Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Витражи тиффани

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение стр. 3 Глава 1. Историческое развитие фирмы «Тиффани»……………………… 1.1 Генезис фирмы «Тиффани»…………………………………………….. 1.2 Луис Комфорт Тиффани и его роль в прикладном искусстве модерна………………………………………………………….. Глава 2. Традиционализм и новаторство в создании витражных окон фирмы «Тиффани»…………………………………………………. 2.1 Специфика витражных окон «Тиффани»………………………… 2.2 Влияние природных мотивов на соцздание витражных окон «Тиффани»…………………………………………………………….. Глава 3. Витражные окна «Тиффани» в интерьере ХХ века…………… 3.1 Художетсвенные особенности витражей…………………………. 3.2 Технологические новации стекла Тиффани в создании витражей………………………………………………………………………… 4. Заключение…………………………………………………………………….. 5. Список использованной литературы……………………………….. Введение 2 Глава 1. Историческое развитие фирмы «Тиффани» 5 1.1.Генезис фирмы «Тиффани» 5 1.2. Луис Комфорт Тиффани и его роль в прикладном искусстве модерна 8 Глава 2. Традиционализм и новаторство в создании витражных окон фирмы Тиффани 14 2.1. Специфика создания витражных окон Тиффани 14 2.2. Влияние природных мотивов на создание витражных окон фирмы Тиффани. 18 Глава 3. Витражные окна Тиффани в интерьере ХХ века 21 3.1 Художественная особенность витражей. 21 3.2. Технологические новации стекла Тиффани в создании витражей. 26 Заключение 30 Список литературы: 33

Введение

В последние десятилетия во всём мире возрос интерес к прикладному искусству. Среди художников декоративно-прикладного творчества особенный интерес вызывает многогранная деятельность Л. К. Тиффани. Он был одним из самых ярких представителей американского модерна, который внес значительный вклад в возрождение искусства витража. Новаторские эксперименты Тиффани в химии стекла, кропотливый композиционный подход к созданию произведений и эклектичность вво вкусах выделили творения фирмы Тиффани из других представителей так называемого «американского» стиля. Его нью-йоркская студия представляла собой самое востребованное предприятие в области художественного стекла, выдерживая высокую конкуренцию. Особая роль в компании Тиффани отводилась изготовлению витражных картин. С конца 1870-х и до середины 1930-х годов фирма знаменитого художника создавала тысячи витражных композиций для оформлений фасадо культовых и светских сооружений, которые восхищали современников и продолжают вызывать восторг в наше время. Вопреки сложившейся точке зрения, витражное искусство Тиффани изучено не полностью. До сих пор глубокого исследования заслуживают технологические новации в изготовлении витражных картин, взаимодействие с другими видами искусства, влияние витражных произведений Тиффани на искусство американского модерна. До настоящего времени витражное наследие художника по-прежнему остаётся предметом исследования, так как далеко не все его работы имели автограф автора, а многие источники и документы остаются нераскрытыми. Изучение произведений модерна невозможно без углубления в историю работы фирмы Тиффани. Вызывает интерес и вехи собственной биографии Льюиса Тиффани, как представителя великой предпринимательской династии и как художника декоративно-прикладного искусства. На основании сказанного тема курсовой работы является актуальной. Цель работы – изучение витражей Тиффани и определение их роли в искусстве американского модерна. Для достижения цели потребовалось решение следующих задач: 1. Проанализировать историческое развитие фирмы Тиффани; 2. Выявить характерные особенности производства витражей; 3.Охарактеризовать роль витражей в организации внутреннего пространства. 4. Определить значение витражей Тиффани в мировой культуре. Объектом является деятельность Тиффани в сфере декоративного искусства конца 19 – начала 20 вв. Предметом исследования являются витражные окна фирмы Тиффани. Методы: в работе был применен структурный метод при выявлении устройства фирмы Тиффани, синергетический метод был использован в третей главе при рассмотрении различных витражных окон, биографический использовался для лучшего понимания витражного искусства и его влияния на развитие стиля модерн, социокультурный, историко-генетический методы были использованы в ходе всей работы. Степень разработанности темы: на протяжении последней четверти века в процессе исследовании данной темы издано достаточное количество научной литературы и научно-популярных публикаций, так как инновационные методы производства в изготовлении стекла фирмы Тиффани привлекают специалистов разных областей. В основном история фирмы и её развитие изучались зарубежными специалистами. В отечественной литературе по искусству модерна до настоящего времени отсутствуют монографические труды, посвящённые творчеству Тиффани. Историография – степень изученности темы: В процессе работы над темой была изучена довольно обширная литература и научные публикации. Как известно, большое количество работ, посвященных изучению творчества Тиффани, принадлежит музейным специалистам. Наибольшее количество оригинальных работ Тиффани собрано в музее Метрополитен. Тиффани лично передал в коллекцию 27 своих произведений, которые в полной мере иллюстрируют спектр методов производства и стилей. Данные работы размещены на официальном сайте музея «Метрополитен». Определенная информация о продукции фирмы Тиффани содержится в патентах на изобретения, которые можно использовать в качестве источников. На основе этих документов можно установить, какие именно разработки принадлежат непосредственно Тиффани, какие выполнены в соавторстве, какие были позаимствованы у других мастеров и использованы в создании стекла. Творчеству великого американского художника стекла посвящены труды зарубежных исследователей. В книге Н. Певзнера «Pioneers of modem design» одна из глав «Ар нуво» посвящена декоративно-прикладному искусству стиля модерн. Исследуя произведения художников эпохи модерна, автор характеризует основные художественные признаки этого стиля, рассматривая его лейтмотивом «длинную, извивающуюся линию, реминисценцию стебля лилии, усика насекомого, которая переплетается с другими и асимметрично покрывает все поверхность». Труд Э. Вишмана «Art Nouveau» посвящен проблеме национального и интернационального в модерне. Он отмечает, что в эпоху модерна своего апогея достигло искусство стеклоделия. В книге приведены рассуждения о лампах. Автор пишет, что лампа в период модерна была не только источником света, а «скульптурой из света». В монографии отдельное внимание уделено истории винтажного искусства конца XIX – начала XX вв. В качестве примеров приведены произведения Л.К. Тиффани. В книге А. Банжер «Le verre. Art 1900 et Art Deco» подчёркивается, что стеклоделие начала ХХ в. – это необычное явление в истории искусства. Важным достоинством работы является подробный анализ школ, техники стеклоделия, приведенный перечень заводов, рисунков форм крупных производителей стекла, в т.ч. и Тиффани. Ф. Гарнер в своей работе «Стекло 1900» концентрирует внимание на трех ярких представителях эпохи модерна – Галле, Тиффани и Лалике. Он определяет, что изделия фирмы Тиффани стали компромиссом между высокими творческими стандартами и запросами массового потребителя. Книга Э. Дункана, эксперта в области творчества Луиса К. Тиффани , L.C.Tiffany, представляет собой исследование достижений мастера в контексте всей его жизни. В другой его работе «Тиффани Луис К. Собрание музея-сада» приведены высказывания художника о «поисках красоты». В основу книги положены материалы, представленные в собрании Музея-сада Л.К. Тиффани, созданного господином Хориути, поэтому данная публикация является уникальным обзором всех творческих аспектов работы талантливого художника: знаменитые лампы, витражи, менее известные творения в области мебельного дизайна и живописи. Среди отечественных исследователей, творчество Тиффани затронуто в очень незначительном объеме. В большей степени внимание уделяется его биографии, описанию развития производства. а не самим процессам творчества и создания произведений. Интерес представляет книга Казаковой Л.В. «Мировое художественное стекло ХХ в. Основные тенденции. Ведущие мастера». В книге автор рассматривает авторское художественное стекло в широком географическом охвате. Акцент делается на эволюции декоративной формы изделий, формировании новаторских техник и приемов, образной и знаковой роли произведений из стекла. Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обозначены объект и предмет исследования, сформулирована актуальность, цель и задачи работы, дан историографический анализ рассматриваемого вопроса, выделены основные методы исследования темы. В первой главе рассматриваются исторические аспекты развития фирмы «Тиффани», а также приведены вехи биографии одного из выдающихся представителей этой фирмы — Льюиса Комфорта Тиффани. Во второй главе изучены особенности творческого метода Л.К. Тиффани, описаны основные художественные мотивы его витражей. Третья глава посвящена стилистическим особенностям витражных окон Тиффани. Кроме того, подробно описываются все применяемые на стекольных заводах Тиффани технологий изготовления витражей. В заключении сделаны выводы, отвечающие главным задачам работы.

Глава 1. Историческое развитие фирмы «Тиффани»

1.1. Генезис фирмы «Тиффани»

Фирма «Тиффани» (Tiffany&Co.) сегодня всемирно известный ювелирный бренд. Статусность свою она приобрела не только благодаря высокому качеству выпускаемых изделий, но и во многом благодаря тесному взаимодействию с правительством Соединённых Штатов. За почти двухсотлетнюю историю фирма Тиффани не раз становилась исполнителем высоких правительственных заказов. Косвенно в продвижении этого бренда свою положительную роль сыграл в ХХ веке американский кинематограф. Фильмы, где был использован бренд «Тиффани» вошли в сокровищницу мирового кинематографа («Джентельмены предпочитают блондинок» «Завтрак у Тиффани», «Великий Гетсби» и др.). В XXI век Tiffany&Co вступила уже как транснациональная компания, однако истоки её следует искать в небольшом магазинчике, открытом в 1837 году молодыми компаньонами Чарльзом Льюисом Тиффани и Джоном Ф. Янгом. Расположившись в самом центре Манхэттена магазин «Tiffany&Young» специализировался на продаже бижутерии и канцелярских товаров. Лишь с приходом в 1841 году третьего компаньона — Дж. Эллиса фирма начинает производить изделия из серебра. Быстрому развитии компании Тиффани способствовало то обстоятельство, что она никогда не реализовывала свою продукцию в кредит или по бартеру и всегда устанавливала жёстко фиксированные цены. Таким образом, привычный для начала XIX века торг покупателя с продавцом стал невозможен, стало быть, расчёт прибыли и объёма дальнейших капиталовложений в производство стал реальнее, чем прежде. В 1853 году Чарльз Тиффани выкупает доли у своих компаньонов и остаётся единаличным владельцем фирмы, которая теперь называется Tiffany&Co. Скачкообразному росту ювелирной компании способствовала, как ни странно, гражданская война в Америке. Начиная с 1861 года Tiffany&Co прекращает выпуск ювелирной и другой продукции и переключается на военные поставки. Чарльз Тиффани получил огромные прибыли с того, что скупал залежалое вооружение с английский и французских складов и перепродавал его американскому правительству (северянам). Известно, что сам Линкольн благосклонно относился и деятельности этой компании. Не случайно, что помимо нарезных мушкетов, обмундирования (от фуражки до портянок), средств гигиены и холодного оружия для рядового состава армии северян, фирма Тиффани поставляла эксклюзивные сабли для высшего армейского командования. С саблей «от Тиффани» ходили и генерал Шерман, и генерал Грант, и сам президент Линкольн. Кстати говоря, и в послевоенные годы Tiffany&Co продолжила развивать эту линию, разрабатывая эксклюзивные клинки и сабли. К тому же, жена Линкольна Мэри Тод была большой поклонницей ювелирных украшений Тиффани и была обладательницей уникального жемчужного набора, сделанного для неё по специальному заказу.Таким образом, к началу 70-х годов позапрошлого столетия фирма Tiffany&Co стала ведущей на ювелирном рынке США. Мировую известность же ей принесли Всемирные выставки. Начиная с 1878 года Tiffany&Co становится призёром и обладателем гран-при всех выставок. Особенно часто гран-при достаётся изделиям из серебра. В 1887 году на выставке в Чикаго Тиффани получила 56 наград. Рекорд этот до сих пор не побит. Статусность компании Тиффани придал и уникальный жёлтый бриллиант, который Чарльз Тиффани в 1878 году приобрёл за 18000 долларов. После же огранки, когда камень засверкал 90-ми гранями вместо привычных 60-ти, его стоимость поднялась до 22 миллионов долларов. Сегодня этот бриллиант также находится во владении Tiffany&Co и лишь единожды являлся экспонатом специализированной выставки. Во всём мире он известен как «Бриллиант Тиффани». «Крест Тиффани» — ещё один широко известный термин, который обозначает самую почётную награду США — «Орден Почёта». Разработкой этой награды по заказу правительства страны занималась компания Тиффани. Также Tiffany&Co в 1900 году была заказана разработка нового интерьера Белого дома. Для этого проекта были разработаны великолепные витражи, которые, к сожалению вскоре были демонтированы и не сохранились. Чарльз Льюис Тиффани ушёл из жизни в 1902 году и фирма перешла к его старшему сыну — Льюису Комфорту Тиффани.  

1.2. Льюис Комфорт Тиффани и его роль в прикладном искусстве модерна

Не меньше славы, чем отцу, выпало и на долю Льюису Тиффани. Второй из дома Тиффани проявил себя как замечательный художник и декоратор, воскресивший жанр витражей и сделавших его одной из отличительных черт модерна. Льюис Комфорт Тиффани известен в истории американского искусства как живописец, дизайнер интерьеров, художник стекла, создатель великолепных витражей и самый крупный представитель американского модерна. Его творческое наследие достаточно велико. В настоящее время имя Тиффани, в основном, ассоциируется с оригинальными светильниками из многоцветного стекла и витражных композиций. Однако его интересы были намного шире и вся творческая биография была подчинена поиску красоты и гармонии. Сын владельца крупной ювелирной фирмы, Льюис Комфорт получил хорошее образование, возможность путешествовать, изучать европейское и восточное искусство, пройти обучение у именитых мастеров живописи. В начале жизненного пути он пытался учиться в самых престижных военных академиях: Пенсильванской в Уэст-Честере и Perth Amboy в Нью-Джерси. По мере взросления любовь к живописи победила и он стал брать уроки у знаменитых американских художников Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмана. Затем Луис Комфорт отправился в Европу изучать искусство Старого Света, путешествуя по Англии, Ирландии, Италии, Франции. Кроме того, прошел обучение в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. Занятия живописью Тиффани продолжает в салоне художника Огюста-Адольфа-Леона Белли. Живописные работы Тиффани отражают стремление к новизне, которое потом проявилось во всех аспектах творчества мастера. Многочисленные путешествия оказали влияние на увлечение Тиффани искусством Востока, где он видел мозаичные мечети, переливающиеся на солнце всеми цветами радуги, бескрайними пустынями и жарким солнцем Африки, античной и средневековой архитектурой, готическими витражами. Интерес к стеклоделию у него возникает во время путешествий по странам Европы. По возвращении он продолжает выступать как живописец, но, расширяя свою деятельность, начинает заниматься оформлением интерьеров известным представителям американского общества. Свои первые эксперименты со стеклом Луис Комфорт проводит в 1875 г. на предприятии Flint Glass Works в Бруклине. До наших дней сохранился один из первых витражей (1878), выполненных Тиффани для верхнего этажа его собственной студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке. Стекло становится делом всей его жизни. В 1878 г. была создана компания Louis C. Tiffany and Company. Тиффани открывает в Бруклине первый завод, который вскоре сгорел. К 1879 г. формируется группа «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников», в которую входят Кэндис Уилер, одна из первых женщин – дизайнеров текстиля и интерьера; бывшие учителя Сэмюэль Колман и Локвуд де Форст, известный благодаря интерьерному и мебельному дизайну. С 1880 г. опыты со стеклом Тиффани продолжает на другом бруклинском заводе — Heidt Glass Furnace. Значимой работой в творчестве Тиффани можно считать участие его компании в реставрации «Дома Марка Твена» Харфорде (музей Сэмюэля Клеменса). Здесь Тиффани занимается созданием оконных витражей, каминных экранов, витражных вставок над каминами в центральном холле. К сожалению, эти работы не сохранились. Они были демонтированы и выкуплены неизвестным лицом после продажи дома в 1902 г. В 1882 г. благодаря своей известности Тиффани получает заказ на изменение помещений Белого дома. Был разработан дизайн Восточного зала, Голубой комнаты, Красного зала, Государственной столовой, прихожей. Интерес представляет оформление интерьеров с широким использованием стеклянных объектов, представленных светильниками, витражами, вестибюльным экраном от пола до потолка, изготовленным из опалового стекла. При проведении реконструкции в 1902 г. все было демонтировано и удалено. Бизнес-группа просуществовала четыре года, после чего в 1883 г. распалась, но сотрудничество Тиффани с Самюэлем Колманом продолжилось в области интерьерного дизайна. В 1880 г. Тиффани получает членство в Национальной академии дизайна . Витражное искусство становится его настоящей страстью, поэтому в 1885 г. он открывает свою фирму Tiffany Glass Company, в 1902 г. преобразованной в Tiffany Studios. Фирма располагается в здании на углу 333-341 Четвертой авеню в Нью-Йорке, где раньше находилось общество художников (рис. 1). Постройка состояла из трех корпусов, в которых разместился смотровой зал, главный офис, специализированные отделы. До открытия фирмы здесь находились и мастерские. Компания специализировалась на разработке дизайна интерьеров и витражей. Изначально для создания витражей Тиффани использовал стекло, которое изготавливалось на бруклинских стекловаренных заводах. Тиффани проводил на предприятии много времени, тем не менее, полностью контролировать и корректировать производственные процессы не мог. Качество, цвет и текстура стекла не удовлетворяли запросы мастера, он не получал материал нужного качества для своих проектов. Посещение стекольного завода Эмиля Галле в Нанси во время путешествия в Париж в 1889 г. окончательно убедило Тиффани в необходимости создания собственного завода с привлечением профессиональных химиков и стеклоделов. В 1893 г. Тиффани покупает здание завода в Corona (Квинс, Нью-Йорк (рис. 3). Завод оборудуют под стекловаренное производство. Он получает название Tiffany Glass and Decorating Company («Компания стекла и декорирования Тиффани»). Завод имел удачное расположение по отношению к железной дороге, что упрощало доставку сырья и сокращало расходы. Местность была удаленная, что защищало от любопытства конкурентов. Основная часть рабочих и служащих на заводе являлись жителями Квинса. На производстве работали квалифицированные химики и мастера. Руководство предприятием было поручено опытному искусному стеклоделу Артуру Дж. Нэшу, английскому эмигранту. В этот период было разработано много новых видов стеклянной массы, текстур и фактур стекла, создан широкий спектр его оттенков. Вскоре после открытия завода начинают разрабатываться и применяться новые методы в изготовлении стекла. Один из первых – метод, при котором различные цвета смешивают в расплавленной стекольной массе. Тогда в остывшем материале достигается эффект постепенного цветового перехода либо появляется многотональная текстура. В этот же период (с 1893 г.) на заводе начинают производить фирменное радужное стекло. Тиффани использует для него новый термин — Favrile. Изначально термин звучал как Fabrile, (от староанглийского «ручная ковка»), однако затем был изменен на более звучное старое французское слово Favrile («ручная работа»). В ноябре 1894 г. термин «Favrile» был зарегистрирован в патентном ведомстве США и получил статус торговой марки. Позднее, с этим штампом производятся все изделия из стекла, керамики, эмалей. Тиффани продолжает развивать свою творческую деятельность. В 1897 г. при заводе Corona открываются магазины по продаже металлических изделий, в 1900 г. был открыт небольшой гончарный цех, с 1903 г. керамика начинает выпускаться с маркировкой «Favrile». Тиффани занимается также расширением предприятия в Квинсе. Через дорогу от существующего завода строится новое большое кирпичное здание Allied Arts Company (позже Tiffany Studios), в котором размещаются деревообрабатывающие цеха, отдел ламп и люстр, литейные цеха для изделий из латуни, бронзы, железа (рис. 4). Следует отметить, что к 1900 г. заводской склад Тиффани являлся крупнейшим в мире и содержал более 200 тонн рассортированного по различным типам оттенкам и фактуре стекла. К значительному и яркому направлению в многогранной деятельности Тиффани относится изготовление витражей, которые появляются в 1870х годах. Методика создания стеклянной мозаики в дальнейшем будет использована при создании виражных абажуров для «Ламп Тиффани». Произведения искусства от стекольных заводой Тиффани имели огромную популярность на рубеже веков. Разразившаяся в Европе Первая мировая война оборвала победный марш витражей Тиффани. Людям во всём мире стало не до красоты. А после окончания войны произошла смена стилистики — модерн уступил место авангарду, в моду вошли резкие линии, природные мотивы и оттенки потеряли свою актуальность. С 1919 года, с того момента как дважды овдовевший Льюис Тиффани отошёл от дел, фирма его начинает приходить в упадок. В 1924 году Тиффани продал компанию Дугласу Нешу и полностью погрузился в собственное творчество. До конца своих дней Льюис Комфорт Тиффани не выпускал кисть из рук. Его не стало в 1933 году.

Глава 2. Традиционализм и новаторство в создании витражных окон фирмы Тиффани

2.1. Специфика создания витражных окон Тиффани

  В 1885 году Л. Тиффани основал свою собственную фирму, специализировавшуюся на производстве витражных стёкол. За четыре года до этого он зарегистрировал патент на опалесцирующее оконное стекло — радикально новую технику, производства цветного стекла, в которой несколько цветов были объединены и манипулированы, чтобы создать беспрецедентный диапазон оттенков и трехмерных эффектов [1]. Тиффани полагал, что этот новый вид стекла позволит с большей выразительностью отразить естественные краски природы в витражных картинах. Однако Льюис Тиффани был не единственным американским производителем витражных стёкол. В том же Бостоне, где он первоначально учился этому мастерству, существовала школа Чарльза Конника, занимавшегося производством витражей по средневековой технологии. Конник резко критиковал метод Тиффани, считая единственно правильными витражами те, которые максимально приближены к средневековым образцам. В отличие от витражей Тиффани, в основу которых положено было глушённое цветное стекло, хорошо рассеивающее свет, средневековые витражи были прозрачны и расписаны поверху эмалевыми красками. [8] Опалисцирующее или глушоное стекло — это непрозрачное стекло, молочного или любого другого цвета и оттенка. Технология его производства такова, что на последней стадии варки обычного цветного стекла в стекловаренную печь (как правило горшкового типа) вводятся глушители — вещества придающие стеклу матовость. В качестве глушителя могут быть использованы либо химические элементы, например соединения фтора, фосфора и аллюминия, либо механические частицы, к примеру, пепел или зола. Глушители эти образуют со стекломассой нерастворимые соединения, которые равномерно распределяются в стекле в виде микроскопических капель и придают ему матовость. Эффект глушения можно получить и при быстром охлаждении стекла. При этом в более толстых участках изделия образуются кристаллы, а само стекло теряет прозрачность, поскольку его структура должна быть аморфной. Однако при этом способе велика вероятность получение в толще стеклянного изделия высоких напряжений что в конечном итоге может привести к его разрушению. Поэтому Льюис Тиффани прибегал к другому методу опалисценции, при котором применялась сендвич-технология — на более холодный слой накладывался более горячий, повторный резкий нагрев вызывал опалисценцию нижнего слоя. [4] Приверженность Тиффани к цельности восприятия среды нашло выражение в проектах интерьера и производстве витражей. Тиффани был убежден, что фактическое производство витража требует участия художника на каждом этапе, даже в заводской обстановке – от создания первых эскизов до наблюдения за тем, как стекло было выбрано, вырезано и собрано. Опалесцирующее стекло было сказочно разнообразно по цвету и текстуре даже в пределах одного участка. Благодаря тщательному отбору, Тиффани мог использовать свой метод, чтобы имитировать листву, ткань, воду или солнечный горизонт. Тиффани, в некотором смысле, «рисовал стеклом», в отличие от живописи на стекле. Тиффани использовал слово «Favrile» как общий товарный знак для своего стекла, а позже для керамики и металлоконструкций. «Favrile» и «fabricate» имеют один и тот же корень, и Тиффани применил название к своему стеклу, чтобы предложить его качество ручной работы. Стекло Тиффани было создано разнообразными путями. Некоторые стеклянные части были отлиты в формы. Для создания тканеподобной драпировки стекла использовались ручные инструменты для перемещения и скручивания горячего стекла в складки. Смешивание двух или более цветов расплавленного стекла вместе создавало полосатое стекло. Стекло конфетти было сделано путем литья жидкого стекла поверх частей покрашенного стекла или путем обрызгивания части покрашенного стекла горячим стеклом [5]. Тиффани позже сказал о годах, когда шла работа над изготовлением новых видов стекла: «Мой химик и печники долгое время настаивали на том, что невозможно достичь результатов, к которым мы стремились…новые печи для обжига должны были быть построены и созданы новые методы для отжига стекла… мне потребовалось тридцать лет, чтобы научиться этому искусству» [9]. Новые методы идеально совпали с новым спросом на роскошное оформление окон. Вторая половина XIX века — это период оформления американской нации. Именно тогда были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики США. Американцы стремились утвердить себя как самостоятельную и самодостаточную нацию, имеющую собственные традиции. Свою идентичность Новый свет устанавливал в соперничестве со Старым светом. В первую очередь, это соперничество выразилось в культурной сфере. В течение 1870-х годов церкви всех конфессий быстро строились по всей стране, каждая из которых хотела быть украшена витражными окнами не хуже, чем в Европе. Помимо этого, также по примеру европейской архитектуры, витражи использовались и в светском городском строительстве: библиотеки, учебные заведения и даже частные особнякиукрашались витражными окнами. Обладатели огромных состояний, такие как Эндрю Карнеги и Ричард Битти Меллон заказывали «окна Тиффани». К 1890-м годам «Tiffany Glass & Decorating Company» имела монополию на производство витражей. Для того, чтобы разнообразить ассортимент и улучшить качество выпускаемых витражей фирма Тиффани наняла большое количество молодых женщин для изготовления витражных ламп и окон. Льюис Тиффани шёл в русле современных ему тенденций и научных открытий, выяснивших, превосходство женщин над мужчинами в плане цветочувствительности и ловкости в изготовлении декоративных предметов ручной работы. Производство окон в Tiffany Studios достигло пика между 1900-1910 годами. «Окна Тиффани» можно встретить не только на территории Соединённых Штатов, но и в Великобритании, Франции, Австралии и на Кубе. Оконные конструкции различались в зависимости от целевого назначения. Основная часть работы студии приходилась на церковные заказы. В 1893 году фирма Тиффани выставила часовню на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго. Хотя часовня была создана, чтобы демонстрировать качество, эстетизм и прочие достоинства декора, от новой фирмы Тиффани, посетители были так тронуты ее великолепием, что мужчины сняли шляпы в знак уважения к мастерам. Наряду с 16 мозаичными колоннами, резными арками и электрифицированной люстрой, были представлены несколько витражей. Больше, чем любой другой аспект витражных работ Тиффани, пейзажные окна демонстрировали мастерство цвета, техники и композиции. Глубокая любовь Тиффани к природным мотивам была представлена в витражных картинах, он подчеркнул религиозную символику своих пейзажей при использовании в мемориальных окнах. Светские пейзажные окна были также популярны, Тиффани иногда перемежала натур-темы с зооморфными темами и бытовыми сценами. Хотя общее количество окон, произведенных «Tiffany Studios», неизвестно, предполагается, что было выпущено более 5 000 витражных композиций, но, возможно, и значительно больше. Ярким примером светского пейзажного окна является витражное окно «Лилии» (см. прил. 4). Этот витраж изображает брызги синих, фиолетовых и зеленых цветов, поднимающихся по кремовому столбу на левой стороне окна и простирающихся через верхнюю часть окна. Нижний правый украшен красивыми лилиями с прекрасным зеленым пятнистым деревом на заднем плане. Деревья и цветы обрамляют живописный вид на озеро с водопадом и горы на фоне фантастического оранжево-голубого неба. Окно, созданное в 1915 году, покрыто до трех слоев стекла, а с тыльной стороны подписано черной эмалью «Tiffany Studios NewYork».

2.2. Влияние природных мотивов на создание витражных окон фирмы Тиффани.

Эстетика Тиффани была создана на основе его убеждении, что природа должна быть основным источником вдохновения в художественном решении витражной композиции. Опьяненный цветом, он перевел в стекло пышную палитру цветов и растений. Такое увлечение природой привело к освоению еще одной техники. В 1893 году фирма Тиффани представила свои первые выдувные вазы и чаши, получившие название «Фавриль». «Название, – объявил он, – взято из древнеанглийского слова, означающего «ручной работы» [22]. Favrile стекло быстро приобрело международную известность за его радужную поверхность и яркие тона. Тиффани широко и глубоко обращался к природе, и это было главным в его поисках красоты. Его интерес к природе был далеко идущим, он использовал рыб, морских существ и насекомых для декоративных мотивов, а также огромное количество растительных мотивов для создания витражных композиций и окон. Он был заядлым садовником, приносящим экзотические виды растений в свое великолепное поместье Лорелтон-Холл на Лонг-Айленде. Цветы местных лесов и полей были фаворитами Тиффани. Особенно часто использовался им мотив папоротника. Изысканные сады дома Тиффани на Лонг-Айленде были живым свидетельством его страсти к миру природы. Увлечённость Льюиса Тиффани садами вдохновила его на создание самых натуралистичных изображений цветов и растений в истории витражей и изделий из стекла. Во второй половине девятнадцатого века, его успех был обеспечен повышенным интересом к ландшафтному дизайну, бытовому жанру в живописи и научными открытиями в области ботаники. Тиффани собрал огромную библиотеку по всем аспектам садоводства и был заядлым коллекционером и фотографом цветов и растений. Крылатые существа также привлекали внимание Тиффани своими внушающими благоговейный трепет формами, и особенно своей радужностью [30]. Начиная с конца 1870-х годов Тиффани и его американский конкурент по витражам Джон Ла Фарж, произвели революцию в искусстве витражей. До их нововведений ремесло было по существу неизменным со средневековых времен, когда детали витражей покрывались сверху эмалевыми красками, а затем обжигались, прежде чем быть соединёнными со свинцовым припоем. Однако реалии времени и новые эстетические требования не позволяли применять старые средневековые традиции. Большое количество тонких и мелких деталей в натуралистических витражных картинах Льюиса Тиффани потребовали новых форм и новых технологий их изготовления. Витражи теперь собирались уже из готового цветного стекла, как мозайка, их больше не требовалось раскрашивать [28]. Полностью уйдя от принятых тем для церковных окон, Тиффани исключил библейские фигуры из многих своих композиций, придавая религиозное значение ландшафту и миру природы. Его мемориальные окна в церквях и мавзолеях часто изображали леса, потоки, извивающиеся через горные долины, или цветочные мотивы. Ирисы были главными цвета церковных витражей от фирмы Тиффани. Льюис Тиффани и здесь оставался верным законам модернистской символики, используя образ ириса как символ Девы Марии. Цветок этот околоводный что позволяло Тиффани сочетать его с другой своей любимой темой, которая также имела религиозное значение. Самое большое окно церковного пейзажа Тиффани с водопадами и водными потоками, было установлено в Центральной баптистской церкви (см. прил. 5). Оно вызвала ожесточенные споры среди прихожан из-за отсутствия в картине явно религиозных деятелей. Тиффани создал потрясающие новые цветовые эффекты в стекле, и дал своим стеклянным творениям иллюзию трехмерности и движения. Он реализовал свою любовь к растениям, цветам, птицам и животным во многих видах стеклянных сосудов. Чтобы рисунок был как можно более реалистичным, специалисты фирмы Тиффани изучали во всех подробностях строение растений, которые собирались изобразить в витраже. Цвета природного мира были постоянным источником вдохновения, а поиск новых формул стекла и декоративных эффектов занимал было уделом химиков и технологов фирмы Тиффани.

Глава 3. Витражные окна Тиффани в интерьере ХХ века

3.1 Художественная особенность витражей.

У Льюиса Тиффани было несколько существенных преимуществ, чтобы быть успешным в том виде деятельности, которое он для себя избрал. Во-первых, он и его богатые финансовые сторонники имели средства для рекламы и сбыта своего продукта в гораздо большей степени, чем любой из конкурентов. Во-вторых, его социальный статус, а также связи его отца на самом высоком государственном уровне также были явным преимуществом в получении комиссионных. Любимое стекло Тиффани позволило художникам заменить случайные тональные градации, линии, текстуры и плотности, присущие материалу, живописными деталями без окрашивания стекла эмалью. Мастерские Тиффани продолжали проектировать и изготавливать буквально тысячи окон из свинцового стекла для церквей, мавзолеев, школ и других зданий по всей стране и за рубежом. Один из самых зрелищных находится в Военно-Морской академии США Аннаполис (штат Мэриленд) (см. прил. 6) [30]. Выставленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже витраж «Четыре сезона» (FourSeasons) (см. прил. 7) служит ярким примером техники фавриль. Каждая панель представляла собой разное время года и вместе они символизировали процесс жизни и смерти. С точки зрения стиля соотношения с европейским стилем в витражной картине Тиффани ощущается влияние работ Альфонса Мухи, особенно его четырех частной серии «Времена года» (1896-97). Произведение американского художника-стеклодела получило высокую оценку за уникальность материала и его мастерскую обработку, и получило золотую медаль на выставке. Наиболее примечательным было то, что Тиффани не использовал никакой поверхностной краски для прорисовки малейших деталей, а скорее использовал смесь цветов и текстур фавриля для создания тонких колористических градаций во всех композициях. Работа была разобрана на четыре отдельные части для установки в доме Тиффани Лорелтон Холл, когда он вернулся из Парижа. Одной из выдающихся работ Тиффани считается витраж «Образование» 1890 года (см. прил. 8). «Образование»– это витражное окно, заказанное компании во время строительства Читтенден-Холла Йельского университета (теперь Linsly-ChittendenHall, после подключения к соседнему зданию), финансируемое Симеоном Болдуином Читтенденом. Персонификации искусства, науки, религии и музыки представлены в произведении, как ангелы. Одним из главных достижений Тиффани является масштабный стеклянный занавес, который был создан для Дворца изящных искусств в Мехико. Это невероятная мозаика из миллиона двух сантиметровых кристаллов, составляющих ландшафт долины Мексики. Наверху находится красивый витраж Аполлона в окружении двенадцати муз. Именно в этом витражном окне Тиффани проявил всю свою новую методику и понимание работы со стеклом. Еще одним из выдающихся примеров являются окна в церкви Арлингтон-Стрит (см. прил. 9). Богатые смыслом и символикой, витражи раскрывают для верующих тексты Библии. Серия из шестнадцати витражей представляет собой уникальную повествовательную тематическую программу. Восемь окон в святилище отражают историю жизни Иисуса. Эти восемь окон не говорят о божественной природе Иисуса, а скорее представляют эпизоды, которые иллюстрируют его роль как проповедника. Наиболее показательным является включение в эту серию «Нагорной проповеди», о которой говорится в Евангелии от Матфея (5:3-12). В ней Иисус проповедует «Заповеди блаженства» и включает молитву Господню [22]. Когда посетитель храма поднимается на балкон, он сталкивается с визуальными идеализациями учения Иисуса на горе в виде шести блаженств. В отличие от композиций первого этажа, балконные окна не являются повествовательными преданиями – это живописные аллегории заповедей блаженства: в каждой сцене изображён ангел сбоку от херувима. Священные ходы начертаны на бандеролях — узких лентах, которые были распространены в искусстве эпохи Возрождения и использовались для надписей. В то время как ангелы в сюжетах из ранней жизни Христа изображены в мужском обличии и отображают власть, в окнах второго этажа образы блаженства представлены женственными и сострадательными. Они статные и потусторонние. Невозможно игнорировать и два простых стеклянных окна по обе стороны балкона, замыкающих композицию. Когда Тиффани заинтересовался витражами, он совершил поездку в Европу, где изучил записи, оставленные великими средневековыми художниками по витражам. Он также посетил Италию, в том числе и Венецию, которая была и есть одним из центров выдувного стеклоделия. Здесь Тиффани нашел технику под названием «стекло-конфетти» (см. прил. 10), которую он приспособил к своим собственным целям. Стекло-конфетти создается путем разбивания тонких листов цветного стекла на металлическом столе, а затем поверх полученных осколков укладывается лист расплавленного стекла другого цвета. Если мы посмотрим в «окно Тиффани» сквозь ветви деревьев, мы обнаружим, что стекло-конфетти было использовано для создания впечатления плотно уложенных цветов или листвы[5]. Ещё один вариант «стекла Тиффани» использован в этой серии – складчатое стекло. Когда расплавленный стеклянный лист прошел через специальные ролики, его захватывают металлическими щипцами, затем скручивают и поворачивают для создания эффекта драпированной ткани. Оно великолепно передаёт складки мантий, в которые облачены фигуры, изображенные на витражах. Большинство других художников по витражам создают детали, рисуя на стекле черной краской, которая затемняет окна. Великолепные витражи великих соборов Европы были созданы с использованием стекла, окрашенного в основные цвета: интенсивный синий, зеленый, красный и желтый. Фирма Тиффани выбрала другую палитру цветов, чтобы создать свою «картину в стекле», которая состояла в основном из пастельных тонов, а более яркие цветные фрагменты, были использованы для необходимого акцента [2]. Витражные композиции Тиффани состоят из шести или семи слоев стекла. Этот метод дублирования позволил отобразить глубину цвета значительно ярче, чем однослойная стеклянная мозаика, типичная для средневековых витражей. В окне под названием «Послание Ангела к пастухам №2» (см. прил. 11) действительно можно увидеть звезду Вифлеема сквозь одежду Ангела. Для достижения перламутрового эффекта фирма Тиффани использует поверхностный слой белого молочного стекла и помещает за ним несколько слоев мраморного красного, зеленого и/или синего стекла. В 1920х годах, вскоре после выхода Тиффани на пенсию, популярность витражей пошла на убыль. Он переехал в Калифорнию и продолжал преуспевать в качестве стеклодела в Лос-Анджелесе. Наступление всемирного кризиса дало понять, что многие члены Конгрегации не имеют финансовых средств для производства витражных шедевров, а закрытие студий Тиффани положило конец способности производить опаловое стекло любого сопоставимого качества. Поэтому пустые окна, фланкирующие витраж в церкви Арлингтон-Стрит, служат напоминанием о завершении золотого века Бостона и американского Ренессанса, которые никогда не повторятся [19]. Инновации Тиффани в разноцветных стеклянных изображениях особенно заметны в его оконных композициях «Пасхальное утро» и «Четыре евангелиста» – первоначально установленных в Епископальной церкви Богоявления в Оранже, штат Нью-Джерси. К знаковым работам также относятся три витража, расположенные в Национальном штабе Красного Креста (см. прил. 12), заказанные фирме Тиффани в 1917 году, когда организация переехала в свое новое здание. Окна изображают тему служения больным и раненым через жертвоприношение. Освященные в 1923 году, они считаются самым большим набором окон Тиффани, созданных для светской среды, которые сохранились до настоящего времени и находятся на своем прежнем месте. К сожалению, большинство окон Тиффани, за исключением тех, что созданы для храмов, были удалены с их первоначального места.

3.2. Технологические новации стекла Тиффани в создании витражей.

Фирма Тиффани обладала несколькими уникальными техниками, в том числе многослойным (дублированным) стеклом, в некоторых случаях толщиной в четыре слоя и более. Разнообразные методы создатели витражей использовали для достижения движения света через слои, чтобы произвести великолепный результат [14]. В своих экспериментах Тиффани разработал более широкий спектр палитры стекла, его фактуры и текстуры, по сравнению с другими мировым стеклоделием. В частности, он обнаружил, что внешний вид обычных стеклянных банок был более красивым по цвету и качеству, чем некоторые витражи, содержащие огромное количество всевозможных примесей, особенно оксидов железа, портящих внешний вид стекла, делая его мутно-зелёным по цвету. Материалом выбора Тиффани было опалесцирующее стекло, которое обладало способностью менять цвет при проходящем свете, было «живым». Ассортимент бокалов, созданных Тиффани, основан на его использовании опалового стекла в большом разнообразии цветов и фактур, что характерно и для создания совершенно уникальных витражей. Сегодня стеклянные работы Тиффани высоко ценятся коллекционерами произведений искусства. Луис Комфорт Тиффани создал свои собственные необычные проекты, которые обогатили жизнь всех американцев, а в дальнейшем и европейцев. Природа вдохновляла его, а стекло, цветные драгоценные камни и эмаль были им использованы в качестве основных инструментов для передачи настроения. Этот опытный декоратор, обладавший высоким чувством вкуса и следовавши согласно художественно-эстетическим идеалам своего времени, создал мир красоты, который не потерял ни одной из своих способностей очаровывать и притягивать. Л. Тиффани воспринял природу как декоративную тему с той же страстью, которая заставила промышленников XIX-го века строить железные дороги, фабрики и города, которые навсегда изменили ландшафт. Для борьбы с угрожающими последствиями распространения стали и бетона Тиффани разместил свои витражи, стеклянные купола и мозаики в вестибюлях зданий, банках, залах терминалов ожидания, больницах, универмагах и отелях. Он верил, что его светящиеся шедевры, изображающие озера, холмы и цветущие сады, восстанавливают человеческий дух и поддерживают душу [13]. В то время как его зооморфные и антропоморфные мотивы отражали близость к творчеству европейских ювелиров в стиле модерн, натуралистические темы в виде ягод ежевики, цветков одуванчика, грозди винограда и цветка дикой тыквы—были явно американскими. Чтобы запечатлеть их великолепную мимолетную красоту, он смешивал металлы, эмаль и цветные драгоценные камни, такие как опалы, турмалины, лунные камни и сапфиры, в соответствии с приглушенными цветами его витражных картин и технически блестящего свинцового стекла. Тиффани были разработаны собственные виды стекла, которые он использовал в создание витражных окон: • опалесцирующее стекло: обычно используется для описания непрозрачного матового стекла, способного рассеивать свет. Технология его изготовления такова: в стакломассу перед её выработкой вводят специальные вещества, которые образуют с ней нерастворимые мельчайшие кристаллы, делающие стекло непрозрачным; • «фаврильное» стекло: часто имеет отличительную особенность, которая характерна для некоторых стекол во времена классической древности: оно обладает поверхностной радужностью. Эта радужность заставляет поверхность мерцать, но также вызывает степень непрозрачности. Радужный эффект был получен путем окуривания горячего стекла горячими солям металлов в специальной капсуле с форсункой. По словам Тиффани, фаврильное стекло отличается блестящими или глубоко тонированными цветами, обычно радужными, как крылья американских бабочек, шеи голубей и павлинов, а также крылышки различных жуков; • «стримерное» стекло: это листовое стекло с рисунком из стеклянных струн, прикрепленных к его поверхности. Тиффани использовал такое текстурированное стекло, чтобы отображать, например, ветви деревьев и траву; • «трещиноватое» стекло: лист стекла с картиной неправильно сформированных, тонких стеклянных «вафель», прикрепленных к поверхности. Тиффани использовал такое текстурированное стекло для передачи, например, листвы, видимой издалека. Нерегулярные стеклянные пластины, называемые «трещинами», готовятся из очень горячего, цветного расплавленного стекла. Полученный стеклянный пузырь имеет тонкие, как бумага, стенки и сразу же разбивается на осколки. Эти выдуваемые вручную осколки прижимаются к поверхности листа расплавленного стекла во время процесса прокатки, к которому они становятся постоянно расплавленными; • «трещинно-стримерное» стекло: лист стекла с рисунком из стеклянных струн и неправильной формы тонких стеклянных пластин, прикрепленных к его поверхности. Эти протянутые вручную стримеры и выдуваемые вручную осколки прижимаются к поверхности листа расплавленного стекла во время процесса прокатки и они становятся расплавленными; • «пульсирующее» стекло: лист текстурированного стекла с волнистой поверхностью. Тиффани использовал такое текстурированное стекло, чтобы отобразить воду или прожилки листа. Текстура создается в процессе формования листового стекла из расплавленной стеклянной массы вращающимся роликом — вальцетом; • кольцевое крапчатое стекло: листовое стекло с ярко выраженной крапчатостью, созданной локализованным, термообработанным помутнением и динамикой роста кристаллов. Кольцо из крапчатого стекла было изобретено Л. Тиффани в начале ХХ века. Когда фирма закрылась в 1928 году, секретная формула для изготовления кольцевого крапчатого стекла была забыта и потеряна. Подобное стекло было заново изобретено в конце 1960-х годов Эриком Ловеллом; • драпированное стекло: получается из листового сложенного в слои стекла, что имитирует складки ткани. Тиффани в изобилии использовал драпировочное стекло в церковных витражах, чтобы добавить трехмерный эффект к струящимся одеждам и крыльям ангелов, и для имитирования естественной грубости лепестков магнолии. Изготовление драпировки стекла требует мастерства и опыта. Ручной ролик малого диаметра совершает поступательные движения над листом расплавленного стекла, рябь становится жесткой и постоянной по мере охлаждения стекла. Каждый лист, полученный из этого кустарного процесса, уникален. Большинство из этих методов до сих пор сложно повторить, так как фирма Тиффани делала упор на уникальность своих предметов, особенно витражных окон. После смерти в 1933 году, Луис Комфорт Тиффани стал всемирно признанным лидером американского дизайна в стиле модерн. Его уникальный отклик на красоту природы, цветные драгоценные камни и привлекательность экзотики привели к некоторым из самых мощных художественных выражений ХХ-го века, которые двигают и поднимают нас до сих пор.

Заключение

В ходе работы мы выяснили, что один из самых известных художников-декораторов Америки был Л. К. Тиффани, который произвел революцию в производстве витражных окон, включая инновационные проекты и необычные декоративные элементы. Его достижения в данной области послужили оживлению художественной промышленности, которая почти не совершенствовалась на протяжении длительного времени. Эти инновации позволили ему создать невероятно сложные изделия, которые были совершенно новыми в области производства стекла. Творчество Тиффани имело в своём основании очень широкий спектр влияний: от движения Искусств и ремесел в Англии, до исторических и классических источников. Он особенно интересовался искусством Китая, Японии, Индии, Ближнего Востока. Его приверженность восточным растительным и классическим западным формам искусства может быть замечена в ранних картинах, а также в мотивах и декоративных элементах в более поздних дизайнерских и художественных проектах. Л. К.Тиффани обладал высоким профессионализмом в самых разных направлениях творчества – стекле, керамике, металле, ювелирном деле, создании осветительных приборов и витражей, выступая как представитель американской версии стиля модерн. Любовь Л. Тиффани к природе и его стремление включить новые технологии в свою работу тесно связали его с европейским стилем модерн, и он был значительной фигурой в развитии этого стиля в Америке. В своих проектах он воплощал идеи «нового стиля» и вдохновлял других художников к творчеству в этом направлении. Л. К.Тиффани был одним из первых американских дизайнеров, получивших признание за рубежом, и его работы были распространены по всей Европе Зигфридом Бингом, основателем знаменитой и влиятельной галереи L’ArtNouveau. Благодаря своему оригинальному видению, в создании новых технологий и обожествлению природы, Л.К. Тиффани смог совместить традиционные практики и инновационные приёмы в создании витражей, что привело к образованию «империи» уникального «Стекла Тиффани». Стоит отметить также, что основными ключевыми идеями в творчестве Тиффани были: • природа должна быть главным источником дизайнерского вдохновения, и подавляющее большинство работ Л. Тиффани содержат именно изображения пейзажей, растений, бабочек или животных. • вместо того, чтобы красить стекло для создания деталей в традиционной манере производства витражей, фирма Тиффани обошлась без краски и использовала только стекло для создания своих объектов, позволяя цветным фрагментам диктовать форму. • постоянно разрабатывать новые процессы и методы, включая «фаврил» и опаловое стекло, достигая цветовым сочетанием интересных эффектов. • Ориентироваться на исторические достижения культуры. Работа Тиффани отражает усилия по разрешению противоречащих друг другу идеалов в мировом движении декоративно-прикладного искусства. Многие уверяли, что большинство компаний не могут производить доступное искусство для дома, сохраняя при этом высокие стандарты и индивидуальное выражение. Фирме Тиффани это удалось, она успешно создала художественную индустрию. Л. К.Тиффани победил там, где другие потерпели неудачу, потому что его личное состояние позволило ему пожертвовать прибылью компании в интересах художественного достижения. Кроме того, он предоставил необычайный ассортимент продукции, так что потребители почти на каждом экономическом уровне имели доступ к его религии красоты, поэтому распространение изысканности и яркости на всех уровнях позволило Л. Тиффани остаться на пьедестале стекольного производства, и других материалов.

Список литературы:

1. Болыпева К.А., Стекло в декоративном убранстве зданий, М.;1929; 2. Галицкий И., История витража // Деко. №6. 2009. — с. 12-17; 3. Гусарова А., Дизайнер эпохи модерн, М.; // Родина/ № 1. 1999; 4. Домашева М.С., …Витражи Тиффани. — [Электронный ресурс] / URL:http://masters.donntu.org/2010/fimm/domasheva/ind/index.htm; 5. Иванов Е.Ю., Рассыпанный свет // Архитектура. Строительство. Дизайн. №1 (11). 1999; 6. Кириченко Е. И., Модерн: к вопросу об истоках и типологии, М.; 1979; 7. Ланцетти А. Г., Нестеренко М.Л., Изготовление художественного стекла, М.; 1987; 8. Полевой В. М., Малая история искусств. Искусство XX века. 1901 -1945, М.; 1991; 9. Роуз Барбара, Американская живопись XX века, Женева, 1995; 10. Сарабьянов Д. В., Модерн. История стиля, М.; 2001; 11. Стекло эпохи модерна: каталог выставки, М.; 1991; 12. DeKay, Charles, The Art Work of Louis C. Tiffany. Garden City, New York, 1914; 13. Duncan A., L.C.Tiffany, New York, 1992; 14. Duncan A., Eidelberg M., Masterworks of Louis Comfort Tiffany, London, 1989; 15. Fleming, Ian, Diamonds Are Forever, London, 1956; 16. Frelinghuysen, Alice Cooney, Louis Comfort Tiffany and Laurelton Hall: An Artist’s Country Estate. Exhibition catalogue, New York, 2006; 17. Garner P., Phaidon Encyclopedia of Decorative Arts 1890-1940, Oxford, 1988; 18. Gemological Institute of America, Diamond History and Lore, GIA, 2002–2016; 19. Halasz, Robert, and Christina Stansell, “Tiffany & Co.” International Directory of Company Histories, 8 Oct. 2006; 20. Hall, Stuart. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices, London,1997; 21. Holt, Douglas B., and Douglas Cameron. Cultural Strategy: Using Innovative Ideologies to Build Breakthrough Brands. Oxford, 2010; 22. Johnson D., American Art Nouveau, NewYork, 1979; 23. Klara, Robert. “How Tiffany’s Iconic Box Became the World’s Most Popular Package.” Adweek, 22 Sep. 2014; 24. Lee, Jane, Deconstructing the Tiffany Setting. Forbes video clip. YouTube, 3 Oct. 2012; 25. Mae, Caity. “A Love Letter to Tiffany & Co.” Blog post. Thought Catalogue, 7 May. 2014; 26. McKean, Hugh F. The «Lost» Treasures of Louis Comfort Tiffany. Atglen, Pa.: Schiffer, 2002; 27. New York Times, «Mrs. Parker Weds Francis M. Weld; Daughter of Louis Comfort Tiffany Married at Her Sister’s Home in Oyster Bay, Long Island. Bridegroom, Bond Broker. He was a Captain of Artillery in World War. Bride Is Former Wife of Gurdon S. Parker.» August 18, 1930; 28. Osborne, Neil. “Bling in a Blue Box: How an Iconic Brand Delivers Its Promise.” ProfessionalBeautyMagazine: BusinessFeature, Mar/Apr. 2015: 152–53. 29. Obniski, Monica, The Arts and Crafts Movement in America, 2008; 30. Parrott, Lindsy R. “Louis C. Tiffany: Nature as Muse.” Louis Comfort Tiffany: Nature by Design, edited by Jean M. Burks, 12-19. Shelburne, VT: ShelburneMuseum, 2009; 31. Phillips, Clare, and Tiffany and Company. Bejewelled by Tiffany. Connecticut: Yale UP, 2006. 32. Robert Koch, Louis C. Tiffany: Rebel in Glass (1964), is the only biography. A wide selection of his work is provided in Museum of Contemporary Crafts, Louis Comfort Tiffany, Exhibition (1958); 33. Tiffany & Co. “The World of Tiffany: The Tiffany Story.” T&CO, 2016; 34. Will You. Advertisement. Tiffany & Co. NewYork: Ogilvy&Mather, 2015.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://kazmkpu.kz/?lang=ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru