Практикум по патопсихологической диагностике, РГСУ



Кейсовые задания по дисциплине «Практикум по патопсихологии»

ЗАДАЧА 1.
Пациент 28 лет. Обследование с целью продления инвалидности.
Информация, полученная из беседы с пациентом.
Пациент малодоступен продуктивному речевому контакту. Персональные данные указывает верно (кроме года своего рождения). Текущую дату правильно назвать не может. На поставленные вопросы отвечает не в плане заданного, произносит фразы, не относящиеся к теме вопроса. В большинстве случаев это положительные характеристики в свой адрес — «я не плачу, плакать плохо, я хороший», «дома помогаю», «меня все любят». При возникновении затруднений в ответе на вопрос начинает гримасничать, капризничать, махать руками. Речь грамматически примитивна. Снижена социальная дистанция в общении, обращается к экспериментатору на «ты», старается трогать за руки. Эмоциональный фон на момент осмотра неустойчив, снижен контроль за аффективными проявлениями, отмечается быстрый переход от благодушного настроения к плаксивости, либо дисфорическим проявлениям. Отмечаются признаки неусидчивости пациента, склонность к стереотипному монотонному повторению фраз в речи (палилалия)- «когда пойду домой, когда пойду домой», также в речи отмечались эхолалические проявления при ответах на вопросы.
В ситуации обследования пациент способен выполнить ограниченное количество методик самого простого уровня. Для выполнения заданий пациент нуждается в формировании внешнего мотива деятельности, превентивном поощрении его действий. В ситуации неуспеха проявляет негативистические реакции, бросает выполнять задания, небрежно относится к стимульному материалу. Восприимчив к похвале и положительным оценкам его способностей и результатов деятельности.

Результаты экспериментально-психологического обследования:
Вначале повторял слова вместе с экспериментатором. Методика «Таблицы Шульте». Пациент понимает, как выполнять методику только после демонстрации экспериментатором поиска чисел. После словесного предъявления инструкции не понял, что от него требуется. Часто отвлекается при выполнении задания, теряет числа. Самостоятельно таблицу выполнить не смог. Может продуктивно работать, если экспериментатор диктует ему числа, а он ищет.
Непосредственная произвольная память исследована на примере предъявления 6 слов (дом, стул, конь, брат, игла, груша). Пациент понял инструкцию с третьего раза.
Предъявления дом стул конь брат игла груша
1 * *
2 * * *
3 * *
Отсроченное *
Произносит слово «груша», радуется, рассказывает, что любит грушу, постоянно отвлекается от продолжения задания.
Предъявления сюжетного рассказа «Галка и голуби».
Читает очень медленно, по слогам. Понимание текста ограниченно. Рассказ пересказать не смог.
Навыки письма сформированы, однако пациент нуждается в помощи при написании слов ( отмечались трудности самостоятельно осуществить звуковой анализ слова для написания). Легко пишет свое имя и фамилию, копирование текста доступно пациенту. Графика примитивна, письмо неровное, буквы различны по размеру, преимущественно крупные. В письме грамматические ошибки – написание предлогов вместе со словами, литеральные замены.
Счет. Навык счета сформирован только в наглядно- предметном плане в пределах десятка (с помощью счетных палочек), с невозможностью переноса в абстрактно — логический план.
Не сформированы конструктивная деятельность, понимание пространственных и квазипространственных отношений — составление целого из частей, понимание времени на часах т. д.
Методика 4 лишний.
Перечисляет нарисованные предметы, характеризует их с точки зрения «нравится- не нравится». Иногда указывает бытовое назначение предмета или функционально свойство предмета ( например, лампа – она светит). Лишний предмет выделяет случайным образом, исходя из эмоционального отношения к предмету. Просит подарить ему понравившиеся карточки.
Коррекционные возможности пациента практически отсутствуют. Пациент не способен использовать внешнюю помощь в виде подсказки, либо речевого сопровождения его действий. В ряде случаев возможно копирование действий экспериментатора, с невозможностью переноса опыта на следующий этап действий, что позволяет говорить о практическом отсутствии способности к обучения и крайне низких возможностях приобретения нового опыта.
ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.
Данное экспериментально-психологическое обследование выявило у пациента неустойчивость внимания, нарушения в памяти, трудности сосредоточение, склонность к перепадам настроения, демонстративное не устойчивое поведение, не способность самостоятельно выполнять задания. Нарушено абстрактно-логическое мышление, примитивная речь, речевые стереотипы в виде повторов слов. Пациент оценивает себя с положительной точки зрения «я хороший».
Таким образом, наблюдается отставание в психическом развитии связанное с психическим расстройством, т.к. уровень развития познавательной личностной сферы не соответствует нормам для данного возрастного периода. Наблюдаются признаки не зрелости, выходящие за рамки норм молодого возраста.
Отмечена конструктивная апраксия, т.к. существует не способность составлять целое из частей.
На первый план выступает ослабление памяти и удержание внимания, эмоционально-волевая не зрелость.

ЗАДАЧА 2
Пациент 36 лет. Госпитализируется в ПБ в 5 раз. Пациента с трудом удалось мотивировать пройти патопсихологическое обследование. Цель обследования присвоение группы инвалидности.
Данные, полученные из беседы:
Пациент малодоступен продуктивному речевому контакту. На поставленные вопросы отвечает выборочно. Ответы не всегда по сути заданного, иногда даже не в рамках заданной темы. Подозрителен. Сидит, опустив глаза. Выражение лица страдальческое . Свои персональные данные и текущую дату указывает правильно, временной промежуток пребывания в стационаре приблизительно. На актуальный момент предъявляет жалобы на сонливость, усталость, быструю утомляемость. Тяготится пребыванием в стационаре, просит о выписке. Речь пациента монотонная, практически лишена эмоциональной окраски. Мимика однообразная.
В ситуации обследования для выполнения заданий пациент нуждается в формировании внешнего мотива деятельности, самостоятельно адекватная экспериментальная мотивация не формируется. Отзывчив на положительные оценки его деятельности. Инструкции к предложенным интеллектуальным заданиям усваивать способен, однако быстро теряет их вместе с интересом к любым видам деятельности. Пациент неусидчив, периодически встает, ходит по кабинету, объясняет свои действия нелепыми мотивировками — « на меня нападает жар, после того как я прошел курс антибиотикотерапии после гриппа». Темп выполнения заданий крайне медленный. В речи использует иностранные слова, дает определения понятий на английском языке.
Данные обследования:
Методика 10 слов
№ пред лес хлеб стул окно ночь конь игла брат гриб огонь
1 * * * * *
2 * * * * *
3 * * * * *
4 * * * * *
5 * * * * *
отсрочен * * *
Пациент отказывается запоминать слово «игла», т.к это опасная вещь.
Воспроизведение сюжетного рассказа «Галка и голуби». (Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по галочьи, тогда голуби ее прогнали. Галка вернулась было к свои галкам, но те ее тоже не приняли).
Пациент:«Галке было очень страшно лететь к голубям, потому что неизвестно, чем их там кормят. От страха она там разгалкалась. Голуби тоже испугались и выгнали галку. И она не знает теперь, что ей делать». Второй раз рассказ читать отказался. На вопрос какова мораль рассказа пациент отвечает– «не доверяй голубям».
Методика «Пиктограмма».
Стимульное понятие Рисунок Суждение пациента
Печаль Дарт Вейдер(персонаж киноэпопеи» Звездные войны») Он никогда не печалится, печали вообще не существует
Тяжелая работа Ведро пустое Там был цемент, а теперь нет…наверно кто-то работал, дом строил..а может это просто ведро на помойке, дырявое
Темная ночь «Черный квадрат» Картина Малевича, он рисовал ее ночью, а может днем…главное что нарисовал…вообще мне это ничего не напомнит
Глухая старушка
Женщина в темных очках, с палочкой Если она не слышит, она и не видит…ей говорят, что-то она не видит человека, а человек ее не слышит…останавливается…лучше не быть глухим.
Сомнение Голубь Это из компьютерной игры…нет это про мир, но мира быть не может…значит я сомневаюсь в том, что нарисовал голубя
Любовь Персонаж компьютерной игры Там играют в любовь

Классификация предметов.
Присутствуют следующие группы:
1. Бабочка, шкаф, кровать- мебель, бабочки бывают в лампе, а это тоже мебель
2. Машина, ножницы, пила – «опасность», машина может задавить, мухомором можно отравиться, ножницы и пила режут.
3. Ребенок, слон, коза, лиса, кошка – «млекопитающие».
4. Врач, корабль, моряк – служба на флоте, врач военный.
По итогам анализа данных, относительно эмоционально-личностной сферы.
В первую очередь отмечается изменения мотивационной сферы пациента — трудности формирования и слабость смыслообразующих и побудительных мотивов деятельности. Отмечается грубо выраженные признаки аутизации, негативное отношение к коммуникативной сфере, к межличностным контактам. В ассоциативной продукции пациента образы на эмоционально значимые понятия (любовь, печаль) ассоциируются с персонажами компьютерных игр, пациент упоминает о виртуальности этих понятий, что также свидетельствует об измененности эмоциональной сферы пациента по типу аффективной выхолощенности. В аффективной сфере пациента также выявляется наличие паранояльного радикала — актуальными являются чувство тревоги и ощущения опасности, пациент склонен воспринимать факты и предметы исходя его субъективных представлений опасности данного факта (предмета, явления) для себя. Отмечается нарушения самовосприятия, дезинтеграция образа «Я».
ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных и личностных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.
Данное экспериментально-психологическое обследование выявило у пациента недоверчивость к окружающему миру, во всем видит опасность (в слове игла). Окружающая сенсорная среда является источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта.
При этом хорошая память и нет выраженной умственной отсталости, наоборот некая одаренность в запоминании языков. Интеллект не нарушен. Отсутствует контакт глаз (глаза в пол), нарушена коммуникативно-потребностная сфера. Пациент не усидчив, повышенная двигательная функция. Выявлены проблемы в самообслуживании (не может завязать шнурки).
Итак, на первый план выступает то, что непроизвольное внимание направлено на повышенное напряжение и выявление опасности. Состояние психической сферы свидетельствует о недостаточной эмоционально-волевой сферы, которая определяет сформированность полноценной личности.
Состояние предположительно можно определить как аутизм.
ЗАДАЧА 3.
Пациент 19 лет. Поступил в ПБ из воинской части. Отслужил 3 месяца. Высказывал суицидальные намерения. Госпитализирован в ПБ. Патопсихологическое обследование по направлению РВК.
Данные беседы:
Пациент продуктивному речевому контакту доступен. В собственной личности ориентирован верно, во времени приблизительно (период пребывания в стационаре указывает верно, текущую дату ошибочно). На поставленные вопросы отвечает кратко по сути заданного. Причины госпитализации объясняет неохотно. Со слов пациента трудно было служить в армии — не сложились отношения в коллективе, заставляли выполнять много работы, частые «наряды». Одновременно с неблагоприятными, по мнению пациента, условиями службы, пациент упоминает домашние проблемы. Переживаний своих до конца не раскрывает, замкнут. Эмоциональный фон на момент обследования по внешней оценке ровный, спокойный. Речь сохраняет естественность эмоциональной и интонационной окраски. Мимика и жестикуляция адекватна тону и темам беседы.
В ситуации обследования пациент не всегда с первого раза усваивает инструкции к интеллектуальным заданиям, нуждается в подробных разъяснениях, при этом в ходе выполнения постоянно задает дополнительные вопросы. Предложенные задания выполняет старательно, спрашивает, на что направлены, заинтересован в положительных оценках результатов своей деятельности. Темп деятельности средней скорости, устойчивый.
Материалы экспериментально-психологического обследования.
Методика «Таблицы Шульте».
35с, 39, 49с, 51с, 36с, 38с.
Методика заучивание 10 слов.
№ пред лес хлеб стул окно ночь конь игла брат гриб огонь
1 * * * * * *
2 * * * * * *
3 * * * * * * * *
4 * * * * * * * * *
5 * * * * * * * * *
отсрочен * * * * * * * * *
Воспроизведение простого сюжетного рассказа.
Доступно пациенту и продуктивно, пациент несколько упрощает рассказ. Слова для пересказа подбирает с трудом.
Методика «Пиктограмма».
Ассоциативные образы в целом адекватны по смыслу и эмоциональному содержанию заданным понятиям. С большим трудом подбирает ассоциативные образы к понятиям абстрактного плана ( справедливость, сомнение, страх). Верно воспроизводит все стимульные слова и выражения.
Методика «Классификация предметов».
Достаточно легко строит простые предметные категории – «мебель», «посуда», «животные», «птицы», «одежда». Затрудняется собрать категории «Измерительные приборы», «учебные пособия». Собирает при помощи внешней направляющей помощи. Затрудняется назвать их.
На третьем этапе также испытывает трудности – первую большую группу «животный мир» пациент собирает, пользуясь подсказками. Далее по аналогии самостоятельно собрал правильные группы.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пациент верно собрал последовательность и установил причинно-следственные связи. Несколько косноязычно излагает события рассказа.
По данным исследования эмоционально-личностной сферы:
По данным прицельной личностной диагностики актуального состояния пациента выявляется эмоциональное неблагополучие, связанное с невозможностью реализации ведущих потребностей личности, Актуально фрустрированными (потребности — стрессовые мишени) являются — потребность в эмоциональном комфорте, защите от неблагоприятных внешних воздействий ; стремление к обереганию от посягательств своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства; потребность в самоуважении и сохранении уважения со стороны значимого окружения. При этом выявляются дезадаптивные поведенческие механизмы совладания с психотравмирующей ситуацией в виде пассивности, конформных установок, избегания личностной ответственности за свое поведение, стремление переложить решение собственных конфликтов на окружающих, т.е инфантильные личностные установки. Качественный анализ ассоциативной продукции пациента выявляет выраженные эгоцентрические тенденции.
ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных и личностных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса
Результаты экспериментально психологического обследования пациента показали, что когнитивных нарушений не выявлено.
При обследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены нарушения. У данного пациента существует потребность в эмоциональном комфорте и защите от неблагоприятной среды. Проявляется пассивность и намерение дезадаптивного поведения. Выявлено выраженное избегание ответственности и инфантильность.
На первый план можно выделить межличностные трудности в службе, недостаток в сопереживании, некая социальная дезадаптация. Предположительно может быть психопатия.

ЗАДАЧА 4
Пациент 58 лет. Поступил в ПБ впервые. Обследован для выявления выраженности когнитивных нарушений. Находится в стационаре 10 дней. Сделайте, пожалуйста, выводы только о когнитивных нарушениях, не касаясь эмоционально-личностной сферы.
Данные из беседы:
Пациент охотно вступает в беседу, речевому контакту доступен, однако контакт с пациентом малопродуктивен. Пациент правильно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения. Возраст указывает неверно. Во времени и месте своего нахождения дезориентирован. После нескольких неверных попыток смог указать текущий год, однако число и месяц не знает. При напоминании текущего числа и дня недели через час воспроизвести их не может. Утрачена память на ближайшие события. В речи пациента отмечается большой объем конфабуляторной продукции, пациент объясняет, что устал, потому что сегодня рубил дрова. В данный момент пришел в поликлинику, чтобы сдать кровь. В восприятии текущих событий отмечается сдвиг в прошлое — со слов пациента в настоящий момент ему 41 год, он работает инженером и проживает со своей бабушкой. На поставленные вопросы начинает отвечать по теме заданного, в процессе ответа может потерять логическую цепочку и резко перескочить на другую тему. Движения пациента неловкие, походка дискоординированная. На момент осмотра жалоб не предъявляет. Эмоциональный фон на протяжении обследования ровный, ближе к благодушному.
В ситуации обследования пациент способен усваивать инструкции к предложенным интеллектуальным заданиям лишь на короткое время, далее нуждается в напоминаниях и направлениях его действий. Темп деятельности средней скорости с тенденцией к замедлению.
Данные экспериментально-психологического обследования:
Методика 10 слов
№ пред лес хлеб стул окно ночь конь игла брат гриб огонь
1 * * * * * 5
2 * * * 3
3 * * * 3
4 * * * 3
5 * * 2
отсрочен 0
Методика исследование зрительного запоминания 6 стимулов-карточек
Предявления груша градусник ковшик гусь коза дерево
1 * * * * *
2
15 минут * *
30 минут * *
1 час * *
При каждом воспроизведении отмечались ложные узнавания.
Воспроизведение сюжетного рассказа.
Воспроизведение в виде грубых конфабуляций с упоминанием главных героев рассказа. Через 1час сам факт предъявления рассказа пациентом утрачивается.
Узнавание портретов известных людей и датирование событий.
Отмечается парциальная сохранность памяти на исторические события прошлого, сохранно узнавание портретов известных личностей
Мышление.
В мыслительной деятельности на момент осмотра выявляется снижение продуктивности главным образом за счет быстрой истощаемости функции, а также вторично за счет мнестических нарушений — невозможности удерживать инструкции к логическим заданиям. Формально пациент способен выделять существенные признаки предметов на простом материале. Способен понимать и объяснять переносный смысл пословиц и речевых оборотов. При истощаемости резко возрастает количество случайных ответов, а также появляются суждения конкретно-бытового уровня.
Обследование с помощью нейропсихологических методик.
Счетная деятельность сохранна. Письмо и чтение без нарушений. В речи пациента отмечались элементы номинативной афазии — трудности подбора слов для указания предметов, неверное называние предметов, замена нужных названий словами близкими по произношению. При обследовании пространственной ориентации и конструктивного праксиса нарушений не выявлено. Нарушения выполнения двигательных программ также в большей степени обусловлены нарушениями памяти — невозможностью удержания программы, что корригируется подключением речевого сопровождения действий.
ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных и личностных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.
Наблюдаются нарушения лишь когнитивных функций пациента, а именно дезадаптация в кратковременной памяти. Наблюдается сдвиг в прошлое. Однако хорошо запоминает и называет исторические события и знаменитых людей.
Так же можно выделить дискоардинацию в движениях.
Предположительно, относительно возраста, это ранние проявления болезни альцгеймера.
ЗАДАЧА 5.
Женщина 56 лет. Самостоятельно обратилась в ПБ в связи с длительными негативными переживаниями из-за болезни сына. Пациентка по специальности врач-терапевт.
Данные из беседы:
Пациентка всесторонне ориентирована верно, охотно вступает в беседу. Делиться своими переживаниями , связанными с болезнью сына и своими опасениями за его будущее ( со слов пациентки ее сын страдает психическим заболеванием, отказывается лечиться и принимать лекарственную терапию, в настоящий момент находится в неадекватном состоянии). Причины госпитализации объясняет состоянием «безысходности», ощущением «безвыходности ситуации» — «я не могу смотреть, как погибает мой ребенок, и ничего не могу сделать для него». Пациентка считает, что в стационаре ей находиться комфортней, быть дома рядом с ребенком, которому она не может ничем помочь ей невыносимо. В беседе пациентка фиксирована на своих актуальных переживаниях, связанных с описанной выше ситуацией, при этом в ее суждениях присутствует идеализация ребенка и обвинительная позицию по отношению к врачам и отцу ребенка. По внешней оценке эмоциональный фон снижен, поза пациентки поникшая, эмоциональные реакции скудны. Речь тихая, слабо интонационно модулированная.
В ситуации обследования пациентка способна воспринимать инструкции к предложенным интеллектуальным заданиям и действовать в их рамках. Не смотря на свою внешнюю эмоциональную удрученность проявляет интерес к результатам выполненной работы. Темп деятельности крайне медленный. В ходе выполнения заданий пациентка часто отвлекается и возвращается к своим переживаниям.
Данные экспериментально-психологического обследования:
Методика «Таблицы Шульте»
48с, 52с, 46с, 49с, 55с. Труднее находит цифры по краям таблиц.
Методика 10 слов
№ пред лес хлеб стул окно ночь конь игла брат гриб огонь
1 * * * * * * * 7
2 * * * * * * * 7
3 * * * * * * * * 8
4 * * * * * * * * 8
5 * * * * * * * * * 9
отсрочен * * * * * * * * 8
Воспроизведение сюжетного рассказа «Галка и голуби». (Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по галочьи, тогда голуби ее прогнали. Галка вернулась было к свои галкам, но те ее тоже не приняли).
Доступно с первого раза и продуктивно. Пациентка жалеет галку, что она осталась одна.
Методика «Пиктограмма».
Каждый раз после предъявления понятия долго думает, подбирая соответствующий образ, несколько раз пыталась отказаться, но в последствие нарисовала ассоциативный образ. Ассоциативные образы адекватны по смыслу и аффективной наполненности. На понятие печаль рисует собственного сына. Воспроизводит верно все стимульные слова и выражения.
Методика «Классификация предметов».
На первом этапе пациентка долго ориентируется, как правильно складывать группы, долго раскладывает карточки по одной. Работает медленно. Несколько раз перекладывает карточки из одной группы в другой. Выдает случайные ответы – например, верно сложила группы посуды и овощей, потом вдруг перекладывает морковь к посуде, «может это чтоб готовить суп», думает, кладет морковь обратно к овощам. На втором этапе несколько групп дублировала ( 2 группы животных, 2 группы мебели). В последствие самостоятельно заметила, исправила.
Третий этап собрала правильно.
Пациентка верно устанавливает причинно-слдественно связи по серии сюжетных картинок.
Верно трактует пословицы и поговорки.
Исследование эмоционально-личностной сферы.
Шкала депрессии Бека 29 баллов .Пациентка отмечает у себя сильное чувство тоски, присутствуют самообвинения, переживания чувства собственной бесценности, пессимистические прогнозы на будущее. Суицидальные тенденции на момент осмотра присутствуют в речи и продукции пациентки скорее на уровне мыслей, чем намерений.
Данные личностных методик.
Данные прицельной личностной диагностики выявляют тяжелое эмоциональное состояние пациентки со снижением компенсаторных возможностей психики. Выявляется страх за своих близких с чувством вины. Присутствуют указания на противоречивость стремлений — с одной стороны присутствует запрос о внешней помощи и поддержке, израсходованность собственных ресурсов, с другой стороны стремление не беспокоить окружающих своими проблемами, когда состояние слабости и болезни субъективно рассматривается как нечто порочащее, социально-отвергаемое. Во взаимоотношениях между людьми может проявиться проблема отсутствия доверия, в интимно-личностных отношениях — страх отвержения. Важным для пациентки является стремление «сохранить хорошее мнение о себе» в глазах других людей. Актуальны неуверенность в себе, нарушения самооценки.
ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных и личностных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.
Выявлено нарушение эмоционально-личностной сферы пациентки, наблюдается сильная жалость к себе и сыну (слово печаль ассоциировала с сыном).
Тревога и депрессивное состояние выступает на первый план, встречаются девиантные мысли. У пациентки постоянные самообвинения и стремление убежать от проблемы (сама пришла в ПБ ,чтобы не видеть и не решать проблемы сына).
Таким образом, наблюдается тенденция к длительным тревожно-депрессивным переживаниям невротического генеза. У пациентки предположительно гепостенический тип реагирования, т.к. присутствует склонность к острому переживанию, повышенному самообвинению, переживанию чувства обиды, вины. Избегание проблем и психосоматическая предрасположенность так же присутствует.
Все это является признаками хронической дезадаптации.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X