Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Проектирование образовательного процесса в дошкольной организации

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря 1.1. Понятие и особенности народной культуры 1.2. Праздники народного календаря 1.3. Педагогическое проектирование Выводы по I главе Глава 2. Проектирование работы по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря 2.1. Диагностика знаний дошкольников 2.2. Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря 2.3. План реализации проекта и методическое сопровождение Выводы по II главе Заключение Список использованных источников

Введение

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям великой русской народной культуры. Современные тенденции развития системы дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В Конвенции о правах ребенка (статья 29) говорится: «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной…». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования говорится, что «познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С. Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для разностороннего развития ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно — эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно — эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка. С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Какую же роль играет народная культура, и, в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность. В детском саду № 409 было проведено анкетирование педагогов по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». (См. приложение 1). Анкетирование позволило выяснить, что мешает или ограничивает возможности педагогов повышать свой профессиональный уровень, развивать свой творческий потенциал. В анкетировании приняли участие 15 педагогов. Анализ позволяет сформулировать следующие выводы: — Все педагоги знают задачи патриотического воспитания, при этом систематизировать свою работу могут педагоги, имеющие стаж педагогической работы не менее 10 лет; — Имея теоретические знания о формах и методах патриотического воспитания, не могут подобрать виды совместной деятельности и формы работы с родителями. Проанализировав анкеты по данной теме, мы пришли к заключению, что важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка, его творческих возможностей. Мы провели анкетирование родителей. (См. Приложение 2). Выяснилось, что родители не имеют глубокие знания о культурном наследии своих предков. Но практически все родители желают, чтобы дети знали об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Таким образом, формирование знаний детей старшего дошкольного возраста об элементах культуры является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования знаний об элементах культуры очень важно давать детям начальные знания о народе, обычаях, истории, культуре. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к народной культуре является народная игра. Игра как ведущий вид деятельности детей оказывает определяющее влияние на развитие ребенка. Народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей — серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Народные игры, сочетая в себе радость движения и духовное обогащение, формируют у ребенка устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и этносу, ее создавшему. Они служат эмоционально-положительной основой для развития нравственных чувств и объединены направленностью на приобщение детей к добру и взаимопомощи, то есть универсальным ценностям. Это подтверждается тем, что имеются определенные виды игр, которые у разных народов, зачастую далеких географически, носят разные названия, но имеют одинаковые правила и используют одни и те же игровые предметы (И.А. Качанова). Объект исследования: процесс формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря. Предмет исследования: праздники народного календаря в процессе формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста. Контингент: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Методологической основой нашего исследования послужили работы, затрагивающую тему ознакомления с родным краем, народным творчеством (К.Д Ушинский, М.И. Богомолова, В.А. Сухомлинский, А.П Усова, Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина), связанные с изучением русского фольклора (В.Н. Афанасьев, В.И. Даль, Т.В. Зуева, Ф.И. Буслаев). Методы исследования:
  • анализ литературы по проблеме формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста об элементах народной культуры;
  • изучение и анализ программы ДОУ;
  • подготовка и проведение анкетирования педагогов и родителей по знанию народной культуры;
  • беседы с детьми о праздниках народного календаря.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 409». Материалы исследования могут быть использованы воспитателями МАДОУ «Детский сад № 409» для приобщения детей к народной культуре.

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о праздниках народного календаря

1.1. Понятие и особенности народной культуры

Народная культура — это традиционная культура, которая включает культурные пласты различных эпох, начиная с глубокой древности и заканчивая настоящим временем. Субъект народной культуры — это народ — коллективная личность, означающая объединение индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Принадлежность к определенному народу связана с формированием и функционированием феномена народной культуры в этническом сообществе или социальной группе и различных общностях. Проявлениями народной культуры является самоидентификация индивида или группы с определенным народом, его традициями в поведении и действиях, обычаях, культурных эталонах и общественных норм. Функционирование народной культуры является неотделимым от жизни, труда и быта народа. С.Б. Фадеев в контексте своего исследования под народной культурой понимает «совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе гендерной». [15] Сущность народной культуры заключается в сохранении и продолжении народных традиций, норм и эталонов. Компоненты, содержащиеся в русской народной культуре, несут важную информацию о вопросах воспитания, отношений между людьми, отношения к Родине. Этот факт позволяет назвать народную культуру ее системообразующим фактором в формировании нравственно-этических установок и воспитании патриотизма в современном мире. Элементы народной культуры по исполнению подразделяются на индивидуальные (рассказ легенды), групповые (танец или песня), массовые (карнавал). У народной культуры имеются внутренняя и внешняя сторона. Внутренняя сторона является отражением уважения к истории, к Родине. Она является характеристикой патриотических настроений народа. Внешняя же сторона выражается в конкретных произведениях, обрядах. Особенностями народной культуры являются: 1) Традиционность – ключевая черта народной культуры. Ценности и нормы народной культуры определяются именно ее традициями. Как правило, обычаи и сопротивление инновациям формируют традиции. Более того, социальный механизм передачи ценностей и норм народной культуры – это именно традиции. 2) Коллективное творчество, для которого характерно практические полное отсутствие различий между потребителями и творцами. Это объясняется тем, что зритель довольно часто становится активным участником творческого процесса. Коллективностью также определяется анонимность, присущая творчеству. 3) Синкретичность (неразделенность явлений), которая проявляется в смешении разных видов искусства, художественной и практической деятельности. В качестве примера можно привести фольклор, являющийся как литературой, так и системой знаний. 4) Образная интерпретация опыта. Для народной культуры не характерно использование логических форм изложения знаний, доказательств. Характерно использование мифопоэтических образов и символов. 5) На сегодняшний день отличительной чертой народной культуры стал ее непрофессиональный характер. Несмотря на неспециализированность культурной деятельности, народная культура, отличается высоким уровнем мастерства. Как указывает Баранникова О.И., народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, что свидетельствует о ее универсальном воспитательном потенциале. [2] Феномен народной культуры представляет особый интерес в воспитательном процессе. Знание аспектов народной культуры и приобщение к ней позволяют более глубоко осознать процессы, происходящие в обществе, почитать и уважать традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм. Формирование духовных и нравственных особенностей личности ребенка происходит посредством изучения им социально-исторического опыта людей в процессе практической деятельности, освоения общественно-этических норм и гуманистических отношений в общем. Подобные нормы нашли свое отражение в народных традициях и являются образцами, в которых сконцентрированы наилучшие качества человека, его моральные установки и эталоны, характерные для социума. Посредством приобщения ребенка к изучению народных традиций обеспечивается развитие его познавательного интереса. Это осуществляется в процессе освоения эталонов поведения и деятельности, имеющихся в народной культуре и традициях, детьми старшего дошкольного возраста, когда маленький человек открыт для восприятия общественных образцов. Ребенок в это время стремится к изучению социальных ценностей. В то же время ребенок испытывает трудности в процессе самостоятельного осмысления и освоения нравственного эталона общественно-этических норм поведения по причине ограниченных условий, предоставляемых ему социальной средой и воспитанием. Народная культура, духовные традиции выступают реальными, веками проверенными и отточенными регуляторами развивающегося самосознания маленького человека. Посредством знакомства с народной культурой становится возможным наиболее простое и одновременно с тем полное и всестороннее духовное развитие подрастающего поколения. Приобщая детей с самого раннего возраста к народной культуре, родители тем самым развивают генетическую и культурную память детей и развивают их духовный потенциал. Народная культура имеет воспитательный характер, давая детям уроки нравственности и духовной образованности. Посредством целенаправленного ознакомления дошкольников с особенностями народной культуры становится возможным развить их творческий потенциал, творческое самовыражение ребенка, сформировать этические нравственные ценности, лежащие в основе народной культуры и духовного развития. Народная культура гармонизирует социальную среду, укрепляет взаимоотношения поколений. Важнейшей задачей ее также является развитие у ребенка способностей осознавать собственную принадлежность к какой-либо культуре. По мнению Смирновой О.Е. именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Это становится возможным через использование отдельных компонентов традиционной народной культуры: родное слово, песня, обряды, фольклор, древнерусская литература, пословицы, народные игры, народные художественные промыслы и т. д. [12, С 378] В процессе погружения ребенка в изучение народной культуры формируется фундамент, который впоследствии станет основой формирования его эстетических и нравственных идеалов. Именно это является отправной точкой в процессе формирования этнического самосознания, национального характера. «Одним из средств, обеспечивающих целостное развитие человека в период дошкольного детства, является народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не рассматривался до сих пор в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста». [10] С.Б. Фадеев также считает народную культуру одним из важнейших средств развития всестороннего личности. Народная культура может быть использована с целью нравственного, физического, патриотического, художественно-эстетического, трудового, интернационального и умственного воспитания дошкольников, что является показателем ее универсального воспитательного потенциала. Роль и значение народной культуры в сохранении важнейших традиций народа, в осуществлении принципа преемственности поколений и их общественных норм, в реализации взаимодействия различных культур крайне высока. Именно поэтому феномен народной культуры имеет огромный потенциал для использования ее в процессе воспитания и формирования морально-этических установок у детей старшего дошкольного возраста. Это также связано с тем фактом, что народная культура является доступной для детей в силу своей «простоты» и понятности детям указанной возрастной группы. [15] Л.В. Любимова также отмечает, что воспитательный потенциал народной культуры не исчерпывается традиционным влиянием на художественное, эстетическое, познавательное, речевое и физическое развитие. Перспективы педагогического использования феномена народной культуры гораздо более велики. Например, воспитание посредством изучения народной культуры может использоваться как инструмент становления важнейших компонентов гражданственности, таких как патриотизм, толерантность, правовая воспитанность у детей дошкольного возраста. [7] Терехова О.П. считает, что включение русской народной художественной культуры в воспитательный процесс позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма:
  • воспитание любви к Отечеству;
  • воспитание уважительного отношения к согражданам;
  • воспитание чувства гражданина, которое проявляется в готовности служить Родине, защищать ее;
  • воспитание чувства дружбы народов России;
  • воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, малой Родине. [14]

1.2. Праздники народного календаря

Слово «праздник» в русском языке произошло от прилагательного «праздный», означающего свободный, не занятый, пустой. Праздное время же понималось как время, когда нет необходимости работать, иными словами, быть праздным. Праздник — специфичная форма коллективного единения, выражающий общее настроение и сопереживания участников. Он обуславливается динамикой социальной жизни, в которой определенные периоды жизни люди осознают и переживают особенным эмоциональным образом. Праздниками диктуются иные, нежели в будничный период, способы поведения, подразумевающие непосредственное участие в праздновании. Любой календарный праздник отражает традиции, специфику и историю народа, страны или мира в целом. Календарь праздников имеет свойство меняться с течением истории. Однако неизменный характер имеют традиционные праздники. Изучению традиционных праздников в последние годы уделяется все больше и больше внимания. Это вполне объяснимо, ведь проявление интереса к традиционным праздникам способствует приобщению к истокам культуры, традиций и обычаев своего народа, помогает понять ход истории собственной страны, осознать судьбу поколений и узнать новые факты относительно своей родословной. Не следует путать два таких близких понятия, как праздник и обряд. Данные понятия зачастую отождествляются или взаимно подменяются. В России традиционно существовало мнение, что обряд может содержаться в празднике, при этом не сливаясь с ним, поскольку, по сути, является традиционным способом совершения каких-либо торжественных действий в условиях свободы от будничной деятельности, сочетаемой с радостью и весельем. Таким образом, понятие «праздничной культуры» является более широким, нежели понятие «обрядовая культура», как отмечает Любимова Л.В. [7] С давних времен по сегодняшний день время подготовки к праздникам наполнено обрядами, которые имеют символический и сакральный смысл. Определенный, формировавшийся на протяжении веков порядок совершения определенных обрядов является культурной ценностью для народа и передается из поколения в поколение. На протяжении долгих лет процесс подготовки к праздникам носил, в первую очередь, духовный характер, а материальные составляющие подчинялись духовным. Сценарием любого праздника и обряда предусматривается точно выстроенная система развернутых в пространстве и времени действий, которые раскрывают его идейный замысел, будучи основой потребности людей в деятельности в рамках определенного события. Русские традиционные праздники педагогичны по своей природе, ведь для них свойственно включение в общее праздничное действо как детей, так и взрослых. Благодаря народным праздникам создается возможность всестороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста. Народные праздники способствуют решению многих задач нравственного и эстетического воспитания ребенка. Важнейший принцип их реализации — это гуманизация целей педагогической работы с ребенком. Именно посредством праздников взрослый может приобщить ребенка к народному искусству и создать благоприятные условия для его всестороннего развития. Соприкасаясь с народными традициями, участвуя в народных праздниках, ребенок духовно обогащается. У него формируется гордость за собственный народ, которая в будущем способна поддерживать интерес к его культуре и истории. Благодаря народным праздникам, дети могут узнать много нового об истории своего народа, что сформирует у них чувство уважения к своим истокам, к прошлому, к истории и культуре своего народа. Праздники помогают ребенку в процессе выражения свои эмоций в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове, пробуждают интерес к творческому процессу, обогащают новыми впечатлениями, закрепляют знания, развивают речь и художественный вкус. Основной направленностью праздников является формирование детско-взрослой нравственной общности. В случае правильного подхода со стороны взрослого в вопросах организации праздника, у ребенка появится понимание исторической жизни народа, представление о народе и государстве, а также видение его собственной жизни, жизни его семьи, друзей, коллектива. Перед современной школой стоит важная задача, чтобы с детства привить учащимся чувство сопричастности к духовным ценностям, истории, культуре, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов. Знакомясь с этнической культурой, школьники напрямую соприкасаются с культурным наследием предков, на что указывает Бакланова Т.И. [1]
  • При решении проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к культуре национальных праздников среди русских традиционных народных календарных праздников следует выделить следующие:
  • Коляда. Художественными элементами праздника являются: ряженье, колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания
  • Масленица – традиционный праздник проводов зимы и встречи весны. Празднование происходит в последнюю неделю перед Великим Постом. Художественными элементами празднования масленицы являются масленичные народные песни, хороводы, изготовление чучел Масленицы и костюмов, масленичные комедии и шествия, угощение блинами
  • Вербное воскресенье. Традициями празднования являются вербные базары, а также подарки для детей в виде русских народных игрушек
  • Пасха. Для праздника характерны пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны, а также художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Традиционное изготовление пасхальных яиц – крашенок и писанок.
  • Красная горка. Празднуется в первое воскресенье после Пасхи. Для праздника характерны хороводы, сватовство и другие народные традиции празднования. Русская народная праздничная кухня: обрядовые печенья – «жаворонушки», куличи, каравай, блины, пироги.
  • Троица. Художественными элементами праздника являются троицкие народные песни, наигрыши на народных музыкальных инструментах, изготовление костюмов, соломенной куклы;
  • девичьи хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия, театрализованные игры.
  • Иван Купала. Художественными элементами праздника являются сбор целебных трав плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания.
Русские народные праздники всегда были открыты для новизны, изобретательности, вбирали в себя светские элементы и отечественной, и зарубежной культуры, впитывали православную обрядность. Данная черта открытости новым веяниям и, в то же время, верность и уважение к традициям прошлого, создают богатую духовную атмосферу, положительным образом влияющую на духовное и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Посредством народных праздников осуществляется приобщение ребенка к истокам русской традиционной культуры. «Народные праздники и обряды были и остаются важной частью духовного наследия народа. Они обладают функцией сохранения культурных традиций и переноса их из прошлого в настоящее и будущее. Кроме того, праздники и обряды были и остаются одним их главных источников нравственного воспитания молодежи, побудителем развития экологической культуры. Праздники и обряды, в которых активно участвуют и взрослые, и дети, имеют воспитательную и развивающую направленность. Каждая нация, заботясь о своем духовном «воспроизводстве» из поколения в поколение, прилагает усилия для того, чтобы дети воспитывались на культурно-исторических традициях отцов, дедов, прадедов. По мнению Соловьевой М.Р., народные праздники, обряды, традиции – неисчерпаемая сокровищница народной мудрости, воспитывающая молодое поколение в национальном и общечеловеческом духе». [13] Таким образом, русские народные традиционные праздники, как совместная деятельность дошкольников, имеют огромное влияние на формирование у детей нравственного поведения.

1.3. Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование является одним из методологических подходов в современном образовании. Оно основывается на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования. Педагогическое проектирование заключается в осуществлении деятельности с учетом личностного смысла педагогического действия. Педагогическое проектирование состоит в создании предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозировании ее результатов. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. Педагогическое проектирование как деятельность для педагога является искусством, творческим процессом, требующим огромного напряжения сил и сложной душевной работы. Такая работа индивидуальна для любого педагога и основывается на его изобретательности, вдохновении, оригинальности. Педагогу необходимо быть способным переходить от одного метода к другому, от одной формы обучения к другой, используя при этом как традиционные, так и инновационные методы обучения, находя оригинальные связи материала урока с реальной жизнью. Педагог должен располагать большим количеством методик и средств для выбора именно того содержания, которое необходимо его ученикам. Проектирование учебной деятельности находится в тесной связи с понятием, дидактического творчества педагога, которое предполагает деятельность в педагогической сфере, заключающейся в изобретении различных способов выбора и структуризации учебного материала, методик его передачи и усвоения учениками. Как указывает Курина В.А., «среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания. Этим проектная деятельность отличается от простого выявления и описания общих педагогических закономерностей, присущих, например, научно-педагогической деятельности». [6] На сегодняшний день в системе современного образования активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
  • социально-педагогическое проектирование, которое направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
  • психолого-педагогическое проектирование, целью которого является преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
  • образовательное проектирование, которое ориентировано на повышение качества образования и внедрение инновационных изменений в системе образования.
По мнению Поповой М.А., «характерной особенностью педагогического проектирования является направленность не только на разрешение противоречий, проблем, не на изучение того, что уже существует, а на создание новых продуктов и на и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Исходя из этого, можно определить проектирование как метод деятельного познания». [11] Педагогическое проектирование можно считать, как наукой, так и искусством. Как процесс педагогическое проектирование носит одновременно и творческий, и нормативный характер. Нормативный характер проектирования объясняется его регламентированием и наличием в нем своих этапов, форм, принципов и приемов осуществления. Педагогическое проектирование осуществляется целенаправленно и сознательно. Однако, в случае, когда проектирование опирается лишь на одну логику, теорию, системы, ситуации и процессы, спроектированные педагогом, делаются сухими, отдаленными от реальной жизни. Именно поэтому важно, чтобы педагогическое проектирование носило также творческий характер. Педагогическое проектирование – деятельность многоступенчатая и сложная. Она совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Мингазов Р.Х. выделяет три этапа (ступени) проектирования: 1 этап: Моделирование. 2 этап: Проектирование. 3 этап: Конструирование. [9] Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений», как указывает Козлова С.А. [15] Принципами педагогического проектирования являются общие правила, регулирующие деятельность, объективно обусловленные самой сущностью проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. Рассмотрим их далее.
  • Принцип прогностичности. Обуславливается сущностью проектирования, которое ориентировано на будущее состояние объекта. Наиболее ярко он выражается при использовании проектирования для получения принципиально новых образцов. В данном случае проект определяется как пошаговое осуществление будущего.
  • Принцип пошаговости. Проектная деятельность предполагает постепенный переход от проектной задумки к образованию образа цели и образа действий. Далее – к последовательности действий и ее осуществлению. При этом каждое следующее действие основано на результате предыдущего.
  • Принцип нормирования. Заключается в обязательном прохождении всех этапов формирования проекта в рамках регламентированных процедур.
  • Принцип обратной связи. Заключается в необходимости после реализации отдельного проектного мероприятия анализировать информацию о ее результатах и в соответствии с ней корректировать действия.
  • Принцип продуктивности. Данным принципом подчеркивается прагматичность, свойственная проектной деятельности, обязательность ее нацеленность на достижение результата, имеющего прикладную значимость.
  • Принцип культурной аналогии. Заключается в адекватности итогов проектирования известным культурным образцам.
  • Принцип саморазвития. Заключается в том, что решение одних задач и проблем приводит к появлению других задач и проблем, которые становятся стимулом развития все новых форм проектирования.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://www.uni21.org/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru