Задание по дисциплине «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» для КПМИП



Кейсы к модулю специализации «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

КЕЙС 1.

Женщина 36 лет поступила в психиатрическую больницу после гибели ребенка (2 х лет). Была возбуждена, кричала, обвиняла свои старших детей в гибели брата. (Ребенок погиб на прогулке, оставшись под присмотром 10-летнего и 14- летнего братьев). В первичной беседе женщина по большей части плачет, однако заинтересована в помощи, просит помочь ей, многоречива, открыта для выражения своих переживаний.

Задание 1. Предложите программу работы с пациенткой, расставьте цели и мишени психотерапевтической помощи.
ОТВЕТ: Предстоит работа с острой стрессовой ситуацией. Обратить внимание на переживание женщиной собственно факта гибели ребенка. Работа с чувствами по отношению к другим детям, приписыванию ответственности и вины оставшимся в живых детям.

КЕЙС 2.
Пациент 34 лет. Работает в настоящий момент в библиотеке научной литературы, имеет 2 высших образования, часто меняет место работы из-за конфликтов с сослуживцами. Часто конфликты связаны с тем, что пациент предъявляет претензии к сотрудникам в нарушении его личного пространства и некомпетентности. Не женат, имеет проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Ведет довольно замкнутый образ жизни. Проживает с мамой, с которой неблагоприятные отношения , пациент обвиняет свою мать в собственных неуспехах. Последнее время появились навязчивые мысли и ритуалы – постоянно моет руки, боится грязи и заражения.

Задание 2. Наметьте возможности психокоррекционной работы с пациентом.
Какие дополнительные данные понадобятся Вам для работы с пациентом?

ОТВЕТ:
Обучение навыкам социального взаимодействия с окружающими, навыкам эмоциональной компетентности ( работа с пониманием чувств и эмоций окружающих). Работа с тревожными переживаниями.
Дополнительно: патодиагностика на предмет наличия когнитивных и эмоциоально-личностных нарушений.

КЕЙС 3.
Мама привела на прием подростка 13 лет в связи с падением школьной успеваемости. Ребенок перешел в новую школу с более интенсивной нагрузкой. Решение о переходе принял самостоятельно, к поступлению в новую школу стремился. Последние 2 месяца отдалился от близких, стал замкнутым, упала успеваемость, стал безответственно относится к выполнению заданий, появились прогулы уроков.

Задание 3. Попытайтесь понять причины изменения поведения ребенка, правильно постройте беседу и задайте уточняющие вопросы ребенку и матери. Какие дополнительные обследования Вам понадобятся.

ОТВЕТ: стоит начать работу с подробной беседы с пациентом о взаимоотношениях в школе, требованиям и отношению с учителями. Обследование когнитивной сферы пациента на предмет наличия когнитивных нарушений (особенно внимания и мнестической деятельности).

КЕЙС 4.
Девушка 24 лет имеет склонность к нанесению себе самоповреждений различного характера ( наносит самопорезы, прижигает себе кожу рук и ног сигаретами). Пациентка описывает причины нанесения себе увечий, как желание с помощью физической боли справиться с сильными эмоциональными переживаниями. Самоповреждения почти всегда наносятся в присутствии людей, почти никогда в одиночестве. Имеет несколько демонстративных суицидальных попыток. Отношения с родителями прохладные, родители живут в другой стране. Выясняется, что в анамнезе имеется случай насилия в детском возрасте ( о котором пациентка рассказывает случайно на второй сессии).

Задание 4. Предложите парадигмы психотерапии, в которых бы Вы работали с пациенткой, продумайте ближайшие цели и мишени работы.

ОТВЕТ: Предпочтительней диалектико-поведенческая терапия (ДБТ), предназначенная для терапии пациентов с пограничными личностными расстройствами. Любые техники для работы с самовосприятием и обучение навыкам контролем за эмоциями, осознанности.

КЕЙС 5
Пациентка 58 лет, работает бухгалтером, жалуется на прогрессивное снижение памяти бытового характера. Стала часто забывать дела, намеченные на день, теряет вещи. Также отмечает у себя трудности в припоминании названий предметов ( обычно редко используемых) и имена сотрудников, в которыми приходится общаться не часто. Привычную работу выполняет без нареканий, однако сотрудники несколько раз указывали ей, что она забыла выполнить какие-то малозначительные дела и поучения по работе.

Задание 5. Наметьте план обследования пациентки и возможные мишени коррекции.

ОТВЕТ: проведение нейропсихологического обследования пациентки на предмет выявления признаков деменции, уточнении выраженности нарушений.
Когнитивные тренировки.

КЕЙС 6
Пожилой мужчина 70 лет, поступил в психиатрическую больницу после суицидальной попытки ( выпил большую дозу транквилизаторов). Суицид совершил после смерти супруги, за которой длительно ухаживал в процессе ее болезни. В беседе пациент осознает, что мог умереть, расстроить этим детей, присутствует формальная критика к своему поведению. Однако высказывает идеи ненужности, пессимистические прогнозы на будущее, тяготится одиночеством, скучает по супруге.

Задание 6. Окажите психотерапевтическую поддержку и помощь, постройте план работы с пациентом и задачи своей работы.

ОТВЕТ: работа с утратой, выстраивание новых смыслов жизни ( хорошо подойдут логотерапевтические практики), возможно групповые психотерапевтические мероприятия. Дополнительно работа с родственниками на предмет включения пациента в семейные дела.

КЕЙС 7
Пациент 28 лет, программист, успешен на работе. Женат, имеет 2 детей. Первый раз поступил в психиатрический стационар с психозом ( галлюцинаторно-бредовой симптоматикой). После успешно подобранной фармакотерапии, симптоматика редуцировалась. Пациент переживает по поводу произошедшего с ним эпизода болезни, интересуется своим будущим и перспективами. Жена и родители пациента также озабочены произошедшим эпизодом, готовы к сотрудничеству с врачом и психологом.

Задание 7. Предложите психореабилитационную программу работы с самим пациентом и его родственниками.

ОТВЕТ: психообразовательная терапия на предмет понимания своей болезни. Обучение навыкам управления болезнью, объяснение необходимости приема препаратов и ранним признакам обострения состояния. Поддержание профессиональных и социальных интересов. Работа с родственниками пациента в том же ключе.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X