Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по экономике (Вариант 7)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
1.Система действующего законодательства Российской Федерации о здравоохранении. Начиная с 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и здравоохранение. Либерализация государственного устройства, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную ставят на более высокую ступень необходимость четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. «В ходе реформы здравоохранения, кроме Основ законодательства, приняты несколько законов, и среди них такие, как Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.), ФЗ РФ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., ФЗ РФ «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. Но формирование законодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов, оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросы охраны здоровья населения. Надо принимать законы и более узкой предметной направленности. Таков, например, Закон РФ «О правах пациентов», призванный конкретизировать и развивать общие положения Основ о правах граждан-пациентов»[14]. В Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь введено в ранг конституционных и закреплено в статье 41 Конституции РФ, однако стоит заметить, что крайне важно принятие законов прямого действия «Об общенациональной системе здравоохранения», «О правах пациентов», «О социально-правовой защите медицинских работников и страховании их профессиональной ответственности», в перспективе – и всеобъемлющего Медицинского кодекса Российской Федерации. Основные направления реформирования охраны здоровья населения, механизм и этапы их реализации изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, одобренной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г[15]. В Концепции отмечается, что в последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения и рост смертности. Кризис деятельности медицинских учреждений приблизился к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Концепция нацелена на сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основными задачами Концепции являются: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Концепция предусматривает основные принципы развития здравоохранения, место и роль медицинского страхования граждан в решении проблем охраны здоровья населения. Актуальным вопросам здравоохранения посвящена Концепция охраны здоровья населения на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. Здесь учтено, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением человека к собственному здоровью и здоровью окружающих. Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, Концепция отдает приоритет тем, которые способствуют формированию у населения здорового образа жизни, повышению уровня санитарно-гигиенической культуры. Это не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

2.Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере медицинской деятельности.

Граждане РФ имеют право на получение своевременной и достоверной информации о фактах, способствующих на него вредное влияние. Если человек заболел или утратил трудоспособность, он имеет право на медико-социальную помощь, куда входят все лечебные и оздоровительно-профилактические мероприятия. Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных системах здравоохранения в соответствии с программами обязательного страхования. Граждане РФ имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, таких граждан определяет Правительство РФ. В основах законодательства определены также права отдельных групп населения в области охраны здоровья: Право семьи. Права беременных женщин и матерей. Права несовершеннолетних. Права военнослужащих Права граждан пожилого возраста Права инвалидов Права граждан, попавших в чрезвычайные ситуации. Права заключённых, находящихся в местах лишения свободы. Правовой статус, как характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина, в сфере медицинской деятельности, характеризуется определенными особенностями. Выделяют несколько видов правовых статусов в сфере медицинской деятельности: Специальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий отдельным категориям граждан (беременные женщины и матери, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане пожилого возраста, инвалиды и др.); Индивидуальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий конкретному индивиду. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача, в том числе семейного, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; добровольное согласие на медицинское вмешательство; отказ от медицинского вмешательства; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.

3. Права, обязанности и ответственность медицинских работников.

Как и права, обязанности медицинских работников могут быть разделены на конституционные – общие для всех граждан РФ, и профессиональные, связанные с особенностями их деятельности по охране здоровья населения и оказанию медицинской помощи. В самом широком виде профессиональные обязанности медицинских работников заключаются в том, что они должны выполнять требования правовых актов в сфере охраны здоровья населения и соблюдать нормы профессиональной этики. Наличие последних является особенностью медицинской деятельности, имеющей жесткую морально-этическую регламентацию на протяжении нескольких тысячелетий. Основная группа обязанностей медицинских работников связана с соблюдением прав пациентов. Многие из них закреплены в международном праве и имеют большое значение для демократического развития отечественного здравоохранения. Кроме соблюдения общих принципов, изложенных в международных документах, а также норм медицинской этики, медицинский работник несет и ряд конкретных юридических обязанностей, связанных с правами пациентов, спецификой медицинской деятельности и трудовыми отношениями, невыполнение которых грозит ему той или иной ответственностью. Соблюдение прав пациентов, является важнейшей составляющей медицинской деятельности и формирует правовую основу оказания качественной медицинской помощи населению. Данная группа включает следующие обязанности медицинских работников: 1. Уважительное, гуманное отношение к пациентам. 2. Оказание надлежащей медицинской помощи. 3. Использование всех имеющихся в наличии профессиональных знаний и возможностей для помощи больным. 4. Соблюдение врачебной тайны. 5. Получение согласия пациента на осуществление медицинского вмешательства. 6. Получение отказа пациента от медицинского вмешательства при его несогласии. 7. Предоставление пациенту информации о состоянии его здоровья. 8. Соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил. Данная обязанность медицинского персонала обусловлена необходимостью соблюдения права пациентов на содержание их в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также ответственностью, возникающей за нарушение санитарных норм. согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан: — добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; — соблюдать трудовую дисциплину; — выполнять установленные нормы труда; — соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; — бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; — незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя

4.Лицензирование медицинской деятельности, особенности аккредитации и сертификации в медицине.

Аккредитация отражает соответствие различных видов медицинской деятельности профессиональным стандартам (по оснащению медицинского учреждения – структуре; лечебно-диагностического процесса – процедурам; результатам; квалификации персонала; системе управления и т.д.) и служит защитой пациента от некачественных услуг. Соблюдение аккредитационных стандартов является главным условием заключения контрактов на оказание медицинской помощи населению и соответствующей оплаты учреждения (WHO, 1993; CCHS Accreditation, Ottawa, 1998 и др.). Процедура аккредитации, как правило, необходима прежде всего медицинскому учреждению. Аккредитационный сертификат определяет профессиональный уровень учреждения и свидетельствует о его общественном признании. Важно отметить большую значимость экспертного обследования при аккредитации медицинского учреждения, с целью проведения которой лицензирующие органы привлекают известных в данной стране специалистов в качестве экспертов по тем видам медицинской деятельности, которые заявляются на лицензирование. Как правило, ведется реестр экспертов. Сотрудники аккредитационных организаций и приглашенные эксперты работают определенное время непосредственно с медицинскими учреждениями по специально разработанным программам как в период подготовки аккредитации, так и во время ее проведения. Результаты оценок экспертов затем обобщаются и определяется соответствие данного учреждения действующим стандартам. Аккредитация является необходимой базой для лицензирования – выдачи государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности. Необходимым предварительным этапом для проведения лицензирования наряду с разработкой стандартов и аккредитацией является составление перечня лицензируемых видов деятельности по различным специалистам (например, в РФ принятием нового Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности (N128-ф3, 8/VIII-2001) определен унифицированный перечень лицензируемых видов деятельности, включивший 120 наименований. Такая необходимость обусловлена тем, что сертификат аккредитации разрешает лицензиату осуществлять медицинскую деятельность строго в соответствии с заявленным перечнем услуг. Важным представляется также определение критериев оценки видов медицинской помощи и учреждений в целом с обязательным учетом применяемых технологий, а также разработки алгоритма категорирования.

5.Обязательное медицинское страхование как правовая гарантия социальной защищенности граждан.

В России создана система медицинского страхования, содержащая систему мер, предназначенных для социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в двух видах — обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования содержатся в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Закон обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования. Оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основании свободного волеизъявления страхователя и страховщика и является дополнительным медицинским страхованием. Обязательному медицинскому страхованию в настоящее время подлежат все граждане России (работающие и неработающие) с самого рождения. Работающего гражданина с момента заключения трудового договора работодатель обязан обеспечить работника полисом обязательного медицинского страхования. Неработающие граждане самостоятельно получают полис ОМС в страховой медицинской организации, для новорожденных детей полис ОМС получают родители. Гражданин, обладая полисом обязательного страхования, при обращении за медицинской помощью в лечебное учреждение получает бесплатно медицинские услуги. Однако бесплатно он имеет право получить лишь определенный законом перечень медицинских услуг. Медицинские услуги бесплатны для граждан потому, что они оплачиваются из фондов обязательного медицинского страхования. На основе программы обязательного медицинского страхования утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые определяют объем медицинской помощи, предоставляемый застрахованным лицам. Территориальные программы действуют на определенных территориях по всей стране. Например, на территории Саратовской области создан территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области. Созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. За счет страховых взносов, вносимых всеми категориями страхователей, формируются страховые резервы данных фондов.

6.Страховая медицинская организация в системе медицинского страхования, ее права и обязанности.

Страховая медицинская организация (СМО) — юридическое лицо, участвующее в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), имеющее лицензию органа страхового надзора и наделенное отдельными полномочиями страховщика ОМС. В России, согласно действующему законодательству, основными задачами СМО являются организация и финансирование медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществление контроля за объемом, сроками и качеством медицинских и иных услуг на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страховани. По закону, медицинское страхование является исключительным видом деятельности для СМО, любые другие виды деятельности для неё запрещены. Права страховой медицинской организации право на выбор медицинских учреждений для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; право на участие в аккредитации медицинских учреждений; право на установление размера страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; право принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; право предъявления в судебном порядке иска медицинскому учреждению о возмещении ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Обязанности страховой медицинской организации удовлетворение необходимым требованиям для осуществления деятельности (получение лицензии); выдача страхователю или застрахованному страхового медицинского полиса; контроль объёма, сроков и качества медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защита интересов застрахованных; заключение договоров с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС (для ОМС); заключение договора на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по ДМС с любыми медицинскими и иными учреждениями (для ДМС); осуществление возврата части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором ДМС.

7.Права и обязанности медицинских учреждений в системе медицинского страхования.

Права страховой медицинской организации право на выбор медицинских учреждений для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; право на участие в аккредитации медицинских учреждений; право на установление размера страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; право принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; право предъявления в судебном порядке иска медицинскому учреждению о возмещении ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Обязанности страховой медицинской организации удовлетворение необходимым требованиям для осуществления деятельности (получение лицензии); выдача страхователю или застрахованному страхового медицинского полиса; контроль объёма, сроков и качества медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защита интересов застрахованных; заключение договоров с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС (для ОМС); заключение договора на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по ДМС с любыми медицинскими и иными учреждениями (для ДМС); осуществление возврата части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором ДМС.

8.Договорные отношения между страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, страхователями и территориальными фондами (в случае ОМС) в системе медицинского страхования.

В обязательном медицинском страховании граждан могут участвовать страховые медицинские организации с любой формой собственности, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Основная задача страховой медицинской организации — осуществление обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой гражданам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации осуществляют контроль объема и качества медицинских услуг, а также обеспечивают защиту прав застрахованных, вплоть до предъявления в судебном порядке исков медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Финансовые средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС) формируются за счет отчислений страхователей на всех работающих и неработающих граждан. Размер страхового взноса на работающее население устанавливается Федеральным Законом как процентная ставка к начисленной оплате труда каждого работника в составе единого социального налога. В 2008 г. размер взноса на ОМС работающего населения составлял 3,1%. Размер страхового взноса на неработающих граждан ежегодно устанавливается органами государственной власти субъекта РФ при утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта РФ. Эти взносы аккумулируются в Федеральном и территориальных фондах ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляют территориальные фонды ОМС на основе дифференцированных подушевых нормативов и числа застрахованных граждан. Финансовые отношения между страховыми медицинскими организациями и территориальным фондом ОМС регулируются договором о финансировании обязательного медицинского страхования и территориальными правилами ОМС, которые утверждаются соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный и территориальные фонды ОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, реализующими государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС создается высшим органом законодательной власти России и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Фонды ОМС являются юридическими лицами, и их средства отделены от средств государственного бюджета. Фонды ОМС предназначены для накопления финансовых средств, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают организации здравоохранения с любой формой собственности, лицензированные в установленном порядке. Последние годы стало практикой допускать организации здравоохранения частных форм собственности к участию в реализации территориальных программ ОМС на конкурсной основе. Это способствует созданию конкурентной среды и служит фактором повышения качества и снижения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным. Медицинские учреждения финансируются страховыми медицинскими организациями на основании предъявляемых счетов. Оплата счетов осуществляется по тарифам в соответствии с объемом медицинской помощи, оказанной учреждением. Для амбулаторно-поликлинических учреждений единица помощи — врачебное посещение, для стационарных — законченный случай госпитализации.

9.Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Примером текущего планирования в здравоохранении с использованием изложенных выше принципов и методов служит Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи. Программа состоит из 6 разделов и включает в себя: общие положения; виды и условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь; критерии доступности и качества медицинской помощи. Основные задачи Программы: • создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи; • обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов. В рамках Программы населению бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи: • первичная медико-санитарная помощь; • скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); • специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная. Все эти виды помощи населению Российской Федерации предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней. Для разработки Программы используются следующие группы нормативов: • нормативы объемов медицинской помощи; • нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Нормативы объемов медицинской помощи К этим показателям относятся: • норматив амбулаторно-поликлинической помощи, который устанавливается в количестве посещений на одного человека в год (2010 г. — 9,5 посещений); • норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, который устанавливается в количестве пациенто-дней на одного человека в год (2010 г. — 0,59 пациенто-дня); • норматив стационарной помощи, который устанавливается в количестве койко-дней на одного человека в год (2010 г. — 2,78 койко-дня); • норматив скорой медицинской помощи, который устанавливается в количестве вызовов на одного человека в год (2010 г. — 0,318 вызова).

10.Тарифы на услуги в системе медицинского страхования.

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г. Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций. Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

11.Организация добровольного медицинского страхования.

Цель ДМС – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. ДМС является дополнением к обязательному страхованию. Осуществляется оно на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. По договору ДМС застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия. Участие в программах ДМС не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина. С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая. ДМС покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием: 1. Затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу. 2. Потеря трудового дохода, вызванная невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности. При страховом покрытии медицинских расходов страховщик возмещает фактические издержки, связанные с осуществлением лечения и восстановлением способности к труду. Таким образом, ДМС является страхованием ущерба от внезапно возникающих расходов. Значение ДМС заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до максимально возможных в современных условиях стандартов. ДМС осуществляет: • проведение дорогостоящих видов лечения и диагностики; • применение наиболее современных медицинских технологий; обеспечение комфортных условий лечения; • виды лечения, которые включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям». Договор страхования может быть расторгнут по инициативе как клиента, так и страховщика. Страхователь может расторгнуть договор страхования в случае нарушения страховщиком принятых на себя обязательств, например повышения размера страховых премий. Страховщик может расторгнуть договор в случае неуплаты страховых взносов в установленные сроки, при нарушении страхователем обязанности предоставить в заявлении полную и добросовестную информацию о себе, при нарушении медицинских предписаний, использовании медицинского полиса другими лицами.

12.Основы обязательного социального страхования. Организация социального страхования на предприятии.

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет: 1) правовое положение субъектов обязательного социального страхования; 2) основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей; 3) ответственность субъектов обязательного социального страхования; 4) устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

13.Общественное здоровье (понятие общественного здоровья, показатели здоровья населения, факторы, влияющие на уровень общественного здоровья).

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[4]. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и других биомаркеров. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей. С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели: отчисление валового национального продукта на здравоохранение. доступность первичной медико-санитарной помощи. уровень иммунизации населения. степень обследования беременных квалифицированным персоналом. состояние питания детей. уровень детской смертности. средняя продолжительность предстоящей жизни. гигиеническая грамотность населения.

14.Методы фармакоэкономического анализа.

Все методы фармакоэкономического анализа подразделяются на 2 группы: основные и дополнительные. Такое подразделение обусловлено тем, что применение основного метода позволяет решить задачу выбора экономически целесообразной альтернативы лечения, в то время как дополнительные методы служат для решения более узких и конкретных задач. Основными методами клинико-экономического анализа являются: Анализ «затраты-эффективность», который позволяет дать экономическую оценку целесообразности применения медикаментозного препарата на основании сопоставления его стоимости и влияния на здоровье (или отдельные его показатели). При анализе «затраты — эффективность» затраты делятся на неценовой показатель эффективности, выраженный, например, в единицах снижения артериального давления, уменьшения случаев смертности, увеличения количества излеченных больных. Цель анализа заключается в выборе вмешательства с наименьшим соотношением цены к эффективности. Данные методика позволяет выбрать медикаментозный препарат, который отвечал бы ряду требований: а) стоит дешевле, но при этом, по меньшей мере, является таким же эффективным; б) является более эффективным, но более дорогим, а дополнительные преимущества оправдывают дополнительные затраты; в) является менее эффективным, но менее дорогим, при этом дополнительные преимущества сравниваемой технологии не оправдывают дополнительным затрат. Поскольку в данном анализе возможно использование показателей эффективности, полученных в течение относительного короткого промежутка времени (периода наблюдения), то это одна из наиболее частых методик используемых при проведении фармакоэкономического анализа. Анализ «затраты-полезность» позволяет проводить экономическую оценку эффективности медикаментозного препарата на основе показателей, объединяющих данные о продолжительности и качестве жизни. В данном анализе используется несколько показателей (критериев) эффективности. Наиболее часто применяемым является показатель сохраненные годы качественно жизни (QALY), отражающий изменение продолжительности жизни и ее качества, которых можно добиться при помощи оцениваемого вмешательства. Результат анализа «стоимость-полезность» выражается в стоимости вмешательства на 1 приобретенный год качественной жизни при израсходованной сумме на вмешательство. Одним из достоинств методики является возможность сравнения с помощью универсального показателя экономической эффективности разных медицинских технологий, например медикаментозного лечения и организационных подходов и т.д. Однако — это один из наиболее трудоемких методов оценки, требующий достоверных доказательных данных о влиянии применения медикаментозного препарата на продолжительность жизни и ее качество. Вследствие недостатка этих данных применение этого метода в России настоящее время ограничено.

15.Статистические показатели в здравоохранении РФ.

Абсолютные величины несут важную информацию о размере того или иного явления и могут быть использованы в анализе, в том числе в сравнительном. Однако они часто не отвечают на все поставленные вопросы, так, например, врачу интересны сведения о здоровье обслуживаемого населения (показатели заболеваемости и др.), а у него есть информация только в абсолютных числах, которые термин «заболеваемость» не характеризуют. Для более углубленного анализа общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения, а также деятельности медицинского работника используются обобщающие показатели, называемые относительными величинами. Относительные величины применяются для изучения совокупности, которая характеризуется, главным образом, альтернативным распределением качественных признаков. Различают четыре вида относительных величин: экстенсивные, интенсивные, соотношения и наглядности. Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса, доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры. Для его расчета необходимо иметь данные о численности всей совокупности и составляющих ее частях (или отдельной части этой совокупности). Рассчитывается обычно в процентах, где совокупность в целом принимается за 100%, а отдельные части — за «X». Таким образом, для получения экстенсивного показателя нужна совокупность и ее составные части или отдельная часть. Экстенсивный показатель отвечает на вопрос, сколько процентов приходится на каждую конкретную часть совокупности. В зависимости от того, что характеризуют экстенсивные показатели, их называют: показатели удельного веса части в целом, например, удельный вес гриппа среди всех заболеваний; показатели распределения или структуры (распределение всей совокупности зарегистрированных врачом заболеваний за год на отдельные заболевания). Это показатель статики, т.е. с его помощью можно анализировать конкретную совокупность в конкретный момент. По экстенсивным показателям нельзя сравнивать различные совокупности — это приводит к неправильным, ошибочным выводам (см. Ошибки использования относительных величин). Показатель частоты, уровня, распространенности процессов, явлений, совершающихся в определенной среде. Он показывает, как часто встречается изучаемое явление в среде, которая его продуцирует (заболеваемость, смертность, рождаемость и т.д.). Интенсивные показатели используются как для сравнения, сопоставления динамики частоты изучаемого явления во времени, так и для сравнения, сопоставления частоты этого же явления в один и тот же промежуток времени, но в различных учреждениях, на различных территориях и т.д. Для расчета интенсивного показателя необходимо иметь данные об абсолютном размере явления и среды, его продуцирующей. Абсолютное число, характеризующее размер явления, делится на абсолютное число, показывающее размер среды, внутри которой произошло данное явление, и умножается на 100, 1000 и т.д.

16.Стандартизация и стандарты в здравоохранении РФ.

Настоящий документ устанавливает общие положения и требования к информационным системам (ИС) организаций и учреждений здравоохранения России. Эти требования определяют состав прикладных функций, которые рекомендуются для выполнения информационными системами в здравоохранении. Общие требования направлены, прежде всего, на обеспечение взаимодействия между ИС различных организаций и учреждений. Под информационной системой в настоящем документе понимают систему, предназначенную для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей (система информационного обслуживания). астоящий документ рекомендуется к применению организациями и учреждениями, являющимися участниками здравоохранения и выступающими в качестве заказчиков на создание, сопровождение и развитие ИС. Документ применим также при двусторонних отношениях сторон, если обе стороны принадлежат к одной и той же организации. Применение настоящего документа при двусторонних отношениях между заказчиками и разработчиками ИС должно оговариваться в заключаемых между ними договорах (контрактах). Требования настоящего документа могут учитываться и конкретизироваться при формировании и утверждении технических заданий на создание или развитие ИС, разработке программ и методик испытания ИС следующих организаций и учреждений здравоохранения: — Министерство здравоохранения РФ; — органы территориального (ведомственного) управления здравоохранением (ОТУЗ); — медицинские управления министерств и ведомств (МУВ); — органы Государственного санитарного эпидемиологического надзора (ГСЭН); — Федеральный фонд ОМС; — Территориальные фонды ОМС (ТФОМС); — филиалы ТФОМС и их представительства; — страховые медицинские организации (СМО); — лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ); — санаторно-курортные учреждения (СКУ); — медицинские учебные заведения (МУЗ). Требования настоящего документа распространяются на ИС следующих пяти функциональных классов: 1. Медико-технологические ИС (МТИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях. 2. Информационно-справочные системы (БИИС), содержащие банки медицинской информации для информационного обслуживания медицинских учреждений и служб управления здравоохранением. 3. Статистические ИС (СМИС) органов управления здравоохранением. 4. Научно-исследовательские ИС (НИИС), предназначенные для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах (НИИ). 5. Обучающие ИС (ОМИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях.

17.Управление качеством в здравоохранении. Индикаторы качества медицинской помощи.

Классическое определение индикатора качества медицинской помощи (А. Донабедиан): «Индикатор качества медицинской помощи – количественный показатель, отражающий структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи». Индикаторы качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики: эффективность, безопасность, своевременность, способность удовлетворить ожидания и потребности пациента, стабильность осуществления лечебного процесса и результата, адекватность, доступность, преемственность и непрерывность. Создание информационной базы, аккумулирующей в себя индикаторы качественной медицинской помощи, позволит в короткие сроки внедрить систему управления качеством медико-социальной помощи населению. Индикаторы качества в данной системе будут играть ключевую роль. Ниже приведены примеры индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне: Сахарный диабет Процент больных сахарным диабетом (СД), которым в течение последнего года был сделан тест на гликилированный гемоглобин Осмотр глазного дна у больных сахарным диабетом Кол-во больных СД среди лиц, перенесших ампутации конечностей Сердечно-сосудистая патология Кол-во тромболизисов у больных ОИМ Кол-во операций на коронарных сосудах на 100 000 населения старше 40 лет Количество Эхо-КГ на 100 000 населения Объем продаж ИАПФ Объем продаж бета-блокаторов Летальность при ОИМ Первичная заболеваемость эссенциальной артериальной гипертензией Процент больных с АГ, которые взяты на ДУ Лимфогрануломатоз Количество больных лимфогрануломатозом, проживших 5 лет с момента постановки диагноза Рак прямой кишки Процент лиц старше 50 лет, которым была выполнена колоноскопия или сигмоскопия Кол-во запущенных случаев колоректального рака Кол-во впервые выявленных случаев колоректального рака

18.Основные принципы ОМС. Права граждан в системе ОМС и их защита.

1. Первым назван принцип обеспечения бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая. На платной основе не может оказываться экстренная медицинская помощь, которая всегда предоставляется бесплатно. 2. Вторым принципом является принцип устойчивости финансовой системы обязательного медицинского страхования. Он означает, что наличие эффективных экономических рычагов, с помощью которых государство обеспечивает беспрерывное и своевременное финансирование обязательств в рамках отношений обязательного медицинского страхования, в частности по своевременному перечислению из бюджета денежных средств медицинским и медицинским организациям. По сути, финансовая система обязательного медицинского страхования провозглашена автономной. Устойчивость и стабильность финансовой системы обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. 3. Третьим принципом назван принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Как и любое страхование, обязательное медицинское страхование обеспечивается главным образом за счет средств, которые страховщик получает от страхователей. Размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. 4. Четвертым принципом, который указан в комментируемой статье, является государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков. Государство обеспечивает соблюдение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Принцип реализуется в установленные сроки вне зависимости от финансового положения страховщика, т. е. от количества денежных средств, находящихся на его счетах. 5. Пятый принцип – принцип создания условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, предполагает соответствие оказываемой медицинской помощи определенным общеустановленным критериям. Общедоступность должна, в первую очередь, обеспечиваться наличием разветвленной сети разнопрофильных медицинских учреждений, имеющих достойную материальную базу и возможность принимать пациентов. Качество медицинской помощи оценивается по стандартам медицинской помощи. О внедрении стандартов медицинской помощи см. комментарий к ст.50 Закона. Медицинские организации обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения, режиме работы, об условиях предоставления и получения медицинских услуг, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. 6. Шестой принцип – паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования означает равенство прав, предоставленных застрахованным лицам, страхователям, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальным фондам, страховым медицинским организациям, медицинским организациям. Никто из них не может быть ущемлен в правах, равно как ни на кого не могут быть возложены дополнительные обязанности, помимо установленных законом или соглашением сторон. В частности, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не может освободить конкретную медицинскую страховую организацию от предоставления сведений в рамках системы персонифицированного учета в порядке ч.1 ст.48 комментируемого Закона или потребовать от конкретной медицинской страховой организации предоставить дополнительные сведения, не предусмотренные законом.

19.Сущность системы сбалансированных показателей и порядок построения стратегической карты в здравоохранении

Сбалансированное управление медицинской организацией требует применения научно обоснованных методов, позволяющих выявить бизнес-процессы, изучить объёмы и структуру себестоимости, внедрить интегрированную систему мониторинга, планирования и организации деятельности, реализовать инструменты, обеспечивающие повышение социо-медико-экономической эффективности. В настоящее время уделяется особое внимание новым подходам к управлению медицинскими организациями, позволяющим комплексно и более всесторонне оценить деятельность лечебно-профилактических учреждений и управлять ими. Модернизация здравоохранения, принципы, заложенные в концепции развития отечественного здравоохранения до 2020 года, значительно меняют подходы к управлению отраслью и вызывают необходимость оперативного решения большого количества новых экономических и административно-хозяйственных задач на региональном уровне. Уже сегодня регионы стремятся решать задачи качества финансово-экономического планирования в отрасли, расчета объемов и формирования качественных показателей госзаданий для подведомственных учреждений. Повышение эффективности деятельности предприятия и поиск путей ее улучшения всегда относились к актуальным проблемам управления. В настоящее время значимость проблемы возрастает, так как усиливаются конкуренция между производителями медицинских услуг, повышаются требования потребителей к качеству и цене на медицинские услуги. Сложность решения этой проблемы заключаются не только в разнообразии систем, моделей и подходов к цене эффективности использования производственных ресурсов, но и возрастающем значении уровня использования нематериальных активов в деятельности медицинской организации. Исторически появлению сбалансированных систем способствовало прогрессивное развитие целевых методов управления, основу которых составлял целевой подход. Развитие целевых принципов относится к 80-м годам XX столетия, в качестве реакции на ограниченность «традиционных» систем управления. На Западе предприятия начали использовать в практике финансового менеджмента системы взаимосвязанных показателей еще в 1920-х годах. Эти системы были строго детерминированы, то есть использовали более строгие причинно-следственные связи между целями и показателями. Но по мере того, как капитал все более инвестируется в технологии, в совершенствование характеристик и взаимосвязей, которые не могут быть оценены в традиционной финансовой модели, эта структура становиться все менее эффективной. Организации используют системы оценочных индикаторов не только потому, что они позволяют сфокусироваться на краткосрочных финансовых результатах, но и потому, что они идентифицируют стоимость нематериальных активов и конкурентных преимуществ. Не могут быть оценены с использованием финансовых показателей, например, такие характеристики, как качество сервиса, повышения лояльности потребителей к организации. Совершенно очевидно, что целевое развитие организации как социально-экономической системы является главным. Вектор целей определяется предприятием самостоятельно, исходя из выбранной стратегии. Цель, по сути, – главный мотивирующий фактор. Направление целей в большинстве случаев строится иерархически, приобретая форму «дерева решений». В дальнейшем цепочка целей внедряется на всех структурных уровнях управления: от вышестоящей организации до конкретных бизнес-единиц предприятия. Необходимость использования набора показателей управления в бизнесе подчеркивал Питер Друкер, основатель концепции управления по целям. Современные сбалансированные системы, по сути, являются продолжением развития целевого подхода. Рассмотрим наиболее известные концепции и модели.

20.Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов в организациях здравоохранения

Организационные инновации – это новые формы организации деятельности, а именно: организации технологических процессов; организации трудовой деятельности; организации передачи информации и пр. К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения. К виртуальным организациям относятся: интернет-магазины; виртуальные конструкторские бюро; виртуальные консалтинговые фирмы; учебные заведения с дистанционным образованием и пр. Достоинства виртуальных организаций: 1) отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей; 2) свободный рабочий график сотрудников; 3) использование современных коммуникационных технологий; 4) высокая адаптивность к различным изменениям. Для осуществления организационных изменений используются процедуры инжиниринга и реинжиниринга. Инжиниринг – совокупность приемов, используемых для проектирования и развития бизнеса в соответствии с поставленными целями. Инжиниринг может осуществляться непосредственно самим предприятием или специализированной инжиниринговой фирмой. Инжиниринг проводится путем: а) эволюционных изменений, имеющих вид рационализации деловых процессов; б) радикальных изменений, имеющих вид изобретений новых деловых процессов. Радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности называется реинжиниринг. Направлениями реинжиниринга являются: 1) осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес; 2) пересмотр портфеля диверсифицированной компании; 3) реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов; 4) внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации.

21.Организация ориентированной на результат деятельности в организациях здравоохранения.

В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальная программа) рекомендуется шире применять способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций: по законченному случаю оказания медицинской помощи; на основе подушевого финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения; по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения; по клинико-статистической группе болезней; по единице объема оказанной медицинской помощи. Выбор адекватного способа оплаты медицинской помощи должен отражать необходимые медико-организационные и экономические условия ее оказания, поскольку система финансового обеспечения учреждений здравоохранения оказывает непосредственное воздействие на: — заинтересованность медицинских учреждений в оказании оптимального (с точки зрения поддержания и улучшения здоровья населения) объема медицинской помощи и обеспечении соответствующего уровня качества лечения; — величину общего объема финансового обеспечения медицинской помощи, возможность его прогнозирования; — рациональное использование и контроль потребления финансовых, кадровых и материальных ресурсов, направляемых на оказание медицинской помощи (система оплаты медицинской помощи должна предусматривать противозатратные механизмы, обеспечивать оптимизацию расходов на оплату медицинских услуг и связанные с этим контрольные функции и т.д.); — формирование экономического интереса работников здравоохранения к обеспечению доступности и качества медицинской помощи. Существующие в настоящее время системы оплаты медицинской помощи различаются по способам и полноте учета перечисленных выше факторов. Выделяют главные классификационные признаки для определения на их основе системы оплаты: 1. Метод возмещения расходов, при этом различают ретроспективную (по фактическим затратам) и нормативную (по заранее рассчитанным тарифам) системы оплаты. 2. Степень ориентации на объемы деятельности (выделяют способы оплаты, зависящие от объема оказанной медицинской помощи и не зависящие от числа обслуживаемых пациентов). 3. Уровень агрегирования единицы объема деятельности медицинского учреждения, подлежащей оплате (методы оплаты в расчете на средний (среднепрофильный) койко-день, медицинскую услугу, прикрепленный контингент и т.д.).

22.Порядок проведения комплексного организационного и социально-экономического обоснования проектов в здравоохранении.

Для комплексного понимания процесса управления в здравоохранении необходимо раскрыть форму его внутренней организации как модели построения и осуществления. С этих позиций процесс управления представляет собой циклично повторяющуюся последовательность определенным образом выстроенных действий управляющей системы — деятельности по охране здоровья. Если любой процесс рассматривать как последовательное изменение состояния системы в целом, ее подсистем и элементов, то любое его деление на составные части позволит получить ряд обособленных составляющих, начало и конец каждой из которых будут устанавливаться на основании принятого критерия разделения. Естественно, что при использовании определенного критерия в итоге разделения цикла процесса управления на части получаются отрезки, представляющие собой ряд последовательных этапов цикла процесса управления. Собственно выделение этапа в любом процессе необходимо для того, чтобы вычленить меньшую по объему и более простую по содержанию часть процесса. Выполнение содержания этой части как обособленного объема работ может быть достаточно объективно оценено только по полученному результату, который, в свою очередь, используется в ходе дальнейшего процесса для достижения общей цели; этот результат обоснованно разделяет обособленные объемы работ в рамках одного цикла процесса управления. Все начинается с этапа «Цель». Напомним, что под целью чаще всего понимают желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы. Следующим этапом процесса управления является анализ ситуации, в ходе которого определяется реальное состояние управляемой системы по отношению к цели. Допустим, что поликлинике поставлена цель: перейти к обслуживанию прикрепленных пациентов по принципу врача общей практики (семейного врача). Руководитель начинает собирать информацию, анализировать, т.е. выяснять ситуацию по возможной реализации цели. Приоритет этапа «Цель» над этапом «Ситуация» одного цикла процесса управления обусловливается необходимостью и возможностью оценки состояния системы в данный момент времени относительно цели, поставленной в этом цикле процесса управления. Например, возможная ситуация характеризуется нехваткой терапевтов, врачей широкого профиля; недовольством пациентов, специалистов и др. Дальнейшее сравнение цели с ситуацией — ее действительным состоянием на данный момент времени, осуществляемое непосредственно после определения ситуации, приводит нас к выяснению «проблемы» как основного противоречия между фактическим и желаемым состоянием системы. В нашем примере возникают проблемы с кадрами — терапевтами, проблемы качественного обслуживания пациентов, появляются проблемы и с врачами-специалистами. Эти проблемы связаны прежде всего с проблемами бюджетирования. Можно составить целое дерево возникающих проблем. Следование этапа «Проблема» за этапами «Цель» и «Ситуация» обусловлено применением выбранного критерия. Этап «Проблема» выделяется как 3-й промежуточный результат цикла процесса управления. Проблема впервые ставит (или не ставит, если она отсутствует) вопрос о необходимости выработки, принятия и реализации управленческого воздействия, т.е. решения. Последовательность рассматриваемых этапов обусловливается тесной взаимосвязью и преемственностью не только осуществляемых действий, но прежде всего результатов, к которым они приводят. Так, определение цели как желаемого, возможного и необходимого состояния системы обусловило выяснение ее фактического состояния — ситуации. Сравнение двух полученных результатов дало проблему, к разрешению которой приступают в ходе 4-го этапа — «Решение».

23.Опыт и перспективы разработки и реализации пилотных проектов в здравоохранении.

В настоящее время в различных регионах России реализуются многочисленные пилотные проекты, целью которых является предварительное изучение ситуации, экспериментальная проверка правильности разработанных решений по изменению хозяйственной практики и о готовности к реализации и осуществлению полномасштабного реформирования в различных отраслях и сферах народного хозяйства. Предварительное изучение ситуации способствует лучшей оценке предпосылок проекта и требований к его реализации. В Российских регионах с различным уровнем социально-экономического развития «пилотирование» способствует более объективной оценке затрат, результатов и возможных рисков реализации проектов. Пилотные проекты становятся своеобразными лабораторными площадками организационных, экономиче­ских, социальных и других преобразований. Единовременно в регионах Российской Федерации за последние годы реализовывалось более 100 пилотных проектов, в том числе: пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения , пилотный проект совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук и др. В рамках пилотных проектов осуществляется первоначальная реализация разработанных мероприятий или комплекса мероприятий в предназначенной для этого среде. На начальном этапе необходимо обеспечить все­стороннее и своевременное рассмотрение предложений об осуществлении пилотных проектов, однако при этом необходимо исключить возможность осуществления пилотных проектов, целевые ориентиры которых не соответствуют региональным стратегическим социально-экономическим ориентирам. Представляется целесообразным поддержание инициативных предложений общественных организаций и других хозяйствующих субъектов, а также принятие регламентов по отбору идей. Если одновременно осуществляется реализация нескольких экспериментальных подходов, то целесообразно принятие необходимых решений по их интеграции. Экспертиза предложений о создании пилотных проектов должна стать необходимым элементом подготовки каждого из них. Организация такой экспертизы требует нормативно-правового обеспечения, определения порядка осуществления, сроков рассмотрения предложений, материального обеспечения (оплата и стимулирование труда экспертов и др.). Задача экспертизы предложений о проведении пилотных проектов заключается в выработке экспертной оценки, отражающей актуальность и перспективность предлагаемых нововведений, необходимость и возможность экспериментальной проверки их эффективности. Заслуживает внимание вопрос об определении круга лиц, правомочных вносить предложения об осуществлении пилотных проектов, а также составе экспертной комиссии, оценивающей ход проведения и результаты проектов и дающей рекомендации региональным и федеральным органам исполнительной вла­сти. Представляется целесообразным считать заключение экспертной комиссии достаточным условием для отказа от дальнейшей реализации пилотных проектов. На первом этапе разработки пилотных проектов также необходимо разработать его организационную схему, т.е. определить общие параметры проекта, связанные с его финансированием, материально-техническим обеспечением, определить границы проекта, сформировать рабочую группу, которая будет осуществлять научно-методическое обеспечение проекта. Научно-исследовательская сторона пилотного проекта является «узким местом» в практике разработки и реализации таких проектов, так как не соблюдаются основные требования теории и методологии экспериментального анализа.

24.Сущность и виды государственно-частного партнерства в здравоохранении

Первое. Предметом ГЧП является государственная и муниципальная собственность в здравоохранении, а также медицинские услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и бюджетными организациями. Второе. Государственно-частное партнерство оформляется специальным договором (соглашением, контрактом) между государством и участниками со стороны частного сектора. Третье. Обязательным условием ГЧП является софинансирование государством и частными компаниями и разделение рисков между всеми участниками проекта. Иногда проект может финансироваться на 100% частным сектором. Четвертое. Проект ГЧП осуществляется в течение определенного, закрепленного в договоре срока. По завершении проекта партнерство может быть продолжено на основе нового договора. Из сказанного следует, что многое из того, что делают государство и бизнес совместно, не относится к ГЧП. Так, в частности государственные закупки на нужды здравоохранения в рамках Федерального закона № 94, а также многочисленные меры правительства по поддержке отрасли, в частности, государственное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам, льготное налогообложение, льготные таможенные тарифы и прочие инструменты государственного регулирования, не относятся в ГЧП. В одних случаях (госзакупки) отсутствует софинансирование, в других (госрегулирование) — предметом выступает частная, а не государственная собственность, в третьих — нет закрепленного в договорной форме разделения рисков. В то же время термин ГЧП определяет значительный спектр отношений государства и бизнеса в широком диапазоне: от относительно простых контрактов, по которым частная компания принимает на себя определенные риски, инвестирование, до комплексных, технически сложных проектов, включающих строительство и модернизацию объектов недвижимости в здравоохранении, оснащение их оборудованием с последующей эксплуатацией. Главное в государственно-частном партнерстве — это существенное расширение пространства для свободного движения капитала, проникновение частного сектора в те сферы, которые ранее были для него недоступны. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов -государства в форме его собственности и бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной и муниципальной собственности означает частичную приватизацию некоторых функций государства, определенных законодательством и гражданско-правовым договором.

25.Цели и перспективы механизма саморегулирования в здравоохранении.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие (ст. 62 Основ): 1)в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм; 2) в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий; 3) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования. Что касается защиты интересов работников здравоохранения. Эти права достаточно профессионально, настойчиво, а порой даже агрессивно, отстаивает отраслевой профсоюз. Да, поверьте мне. Они ведут себя очень настойчиво, как минимум. Но это не мешает создать профессиональное объединение не на профсоюзных принципах, а с другими целями и по другим основаниям (я даже не знал, что такого у нас нет), если вы считаете, что это востребовано. Мне тоже кажется, что это было бы полезно именно для развития того самого гражданского общества, о котором Вы упомянули. Абсолютно правильно. Думаю, что, конечно, чиновникам различного уровня это тоже не очень нравится, потому что это дополнительный раздражитель. Но для страны в целом, мне представляется, это было бы полезно. Потому что это еще один центр формирования профессионального мнения по очень важной, чувствительной для каждого гражданина страны сфере. Обязательно подумаем. Можно сделать это, подтолкнуть это в рамках работы «Единой России». Форум партии «Единая Россия», посвященный стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года Цели и задачи Национальной медицинской Палаты 1. Является некоммерческим партнёрством. 2.Цель – создание профессиональной организации работающей по принципу саморегулирования. 3. Задача – подготовить предложения о внесении изменений в законодательство РФ по развитию саморегулирования в здравоохранении. 4.На первом этапе членство в Палате является добровольным, после внесения изменений в законодательство РФ – обязательным. Медицинскому сообществу должны быть переданы не сразу, а постепенно, ряд государственных полномочий (функций) функцию самоконтроля в образовании (аттестация, сертификация, лицензирование), самоконтроля методических подходов к профилактике, диагностике, лечению, реабилитации на основе доказательной медицины, созданных коллективным умом профессиональных медицинских ассоциаций (методических указаний, рекомендаций, стандартов) самоконтроля соответствия этическим нормам и т.д. внедрение института наставников, утверждаемых профессиональными медицинскими ассоциациями, ответственных за подготовку конкретного медицинского работника и прочее.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://kgsha.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru