Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Порядок оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 5 1.1 Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными 5 1.2 Ресоциализация как основная форма социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 7 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОСУЖДЁННЫХ 18 2.1 Содержание социальной помощи осужденным лицам, освобождаемым от отбывания наказания 18 2.2 Основные формы оказания социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 26 2.3 Средства ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с тем, что около полумиллиона человек отбывает наказание в российских колониях. Из них 10% составляют женщины, основной процент — мужчины. Вернуться к привычной жизни после освобождения практически невозможно. Многие, не сумев сориентироваться в новой обстановке, вновь идут на преступления и возвращаются в колонию. 85 % осужденных — это люди, которые были судимы два и более раз. Число рецидивов зависит от того, как работает исправительная система и как бывшие заключенные интегрируются в общество. После длительных сроков люди забывают, как правильно жить в социуме, а из-за судимости им сложно найти работу и жилье. Поэтому самый простой выход для тех, кто не смог приспособиться к жизни после мест лишения свободы — это попасть туда снова. По данному направлению необходимо вести активную государственную комплексную работу, потому что вопросы ресоциализации осужденных требуют тщательной проработки и касаются интересов очень большого числа граждан нашей страны. Необходимо объединить усилия государственных и общественных институтов в этом направлении. Проблема реабилитации и социальной адаптации осужденных — это социально-значимая проблема, которая требует консолидации общесвтенных усилий по ее разрешению. Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме. Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь. Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро. Объект исследований работы – правоотношения, возникающие в связи с оказанием осужденным социальной помощи при освобождении от отбывания наказания. Предмет исследований работы – нормы законодательства РФ, регламентирующие реализацию права на оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. Цель работы — изучить понятие, сущность и особенности оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. Задачи работы: 1. Дать понятие социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. 2. Изучить вид (систему) государственных мер поддержки осужденных, освобождаемых от отбывания наказания. 3. Исследовать особенности реализации оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, и ряд правовых актов, которыми в совокупности определен правовой режим оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания Теоретическую базу исследования составили современная научная литература, монографии и отдельные публикации в рамках темы исследования в периодической юридической печати. Основными методами и приемами исследований были: анализ и синтез законодательства и научного материала, сравнительно-правовой метод исследования, структурно-логическое изложение, использование формализованного метода и др. Структура работы сформирована с учетом указанных объекта и предмета исследования, а также целей и задач работы. В первой главе работы проводится анализ организационно-правовых основ оказания социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. Во второй главе работы изучаются особенности оказания некоторых видом социальной помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

1.1 Правовое положение лиц, отбывших наказание, оказание им помощи и контроль за освобожденными

Подготовка к освобождению осужденных начинается за два месяца до того, как истечет срок ареста либо за шесть месяцев до момента окончания срока лишения свободы. Во время этой подготовки осужденного знакомят с законодательством о занятости населения, разъясняют ему порядок трудоустройства, его права и обязанности в период поиска работы. Лица, отбывшие наказание, могут зарегистрироваться по месту жительства лишь при наличии жилья и только с согласия родственников. Если наказание отбыли несовершеннолетние, не имеющие родителей, информация должна быть направлена комиссии по делам несовершеннолетних, которая должна устроить несовершеннолетнего на работу, учебу и обеспечить жильем. Инвалиды 1 и 2 группы, мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет при наличии желания могут быть направлены в дома престарелых и в дома инвалидов. Обязательным является выдача им проездных документов до места нахождения данных учреждений. Освободившись, осужденный бесплатно следует к месту жительства его семьи или к другому месту. Ему оплачивают проезд в общих жестких вагонах либо в каютах 3 класса пароходов. Если освободившиеся несовершеннолетние, беременные женщины либо женщины, которые следуют с детьми, нуждаются в постороннем уходе, то в этом случае они следуют в плацкартных вагонах либо каютах 2 класса. Если в данном направлении отсутствует железнодорожный или водный транспорт, освободившие будут добираться воздушным или автомобильным транспортом. • Осужденным должны быть выданы продукты питания или деньги на время следования. • Больным, беременным женщинам и женщинам с детьми питание выдается по нормам колонии. • На ребенка должно быть выдано питание, один комплект белья и одежда и обувь в соответствии с сезоном. • Если у освобождаемого отсутствуют средства на приобретение одежды, то она должна быть выдана бесплатно. За счет средств специального фонда выдается пособие. Родственники больных осужденных, несовершеннолетних, беременных женщин и женщин с детьми должны быть осведомлены о дате освобождения осужденных. Если родственники не прибыли к положенному сроку, то освобождающихся осужденных к месту их жительства должен сопроводить сотрудник исправительного учреждения. В справке об освобождении должна быть сделана отметка о том, что осужденному выданы проездные документы и материальное обеспечение. Освобожденные имеют право быть в первую очередь устроены на работу через службы занятости, которые должны давать им консультации по вопросам занятости, профессиональной подготовки и переподготовки. С момента обращения в службу им должно выплачиваться пособие по безработице. Освободившиеся осужденные, не имеющие специальностей, должны быть бесплатно направлены на обучение новой профессии или на повышение квалификации. Получение специальности даст им возможность трудоустройства. Размер пособия по безработице определяется в соответствии с заработной платой осужденного за время отбывания наказания, не может быть ниже минимального размера оплаты труда и не может быть больше средней заработной платы данного лица за последний год. Если у освободившегося осужденного имеются нетрудоспособные иждивенцы, то размер его пособия должен быть увеличен на 10% на каждого иждивенца. Если освободившийся осужденный выплачивает алименты, возмещает ущерб либо у него производятся другие удержания, то они должны быть произведены из пособия по безработице по общим основаниям. Освобожденные от отбывания наказания лица находятся под соответствующим государственным и общественным контролем. Функции контроля за освободившимися осужденными возложены на уголовно-исполнительные инспекции, органы внутренних дел, профилактическую службу, инспекцию по делам несовершеннолетних и на участковых инспекторов, которые по роду своей деятельности сталкиваются с такими лицами.

1.2 Ресоциализация как основная форма социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Во время отбывания наказания осужденными женщинами ресоциализация является главной задачей среди тех задач, которые определены пенитенциарной системой. Исследование данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания и контроль над ними — так называется глава 22 уголовно-исполнительного кодекса Российской федерации, где частично раскрывается данный процесс. Ни в данной главе, ни в другом каком-либо нормативно-правовом акте не упоминается конкретно про ресоциализацию осужденных, а именно про женщин отсутствует конкретизированной информации. Чтобы сформировать единое определение понятию «ресоциализация», следует рассмотреть и проанализировать подходы к нему. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Таким образом, делается акцент на том, что ресоциализация представляет собой повторную социализацию, не выделяя ее каких-то специфических характеристик, отличающих от социализации, проходимой впервые. Несколько иное определение дает федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской федерации» дается следующее определение: ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Таким образом, для повторного возвращения осужденных женщин в общество им следует пройти совокупность определенных граней субъектов профилактики в соответствии с их зоной ответственности и личностями, участвующими в профилактике. Именно с таким составляющим комплексом ресоциализация и приведет отбывающую наказание в виде лишения свободы женщину к повторной социализации, где затем она освободится в общество, от которого была изолирована, но уже психологически готовой к смене общества. Проблемы ресоциализации непосредственно связаны с вопросами социализации, ресоциализации, адаптации, что предполагает анализ соотношения этих понятий. Из этого можно сделать вывод о возможности понимания ресоциализации в широком и узком смыслах слова. Социологи выдвинули свое понимание ресоциализации – это осоюое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой. Ресоциализация в данном контексте, по мнению ученых, напоминает первичную социализацию, поскольку в ходе такой ресоциализации радикально по-новому расставляются акценты реальности. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации — прошлое. Так из данного определения понимается, что ресоциализация работает над переосмыслением настоящего, которое поможет в повторной социализации при освобождении из мест лишения свободы осужденной женщины в общество. Женщины, попавшие из-за совершенного преступления, где по итогу вынесли судебный приговор, в исправительную колонию, по мнению ученых, получается, что попадают в другой изолированный «мир» и там они прикладывают усилия с помощью организованной работы учреждения для переоценки своих ценностей, поведения, жизненных взглядов и убеждений. Ресоциализировавшись предполагается, что женщины начнут вести правомерное поведение, которое больше не приведет их к местам лишения свободы. Другое подход видит в ресоциализации элементы психотерапии, под воздействием которой люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания . Если данное определение связать с осужденными женщинами, то получается, что воспитательная деятельность и является той самой психотерапией, которая направлена на исправление преступной личности путем применения различных технологий, приемов и методов. На основе преступного прошлого осужденной проводится работа, то есть это можно сформулировать как коррекцию такого поведения. С точки зрения теоретических взглядов ресоциализация есть разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Взрослые люди могут переживать ресоциализацию лишь в некоторых ситуациях. Одна из таких ситуаций — это пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Ресоциализация осужденных понимается как процесс перевоспитания, где у осужденной меняется кардинально прежнее мировоззрение, которое привело к преступному деянию и лишило свободы. А так как изоляция от внешнего мира является все-таки в той или иной мере напряженной средой, то к процессу следует отнестись с большим вниманием, так как социолог пишет, что в таких условиях возможен драматичный исход. Такой исход, скорее всего, к результатам, которые приведут к правильному социальному образу жизни после освобождения, не приведут. Поэтому очень важно, чтобы работа принимала во внимание режим учреждения, которое так или иначе влияет на процесс исправления. Многие ученые сходятся во мнении, что понятие «ресоциализация» является более широким и подразумевает под собой также «исправление». Связывая ресоциализацию с исправлением и перевоспитанием осужденных стоит отметить сложность, многоаспектность этого процесса. Сложность и многоаспектность заключается в том, что при исправлении учитываются все личностные особенности осужденного, а еще отсутствует единый нормативный документ, где описано про ресоциализацию, поэтому к определению этого процесса подходят с различных аспектов сфер науки и жизнедеятельности. Ресоциализация — воздействие на осужденных, во время которого они включаются в положительные социальные связи. Такое включение является одним из ключевых элементов процесса ресоциализации, так как только позитивом можно попытаться изменить человека . А с помощью людей, которые вызывают у осужденной чувства взаимопонимания, доверия, мотивированности к светлому будущему процесс ресоциализации пойдет быстрее. В учебнике уголовно-исполнительного права выражено мнение В. М. Бочарова про то, что социальную реабилитацию лиц, освобождаемых из исправительных учреждений стоит понимать как некий процесс подготовки лиц, с заканчивающимся сроком отбывания наказания в исправительных учреждениях, к жизни на свободе, а также оказание им постпенитенциарной помощи . Данный этап можно рассматривать как часть ресоциализации, так как ресоциализация осужденных начинается со дня прибытия осужденной в исправительное учреждение, а когда срок отбывания наказания подходит к концу, то начинается работа по подготовке к освобождению осужденной. Данный этап очень важен для жизни после освобождения женщины, так как она возвращается снова в общество, которое претерпело некоторые изменения в силу развития современности и ее надо подготовить к изменившемуся обществу. Трактовка М. С. Рыбака представляет ресоциализацию в виде корректировки свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, которые необходимы для жизни в определенной положительной или нейтральной, с точки зрения общественной безопасности, социальной группе, определенной микросреде . В понимании автора данной бакалаврской работы исправление предполагает изменение человека, который попал в исправительное учреждение за виновное деяние, за счет его личностных черт, которые в дальнейшем не должны привести его снова к преступному поведению. А помощь заключается в пересмотре, обдумывании ценностей, к которому должна прийти сама отбывающая наказание женщина. Изучая подходы к определению ресоциализации были найдены работы В.В. Громова и А.С. Крылова. Они понимают под ресоциализацией «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие прошлой преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества» [32, с. 37]. Социальные связи должны иметь именно положительную направленность, так как это в большей мере может содействовать успешной ресоциализации. Попав в места лишения свободы у осужденных женщин круг общения сужается, это предусмотрено уголовно-исполнительным правом Российской федерации, а также возможно просто потеря связей из -за того, что кто-то из знакомых перестанет общаться с осужденным человеком, так как это в общество считается как некоторое клише, к которому относятся с некоторым презрением. Следует отметить, что некоторые подходы к определению, описанные выше, носят аналитический характер и не исключает других подходов к определению. Ряд ученых ресоциализацию понимают как сложный многогранный процесс, состоящий из ряда органически взаимосвязанных этапов, на которых различные субъекты должны осуществлять комплексное воздействие на совершивших уголовное преступление в целях обеспечения максимально возможной социальной адаптации этих лиц после освобождения к условиям жизни на свободе, а также социального контроля за их поведением . Таким образом, воздействие будет с различных аспектов, что позволяет повлиять не только на одну какую-либо сторону личности. Комплексный подход проявляется на всех этапах отбывания наказания, так как степень необходимых потребностей осужденных разный, и нужно прорабатывать все аспекты жизнедеятельности человека. Ресоциализация осужденных выражает комплекс (систему) правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия, который осуществляется на различных этапах реализации уголовной ответственности с целью изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, противодействия асоциальной деградации личности, коррекции противоправного поведения, предупреждения преступлений, создания нормальных условий для дальнейшей социализации. То есть ресоциализация есть процесс, который включает в себя взаимодействие всех отделов исправительного учреждения, различные процессы, направленные на исправление и успешную ресоциализацию. Когда выделяют внимание при исправлении не только трудовой занятости осужденной, но и, к примеру, ее психологическому состоянию, работают с ней на преодолению психологических кризисов, трудностей, то это более эффективно. Ведь возможно именно и это привело ее к такому поведению, где она оказалась в местах лишения свободы. Таким образом, обобщив различные взгляды на понятие ресоциализации, можно сформулировать следующее определение. Под ресоциализацией осужденных следует понимать совокупность правовых, педагогических, психологических, воспитательных, организационных и других мер воздействия на осужденных, которые применяются для изменения их отрицательных ценностных взглядов, устранения негативных последствий изоляции осужденных от внешнего мира, фиксирование результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им постпенитенциарной помощи. Итогом ресоциализации является нормализация и положительное укрепление отношений осужденного в обществе и включение ее в позитивные социальные связи. Таким образом, к числу основных направлений деятельности социальной службы исправительного учреждения по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно отнести следующие: — выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; — использование предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством основных средств исправления, в целях последующего включения осужденных в конструктивные общественные отношения; — внедрение и реализация специальных программ подготовки осужденных к освобождению; — разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; — восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально — положительных ценностных ориентаций; — организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях. Пенитенциарная деятельность реализуется в соответствии с вышеуказанными направлениями. Каждое направление имеет свои средства достижения результата, в соответствии со своей целью. Ресоциализацию осужденного следует начинать проводить с выявления и получения информации об имеющихся у него каких-либо проблем, трудностей, дефектов десоциализации. На основании полученной информации и строится дальнейшая работа с осужденным, где решаются его проблемы, дефекты с помощью совместных усилий сотрудников исправительного учреждения, родных, близких осужденного и его самого. То есть работа по ресоциализации является организованной деятельностью группы социальной защиты во взаимодействии с другими отделами колонии. Большинство исследователей склоняется к тому, что ресоциализация проходит в два этапа: пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению) и постпенитенциарный (социальная адаптация после него) . Ресоциализация складывается из исправления осужденных (пенитенциарный этап) и их адаптации после освобождения (постпенитенциарный этап). Таким образом, рядом авторов выделяется два этапа ресоциализации: пенитенциарный и постпенитециарный. Пенитенциарный этап начинается с момента прибытия осужденной женщины в исправительное учреждение и проводится все время до окончания срока отбывания наказания. Все это время используется комплексный подход, который выражается в сплоченной работе с осужденными, направленной на исправление и перевоспитание, как описано выше. Постпенитенциарный этап не менее важный этап процесса ресоциализации. Он связан с бытовым обустройством освобожденной из исправительной колонии. Это связано с тем, что не у каждой есть семья, куда можно вернуться и тогда приходится обустраиваться самой в одиночку. Но в первое время после освобождения ей также возможно оказание помощи в виде размещения центре социального сопровождения . Процесс ресоциализации можно разделить на 5 стадий: 1) установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной социальной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; 2) создание условий для разрыва негативных связей с той социально опасной группой, с которой осужденный установил отношения; 3) исправление; 4) воспитательная работа; 5) социальная адаптация. Такое представление стадий ресоциализации является близким к существующей практике в Федеральной службе исполнения наказаний в нашем государстве. После прибытия женщины, которой вынесли приговор к отбыванию наказания в виде лишения свободы, сразу отправляют ее на карантин, где и определяют то, к какой она социальной группе относится, изучают физические способности, а также личностные качества. А затем уже идет распределение в отряды, где и начинается процесс исправления и перевоспитания преступной личности. Так, одной из первых стадий ресоциализации действительно должно быть отнесение осужденного к одной из классификационных групп, потому что невозможно начинать воспитательный и исправительный процессы без изучения личности. Эффективная работа по исправлению и перевоспитанию предполагает индивидуальную работу. Здесь учитываются личностные индивидуальные особенности характера, поведения, физические способности и так далее, но автор также замечает то, что не стоит забывать о профессиональной дистанции. Можно заметить, , что четвертая стадия ресоциализации — воспитательная работа — не самостоятельная стадия ресоциализации осужденных, а средство достижения исправления осужденных, представляющее собой сложный комплекс мероприятий трудового, правового, эстетического, физического, педагогического, образовательного характера. В подтверждение этого ст. 9 УИК РФ относит воспитательную работу к одному из средств исправления осужденных, а также другие мероприятия воспитательного характера, направленные на полезное времяпровождение, где отбывают таким образом наказание. Подготовка является неотъемлемой частью отбывания наказания на момент приближающегося дня отбывания наказания. Обобщив и проанализировав имеющиеся точки зрения об этапах и стадиях ресоциализации и практику проведения ресоциализационных мероприятий, можно сделать вывод, что ресоциализация осужденных должна проходить следующие стадии: — отнесение осужденного к одному из типов: «социализированный», «антисоциальный» или «асоциальный»; — сохранение социально-полезных связей осужденных; — исправление осужденных; — подготовка осужденных к освобождению; — исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; — трудоустройство и бытовое устройство по месту жительства; — контроль за выполнением условий условно-досрочного освобождения специализированным государственным органом. Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ресоциализация имеет два этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный. Перед первым этапом ресоциализации стоит задача минимизировать негативные моменты, которые вызваны вынужденной изоляцией осужденной от общества и внешнего мира, а далее уже начать подготовку ее к правопослушной жизни после освобождения. Далее задачей второго постпенитенциарного этапа является помощь после освобождения в адаптации к социальному обществу. Таким образом, проанализировав подходы ученых, научные статьи на тему ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, было сформировано следующее определение: ресоциализация представляет собой процесс по перевоспитанию и исправлению личности, которая оказалась в местах лишения свободы, который включает в себя комплексный подход в мерах, включенных в процесс, и где работа строится по индивидуальным особенностям преступной личности; также это восстановление либо создание положительных направляющих поведения, новых ценностных ориентиров и социальной адаптации бывших преступников, приготовление их к новой, социально -положительной жизни на свободе. Только тщательно изучив ее в карантине или, другими словами, после прибытия сразу возможно дальнейшее построение процесса. Понятие исправления можно применить к осужденным, и оно является основным, более широким чем понятие ресоциализации и поэтому включает его в себя. В связи с этим, под ресоциализацией стоит понимать самостоятельную цель наказания в совокупности с исправлением осужденных, но сейчас нету единого определения в нормативно-правовых актах, а также и описанного содержания данного процесса, поэтому следовало бы четко закрепить ее в современном законодательстве страны.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОСУЖДЁННЫХ

2.1 Содержание социальной помощи осужденным лицам, освобождаемым от отбывания наказания

В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы с осужденными получают все большее признание, поскольку она способствует изменению их социально-правового статуса, активизации их личностного потенциала, а также социальной адаптации в условиях жизни на свободе. В процессе проведения индивидуальной социальной работы с осужденными, подлежащими освобождению, необходимо учитывать их семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие у них трудового стажа. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильное воздействие на осуждённого, его дальнейшую судьбу. За годы пребывания в колонии, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено и решено, люди теряют социальные навыки. Помимо этого, в стране жизнь меняется стремительно и, освободившись, бывшие осуждённые оказываются совершенно не приспособленными к новым условиям, теряются и зачастую вновь совершают преступления. В начале 2018 года организация «Объединение наставников» обратилась с предложением в УФСИН РФ, реализовать коммерческие, творческие или социальные проекты бывших осужденных с помощью личных кураторов. По замыслу авторов данного предложения, после освобождения человек сможет обратиться за помощью к данной организации, а так же подать онлайн-заявку и представить свою идею, а специально подобранный наставник будет консультировать его по необходимым вопросом. Данная программа кураторства поможет бывшим заключенным быстрее адаптироваться на свободе и реализовать свои идеи и задумки, зарабатывать деньги честным путем, а так же не совершать новых преступлений, что поможет значительно снизить уровень рецидивной преступности. Наставничество будет препятствовать возобновлению старых и появлению новых преступных связей, психологическая и социальная помощь и поддержка позволит бывшим осужденным наладить новые положительно влияющие на него связи и отношения. Серьёзной проблемой для многих регионов страны является обустройство после освобождения из исправительного учреждения (далее – ИУ) лиц, которые до осуждения имели статус «без определённого места жительства». Данный статус осуждённые могли приобрести и за период отбывания наказания. В ИУ проблемами решения вопросов по обустройству данной категории лиц, освобождающихся из ИУ, являются, прежде всего: получение отрицательных ответов с мест о возможности трудового и бытового устройства; незнание людьми, обеспеченными властными полномочиями, того, что всех освобождающихся они обязаны обустроить, ведь эти лица являются коренными жителями региона, и нет надежды на то, что их возьмет к себе другой регион . Повышение ответственности администраций регионов за лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и вышедших из ИУ, поможет решить проблему жилья для человека «без определенного места жительства», чтобы выйдя на свободу, он не оказался на улице, без крыши над головой и без средств, к существованию и не начал свою преступную деятельность, а встал на путь исправления и начал новую жизнь. Для этого, должностными лицами должны быть приняты меры по созданию и реализации программ доступного жилья для бывших осужденных . На первичном этапе реализации подобных программ возможно выделение жилых помещений, которые могли бы использоваться в качестве приютов и общежитий, с возможностью в дальнейшем предоставления собственного жилья. Данная идея хороша тем, что в местах общего проживания бывших осужденных для социальных работников создаются условия для комфортной работы с большим количеством лиц, пытающихся адаптироваться к нормальной жизни после отбытия лишения свободы, нежели если социальные работники будут работать с каждым лицом индивидуально, при этом не уделяя должного внимания каждому, тем самым упуская драгоценное время на пути адаптации. Вполне справедливо указать на возможную реализацию идей размещения бывших осужденных, отбывших лишение свободы при крестьянско-фермерских хозяйствах и иных подобных организациях, где такие лица были бы обеспечены жильем и работой и их адаптация проходила в разы быстрее. Также в настоящее время в ИУ поступает очень много отрицательных ответов на запросы о возможном трудовом и бытовом устройстве в отношении лиц, освобождающихся из ИУ, либо не поступает ответов вовсе. Наилучший вариант, если сами осуждённые, или с помощью сотрудника группы социальной защиты осуждённых, находят каких-либо родственников, знакомых, бывших соседей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников, для решения вопроса бытового устройства, хотя бы на ближайшие 6-10 месяцев, пока человек не устроиться на работу и не заработает денежные средства для самостоятельного съёма жилья. Специалист по социальной работе колонии зачастую не в состоянии самостоятельно разыскать кого-либо, если осуждённый отказывается помогать ему в этом. Печально и другое: после выхода на свободу у части лиц начинают проявляться имеющиеся ранее или приобретаются девиации, негативные личностные черты неуживчивости, эгоизма, паразитизма и попыток притеснений в социуме людей, не имеющих криминального прошлого, Ими вновь совершаются преступления2 . Всем известно, как осужденные и лица, отбывшие лишение свободы негативно относятся к сотрудникам ИУ и правоохранительных органов, это очень затрудняет их работу, поэтому в решении данного вопроса большую роль может сыграть института наставничества, поскольку осужденный, имея возможность обратиться к наставнику, сможет описать трудности проживания на свободе и устройства на работу, и наставник, зная возможные пути решения таких вопросов, поможет ему в этом. Если говорить о социальных работниках, то их нехватка является основной проблемой как подготовки осужденных к освобождению, так и их социальная адаптация в обществе после отбытия наказания, хотя число выпускников данной профессии, с каждым годом возрастает, к сожалению, не все выпускники работают по своей профессии, а те, которые работают, не хотят идти трудится в УИС, во-первых, из-за контингента, с которым приходится заниматься, во-вторых, из-за низкой заработной платы и сложной работы. Исходя из этого, органам власти и местного самоуправления следует создать все необходимые условия для подготовки и обеспечения социальных работников, чтобы у них присутствовало желание трудится в УИС. В свою очередь, УИС должна направить усилия на дополнительную подготовку должностных лиц из числа уже имеющихся в штате сотрудников для получения ими специальных знаний и навыков в работе с осужденными в рамках социальной работы, это необходимо для того, чтобы работа по подготовке к освобождению осужденных и их дальнейшая адаптация происходила более плодотворно и качественно. Помощь в реабилитации осужденных оказывается по следующим направлениям: 1) трудоустройство; 2) помощь в паспортизации и регистрации, восстановление утраченных документов; 3) получение медицинской помощи; 4) оказание помощи в обеспечении одеждой, продуктами питания; 5) содействие в поиске временного ночлега; 6) установление инвалидности (при необходимости). Между тем только около 20 % освободившихся обращаются за помощью в данные учреждения . Одна из причин этого кроется в недостаточном количестве организаций, осуществляющих социально-психологическую помощь осужденным в их постпенитенциарной адаптации. На этапе подготовки к освобождению с осужденными должна проводиться работа по оказанию консультаций и разъяснению положений о том, куда они вправе обратиться за помощью. Ведь малый процент обращений освободившихся из мест лишения свободы в данные организации связан с тем, что они попросту не знают, куда им можно обратиться и какую помощь они могут получить. Поэтому необходимо, чтобы должностные лица конкретных ИУ совместно с социальными работниками при этих ИУ качественно проводили работу по правовому и социально-бытовому просвещению указанной категории осужденных. Так же проблемой социальной адаптации бывших осужденных является их подготовка к освобождению только на теории, то есть они проходят курс лекций и бесед с работниками ИУ, но, как известно, для закрепления полученных знаний и информации, необходимо создание таких условий для осужденного, максимально схожих с жизнью на свободе. Данная практика будет эффективно работать, потому что осужденные будут на своем личном примере знать, как вести себя на свободе и какие сложности могут возникнуть при устройстве на работу, при поиске жилья. Необходимо создание реабилитационных центров при каждом ИУ для освобождающихся. Деятельность таких центров может служить отправной точкой для решения проблем, возникающих в связи с социальной реабилитацией лиц, отбывших лишение свободы. Но, к сожалению, существующая нормативноправовая база делает достаточно сложным привлечение бюджетных средств, для развития подобных центров. Получить долговременный положительный результат, рассчитывая только на финансовые средства учредителей и благотворительность крайне трудно, учитывая экономические и финансовые трудности сегодняшнего дня. Нужен комплекс мероприятий по законодательному закреплению статуса подобных центров, их бюджетного софинансирования, возможных налоговых льгот. Только сочетание частной инициативы и помощи государства может дать реальный эффект. В России не существует ни единой системы ресоциализации бывших заключенных, ни закона, который бы контролировал эту систему. Чтобы получить помощь, осужденному нужно обратиться в центр социальной адаптации или центр занятости — там помогают всем «незащищенным группам населения», к которым относятся в том числе сироты, бездомные, наркозависимые. Бывшие заключенные могут претендовать на помощь по закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Они получают не специфический набор, который соответствовал бы особенностям их положения, а отдельные услуги, предназначенные для бездомных, безработных, малоимущих и инвалидов. Более того, помощь можно получить только если человек смог доказать свою принадлежность к какой-либо из этих групп. Для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осознания ими различий тюремной и мирской жизни, усвоения норм и правил на свободе необходим конкретный комплекс мер по организации социальной реабилитации при взаимодействии специалистов разных ведомств, который проводиться в два основных этапа. I этап: работа в исправительном учреждении До освобождения осужденного в исправительном учреждении проводится работа, которая предусматривает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению – «социальные лифты». Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Главная цель системы «социальных лифтов» – помочь человеку, оказавшемуся в местах лишения свободы, вернуться к нормальной жизни. II этап: работа после освобождения (в постпенитенциарный период) до восстановления способности индивида к полноценному социальному функционированию Пребывание осужденного в закрытом учреждении исполнения наказания требует усвоения норм и правил тюремной жизни, которые отличаются от правил жизни на свободе. Адаптироваться к жизни в тюрьме – это означает изменить целый ряд привычек, стереотипов поведения, форм самоконтроля и пр. Однако то, что является адаптивным в условиях тюремного заключения, далеко не всегда эффективно и даже вступает в противоречие с требованиями окружения в условиях жизни на свободе. Поэтому зачастую бывший заключенный не способен быстро изменить свое поведение и, следовательно, сталкиваясь с рядом трудностей социальной реадаптации, нуждается в комплексной помощи. Одна из основных проблем в процессе социальной адаптации для бывших осужденных – трудоустройство . Трудности, с которыми сталкиваются освободившиеся при поиске работы: — ограниченное число вакансий на рынке труда; — дискриминация со стороны работодателей; — отсутствие справки о доходах с последнего места работы в местах лишения свободы, что не позволяет встать на учет по безработице в службе занятости населения; — не готовность к активному самостоятельному поиску работы. Важной проблемой остаются и вопросы жилищного характера, такие как: нежелание людей, совместно проживающих с освободившимся в одной квартире, жить вместе, что препятствует его нахождению на совместной площади; отсутствие юридической грамотности, что приводят бывших заключенных к бездомности. Проблемы социальной реадаптации также имеют ряд субъективных факторов, среди которых: — низкая мотивация на обращение за помощью; плохие коммуникативные навыки и страх перед обращением в какие-либо официальные структуры и организации; — низкая информированность о доступных видах помощи; — отсутствие навыков обращения за помощью и неумение формулировать запрос. Роль социальных работников в данном случае заключается в содействии освободившимся в получении данных медицинских услуг, в проведении профилактических мероприятий, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни. Социально-психологическое направление заключается в психокоррекционной работе и психологическом консультировании освободившегося, формировании у него адаптивных способностей к новым социальным условиям. Социально-педагогическое направление предполагает содействие в организации мер педагогической помощи к получению образования, ликвидации педагогической запущенности, выработку уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностнопрофессиональной ориентации. Профессионально-трудовое направление включает в себя профессиональную ориентацию, содействие в получении профессионального образования, профессиональной подготовке и переподготовке, профессиональнопроизводственной адаптации и трудоустройстве освободившегося. Социально-правовое направление представляет собой защиту прав и интересов освободившегося посредством использования законодательной базы социальной защиты населения, что находит свое выражение в правовом консультировании, информировании о социальных правах, льготах, гарантиях, в содействии в оформлении правовой документации, оказании юридической помощи в различных вопросах и т. п. Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности клиента к условиям изменяющейся социальной среды, включающий в себя умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессии, умение установить межличностные отношения, владение способами реализации планов и достижения результатов (способами, которые не противоречат устоявшимся социальным нормам). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: 1) самообслуживание (организация питания, способность к организации быта, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетать труд и отдых); 2) самостоятельность передвижения (знание назначения транспортных средств для достижения своих целей при выполнении бытовой, общественной, профессиональной деятельности, знание инфраструктуры своей территории, ориентация на местности); 3) включение в трудовую деятельность (формирование мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости). Таким образом, социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предполагает оказание помощи клиентам, освободившимся из уголовно-исполнительной системы, посредством содействия в успешной социальной адаптации после выхода на свободу и профилактики повторных правонарушений.

2.2 Основные формы оказания социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности. То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:  обучение осуждённых;  трудовую деятельность;  занятия спортом;  приобщение к культурно-просветительским мероприятиям. Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них. Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной. В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях. Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её. В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания). Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности. Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества. Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:  принудительная изоляция от общества;  включение осуждённых в однополые группы;  жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;  облачение в спецформу;  замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;  отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;  утрата свободы действий . При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно. Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам. Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности. Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе . Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации. При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается. Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными. Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур. Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства. Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества. Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:  исполнение наказания;  ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме. Ресоциализация включает в себя:  профилактику;  коррекцию;  восстановление. Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека. Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление. Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения. При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные. Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом. Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых . Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников . К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь. Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии. К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс. Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни. Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:  закон о социальной адаптации осуждённых;  правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;  ответственность местных органов власти. Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока. Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе. Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся. В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности . Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:  психопрофилактику;  психокоррекцию;  психотерапию в кризисных и критических ситуациях. Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:  раскаяние;  осознание вины, очищение;  выработка социального иммунитета . Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения. Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации. Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении. Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.). И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс. Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты. Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия. Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений. Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:  пенитенциарный;  постпенитенциарный. Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:  образование;  воспитательная работа;  общественно-полезный труд;  поддержание социально полезных связей. Поддержание социальных связей с родственниками – один из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах . Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии. Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий. Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер. Содержание, формы и методы ресоциализации зависят от особенностей личности осуждённого, а сам процесс предполагает комплексную помощь со стороны компетентных специалистов.

2.3 Средства ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы

Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы включает комплекс определенных мер, технологий с использованием различных необходимых форм взаимодействия. Изучая содержание процесса ресоциализации следует обратиться к информации по поводу способов исправления осужденных. Ведущими способами исправления считается установленный порядок исполнения и отбывания наказания (т.е., режим), общественно полезная и социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально- техническое обучение, социальное воздействие. Все эти способы исправления можно рассмотреть как основную составляющую ресоциализирующей деятельности, так как направлены на исправление. В настоящее время в исправительных учреждениях данные способы используются с учетом разновидности наказания, личности осужденного, характера и степени общественной опасности и мотивов преступления, а также поведения осужденного во время отбывания наказания. Любая деятельность должна основываться на соответствующих ей принципах. В статье «Специфические особенности организации воспитательной работы с осужденными женщинами» Т.В. Кириллова выделяет, что процесс исправления осужденных женщин основывается на тех же принципах, с помощью тех же средств, форм и методов, по тем же основным направлениям, характерных для осужденных мужчин. Однако при организации воспитательной работы необходимо учитывать специфику физиологии и психологии данной категории осужденных . В нашем уголовном законодательстве Российской федерации прописано, что исполнение наказания осужденными, к лишению свободы, женщин производится с учетом гендерных особенностей. Это проявление можно заметить в режиме отбывания наказания, где у женщин нет строгого режима отбывания наказания, а есть общий режим. А принципы отбывания наказания не отличаются по гендерным особенностям, так как они относятся только к общей категории — категории осужденных. Формирование «новой» реальности для осужденного весьма сложна. Организация данного условия заключается в формировании в ИУ среды, наполненной социально одобряемыми характеристиками. Задача сотрудников состоит в том, чтобы наполнить его среду ценностными смыслами и содержанием и управлять ее влияниями. Также важно и наличие компетентного персонала ресоциализации, который выступает организатором создания новой реальности для осужденного. Реализация данного условия заключается в постоянном взаимодействии осужденного с персоналом ресоциализации. Задача сотрудников ИУ, отвечающих за организацию процесса ресоциализации на пенитенциарном этапе (специалистов по социальной работе), заключается в формировании и обучении группы персонала ресоциализации. Важно, чтобы каждый сотрудник ИУ (от руководителя до рядового сотрудника любого подразделения), каждый член семьи представлял свою роль в ресоциализации осужденного. Условия изоляции осужденного к лишению свободы должны представлять среду, ориентированную на его успешную ресоциализацию в колонии. Перед сотрудниками стоит важнейшая задача, которая заключается в положительном влиянии на осужденного в целях пересмотрения его ценностных ориентиров, направленных на исправление от криминальных характеристик. В этом процессе участвуют не только сотрудники исправительной колонии, велика роль социально -полезных связей, в котором задействованы близкие люди женщины. Природа человека устроена так, что влиянию семьи он поддается даже больше, чем всех остальных, так как он думает, заботится, переживает за близких и стремится к тому, чтобы быть вместе. Ресоциализация характеризуется постоянным взаимодействием участников данного процесса. Важно также обеспечить разрыв неполезных, ненужных связей, чтобы обеспечить полноценное исправление. Кроме отмеченных выше условий отмечается еще и условие изоляции, отделения индивида от «сожителей» по только что оставленному миру. Задача, стоящая перед сотрудниками, заключается в обеспечении физической и ментальной изоляции осужденного от прошлой жизни, прежнего образа мыслей, негативного видения своей жизненной перспективы и т.п.; стимулировании социальной активности осужденного, расширении круга его общения, формировании альтернативной (адекватной возможностям осужденного) жизненной перспективы. Следует на ранних ступенях ресоциализации избегать тех лиц, идей и т.п., которые расходятся с новым пониманием реальности. Необходима утрата прежней идентификации, замена старой обстановки на новую, отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев, привыкание к новым. Для реализации данного условия допускается ограничение индивидуальной автономии осужденного. Совершенно необходимое и неотъемлемое условие содержания пенитенциарного этапа это новое истолкование старой реальности, значимых других, всей биографии в рамках понятийного аппарата новой реальности. Реальным основанием ресоциализации является настоящее. Прошлое интерпретируется, чтобы оно соответствовало новой реальности. Формирование нового отношения (с точки зрения допустимых в настоящее время позиций) к прошлой жизни, переосмысление жизненного пути, создание условий для обретения новой социальной идентичности могут осуществляться в ходе взаимодействия осужденного с персоналом ресоциализации. Вся деятельность в исправительной колонии направлена именно на осужденного, на его исправление. Уже с первых дней пребывания в колонии начинается пенитенциарный этап ресоциализации осужденной, к лишению свободы, женщины. Начинается оказывание воздействия на него в соответствии с целями ресоциализации. Профессионально подготовленные специалисты помогают преодолевать социальные и личностные трудности по прибытию в колонию. Значение и роль сотрудников в процессе ресоциализации велика. Только они воздействуют на исправление осужденных, и результат ресоциализации зависит от их проделанной работы. Предполагается, что новая реальность изменит человека, от негативно характеризуемого до положительно характеризуемого осужденного. С точки зрения социальной работы ресоциализация — функция, которая опосредуется социальными работниками и которая заключается в помощи адаптироваться к новым условиям жизни, решать социальные проблемы. В социальной работе как деятельности имеются достаточное количество функций, направленных именно на оказание того или иного вида помощи, это заложено сутью данного важного процесса, который затрагивает абсолютно все категории граждан и именно поэтому она в исправительном учреждении непосредственно занимается и ресоциализаией осужденных женщин. Тем самым оказывая помощь в возникающих вопросах, ситуациях, связанных с отбыванием наказания . Организационный процесс ресоциализации основан на связи с целями уголовного наказания. Организация указанных условий и всех видов отношений в исправительном учреждении должны соответствовать определенной цели и системе правил, понимание и выполнение которых всеми сотрудниками учреждения значительно повышает эффективность жизнедеятельности осужденного и способствует его успешной ресоциализации. Ни один человек не может остаться в стороне от работы. При этом ответственность за результат в большей степени несет сам осужденный и его семья, поэтому они должны иметь строго очерченную сферу ответственности. Смоделированные в исправительном учреждении условия должны позволять им брать на себя ответственность за свою жизнь и будущее, а не перекладывать ее на других людей, сотрудников, социальные службы и прочее. Цель ресоциализации берет обоснование в целях уголовного наказания, то есть преследуется перевоспитание осужденной. Основываясь на этом следует выделить тот факт, что ответственность за успешную ресоциализацию лежит не только на сотруднике, который принимает участие в процессе, но и на семье осужденного, которой всегда стоит поддерживать связь с родственницей. Социально-полезные связи также направлены на успешную ресоциализацию, можно даже сказать, что являются также важнейшим мотиватором для осужденной к освобождению и исправлению. Одной из форм ресоциализации является общественное воздействие, который, как утверждает автор, может создавать предпосылки для успешного исполнения наказания и достижения его целей. Так как в нашем обществе сформированы 2 нормативные системы: моральная и правовая, роль общества имеет большое влияние в качестве моральных норм. Таким образом, данное воздействие можно рассмотреть в качестве нравственной санкции через презрение общества к категории осужденных . А в свою очередь это воздействие проявляется как педагогическое, потому что презрение и порицание дают понимание того, что ты сделал плохо, что таким людям нету места среди свободных граждан и следовательно напрашивается вывод о том, что в гражданском обществе все должны правопослушными гражданами без исключения. К ресоциализации как к процессу применяются различные подходы. Говоря об атрибутивном подходе Мухачев В.А. пишет, что применение некоторых техник из атрибутивных тренингов или, другими словами, обучения взаимодействию в новой культурной среде, усвоения социальных норм и традиций, вхождения в позитивную ролевую структуру поможет в адаптации при пребывании в исправительном учреждении . Данные техники будут иметь накопительный эффект и дадут положительные результаты даже после освобождения женщины, осужденной к лишению свободы из исправительного учреждения. И можно предположить, что данный подход весьма эффективен, так как осужденная будет просвещена в вопросах адаптации к новым местам пребывания. В условиях коррекции личностных черт и характера важную роль играет работа психологической службы исправительного учреждения. Психокоррекционные и психотерапевтические программы повышают успешность ресоциализации. В рамках этих мероприятий стоить уделить внимание духовно-нравственному воздействию религии на человека, поскольку религия помогает отступившемуся человеку направить свои устремления к творчеству и добру. Вера людей в нечто иное, неземное, божественное сформировалось еще в древние времена и с тех пор это стало вероисповеданием, где человек развивается духовно с помощью Бога. Религия каждого человека может отличаться степенью или уровнем веры в нечто небесное. Чем выше вера человека, тем он духовно богат, как считают в обществе верующих. Поэтому очень важно на территории исправительного учреждения предоставлять осужденным право совершать религиозные обряды, чтение молитв. Для кого-то это возможно и станет той самой нитью, которая приведет его к нормальному социальному образу жизни без правонарушений и преступлений. Таким образом, подводя итог к вышесказанному, следует отметить, что к средствам ресоциализации относится комплекс мер исправительного характера, осуществляемый совместной деятельностью отделов исправительной колонии. Комплекс мер представляет собой общественно полезную и социально-воспитательную виды работ, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, социальное воздействие, создание условий отбывания наказания средой, наполненной социально одобряемыми характеристиками. Данный комплекс мер должен осуществляться компетентными сотрудниками исправительного учреждения, который будет контролировать процесс со дня прибытия осужденной до дня освобождения. Важно чтобы различные меры воздействия носили именно дифференцированный и индивидуальный характер. Большую роль в определении содержания ресоциализации играет цели наказания, так сказать является основополагающим показателем для дальнейшего составления эффективной ресоциализации. Стоит отметить значительную роль психологической службы, которая напрямую работает с осужденной жениной в исправительной колонии на протяжении всего периода отбывания ею наказания. Именно психокоррекционные и психотерапевтические методы являются составляющей при изменении поведения, перевоспитании, исправлении от преступных направленностей личности. В столь важном процессе, конечно же, применяются технологии социальной работы, такие как социальное диагностирование осужденной, оказание социальной помощи, консультации, а также сопровождение в вопросах, ситуациях, связанных с трудоустройством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя. Чтобы минимизировать такие негативные последствия для бывшего осужденного, государство разработало несколько социальных мероприятий для адаптации – в частности выплачивается пособие освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется помощь на региональном уровне в социальных центрах и центрах занятости. Об этом далее расскажем более подробно. Подготовка осужденного к выходу на волю начинается заблаговременно – администрация исправительного учреждения направляет данные о нем в службу занятости и органы местного самоуправления по месту прописки гражданина. В уведомлении службе занятости указывают навыки гражданина, его специальность, особенности трудовой деятельности. Что касается органов местного самоуправления, то им должны сообщить, в первую очередь, о наличии или отсутствии жилья у бывшего осужденного. Те, в свою очередь, должны предпринять меры по материальному и жилищному обеспечению человека. Что касается прямых обязанностей администрации пенитенциарного учреждения, то они должны сделать следующее: • в день освобождения выдать гражданину его личные вещи (если они есть) и документы. • выплатить единоразовое материальное пособие в размере 850 рублей и средства, которые были заработаны осужденным на территории колонии (если такое имело место). • обеспечить его одеждой по погоде. • обеспечить бесплатный проезд к месту жительства: это может быть уже оформленный проездной билет или эквивалентная денежная выплата. Материальную помощь после освобождения должна выдать вместе с личными документами администрация пенитенциарного учреждения. Также согласно Федеральному Закону №178, если доход лица ниже минимального прожиточного минимума, то он имеет право обратиться в территориальный орган социальной защиты населения и получить дополнительное материальное пособие. Выплата денежных средств до момента устройств на работу будет осуществляться и службой занятости. Бывшему осужденному нужно встать на учет в качестве безработного, при себе нужно иметь такие документы: • паспорт; • трудовая книжка; • справка о доходах за последние три месяца – это нужно для расчета пособия по безработице; • документ об образовании, получении специальности, квалификации – если есть; • СНИЛС и ИНН. Размер пособия по безработице будет зависеть от средней заработной платы за последние 3 месяца, а также стажа работы. Кроме выплаты пособия в службе занятости бывшему осужденному будут содействовать в трудоустройстве. Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями. В таких специализированных центрах социальной адаптации оказывают следующую помощь: • обеспечение местом проживания – в среднем в таком реабилитационном центре можно проживать бесплатно до полугода. • юридическая помощь. • обеспечение предметами первой необходимости: одежда, предметы гигиены, постельное белье и так далее. • питание. • психологическая помощь. • содействие в оформлении личных документов. Адреса таких центров можно получить в органе социальной защиты, также информацию о них иногда размещают на сайтах муниципалитета. При освобождении из мест лишения свободы можно и нужно использовать все доступные виды социальной помощи, и не только материального характера. Получить бесплатную консультацию юриста можно и на нашем сайте – напишите в форму обратной связи или позвоните по указанным контактам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ.- 04.08.2014.- N 31.- ст. 4398 2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 13.01.1997.- N 2.- ст. 198 3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 02.12.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ.- 19.08.1993.- N 33.- ст. 1316. 4. Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 N 800 (ред. от 03.11.2011) «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ.- 01.01.2007.- N 1 (2 ч.).- ст. 258. 5. Постановление Правительства РФ от 24.10.1997 N 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» // Собрание законодательства РФ.- 03.11.1997.- N 44.- ст. 5074 6. Приказ Минюста России от 22.06.2017 N 111 «Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда» // СПС «Гарант» 7. Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 N 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 7.- 13.02.2006. II. Научная и учебная литература: 8. Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. Домодедово. – 2016 – 105с. 9. Алфимова О.А. Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы. Учебное пособие. Новокузнецк, — 2016 – 80с. 10. Ананьев О. Г. Социальная работа в уголовно — исполнительной системе. Рязань, 2015 – 54с. 11. Баграева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2016, — 84с. 12. Баранов Ю.В. Прикладные механизмы ресоциализации осужденных к лишению свободы // Человек: преступление и наказание. – 2014. — № 2. – С. 19-20 13. Бочаров В. М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений. Краснодар, 2017 – 180с. 14. Дебольский М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы. М.: Юнити Дана, 2016 – 164с. 15. Ермолаева Ю. А. Психокоррекционные и психотерапевтические программы, повышающие успешность ресоциализации осужденных. Киров. 2014 – 49с. 16. Ефименок Е. С., Санташова Л. Л. К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве // Юридические науки. №4, 201, С.50-51 17. Игнатьев А.М. Социально-психологическая адаптация осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. N 6. С. 9-10 18. Канаева С.А. Процесс подготовки осужденных к освобождению и сопровождающие его проблемы. Благовещенск: АМГУ, 2015 – 92с. 19. Кириллова Т. В. Специфические особенности организации воспитательной работы с осужденными женщинами . Рязань. 2015 – 150с. 20. Коновалова Н. А. Деятельность специалиста по социальной работе по созданию условий для ресоциализации осужденных в исправительном учреждении // Ведомости уголовно¬исполнительной системы. — 2015. — №4 . С. 10-11 21. Корольков К.В. Социально-педагогический анализ исправительных воздействий в местах лишения свободы. Ставрополь, 2017, С. 44 22. Коростылева О.В. Постпенитенциарная работа с осужденными. Новокузнецк, 2017 – 131с. 23. Кудрявцев Г. С. Объекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М., 2017 – 40с. 24. Латышева Л. А. Социальная работа в исправительном учреждении как основа ресоциализации осужденных. Вологда, 2014 – 70с. 25. Мухачев В. А. Ресоциализация осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Новочеркасск, 2016 – 43с. 26. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти: Монография. М.: ИНФРА-М, 2017 – 263с. 27. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов : Сарат. гос. акад. права, 2015 – 250с. 28. Чумак Е. Г. Технология социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. – Сургут, 2014 – 60с.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.vniims.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru