Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Дипломная работа по праву на тему «Теоретико-правовые основы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации»

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях. В этом году исполнилась 30-ая годовщина дня вывода советских войск из Афганистана. Однако, война в Афганистане — это не единственная война, которая вошла в историю нашей страны. Великая Отечественная, Чеченская, конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Дагестане, Южной Осетии – во всех этих боевых действиях участвовали российские военные. Государство не должно забывать о неоценимом вкладе, который они внесли в мировую и отечественную историю. Все вышесказанное определяет актуальность представленного исследования, учитывая, что необходимость социальной защиты о военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах, вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов. Государство сегодня делает многое для людей, побывавших на войне. Ветеран боевых действий – категория пожизненная, и, соответственно социальная поддержка оказывается им в течение всей жизни. Однако, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран. Очевидно, что важно постоянно совершенствовать этот процесс, разрабатывая новые формы помощи и оптимизируя уже существующие. На сегодняшний день достаточно остро стоят проблемы правового регулирования социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, что обусловлено несовершенством законодательной базы, регламентирующей заявленную тему проведенного исследования. Нерешенность проблем может послужить причиной нарушения законных прав ветеранов в Российской Федерации, что будет противоречить главному закону России — Конституции Российской Федерации. Помимо этого, недостаточная проработанность норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты прав ветеранов и отдельные коллизии (противоречия) существующих правовых норм, возникающие в следствии недостаточной проработки текста нормативных актов служат причиной нереализованности прав ветеранов, что актуализирует тему исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили нормативно-законодательные акты по социальной поддержке ветеранов и участников боевых действий, монографические труды, таких авторов как С.С. Алексеев, В.В. Березовец, В.А. Герасимов, В.И. Гудис, Т.И. Еремина, И.Н. Киселев и др. А.Г. Чепурной изучал проблему отсутствия системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации военных инвалидов. В.М. Корякин освещает права и льготы ветеранов боевых действий. С.О. Орлов в своих работах анализирует вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США). А.В. Ефремов рассматривает правовые вопросы, возникающие в судебной правоприменительной практике при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам, их вдовам и членам семей погибших (умерших) ветеранов. Однако в отечественной науке существующие теоретические подходы нуждаются в совершенствовании и насыщении современными научными методами, которые позволят эффективно осуществлять социальную поддержку данной категории населения на практике. Объект исследования — общественные отношения складывающиеся в сфере социальной поддержки ветеранов боевых действий. Предмет исследования — нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере нормы текущего законодательства, регулирующего социальную поддержку ветеранов боевых действий. Цель исследования — разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию текущего законодательства в социальной поддержке ветеранов и участников боевых действий. Задачи исследования: — определить вопросы понятийно-категориального аппарата социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации; — проанализировать нормативно-правовые основы социальной поддержки с ветеранами и участниками боевых действий; — исследовать субъектный состав получателей социальной поддержки из числа ветеранов изучить нормативно-правовые основы социальной поддержки с ветеранов и участников боевых действий; — изучить деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области; — проанализировать деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области; — выявить основные проблемы и перспективы организации социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий на региональном уровне. База исследования: отдел по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области. Методологической основой дипломного исследования выступают такие научные методы исследования, как общенаучный, специально- юридический, статистический, диалектический, методы системного анализа и сравнительного правоведения, а также эмпирические методы: анализ документов, опрос ветеранов и участников боевых действий, экспертный опрос, что позволило всесторонне и комплексно изучить проблему, сделать обобщения и выводы. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих подходов к организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий. Практическая значимость исследования заключается в использовании органами власти предложенных рекомендаций для оптимизации организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и шести приложений.

Глава 1 Теоретико-правовые основы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации

Забота о гражданах всегда была и остается приоритетным направлением социальной политики государства. Одной из приоритетных задач является повышение качества жизни ветеранов боевых действий. Осуществляется широкий спектр мер, направленных на обеспечение экономического благополучия, моральной поддержки ветеранов, а также предоставление им мер социальной поддержки. Вместе с тем, изучение правовых аспектов социальной поддержки ветеранов боевых действий требует разъяснение понятий «ветеран» и «участник боевых действий».

1.1. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации: вопросы понятийно-категориального аппарата

Понятие «ветеран» появилось в эпоху Римской республики и гражданских войн 2-1 вв. до н.э., однако, четкое фиксированное понятие вырабатывается только во времена Империи. Тогда ветераном становился воин, отслуживший в армии 20 и более лет и уволенный императорским указом. Он получал диплом об увольнении, участок земли или деньги для его покупки. Ветераны имели некоторые обязанности, а дети их, как правило, тоже должны были идти в армию1. Таким образом, каждый военный, оставивший службу после выслуги определенного законом срока всегда весьма продолжительного и ставший по физическим причинам не годным к дальнейшему ее продолжению, должен был иметь право на то, чтобы общество обеспечивало его материальные потребности. Помощь ветеранам войны существовала и развивалась на протяжении веков, но она была не постоянной. Пики развития помощи ветеранам войны приходились только на послевоенные годы, когда после войны оставалось много увечных и малообеспеченных солдат. Большое значение помощь ветеранам приобрела только в 20 веке, ее формированию послужила Великая Отечественная война 1941-1945 года. Только тогда социальная помощь ветеранам приобрела постоянство и была законодательно утверждена. С 1992 по 2004 год принято большое количество нормативно — правовых актов о социальной защите, правах и льготах военнослужащих. Основополагающим нормативным актом в этой сфере являлся Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Он устанавливал статус военнослужащих, под которым понимались совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, провозглашенных и гарантированных государством. 15 апреля 1992 года создана Российская ассоциация Героев, которая занималась признанием героев войны. В Вооруженных Силах Российской Федерации с 1995 года введена должность офицера, который занимается социальной защитой военнослужащих и профилактикой правонарушений, связанных со всеми входящими правами в данной сфере. С 1996 года в Военном университете Министерства обороны РФ, было положено начало подготовки данных специалистов, срок обучения составлял 3 года. В войсках начинаются разрабатываться мероприятия по повышению квалификации тех лиц, которые занимаются воспитательной работой, а также тех лиц, которые занимаются социальной работой военнослужащих. В мае 2001 года Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Украиной была принята совместная программа «Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма». В этих государствах помощь ветеранам устанавливалась законодательным путем, поскольку государство было не в состоянии обеспечить военных настолько, чтобы они могли делать серьезные сбережения. В России начинает возрождаться благотворительность. Одним из первых примеров в этой сфере является деятельность общественного фонда защиты «Покров» в г. Москве, главная цель его деятельности, это оказание помощи инвалидам, ветеранам войны и другим категориям граждан, которым необходима социальная помощь. Таким образом, государство всегда проявляло заботу о своих ветеранах, однако структурировано и законодательно она была утверждена с принятием федерального закона «О ветеранах», который также установил понятие «ветераны». Ветеранами боевых действий являются: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку); военнообязанные, призванные на военные сборы; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности; работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; 2) лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года3; 3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; 6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Участники боевых действий — граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций. Участниками боевых действий являются: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей июнг), либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, в период выполнения интернациональных задач в Республике Афганистан, в период выполнения воинского долга во время войны в Корее в 1950-1953 годах и во время войны во Вьетнаме в 1965- 1975 годах, а также в Египте, Сирии, Эфиопии, Анголе и в других государствах, куда правительство СССР направляло свои воинские контингенты и военных специалистов; 2) Военнослужащие и работники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу, либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, участвовавших в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, а также в установлении конституционного строя в Чеченской Республике в 1994-1996 годах, проведении общевойсковых операций в Республике Дагестан в 1999 году и в Чеченской Республике в 1999-2000 годах; 3) военнослужащие, работники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу, либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, которые принимали участие в вооруженных конфликтах и общевойсковых операциях, а также в условиях чрезвычайной ситуации на территориях Российской Федерации, стран СНГ и других государствах; Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) «О ветеранах» гласит, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только разграничен от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда)5. Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности — правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом. Специальный правовой статус ветерана — это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус. Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы. Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса — статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие — участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе. Таким образом, статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе. Федеральным законом «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий); ветераны военной службы; ветераны государственной службы; ветераны труда. Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, в данном параграфе рассмотрены возможности оценки вклада каждого в обеспечение безопасности страны. При этом, в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение. Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.

1.3. Субъектный состав получателей социальной поддержки из числа ветеранов

Первой категорией ветеранов, нашедшей отражение в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» являются ветераны Великой Отечественной войны. Именно эта категория граждан пользуется наибольшим объемом льгот и социальных гарантий в силу того, что их вклад в историю современной России невозможно переоценить. Придерживаясь принципа дифференцированного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, избранного при разработке Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», законодатель подразделяет ветеранов ВОВ на следующие группы: участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; труженики тыла. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности согласно ст. 16 данного Федерального закона и страховая пенсия по старости6. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн); обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому. Необходимо также отметить, что ветеранам рассматриваемой категории неоднократно в связи с проведением торжественных мероприятий, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, назначается единовременная материальная помощь. Таким образом, законодателем предусмотрена упрощенная процедура приобретения оснований для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан. Следовательно, независимо от причин возникновения инвалидности (за исключением случаев совершения самим лицом противоправных действий), участники ВОВ пользуются правами и льготами наравне с инвалидами ВОВ. Предоставленные льготы по пенсионному обеспечению связаны в первую очередь с льготным исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию.

1.4. Меры социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации

Объем мер социальной поддержки дифференцирован законодателем в зависимости от того, к какой из групп ветеранов названной категории относится претендующее на права и льготы лицо. Ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; 3) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: — платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади); — взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим7; 4) первоочередная установка квартирного телефона; 5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно- строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; 6)сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; 9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; 10) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя; Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 2)при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; 3) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона; 4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; 5) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя; 6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации8. Как видно из данной статьи ветераны боевых действий подразделяются на категории, и каждая категория имеет право на определенные меры социальной поддержки, виды социальной поддержки подробнее рассмотрим далее. Также хочется отметить, что в ст. 8 данного федерального закона декларировано, что государство проводит политику по отношению к гражданам, относящимся к категории ветеранов, а именно государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: — создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; — реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; — выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; — пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги. Глава 2 Анализ опыта предоставления социальной поддержки ветеранам на примере Министерства социального развития Оренбургской области Ветераны и участники боевых действий — категория, требующая к себе особого внимания. Для этого совершенствуется не только законодательная база на федеральном уровне, но и на региональном. Ежегодно значительные региональные бюджетные средства закладываются на увеличение размеров выплат, мер социальной поддержки, предоставляются различные виды помощи. Рассмотрим опыт предоставления социальной поддержки ветеранам в Оренбургской области.

2.1. Общая характеристика Министерства социального развития Оренбургской области

В Оренбургской области социальной поддержкой ветеранов занимается Министерство социального развития, являющееся органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающее проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения. Основной задачей, стоящей перед Министерством социального развития Оренбургской области является – обеспечение полноценной социальной защиты нуждающихся категорий населения и поддержание социальной стабильности. Также Министерство социального развития принимает участие в реализации основных направлений государственной социальной политики на территории Оренбургской области во взаимодействии с органами образования, здравоохранения, другими структурами социальной сферы, органами местного самоуправления и общественными объединениями; разрабатывает и реализует законодательство Оренбургской области, участвует в подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства в части социальной поддержки населения. Работой с ветеранами в Министерстве социального развития Оренбургской области занимается отдел по работе с ветеранами. В отделе под руководством начальника работают 5 специалистов. Начальник отдела организует и контролирует работу отдела по выполнению стоящих перед ним задач, распределяет круг должностных обязанностей специалистов отдела, участвует в координационных собраниях и в разработке законопроектов. Заместитель начальника отдела работает с такими категориями как ветераны ВОВ, участники боевых действий и их семьи, участники Чернобыльской АЭС. Специалист-эксперт работает с документами о присвоении звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Оренбургской области». Главные специалисты осуществляют взаимодействие с различными подведомственными организациями, а также анализируют их деятельность. Ведущий специалист занимается оформлением гражданам статуса «Труженик тыла», подготавливает документы семейных пар для чествования на «День семьи, любви и верности». В рамках своей компетенции отдел организует и обеспечивает проведение единой государственной политики в области социальной поддержки Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда, боевых действий; жертв политических репрессий; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и членов их семей. Основными задачами отдела являются: участие в разработке основных направлений региональной политики по вопросам социальной поддержки Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда боевых действий; жертв политических репрессий; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и членов их семей; определение права на меры социальной поддержки отдельным категориям граждан: — ветеранам Великой Отечественной Войны; — инвалидам войны; — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; — ветеранам боевых действий из числа гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года; — членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); — лицам, пострадавшим от воздействия радиации; — гражданам, имеющим место жительства на территории Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны»). Обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам льготных категорий; рассмотрение заявлений граждан или их законных представителей о предоставлении социального обслуживания, принятие решения о признании нуждающимися в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг в отношении участников Великой Отечественной Войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», тружеников тыла, вдов (вдовцов) погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной Войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей. В соответствии с возложенными задачами, отдел выполняет следующие функции: осуществляет сопровождение базы данных граждан льготных категорий; контроль за предоставлением мер социальной поддержки; участвует совместно с другими заинтересованными государственными учреждениями и службами в разработке целевых программ, правовых актов по решению проблем Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда боевых действий; жертв политических репрессий; предоставляет меры социальной поддержки различным категориям населения, занимается подготовкой проектов законодательных документов (предложений) по установлению дополнительных мер социальной поддержки на территории области; осуществляет работу по оформлению документов на присвоение званий «Ветеран труда», устанавливает статус гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; осуществляет оформление удостоверений: — ветеранам Великой Отечественной Войны; — инвалидам войны; — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; — ветеранам боевых действий из числа гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года; — членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); — лицам, пострадавшим от воздействия радиации; — гражданам, имеющим место жительства на территории Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны»). Итак мы пришли к выводу о том, что отдел по работе с ветеранами координирует деятельность учреждений, общественных формирований, на которых возложена обязанность практической реализации законодательства по решению проблем ветеранов и инвалидов, предоставлению мер социальной поддержки различным категориям граждан; готовит информации и отчеты по вопросам социальной защиты Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны; осуществляет межведомственное взаимодействие в установленном действующим законодательством порядке с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями по вопросам своей компетенции; организует и проводит социально-защитные акции: «Долг», «День Победы», «Международный день пожилых людей», «День памяти и скорби», «День Героев Отечества»; организует и проводит конкурсный отбор супружеских пар Оренбургской области для чествования в День семьи, любви и верности; осуществляет консультирование граждан, сотрудничество со средствами массовой информации, в целях разъяснения действующего законодательства по вопросам социальной защиты; ведет прием населения, организует выездные консультации; организует деятельность Межведомственного координационного Совета по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве области; организует работу по оказанию реабилитационных услуг Героям СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранам Великой Отечественной Войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей в государственных учреждениях социального обслуживания Оренбургской области. Из всего сказанного можно сделать вывод, что социальная поддержка ветеранов боевых действий нуждается в модернизации своей системы. Существующая система обеспечивает социальной поддержкой ветеранов боевых действий, но в не присутствуют, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались, непригодными. К недостаткам можно отнести то, что при оказании социальной поддержки, не все ветераны получают необходимую помощь для достойной жизни. Все выявленное позволяет определить основные проблемы в анализируемой сфере: увеличение персонала, работающего с ветеранами, повышение их уровня профессионализма и культуры общения с учетом психологических особенностей ветеранов.

2.1. Анализ деятельности отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области

Для того, чтобы наглядно представить характер и формы помощи ветеранам, мы проанализировали статистический отчет работы отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области за последние 3 года, с 2016 по 2018 гг. В 2016 году численность ветеранов войн в Оренбургской области составляла 45,1 тысяч человек. Уже в 2017 году численность ветеранов войн снизилась до 41,6 тысяч человек, а в 2018 году сократилась до 37,7 тысячи человек. Также в данную численность вошли бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и труженики тыла (Приложение А)10. На Рисунке 1 наглядно показано, что с каждым годом численность инвалидов и участников ВОВ стремительно сокращается, и наш долг – обеспечить им достойную старость, оказывая помощь всеми доступными способами. Количество ветеранов войн и участников боевых действий колеблется. В 2016 году наблюдается их увеличение по сравнению с предыдущими отчетными периодами (статистические данные не вошли в рассматриваемый период). Специалисты это объясняют эффективным действием программы «Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы». Популярность этой программы среди ветеранов росла в связи с ежегодным увеличением размера пособия ЕДВ. В 2018 году количество ветеранов, обратившихся в учреждения социальной защиты снизилось на 367 человек в связи с тем, что размер ЕДВ остался прежним 2780,74 рублей, что по мнению ветеранов не компенсирует затрат личных ресурсов, связанных с бюрократическими процедурами для получения данной выплаты. Отдел по работе с ветеранами определяет права на предоставление различных видов социальных услуг: социально-медицинских, направленных на поддержание и сохранение здоровья, оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений В состоянии их здоровья; социально-бытовых, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-психологических, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, в том числе анонимно с использованием телефона доверия; социально- педагогических, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг. Социально-правовых, направленных на оказание помощи в юридических вопросах, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; срочных социальных услуг, направленных на оказание неотложной социальной помощи ветеранам и участникам боевых действий. В рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан на 2014-2022 годы» предоставляется ежемесячная материальная помощь лицам, ставшим инвалидами 1 и 2 группы вследствие выполнения служебного долга в Афганистане, Чеченской Республике и на др. территориях СНГ. В 2016 г. такой вид помощи оказывался 175 людям, в 2017 году-181 человеку, в 2018 – 179 (Приложение Б). Причины такой динамики мы уже объяснили выше. Последний вопрос состоял в том, чтобы узнать у специалистов, какие предложения для улучшения организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий они могут внести. Специалисты отметили, что необходимо ввести электронную очередь, так как далеко не во всех социальных учреждениях она существует. Также сказали о том, что нужно упростить процедуру назначения социальных услуг, так как ветеранам и участникам боевых действий сложно в силу возраста и состояния здоровья собирать такое большое количество документов, еще и в разных учреждениях, находящихся в разных точках города. Например, приказ о направлении на работу в опасную зону, или подтверждение нахождения на территории боевых операций приходится заказывать в архиве. Также эксперты отметили, что в силу материальных проблем ветеранов и участников боевых действий, необходимо увеличить сумму выплат и пенсий, предоставить больше мест в оздоровительные санатории, реабилитационные центры, организовывать мероприятия в районах области, так как многие клиенты живут далеко и не имеют возможности посещать данные мероприятия регулярно. Анализируя результаты эмпирического исследования, удалось выяснить мнение клиентов и специалистов о проблемах и перспективах организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне. В результате были выявлены следующие проблемы: — недостаточность материальной помощи для ветеранов и участников боевых действий и в натуральном, и в денежном эквиваленте; — все ветераны сталкиваются с жилищными проблемами; -проблемы со здоровьем также являются для ветеранов актуальными, но при этом они не хотят обращаться к врачам из-за низкого качества медицинских услуг и сложившихся в обществе стереотипов; — территориальная отдаленность учреждений по работе с ветеранами также является насущной проблемой; — ветераны не могут регулярно посещать культурно-массовые мероприятия, так как их проводят в городе, а многие из них проживают за его пределами; — процесс сбора документов для получения социальных услуг занимает много времени и вызывает недовольство ветеранов; — повышение квалификации сотрудников, работающих с данной категорией, проводится очень редко (в среднем раз в 5-7 лет), что, безусловно, снижает качество работы с ветеранами. Однако, следует отметить положительные стороны исследуемого процесса: — своевременное рассмотрение заявлений и назначение выплат. В среднем 5 рабочих дней; — развивающееся межведомственное взаимодействие не только с органами исполнительной власти, но и с некоммерческими организациями ветеранов; — высокий уровень культуры сотрудников при личном контакте с клиентами. Для решения выявленных проблем предлагается: — на федеральном уровне закрепить основные положения финансирования для оказания материальной помощи для ветеранов и участников боевых действий и в натуральном, и в денежном эквиваленте; — отрегулировать вопросы с получением жилья ветеранами; — расширить список бесплатно оказываемых медицинских услуг и реабилитации для ветеранов; — открыть отделы по работе с ветеранами на базе муниципальных и районных учреждений; — организовать транспортную доставку ветеранов для посещения культурно-массовых мероприятий; — отрегулировать процесс сбора документов для получения социальных услуг ветеранами; — направлять сотрудников, работающих с данной категорией, на повышения квалификации. Анализируя проблемы организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне, автором сформулированы рекомендации: — местным законодательным органам установить дополнительные компенсации и иные выплаты нуждающимся в социальной поддержке, например, ежемесячную компенсацию лицам, проходившим службу по призыву и ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Кроме пенсии по государственному обеспечению ветераны и участники боевых действий смогут получать ежемесячную компенсацию; — необходимо активизировать работу по привлечению частных строительных организаций к решению или улучшению жилищно-бытовых условий ветеранов; — пропагандировать в обществе необходимость медицинской и иной социальной помощи не только пожилым и детям, но и молодым мужчинам; — участникам боевых действий, повышать качество медицинских услуг; — проводить культурно-массовые мероприятия для ветеранов в отдаленных районах, что позволит повысить уровень патриотизма у подрастающего поколения; — сократить перечень необходимых документов и упростить процедуру назначения социальных услуг; — повысить периодичность повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений приблизительно раз в 3 года. Учет данных рекомендаций позволит в перспективе оптимизировать организацию социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне. Заключение Ветераны и участники боевых действий — это одна из самых уязвимых, нуждающихся в специальной поддержке и защите категория граждан. Статус ветерана в Российской Федерации представляет совокупность дополнительных прав и гарантий социальной защиты, а также мер социальной поддержки, которые установлены государством. Статус присваивается для обеспечения им достойного уровня жизни, почета и уважения в обществе. Понятия «ветеран» и «участник боевых действий» схожи, но с точки зрения законодательства имеют некоторые отличия. И ветераны, и участники – это те, кто непосредственно находились в зоне конфликтов и участвовали в воинских операциях. Но ветераны находятся в горячих точках более продолжительное время, чем участники боевых действий. Статус ветерана присваивается только служащим воинских подразделений, в то время как участниками признаются лица, служившие в МВД, ФСИН или гражданские лица, участвовавшие в боевых действиях. Однако, государство четко не разграничивает эти две категории и предоставляет им одинаковые права и льготы. Анализ литературы по проблеме исследования и действующего законодательства показал, что основным законодательным актом, регламентирующим меры социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий, является Федеральный Закон «О ветеранах». Изучение данного закона и других нормативных актов позволило определить, какая помощь оказывается в нашей стране, и какая необходима, для обеспечения всех необходимых потребностей лицам, имеющим статус «ветеран». Таким образом, социальная защита ветеранов предполагает осуществление системы социальных мер, направленных на создание благополучия этой категории граждан. Особое внимание было уделено изучению мер социальной поддержки ветеранов на региональном уровне. Для этого был проанализирована деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области. Изучив статистические отчеты о деятельности отдела за последние 3 года, нам удалось выяснить характер и размеры помощи, оказываемой людям, побывавшим в районе боевых действий. Анализ данных проведенного исследования позволил выявить достоинства и недостатки организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий, на основе которых были выработаны рекомендации по совершенствованию деятельности по организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий. Помимо получаемых пенсий необходимо ввести ежемесячную компенсацию ветеранам и участникам боевых действий, получившим травмы физического и психического характера. Благотворительность является перспективным направлением развития системы социальной поддержки ветеранов и важным опорой в социальной работе. Необходимо проводить мероприятия, направленные на популяризацию медицинской и социальной помощи не только пожилым ветеранам, но и молодым людям — участникам боевых действий, повышать качество медицинских услуг. Проводить культурно-массовые мероприятия для ветеранов не только в крупных городах, но и в отдаленных районах, что позволит повысить уровень патриотизма у подрастающего поколения на местах. Сократить перечень необходимых документов и упростить процедуру назначения социальных услуг для ветеранов и участников боевых действий. Увеличить периодичность повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений приблизительно раз в 3 года. В результате проведенного исследования были выявлены проблемы и предложены пути их решения. В частности, — недостаточность материальной помощи для ветеранов и участников боевых действий и в натуральном, и в денежном эквиваленте требует закрепления на законодательном уровне материальной поддержки с учетом региональных особенностей проживания ветеранов; — все ветераны сталкиваются с жилищными проблемами, что должно находить свое решение на местах; — проблемы со здоровьем также являются для ветеранов актуальными, что требует расширения возможностей обращения к специалистам на договорной основе; — территориальную отдаленность учреждений по работе с ветеранами решать путем подачи документов дистанционно и таким же образом решение основных вопросов; — ветераны не могут регулярно посещать культурно-массовые мероприятия, что возможно решить путем предоставления транспорта для транспортировки данной категории лиц; — процесс сбора документов для получения социальных услуг занимает много времени и вызывает недовольство ветеранов для чего пересмотреть порядок сбора документов и упростить процедуру их подачи; — повышение квалификации сотрудников, работающих с данной категорией для чего организовать курсы.

Список источников и литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) (в ред. от 05.02.2014). — М.: АйрисПресс, 2020 — 64 с. 2 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ. «О ветеранах»: URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения: 13.09.2020). 3 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. «О государственной социальной помощи»: Справочная правовая система Гарант. URL: https://base.garant.ru/180687/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f (дата обращения: 08.10.2020). 4 Антипьева Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: учеб. пособие / Н.В. Антипьева. — СПб., 2018 — 67 с. 5 Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: учеб. пособие / Н.В. Артамонов. — Москва: «ОмегаЛ», 2020 — 32 с. 6 Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. — 2019 — № 6 — С. 56-57. 7 Березовец В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов: учеб. пособие / В.В. Березовец. — М., 2019 — 165 с. 8 Большова Т.Е. Военнослужащие // Российская энциклопедия социальной работы. – 2020 — №3. — С. 5-8. 9 Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: учеб. пособие / М.О. Буянова. — М.: Проспект, 2019 — 171 с. 10 Герасимов А.В. Социальная защищенность военнослужащих: учебник / А.В. Герасимов. — М.: Норма, 2019 — 213 с. 11 Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. — 2019 — №10. — С. 6-16. 12 Гудков Л.Д. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. — 2019 — №3. — С. 49 13 Гудков Л.Д. Произвол как источник права // Независимая газета. — 2019 — №5. — С. 5 14 Гуслякова Л.Г. Методология социальной работы // Теория и методология социальной работы. — 2019 — №4. — С. 5-7. 15 Еремина Т.И. Социально-психологическая адаптация граждан принимавших участие в боевых действиях: Метод. пособие / Т.И. Еремина, Н.П. Крюкова, Ю.Ю. Логинова. — Саратов: ПМУЦ, 2019 — 60 с. 16 Ефремов Н.В. Некоторые вопросы, возникающие при предоставлении правовых гарантий социальной поддержки гражданам, отнесенным к ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий, а также к вдовам вышеуказанных ветеранов // Право в Вооруженных Силах. — 2019 — № 5 — С. 29-38. 17 Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. — 2018 — № 9 – С. 98-102. 18 Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие / Т.Ф. Зарембо, А.Н. Савинова. — М.: Мастерство, 2019 — 193 с. 19 Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М., 2019 — 351 с. 20 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций / В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2019 — 432 с. 21 Калашников С.В. Функциональная теория социального государства: Учебник / С.В. Калашников. — М.: Экономика, 2019 — 130 с.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.surpk.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru