на их поведение и поступки (см. рис.1)

 

Рисунок 1 – Влияние алкоголя на самоконтроль

Лишь 44% опрошенных считают что употребление алкоголя может привести к смерти, остальные 56% подростков считают данный факт безопасным (см. рис.2).

Рисунок 2 – Влияние алкоголя на смертность

48% опрошенных подростков считают что крепкие напитки более вредны для здоровья нежели не крепкие. Остальные 52% оценивают одинаково вредность алкоголя (см.рис.3).

Рисунок 3 – Оценка вреда алкоголя

Лишь 12% опрошенных считают что алкоголь это яд, остальные 88% к нему так не относятся (см.рис.4).

Рисунок 4 – Восприятие алкоголя как яд
26% опрошенных считают что употребление алкоголя может быть причиной происшествий и травматизма. 74% подростков так не считает (см.рис.5).

Рисунок 5 – Влияние алкоголя на смертность

34% подростков считают что алкоголь отрицательно влияет на организм человека. 66% — считают что алкоголь особого вреда не причиняют организму (см.рис.6).

Рисунок 6 – Влияние алкоголя на организм

При этом 78% опрошенных считают что употребление алкоголя беременными женщинами недопустимо (см.рис. 7)

Рисунок 7 – Возможность употребления алкоголя беременным женщинам

12% подростков считают что алкоголь ведет к деградации человека, остальные 88% в факте употребления алкоголя ничего страшного не видят (см.рис.8).

Рисунок 8 – Влияние алкоголя на деградацию человека

Лишь 4% опрошенных считают что подросток может стать алкоголиком от пива. А большинство – 96% — не согласны с данным утверждением (см.рис.9).

Рисунок 9 – Влияние употребления пива на алкоголизацию

Заключительный вопрос анкеты, оценивающий возможность стать алкоголиком, если начинаешь пить в раннем подростковом или юношеском возрасте показал единодушие отвечающих, которые 100% ответили «нет» (см.рис.10).

Рисунок 10 – Зависимость возраста употребления алкоголя на алкоголизацию

Таким образом подводя итог мониторингу можно отметить, что у подростков существует достаточно оптимистачная оценка употрбления алкоголя и влияние его на оргинизм человека. Данный результат говорить о том, что критично относится к факту употрбления алкоголя они не в состоянии и этом может обусловлено рядом причин.
Для организации работы по профилактике девеантного поведения и алкоголизации учащихся может быть разработана программа и предложены рекомендации по организации деятельности социального педагога в данном направлении.

2.2. Рекомендации по организации работы по профилактике алкоголизма среди подростков

Пристрастие к алкоголю не возникает из ниоткуда. К сожалению, первые шаги на пути к алкогольной зависимости человек совершает уже в подростковом возрасте. Именно тогда периодические встречи «под градусом» с друзьями кажутся безобидными, а алкоголизм — чем-то нереальным, свойственным только неблагополучным «элементам общества». Но все мы понимаем, что, на самом деле, это далеко не так. Алкоголизация среди подростков и молодежи – это одна из самых страшнейших проблем, с которыми борется общество. И самое грустное, что эта проблема прокрадывается в семьи очень тихо и незаметно – о ней все догадываются, но, как правило, либо не замечают, либо стараются не замечать. О том, что подросток употребляет алкогольные напитки, в семьях и, тем более, в образовательных организациях, к сожалению, узнают слишком поздно – случайно застукав или получив предупреждение из правоохранительных органов. А ведь семья и школа – это именно те два института общества, на которых лежит непростая задача – профилактика алкоголизма среди подростков. И если в семье найти правильный подход гораздо легче, то в образовательных организациях нужно очень грамотно и аккуратно выстраивать профилактическую работу. Педагогическое сообщество, борцы за здоровый образ жизни и психологи давно признали, что лекциями и нотациями такую работу вести бесполезно. В этой статье мы собрали общие рекомендации психологов и педагогов по организации и проведению подобной работы в школах.
Первое, о чем говорят все специалисты в сфере борьбы с алкоголизмом (да и с другими зависимостями) среди подростков – это необходимость вести планомерную работу с подростками и родителями. Если по первой аудитории все понятно, то почему так важно не забывать про работу с семьей? Все очень просто – именно родители являются для ребенка примером для подражания, именно родители должны формировать нравственный центр подростка, помогать избегать ошибок или помогать решать возникающие проблемы. А еще родители должны уметь принимать проблемы ребенка, не закрывать глаза на «темные стороны» своего чада – они должны решать проблему, а не отрицать ее.
Самыми простыми и эффективными формами работы по названным направлениям являются открытые уроки с учащимися и родительские собрания. На что рекомендуется делать упор – разберем подробнее.
Открытые уроки.
Одного открытого урока за учебный год, конечно же, мало – такая работа должна быть регулярна и системна. Тематика может немного отличаться – касаться, например, различных зависимостей или здорового образа жизни в целом. На подобных уроках подростки должны не просто узнать о негативных последствиях употребления алкоголя для здоровья и психики, но и самостоятельно осознать альтернативные пути жизни, научиться применять полученные знания в реальной жизни. Нельзя строить урок в формате постоянных «запретов» — слово «НЕТ» влечет еще сильнее. Подростки должны в ходе работы делать самостоятельные выводы. Задача педагога аккуратно подтолкнуть аудиторию к правильным выводам. Самые популярные форматы открытых уроков – тренинги, групповые дискуссии. Важно не забывать про интерактивность – ведущий урока должен быть вооружен наглядными материалами, видеороликами. А самое главное, что ему должны доверять – это может быть классный руководитель, школьный психолог или привлеченный молодой специалист, который по принципу «равный равному» успешно сможет включить школьников в диалог. Приветствуются темы, связанные с проблемами взросления, общественными ярлыками и стереотипами о том, что модно, круто или, наоборот, скучно. Очень важно в такой работе научить подростков доверию в семье, умению самостоятельно (без алкоголя или наркотических средств) справляться со стрессовыми или негативными ситуациями. Очень важна не только концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. В рамках таких открытых уроков нужно обязательно работать над сплочением, командообразованием, формированием доверительных отношений между одноклассниками.
Это основные методические рекомендации для проведения открытых уроков. Сегодня в сети интернет и в различных методических материалах официальных организаций по борьбе с алкоголизацией можно найти практически пошаговые инструкции, которые педагоги могут использовать по-своему усмотрению. Важно понимать, что профилактическая работа должна вестись всегда по принципу «равный равному», в совместном поиске правильных ответов, а не в нотациях и нравоучениях. Детей не всегда нужно пугать, им нужно давать возможность самостоятельно разбираться в сути.
Родительские собрания.
Что касается работы с родителями, она также должна быть систематизирована и логична. Понятно, что время общения педагога с родителями всегда значительно короче, чем с учащимися. Как правило, час-два один раз в четверть. Можно эффективно выстроить работу и за это время. Основное, что должен сделать учитель – это попытаться снять с родителей «розовые очки». Это не значит, что нужно назвать всех детей алкоголиками или на конкретном ребенке проучить всех родителей. Это значит, что нужно подчеркнуть всю серьезность проблемы в целом. С родителями также не мешает использовать визуальные материалы, им можно приводить статистику (взрослые любят и доверяют цифрам). Основные акценты нужно, конечно, делать на информирование о признаках употребления подростком алкоголя, последствиях и необходимых методиках (с точки зрения психологии) общения с ребенком на такие темы в качестве, как профилактики, так и уже по факту происходящего. Но учитель должен всегда помнить, что взрослые, как и дети, очень не любят, когда их учат, читают нотации. Нужно добиться от родителей понимания, что вы одна команда, что вас очень волнует судьба их детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девиантное поведение подростка – это проблема с которой сталкивается система образования повсеместно. Проявление девиантного поведения может быть различно: уход из дома, пропуски уроков, курение, употребление ПАВ или алкоголя, использование ненормативной лексики, проявление агрессии по отношению к окружающим. Все перечисленные поступки – лишь следствие возникших и нерешенных когда-то проблем у ребенка.
Особо остро девиантное поведение становится на этапе подросткового периода. В этом возрасте у ребенка появляются новые интересы, потребности, цели. И не найдя поддержки и возможности их реализации с помощью социально-приемлемых форм поведения – он обращается и находит путь своей реализации в алкоголе, конфликтах, агрессии, прокаливании уроков.
Последнее время все чаще школа сталкивается с проблемой алкоголизации подростков или систематического употребления алкогольных напитков. Подросток не только таким образом решает свои психологические проблемы, но пытается казаться взрослее и самостоятельнее в глазах других. И в данном случае никто из них не задумывается о последствиях данного образа жизни. А зачастую они выражают гордость и браваду, указывая на свою причастность к «взрослой и самостоятельной» по их мнению, жизни.
Решая проблему в рамках образовательного учреждения, весь педагогический состав принимает в нем участие. Такой ребенок оказывается в зоне внимания или так называемой «группе риска», и дальнейшее его сопровождение включает в себя ряд направлений.
Львиная доля работы с такими детьми ложиться на социального педагога. Его работа строиться на ряде нормативных документов, определяющих направления и форму работы с ребенком, на владении психологическими и педагогическими компетенциями (с целью грамотной организации процесса сопровождения), на коммуникативных навыках, дающих возможность установить доверительные отношения с подростков (без которых просто не возможен процесс педагогического воздействия).
Работа социального педагога состоит не только в определении «группы риска», но и составлении и реализации комплексной программы по профилактике девиантного поведения, составления индивидуальных карт сопровождения детей, работу с семьей ребенка, обеспечение успешной воспитательной и образовательной деятельности.
В процессе мониторинга проведенного нами в практической части работы было установлено, что большинство опрошенных достаточно оптимистично и положительно относятся к факту употребления алкоголя. Они не видят особых проблем, которые могут возникнуть при употреблении спиртных напитков, при этом всячески пытаются оправдать сам факт употребления.
Учитывая полученные результаты мониторинга нами были предложены рекомендации по организации работы социального педагога с целью профилактики девиантного поведения и употребления алкогольных напитков.

Список литературы

1 Басов Н.Ф. Основы социальной работы [Текст]/ Н.Ф.Басов. М.:Просвещение, 2015. – 266с.
2 Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]/ Б.Т.Величковский М.:Класс, 2014. – 307с.
3 Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей [Текст]/В.Н.Гуров – М.:Класс, 2014.-174с.
4 Выготский Л. С. Трудное детство // Собр.соч.: в 5 т. – М.:Просвещение, 2013. -633с.
5 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью [Текст]/ С.И.Григорьев, М.:Класс, 2013. – 366с.
6 Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология [Текст]/ И.А.Громов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2013. – С. 532.
7 Гроховский В. В. Вопросы профилактики и лечения трудновоспитуемых детей и подростков [Текст]/ В.В.Гроховский. – Киев, 1993. -366с.
8 Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков[Текст]/ Д.Д.Еникеева, М: Издательский центр «Академия»,2014. -176с.
9 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы [Текст]/ И.Г.Зайнышев. – М.:Класс, 2014. -89с.
10 Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ Е.В.Змановская. М.:Просвещение, 2013-145с.
11 Кальмова С.Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] / С.Е.Кальмова. Кемерово:КЕМГУ. 2012. – 69с.
12 Келерман П.Ф.Психодрамма крупным планом [Текст]/ П.Ф.Келерман. М.:Класс, 2014. – 162с.
13 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]/ Ю.А.Клейберг.- М.: ТЦ Сфера, 2016. — 63с.
14 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов [Текст]/ Ю.А.Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2012. – 160 с.
15 Кон И.С. Психология [Текст]/ И.С.Кон. М.:Просвещение 2014 . – 134с.
16 Кочетов А.И.Культура педагогического исследования [Текст]/ А.И.Кочетов. М.:Класс, 2014. – 266с.
17 Лободина Е.В. Работа с детьми девиантного поведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/
18 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим-Бад. – М., 2002, 528 с.
19 Вишнякова С.М. Профессиональное образование [Текст]/ С.М.Вишнякова, М.:Просвещение, 2014. -362с.
20 Перевозчикова Л. Н. Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/
21 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии [Текст]/ С.Л.Рубинштейн, М.:Просвещение, 2012. – 266с.
22 Сборин А.П. Сборник методических материалов «Девиантное поведение детей и подростков» «Центр социально-психологической помощи семье и молодежи» [Текст]/А.П.Сборин. М.:Класс, 2014. – 208с.
23 Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля [Текст]/ Н.А.Сирота — М, 2014.-266с.
24 Соловьянюк-Кротова Стратегии профилактики девиантного поведения старшекласни- ков. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2014 – Педагогика. Психология
25 Танцоров С.Т. Социальные отклонения [Текст]/ С.Т.Танцоров, М.:Юр.литер. 2013. – 284с.
26 Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: disserCat http://www.dissercat.com/content/deviantnoepovedenie-podrostkov-i-sotsialnye-tekhnologii-ego-profilaktiki-v-usloviyakhperek#ixzz3dE8E9Zzu
27 Устинова Н.А. Детерминанты девиантного поведения современных подростков//Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов// Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, Ежегодник: январь 2016
28 Фельдштейн Д. И., Бостанджиева Т.Н., Вареникина И.М., Воробьева Л. И. и др. Психология современного подростка [Текст]/ Д.И.Фельдштейн – М.:Просвещение, 2015. – 189с.
29 Шишковец Т.А.Осложенное поведение подростков [Текст]/ Т.А.Шишковец. М.:Класс, 2016. – 266с.
30 Шохина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Pedsovet.su
31 Яковлев И.И.Отклоняющее поведение подростка [Текст]/ И.И.Яковлев. М.:Класс, 2014. – 214с.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru