Задания для контрольной работы по дисциплине «Практикум по детской патопсихологии» для КПМИП



КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Практикум по детской патопсихологии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Задание 4. Маша М., 11 лет, ученица 3 класса средней общеобразовательной школы. Девочка – пятый ребёнок в семье, её старшие братья и сёстры учатся в средней школе. Успеваемость у всех низкая, но с программой справляются.
Будучи ученицей первого класса, Маша прошла ПМПК, где было дано заключение «ЗПР», на основании которого она была переведена во второй класс коррекционно-развивающего обучения. Девочка повторно обучалась во втором классе, не освоив программу. На повторное прохождение ПМПК отец ребёнка согласия не дал (мамы в семье нет). В третьем классе девочка демонстрировала хроническую неуспеваемость, однако отец настаивал на продолжении обучения в этой школе, высказывал угрозы в адрес учителей и администрации, озвучивая намерение обратиться в суд. На беседы с педколлективом являлся в нетрезвом виде, уверял в наличии особых «связей» с политиками.
В период обучения в третьем классе у Маши, ранее неконфликтной и исполнительной, возникли стойкие нарушения поведения. Преобладающим стал подавленный фон настроения (тогда как в младшем возрасте фон настроения был, скорее, эйфоричным); в общении с детьми ученица вела себя агрессивно, сквернословила; стремилась обидеть (в классе занимает положение отвергаемого). Учителю периодически дерзила, стараясь избегать при этом визуального контакта; стала отказываться выполнять задания, ссылаясь на головную боль и сонливость. Учителя младшей школы несколько раз застали девочку за курением в туалете.
Учебные навыки на момент повторного обучения в 3 классе следующие: послоговое чтение без понимания прочитанного, списывание с характерными дисграфическими ошибками. Навык письма под диктовку не сформирован. Речь бедная,аграмматичная, нарушено звукопроизношение группы свистящихи шипящих. С элементарным рассказом по картине и серии сюжетных картин ученица справляется.

Вопрос: Квалифицируйте состояние ребёнка. Какова, по Вашему мнению, природа нарушений поведения?

Ответ: У ребёнка умственная отсталость в степени дебильности. Поведенческо-характерологические изменения объясняются хронической школьной неуспешностью, обусловленной, помимо интеллектуального дефекта, педагогической запущенностью. Ситуацию усугубляет препубертат.
В пользу невротической, а не психопатической природы личностной деформации свидетельствует:
— отсутствие подобных проявлений в прошлом;
— длительное неблагоприятное социальное воздействие, как в школе, так и в семье;
— жалобы соматического плана.
Однако в пользу психопатической природы нарушений поведения свидетельствует:
— наличие органического дефекта;
— психопатоподобное поведение отца;
— девиантные проявления – курение.
Для дифференциации между невропатиейи психопатией требуется изменение условий обучения и пролонгированное наблюдение.

Задание 5.Подросток 15 лет совершил суицидальную попытку, после которой через полицию попал в приёмный покой психиатрической больницы.
Наряд полиции и скорую помощь вызвала девушка, перед окнами которой молодой человек пытался повеситься на собственном нижнем белье. По словам девушки, неделю назад между ними произошло объяснение, в котором она отказала молодому человеку в отношениях и общении (у них было несколько свиданий, за которые девушка убедилась, что драматический монолог автобиографического содержания ей не интересен).
Девушка услышала звон камешков об окно (она жила на 2 этаже). Выглянув, она обнаружила своего знакомого под деревом. Он поприветствовал её, изготовил петлю из белья, поднялся на дерево, закрепил удавку и соскользнул с ветки. Узел развязался. Плотность людей во дворе увеличилась. Второй раз обломилась ветка. Третий раз был прерван нарядом полиции.
В беседе с врачом подросток уверял, что расстаться с жизнью не хочет, и это был досадный инцидент, так как молодой человек слишком поддался чувствам.

Вопрос: Проявлением какого расстройства может быть данный случай? С чем необходимо провести дифференциальную диагностику? Какими методами диагностики Вы бы воспользовались?

Ответ: Высока вероятность, что перед нами подросток, страдающий истероидной психопатией. Дифференциацию необходимо провести между истероидным и неустойчивым, а также эпилептоидным типом психопатии. (В последнем случае также встречаются суицидальные попытки). Кроме того, следует определить, имеет ли специалист дело с акцентуацией. Для подростков важно использовать метод беседы и наблюдения, а также ПДО. Вспомогательными опросниками могут быть также MMPI, опросник Айзенка, опросник Шмишека, так как они ориентированы на взрослых.

Задание 6. В психоневрологическое отделение стационара поступила девочка Эля 10 лет. Эля состоит на учёте в психоневрологическом диспансере с рождения, периодически проходит плановое лечение в стационаре, где находится с мамой.
В качестве образовательного учреждения Эля посещает развивающий социальный центр. Устная речь представлена отдельными словами, понятными только близким. Навыки счёта, письма и чтения отсутствуют. Задания по доскам Сегена ребёнок выполняет методом проб и ошибок. Пирамидку собирает с ошибками. Навыки самообслуживания частично сформированы: умеет мыть руки, чистить зубы. Одевается с маминой помощью.
Некоторые предметы вызывают у девочки приступы агрессии. Если она видит у кого-либо в волосах заколку, громко кричит и старается сорвать её. Причиной госпитализации чаще всего и является повышение частотности приступов агрессии и смена фона настроения с ровного на дисфоричный.

Вопрос: квалифицируйте состояние. Дайте прогноз.

Ответ: умственная отсталость в степени имбецильности, осложнённая психопатией. Прогноз неблагоприятный.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X