Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в физическом воспитании дошкольников

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста 1.1 Физическое воспитание: основные понятия 1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста 1.3. Характеристика общеобразовательных программ по дошкольному воспитанию 1.4 Анализ оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в физическом воспитании дошкольников 2. Организация и методика исследования 2.1. Цели проведения исследования 2.2. Разработка и содержание экспериментальной программы 2.3 Средства и методика проведения исследования 2.4 Результаты исследования и их обсуждение 3. Выводы и практические рекомендации Список литературы

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). [1, 12] В современном обществе огромное внимание уделяется воспитанию детей, в том числе физическому. Именно в детстве закладывается основа личности. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная тема работы является актуальной. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что среди педагогов-теоретиков существует спор о том, на сколько физические качества зависят от врождённых факторов и есть ли необходимость их специального развития у дошкольников. Исследованием по проблеме физической подготовленности дошкольников занимались Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; тему проблемы развития физических качеств дошкольников исследовали В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева; проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ уделяли внимание в своих работах Я.Э. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и другие [22, 40, 43]. Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культурной личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физического воспитания. Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в физическом воспитании дошкольников. Цель исследования – проанализировать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в физическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: 1) изучить основные понятия по теме исследования; 2) проанализировать физическое воспитание детей дошкольного возраста; 3) дать характеристику общеобразовательных программ по дошкольному воспитанию; 4) провести анализ оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в физическом воспитании дошкольников; 5) определить цели проведения исследования; 6) разработать экспериментальную программу 7) определить средства и методика проведения исследования; 8) проанализировать результаты исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по вопросу исследования; тестирование; наблюдение; статистическая обработка полученных данных. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

 1.1 Физическое воспитание: основные понятия

  До настоящего времени в отечественной практике физического воспитания дошкольников не уделялось должного внимания совершенствованию их физических качеств. Ошибочно считается, что это происходит в процессе обучения двигательным навыкам, стоит лишь обеспечить высокую моторную плотность занятий. С данным подходом можно было мириться 15-20 лет тому назад, когда дети дошкольного возраста имели естественную достаточную двигательную активность. На занятиях их нужно было научить двигаться правильно, а в свободное время они «набрали» жизненно необходимый объем двигательной активности. В последние годы, когда очевидна двигательная пассивность (гипокинезия) дошкольников, ориентация образовательных программ ДОУ на преимущественное обучение двигательным умениям и навыкам не может быть оправдана [5, с. 20]. Еще в начале 60-х годов немецкие специалисты сделали вывод, что ведущей стороной физического воспитания дошкольников должно быть совершенствование их физических качеств [15, с. 31]. По мнению ряда авторов, дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, зарождаются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Сегодня реальность отечественного дошкольного физического воспитания состоит в том, что основная масса детей, как правило, никакой двигательной активностью, кроме обязательных уроков, практически не охвачена. Более того, внедрение в повседневную жизнь различных электронных и компьютерных технологий, по мнению ряда исследователей (К. Егер, Г. Оельшлегель), еще в большей степени снижает двигательную активность не только подрастающего поколения, но и всего общества в целом [14]. Тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения во многом обусловлена не только низкой эффективностью учебного процесса по физической культуре, но и другими факторами, к которым можно отнести: отсутствие у большинства дошкольников потребностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности (А.Ф. Ахтямова, О.А. Гнилицкая, Г.Н. Пономарев); низкой ценностной значимостью для большой части школьников к здоровью и навыков здорового образа жизни (Н.В. Михайлова); отсутствие индивидуального подхода, возрастной и типологической адекватности педагогических воздействий физическими упражнениями на индивидуума. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и других), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание. В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой (биологической и социальной) двигательная активность играет огромную роль, являясь одним из важнейших программных биологических звеньев, связывающих различные вегетативные и психические функции в организме человека [4, с. 26]. Провести оценку физического воспитания можно благодаря изучению уровня функциональных возможностей различных систем организма: сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной. Кроме того, оценка уровня физического воспитания может быть определена благодаря определению уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости. Под физической подготовкой принято понимать процесс, в ходе которого можно достигнуть того или иного уровня физической подготовленности. Благодаря физическому воспитанию укрепляется здоровье, достигается высокий уровень физического развития, воспитываются необходимые человеку физические качества. Результатом физического воспитания является физическая подготовленность, при помощи которой выявляется уровень достигнутой работоспособности, сформированый в двигательных навыках и умениях. Таким образом, физическое воспитание способствует укреплению здоровья, достижению высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых человеку физических качеств.  

1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

  Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей личности ребенка, улучшения его физического состояния Н.Г. Голубева [10] выделила направления в работе воспитателя в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста при общей целевой направленности конкретизируются с учетом возрастных особенностей. Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры и направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. На основании цели оздоровительного направления необходимо решение следующих задач:
  1. Формировать правильное отношение детей к спортивным занятиям, мероприятиям.
  2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
  3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья [10, с. 94-95].
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц- разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы [33, с. 52]. Кроме того, важно повышать общую работоспособность, у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств. Специально организованные формы организации обучения детей помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущения, быть самостоятельным. Руководителю физического воспитания в данном вопросе лучше действовать по формуле: —         Сначала помочь ребенку осознать, зачем ему нужно это делать. —         Затем научить в развлекательной форме. —         И только потом приучать выполнять эти действия ребенку самостоятельно. По мере привыкания к ежедневным физическим упражнениям у детей вырабатывается потребность в них, вызываемая «мышечным томлением», в результате чего дети вырастают здоровыми и трудолюбивыми. Для реализации цели образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, развивать физические качества, гарантирующие всестороннее и гармоничное развитие ребенка – необходимо решить следующие задачи:
  1. Организовать (насколько это возможно) весь процесс обучения в естественных обстоятельствах и условиях.
  2. Создать условия для самостоятельного познания окружающей им действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребенка.
  3. Способствовать во всем процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
  4. Обращать серьезное внимание на постановку задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных 11, с.53].
Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Физкультурные занятия являются одной из основных форм проведения физкультурно-оздоровительной работы в саду. Много нового и интересного узнают ребята на занятиях по физкультуре. Они «отправляются» в увлекательные путешествия, учатся помогать друг другу, вместе преодолевают препятствия, радоваться успехам товарищ. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает большое значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающая нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. На основании цели воспитательного направления достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо решить следующие задачи:
  1. Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.
  3. Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им постоянно. Напоминать им о необходимости бережного отношения к нему.
  4. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
  5. Создавать все возможные условия для проявления положительных эмоций [16, с. 98].
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие [18, с. 82]. Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.). Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а также специальные занятия физической культурой [25, с. 103]. Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач является комплексное использование всех перечисленных средств физического воспитания. Эффективность реализации указанных задач на разных возрастных этапах повышается при правильном сочетании основных и дополнительных средств. Так, впервые 3 мес. жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы, естественные силы природы, безусловные рефлексы. На первом году жизни используется массаж, пассивные, пассивно-активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон, питание и др. и создаются предпосылки для использования более сложных физических упражнений. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их. Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания, оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях [28, с. 85]. Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту и др.), а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений, вызывают положительные эмоции, способствуют формированию навыков правильной осанки. В связи с этим используются в качестве средства физического воспитания разнообразные элементы плясок, танцев (галоп, приставной шаг и др.). Движения, входящие в различные виды деятельности (труд, рисование, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние на организм ребенка, если будет строго соблюдаться правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности. Движения, физические упражнения, считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.  

1.3. Характеристика общеобразовательных программ по дошкольному воспитанию

  Развитие человека является очень сложным, длительным и противоречивым процессом, в качестве характерной особенности которого выделяют диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик. На сегодняшний день приоритетным в современном обществе становится интеллектуальное развитие ребенка. Именно по этой причине, дети в большинстве случаев испытывают «двигательный дефицит». Двигательный дефицит означает недостаточное количество движений, производимых детьми в течение дня [33]. В связи с этим происходит увеличение статистической нагрузки на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность мускулатуры. Все это приводит к нарушению функций организма. Получается, что возникает необходимость вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культуры и спортом, а также развитию интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным и смелым. Интеллектуальное развитие не должно осуществляться вне физического, поскольку только параллельная реализация этих направлений может обеспечить разностороннее развитие детей дошкольного возраста [29]. О необходимости параллельно развивать детей сразу по нескольким направлением говорится в образовательной области «Физическое развитие» в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где особо выделяется принцип интеграции образовательных областей согласно их возможностям и спецификой. Основная задача образовательной области «Физическое развитие» звучит как гармоничное развитие психического и физического здоровья у воспитанников. Конечным результатом физического развития выступает получение детьми дошкольного возраста представления о здоровье человека как основной ценности, необходимой им для полноценной жизни. В этом направлении представляет интерес и то, как или каким образом реализуются задачи по физическому развитию детей, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных программах.
  1. Поскольку на сегодняшний день наиболее распространенной является программа «От рождения до школы», авторами которой являются Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова, то целесообразно рассмотреть задачи образовательной области «Физическое развитие» данной программы.
Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова в своей программе заявляют о необходимости в процессе физического развития детей решать следующие задачи.
  1. Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни. Реализацию данной задачи авторы видят в создании у детей дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. Прививать детям дошкольного возраста физическую культуру. Реализации второй задачи видится авторам в:
—         сохранение, укрепление и охране здоровья детей; увеличении физической и умственной работоспособности; предупреждении утомления; —         обеспечение гармоничного физического развития через совершенствования умений и навыков в главных видах движений, воспитании грациозности, красоты, выразительности движений, создании правильной осанки; —         создание потребности в ежедневной двигательной деятельности; развитии инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности; развитии умения к самоконтролю, самооценке во время выполнения движений; —         развитие интереса к участию в спортивных, подвижных и физических упражнениях и играх; активности в совершенно самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. В качестве основных принципов образовательной области «Физическое развитие» программы «От рождения до школы» выступают следующие.
  1. Научно-методические принципы. К этим принципам относятся: принцип первенства физической (двигательной активности), принцип своевременного начала физического воспитания, принцип целеполагания, игровой принцип, принцип интеграции, психосоматический принцип, принцип дозированной помощи, принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении.
  2. Дидактические принципы. К ним относятся: последовательность и систематичность, развивающее обучение, доступность, воспитывающее обучение, учет возрастных и индивидуальных особенностей, активность и сознательность ребенка, наглядность.
  3. Особые принципы: постоянность; последовательность наращивания тренирующих влияний; цикличность.
  4. Гигиенические принципы: сбалансированность нагрузки; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса; совершение личностно-ориентированного воспитания и обучения.
Перечисленные принципы полностью соответствуют принципам, заявленным в федеральном образовательном стандарте. Особо выделяется принцип интеграции, который обеспечивает физическую активность детей дошкольного возраста, а также их просвещение в области здорового образа жизни и, соответственно, приобщении и выработку навыков здорового образа жизни в процессе выполнения всех видов деятельности. Физическая культура не является только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, она также является главным компонентом и средством нравственного, духовного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Именно поэтому необходимо обеспечить слияние различных видов деятельности, что позволит детям дошкольного возраста познавать собственный организм, осознавать уровень ответственности по отношению к своему здоровью. Такой подход будет способствовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, основы для учебной деятельности, а также обеспечит социальную успешность ребенка в будущем. Так, например, во время занятий по литературному чтению, воспитатель может акцентировать внимание на вопросах культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения. В целом такой подход обеспечивает формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особенное внимание в программе «От рождения до школы» уделяется целевым ориентирам, то есть социально-нормативным возрастным характеристикам потенциальных достижений ребенка, которые даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для детей старшего дошкольного возраста (на этапе окончания дошкольного образования). Согласно целевым ориентирам, представленным в программе «От рождения до школы» в области «Физическое развитие», в раннем и младенческом возрасте ребенок должен иметь следующие показатели физического развития: —         развита мелкая и крупная моторика; —         стремление к освоению разных видов движений (лазанье, бег, перешагивание и т.д.); —         участие в подвижных играх с простым содержание и несложными движениями. Согласно целевым ориентирам, представленным в программе «От рождения до школы» в области «Физического развития», на этапе окончания дошкольного образования ребенок должен иметь следующие показатели физического развития: —         развита мелкая и крупная моторика; —         развита выносливость; —         ребенок подвижен и владеет главными движениями; —         проявляется способность к контролю и управлению собственными движениями. Для того чтобы поставленные целевые ориентиры были достигнуты в процессе нахождения или пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, необходимо обеспечить «тройственный союз», состоящий из сотрудников дошкольной образовательной организации, воспитанников и их родителей. Такой союз, при правильной его организации, помимо разрешения вопросов всестороннего физического развития детей, может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка в целом. Качашкин В.М. отмечает, что эффективность и плодотворность «тройственного союза» может быть достигнута посредством: —         совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах воспитания и обучения в детском саду; —         внедрения новых форм и методов работы с семьей; —         установления единых требований к процессу физического воспитания ребенка в семье и дошкольной образовательной организации; —         усиления связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в дошкольной образовательной организации и воспитанием ребенка в семье (детям даются различные поручения и задания, которые они должны выполнять вместе с родителями); —         использования личного примера взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников; —         посредством изучения положительного опыта семейного воспитания и пропагандирования его среди родителей; —         выстраивания работы на основе взаимопомощи педагогов и родителей [15]. Поскольку игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущей, то, соответственно, логичным является то, что вся работа с детьми дошкольного возраста должна строиться на базе этой деятельности. Более того, сама по себе двигательно-игровая деятельность является основой оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для того чтобы уменьшить уровень заболеваемости детей необходимо использовать игровую деятельность наряду с правильно сформированной системой физкультурно-оздоровительной работы.
  1. Базой для реализации программы «Детство» является «осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, в функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника». Двигательные умения, формируемые у детей, сформулированы конкретно.
  2. Программа «Радуга» – это «комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений. Ее цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Реализация цели предполагает: приобщать к миру физической культуры создавать условия для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на обогащение двигательного опыта дошкольников, совершенствование техники выполнения ими основных движений, развитие у детей необходимых двигательных качеств, умений и способностей, стимулировать естественное развитие двигательных качеств и навыков: легкости и естественности, ритмичности и согласованности движений. В данной программе уделяется большое внимание «охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни». Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении детей систематически обучают способам самостоятельного выполнения культурно-гигиенических и бытовых действий; формируют у них навыки самообслуживания и личной гигиены; воспитывают чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  1. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» раскрываются: «содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия». Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя «формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей». Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям. По возрастным группам определяются задачи психолого-педагогической работы по: формированию культурно-гигиенических навыков; формированию первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Показана интеграция с другими образовательными областями, но иногда формально. Нет методического и дидактического обеспечения программы.
  1. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под редакцией Л.А. Парамоновой) определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до семи лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье. Программа обогащает двигательный опыт детей за счет «усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр; способствует развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия (двигательную задачу), выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов, постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости». Содержание программы также направлено на совершенствование «ориентации в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер; формирует у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способность ее регулировать»; содействует повышению уровня произвольности двигательных актов: «освоению техники движений и развитию координации; умению достигать результат при выполнении физических упражнений и подвижных игр, развивает двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость».
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. В разделе «Здоровье» отражены современные представления «о здоровье ребенка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития». Раздел «Здоровье» характеризует в соответствии с возрастом детей режим, гигиенические условия, питание, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что физическое развитие в дошкольной образовательной организации, согласно наиболее распространённым образовательным программам, основанным на требованиях федерального государственного стандарта дошкольного образования, должно быть нацелено на достижение самой важной цели — создание представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели инструктор и воспитатели должны проявить свои способности методически правильно организовать и провести занятия, использовать наряду со стандартными подходами нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения. Организовать развивающее пространство в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы оно способствовало развитию интереса к физическим занятиям, а также формированию необходимых привычек, двигательных умений и навыков.  

1.4 Анализ оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в физическом воспитании дошкольников

  Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением [5]. На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества. В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств. Усвоение нового материала требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств. Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик. Образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми. Словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения. Двигательной (моторной) – в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Обучение детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности. Большое значение в физическом воспитании детей имеет и совместная работа с родителями, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в дошкольных учреждениях, не может быть успешной. Педагоги, методисты, психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка, знакомят родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, с основными методами профилактики детской заболеваемости. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольных учреждений. Взаимоотношения дошкольных учреждений и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения должны быть отношениями сотрудничества. Однако необходимо иметь в виду реальные возможности сегодняшней семьи в реализации этих партнерских отношений и должна выполнять функции просвещения, консультирования, а при необходимости и воспитания семьи. Среди основных направлений работы с семьей можно выделить следующие: —         изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления; —         повышать культуру родителей в вопросах здоровья и ЗОЖ; —         работа с особыми категориями детей и их родителями; —         привлечение родителей в органы дошкольного самоуправления; —         проведение совместных с родителями акций и мероприятий. Помощь родителей и их индивидуальный контроль над своим ребенком делает этот процесс весьма эффективным. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи дошкольных учреждений и родителей является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.iroio.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru