Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 2 Глава 1. Общая характеристика основ государственной социального обеспечения в Российской Федерации 5 1.1. Теоретическое формирование и нормативное закрепление института социальной защиты в отечественном законодательстве 5 1.2. Социальная политика государства как механизм обеспечения социальной защиты населения 8 1.3. Элементы системы социальной защиты населения 11 Глава 2. Особенности реализации социального обеспечения на современном этапе 15 2.1. Характеристика основных видов социального обслуживания 15 2.2. Предоставление государственной социальной помощи на современном этапе 23 2.3. Порядок назначения социальных пособий в современных условиях 27 2.4. Особенности реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты в современных условиях 31 Заключение 37 Список использованной литературы 39

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений, интенсивно происходящее в России, влияет не только на всю нашу правовую систему, но и на отдельные ее институты и отрасли. Поскольку Российская Федерация является социальным государством, то законодательство нашей страны ставит перед собой в качестве основной цели защиту прав и интересов граждан. Так как право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в российском праве, то именно оно сегодня выступает в качестве эффективного средства для обновления социальной сферы страны, а также способствует предотвращению развития различных негативных последствий для населения, которые формируются условиями рынка . Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить развернутую политику реализации социальной защиты населения страны. На сегодняшний день наша страна придает большее значение реализации социальной защиты, которая основывается на юридической деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации. Социальные пособия являются основным видом социального обеспечения российских граждан и занимают в его системе одно из главных мест. Они созданы с целью поддержания и социального благополучия нуждающихся категорий граждан Российской Федерации. В современных условиях развития России возникает острая необходимость внесения изменений в области социальной политики государства, направленных на материальную поддержку и обеспечение определенных нуждающихся категорий граждан путем выплаты им социальных пособий и компенсационных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов России. Актуальность данной темы заключается в том, что пособие является неотъемлемым элементом социального обеспечения. Каждый гражданин Российской Федерации хотя бы раз в жизни имеет право на какой-либо вид пособия. Следовательно, каждому гражданину РФ нужно знать на какой вид пособия он имеет право, а так же знать порядок назначения и выплаты того или иного вида пособия. В юридической науке последнего времени социальные пособия как системное образование в праве социального обеспечения не исследовались. До этого попытку исследования особенностей пособий семьям с детьми предпринимали Е.Г. Азарова, Г.Б. Челнокова, Л.B. Отырба, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева, Е.Ф. Чернышева, JI.B. Сотникова. Объект исследования – понятие и общественная значимость социальных пособий в Российской Федерации. Предмет исследования – правоотношения гражданина и государства, которые возникают в ходе назначения и выплаты социальных пособий. Целью исследования является анализ социальных пособий в российской и мировой практике. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретическое формирование и нормативное закрепление института социальной защиты в отечественном законодательстве; 2) рассмотреть социальную политику государства как механизм обеспечения социальной защиты населения; 3) выявить элементы системы социальной защиты населения; 4) дать характеристику основных видов социального обслуживания; 5) проанализировать предоставление государственной социальной помощи на современном этапе; 6) рассмотреть порядок назначения социальных пособий в современных условиях; 7) исследовать особенности реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты в современных условиях. Методологической и теоретической основой исследования являются методы общенаучного познания: метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Применялись статистический, системный и функциональный методы. При проведении настоящего исследования в качестве научно-теоретической базы использованы труды Батычко В.Т., Белоусовой М.Е., Биндар Л., Волостновой Т.И., Кокшаровой Е.С., Ковбасюк Ю.Е., Куцури Г.Н., Шарова В.Ф. и др. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в анализе научного материала и действующего законодательства о социальных пособиях, а также в выводах автора, которые могут быть использованы при чтении лекций по дисциплинам «Право социального обеспечения», «Трудовое право», спецкурсов «Страховое дело», «Обязательное социальное страхование» и проведении практических занятий. Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика основ государственной социального обеспечения в Российской Федерации

1.1. Теоретическое формирование и нормативное закрепление института социальной защиты в отечественном законодательстве

Исторически термин «социальная защита» впервые был применен в криминологии, которая определяла его как охрану общества от преступлений, при этом он рассматривался как выражение общественной реакции на преступное деяние, т. е. на неблагоприятный фактор, представляющий собой угрозу субъективным правам личности и общественным интересам. Таким образом, речь шла о разновидности социальных рисков, теория которых была сформулирована впоследствии. Соответствующий подход нашел отражение в первых актах советского уголовного законодательства, в частности глава IV УК РСФСР 1922 г. именовалась «Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты». Дальнейшая трансформация содержания понятия «социальная защита» нашла свое отражение в современной российской правовой науке. В частности, С.Д. Соловьева в своем диссертационном исследовании рассматривала данное понятие в широком и в узком смысле. В широком смысле социальная защита определялась как экономическая, правовая, экологическая, медицинская и моральная защита людей от ущемления их прав, а также обеспечение безопасных условий их жизни, защита от преступных посягательств, помощь в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях. В узком смысле социальная защита рассматривается как защита одного или нескольких видов прав. В качестве элементов социальной защиты выделяются социальное обеспечение, социальное страхование, вспомоществование, здравоохранение, природоохранение, сохранение исторического и культурного наследия . По сути, аналогичный подход на основе анализа зарубежных источников был сформулирован З.П. Замараевой, которая определила социальную защиту в широком смысле как деятельность, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, в том числе выявление и нейтрализацию негативных факторов, а также создание условий для самоопределения и самореализации человека. В узком смысле социальная защита рассматривается как поддержка и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. По мнению указанного автора, в рамках узкого подхода основными инструментами социальной защиты выступают социальное страхование и социальная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает другие сферы жизнеобеспечения . Рассмотренные определения отражают по существу весь спектр социальных рисков, реакцией на проявление которых и выступает социальная защита. Большинство же авторов сводит социальную защиту к системе мер по реализации социальных прав населения. Так, разработчики одной из концепций развития российского законодательства о социальном обеспечении 1990-х гг. рассматривали социальную защиту исходя из содержания ст. 7 Конституции РФ как совокупность мер по охране труда и здоровья людей, установлению гарантированного минимума оплаты труда, государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, созданию системы социальных служб и др. К основным элементам системы социальной защиты, исходя из действовавшего на тот период времени законодательства, были отнесены социальное обеспечение и социальное страхование . В некоторых работах социальная защита понимается как законодательно закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условий для поддержания их жизнедеятельности и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживать крайние проявления социального неравенства . В российском законодательстве отсутствует универсальное определение понятия «социальная защита», оно встречается в специальных законодательных актах применительно к отдельным категориям граждан. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Соответственно, социальная поддержка инвалидов рассматривается как система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства. В ст. 13 ФЗ Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ первоначальной редакции социальная защита ветеранов определялась как осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот (в действующей редакции — осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи). Наконец, в Конституции РФ термин «социальная защита» употребляется в ст. 7, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По мнению Е.Е. Мачульской, в основе концепции социального государства лежит идея социальной справедливости, показателем которой являются социальные стандарты, такие как минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, доступность бесплатной медицинской помощи, образования и др. Таким образом, исходя из содержания конституционной нормы, социальная защита выступает приоритетным направлением социальной политики государства.

1.2. Социальная политика государства как механизм обеспечения социальной защиты населения

Социальная политика государства выступала предметом исследования в советской правовой науке, которая рассматривала таковую как целенаправленное воздействие государства, профсоюзов и общественных организаций на существующую систему общественных отношений в целях улучшения труда и быта широких слоев населения, устранения социального неравенства и повышения духовной жизни народа. Социальная политика понималась также как деятельность по оптимальному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения и совершенствованию социальной структуры общества. В качестве элементов социальной политики выделялись политика в сфере трудоустройства, охраны труда, окружающей среды, социального обеспечения, здравоохранения, жилищная политика и др. Характеризуя советскую модель социальной политики, современный исследователь В.В. Парамонов выделил такие ее черты, как мощный механизм перераспределения доходов, общедоступность системы бесплатного образования и здравоохранения, бесплатное жилье, система государственного социального обеспечения. При этом в качестве важнейшей черты советской социальной модели указывалась эффективно выстроенная система социальных лифтов, сформированная на основе общедоступного среднего специального и высшего профессионального образования . По сути, аналогичный подход к определению содержания социальной политики в рассматриваемый период времени нашел отражение в международном праве. Так, согласно ст. 1 не ратифицированной СССР и Россией Конвенции МОТ от 22 июня 1962 г. № 117, всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Повышение жизненного уровня рассматривается в Конвенции в качестве основной цели при планировании экономического развития. Согласно ст. 5 документа, государствами должны применяться меры для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые позволят им улучшить свой жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума, устанавливаемого путем официальных обследований жизненных условий, проводимых после консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся. При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование. Анализируя вышеуказанный и иные акты международного права, А.А. Ходусов сформулировал определение международной социальной политики, которая формируется международными организациями и группами государств путем разработки и закрепления международно-правовых стандартов в сфере труда и социальной защиты . В законодательстве РФ легальное определение рассматриваемого понятия отсутствует ввиду отсутствия соответствующего базового закона, который пытались разработать и принять в 2000 г. (см. Постановление ГД ФС РФ от 23 ноября 2000 г. № 833-Ш ГД). Современная российская правовая наука характеризуется многообразием подходов к определению понятия «социальная политика» и содержания таковой. Так, по мнению М.М. Шериева, социальная политика российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя РФ, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, прежде всего в основных законах (конституциях и уставах российских регионов) . В данном случае речь идет о рассмотрении понятия «социальная политика» в максимально широком смысле. Более узкий подход сформулирован Т.В. Шелудяковой, в соответствии с которым социальная политика государства представляет собой комплекс средств, осуществляемых органами государственной власти, направленных на разработку и выполнение социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения: инвалидов, престарелых, молодежи, молодых матерей, детей, сирот. Социальная политика, по мнению указанного автора, обладает следующими признаками: комплекс средств (экономических, правовых, организационных); реализация специально уполномоченными субъектами; основная цель — реализация социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения . Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Сигарев, согласно которому социальная политика представляет собой понятие, системно охватывающее деятельность государства в таких сферах, как социальное обеспечение, занятость, доходы населения, образование, здравоохранение, обеспечение жильем, молодежная политика. Через проведение социальной политики обеспечивается реализация закрепленных в Конституции РФ социальных прав граждан, в ней находят свое отражение самые базовые жизненные потребности каждого человека . И, наконец, Г.С. Скачкова рассматривает социальную политику в узком и широком смысле. В узком смысле социальная политика понимается как государственная поддержка социально незащищенных групп населения, а также социальная защита и социальное обеспечение населения. В широком смысле социальная политика рассматривается как система целенаправленных мероприятий и акций по урегулированию отношений между различными социальными группами населения в целях повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны . Таким образом, исходя из вышеприведенных определений, социальная политика может быть охарактеризована как деятельность государства по социальной защите отдельных категорий населения, нуждающихся в таковой исходя из нормативно установленных критериев, а также деятельность государства, направленная на реализацию закрепленных в законодательстве социальных прав населения в целом. Как отмечалось в литературе, правоотношения в сфере социальной защиты можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в социальной сфере . Основанием возникновения правоотношений выступают юридические факты или их совокупность. Применительно к правоотношениям в сфере социальной защиты такие факты охватываются понятиями «социальный риск» и «трудная жизненная ситуация».

1.3. Элементы системы социальной защиты населения

Исходя из сложившейся системы таких прав и нормативно-правовых актов, их регламентирующих, мы можем выделить следующие элементы системы социальной защиты населения. 1) Социальное обеспечение. Сегодня в России отсутствует легальное определение данного понятия ввиду отсутствия базового закона о социальном обеспечении. В учебной и научной литературе встречаются десятки определений данного понятия, носящие доктринальный характер. Например, по мнению О.В. Ерофеевой, содержание права на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должны приниматься для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд . На наш взгляд, социальное обеспечение следует рассматривать как систему мер, направленных на поддержку граждан, нуждающихся в таковой исходя из критериев, закрепленных в законодательстве, которая предоставляется вне зависимости от участия таких граждан в трудовой и иной общественно полезной деятельности либо размер выплат таким гражданам установлен законодательством и не зависит от размера их заработка или иного дохода. В качестве организационно-правовых форм социального обеспечения могут выступать социальное обслуживание, предоставление государственной социальной помощи, выплата пособий, субсидий и компенсаций и пр. 2) Социальное страхование. Действующий Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ подразделяет такое страхование на обязательное и добровольное, причем его ст. 1 дает легальное определение только обязательного социального страхования. Согласно закону, таковое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании. На наш взгляд, такое определение можно в общих чертах применить по отношению ко всей системе социального страхования с рядом оговорок. Так, закон об основах обязательного социального страхования был принят в 1999 г. в развитие действовавшего в то время КЗоТ РФ до проведения пенсионной реформы 2001 г., обособившей системы пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. В связи с этим представляется необходимым исключить из закона нормы, регламентирующие пенсионные правоотношения. 3) Пенсионное страхование. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, такое страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений) в пользу застрахованного лица, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, которое, в свою очередь, определяется как исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Ввиду вступления в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ необходимо внести в закон о пенсионном страховании соответствующие поправки. 4) Государственное пенсионное обеспечение. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Исходя из изложенного, государственное пенсионное страхование можно с определенной долей условности определить как систему мер, направленных на реализацию пенсионных прав граждан, возникающих вне зависимости от участия в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. 5) Здравоохранение. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан рассматривается как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Соответственно, здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Система здравоохранения ориентирована на предоставление гражданам различных видов медицинской помощи, а также медицинских услуг.

Глава 2. Особенности реализации социального обеспечения на современном этапе

2.1. Характеристика основных видов социального обслуживания

Социальное обслуживание в Российской Федерации является важнейшим направлением социального обеспечения граждан в России. Важно начать с того, что вопросы, касающиеся социального обслуживания нетрудоспособных граждан всегда являлись важным и актуальными, что влекло за собой развитие исследовательской деятельности в разных областях. Кроме того, данные вопросы занимают важнейшее место в нормативном правовом регулировании и политики государства в целом. Наибольшая актуальность данного вопроса характерна для сегодняшнего времени, так как в настоящее время условия функционирования государства имеют своей основой приоритеты социального направления. В связи с этим важно отметить, что в мировой практике термин «социальное государство» является международным стандартом и повсеместно получает свое использование во всех правовых системах. Термин «обслуживание» достаточно часто можно встретить в гражданском праве и праве социального обеспечения. Вместе с тем также данное понятие тесно связано с категорией «предоставление услуг», где используются и другие термины и понятия, смежные по своем у значению. При этом важно отметить, что понятия «обслуживание» и «услуги» достаточно часто получают свое использование в качестве синонимов. Если говорить именно о социальном обеспечении, то социальное обслуживание, преимущественно связывается с проблемой оказания услуг в процессе различных реабилитационных мероприятий, проводимых с нетрудоспособными гражданами в целях осуществления функций социального восстановления. Кроме того, важно говорить о том, что право социального обеспечения как отрасль зачастую представляется авторами в качестве правоотношений по социальному обслуживанию населения Российской Федерации. При этом ряд ученых говорит о том, что социальное обслуживание на сегодняшний день является одним из направлений социальной работы, а также выступает в качестве характерной организационной формы указанного вида социальной деятельности. При этом говорится также о том, что такая деятельность представляет собой систему конкретных способов социальной гуманистической деятельности, которая имеет своим направлением следующие цели: адаптация, социальная реабилитация конкретной личности, семьи либо общества в целом. При этом в Словаре Р. Баркера под социальным обслуживанием подразумевается «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)» . Мачульская Е. характеризует социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» . Таким образом, мы можем говорить об отсутствии единого мнения относительно понятийного аппарата данной сферы нормативного правового регулирования не только в области юриспруденции, то также в сфере экономики и социологии. Следует отметить, что на сегодняшний день в целях удовлетворения указанных потребностей общества развивается широкая инфраструктура, учреждения которой снижают социальную напряженность, а так прогнозируют ее в будущем. При этом система социального обслуживания — одна из самых динамичных в социальной сфере. Данный факт подтверждается систематическим изменением законодательства в данной области. Так, например, не так давно быт принят новый закон, регулирующий указанные общественные отношения — Федеральный закон от 28.12.2013 N° 442-ФЗ. В ст.3 указанного Федерального закона социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом перечень лиц, имеющих право на социальное обслуживание является достаточно большим и разнообразным, они имеют общие черты в своем правовом статусе — право на получение от государства социальной помощи в связи с определенными обстоятельствами. Социальная услуга в этом же Федеральном закона характеризуется как «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» . В результате изложенного представляется возможным говорить о том, что социальное обслуживание — важная система социальной помощи нуждающимся гражданам. Формы социального обслуживания населения определяются и характеризуются в главе 6 Федерального закона . Федеральный закон предусматривает 3 формы социального обслуживания населения: стационарное обслуживание населения, полустационарное обслуживание населения, социальное обслуживание населения на дому. Кроме того, отметим, что согласно положениям части 2 статьи 19 указанного Федерального закона устанавливаются особенности форм социального обслуживания населения, а именно следующие: организации социального обслуживания населения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставляют социальные услуги: 1. В определенное конкретно установленное время суток, если речь идет о полустационарной форме социального обслуживания населения. 2. Если говорим о стационарной форме социального обслуживания, то могут иметь место 3 порядка: 1) постоянное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания, 2) временное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания (на тот срок, который определен индивидуальной программой), 3) круглосуточное проживание в центре социального обслуживания в течение пяти дней в неделю. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривается, что необходимо и обязательно реализовать следующие возможности : 1) осуществление сопровождения при передвижении в процессе оказания социальных услуг центрами социального обслуживания населения, 2) осуществление самостоятельного передвижения на территории центра социального обслуживания населения, в том числе и на кресле- коляске, 3) размещение всего необходимого оборудования, а также носителей информации, 4) предоставление свободы нахождения на территории центра социального обслуживания населения тифлосурдопереводчиков, а также собак-проводников, обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми (и наоборот — дублирование голосовой информации — текстовой), оснащение знаками, которые выполнены шрифтом Брайля, 5) другая посторонняя помощь. Обратим внимание также на то, что статья 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень услуг социальной направленности, которые могут быть предоставлены получателям социальных услуг: 1) социально-бытовые услуги, которые направлены на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские услуги, которые направлены на то, чтобы поддерживать и сохранять здоровье получателя социальных услуг посредством организации ухода, содействия в процессе оздоровительных мероприятий, а также систематического наблюдения за получателем социальных услуг в целях обнаружения каких-либо отклонений в состоянии здоровья получателя социальных услуг; 3) социально-психологические услуга, которые предусматривают оказание помощи в процессе коррекции психологического состояния получателя социальных услуг для адаптации в социальной среде; 4) социально-педагогические услуги, которые имеют своим направлением профилактику отклонений в развитии и поведении личности получателя социальных услуг, формирование позитивных интересов, а также в части организации досуга получателя социальных услуг, и оказании помощи в воспитании детей; 5) социально-трудовые услуги, которые направлены на то, чтобы оказать получателям социальных услуг помощь в трудоустройстве, а также в процессе решения иных проблем, которые связаны с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые услуги, которые имеют своим направлением оказание получателям социальных услуг помощи в процессе получения юридических услуг, а также в защите их прав и интересов; 7) услуги, которые направлены на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, которые имеют ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги. Рассматривая данный перечень, мы можем говорить о том, что законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень социальных услуг, которые направлены на максимальный охват сфер жизнедеятельности получателей социальных услуг, различных сторон их жизни. Отметим, что получатель социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилым помещением, а также помещениями для предоставления социальных услуг, установленных законодательством. Также обратим внимание, что согласно положениям ч. 5 ст. 19 Федерального закона «граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» . При этом в законодательстве определяется, что порядок приема в стационарные организации, а также выписки из таких организаций лиц, которые страдают психическими расстройствами, регулируют нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые регулируют процесс оказания психиатрической помощи. Можно также отметить, что в учреждение такого типа могут быть переведены по состоянию здоровья. Так, в соответствии с Апелляционным определением Московского городского суда в рассмотрении дела учитывалось состояние гражданина, его психическое и физическое здоровье, установленное специализированными учреждениями, в связи с чем он переведен на стационарную форму обслуживания . Таким образом, в данном вопросе обязательно рассмотрение заключений специалистов по состоянию здоровья граждан. Если говорить о такой форме социального обслуживания, как социальное обслуживание населения на дому, то оно занимает важнейшее место как в социальном обслуживании граждан пожилого возраста, так и социального обслуживания инвалидов. Основная ценность данной формы социального обслуживания состоит в том, что для нуждающегося в социальной помощи гражданина создаются условия, которые обеспечивают как можно более длительное нахождение данного гражданина в привычной для него обстановке и своем привычном и комфортном социальном окружении. Важно сказать о том, что этим и обусловлена востребованность социального обслуживания населения на дому. Согласно 2.3.2.4 ГОСТ Р 52495-2005 учреждение, которое осуществляет социальное обслуживание на дому отличается от иных прочих тем, что оно обеспечивает возможность предоставления социальной услуги клиенту по месту его проживания. В этой связи обратим внимание на то, что социальная помощь на дому занимает особое место в системе социального обслуживания инвалидов и граждан престарелого возраста. При этом развитие данного направления и отход от традиционной стационарной формы обслуживания инвалидов и пожилых людей является показателем того, что приоритеты в рассматриваемой сфере меняются. В этой связи важно обратить внимание, что с изменением потребностей в обществе и государстве меняются и социальные услуги. Социальное обслуживание граждан на дому имеет своей целью создание таких условий, в которых человек имеет возможность дольше оставаться в привычной обстановке, в привычном окружении, что, зачастую, более благотворно влияет на получателей социальных услуг, чем их нахождение в стационаре, в том числе и с психологической точки зрения. В этой связи рассматриваемая форма социального обслуживания имеет своей целью именно создание и сохранение таких условий, в которых человек имеет возможность дольше оставаться в привычной социальной обстановки. Отметим также, что социальное обслуживание на дому включает в себя также специализированное обслуживание. Это связано с тем, что заболевания, которые сопутствуют пожилому возрасту, в ряде случаев приводят к тому, что пожилые люди теряют способность к самообслуживанию. В таком случае на помощь к социальному работнику, который предоставляет социально-бытовые услуги, также приходит специалист медико-социальной помощи, оказывающий доврачебную медицинскую помощь, а также услуги гигиенического характера. Одиноким гражданам, а также тем гражданам, которые частично утратили способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, инвалидностью, болезнью, предоставляется социальная помощь на дому в виде социально-медицинских, социально-бытовых услуг, а также другой помощи. Социальное обслуживание на дому осуществляется специальными учреждениями либо специализированными отделениями в учреждениях социального обслуживания общего типа. В соответствии с законодательством учреждения социального обслуживания на дому представляют собой специальные учреждения, которые обеспечивают предоставление социальных услуг на дому. При этом зачисляются граждане на социальное обслуживание на дому по-разному в разных субъектах. Таким образом, социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Несомненным положительным аспектом данной формы социального обслуживания является то, что лицо, нуждающееся в социальном обслуживании, остается в привычной социальной среде. В заключение нельзя не отметить, что основу системы нестационарного социального обслуживания в России составляют многопрофильные центры обслуживания. Они имеют отделения социальной помощи на дому, срочной социальной помощи, социально- реабилитационные отделения. Отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначаются для постоянного или временного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке. Таким образом, мы можем обратить внимание на разнообразие форм социального обслуживания, что обусловлено потребностями населения. Кроме того, законодательством устанавливается в этих целях широкий перечень услуг.

2.2. Предоставление государственной социальной помощи на современном этапе

Один из основных способов поддержки населения, относящегося к категории малообеспеченных – это оказание государственной социальной помощи. Нормативное закрепление мер поддержки людям, находящемся в положении, из которого он самостоятельно не может найти социально приемлемого выхода, само по себе означает признание социальной помощи важнейшей общественно значимой деятельностью государства, направленной на устранение причин и последствий упомянутых ситуаций. Государственную социальную помощь можно рассматривать в различных смысловых значениях. В широком смысле под этим термином понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в наиболее нуждаются в ней. В узком смысловом аспекте дефиниция государственной социальной помощи закреплена в Федеральном законе от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее — Федеральный закон №178-ФЗ) . Под ней подразумеваются денежные выплаты, а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц (малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам). Четкое определение этого понятия имеет большое практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить круг лиц, имеющих право на получение такой помощи, объем помощи, периодичность и порядок назначения. Среди нормативных документов особое место занимает Федеральный закон №178-ФЗ, который устанавливает юридические и организационные начала оказания государственной социальной помощи. Он закрепляет определение этого вида социального обеспечения, источники его финансирования, виды и размер, порядок назначения, категории получателей и другие важные вопросы. В декабре 2019 года началась пандемия коронавирусной инфекции с выявления на территории Китая первых случаев воспаления легких неизвестного происхождения. Китай немедленно поставил в известность о вспышке неизвестного заболевания ВОЗ. 30 января 2020 года ВОЗ признала вспышку нового коронавируса планетарной чрезвычайной ситуацией. 5 марта 2020 года мэр Москвы подписал Указ о введении режима повышенной готовности №12- УМ. Требования данного документа распространяются на физических лиц и работодателей столицы. Такой режим признается форс-мажором. Согласно нормам Указа в соответствии с пп.«б» п.6 ст.4.1 Федерального закона Ж8-ФЗ в Москве введен режим повышенной готовности. С 26 марта 2020 года данным Указом установлена обязанность лиц в возрасте шестьдесят пять лет и старше, а также страдающих заболеваниями, названными в специальном перечне, соблюдать режим самоизоляции. В этих условиях на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы был возложен ряд новых полномочий. Так, Департамент: обеспечивает разовую адресную социальную помощь гражданам на самоизоляции (две тысячи рублей после начала режима самоизоляции; с 14 апреля 2020 года эта помощь предоставляется, если гражданин не допускает систематических нарушений режима); обеспечивает немедленное взаимодействие с лицами на самоизоляции; обеспечивает названным гражданам всех возможных мер адресной социальной помощи с учетом их потребностей; совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы обеспечивает в указанный период доставку гражданам, соблюдающим режим самоизоляции, лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей. Департамент здравоохранения города Москвы также был наделен новыми полномочиями. С момента введения ограничительных мер этот орган: обеспечивает дистанционное оформление листков нетрудоспособности; организовывает работу медучреждений с приоритетом оказания медицинской помощи на дому температурящим больным с симптомами респираторных заболеваний, посещавшим территории, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции, и пациентам в возрасте от шестьдесят лет и старше, для чего обеспечивает усиление выездной амбулаторной службы. Московская область в этой сфере руководствуется Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года №108-ПГ. На территории Воронежской области действует Указ Губернатора Воронежской области от 3 апреля 2020 года №125-у (далее — Указ Губернатора ВО №125у) . Согласно данному документу лица, проживающие в Воронежской области, в возрасте от шестьдесят пять лет и старше должны соблюдать режим самоизоляции по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях. Правительство Воронежской области приняло Постановление от 31 марта 2020 года N279 (далее — Постановление Правительства ВО №279), утвердившее Порядок оказания адресной помощи в виде набора продуктов питания и предметов первой необходимости неработающим пенсионерам в возрасте старше шестидесяти пяти лет в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Адресная помощь предоставляется проживающим в Воронежской области гражданам России. Ее получателями могут быть одинокие нетрудоспособные лица или лица, проживающие в семьях, состоящих из нетрудоспособных членов семьи, неработающие лица, достигшие шестидесяти пяти лет, если размер пенсии менее полуторной величины прожиточного минимума, установленной Законом Воронежской области от 06.12.1999 N126-11-03 (далее — Закон ВО N126-11-03) . Адресная помощь оказывается единовременно по заявительному принципу на сумму не менее 2000 рублей на одного получателя. Помощь предоставляется КУ ВО «Управление социальной защиты населения» из средств резервного фонда, сформированных Правительством области. Претендент на получение адресной помощи может обратиться в КУ ВО «УСЗН» по телефонам горячей линии или через электронную почту. Не позднее одного рабочего дня после получения информации от заявителя КУ ВО «УСЗН» формирует следующие документы: заявление на оказание адресной помощи в виде продуктовых наборов и предметов первой необходимости; согласие на обработку персональных данных по установленной форме. После этого организуется выход сотрудника по месту проживания претендента на получение помощи. Заявитель заполняет документы по месту своего проживания. В случае принятия положительного решения об оказании адресной помощи КУ ВО «УСЗН» предоставляет адресную помощь непосредственно по месту проживания получателя адресной помощи в течение одного рабочего дня со дня принятия решения . Таким образом, социальная помощь в период борьбы с коронавирусом оказывается по заявительному принципу. Предлагается применить выявительный принцип. Для этого в порядке межведомственного взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо сформировать сведения о неработающих пенсионерах старше шестидесяти пяти лет, включая номер их телефона, и привлечь к выявлению их нуждаемости в помощи волонтеров.

2.3. Порядок назначения социальных пособий в современных условиях

Во всех цивилизованных государствах достаточно развита социальная поддержка граждан. Социальная поддержка тесно связана с социальной политикой страны и напрямую зависит от его экономического благополучия. Значение социальной поддержки граждан возрастает последнее время с тем, что отмечается резкое снижение уровня жизни населения страны. У многих семей заработок является единственным источником к существованию, и его потеря несет за собой лишения, бедность и нищету. Именно в такой ситуации социальная помощь остается единственным источником существовании. Само понятие социальной поддержки подразумевает под собой целый комплекс мер, направленных на поддержание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конституция Российской Федерации гарантирует достойный уровень жизни своим гражданам. Правительство на законодательном уровне утвердило определенные категории социального незащищенных слоев населения. Граждане, которые по объективным причинам не могут себя обеспечивать самостоятельно, могут получить помощь со стороны государства. Список граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства, достаточно обширен. Но в большинстве случаев меры социальной поддержки выражаются в льготах, а не в денежно эквиваленте. Определенные категории граждан могут рассчитывать на материальную поддержку со стороны государства. К данной категории относятся: пенсионеры, ветераны и инвалиды боевых действий, учащиеся, льготники, молодые семьи, семьи с детьми, инвалиды, малоимущие. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает порядок, размер и формы оказания социальной помощи. Социальную помощь граждане могут получить как в натуральной, так и в денежной форме. На законодательном уровне в Российской федерации установлены определенные виды денежных выплат – социальные пособия, субсидии и прочие выплаты. Денежные выплаты могут расходоваться получателем в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены. Социальные пособия – это денежные выплаты, которые назначаются правительство гражданам с определенной периодичностью (ежемесячно, единовременно). Социальные пособия выплачиваются с целью возмещения утраченного заработка, либо для оказания дополнительной материальной помощи. Выплаты производят за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы страны. В системе социального обеспечения социальные пособия классифицируются по определенным признакам: 1. Целевому назначению: — пособия, которые призваны компенсировать часть или весь объем заработной платы гражданина; — пособия, которые являются дополнительной материальной помощью. 2. Продолжительности выплаты: — единовременные выплаты; — ежемесячные выплаты; — ежегодные выплаты. 3. Категонрия получателей: — пособия, выплачиваемые на детей; — пособия, выплачиваемые на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; — пособия по безработице; — пособия вынужденным переселенцам . Порядок назначения различных социальных пособий отличается перечнем необходимых документов. Существует перечень документов, которые необходимо предоставить для получения социального пособия, независимо от вида социальной помощи: — заявление об оказания социальной помощи; — паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий место жительства гражданина; — справка, подтверждающая то, что гражданин проходит обучение в учебном учреждении; — справка о доходах членов семьи; — документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию. Деятельность органов власти направлена на рост качества взаимодействия с гражданами страны. Это касается и сферы назначения социальной помощи. Зачастую приходится слышать, что люди отказываться от социальных выплат, положенных им, из-за долгой процедуры их оформления. Решается эта задача с помощью интернета. В настоящее время разработаны специальные электронные сервисы, которые заменяют личный визит к специалисту ведомства. Особо выделяют соцпорталы при помощи которых граждане могут облегчить процесс получения помощи, причитающейся им. Существует общий алгоритм назначения социальной помощи через портал «Госуслуги». 1. Регистрация на портале «Госуслуги». 2. Заполнение заявления, его прием и регистрация. 3. Получение уведомления о принятии решения. Если пользователь ранее не пользовался услугами портала «Г осу слуги», то ему необходимо пройти регистрацию. Алгоритм регистрации включает следующие последовательные действия: — перейти на сайт; — нажать кнопку «Регистрация»; — заполнить анкету; — на указанный в регистрационной форме email поступит письмо, где будет ссылка. Чтобы подтвердить электронную почту, необходимо перейти по ссылке; — после этого с документами, удостоверяющими личность, обратиться в отделение службы социальной защиты, где сотрудник проверит данные и активирует личный кабинет; — логин и пароль для авторизации будут отправлены на электронную почту. После подачи заявление гражданин, подавший заявление на получение социальной помощи, обращается единожды в отделение для получения результата. Система государственной поддержки в Российской Федерации за последние годы существенно изменилась, что обусловлено глубокими переменами во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, и конечно социальной. Уходящий год не стал исключением. В настоящее время новый вирус вызвал хаос и панику во всем мире. Потребовались дополнительные меры социальной поддержки многим категориям населения. Правительство в экстренном порядке приняло меры, направленные на поддержку семей с детьми, граждан, потерявших работу, медиков. Современных медиков сложно удивить болезными и смертями, но вирусу СOVID-19 это удалось. Условия пандемии внесли серьезные изменения в рабочий ритм работников социальной защиты населения. С апреля 2020 года размер ежемесячных выплат для некоторых категорий граждан изменился. Например, семья с детьми до трех лет получила 5000 рублей на каждого ребенка. Государство постаралось оказать материальную помощь многим слоям населения – от новорожденных до ветеранов Великой Отечественной войны. В условиях пандемии государственные органы серьезно упростили процесс назначения социальных пособий. Это является временной мерой. Упрощенный порядок перестал действовать с 1 октября 2020 года. Например, в связи с рождением первого или второго ребенка назначается ежемесячная выплата. Родители получали ее до достижения ребенком годовалого возраста, а затем родители подавали документы в соответствующие государственные органы. Эпидемиологическая ситуация внесла изменения в порядок получения данных выплат. В период с 1 апреля до 1 октября социальные выплаты назначаются без подачи заявления, следовательно, автоматически. Из-за пандемии коронавируса упрощен порядок оформления инвалидности и порядок назначения ряда социальных выплат. Гражданам, обладающим правом на данные выплаты, не нужно предоставлять документы и писать заявление. Все выплаты будут продлены автоматически. Таким образом, социальная поддержка граждан является неотъемлемой частью социальной политики страны. В первую очередь помощь оказывается наиболее незащищенным категориям граждан – пенсионерам, ветеранам, инвалидам, семьям с низким уровнем дохода, а также семьям с детьми. Выплаты производят за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы страны. Порядок назначения различных социальных пособий отличается перечнем необходимых документов. В настоящее время разработаны специальные электронные сервисы, которые заменяют личный визит к специалисту ведомства. Особо выделяют соцпорталы при помощи которых граждане могут облегчить процесс получения помощи, причитающейся им. Из-за пандемии коронавируса упрощен порядок оформления инвалидности и порядок назначения ряда социальных выплат. Гражданам, обладающим правом на данные выплаты, не нужно предоставлять документы и писать заявление. Все выплаты будут продлены автоматически.

2.4. Особенности реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты в современных условиях

В наши дни все большее значение в Российской Федерации приобретает проблема социальной защиты населения, и в целом эффективность проведение социальной политики, а так же оказания социальной поддержки населению в периоды социальных потрясений, к которым можно причислить пандемию, которая вызвана COVID-19. В Российскую Федерацию коронавирус пришел в середине-конце января 2020 г. по данным департамента информационных технологий г. Москвы. COVID-19 обнажает социально-экономическое неравенство и уже в ближайшем будущем может его усилить. Социальную политику любого государства на сегодняшний момент можно разделить «до» и «после» пандемии, имея огромный кластер социальной- экономических проблем, которые не решаются многие годы, например: чрезмерно высокая степень износа основных фондов (зданий, сооружений и оборудования) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.), не развитость социальной инфраструктуры в целом, кадровый дефицит для осуществление социальной политики, недостаточный объем бюджетного финансирования и низкая эффективность расходования бюджетных средств, к этому списку добавляется с приходом пандемии и падение реальных доходов граждан, рост безработицы. Множество людей отброшено на уровень удовлетворения лишь базисных потребностей по пирамиде Маслоу. Адаптация к новой ситуации идет тяжело, все это в совокупности создает огромный хаотичный механизм давление не только на государственную систему управление, но и на общество в целом. Ведь государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг, как показала пандемия, этот механизм перестает плодотворно работать. В настоящее время, социально-экономическая ситуация России находится в критическом состоянии, на что несомненно повлиял не только обвал цен на нефть, но также распространившаяся по всему миру — пандемия COVID-19. Изо дня в день, СМИ показывают ухудшение данной ситуации в государстве, но с более тяжкими последствиями, возможно, еще предстоит столкнуться после ее преодоления. Весна 2020 года оказалась для России катастрофой, мерами борьбы с которой выступали следующие направления работы : — закрытие границ РФ; — минимизация транспортного сообщения; — приостановка предприятий и организаций; — закрытие целых направлений бизнеса. Все эти факторы приводят к большим социальным рискам и социальным конфликтам в обществе, поэтому именно во время социальных потрясений социальная политика и защита население должна стать главным инструментам для удержания стабильности в государстве, но на сегодняшний день в России на поддержку граждан и предпринимателей государство готово выделить порядка 2-2,5% от ВВП, для сравнения правительство США выделило на данные цели 20% ВВП, страны Евросоюза в среднем по 8-10%, Япония -10% . Подчеркнем, что финансовые средства у России есть, например, по состоянию на 1 апреля 2020 года объем Фонда национального благосостояния РФ (ФНБ) составляет 12,9 трлн. руб., но очевидно, у Правительства на средства данного фонда существуют другие планы. Президент В.В. Путин в своем обращении к гражданам 25 марта 2020 года озвучил ряд мер, нацеленных на поддержку экономики в условиях ускорения процесса распространения коронавирусной инфекции на территории РФ. Данные меры сфокусированы на четырех направлениях : 1. Обеспечение товарами первой необходимости и поддержка населения (мониторинг потребительских цен; мониторинг наличия в продаже товаров первой необходимости; реализация мер активной поддержки занятости; установление «зеленого коридора» в отношении импорта товаров первой необходимости). 2. Поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (освобождение туроператоров от уплаты взносов и установление компенсации их убытков; мониторинг финансового положения застройщиков и подрядных организаций; предоставление отсрочки по налоговым платежам сроком на 3 месяца организациям и отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии). 3. Поддержка малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки малого и среднего бизнеса; отсрочка уплаты арендных платежей в случае с использованием государственного или муниципального имущества; предоставление форм льготного кредитования). 4. Общесистемные меры (создание финансового резерва в размере до 300 миллиардов рублей; создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от ухудшения экономической ситуации). Несмотря на все предпринятые меры, в данный момент сложно оценить реальные масштабы и последствия от COVID-19 для социальной сферы России. Принятые для борьбы с последствиями пандемии федеральные меры в поддержку различных категорий население классифицируются по двум параметрам: по времени начала действия (новые или уже действующие, но с корректировкой правил предоставления); по длительности действия (временные или постоянные). Единовременная выплата в размере 10000 рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.). Выплата носит заявительный характер и предназначена для всех семей, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 16 лет вне зависимости от уровня дохода семьи. Перечисление выплат начинается с 1 июня 2020 г., а заявление на выплату будет приниматься до 1 октября 2020 г. Кроме того, единовременная выплата в размере 10000 рублей защищена от взысканий по исполнительным производствам по вступившим в силу решениям суда. Размер этой выплаты достаточно высокий, он близок к прожиточному минимуму ребенка, и по оценкам Правительства РФ данное пособие получат более 19,7 млн. детей . Ежемесячная выплата на ребенка до 3 лет в размере 5000 руб. в месяц, выплачивается в течение трех месяцев (апреле, мае, июне 2020 г.) на каждого ребенка в семье, не достигшего возраста 3 лет. Действие данной меры социальной защиты распространяется даже на те семьи, которые уже использовали материнский капитал (главное, чтобы право на него возникло до 1 июля 2020 г.). Средства выплачиваются дополнительно к материнскому капиталу, не уменьшая его размер. Данная выплата составит от 45% до 50% регионального прожиточного минимума ребенка, и получить ее смогут примерно 5 млн. детей. Ежемесячная выплата на ребенка до 18 лет в размере 3000 руб. в мес. на каждого ребенка до 18 лет. Право на нее имеют семьи, в которых родители зарегистрированы в органах службы занятости как безработные и получают пособие по безработице. Данная выплата составит от 25% до 30% регионального прожиточного минимума ребенка, и также будет предоставляться сроком на три месяца (апрель- июнь). Таблица 1 — Денежные выплаты семьям с детьми, установленные на федеральном уровне, принятые в связи с негативными последствиями распространения короновирусной инфекции В целом данные пособия добавят в доходы граждан порядка 288 млрд. рублей. Эти инвестиции составляют 0,5% от денежных доходов населения в 2019 г. и их влияние на уровень жизни носит временный характер, т.к. они нацелены на помощь семьям только в самый тяжелый период, вызванный кризисом, и видимо, будут отменены при открытии экономики. Вместе с тем, в период пандемии были введены меры поддержки малообеспеченных семей, которые целесообразно сохранить и после выхода экономики из пандемического кризиса, поскольку риски недостижения целевых показателей по сокращению бедности продолжают сохраняться. К ним относятся: — ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (на 1 января 2020 г.) в размере 0,5 регионального ПМ ребенка . Эта выплата назначается семьям, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ; — увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет для неработающих граждан. В 2020 г. данные меры добавили в доходы граждан порядка 120 млрд. рублей, что составляет 0,2% от доходов населения в 2019 г. Очевидно, снижение занятости в связи с изоляционными мероприятиями, вызванными распространением коронавируса, негативным образом отразилось на денежных доходах населения. Согласно модели, их сокращение оценивается на уровне 12%, но установленные в срочном порядке меры социальной поддержки позволяют компенсировать десятую часть этих потерь. Поскольку меры поддержки, принятые в связи с пандемией, направлены в основном на семьи с детьми, то ожидаемо, что наибольший эффект от мер будет выявлен именно в этих семьях.

Заключение

Социальная защита – это система мер, направленных на минимизацию возможности проявления социальных рисков и на преодоление воздействия последствий неблагоприятных факторов, порожденных таковыми. Основной целью социальной защиты населения является обеспечение реализации социальных прав населения. Отдельные элементы системы социальной защиты населения присутствуют в системах регулирования отношений образования, культуры, физкультуры и спорта, а также в сфере реализации жилищных прав граждан. По мере дальнейшего развития российского социального законодательства возможно расширение номенклатуры элементов системы социальной защиты населения, что, несомненно, станет предметом перспективных исследований. В России существует социальное обеспечение граждан в установленных законом случаях. Например, в пункте 1 статьи 39 Конституции РФ закреплено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». То есть государством гарантируется социальное обеспечение граждан в следующих случаях: 1) По возрасту — при достижения определенного законом возраста, начисляется ежемесячная пожизненная выплата, которая связана с их долгой трудовой или иной общественно полезной деятельностью. 2) По инвалидности — ежемесячная денежная выплата гражданам, которые в установленном порядке были признаны инвалидами. 3) В случае потери кормильца — ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам, чей кормилец является умершим (безвестно отсутствующим). Эта выплата является постоянным и основным источником доходов. Таким образом, под «потерей кормильца» понимается его смерть или безвестное отсутствие, но это должно быть подтверждено соответствующими документами. 4) Для воспитания детей (детское пособие) — это ежемесячная выплата, которую получаю родители (законные представители) на воспитание ребенка, то есть на обеспечение его всем необходимым. В зависимости от возраста выплата будет отличаться, так например детям до 1,5 лет идет одна денежная выплата, а после достижения этого возраста выплата составляет иную сумму, т.е. размер только ежемесячного денежного пособия. Эта выплата осуществляется до достижения ребенком 16 летнего возраста или 18 летнего, но только в случае если он обучается в школе. В ст.7 Конституции Российской Федерации говорится о том, что Россия социальное государства, целью которого является обеспечение достойной жизни граждан. Также в этой статье говорится, что в РФ охраняется труд и здоровье людей и ведется социальная поддержка и обеспечение нуждающихся групп населения и что устанавливается минимальный размер за оплату труда. Зачастую, правом на социальную помощь при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все жители РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы, которые проживают на территории Российской федерации. За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее создается принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Разумеется, в ходе работы возникают проблемы, которые решаются, на наш взгляд, недостаточно быстро. В наши дни все большее значение в Российской Федерации приобретает проблема социальной защиты населения, и в целом эффективность проведение социальной политики, а так же оказания социальной поддержки населению в периоды социальных потрясений, к которым можно причислить пандемию, которая вызвана COVID-19.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. 2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — N29. — Ст.3699. 3. Федеральный закон от 28.12.2013 №2 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007. 4. О прожиточном минимуме в Воронежской области: Закон ВО от 06.12.1999 N126-II-ОЗ (с изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru/ 5. О мерах по обеспечению на территории Воронежской области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Указ Губернатора Воронежской обл. от 03.04.2020 N125-y (с изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru/. 6. Об оказании адресной помощи в виде набора продуктов питания и предметов первой необходимости: Постановление Правительства Воронежской обл. от 31.03.2020 N 279 // www.consultant.ru/ 7. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2016 по делу N 33-34364/2016 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2021. 8. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013) // М., Стандартинформ, 2006. 9. Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М., 2018. С. 148-168. 10. Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. — М.: Логос, 2014. 582 с. 11. Гущин И.В. О правоотношении как результате реализации гражданами права на социальную защиту // Материалы X Международной научно-практической конференции «Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики». М., 2019. С. 414-421. 12. Дорофеев А.О. Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи // Право: современные тенденции. — 2020. — №24. — С.54-57. 13. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2020. № 1. С. 23-28. 14. Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 2. С. 203-209. 15. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. — М.: Юрайт, 2017. 582 с. 16. Парамонов В.В. Развитие России и формирование модели социальной политики // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 47-51. 17. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 2. С. 36-42. 18. Сигарев А.В. Конституционно-правовые механизмы формирования социальной политики в России // Российская юстиция. 2019. № 9. С. 61-63. 19. Скачкова Г.С. Социальная политика российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 3-6. 20. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. 152 с. 21. Ходусов А.А. О сущности, функциях и признаках социальной политики // Безопасность бизнеса. 2020. № 3. С. 12-17. 22. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учеб. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: изд-во «Юрайт», 2019. — 718 с. 23. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 42-45. 24. Шериев М.М. Сущность и специфика социальной политики и социального государства: конституционно-правовые аспекты // Юридический мир. 2019. № 7. С. 62-66. 25. Медведев: существует угроза деградации мировой экономики из-за коронавируса/ Коммерсантъ// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4319883 26. Экономику России ждут пять шоков в результате пандемии коронавируса / NEWS // [электронный ресурс] — https://www.newsru.com/finance/ 09apr2020/rus5shocks.html 27. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции / Минэкономразвитие РФ// [электронный ресурс] -https://www.economy.gov.ru/material/news

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.aesa.kz
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru