Задание по дисциплине «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» для КПМИП



ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Случай 5

«Депрессия и страх смерти»

Женщина 60 лет поступила в терапевтическое отделение прямо из поликлиники, куда пришла за путевкой на плановую госпитализацию в больницу, на «скорой» при повышении АД (200/100).
Страдает гипертонической болезнью примерно 5 лет, столько же не работает. До этого была учителем в школе.
Живет во втором браке с мужем, который работает шофером-дальнобойщиком. Муж часто выпивает. Первый брак закончился разводом. Детей нет.
В июне 2003г. перенесла инфаркт миокарда.
В феврале 2005г. умерла дочь ее племянницы (очень близкий для нее человек), а в мае 2005г. – кошка пациентки.
Последние 2 месяца (со смерти кошки) ничего не интересует, часто плачет, пугает одиночество, особенно когда муж в командировке. Хочется только лежать. Если бы не надо было готовить мужу, ничего не делала бы; себе готовит только чай и бутерброды. Возникают мысли о бесполезности жизни, о том, что не о ком заботиться: кошка умерла, а муж и сам справляется. Однако, как верующий человек, мыслей о суициде не допускает.
Примерно полгода назад появилось чувство страха: «что-то должно случиться с кем-то близким», раздражение, беспокойство, тревога по утрам, от которой просыпается на рассвете. Теперь так боится быть одна, что «аж сердце останавливается». Тело тяжелое, частые головные боли, быстро устает.

Терапия:

1. Слушание истории клиента
Постепенно из рассказа пациентки складывалась история о медленном затихании ее ранее активной деятельностной жизни. Основными переломными вехами были: 1) 8 лет назад дочь племянницы, которой она была «единственной бабушкой» из-за ранней смерти своей старшей сестры, окончила школу и поступила в институт, перестав нуждаться в ее постоянной опеке; 2) 5 лет назад – ее собственный уход на пенсию по возрасту, совпавший с получением инвалидности, что сформировало у нее понятие, что она «не только старая, но и больная»; 3) полгода назад – внезапная болезнь и быстрая (менее чем через год) смерть дочери племянницы; 4) смерть любимой кошки, которая жила у нее 10 лет.

2. Выявление проблемной (доминирующей) истории
Доминирующей историей в жизни пациентки вырисовывалась тема угасания смысла жизни, если становишься никому не нужным, не о ком заботиться. Появляется страх переживания новых потерь: мучают мысли «скорой смерти кого-то еще».

3. Экстернализация проблемы. Называние (присвоение имени) проблемы
Наименование проблемы как «Мысли о смерти», позволило в экстернализирующей беседе обсудить, что эти мысли делают с пациенткой. Оказалось, что они пугают, побуждают меньше выходить из дома, толкают к пассивности и нежеланию обслуживать себя. Однако будят ее на рассвете, заставляют

4. Деконструкция проблемной истории
Нарратив пациентки был пересказан психологом, а потом дополнен деконструирующими вопросами: под влиянием каких причин она ушла на пенсию сразу по возрасту? Как получение инвалидности повлияло на изменение ее самооценки в личном и социальном плане? Почему поступление внучки было расценено ею как отказ от ее забот? Из каких и чьих соображений она делает вывод, что никто не нуждается в ее заботе, если живы, по меньшей мере, она сама, муж и племянница, которая к ней, кстати, очень тепло относится?

5. Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории
Обращало внимание то, что она в основном плачет, когда находится одна. Когда муж дома, то у нее находятся силы не только обслуживать его так, как ему это нравится, но еще и не показывать свое состояние: «Он и не знает о моих страхах ничего».
Интересным показалось психологу также то, что страхи не только делают ее пассивной, но и будят на рассвете, заставляют двигаться, обращать внимание на изменяющиеся ощущения в теле, мерять артериальное давление, принимать лекарства, обращаться к врачам, делать себе чай и бутерброды.

6. Перенаименование проблемы. Называние альтернативной истории
В результате сложилась новая история «О страхе собственной смерти, который не дает похоронить себя заживо».

7. Уплотнение альтернативной истории
Подробно исследовалось вместе с пациенткой, когда в ее жизни появились первые мысли о смерти, какими телесными симптомами они сопровождались, как она вела себя тогда и при каких ее действиях страх проходил. Она рассказала, что если чем-то начинает заниматься (по дому или едет в гости, идет в магазин, звонит племяннице), то страх проходит. То же с телесными ощущениями: начиная двигаться, она «расхаживается», особенно если при этом делает что-то для других (муже, племянницы, раньше – для кошки). Таким образом, страх смерти взывает к ее активности и исчезает, когда она ее осуществляет.

8. Обсуждение будущего в свете новой истории
На вопрос, каким она видит свое будущее без проблем, пациентка сказала, что, пожалуй, ей надо завести котенка. Муж ей уже это предлагал, но она отказалась. А теперь понимает, что ей не хватает кого-то, кто будет с ней постоянно. Объектом же заботы, который также с ней всегда, она признала саму себя. При этом (сама!) высказала мысль, что и мужу сможет уделять больше внимания, если будет хорошо себя чувствовать, и может быть тогда он меньше будет выпивать, так как она сможет с ним выходить, например, в кино, как они это делали раньше.

9. Выявление ресурсов клиента
В качестве того, что ей поможет в изменении своего настоящего и создании беспроблемного будущего, пациентка назвала свою деятельную в прошлом натуру, интеллектуальные интересы, умение общаться с людьми, добрые взаимоотношения с мужем и племянницей.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X