Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости у учащихся. Часть 1

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной неуспеваемости учащихся……………………………………………………………………………………7 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия учебная неуспеваемость………………………………………………………………..…..7 1.2 Причины учебной неуспеваемости учащихся………..……………14 1.3 Педагогические методы и приемы преодоления учебной неуспеваемости учащихся………..……………………………………………..20 Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы учебной неуспеваемости учащихся…………………………………………………………………………..27 2.1 Организация и обоснование методов экспериментального исследования учебной неуспеваемости учащихся………..……………………27 2.2 Результаты изучения учебной неуспеваемости учащихся….……………………………………………………………………….31 2.3 Рекомендации по преодолению учебной неуспеваемости учащихся…………………………………………………………………………..35 Заключение………………………………………………………………………40 Список литературы……………………………………………………………..42 Приложение………………………………………………………………………44

Введение

Актуальность темы исследования. Доктор психологических наук Г. Цукерман говорила: «Нынешняя школа делает ребенка способным и умелым, но так, что он сам этого не замечает. Но возможна школа, в которой ребенок не только замечает свою умелость и неумелость, но сам стремится стать умелым. А поддержать его в этом благом стремлении — дело педагогической техники». В современной психолого-педагогической науке одной из актуальных и сложных проблем является проблема учебной неуспеваемости. С одной стороны, это проблема является глобальной проблемой современной науки. С другой, учебная неуспеваемость рассматривается как негативное явление несоответствия результатов обучения школьника воспитательным и дидактическим требованиям школы. В настоящее время множество детей попадают в категорию неуспевающих и на протяжении дальнейшего обучения несут на себе ярлык отстающих детей. Учебная неуспеваемость выражается в слабом владении следующих навыков: — обобщения и синтеза информации; — умения анализировать; — навыки чтения и письма; — навыки счета и т.п. Не усваивание материала само по себе не страшный процесс, страшно то, что систематическая учебная неуспеваемость детей ведет к ряду негативных педагогических последствий запущенности, при которых развиваются негативных качества личности, неприемлемые не в школе, не в обществе. Именно поэтому не только в психолого-педагогической науке, но и в философии, психиатрии, социологии проблеме учебной неуспеваемости посвящено огромное количество исследований. Ярко выраженный практический характер выражен в изучении учебной неуспеваемости у младших школьников. Очень большое количество работ посвящено детям от 6 до 8 лет, исследование учебной неуспеваемости у старших детей и подростков недостаточно в современной науке. Чаще всего изучение этой проблемы проходит в рамках какого-либо одного возраста. Как отмечают многие ученые-исследователи и психологи, в основе психологических трудностей у детей лежит неуспеваемость. Она является показателем «психологической развитости», ее роль крайне высока в нарушениях поведения. По итогам исследования дети, которые столкнулись и попали в категорию неуспевающих, обладают рядом сформировавшихся последствий личности. К ним можно отнести такие последствия, как: — низкая самооценка; — неспособность к успеху; — пассивное и равнодушное отношение к учебе; — негативное настроение на процесс обучения. Ведь именно в начальной школе складывается фундамент благополучия и успешности любого ребенка, поэтому преодоление и профилактика проблему учебной неуспеваемости играет большое значение в дальнейшем развитии и выходе во взрослую самостоятельную жизнь. Изучением особенностей проблем учебной неуспеваемости младших школьников посвящены работы Н.А. Менчинской, И.В. Дубровиной, Мурачковского, Н.И. А.Н. Леонтьева, А.Р. Славиной, Ю.К. Бабанского и других известных ученых-психологов. Анализ особенностей работ этих авторов помог сформировать методическую основу для рассмотрения данной проблемы в нашей курсовой работе. Цель нашего исследования – изучить проблему учебной неуспеваемости учащихся в процессе обучения и рассмотреть пути ее предупреждения. Объект исследования – учебная неуспеваемость учащихся. Предмет исследования – предупреждение и преодоление учебной неуспеваемости учащихся. Для достижения цели решались следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психологической природы учебной неуспеваемости учащихся; 2. Рассмотреть причины учебной неуспеваемости и пути ее преодоления в процессе обучения; 3. Провести собственное исследование причин и особенностей учебной неуспеваемости у учащихся; 4. Разработать рекомендации по профилактике и преодолению неуспеваемости учащихся. Теоретическая значимость работы состоит: -в раскрытии сущности понятия «учебная неуспеваемость», и специфики ее проявления в процессе обучения; -в разработке рекомендаций для снижения уровня учебной неуспеваемости у учащихся. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная рекомендации по снижению уровня учебной неуспеваемости учащихся, может быть использованы в практике работы педагогов-психологов, психологов. В работе был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, тестирование. Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по 3 параграфа, заключения, библиографического списка. Общий объем составляет 43 страницs, не включая приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной неуспеваемости учащихся

1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия учебная неуспеваемость

Обучение как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и наук — всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития [5]. В настоящее время мы знаем самые различные способы и формы обучения: -путем подражания, -в игре, -в процессе осуществления продуктивных видов деятельности, -при исполнении элементарных трудовых задач по самообслуживанию, -систематическое школьное обучение. Поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции, деятельность учения. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности. Переход к системному обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. Блонский П.П. под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [2]. Дубровина И.В. понимает под понятием учебной неуспеваемости несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [5]. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Понятие неуспеваемости, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики – содержанием обучения. Оно дано в учебных программах, учебниках и методических пособиях. Выделяют следующие его компоненты: знания, умения, навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению. Говоря о показателях неуспеваемости, необходимо вначале охарактеризовать требования к каждому компоненту. Основным компонентом содержания учебного процесса явля¬ются знания. Единицами теоретических знаний выступают понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы и методы науки. Фактические знания представлены единичными понятиями (например, географиче¬ские названия, исторические личности, события) [3]. В учебных предметах, представляющих основы наук, данный элемент содержания со¬ставляют фактические знания. Не весь материал, используемый в учебном процессе, подлежит усвоению. Значительная его часть служит для иллюстрации, конкре¬тизации, обобщения. Различают разные виды умений – первичные умения, близкие к навыкам, то есть к поддающимся ав¬томатизации действиям, и вторичные умения, отличные от на¬выков. Конечным требованием к умениям является сознательное выполнение действий. Требо¬вания к навыкам иные: здесь главное – подсознательное выпол¬нение действий. В обоих случаях требуется, конечно, их пра¬вильное выполнение. Таким образом, итоговые требо¬вания предстают в следующем виде: 1. Требования к навыкам (практического и теоретического характера) — автоматизированное выполнение действий и си¬стем действий: а) в знакомой ситуации, б) в новой ситуации. 2. Требования к первичным умениям (теоретического харак¬тера) — сознательное выполнение действий и систем действий: а) в знакомой ситуации, б) в новой ситуации [1]. Еще одним компонентом содержания образования является сформированность отношений. Отношения личности выражают связи субъекта с объектив¬ной действительностью и могут, поэтому классифицироваться по объектам, на которые они направлены. Если с этих пози¬ций подойти к познавательным отношениям школьников, то можно будет выделить следующие их группы: — положительное отношение к знаниям и к процессу овладения ими (познаватель¬ные интересы); — отношение к себе как субъекту познавательной деятельности, оценка своих достижений и возможностей (само¬оценка); — осознание ценности образования вообще, убежденность в его общественной и личной значимости. Под познавательным интересом понимается относительно устойчивое стремление личности про¬никать в сущность явлений и овладевать способами добывания новых знаний. В отличие от других интересов познавательные интересы ориентированы не только на потребление информации, но и на ее переработку и добывание. Познавательные интересы школьников различаются по своим объектам: они могут быть направлены на фактические и теоре¬тические знания, на выполнение действий по правилам и на дея¬тельность творческого характера. Различают также широкие по¬знавательные интересы – направленность на познавательную деятельность вообще – и познавательные стержневые интере¬сы – направленность на одну какую-либо область знаний. Отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению непосредственно связано с оценкой своих дости¬жений. Значение этого аспекта в процессе обучения подчерки¬вается специалистами. Липкина А.И. пишет о необходимо¬сти «учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной ра¬боты ребенка, личностные характеристики, которые в концентри¬рованной форме выражены в его самооценке» [7]. Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддержи¬вать стремление работать самостоятельно, творчески. В качестве показателей неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении содержанием обучения: 1) не владеет минимально необходимыми операциями творче¬ской деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; 2) не стремится получать новые знания теоретического харак¬тера; 3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; 4) не стремится к оценке своих достижений; 5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать уме¬ния и навыки; 6) не усвоил понятий в системе. Указанные черты составляют признаки понятия «неуспевае¬мость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках. Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей творческой деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдель¬ные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса [14]. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс от¬ставания складывается из актов отставания. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она — итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Дадим описание признаков отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки. 1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении за¬дач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не де¬лает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, вос¬приятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует лите¬ратуру для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении за¬дач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. 4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упраж¬нения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет пред¬писаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти при¬знаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности. 6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при по¬становке учащимся соответствующих вопросов. Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.

1.2 Причины учебной неуспеваемости учащихся

Итак, почему же считают, что неуспевающие дети – это вечная проблема школы. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы [4]: 1. Недостатки познавательной деятельности учащихся. 2. Недостатки развития мотивационной сферы детей. 3. Недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся. Анализируя причины первой группы, мы рассмотрим те случаи, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать, что такие дети не умеют по – настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников. Психолог З.И. Калмыкова разработала специальное понятие «обучаемость», как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника [11]. Психолог Н. Н. Мурачевский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих детей. Он установил, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми одного и того же класса [10]. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Точно также при выполнении специальных заданий на внимание неуспевающие ученики дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох. Итак, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной деятельности. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Неумение и нежелание активно мыслить – отличительная особенность таких ребят. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям. Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся – это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям. Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой [4]: 1. Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.) 2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно– психического напряжения самостоятельная, контрольная работа. 3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа. 4. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. 5. Работа в шумной, неспокойной обстановке. 6. Работа после резкого замечания, сделанного учителем. 7. Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога. 8. Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой. 9. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы. В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих детей. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может быть своевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика и, прежде всего, за счёт его старательности и высокой работоспособности. Глубоко был прав Сухомлинский В.А., который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При разработке путей преодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личности ученика под влиянием педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения [6]. В настоящее время из детей, поступающих в первые классы, практически здоровы 20-25%; 30-35% страдают хроническими заболеваниями уха, горла, носа; 8-10% имеют нарушения зрения, у 15-20 отмечаются различные нарушения нервно–психической сферы. Более половины детей воспитываются в неблагоприятных микро социальных условиях. Нет ничего удивительного в том, что дети с таким здоровьем приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их более благополучные сверстники. Все эти факторы могут быть причинами неуспеваемости школьников. Среди неуспевающих школьников начальных классов имеются дети с различными нарушениями речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Неуспеваемость некоторых обучающихся обусловлена так называемыми астеническими состояниями. Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично–сохранном интеллекте. В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются [16]. Всё это создаёт для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счётом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности снижается. У некоторых детей мала продуктивность работы. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учащимися. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом в классе и служат предметом насмешек. Всё это приводит к потере интереса к школьным занятиям, к недисциплинированности. Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана и другими причинами. Важно определить зону ближайшего развития ребёнка, то есть то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребёнок к предлагаемым ему задачам. Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих школьников [17]. Считаю, что путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы и, что главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Таким образом, неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.

1.3 Педагогические методы и приемы преодоления учебной неуспеваемости обучающихся

По данным различных исследований количество учеников начальных классов, испытывающих затруднения в обучении составляет в первые годы от 7 до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности. Возникает вопрос: «Можно ли так организовать жизнь и обучение учащихся в школе, чтобы в ней не было неуспевающих учеников?» Прежде чем описывать различные виды организации процесса обучения, обеспечивающей полную успеваемость учащихся, нужно рассмотреть те теоретические положения, на основе которых можно строить такой процесс обучения [8]. Первой такой основой являются цели школы, ибо организация процесса обучения определяется главной целью школы. Единственным показателем, по которым судили о работе школы и учителей, был процент успеваемости учащихся и о самом ученике судили лишь по его успеваемости, отождествляя с оценкой его личности: «отличник», «хорошист», «троечник» и «двоечник». Школа имеет не одну цель, а несколько различных целей. Большинство ошибок и заблуждений учителей происходит в силу именно неосознания, непонимания главной цели школы. Каждый учитель, независимо от того, какой учебный предмет он преподает, должен быть воспитателем личности своих учеников. Если учитель действительно хочет, чтобы его педагогическая деятельность была успешной, чтобы она предотвращала всякую неуспеваемость учащихся и в наибольшей степени способствовала осуществлению главной цели современной школы. Как же может учитель в процессе обучения воспитывать своих учащихся как высоконравственных личностей? Какими средствами обладает учитель, чтобы в процессе обучения осуществлять указанную цель? Этим средством в первую очередь является нравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может быть организован по-разному. Он может быть организован на авторитарных началах. А можно организовать учебный процесс как гуманное взаимодействие между учителем и учащимися [4]. Вторым средством, которым располагает учитель, — это включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Третьим средством, которым располагает учитель для воспитания учащихся в нравственном духе, является его личный пример. Прием детей в школу надо проводить заблаговременно, желательно в апреле-мае. При этом с каждым ребенком, поступающим в школу, нужно провести медицинское обследование для выявления его физической готовности к обучению в школе и индивидуальное собеседование для установления его психологической готовности к обучению. Комплектование первых классов может быть осуществлено двумя способами: гетерогенное комплектование, когда в один и тот же класс принимают детей разного возраста, с разным уровнем развития и подготовленности к школе. Положительные стороны такого комплектования состоят в том, что в таком классе имеются все возможности для организации помощи слабым ученикам сильными, для создания обстановки, когда слабые ученики тянутся за сильными, стремятся избавиться от своих слабостей. Гомогенное комплектование первых классов (если в школе комплектуется несколько первых классов). Помощь слабым детям должна быть следующих видов: организация и проведение специальных занятий по общему развитию детей. Если у ученика выявляется пробел в знаниях и умениях, к нему прикрепляется сильный ученик-консультант для ликвидации этого пробела. Для того чтобы предотвратить неуспеваемость в начальной школе, необходимо обучение в начальных классах проводить так, чтобы [4]: -детям в школе, на уроках не было скучно; -у них не иссякало, а, наоборот, возрастало желание учиться. Достаточно распространенной причиной стойкой неуспеваемости младших школьников является задержка психического развития детей, обусловленная отклонениями в их нервно-психическом и физическом здоровье. Для таких детей развертывается сеть специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ с продленным днем и классов выравнивания. Создание этих специальных учреждений является одной из форм работы, направленное на качественное улучшение деятельности общеобразовательной школы в связи с осуществлением требований ее реформы. Учебный план школ и классов выравнивания по содержанию и количеству обязательных недельных часов полностью совпадает с учебным планом общеобразовательной школы. Однако в нем дополнительно предусмотрено время для индивидуальных и индивидуально-групповых занятий. Эти занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений в психологическом и физическом развитии учащихся, на развитие их внимания, памяти, на ликвидацию пробелов в дошкольных и школьных занятиях, а также на исправление недостатков речи. Сюда же включают занятия ритмикой, которые имеют большое коррекционное значение для развития двигательной сферы детей, формирования пространственных представлений, координации движений, исправления осанки. В воспитательной работе большое значение имеют преодоление негативного отношения детей к школе, создание доверительных отношений учеников с взрослыми, формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественной полезной деятельности. Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушений поведения. У многих учителей просто опускаются руки. «Он никогда не сидит на месте! Он изводит меня!» — вспоминает учительница про одного из своих учеников. Среди различных мер педагогической коррекции таких детей полезно предложить им различные виды деятельности, требующих больших физических затрат. Иногда бывает легче отвлечь ребенка, давать ему «важное» поручение. Среди разнообразных направлений, концепций и теорий причин школьной неуспеваемости и возможных путей ее преодоления можно выделить следующие основные подходы: биосоциологический, психологический, педагогический, комплексный [15]. Уделяя большое внимание вопросам клинической дифференциации неуспевающих школьников, исследования еще в 30-е годы подчеркивали большое значение организации специального обучения и воспитания детей с «пониженным общим развитием». При психолого-педагогическом подходе к решению данной проблемы выдвигают необходимость дифференцированного подхода к их обучению. Пути преодоления неуспеваемости зависят от типа неуспевающего школьника, и требует большой индивидуальной работы с ребенком. Одним из важнейших условий успешного обучения является соответствие между имеющимся у школьника фондом действенных знаний и требованиями к нему. Более сильные учащиеся далеко выходят за пределы программы, решая задачи повышенной трудности; слабые вполне овладевают необходимым минимумом. Так выполняется еще одно психологическое требование — индивидуализация обучения. Обязательно всем то, что доступно каждому, а остальные виды работ выполняют по выбору. Вполне соответствует особенностям, психически отстающим в учении школьников широкое использование в учебном процессе игровых ситуаций, как средства активизации мышления. Игра вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, снимает страх перед неудачей, что позволяет преодолеть их умственную пассивность. Следует также при наборе учащихся в первый класс проверять их готовность к учению и для части из них организовать летом занятия. Необходимо проявить очень большой такт, чуткость, терпение, чтобы доказать учащимся полную возможность и необходимость систематически работать, ликвидировать пробелы в знаниях. Посильность предъявляемых требований в значительной мере снимает обычный для отстающих в учении школьников страх перед низкой оценкой. В еще большей мере этот страх снимается тем, что в новой системе отметка «два» отменяется. Вместо нее «в открытых листах контроля», вывешиваемых на стене класса, остается незаполненная клеточка. Позднее, во внеурочное время, школьник должен ее закрыть, ответив устно материал. При этом ему ставится та отметка, которая соответствует качеству ответа. Такая система контроля создает «психологический комфорт» — благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в них, характерных для обычной системы. Может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 15−21 своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ — «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий грубых нарушений психического развития, а потому, что разных детей нужно учить по-разному. Один будет труднее осваивать письмо, другой математику. Поэтому система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует нате стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.ifmo.ru/ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru