Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОРАСТЕ 5
1.1 Внимание, свойства внимания 5
1.2 Особенности развития непроизвольного внимания в дошкольном возрасте 8
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
2.1 Организация исследования 11
2.2 Результаты исследования 19
2.3 Анализ научных статей по развитию внимания в дошкольном возрасте 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена значимостью внимания, которое выполняется среди других психических процессов, таких как: восприятие, память, мышление, воображение. Беря в учет, что внимание характеризует себя как процедура, которая содействует ориентированности, а также концентрации сознания на конкретном объекте, явлении либо деятельности, надо понимать, что конкретно внимание «включает» работу и регуляцию психических процессов. Отсюда следует, трудности, которые связаны с развитием внимания актуальны на данный момент. В особенности важно сформировать внимание ребенка дошкольного возраста, потому что результатом развития в дошкольном возрасте становится готовность ребенка к обучению в школе. На сегодняшний день, когда именно невнимательность, которая основана на малом уровне развития произвольного внимания, считается главной причиной плохой успеваемости детей в школе, тем более в младших классах, становится актуальным развитие внимания с раннего возраста. В дошкольном возрасте главным остается непроизвольное внимание, произвольное только начинает развиваться. Средний дошкольный возраст характеризует себя как сензитивный, для формирования таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, потому что в этом возрасте у детей возникает способность направлять свое внимание на нужный объект либо явление, делая упор на инструкцию взрослого и под его контролем. Внимание может и должно быть развито при помощи специальных игр и упражнений, которые тренируют главные свойства внимания. Наукой доказано, что главной деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса формирования произвольного внимания ребят дошкольного возраста. Объект работы — внимание дошкольников. Предмет работы — развитие произвольного внимания у ребят дошкольного возраста. Цель работы- рассмотреть процесс развития произвольного внимания у ребят дошкольного возраста. Задачи работы — 1. Осуществить теоретический анализ развития произвольного внимания в дошкольном возрасте. 2. Провести опытно-экспериментальное исследование произвольного развития внимания детей дошкольного возраста. Гипотеза — процесс становления произвольного внимания у детей дошкольного возраста будет эффективным, при выполнении условий: проведение занятий будет проходить на постоянной основе, как обязательная доля воспитательно-образовательного процесса; в организации работы с ребятами станет предполагаться индивидуальный уровень развития внимания детей. Методология, а также методики исследования- для результативного решения задач, которые поставлены в работе, в качестве методологической основы были выбраны такие методы познания, как — сравнение, анализ, обобщение, индукция и дедукция, психодиагностический метод. Практическая значимость работы — состоит в разработке и апробации программы по развитию внимания у детей дошкольного возраста. Результаты исследования уровня становления внимания детей дошкольного возраста могут быть применены для мониторинг образовательных результатов и увеличения качества образования в дошкольных образовательных учреждениях. Структура работы — включает в себя две главы, пять параграфов, введение, заключение, список источников литературы, который состоит из 20 наименований и четыре приложения.

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОРАСТЕ

1.1 Внимание, свойства внимания

Внимание не считается самостоятельным познавательным процессом, потому что оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление оно не существует. Вместе с тем внимание считается одним из самых важных составляющих познавательной деятельности человека, так как оно, появляясь на основании познавательных процессов, организует, а также регулирует их работу. Так как познавательная деятельность реализуется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Внимание – это особенное состояние сознания, с помощью которого субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметным образом данная связь возникает в ощущениях и восприятиях. Характеристики внимания таковы[1]:
1.Устойчивость – продолжительность привлечения внимания к одному и тому же объекту либо к одной и той же задаче.
2. Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
3. Сосредоточенность внимания возникает в результате концентрации сознания на объекте для того, чтобы получить самую полную информацию о нем.
4. Распределение внимания – способность, которая субъективно переживается человеком чтобы удерживать в центре внимания конкретное число разных объектов в один и тот же момент.
5. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к иному.
6. Предметность внимания связана со способностью выделять конкретные сигналы в соответствии с задачей, которая поставлена, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
7. Объем внимания характеризует себя числом объектов, на которые может нацелить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а кроме того с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют такие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. А теперь конкретней[2].
1. Сенсорное внимание появляется при воздействии объектов на органы чувств.
2. Моторное внимание нацелено на движения и действия, которые совершаются человеком.
3. Интеллектуальное внимание нацелено на более результативную работу таких познавательных процессов как: память, воображение, а также мышление.
4. Преднамеренное внимание появляется если у субъекта есть цели либо задачи быть внимательным к какому-то внешнему предмету либо к внутреннему умственному действию.
5. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождает деятельность личности; появляется оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).
6. Непреднамеренное внимание появляется само собой без всякой цели со стороны человека.
И так, делая вывод из вышесказанного, можно вынести такие моменты. Вниманием называют способность человека сосредоточиться на чём-либо. Эта способность начинает проявляться у детей уже в первые месяцы жизни. Подобное это внимание называют непроизвольным, потому что возникает оно под влиянием внешних и внутренних раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, непривычный запах. Непроизвольное внимание заложено в человеке природой и служит нашей безопасности, ведь услышав непривычный шум за спиной, человек обязательно обернемся посмотреть, в чём дело.[3] Со временем на основе этого генетически исходного внимания у ребёнка начинает формироваться произвольное внимание – то есть умение сосредоточиться на определенном действии или предмете с помощью собственной силы воли. Ученые выделяют и третий тип – послепроизвольное внимание, которое возникает на основе интереса и вдохновения. Простой пример: на начальном этапе чтение требует от ребёнка постоянной сосредоточенности (произвольное внимание), но в какой-то момент, незаметно для самого себя, ребёнок начинает читать без напряжения, чтение захватывает и увлекает его (послепроизвольное внимание).

1.2 Особенности развития непроизвольного внимания в дошкольном возрасте

Большинство проблем неуспеваемости детей в дошкольном возрасте связаны с физиолого-психологическими характерными чертами развития детей этого возраста. В частности внимание младших школьников характеризует себя непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и в какой степени второклассники ещё не умеют продолжительно сосредоточиваться на работе, в особенности если она не кажется интересной, а также однообразна, их внимание легко переключается на что то другое. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в дошкольном возрасте очень ограниченные. Намного лучше у детей такого возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает детей, без всяких усилий с их стороны. Однако выстраивать обучение только на непроизвольном внимании нельзя[4]. Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от иных объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами такие психические процессы «включаются» только, если появилось внимание. К примеру, можно слушать многоголосый шум на перемене и ничего при этом не слышать. Однако если вдруг прозвучит фамилия ребенка, то орган слуха почему-то сразу отреагируют на важную для него информацию. Внимание не обладает собственным содержанием, а считается обязательным элементом иных психических процессов. Так, нельзя в чистом виде работать над развитием внимания. Но можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация. Объем внимания – количество символов, которые воспринимаются сознанием в один момент. У младших дошкольников он не больше 3 – 4 символов, а у многих и еще меньше. Объем внимания повышается вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста[5]. Устойчивость внимания – время сохранения концентрации сознания на конкретном объекте. У дошкольников устойчивость внимания активно повышается к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, в первую очередь, значит, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. Переключаемость внимания – возможность отвлечь сознание от одного объекта, а также переместить его на другой. Переключение внимания у дошкольников происходит не сразу. Таким образом, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее, а новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять типы деятельности и виды заданий. Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно, то есть концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство нужно младшим дошкольникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен в один момент говорить, что конкретно он записывает, и реализовывать процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и в тот же момент проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. По этой причине в первом классе дети, отвечая у доски, могут сначала сказать, а потом записать предложение.
И так, можно перечислить несколько ярких особенностей внимания у дошкольников:
1. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста пробуждают привлекательные внешне предметы, события и люди. До тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам, ребёнок остаётся сосредоточенным. Ближе к школе произвольное внимание формируется активно, но даже к концу дошкольного периода ребёнку ещё сложно заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.
2. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от верховенства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Так, младшие дошкольники рассматривают картинки в течение 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны удерживать внимание на иллюстрациях уже 12-20 секунд. Внимание — это залог успешной учёбы, поэтому стоит обязательно выделить время для тренировки этой психической функции, иначе в школе ребёнку будет сложно вписаться в распорядок дня, требующий длительной сосредоточенности и высокой концентрации.
3. Развитие произвольного внимания у ребёнка зависит от многих факторов — состояния здоровья, индивидуальных особенностей, темперамента и пр. Например, дети-флегматики способны удерживать внимание до завершения любой деятельности, а меланхоликам трудно сосредоточиться из-за неуверенности в себе[6].

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация исследования

Надо сказать, что внимание предъявляется самым важным качеством, которое дает гарантию на протекание процесса отбора информации, которая нужна, а также удаление с поля зрения излишней, мешающей в этот момент[7]. Главное новообразование внимания, которое проявляется в дошкольном возрасте заключается в том, что у дети впервые получают свое начало умения управлять своим вниманием, контролировать его направленность, сознательно удерживать его на предметах, явлениях, которые требуются, долго сосредотачиваться и концентрироваться на них. Внимание развивается при проведении целенаправленной работы, которая проводится взрослыми с детьми. Сначала требуется, чтобы взрослые нацелили внимание ребенка, применяя словесные указания. Ребенку подсказывают, когда пришло время исполнять действие, которые было указано, приучая брать в учет при этом те либо другие обстоятельства. Со временем у ребенка развивается умение выделять и обозначать словесно те предметы и явления, на которые надо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Исследование первоначального уровня сформированности внимания у детей дошкольного возраста посвящено диагностическое исследование. База исследования: Дошкольное образовательное учреждение. Цель констатирующего этапа эксперимента включала измерение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста, выявление его характерных черт, которые обусловлены свойствами внимания. В процессе исследования бралось в учет, что общий уровень внимания определяется наличием таких свойств внимания, как: скорости переключения внимания, уровня распределения внимания, его устойчивости, а также концентрации[8]. Для реализации диагностического исследования использованы методики: «Проставь значки» Пьерона–Рузера, «Найди и вычеркни» П.Я. Кеэса. Участниками исследования стали дети дошкольного возраста из группы под названием «Крепыш». В эксперименте принимало участие 20 человек, 7 девочек и 13 мальчиков, возраст которых находится в диапазоне колеблется от 4,2 до 5,4 лет. Дети приведенной группы характеризуются как инициативные, активные, общительные дети, которые успешно выполняют требуемые действия и задачи по своему возрасту. Для обеспечения достоверности полученной информации при проведении исследования сформировались условия, которые способствуют личному контакту, комфортной атмосфере, которая основана на взаимном понимании между исследователем и ребенком. Для обеспечения требуемого уровня условий, исследование проходило в обстановке, которая достаточно знакома ребенку. Исключались ситуации, которые провоцируют возникновение отрицательных эмоциональных состояний, которые вызывают у ребенка страх либо неуверенность, обусловленные общением с недостаточно знакомым им человеком. По этой причине исследовательский процесс начинался с моделирования игровой ситуации, который постепенно переключал ребенка на задания, связанные с выбранной методикой. Данный прием содействовал появлению заинтересованности и мотивированности ребенка к исполнению диагностических заданий, и помогал исключить получение неправильных результатов. Для профилактики утомляемости детей во время проведения диагностического исследования использовались динамические паузы, в период которых сформировывалась возможность ребенку походить либо сделать физические упражнения. Бралось в учет, что максимальное время которое требуется для проведения исследования, могло составить не более 15 минут[9]. Дадим характеристику выбранным методикам исследования уровня внимания. Методика «Проставь значки» Пьерона–Рузера предназначена для оценки переключения, а также распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и дают инструкцию, которая поясняет, что надо ребенку сделать с предъявленным рисунком. Его работа состоит в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот значок, который показан на верхнем образце, то есть, в соответствии с этим, галочку, черту, плюс либо точку. По команде исследователя ребенок приступает к выполнению задания, проставляя соответствующие знаки, и не без перерыва действует в течение двух минут. Так же по команде ребенок заканчивает свою работу. Отмечается место, где он закончил проставлять значки. Во время выполнения ведется наблюдение за ребенком, его состоянием, уровнем утомления. Оценка задания, которое выполнено, проводится по таким уровням, как: высший, средний и низший уровни. Высшему уровню присущ такой уровень выполнения, когда все знаки расставлены правильно, задание выполнено аккуратно, без ошибок. Среднему уровню присуще исполнение задания с одной ошибкой маленькой ошибкой, к примеру, значки перепутаны между собой в треугольнике и ромбе. Вывод о низшем уровне делается в случае, если задание выполнено с двумя и более ошибками, или полностью неправильно, или совсем не выполняется ребенком. Методика «Найди и вычеркни» П.Я. Кеэса предназначена для того, чтобы определить концентрацию и устойчивость внимания. Как и в предыдущем задании, ребенку предъявляется рисунок, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенку даются перед началом исследования указания, которые содержат инструкцию. Для оценивания используются такие параметры измерения, как[10]: — концентрация, а также устойчивость высокая: при длительном удерживании внимания на объекте; — концентрация и устойчивость средняя, потому что внимание удерживается на несколько секунд, наблюдается быстрое отвлечение; — концентрация и устойчивость низкая, чему соответствует рассеянность внимания, не способность удержать его длительно на одном объекте. Стоит сказать еще про игры и упражнения, которые есть для развития внимания. «Найди букву». Это упражнение ребёнок дошкольного возраста может делать раз в день. Понадобится старый журнал или ненужная книга. Откройте любую страницу или разворот и попросите ребёнка найти все буквы «О» (буква может быть любой знакомой ему), зачеркнуть их или подчеркнуть карандашом. Пусть малыш попробует выполнить задание как можно быстрее — засеките время, а после проверьте. Хорошо, если ребёнок пропустил не более 3-4 букв. «Найди цифры». На листе бумаги напишите вразброс разными шрифтами и с разным наклоном числа от 1 до 10 (для старших дошкольников от 1 до 20). Задача ребёнка считать, максимально быстро отыскивая нужное число.
«Абракадабра». На листочке напишите набор произвольных букв, например, «ОММОДОМ БРЕЕЕЕГАРД УКЛЯЯЯЛ» и попросите ребёнка максимально быстро переписать. Изюминка задания в том, что переписать понятную фразу или слово — просто, ребёнку нужно лишь запомнить его и записать. С несвязным набором букв всё гораздо сложнее — здесь нужно сконцентрироваться.
«Прятки». Среди набора букв попросите ребёнка отыскать спрятавшиеся слова. Например, в этом ряду первое слово «фартук»: ОЛРВФАРТУКОПАКНРУКАИНОГАОРАВВОРОНА[11]
«Топ – хлоп». Правила просты: услышав правильное утверждение, ребёнок должен хлопнуть, услышав неправильное – топнуть. Взрослый может говорить всё, что приходит в голову: зимой расцвели розы, в июне выпал снег, огурцы растут на ёлках, кукушка – это маленькая рыбка и так далее.
«Часы». Слежка за секундой стрелкой — отличное упражнение на развитие концентрации внимания, но вот только просто так ребёнок следить за стрелкой не будет, поэтому лучше провести тренировку в формате игры. Для этого понадобятся большие настенные часы с секундной стрелкой. С ними нужно сделать небольшие преобразования: между цифрами наклеить любые буквы. После чего попросите ребенка следить за секундной стрелкой. Периодически – несколько раз за игру – спрашивайте, на какой цифре или букве находится стрелка. Так у ребёнка появляется мотивация следить внимательно. Играть можно от 1 до 3 минут. Если ребенок за 3 минуты не ошибается 7-8 раз, вы добились отличных результатов.
«Перед этим я…». Это упражнение можно делать прямо перед сном. Попросите ребенка рассказать, как прошел его день, только «задом наперед». «Сейчас ты ложишься спать, а перед этим ты…» Ребёнок вспоминает и говорит: «Чистил зубы, а перед этим я ужинал, а перед этим я гулял…»
Выполняя это упражнение каждый день, вы будете решать сразу несколько задач:
1. во-первых, будете общаться с ребенком (общение перед сном, даже в формате игры, полезно для детско-родительских отношений),
2. во-вторых, с третьего-четвертого раза ребенок начнет осознавать, что он делает в течение дня и периодически ловить себя на мысли «я сейчас играю — надо запомнить»,
3. в-третьих, поймав себя за «ничегонеделанием», ребенок захочет сосредоточиться на какой-то более созидательной деятельности,
4. в-четвертых, во время длительной концентрации на своих воспоминаниях ребёнок будет тренировать не только внимание, но и память.
Так же, стоит вынести несколько моментов, которые касаются нарушения внимания. Различные нарушения внимания напрямую связаны со свойствами внимания. Их всего семь[12]. Устойчивость — это способность ребенка направлять свое внимание на какие-то предметы или действия, не переключая его. Концентрация — умение не отвлекаться на посторонние звуки, шорохи и тому подобные раздражители во время собственной сосредоточенной деятельности. Например, дошкольник рисует и вдруг слышит звуковой сигнал о получении смс. Ребенка с развитой концентрацией внимания это не отвлечёт — он будет продолжать рисовать. Сосредоточенность — это способность удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального, касающегося этой темы. Сосредоточенность очень похожа на концентрацию, но считается навыком более глубинного анализа и направления внимания на важные мелочи. С этими свойствами внимания связаны следующие его нарушения:
1. недостаточность концентрации внимания, при которой ребенку трудно не отвлекаться на посторонние раздражители;
2. недостаточная избирательность, при которой малыш не может сконцентрироваться на нужном объекте или занятии;
3. недостаточная произвольность, при которой дошкольнику сложно по требованию сосредоточиться;
4. рассеянность — другими словами, неспособность сконцентрироваться на объекте деятельности. Распределение — это способность помещать в своё внимание не один объект, а несколько. Например, узнав о том, что деревья бывают хвойные и лиственные, дошкольники способны удерживать в голове несколько названий тех и других[13]. Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания. Переключаемость — это свойство внимания особенно ярко проявляется в школе. Например, учитель что-то говорит, а потом просит посмотреть в учебник или на доску и переписать предложение. Дети с плохой переключаемостью внимания будут и дальше слушать, что говорит учитель, им сложно «вдруг» переключиться с одного вида деятельности на другой, то есть со слов учителя на книгу или доску. Предметность — это умение переводить внимание на конкретный фокус предмета. Например, узнав, что два плюс два будет четыре и увидев под примером картинку с яблоками, ребёнок с развитой предметностью сразу поймёт что 2 + 2 = 4 относится не только к числам и яблокам, но и к морковкам, и к любым другим предметам. Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно сфокусироваться. Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов. Маленький объём внимания — невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их — ещё одно нарушение внимания, которое непременно вызовет у ребёнка трудности при обучении[14].

2.2 Результаты исследования

Внимание ребенка в дошкольном возрасте характеризует нацеленность его интересов, которые связаны с отражением отношения к окружающим предметам, а также исполняемым с ними действий[15]. Пока ребенок концертирует свое внимание на предмете либо действии, можно утверждать, что его интерес к этому предмету либо действию существует. Смена предмета на новый сопровождается переключением внимания. Внимание характеризует себя специфичными свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. С нарушение любого из приведенных свойств сопровождается отклонениями в поведении, а также деятельности ребенка дошкольного возраста. В исследовании развития внимания приняли участие 20 детей средней группы. Средний возраст испытуемых 4,2- 5,4 лет. Из них 7 девочек и 13 мальчиков. У испытуемых наблюдались вполне адекватные реакции на выдвинутую перед ними задачу, однако надо сказать, что в начале исследования у детей возникала напряженность, постепенно увеличивался их интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. По результатам проведенной методики «Проставь значки» дети показали такие результаты. Таким образом, до проведения программы 15 % детей показали высокий уровень переключения и распределения внимания. Все нужные значки детьми были расставлены верно, в задании не сделано ни одной ошибки. Дети во время выполнения задания показали хорошую концентрированность на исполнении работы, с вниманием слушали указания экспериментатора. 60 % детей показали средний уровень переключения и распределения внимания. В их работе по выполнению задания найдена одна ошибка. 25 % детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Данные дети сделали при выполнении задания более двух ошибок либо совсем не смогли выполнить задание. Они не проявили внимательности при объяснении задания экспериментатором, постоянно отвлекались на посторонние действия, которые не относятся к заданию. Можно сделать заключение, что до реализации программы формирования внимания у детей дошкольного возраста преобладал средний уровень переключения, а также распределения внимания, который говорит о сложностях при переключении с выполнения одного типа деятельности на выполнение другой. Эти дети не умеют результативно исполнять сразу несколько образовательных действий, что говорит о малом формировании приведенных свойств внимания у детей дошкольного возраста. Все знаки дети расставили правильно и были очень сосредоточены при выполнении задания. 60 % детей показали средний уровень переключения и распределения внимания. Задание было выполнено с одной ошибкой. 0 % детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Так, наблюдается повышение числа детей с высоким уровнем формирования переключения и распределения внимания с 15% до 40%. В соответствии с этим, сокращение числа детей с высоким уровнем становления переключения и распределения внимания с 25% до 0%. Отсюда следует, теперь дети научились концентрировать сознание на трех одинаковых объектах в разное время и в тот же момент совершать преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой от одного действия к другому, что говорит о том, что после реализации программы развития таких свойств внимания детей, соответствует их возрастному уровню[16]. По результатам упражнения «Быстро найди», которое было проведено, дети показали такие результаты. До проведения программы всего 25 % ребят показали высокий уровень сосредоточенности и устойчивости внимания. Эти дети продолжительное время могут удерживать внимание на объекте, не отвлекаясь на посторонние действия, которые не относятся к заданию, внимательно слушали указания о правилах для выполнения задания. 60 % ребят показали высокий этап сосредоточенности, а также устойчивости внимания[17]. Они могли удерживать внимание на много минут, достаточно медленно усваивали нужный материал. 20 % ребят добились высокого уровня сосредоточенности и устойчивости внимания. Внимание у ребят распределено, не удерживается долго на одном задании, которое нужно для того, чтобы его выполнить. Отсюда следует, можно сделать утверждение, что до осуществления программы формирования внимания преобладали дети со средним уровнем концентрации и устойчивости внимания. Этим детям сложно продолжительное время сохранять устойчивость внимания, не отвлекаясь от действий, которые выполняются, и не ослабляя их. Они не проявляют способности сконцентрироваться конкретно на той части материала, которая нужна для решения поставленной задачи, что говорит о низком уровне формирования нужных свойств внимания у детей дошкольного возраста. После проведения программы 65 % детей показали высокий уровень концентрации, а также устойчивости внимания. Дети продолжительное время могли концентрировать свое внимание на объекте, внимательно слушали указания о правилах задания. 35 % детей показали средний уровень концентрации и устойчивости внимания, отвлекались от выполнения задания, делали ошибки. 0 % детей показали низкий уровень концентрации и 40 устойчивости внимания, так как продемонстрировали способность удерживать внимание только на протяжении на нескольких секунд. Наблюдается повышение количества детей с высоким уровнем развития концентрации и устойчивости внимания с 30% до 65%. В соответствии с этим, сокращается количество детей со средним уровнем развития переключения, а также распределения внимания с 55% до 35% и низким уровнем с 15% до 0%. Так, дети дошкольного возраста после реализации программы повысили способность сохранять концентрацию сознания на конкретном объекте, научились сосредоточено раскрывать новые свойства и связи предмета. Все сказанное показывает, что после проведения программы формирование таких свойств внимания детей, соответствует их возрастному уровню[18].
Стоит сказать что во время дошкольного обучения очень важно тренировать все перечисленные свойства внимания. Если есть проблемы хотя бы с одним, ребёнок будет казаться невнимательным. Для развития внимания важно учитывать возраст ребёнка и подбирать соответствующие игры и упражнения. Тренировки произвольного внимания должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и проходить регулярно — так эффект от занятий появится уже через пару недель. Если у малыша что-то не получается, следует отложить задание и предложить ему вариант попроще. Родителям стоит помнить: проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо», и чтобы детское «надо» стало осознанным, а не навязанным, развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игровой деятельности («Съедобное-несъедобное», «Барыня»/«Вы поедете на бал?») и занимательных упражнений вроде нахождения отличий и прохождения лабиринтов.

2.3 Анализ научных статей по развитию внимания в дошкольном возрасте

Начнем со статьи, которая касается дошкольников, написанная Мусиной З.С., на тему «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПУТИ ЕГО ВОСПИТАНИЯ». В статье идет речь о том, что одна из задач формирования внимания – развитие контрольной функции, то есть способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи находят главное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает определенный опыт в управлении вниманием, что считается одним из показателей его готовности к обучению в школе. Стоит обратить внимание, на статью Крамаренко А.С., Клименко М.Е. , Кураева Д.А. «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ». В статье рассматриваются характерные черты формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании заостряет внимание на развитие «трех умений» произвольного внимания. Для развития и поддержания устойчивого внимания нужны конкретные условия. Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.
Подводя итог по исследуемым статьям, можно сделать вывод, что у них много общего. Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть применены при развитии внимания, содержат в себе структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность, а также систематичность требований, смену типов деятельности, беря в учет возрастные и индивидуальные характерные черты внимания ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, можно сделать вывод, что внимание характеризует себя как процедура, которая содействует ориентированности, а также концентрации сознания на конкретном объекте, явлении либо деятельности, надо сознавать, что собственно внимание «включает» работу и регуляцию психических процессов.
Внимание не считается самостоятельным познавательным процессом, потому что оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Большинство проблем неуспеваемости учеников начальной школы связаны с физиолого-психологическими характерными чертами развития детей этого возраста. Надо сказать, что внимание предъявляется самым важным качеством, которое дает гарантию на протекание процесса отбора информации, которая нужна, а также удаление с поля зрения излишней, мешающей в этот момент. Внимание ребенка в дошкольном возрасте характеризует нацеленность его интересов, которые связаны с отражением отношения к окружающим предметам, а также исполняемым с ними действий.
Непроизвольное внимание заложено в человеке природой и служит нашей безопасности, ведь услышав непривычный шум за спиной, человек обязательно обернемся посмотреть, в чём дело. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно сфокусироваться. Родителям стоит помнить: проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо», и чтобы детское «надо» стало осознанным, а не навязанным, развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игровой деятельности и занимательных упражнений вроде нахождения отличий и прохождения лабиринтов.
Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть применены при развитии внимания, содержат в себе структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность, а также систематичность требований, смену типов деятельности, беря в учет возрастные и индивидуальные характерные черты внимания ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абкович А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. № 1 (63). — С. 34-45.
2. Балакина Т., Ипполитова Н.В. Развитие внимания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры// В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее материалы межрегиональной интернет-конференции. Шадринский государственный педагогический институт; Центр «Непрерывное педагогическое образование». — 2011. — С. 31-36.
3. Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.под общей редакцией А.И. Вострецова. — 2018.- С. 442-447.
4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38. 14.Гонина О.О., Чернявская Е.Е. Развитие произвольного внимания дошкольников с помощью дидактических игр // в сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития материалы III региональной научно-практической конференции. 2016. С. 4-6.
5. Добрынин Н. Ф. Особенности внимания в значимой [Текст] / Н. Ф. Добрынин, И.Л. // Вопросы психологии деятельности. — М., 2010.- С.23– 29.
6. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 409-412.
7. Кельцинова А.В., Андреева Л.Д. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4-9. — С. 1323-1326. 52
8. Лебедева М.А. Особенности психологического консультирования воспитателей ДОУ по развитию внимания у дошкольников // в сборнике: Образование и педагогические науки в 21 веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей III Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 328-330. 53
9. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2012. — 656 c.
10. Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 120- 122.
11. Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 22-24.
12. Павленко Э. В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания / Э.В. Павленко. — М.: Стрекоза, 2010. — 808 c.
13. Рахманова Е. М. Игры и упражнения на развитие внимания / Е.М. Рахманова. — М.: Литера, 2012. — 507 c. 38.Рымчук Н. С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. — М.: Академия развития, 2009. — 256 c. 54
14. Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1032-1036.
15. Тарасова О.В., Яббарова Р.А. Развитие произвольного внимания у дошкольников // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2016. С. 246-248.
16. Умерова М.Я. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника // Мировая наука. — 2018. — № 5 (14). — С. 398-401
17. Федяинова Г.Н. Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы// Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 187-189.
18. Царева Е.В., Осипова Н.Ю. Особенности развития внимания старших дошкольников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2015. — № 1. — С. 268-273
19. Чаткина С.Н., Саттарова Р.Ф. Развитие внимания дошкольников в игре // В сборнике: Интеграция науки и образования в 21 веке: психология, педагогика, дефектология Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — 2016. С. 326-330.
20. Яббарова Р.А., Ключникова С.А. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе дидактических игр // в сборнике: Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. — 2017. — С. 101-103.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru