Задание по дисциплине «Практикум по нейропсихологической диагностике» для КПМИП



Задания-кейсы для контрольной работы по дисциплине: «Практикум по нейропсихологической диагностике»

Задание 6.
Группа первоклассников участвует в игровых развивающих занятиях. У Артура П. замечены следующие особенности:
• проблемы со слухоречевым восприятием (ориентация скорее на моторный опыт и зрительные впечатления («картинку»), чем на инструкцию, предъявленную на слух; фонематические ошибки («ослышки») при восприятии и воспроизведении песни, стихотворения)
• слежение за артикуляцией собеседника, особенно если в помещении шумно, есть мешающие «фоновые» звуки
• потеря инструкции, «выпадение» из процесса, если говорящий/поющий поворачивается спиной (в этих условиях не видно мимики и артикуляции, а также плохо видны жесты)
• недостаточная избирательность слуховой памяти («упрямые ошибки», когда ребенок вновь и вновь смешивает или путает одни и те же похожие по звучанию слова, фразы, имена)
• богатство жестикуляции и мимики
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная несформированность височной коры левого полушария

Задание 7.
Группа детей 5-6 лет участвует в игровых развивающих занятиях. Наблюдая за Дашей К., психолог отметил, что этой девочке помогают следующие факторы:
• похвала со стороны взрослых или выражение одобрения, восхищения, дружеских чувств со стороны сверстников (но не вредно порой и сделать замечание, указать на ошибки)
• простые упражнения, связанные с нормализацией дыхания и мышечного тонуса, в начале занятия
• релаксация, спокойные упражнения и игры в конце занятия
• смена характера деятельности через каждые 10-15 минут
Даша – старательная, скромная, тихая, физически слабая девочка.
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная дефицитарность стволовых структур первого функционального блока мозга

Задание 8.
Группа первоклассников участвует в игровых развивающих занятиях. Наблюдая за Лилей Р., психолог отметил, что девочке присущи следующие особенности:
• импульсивность, негативизм, протестное поведение
• трудности переключения с одной инструкции на другую (касается не характера отдельных движений, а условий игры, ритуала в целом; Лиля как бы «остается» в предыдущей игре или в предыдущем этапе игры)
• трудности с восприятием инструкции, пониманием условий новой игры (Лиля «слушает, но не слышит», «смотрит в книгу – видит…»)
• неустойчивость соблюдения условий (поняв, наконец, трудную инструкцию, Лиля некоторое время совершает необходимые действия, а затем теряет интерес к игре, начинает баловаться, отвлекать других и т.д.)
• отсутствие интереса к размеренному, плавному, «архаично-напевному» процессу, неспособность получать удовольствие от релаксации
Но есть и факторы, помогающие Лиле. Среди них:
• яркий, харизматичный, артистичный и наблюдательный ведущий, одновременно удерживающий в поле зрения весь коллектив и все происходящие процессы
• высокий «эмоциональный градус», напряженность и динамичность сюжета, соревновательность, — это привлекает ребенка и захватывает его внимание
• предельная для данного возраста сложность предлагаемых в игре действий (Лиля должна постоянно быть «в тонусе», ощущать, что для успеха нужно прилагать усилия, а расслабляться нельзя)
• игры с быстрым, резким переключением «активность-замирание» («море волнуется – раз…»)
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная несформированность префронтальной лобной коры (преимущественно – левого полушария)

Задание 9.
В заключении по итогам комплексного клинико-психологического обследования слабовидящего школьника Даниила М. (11 лет) указано на недоразвитие зрительно-моторных координаций и интеллекта.
ВОПРОС: Являются ли перечисленные нарушения специфическими по отношению к первичному дефекту в структуре синдрома? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Недоразвитие зрительно-моторных координаций действительно специфично для слабовидящего ребенка, однако задержка интеллектуального развития не относится к специфическим вторичным симптомам, ведь она могла бы возникнуть и вследствие иных первичных нарушений – например, при ДЦП, нарушениях слуха и т.д.

Задание 10.
При обследовании пациента Р. Ш. (48 лет) нейропсихолог выявил целый ряд нарушений эмоционально-личностной сферы и некоторые модально-неспецифические нарушения внимания и памяти.
ВОПРОС: Структуры какого функционального блока мозга в данном случае являются сохранными?
Ответ:
Описанная феноменология указывает на поражение структур первого и/или третьего функциональных блоков головного мозга, второй же блок, по-видимому, не пострадал.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X