Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро вступительные экзамены?

Правительство РФ состав, порядок формирования и полномочия



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ 5
1.1. Основы правового статуса Правительства РФ. 5
1.2 Формирование Правительства РФ в свете конституционных поправок 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 14
2.1. Взаимоотношения Президента и Правительства 14
2.2. Правительство РФ как субъект внешнего контроля 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 36

ВВЕДЕНИЕ

Рассматриваемая тема работы носит актуальный характер и представляет собой важное исследование. Прежде всего, актуальность темы обуславливается теоретико-правовым и практическим значением исследования вопросов и проблем компетенции Правительства РФ.
Правительство РФ – основной и «фундаментальный» субъект реализа-ции исполнительной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой дея¬тельности, возникновение правовых отноше¬ний. Статус иных участников такого рода правовых отношений во многом становится реальным именно в сфере деятельности таких государственных органов.
Изучение таких вопросов важно потому, что сегодня в нашей стране происходит процесс существенных конституционных преобразований, который связана с принятием конституционных поправок в 2020 году.
Конституционная реформа стала важнейшим политико-правовым событием в России с момента принятия Конституции в 1993 году. В процессе подготовки и внесения поправок в Конституцию России нам удалось не только сохранить все основные достижения в развитии правовой системы, но и создать прочную основу для дальнейшего совершенствования правопорядка в строгом соответствии с ожиданиями людей, с представлениями граждан России о собственном будущем и будущем своей страны.
Самостоятельным направлением конституционной реформы стало укрепление парламентских институтов, обусловленное усилением роли палат Федерального Собрания как органов народного представительства. Так, согласно внесенным изменениям в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Государственная Дума получила право утверждать кандидатуры председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. В свою очередь, назначение президентом на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций будет осуществляться после консультаций с Советом Федерации.
Таким образом, объектом исследований данной работы является правовой статус Правительства РФ РФ.
Предмет работы – компетенция Правительства РФ, как органа исполнительной власти.
Цель работы — всестороннее проанализировать понятие, сущность и особенности статуса Правительства РФ.
Задачи работы:
1. Проанализировать Конституцию РФ основные законы, регламентирующие статус Правительства РФ.
2. Осветить основные положения об организации Правительства РФ.
3. Исследовать структуру и систему Правительства РФ.
4. Раскрыть компетенцию Правительства РФ.
Методология работы представлена совокупностью наиболее распространенных приемов и методов исследований. Среди них можно отметить такие как анализ и синтез законодательства в рамках темы, использование формально-юридического метода, структурно-логическое изложение исследуемого материала, сравнительно-правовое исследование.
Источниковую базу работы составили законодательство РФ о статусе и полномочиях Правительства РФ, современная учебная и научная литература, а также некоторые стати и публикации практикующих юристов в юридических правовых изданиях по теме исследования.
Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение. Первая глава работы посвящена анализу правового статуса правительства РФ по конституции РФ. Во второй главе работы характеризуется. современное положение Правительства РФ в системе органов власти.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ

1.1. Основы правового статуса Правительства РФ.

Наиболее широко распространено понятие правительства, как исполнительной власти. В большинстве стран мира это совет министров, который управляет повседневными делами страны.
Правительство — это коллегиальный орган, с помощью которого производится ежедневное руководство внешней и внутренней политикой государства. Он координирует различные направления управленческой деятельности, регулирует различные сферы жизни: защита, иностранные дела, экономика, охрана общественного порядка, образование, культура и др. .
Правительство в разных странах по-разному называется. Наиболее широко применяются названия: совет министров, правительство, государственный совет, федеральный совет и др.
Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти в России. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории страны. Статус правительства определен в главе 6 Конституции РФ.
Задача правительства — обеспечивать согласованную работу всех структур исполнительной власти, руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
Согласно Конституции РФ, правительство подотчетно президенту Российской Федерации и подконтрольно Государственной Думе. Президент может отправить правительство в отставку, а Госдума имеет право выразить правительству вотум недоверия.
Официальный сайт российского правительства — http://government.ru/
Там, в частности, публикуются постановления правительства РФ — их можно найти через поиск по документам.
Конституция РФ закрепляет основу правительства: в него входят председатель правительства (премьер-министр), его заместители (вице-премьеры) и федеральные министры.
Число вице-премьеров может меняться, также могут создаваться и упраздняться отдельные министерства и федеральные органы исполнительной власти.
В Конституции РФ не сказано, является ли главой исполнительной власти премьер-министр или же президент. Некоторые органы подчиняются не премьер-министру, а непосредственно президенту: например, Министерство обороны, МВД, МИД, ФСБ и другие. Президент также имеет право возглавлять заседания правительства.
К полномочиям правительства Российской Федерации относятся:
• Разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения
• Проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
• Проведение в РФ единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
• Управление федеральной собственностью
• Осуществление мер по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики
• Обеспечение законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью .
Вступивший в должность президент РФ отправляет правительство в отставку (министры продолжают работать в статусе и.о. — исполняющих обязанности). Затем в течение двух недель после инаугурации президент вносит на рассмотрение Госдумы кандидатуру председателя правительства. Это может быть тот же самый человек, что был премьером и прежде.
Государственная дума РФ в ходе тайного голосования одобряет или отклоняет кандидатуру главы правительства. Для утверждения кандидата необходимо большинство от общего состава Думы.
Если кандидатура одобрена, президент назначает премьер-министра. В недельный срок новый глава правительства предлагает президенту кандидатов на должности федеральных министров. Президент производит назначения.
Владимир Путин и Дмитрий Медведев в ходе утверждения кандидатуры главы правительства Госдумой. 8 мая 2018 года. Фото: Reuters
Если же депутаты трижды отклоняют кандидатуру премьер-министра, президент получает право назначить премьер-министра по своему усмотрению, распустить Госдуму и назначить новые думские выборы.
Но подобного случая в истории России еще не было. Даже в 1998 году президент Борис Ельцин не решился на конфликт с Госдумой, когда та дважды не одобрила кандидатуру Виктора Черномырдина на премьерский пост (Ельцин планировал вернуть Черномырдина в премьеры после дефолта и отставки правительства Сергея Кириенко).
Тогда Ельцин не стал выдвигать Черномырдина в премьеры в третий раз, распускать Думу и проводить новые выборы. Президент предложил компромиссную кандидатуру — Евгения Примакова, которого депутаты с первой попытки согласились сделать главой правительства.

Исполнительная власть России осуществляется Правительством – высшим органом власти, во главе которого стоит Президент. Его деятельность контролируется законодательством. Если говорить простыми словами, то Правительство ответственно за «хозяйственные дела», к которым относится не только финансовая сторона вопроса, но и некоторые иные функции. По Конституции РФ Правительство наделяется следующими полномочиями:
— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении бюджета;
— представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой;
— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществляет управление федеральной собственностью;
— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» распределил все полномочия этого органа по основным сферам деятельности:
— Общие полномочия Правительства Российской Федерации
— Полномочия в области социального обеспечения
— Полномочия в области защиты семьи и детства
— Полномочия в области здравоохранения
— Полномочия в области трудовых отношений
— Полномочия в области экономики
— Полномочия в области бюджетной, финансовой и денежно-кредитной политики
— Полномочия в области взаимодействия с институтами гражданского общества
— Полномочия в области науки, образования и культуры

— Полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования
— Полномочия в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью
— Полномочия в области обеспечения обороны страны и безопасности государства

— Полномочия в области внешней политики и международных отношений
— Полномочия в области законодательной деятельности

1.2 Формирование Правительства РФ в свете конституционных поправок

Формирование Правительства РФ согласно первоначальной редакции Конституции РФ предполагало совместное участие Президента РФ и Государственной Думы в этом механизме при доминирующей роли главы государства, назначавшего Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, что соответствовало природе президентского правления.
Отказ Государственной Думы в даче согласия на назначение главы Правительства казался преодолимым, поскольку после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ Президент мог назначить Председателя Правительства и распустить Государственную Думу. В литературе указывалось, что процесс назначения Председателя Правительства РФ «происходит вне зависимости от мнения Государственной Думы и подчас идет вразрез с ним».
Однако роспуск Госдумы в названной ситуации диктовался необходимостью своевременного формирования высшего исполнительного органа власти, несущего основное бремя государственного управления. Конституционный Суд РФ в этой связи отмечает конституционную ответственность Президента РФ за формирование Правительства РФ, указывая на решающую роль главы государства в определении персонального состава Правительства. В науке отмечается, что Правительство РФ, обеспечивающее жизнедеятельность общества и государства, должно функционировать постоянно (непрерывно) .
Остальные члены Правительства РФ назначались Президентом РФ совершенно самостоятельно, без формального участия Государственной Думы. Как отмечается в литературе, в президентских республиках правительство формируется в значительной степени по усмотрению главы государства.
В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. глава государства отметил готовность Государственной Думы взять на себя большую ответственность за формирование Правительства РФ и проводимую им политику.
Президент РФ предложил новый механизм образования российского правительства, предоставив Госдуме не согласование, а именно утверждение кандидатуры главы Правительства РФ, а затем по его представлению — кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Президент РФ при этом должен был согласиться с решением нижней парламентской палаты по утверждению состава Правительства РФ, что, по мнению главы государства, должно было повысить значение и роль российского парламента, самостоятельность и ответственность главы Правительства РФ, сделать более содержательным взаимодействие ветвей власти .
Стоит отметить, что попытки расширения парламентского участия в формировании федерального правительства предпринимались и ранее. Так, еще 16 июля 1998 г. Госдума предложила главе государства инициировать поправки к Конституции РФ о назначении и освобождении членов Правительства РФ с согласия Государственной Думы .
Предлагались и более радикальные сценарии, направленные на формирование Правительства России на партийных началах. С таким предложением, в частности, на заседании нижней палаты 22 июня 1995 г. выступил депутат В.В. Жириновский .
В соответствии с предложениями президентского Послания 15 января 2020 г. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в Конституцию РФ были внесены поправки, изменившие порядок формирования Правительства России.
Согласно новой редакции ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.
Назначенный Председатель Правительства РФ затем представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением министров, деятельностью которых руководит глава государства.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются затем на должность Президентом РФ, который при этом не вправе отказать в назначении.
Что касается федеральных министров, руководство деятельностью которых осуществляет глава государства (ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности), то они назначаются на должность Президентом РФ самостоятельно, но после обязательных консультаций с Советом Федерации (п. «д» 1 ст. 83 Конституции РФ).
Разумеется, расширение парламентского участия в механизме формирования Правительства РФ усиливает разделение властей, обеспечивает большую самостоятельность правительства.
Способ формирования правительства непосредственно сказывается на его фактическом статусе. Формирование правительства с участием разных сторон повышает степень самостоятельности правительства и его главы от вышестоящих носителей власти.
В этом смысле новый механизм формирования российского правительства повышает его конституционный статус, роль главы Правительства РФ в качестве «второго лица» государства .
В то же время невозможно в полной мере говорить о переходе права формирования Правительства РФ от главы государства к парламенту (Государственной Думе).
Дело в том, что согласно конституционным поправкам после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает главу Правительства РФ и при этом может распустить нижнюю палату (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Таким образом, позиция Государственной Думы в вопросе формирования должности Председателя Правительства РФ не является окончательной, Президент РФ вправе с ней не согласиться, самостоятельно назначив премьера.
Аналогичная ситуация складывается в отношении кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. То есть опять-таки позиция Государственной Думы оказывается преодолимой .
В отличие от прежней редакции Основного Закона Президент РФ в отмеченной ситуации может воздержаться от роспуска Государственной Думы. Подобная конструкция с позиций разделения властей может показаться более привлекательной, поскольку способствует сохранению думского представительства. Однако она оставляет открытым вопрос: каким образом будет обеспечиваться конструктивное взаимодействие Правительства РФ и Парламента (Государственной Думы) в условиях отсутствия у главы Правительства РФ думского доверия? Не приведет ли это к кризису в отношениях законодательной и исполнительной ветвей власти? Разумеется, сегодня подобное опасение выглядит гипотетическим (как и возможность неутверждения Госдумой президентских кандидатур) ввиду преобладания в парламенте так называемой партии власти, но ведь ситуация в будущем может измениться. Конституционные конструкции не могут основываться на политической или партийной конъюнктуре.
Выглядело бы логичнее, на наш взгляд, предоставить Государственной Думе право окончательного решения вопроса о формировании Правительства РФ, за исключением министров, руководимых главой государства.
Конечно, предлагаемая конструкции чревата переходом России к режиму парламентарного правления, против которого решительно возражал глава государства в своем ежегодном Послании, указывая, что наша страна не может нормально развиваться, «просто существовать стабильно» в форме парламентской республики .
Но подобная «опасность» вполне нейтрализуется правом Президента РФ во всякое время и во всяком случае прибегнуть к отставке Правительства РФ в целом, а также освободить от должности любого члена Правительства РФ.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

2.1. Взаимоотношения Президента и Правительства

Анализ взаимоотношений Президента и Правительства как институтов публичной власти следует оценивать с позиций конституционных изменений, относящихся к статусу этих органов. Соотношение этих ведущих органов государственной власти предопределяется концептуальными началами Основного Закона, которыми руководствовался конституционный законодатель. В связи с этим важно сравнить конституционную модель соотношения главы государства и Правительства исходя из начальной и действующей редакций Конституции России, проследив, таким образом, его эволюцию.
Процесс подготовки действующей Конституции России свидетельствует о намерении ее разработчиков сконструировать институт полномочного и ответственного Правительства, возглавляющего вертикаль исполнительной власти. Так, на заседании группы представителей федеральных органов государственной власти по доработке проекта Конституции РФ Конституционного Совещания 7 июня 1993 г. В свое время Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин заметил, что проект Конституции, внесенный Президентом на обсуждение данного Совещания, предоставляет Правительству достаточно мощные инструменты для осуществления функций федеральной исполнительной власти, и в первую очередь в области проведения экономической политики и управления федеральной собственностью .
Конституция РФ позиционирует Правительство в качестве слагаемого конституционного строя, называя его в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции в системе государственной власти Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с этим Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 11 Конституции называет Правительство РФ институциональным элементом конституционного строя Российской Федерации .
Самостоятельность федерального Правительства раскрывалась в таких его статусных показателях, как:
— наличие отдельной главы Конституции, посвященной Правительству (гл. 6);
— наличие конституционного закона о Правительстве;
— обладание правом законодательной, бюджетной и конституционной инициативы;
— обязательное участие в экспертизе законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
— наличие масштабной и вариативной компетенции, в соответствии с которой Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 13 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»);
— право обращения с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции текущего законодательства.
Самостоятельность российского Правительства подтверждалась юридической силой его актов, отменяемых главой государства не безусловно, а только по причине их незаконности.
Конституционное законодательство, таким образом, свидетельствовало о наличии у Правительства РФ высокого и ответственного конституционно-правового статуса, собственного конституционного комплекса власти, весьма протяженной по предметам ведения и полномочиям. Основываясь на конституционных формулировках того времени правоведы отмечали, что Правительству России принадлежит весь объем исполнительной власти Российской Федерации.
Самостоятельность правительства предполагает его относительную независимость от главы государства. Правительство юридически свободно в той мере, в какой оно административно не подчинено главе государства. В этом вопросе природа российского Правительства остается спорной.
Ряд ученых отрицают самостоятельность Правительства РФ, называя его командой Президента, органом при главе государства и т.п.
Между тем Конституция России в ее начальной редакции отчетливо функционально разделяла главу государства и Правительство. Если Конституция России в перестроечной редакции называла Президента главой исполнительной власти (ст. 121-1), что давало основание ученым именовать Президента высшим олицетворением исполнительной власти в стране, то Конституция РФ 1993 г. именовала Президента лишь главой государства, вверяя осуществление исполнительной власти Правительству РФ (ч. 1 ст. 110). Ю.Л. Шульженко отмечал, что в новой Конституции России произошло своего рода отделение Президента от исполнительной власти .
Наличие самостоятельного Правительства, юридически автономного от главы государства, позволяло классифицировать форму государственного правления России как полупрезидентскую, смешанную, сочетающую признаки президенционализма и парламентаризма.
В свое время автор настоящей статьи отмечал применительно к начальной конституционной редакции, что самостоятельность Правительства, реализующего собственные задачи в государственном управлении, свидетельствует о наличии в России президентско-парламентарной (полупрезидентской) формы правления, предполагающей самостоятельное существование правительственной власти наряду с президентской. Можно было говорить лишь о заметном преобладании президенционализма над парламентаризмом в государственном правлении России, вытекающем из особенностей российской модели смешанного правления, имеющей историческое и политическое обоснование.
Конституционная модель государственного правления в России включала институт парламентской ответственности Правительства РФ, не свойственной сугубо президентскому правлению, в виде вотума недоверия Правительству и отказа Правительству в доверии со стороны Государственной Думы.
Версия о принадлежности Российской Федерации к полупрезидентскому правлению широко отстаивалась в науке. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечал, что «в России не суперпрезидентская модель. С формально-юридической точки зрения у нас полупрезидентская республика, где есть и Парламент, и Президент, и Правительство» .
Высказывались и другие мнения, определяющая Россию президентской и даже суперпрезидентской республикой. В.В. Гончаров указывал, что анализ законодательно закрепленных полномочий Президента России «позволяет говорить о сверхпрезидентской республике с отсутствием механизма сдержек и противовесов» .
Соотношение Президента и Правительства России согласно концептуальным началам Конституции 1993 г. имело политико-правовое измерение, основанное на особой роли главы государства в полупрезидентском правлении, выполнении им координационно-арбитражных функций, обеспечивающих согласованное функционирование публичных властей и посредничество между ними. В республиках смешанного, президентско-парламентарного типа глава государства выполняет специальные функции, обеспечивающие слаженное функционирование государственного механизма, консолидацию государственной деятельности в рамках конституции. Президент здесь осуществляет стратегическое руководство государством, выступая гарантом конституционного строя. Его отношение к традиционным институтам государственной власти определяется задачами согласования их интересов и деятельности в конкретной конституционной практике, разрешения конфликтов ветвей и органов государственной власти с использованием согласительных процедур без вмешательства в отправление их функций. Координирующая роль Президента РФ отмечена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которым Президент РФ обеспечивал согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других федеральных органов государственной власти (ст. 30). Как указывает В.Д. Зорькин, именно Президент приводит все ветви власти к гармоническому единству.
Координационно-арбитражные функции главы государства в условиях смешанного государственного правления отмечаются многими конституциями мира. Так, согласно Конституции Франции Президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5); по Конституции Республики Беларусь Президент осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79); в соответствии с Конституцией Румынии Президент осуществляет посредничество между властями государства (п. 1 ст. 89); по Конституции Казахстана Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти (п. 3 ст. 40).
Самостоятельность Правительства РФ находит выражение в статусе Председателя Правительства, которого Конституция наделяет качествами «второго лица» государства. Правительство РФ возглавляет не Президент, а Председатель Правительства, который представляет Правительство РФ в стране и за ее пределами; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства РФ. Отсюда вытекает, в частности, что Президент не вправе действовать как глава Правительства, преобразовывать Правительство в иной орган, например, в кабинет министров или брать непосредственное руководство этим органом в свои руки .
Содержание подготовки действующей Конституции России свидетельствует о том, что в ней проектировался институт «сильного» премьера, способного реализовать назначение исполнительной власти, обладающего собственным конституционно-правовым статусом. Так, на Конституционном Совещании, на заседании группы представителей федеральных органов государственной власти по доработке проекта Конституции РФ 14 июня 1993 г. была подтверждена позиция, в соответствии с которой «премьер должен стать по новой Конституции самостоятельной политической фигурой, возглавлять исполнительную власть» <13>. Как отмечал Л.А. Окуньков, в процессе создания действующей Конституции РФ речь шла о создании полноценного федерального органа общей компетенции, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации, что и было записано в ст. 110 Конституции. «При этом Председатель Правительства наделялся весьма существенными самостоятельными полномочиями (ст. 113 Конституции) и становился второй по значимости политической фигурой среди высших должностных лиц России» .
Конституционная самостоятельность главы российского Правительства сказывалась в наличии у него собственных конституционных полномочий, существующих наряду с конституционным ведением Правительства РФ в целом. Как отмечается в литературе, в осуществлении своих конституционных полномочий глава Правительства РФ реализует собственную правоспособность, выступает самостоятельным субъектом публично-правовых отношений. К числу этих полномочий относятся: представление Президенту РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции); постановка перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ); исполнение обязанностей Президента РФ во всех случаях, когда Президент не в состоянии их выполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).
Конституция России предоставляет Президенту право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст. 83), что давало основания некоторым авторам называть Президента главой исполнительной власти.
Заметим, что право председательствовать на заседаниях Правительства не составляет принадлежность только российского Президента, оно свойственно главам других полупрезидентских республик, исповедующих принцип широкой автономии правительства. В России это президентское полномочие выражено мягче, нежели, например, во Франции, где президент обязан председательствовать на заседании правительства, формируя, кроме того, повестку дня заседания и подписывая правительственные решения. В России во всяком случае все правительственные акты подписываются главой Правительства. Следует учитывать, что российские президенты никогда не злоупотребляли правом лично руководить заседаниями Правительства. Как отмечал В.Е. Чиркин, «в России Правительство лишь в редчайших случаях заседает под руководством Президента» .
Президента РФ формально нельзя было назвать главой или высшим органом исполнительной власти. Его отношение к Правительству РФ строилось в контексте общего руководства страной, определения основных направлений государственной политики, осуществления им конституционной функции обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, которая распространялась и на федеральное Правительство.
Многие констатируют существенные и обширные управленческие полномочия Президента РФ, касающиеся Правительства, федеральных министерств и ведомств, обоснованно замечал, что эти полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские.
В отношениях Президента и Правительства отсутствовали элементы прямого административного соподчинения. Согласование их деятельности осуществлялось преимущественно посредством поручений главы государства Правительству. Из Конституции и федеральных законов отнюдь не вытекало, что Правительство возглавляет единую систему органов исполнительной власти в России лишь номинально. Правительство и по букве закона, и по практике — это действительно высший исполнительный орган общей компетенции. Президент без Правительства — это заведомо слабая фигура. Специфика взаимоотношений этих органов в том, что они должны выполнять свои функции без административной субординации.
Сказанное не исключает общего руководства Президентом правительственной деятельностью, свойственного всякому полупрезидентскому режиму. Конституционный Суд РФ последовательно указывает, что статус главы государства обусловливает полномочия Президента РФ по определению направлений деятельности Правительства РФ и контролю за ней, а также конституционную ответственность Президента за деятельность Правительства.
В то же время невозможно говорить о полной независимости правительства от главы государства при смешанном правлении. В Российской Федерации Правительство юридически подчинялось Президенту, о чем убедительно свидетельствовал тон президентских посланий Федеральному Собранию, содержавших императивные указания Правительству.
Наличие отношений подотчетности и подконтрольности Правительства главе государства, субординационной связи между ними в то же время не отрицает самостоятельность Правительства и исполнительной власти в целом.
Приоритет президентской власти над правительственной выдают многочисленные поручения Президента Правительству, содержащие директивные указания. Здесь, однако, важно отметить, что президентские директивы по отношению к Правительству России формулируются в пределах компетенции Правительства и не могут содержать какие-либо поручения и обязанности, не входящие в ведение российского Правительства как органа государственной власти.
Поправки, внесенные в Конституцию Законом РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, по величине и значению ознаменовали масштабную конституционную реформу в России. Как заметила сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т.Я. Хабриева, «это смелая реформа. Я думаю, что главное предназначение и значение поправок — это углубление демократизации. Потому что у нас более изящные очертания приобретет форма государственности, парламент приобретает дополнительные полномочия» .
Конституционными поправками внесены существенные коррективы в соотношение Президента и Правительства в системе государственной власти.
В соответствии с новой редакцией Основного Закона Правительство РФ осуществляет исполнительную власть под общим руководством Президента РФ (ст. 110 Конституции РФ). Это весьма красноречивая конституционная формула, рельефно выражающая доминирующую роль главы государства в сфере исполнительной власти. Эта формула находит отражение в ст. 1 нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». «В связи с этим представляется актуальным рассмотрение правового статуса Президента Российской Федерации как фактического организатора и руководителя всей системы исполнительной власти России» .
Новая редакция ст. 113 Конституции РФ в функциональную характеристику Председателя Правительства более не вкладывает определение им основных направлений деятельности Правительства, сохраняя за ним только организацию работы этого органа. Это позволяет утверждать, что определение основных направлений деятельности Правительства теперь лежит на Президенте. Учитывая масштаб правительственной деятельности, охватывающей, по сути, все сферы государственного управления, подобная новелла представляется вполне обоснованной.
При этом ст. 113 Конституции РФ устанавливает «персональную ответственность» Председателя Правительства перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий. В данном случае речь идет больше об ответственности позитивной, выражающей субординацию отношений между главой государства и главой правительства. Но подобная ответственность может перейти в юридическую, конституционную, поскольку приведенная конституционная формулировка позволяет Президенту освобождать от должности Председателя Правительства, не объявляя при этом правительственную отставку в целом, что впервые предусматривается Конституцией РФ (п. «а» ст. 83).
Конституционный Суд РФ отметил: указание на то, что Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ во взаимосвязи с положением, согласно которому Председатель Правительства РФ организует работу Правительства в том числе в соответствии с распоряжениями и поручениями Президента и несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий, не вступает в противоречие со ст. 11 (ч. 1) Конституции РФ, где Правительство как осуществляющее государственную власть названо в ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием (Государственной Думой и Советом Федерации) и судами . Действующая редакция Конституции также не отрицает роли Президента РФ в общем руководстве системой исполнительной власти, а в ее предлагаемой редакции Правительство РФ не утрачивает функций высшего органа государственной власти.
О повышении ответственности Правительства перед главой государства свидетельствует также новая редакция ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ издает постановления и распоряжения в соответствии не только с указами, но и с поручениями и распоряжениями Президента.
За Президентом сохраняется право немотивированной отставки Правительства, реализуемого по собственной инициативе или инициативе Государственной Думы, выражающей недоверие Правительству РФ либо отказывающей Правительству в доверии.
Принудительную отставку Правительства в науке конституционного права связывают с проявлением конституционной (конституционно-правовой) ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Как отмечается в науке, конституционная ответственность заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания. Иными словами, сущность конституционной ответственности состоит в наступлении юридических последствий в случае нарушений сбалансированности власти и наказании виновных лиц. Предполагается, что конституционная ответственность — это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти.
В то же время конституционные поправки усиливают самостоятельность Правительства и его членов, предоставляя право Председателю Правительства РФ, заместителю Председателя Правительства РФ и федеральному министру подать в отставку, принимаемую или отклоняемую Президентом РФ (ч. 4.1 ст. 117 Конституции РФ). Институт индивидуальной отставки следует оценивать с позиции самостоятельности Правительства РФ, предполагает наличие у Председателя и членов Правительства собственной позиции во взаимоотношениях с Президентом, допускает возможность разногласий между главой государства и членами правящего кабинета. Для придания этому институту процессуального формата, обеспечивающего необходимую гласность публичной деятельности, следует на законодательном уровне установить, что принятие отставки Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и федерального министра производится указом Президента РФ.
Существенные изменения претерпел механизм формирования Правительства РФ. Согласно прежней конституционной редакции Правительство в целом формировалось главой государства при относительном участии Государственной Думы, с которой согласовывалась кандидатура главы Правительства. Участие Государственной Думы в назначении главы Правительства могло оцениваться в качестве гарантии самостоятельности Правительства, позволяющей рассчитывать на думскую поддержку, которая на практике ему оказывалась.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г., отразившем основные векторы предполагаемой конституционной реформы, глава государства предложил расширить парламентское участие в формировании федерального Правительства, предоставив Государственной Думе утверждение кандидатуры главы Правительства, а затем по его представлению — заместителей Председателя Правительства и его членов, которых глава государства был обязан назначить на должность .
В юридической науке и ранее предлагалось расширение думского участия в формировании Правительства. Так, Н.В. Мамитова и А.В. Чепус указывали, что положительную роль в усилении парламентской ответственности правительства, а также его членов сыграло бы увеличение числа членов Правительства, назначение которых требует одобрения со стороны Государственной Думы .
В соответствии с новой конституционной редакцией Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой (ст. 111 Конституции РФ).
Новая редакция Конституции усиливает полномочия главы Правительства в части формирования Правительства. Так, глава Правительства обладает правом представления Государственной Думе на утверждение кандидатур своих заместителей и федеральных министров (за исключением министров, деятельностью которых руководит Президент) (ч. 2 ст. 112 Конституции), которым Президент после их утверждения не вправе отказать в назначении (ч. 3 ст. 112 Конституции РФ).
Что касается федеральных министров, руководство деятельностью которых осуществляет глава государства (ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности), то они назначаются на должность Президентом самостоятельно, но после обязательных консультаций с Советом Федерации (п. «д.1» ст. 83 Конституции РФ).
Новый формат образования российского Правительства позволяет говорить о представительских началах в статусе этого органа, поскольку его состав в целом утверждается парламентским представительством. Если представительство имеет политические степени, то Правительство России позволительно именовать представительством второй степени, в отличие от прямого представительства, осуществляемого Государственной Думой.
Отметим, что новый формат образования российского Правительства не тождествен преобразованию России в парламентарную республику, в которой правительство формируется на парламентской основе.
В новой конституционной редакции за Президентом сохраняется решающее слово в вопросах назначения главы Правительства и его членов. У Президента остается право роспуска Государственной Думы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства с назначением главы Правительства, однако в этой ситуации Президент уже не обязан распустить Государственную Думу, как это предусматривалось ранее, что позволяет сторонам конфликта достичь компромисса.
Позиция Государственной Думы может быть преодолена и после трехкратного отклонения ею представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, которых Президент в этом случае назначает самостоятельно (ч. 4 ст. 112 Конституции).
Президент в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г. отметил, что наша страна не может нормально развиваться, существовать стабильно в форме парламентской республики .
Это отнюдь не препятствует главе государства учитывать парламентскую позицию в вопросах комплектования состава Правительства.
Содержание конституционных поправок в части соотношения Президента и Правительства в государственном механизме позволяет говорить о трансформации формы государственного правления России из полупрезидентской республики в президентскую, характеризуемую доминирующим положением главы государства в сфере исполнительной власти, определением им основных направлений правительственной деятельности. Речь идет не о редакционном, а именно о концептуальном изменении соотношения институтов Президента и Правительства России .
Заметим, что парламентское участие в формировании Правительства не противоречит принципам президентского правления. Например, в США, классической президентской республике, министры назначаются Президентом на должность с согласия Сената.
В то же время Россия как президентская республика сохраняет отдельные черты парламентаризма, выражаемые парламентской ответственностью правительства, обеспечивающие парламентский контроль за исполнительной деятельностью.

2.2. Правительство РФ как субъект внешнего контроля

Правительственный контроль — это государственный контроль, предусмотренный определенными нормативными актами для конкретных случаев. К предмету государственного контроля относятся законность, обоснованность и целесообразность действий. В результате надзорной деятельности осуществляется контроль законности.
Согласно Указу Президента, правительственному контролю в РФ подвергаются следующие органы:
• Министерства;
• Подведомственные органы;
• Федеральные службы;
• Государственные агентства.
Аппарат Правительства РФ осуществляет контрольные функции на основании Федерального Закона и Указов Правительства РФ. Министерства и ведомства осуществляют свои контролирующие функции в соответствии с положениями о данных органах, утвержденных и предусмотренных указами или постановлениями Президента и Правительства РФ.
Федеральные министерства и ведомства осуществляют контроль в соответствии с положениями об этих органах указами Президента РФ и другими вышестоящими органами из компетенции Государственного управления России.
Государственный контроль может осуществляться на региональном уровне. Во всех федеральных округах и субъектах РФ организованы специальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. С учетом всех существующих уровней (федерального, окружного, регионального), правительственный контроль имеет разветвленную систему, осуществляя административный и финансовый контроль. Например, Федеральная служба осуществляет финансово-бюджетный надзор, федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять только финансовый или экономический контроль и т.д. Правительственный контроль является многофункциональным.
Виды правительственного контроля:
• Финансовый и административный;
• Ведомственный, надведомственный, межведомственный;
• Федерального уровня и регионального уровня.
Главное разделение функций контроля заключается в разделении федеральных органов исполнительной власти на два блока: одним блоком руководит Президент РФ, другим — Правительство РФ.
Государственный контроль регионального уровня осуществляется федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Парламент и их структуры осуществляют контрольные функции над представительной (законодательной) властью. Компетенцию субъектов госконтроля определяют нормативные акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации .
Действия этих органов осуществляются по разным планам, в основном без эффективного взаимодействия и координации, без согласования с иными региональными подразделениями государственного контроля.
Государственный контроль уполномочены осуществлять суды и органы прокуратуры. Реализация функций контроля судами и органами прокуратуры осуществляется на основании Конституции России и федеральных законов. Прокуратура РФ, в соответствии с Законом “О прокуратуре” (ст. 1), является индивидуальным государственным органом, имеющим вертикально централизованную систему подчинения. Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.
Соблюдение Конституции и исполнение действующих законов органами исполнительной власти (ст. 21 Закона) является предметом прокурорского надзора. Органы прокуратуры относятся к системе правоохранительных органов государственной власти. Основная их функция направлена на защиту конституционных прав и свобод личности. Гарантом этой свободы, согласно Конституции РФ, является Президент. Президент имеет право назначать и освобождать от должности Генерального прокурора (п. 2. ст. 128 Конституции).
Согласно действующему законодательству к органам, реализующим внешний контроль над оперативно-розыскной деятельностью (далее ОРД), относятся:
• Президент;
• Федеральное Собрание;
• Правительство;
• Судья, санкционирующий оперативно розыскные мероприятия, которые могут повлечь ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Президент осуществляет внешний контроль над МВД России, Минюстом (оперативное подразделение во ФСИН), СВР России, ФСБ, Минобороны России.
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) осуществляется не напрямую правительством, а через соответствующее подразделение Администрации Президента. В субъектах РФ президентский контроль над реализацией ОРД осуществляется с помощью полномочных представителей Президента в федеральных округах. При осуществлении внешнего правительственного контроля, контролирующий орган не имеет права вмешиваться в технологию оперативно розыскной деятельности, его функция заключается в соблюдении правомерности проведения конкретных ОРМ.
Федеральное Собрание — законодательный и представительный орган, в состав которого входят две палаты: Совет Федерации и Государственная Дума. Федеральное Собрание осуществляет функцию опосредованного контроля над ОРД, контролирует исполнение федерального бюджета, выделенных финансовых средств тем или иным органам, на осуществление ОРМ.
Палаты Федерального Собрания имеют право возбуждать парламентское расследование, организовывать комиссии по расследованию фактов массового или грубого нарушения Основного Закона, прав и свобод человека. Контроль может осуществляться с помощью парламентских запросов, на основании обращений отдельных членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в Правительство РФ, конкретные правоохранительные органы.
Судебный контроль над ОРД — это осуществление контроля судебными органами за соответствием Закона решениям и действиям должностных лиц оперативно-розыскных органов в целях разрешения законности и обоснованности процессуально-правовых вопросов и оперативно-розыскных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак в России Правительство олицетворяет и осуществляет исполнительную власть. Оно является органом государственной власти, который возглавляет всю единую систему исполнительной власти страны. Это раскрывает его юридическую и политическую природу, отражает его место в системе органов власти и во многом характеризует все его основные направления деятельности. Правительство Российской Федерации по сути реализует государственное управление страной.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально — экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях народного хозяйства.
Конституция заложила реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство было действительным и эффективным инструментом управления, который способен реализовать существующие полномочия и, что не мало важно, нести за свою работу всю полноту ответственности.
Стоить еще раз подчеркнуть, что послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию в январе 2020 г. придало значительный импульс обновлению системы государственного управления и инициировало процесс внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 г. обозначили тренды на приоритезацию конституционно-правового закрепления социальных гарантий, повышение роли законодательной ветви власти в формировании персонального состава Правительства, совершенствование единой системы публичной власти, формирование дополнительных правовых механизмов, обеспечивающих стабильное функционирование механизма государственного управления.
Значительный объем конституционных поправок 2020 г. направлен именно на совершенствование организации федеральной исполнительной власти, что предоставляет возможность провести сравнительное исследование с существующими подходами, проанализировать правовые механизмы, заложенные в обновленный текст Конституции, а также выявить возможные особенности и последствия реализации предложенных норм.
Выстраивание единой системы публичной власти – один из важнейших вопросов современного государственного управления в Российской Федерации. С одной стороны, федеративное устройство России основывается на принципе единства государственной власти, с другой стороны, существует ряд организационно-правовых пробелов и вольностей, которые не позволяют в полной мере говорить о таком единстве и целостности. В части организации исполнительной власти в России особенно остро стоит вопрос отсутствия унификации систем и структур органов исполнительной власти в субъектах.
В качестве взаимосвязанного изменения выступает вновь вводимый п. «б. 1» ст. 83, который предусматривает полномочие Президента утверждать по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти. С одной стороны, указанная поправка закрепляет в качестве конституционной нормы уже и так сложившуюся на протяжении десятилетий практику определения Президентом структуры федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, снимает определенную правовую «недосказанность», которая проистекала из анализа ч. 1 ст. 112, предусматривающей необходимость Председателю Правительства не позднее недельного срока после назначения представить Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, однако, в Конституции отсутствовали упоминания о корреспондирующих полномочиях Президента утверждать такую структуру.
При этом обновленная Конституция прямо не урегулировала вопросы инициирования и проведения реорганизации федеральных органов исполнительной власти не в период начала функционирования Правительства. Представляется, что такие изменения будут вноситься исходя из существующей практики, по мере необходимости, посредством принятия указов Президента. Таким образом, рассмотренная поправка Конституции, с одной стороны, снизит количество возможных изменений, инициированных со стороны назначаемых председателей правительства (особенно если их будет несколько в течение всего срока президентских полномочий), но, с другой стороны, никак не ограничит Президента в проведении реорганизации исполнительных органов власти в случае необходимости.
Также особо важным представляется новое конституционное положение о том, что Президент не только может председательствовать на заседаниях Правительства, но и осуществлять общее руководство им. Данная норма обобщает весь уже существующий объем президентских полномочий в отношении высшего коллегиального органа исполнительной власти, устанавливает большую правовую взаимосвязь, но в то же самое время повышает степень ответственности главы государства за действия Правительства.
Наверное, самые существенные изменения в отношении исполнительной власти затронули механизмы формирования Правительства Российской Федерации.
Прямое влияние на обновленную процедуру назначения будет оказывать отнесение члена Правительства к «силовому» либо «социально-экономическому» блоку: в первом случае кандидату необходимо будет проходить через процедуру консультаций с Советом Федерации, во втором – утверждения в Государственной Думе.
Установление обновленной процедуры формирования Правительства, которая включает в себя больше участников, не могло обойтись без «подстраховочного» механизма и обновления системы сдержек и противовесов с целью недопущения затягивания сроков назначения членов Правительства. Основной подход в данном случае заключается в установлении сроков и максимального количества повторения процедур рассмотрения представляемых кандидатов.
В заключение отметим, что конституционные поправки 2020 г. в значительной степени изменяют логику и порядок формирования Правительства, вносят серьезные изменения в механизм сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти. Принятие обновленной Конституции создаст предпосылки для инициации процедуры формирования Правительства Российской Федерации, основанной уже на новых принципах и конституционно-правовых подходах. С учетом вектора на создание и укрепление единой системы публичной власти, включающей как государственные органы, так и органы местного самоуправления, основной фокус внимания законодателя в дальнейшем должен быть направлен на поиски подходов, обеспечивающих создание стройной, единообразной и сбалансированной системы исполнительно-распорядительных органов на всех уровнях управления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 09.11.2020.- N 45.- ст. 7061
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ.-2020.- N 11.- Ст. 1416
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.- 27.01.2020.- N 4.- ст. 346.
5. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 13.05.2021) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 07.06.2004.- N 23.- ст. 2313
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.03.2021) «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 27.01.2020.- N 4.- ст. 440.
7. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З //Собрание законодательства РФ.- 23.03.2020.- N 12.- ст. 1855
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 52.- Ст. 6447.
9. Постановление Государственной Думы от 16 июля 1998 г. N 2848-II «О кадровой политике в Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3714
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582.

II. Научная и учебная литература
11. Болдырев О.Ю. Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования // Конституционное и муниципальное право.- 2020.- N 12.- С. 3 — 4
12. Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир.- 2016.- N 4.- С. 35-36
13. Дзидзоев Р.М. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений // Журнал российского права.- 2021.- N 5.- С. 43 — 44
14. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2016 – 103с.
15. Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А. Тенденции правовой регламентации взаимодействия Президента Российской Федерации с Правительством Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.- 2020.- N 10.- С. 37 — 38
16. Клишас А.А. Конституционное развитие является перманентно проходящим процессом. Совет Федерации. 2020. URL: http://council.gov.ru/events/news/113886/ (дата обращения: 08.06.2021).
17. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция.- 2018.- N 3.- С. 11-12
18. Кондрашев А.А. Конституционные поправки — 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3 — 8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право.- 2021.- N 3.- С. 18 — 20
19. Крашенинников П.В. Поправки в Конституцию приняты. Что дальше? // Российская газета. – 2020. URL: https://rg.ru/2020/07/04 (дата обращения: 08.06.2021).
20. Мамитова Н.В., Чепус А.В. Совершенствование российского законодательства в сфере ответственности Правительства Российской Федерации // Журнал российского права.- 2015.- N 7.- С. 16-17
21. Минченко О.С. Взаимосвязь структурной оптимизации и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020.-– № 1. — С. 41–42
22. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права.- 2015.- N 2.- С. 7-8
23. Осавелюк Е.А. Некоторые проблемы классификации полномочий Правительства России // Государственная власть и местное самоуправление.- 2019.- N 7.- С. 17 — 18
24. Чиркин В.Е. Конституционное право. М., 2017 – 380с.
25. Шульженко Ю.Л.Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2014 – 210с.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru