Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа

«Вводный раздел научной статьи: стилистические и структурные особенности»

Цель: ознакомить обучающихся со структурно-смысловой организацией научной статьи, с особенностями создания ее введения.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями написания научной статьи и ее важного раздела – введения, с его структурой, обязательными и факультативными компонентами. Научитесь создавать введение научной статьи с использованием языковых клише.

«Правильная» научная статья (первичная научная литература) – это статья, описывающая оригинальное исследование и опубликованная в рецензируемом научном журнале, где она может быть воспроизведена только один раз.

Научная статья является ведущим жанром научного стиля. Это ядро жанров научной литературы, обладающее менее разветвленной смысловой структурой, а, следовательно, более простой композицией и значительно меньшим объемом по сравнению, например, с монографией. Существует следующая классификация научных статей:

В научной статье сжато и четко излагается современное состояние вопроса, цель работы, освещается методика исследования, результаты, обсуждаются полученные данные. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Научные статьи представлены несколькими разновидностями:

  • статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторской работе;
  • собственно научная статья, в которой подробно излагаются результаты работы;
  • научно-публицистическая статья;
  • историко-научная обзорная статья и др.

Статья, как правило, включает в себя:

— аннотацию;

— ключевые слова;

— введение;

— основную часть (методы исследований; основные результаты и их обсуждение;

— заключение (выводы);

— список цитированных источников.

Введение, в котором осуществляется постановка научной проблемы, обозначение ее актуальности, связи с важнейшими задачами, которые необходимо решить, значения для развития определенной отрасли науки или практической деятельности. Здесь также возможны изложение научной задачи и истории вопроса, оценка предыдущих результатов; оговариваются условия исследования, допущения, ограничения и другие сведения, необходимые для подготовки читателя к восприятию информации.

Поэтому именно во вступлении как раз подходящее место для определений всех узкоспециальных терминов и аббревиатур, которые будут использоваться далее в тексте статьи.

Во введении автор также обозначает проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении в обязательном порядке четко формулируются цель и объект предпринятого автором исследования. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена. Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить и т. п. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования? Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.

Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить, создать, построить и др. Объект – это материал изучения. Важно, чтобы при выборе темы четко осознавать те цели и задачи, которые автор ставит перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой, собственно говоря, и посвящается само исследование.

Во введении необходимо указать актуальность и новизну. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации (что Вы рассматриваете и зачем?). Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.

После написания введения его необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам: четко ли сформулированы цели, объект и исходные гипотезы, если они существуют; нет ли противоречий; указана ли актуальность и новизна работы.

Таким образом, введение включает необходимую вводную информацию; обоснование темы, актуальность темы, объяснение причин, по которым были начаты исследования; главный тезис (основное научное положение, определение научной гипотезы). Возможные пути раскрытия темы:

  • ретроспективный обзор затрагиваемой темы;
  • обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;
  • разъяснение основных понятий темы;
  • изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

Изложение содержания собственного исследования – основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и т.п.

Вывод, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендаций, их значения для теории и практики, общественная значимость; кратко обозначаются перспективы последующих исследований по теме.

Жанр научной статьи требует соблюдения определенных правил:

  • в правом верхнем углу размещаются фамилия и инициалы автора; при необходимости указываются сведения, которые дополняют данные об авторе;
  • название статьи кратко отображает ее главную идею, мысль (как можно меньше слов, лучше – до пяти);
  • инициалы ставят перед фамилией;
  • следует избегать стиля научного отчета или научно-популярной статьи;
  • нецелесообразно ставить риторические вопросы; должны преобладать повествовательные предложения;
  • не следует перегружать текст цифрами 1, 2 и др. при перечнях тех или других мыслей, положений;
  • перечень элементов, позиций следует начинать с новой строки, отделяя их друг от друга точкой с запятой;
  • в тексте приемлемым является использование разных видов перечня: сначала, в начале, потом, далее, наконец; во-первых, во-вторых, в-третьих; на первом этапе, на втором этапе;
  • статью нельзя перегружать цитатами;
  • основной объем статьи посвящают изложению собственной точки зрения;
  • для подтверждения достоверности своих выводов и рекомендаций не следует приводить высказывания других ученых, поскольку это свидетельствует, что идея исследователя не нова, была известна ранее и не подлежит сомнению;
  • статья должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями.

Задание 2. Составьте конспект «Структура и содержание введения» (Аксарина Н. А. Технология подготовки научного текста: учебно-методическое пособие / Н. А. Аксарина. – Москва : Флинта, 2018. – С. 60-73).

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите структурные элементы научной статьи.
  2. Из каких основных смысловых частей состоит введение?
  3. Что необходимо осознавать при выборе темы статьи?
  4. Почему во введении важно указать актуальность исследования?
  5. Чем должен отличаться результат вашей научной работы от результатов, полученных другими авторами?
  6. Какие правила необходимо соблюдать при создании научной статьи?
  7. Какие глаголы можно использовать при формулировании целей научной работы?

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X