Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Использование игры в процессе развития словарного запаса

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение……………………………………………………………………………3 1. Теоретические и методологические основы развития словарного запаса детей дошкольного возраста в процессе игры…………………………………..5 1.1. Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5 1.2. Задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении…..9 1.3. Возможности игры в процессе развития словарного запаса……………14 2. Содержание и методика опытно–экспериментальной работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста в процессе игры……………21 2.1. Организация исследования……………………………………………….21 2.2. Апробирование методики организации работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста с использованием игры…………………25 2.3. Эффективность работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста и результаты опытно–экспериментальной работы….35 Заключение……………………………………………………………………….37 Список литературы и источников………………………………………………39 Приложения………………………………………………………………….…..41

Введение

Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка – это признак высокоразвитой речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155). Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Проблемой обогащения словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи А.А. Алексеева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина; специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и другие. В дошкольном возрасте большое значение в обогащении словаря детей среднего дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Цель: теоретическое изучение обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе организации и проведения дидактических игр. Объект: процесс обогащение словаря детей дошкольного возраста. Предмет: игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста. Задачи:  проанализировать понятие о словарной работе в психолого–педагогической литературе;  рассмотреть особенности развития словаря детей дошкольного возраста;  раскрыть методику работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе организации и проведения игр;  провести опытно–экспериментальную работу по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста в процессе игры. Методы: анализ, синтез, обобщение. сравнение психолого–педагогической литературы по проблеме исследования.

1. Теоретические и методологические основы развития словарного запаса детей дошкольного возраста в процессе игры

1.1. Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Многочисленные черты и особенности формирования словаря ребенка достаточно хорошо исследовали в области физиологии, а также в таких науках, как психолингвистика и психология. При формировании детского словарного запаса акцент делается на 2 стороны: увеличение словарного запаса по количеству и улучшение качественной стороны, то есть не только запоминание слов, но и освоение их смысла. Вместе с коммуникативными функциями слова также осуществляют и познавательную функцию, ведь слова – это не только единица выступления, но и единица мышления (согласно Выготскому Л.С.). По этой причине при формировании словаря дошкольника необходимо развивать все возможные психологические процессы, вроде восприятия, мышления, памяти и т.д. Если словарный запас и речевое развитие будут развиваться стандартно, согласно возрасту ребенка и его окружению, запас слов будет меняться как по качеству, так и численно. Количественные перемены касаются увеличение объемов словаря, а качественные перемены касаются освоения ребенком важности и значимости применяемых текстов [7]. Количественный рост зависит от условий жизни, а также от воспитания ребенка, поэтому в различных литературных источниках данных информация о количестве слов разнятся. По части развития словаря у дошкольников выделяются две главных стороны – количественный рост и рост качественный. Количественный рост. В 4 года ребенок знает уже примерно 1900 слов, а на следующий год – уже в районе 2000–2500 слов. Некоторые различия могут индивидуально наблюдаться как раз в этом возрасте. Как отмечает сам Эльконин Д. Б., различия в имеющемся словарном запасе крайне велики, особенно при сравнении с другими сферами психического развития [5, с. 21]. Быстрее всего у ребенка повышается количество глаголов, а также существительных. Медленнее всего повышается количество прилагаемых, используемых детьми. Связано это с двумя моментами: во–первых, это могут быть такие условия воспитания, при которых сами взрослые уделяют намного меньше внимания признакам предметов, а во–вторых, это можно объяснить речевой абстрактностью имени прилагательного. Словарный состав наглядно показывает круг как потребностей, так и интересов ребенка. К примеру, как отмечают австрийские психологи, записавшие на магнитофон диалоги вида ребенок–ребенок и ребенок–взрослый, дети в возрасте 5 лет произносят примерно 11 тысяч слов каждый день. При этом чаще всего они используют слово «я» и глаголы вроде «люблю, буду, хочу» и т.д. Но важнее всего не количественное обогащение слова, а именно качественное, то есть развитие у ребенка не способности запоминать слова, а способности понимать их значение, представляющее, согласно мнению Выготского Л. С., грандиозную сложность [9]. Дети, усваивая от родителей, воспитателей и других взрослых уже полностью готовые слова и используя их, могут на первых порах не понимать смыслового их содержания. Однако дети в состоянии усваивать предметную отнесенность слов, а также систему обобщений и абстракции. Уже к 6 годам дети могут соотносить любую новую для них лексическую единицу одновременно к нескольким предметам, а не к одному. И, даже с учетом этого, всегда можно привести несколько значимых примеров того, что значение одного и того же слова будет совершенно разным для взрослого и ребенка. В поэтической форме показала особенности детской речи А. Барто: «– Мне не хватает теплоты, – она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты и в летние денечки? – Ты не поймешь, еще мала, – вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – и тащит одеяло». В дошкольном среднем возрасте можно найти множество примеров неправильного использования слов, переносы значений, изменение границ слов и т.д. Дети объясняют изменение границ слов тем, что у детей нет достаточного количества знаний, слов и языка для того, чтобы описать определенные явления и предметы. При этом как использование, так и понимание слов детьми в возрасте 4–5 лет по большей части зависит как от обобщения, так и от частоты использования слов взрослым окружением. Также крайне важна организация работы детей с предметами. Дети обычно лучшее и правильнее всего как понимают, так и используют такие слова, которые обозначают определенные предметы (это те предметы, которыми дети обычно каждый день пользуются). Фундаментом важного процесса освоения слов и их значений является признак предмета по его функции. По этой причине если слово отсутствует, дети стараются назвать его согласно тем функциям, которые неназванный предмет выполняет. Так футляр для очков превращается в очечник, лейка становится поливайкой, а сидение – местом для того, чтобы садиться. Даже обобщающие слова, чьи звуки закрепляют функциональный признак, дети способны усваивать раньше остальных слов, хоть и аналогичных по уровню обобщения (играть в игрушки, надевать одежду, обувать обувь и т.д.). Самыми слабо усвоенными становятся слова, обозначающие явления, далекие от детей (вроде того, что ракетница – это тетя на ракете). Швачкин Н.Х. обращает внимание на следующий момент понимания слов и их значений: дети знают, что у любого предмета должно быть свойственное ему название, поэтому дети стараются найти в значение слова отражение явлений или предметов. Поэтому дети могут сказать «самолетчик» на самолете, объясняя это тем, что летать можно на чем–угодно, хоть на воздушном шаре, а на самолете летает именно самолетчик [9]. Усвоение особенностей и переносных значений обычно происходит поэтапно. Сначала дети привыкают к главному значению слова и не соглашаются с иными толкованиями словами. Потом речь и понимание ответственности слов переходит из эмоционального в логичный, на основе ума и анализа. У ребенка среднего дошкольного возраста центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Таким образом, значение слова в своей конкретно–отнесенной форме возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как меняется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. Под лексико–грамматической стороной речи понимается словарь и грамматически правильная его реализация в речевом акте. Через усвоение словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, а также развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению ребенка со сверстниками, а, следовательно, и общему развитию дошкольника. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

1.2. Задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении

Словарная работа, проводимая воспитателями в детском соду, направлена на расширение словарного запаса детей через использования и обучения их как трудным, так и незнакомым словам. Как расширение словарного запаса, так и формирование речи у дошкольников происходит вместе с двумя процессами: ознакомление дошкольников с миром и воспитание правильного их отношения к этому миру. Особенности усвоения детьми слов и их значений, а также их семантики, были детально изучены. Выготский Л.С., один из известных исследователей, установивших то, что дети по мере развития проделывают путь от множества несущественных, случайных признаков, до более существенных и значимых. Вместе с возрастом у детей меняются как правильность, так и полнота отражения ребенком в его устной речи различных фактов, связей, а также признаков, имеющих место быть в действительности. Сама по себе методика речевого развития рассматривает такой вопрос, как определение пассивного и активного словарей ребенка [5]. В активный словарь входят все те слова и термины, которые ребенок может как понимать, так и использовать. Именно этот словарь по большей части определяет, как культуру, так и богатство используемой ребенком речи. Что же касается пассивного словаря, то в него входят такие слова, которые ребенок понимает, но лично не использует. Обычно пассивный словарь намного больше словаря активного, ведь в него входят те слова, которые ребенок знает, но не знает, что они обозначают или как использовать их в контексте. Одна из главных задач развития речи ребенка в дошкольном возрасте – сделать так, чтобы слова из пассивного словаря перешли в словарь активный. А если при этом слова будут вводиться в речь дошкольника с некоторыми усилиями и в ходе самостоятельной работы, они будут лучше запоминаться и чаще использоваться, но именно они требуют некоторых усилий со стороны преподавателя. Согласно данным психологии, физиологии, а также языкознания, познания в данных областях позволяют более точно определить те слова, чье усвоение дошкольниками в разном возрасте затруднено больше всего. Формирование у дошкольников богатства речевого развития рассматривается в паре аспектов. Первый аспект заключается в овладении дошкольниками как предметной отнесенности слов, так и дискурсивного содержания. Данный аспект сопряжен с формированием у ребенка познавательной деятельности. В дошкольных методиках речевого формирования такой подход был сформирован в трудах ученых и исследователей Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной. Второй же аспект заключается в усвоении дошкольником слов в качестве одной из единиц конструкции лексики, а также взаимосвязей слова с другими единицами лексики. В данном случае особенно значимым является приобщение детей к словам, имеющим несколько значений, а также выявление семантики слов, использование антонимов, синонимов и иные способы создания семантической особенности речи. Такое направление было больше всего освещено в многочисленных работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и иных). Стоит также учесть и то, что оба подхода друг с другом связаны, что говорит о том, что работа над семантикой слов может быть осуществлена и реально выполнена лишь в том случае, если сам ребенок сможет усвоить понятийное, предметное содержание слов [1]. В различных источниках отечественных методик, касающихся развития речи, задачи словарных работ среди дошкольников во время детского сада, особенно значимыми были работы Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной. Их же работы были уточнены позднее. На данный момент стоит выделить четыре главных задачи:  – обогащение словаря (усвоение неизвестных слов и уяснение новых значений в отношении уже известных; использование общеупотребительной лексики для обогащения словаря);  – уточнение словаря (проведение словарно–стилистической работы, при которой происходит овладение как выразительностью, так и точностью языка). Важность уточнения словаря дошкольника основана на том, что не у каждого ребенка есть связные представления о предмете, и в таких случаях необходима работа по более углубленному пониманию слов;  – активизация словарей (переселение максимального количества слов из словаря пассивного в словарь активный, а также включение слов в предложения). При активизации словарей каждое новое слово должно стать частью активного словаря вместе с комбинированием с другими словами, ведь тогда дети смогут привыкнуть к использованию этих слов в подходящих, оптимальных вариантах. Важно фиксировать интерес ребенка на значимости определенных слов на базе как сравнения слов, так и на использования антонимов.  – устранение нецензурных, нелитературных и иных слов и их переводом в пассивный словарь. Это важно для тех детей, которые находятся в условиях языковой неблагополучной среди [1]. Все те задачи, которые были описаны выше, являются взаимосвязанными. Поэтом теперь необходимо рассмотреть эти направления более подробно. В рамках исследуемой темы изучения необходимо рассмотреть обогащение словаря более подробно. Представленная задача позволяет накапливаться словам по их количеству, в особенности если эти слова необходимы детям для речевого общения. Одна из важных частей лексики заключается в знаменательных словах (то есть в прилагательных, существительных, наречий, числительных и т.д.). Это должны быть полноправные слова, которые способны высказывать определения, предназначаются названиями, считаются базой и т.д. Обогащение детской речи должно не только выполняться, но и двигаться вперед, за счет, прежде всего, знаменательных слов. Достаточно сложными по части освоения дошкольниками являются числительные, так как именно числительные обозначают нечто абстрактное, позволяя в основном определять последовательность чего–либо во время счета. Чаще всего обогащение детской речи числительными проистекает на основе упражнений, создаваемых для вырабатывания математических элементарных взглядов. При этом как активизация, так и фиксирование таких слов должны быть определенным предметом лексикографической работы на занятиях, направленных на формирование детской речи. Достаточной значимостью является речевое обогащение дошкольников такими словами, которые позволяют определить как особенности, так и свойства предметов. Также важны слова, которые означают некоторые элементарные представления. Этот вопросы необходимо решать в рамках средней группы и закреплять ответы на них в старшей группе [17]. Трансформация, идущая к обобщениям, может быть вероятной лишь в отношении тех детей, которые скопили достаточный запас впечатлений о некоторых объектах и словесных обозначениях. Как в старшей группе, так и в подготовительной группе ребенка должны научить разграничивать свойства, а также параметры и возможности того или иного объекта согласно уровню выраженности, а также согласно освоенным определениям. В этих группах (больше всего это относится к подготовительной группе) очень много внимания уделяется ознакомлению детей с образными словарями, сравнениями, антонимами и т.д. Крайне важным будет знакомить дошкольников со словарем по фольклорным работам. Особенно важно знакомить дошкольников старших групп, ведь необходимо научить их усваивать, осознавать, а также слышать и фиксировать в устной речи простые, единичные и доступные им формулировки, касающиеся народно–разговорной фразеологии, включая также постоянные словесные сочетания, пословицы и поговорки. Понятно, что детям, в особенности маленьким, сложно выучить или даже понять роль того или иного словосочетания в общем, что не зависит от значения тех слов, которые это словосочетание образуют. Поэтому воспитателю нужно вводить в свою речь такие формулировки, чье значение становится понятным детям при установлении ситуаций или при разъяснении. Хорошие примеры – это «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п. Как уточнение, так и закрепление словаря – это помощь детям в основании слов, их значений и запоминания. В отдельном закреплении нуждаются такие слова, которые сложны для детей. Речь идет о таких словах, как: – собирательно–существительные (красота, белизна); – отвлеченные существительные, относительные прилагательные (пассажирских, городской и т.д.); – сложные в морфологическом или звуковом отношении (экскаваторщик, метро и т.д.). Вместе с закреплением словарного запаса и словаря в целом решаются и другие цели, как конкретизация смысла, усиление значимости. Этот ход должен совершаться в течение дошкольного периода в целом. С каждым новым годом дошкольники все обширнее понимают роль тех или иных слов. Также с возрастом дети учатся акцентировать или же синтезировать самые существительные слова объекта, называя их одним общим словом. В многократном повторении, а также закреплении нуждаются такие слова, которые означают временные определения, материал, цвет и т.д. Воспитателю важно сконцентрировать детский интерес на различные фразы, имеющие несколько значений. Это достаточно увлекательный феномен, при котором одно слов может несколько объектов (ручка может быть и фурнитурой двери, и письменной принадлежностью), а сам же процесс притягивает интерес детей. В заключение можно сделать вывод о том, что на богатство языка указывает, прежде всего, словарный запас ребенка; значимость слова как единицы речи и языка, роль языка в развитии детей и т.д. Все это говорит о том, что словарная работа среди дошкольников направлена на то, чтобы создавать лексическую речевую основу. Также словарная работа крайне важна в речевом развитии и для ребенка в общем.

1.3. Возможности игры в процессе развития словарного запаса

Игра – основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Детям предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие–то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь. Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. Дидактические игры – действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры являются едва ли не самым эффективным средством развития речи среди детей дошкольного среднего возраста. Также такие игры помогают обогащать словарный запас. Одна из особенностей таких игры заключается в том, что она преследует сразу же две цели – игровую и обучающую. Леонтьев А. А., отечественный педагог, отмечал, что дидактические игры выступают в некотором роде рубежом в играх, то есть они являются одной из переходных форм и, вместе с этим, средством подготовки дошкольников к неигровой деятельности. Данный вид игр нацелен на то, чтобы развивать у детей познавательные процессы, а также на интеллектуальные операции, становящиеся в итоге фундаментом для обучения. Одна из характерных черт дидактических игр заключается в связи учебных предметов с игровыми элементами, то есть в том, что обучающее содержание уравновешивает работу другой стороны дидактических игр. Исходя из описанных выше особенностей работа детей организована таким образом, чтобы их внимание было сосредоточено. Важно организовать игру таким образом, чтобы дети даже и не думали о том, что они чему–либо обучаются. Как раз в этом и заключается цель и сама суть дидактических игр [10]. Дети, участвуя в играх, усваивают все те знания, которыми они пользуются или учатся пользоваться. Решая умственные задачи в играх, дети упражняются в том, чтобы произвольно запоминать и произвольно воспроизводить, а также классифицировать явления и предметы по общим признакам. Также дети упражняются в том, чтобы выделять качества и свойства предметов, а также определять качества и свойства отдельных предметов. В сегодняшней дошкольной педагогике игры делятся на словесные, настольно–печатные, а также на игры с предметами. Краткое описание дидактических игр представлено в таблице 1. Таблица 1 – Характеристика дидактических игр
Вид Типы игр: Задачи
1 игры с предметами сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки расширение и уточнение знаний детей, развитие мыслительных операций, памяти, внимания, совершенствование речи, воспитание произвольность поведения, памяти, внимания
2 настольно–печатные игры игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире, систематизирование знаний, развитие мыслительных процессов
3 словесные игры игры на основе представлений и без опоры на наглядность речевое развитие, формирование слухового внимания, развитие эмоционального настроя, совершенствование мыслительных операции, выработка быстроты реакции, умение понимать юмор
Для того, чтобы проводить дидактические игры, нужно знать их структуру, а также те компоненты, из которых игры состоят [10]: 1. Задача, направленная на обучение. Это главный элемент игр, которому подчиняются остальные элементы. При этом обучающие задачи формируются для дошкольников в качестве задач игровых. 2. Игровые действия являются методом проявления детской активности в игровых целях. Игровые действия могут меняться в зависимости от развития и возраста дошкольников. 3. Правила игры. Именно правила игры являются средством реализации игрового содержания. Именно правилам подчиняются участники игр. Все эти компоненты друг с другом связаны. Как пример, обучающие задачи формируют игровые действия, а игровые правила позволяют не только решить задачу, но и осуществить игровые действия. Во время организации словарных работ с детьми в дошкольном возрасте преподавателю необходимо принимать во внимание несколько принципов:  работа над словами проводится лишь при условии ознакомления детей с миром, их окружающим, причем ознакомление с миром производится на основе познавательной активной работы;  словарь должен формироваться одновременно с развитием как познавательных, так и психических процессов, с обязательным воспитанием отношений, чувств, а также поведения ребенка;  все ключевые задачи словарной работы должны решаться не только в определенной последовательности, но и в единстве [17]. Игры, направленные как на обогащение, так и на развитие словаря дошкольников, проводятся с предметами, игрушками, а также с картинками и на вербальной основе. В словарных играх игровые действия направлены на активизацию словарного запаса. При этом новые слова не используются и не вводятся. Отбор материала и слов для дидактических игр определяется ключевыми задачами словарной работы, а также видом словаря:  для того, чтобы активизировать бытовой словарь, необходимо отбирать игрушки, а также картинки и предметы, отображающие предмет быта;  для того, чтобы активизировать природоведческий словарь, необходимо отобрать природный материал;  для того, чтобы активизировать обществоведческий словарь, необходимо отобрать такие картинки, которые изображают явления в общественной жизни;  для того, чтобы активизировать эмоционально–оценочную лексику, нужны такие картинки, которые отображают переживания, какие–либо эмоции, а также чувства и т.д.;  для того, чтобы активировать обществоведческий словарь, необходимо использовать такие картинки, в которых есть количество, пространство, а также время [20]. Теперь необходимо более подробно изучить как методику, так и содержание словарных работ в средних группах ДОО. Дети постепенно начинают использовать более точные наименования предметов, начинают более разнообразно идентифицировать предметы с помощью уточнения некоторых его качеств (апельсин вкусный, сочный, круглый, спелый); с помощью дифференцирования понятий (под словом хороший может подразумеваться и использоваться слово умный, ласковый, красивый и т.д.); с помощью глаголов, определяющих однотипные действия. Пускай у детей и увеличивается словарный запас, все равно рост словаря далеко не всегда догоняет рост представлений. Из–за этого у дошкольников образуется разрыв между такими словарями, как активный и пассивный. Отсюда также вытекает и обилие указательных местоимений в детской речи, а также использование наречий. Главная задача воспитателя в данном случае заключается в наполнении слова, известных детям, определенным содержанием, а также в уточнении смысла слов и их активации в речи. Необходимо также уделять внимание тому, чтобы правильно использовали и понимали слова, употребляли их согласно смысловому значению и расширяли запас активных слов. Не менее важной задачей является и обучение детей выделению и обозначению признаков предмета при сравнении нескольких похожих предметов; активизация слов, обозначающих действия и качества; обогащения детской речи прилагательными на основании как углубления, так и расширения представлений (лиса может быть осторожной, хитрой, рыжей) [12]. Дошкольников учат пользоваться антонимами для того, чтобы обозначать величину и цвет, сами они продолжают улучшать как навыки, так и понимание использования таких слов, которые выражают родовые и видовые понятия, формирование умений, касающихся использования слов обобщения и т.д. В методиках работы со словами есть очень много с другими методиками – методиками для младших дошкольных групп, однако существуют некоторые особенности по части использования средств словарного развития. Также среди отличительных особенностей можно выделить появление новых приемов и методик, основывающихся на возможности восприятия речи без сопровождения, на детском опыте. Рефлексы речи у детей в дошкольном возрасте образовываются, формируются и активизируются достаточно быстро, однако они также быстро угасают, что говорит об их неустойчивости. По этой причине в средней группе важно не просто чему–то учить с помощью игр, но и повторять такие игры как можно чаще. В средних группах проводятся те же самые дидактические игры, однако материал для таких игр необходимо подбирать согласно тому лексическому запасу, который есть у детей. Необходимо постепенно повышать как количество рассматриваемых предметов, так и признаков предметов, выделяемых и используемых во время игры. Хорошо помогут игры вроде «посмотри и запомни», «угадай, что мы спрятали», «чудо–мешочек» и т.д. Все они могут проводиться для достижения различных дидактических задач:  закрепление названий игрушек и предметов;  описание игрушек и предметов на основе восприятия и без упора на наглядность;  сравнение по размеру, цвету, а также назначению, форме и т.д.;  классификация;  закрепление грамматических особенностей и форм слова;  использование слов, так или иначе обозначающих отношения в пространстве. В средней группе могут быть введены такие дидактические словесные игры, как «где что растет?», «определи по описанию» и другие [20]. По итогу, усложнение работы со словами и активным словарным запасом в рамках средней группы связано, по большей части, с углублением и расширением знаний детей о том мире, который их окружает. В данной группе очень много внимания уделяется тому, чтобы словарь обогатился словами, придающими детской речи выразительность и точность.

2. Содержание и методика опытно–экспериментальной работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста в процессе игры

2.1. Организация исследования

Цель исследования: выявить уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста. База исследования: Исследование проводилось с детьми среднего дошкольного возраста на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 34 «Лесная полянка» Для определения уровня сформированности словаря детей нами были подобраны диагностики, авторов Е.А. Стребелева; Ф.Г Даскалова. Весь материал подбирался для обследования на максимальную доступность для детей. Методика № 1 «Покажи картинку» обследования по (Е.А. Стребелевой). Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках. О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы. Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. – «Что люди надевают на руки зимой?» – «Чем пришивают пуговицу?» – «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» – «Чем режут бумагу?» – «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инеем, возможность называть предметы, изображенные на картине. Анализ полученных данных показал, что 20 % детей имеют высокий уровень (это 5 человек: Аня. Д; Кирилл. Е; Самира. З; Даниэль. И; Рита. С;)–Все перечисленные дети знают все предметы, изображенные на картинках, сразу дают ответы на поставленные вопросы. 55% детей имеют средний уровень (это 11 человек: Дима. Б; Сережа. В; Максим. Г; Миша. Д; Тимофей. З; Арсения. С; Арина. Т; Ксюша. Ш; Аделина. Ш; Соня. П; Полина. М)–Эти дети отвечали не уверенно, путались в картинках, долго думали над вопросами. 25% детей имеют низкий уровень (это 8 человек: Илья. Б; Женя. В; Камилла. Г; Никита. К; Саша. К; Артем. М; Дима. М; Попов. А; Артем.Х)–Эти дети думали очень долго, путались в картинках и в ответах, опирались на подсказки проверяющего. Методика №2 Тест (Ф.Г. Даскалова). Цель: проверить понятия значений слов. Оборудование: тест– словарь (для детей 4–5 лет). Инструкция: Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест– словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест– словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, суп, любовь, мир, боль, жара, голод, окно, книга, картина, обувь. Результаты: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей четырех–пяти лет– 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов). Оценка: высокий уровень– правильных ответов от 15 до 20, средний– от 7 до 14, низкий– от 0 до 6. Результат данной методики показал нам, что из 25 опрошенных детей: 5 детей получили высокие баллы (Аня. Д; Кирилл. Е; Самира. З; Даниэль. И; Рита. С;). Так же 11 детей получили средний балл (Дима. Б; Сережа. В; Максим. Г; Миша. Д; Полина. М; Андрей. П; Соня. П; Арина. Т; Арсения. С; Артем. Х; Ксюша. Ш; Аделина. Ш) И еще 8 детей получили низкие баллы (Илья. Б; Женя. В; Тимофей. З; Никита. К; Дима. М; Артем. Х; Артем. М; Камилла. Г;) Методика № 3 Тест «Назови слова». Цель: выявить уровень развития словарного запаса, но и умение систематизировать слова. Инструкция. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Использовались 4 группы слов:  животные;  цвета;  фрукты, овощи;  формы; На называние каждой группы слов отводится по 20 секунд. Оценка результатов: 10 баллов ребенок получает в том случае, если он назвал 30 и более слов; 8 – 9 баллов ставится, если названо 25 – 29 слов; 7 – 6 баллов ребенку ставится в том случае, когда он назвал 20 – 24 слова; 5 – 4 балла ребенок получает, когда он называет 15 – 19 слов; 3 – 2 баллам соответствует количество названных слов 10 – 14; 1 – 0 баллов ставится в том случае, если названо 9 – 0 слов. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8 – 9 баллов – высокий; 4 – 7 баллов – средний; 2 – 3 балла – низкий; 0 – 1 балл – очень низкий. Результаты данной диагностики: Самый высокий балл получил только один ребенок, она назвала больше всех слов (Рита. С). Средние баллы получили дети, которые назвали чуть меньше слов (Дима. Б; Серёжа. В; Максим. Г; Аня. Д; Миша. Д; Кирилл. Е; Самира.З; Полина. М; Даниэль. И; Арина. Т; Софья. П; Арсения. С; Ксюша. Ш; Аделина. Ш;). И самые низкие баллы получили дети, которые назвали самое маленькое количество слов (Артем. М; Женя. В; Дима. М; Тимофей. З; Камилла. Г; Никита. К; Саша. К; Андрей. П; Илья. Б; Артем. Х) Результаты констатирующего эксперимента Таблица 2. – Результаты констатирующего эксперимента Высокий уровень развития активного словаря – 5 человек (20%) Средний уровень развития активного словаря – 10 человек (40%) Низкий уровень развития активного словаря – 10 человек (40%) Таким образом можно сделать вывод, что по результатам констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к формированию активного словаря у детей в педагогической деятельности. Наполняя взаимодействие с детьми различной информацией, педагоги сами, признают, что уделяют недостаточно внимания формированию словаря детей вне занятий. Для закрепления имеющихся речевых навыков необходимо выстроить систему работы. Эффективными на наш взгляд являются дидактические игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

2.2. Апробирование методики организации работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста с использованием игры

Дидактические игры и задания будут содействовать позитивным результатам при условии планомерности их применения. Педагог, заблаговременно полностью исследовав содержание соответствующей области «Программы воспитания в детском саду» распределяет материал по занятиям, придерживаясь направленной последовательности от простого к трудоемкому. В упражнениях в зависимости от их содержания работа детей будет разнообразна: они слушают, то что им рассказывает воспитатель (разъясняет что–либо, разбирают стих, потешки), наблюдают за объектами, игрушками, картинками, какие демонстрируются, осуществляют те или иные разнообразные действия по показу либо по заданию старшего. Целенаправленное слушание, анализ – это деятельность, пробуждающая у детей склонности: активного участия, умения сидеть спокойно, сосредоточиваться. Одним из ключевых дидактических принципов, в основании которого создается технология проведения занятий с ребенком, считается использование наглядности в комбинации со словом. Игры и упражнения выстроены в систему поочередно циклических и со временем усложняющихся речевых категорий. Задачи ориентированы на формирование вариативности мышления, внимания к слову, креативных возможностей. Словарный материал используется как с употреблением настоящих вещей, иллюстраций, схем, так и в отсутствии наглядности, основываясь только лишь на словесные способности ребенка. Были использованы задачи на словообразование, целью которых стояло конкретизирование структуры значимости слова, освоение значением морфем, системой грамматических смыслов. Тематическая организация дала возможность варьировать количество и сложность работ. Темы соответствуют принятым в воспитательной практике: «овощи», «зима» … Игры проводились как часть занятия, с подгруппой и в индивидуальной работе, а также вне занятий – в режимных моментах, во время прогулки, в домашних заданиях, привлекались к работе другие воспитатели и родители. Были разработаны общие методические принципы организации и проведения игр по формированию словарного запаса со старшими дошкольниками: 1. Педагог обязан точно демонстрировать задачу игры, её процесс, собственное место в ней. При выборе игры необходимо постоянно иметь в виду то, что она никак не обязана быть не очень сложной, не очень простой. Только лишь в этом случае доставит детям пользу и удовольствие. 2. В основе любой игры следует сформировать игровое настроение. В первую очередь всего на игровой лад настраивается непосредственно педагог Считалка применяется и при распределении ролей и делении детей на группы. 3. Нужно сделать игры интересными, поддержать в таком случае, что различало бы игру от обучений и дидактических упражнений. 4. Необходимо сформировать требование для интеллектуальной инициативности абсолютно всех детей. 5. В любую игру необходимо внедрять виды с усложнением вопросов, для того чтобы ребята, овладев тем либо другим методом заключения, имели возможность бы использовать его при ином содержании, в иных обстоятельствах. 6. Подбор словесной игры обусловливается вопросами воспитательской деятельность с ребенком данной группы, по этой причине она способна захватывать разное место в педагогическом процессе. 7. Значимость педагога в ходе словесных игр изменяется в связи с возрастными особенностями ребенка. В случае если с детьми педагог выдвигается как «организатор», то со старшими детьми он в большей грани эксперт, ассистент, объективный судья. 8. При проведении словесных дидактических игр особенный интерес следует уделять законам. Любая дидактическая игра основывается на конкретных правилах. Педагог, знакомя ребенка с новой игрой, рассказывает о её правилах. Чем требовательнее правила, тем интенсивнее, увлекательнее игра. Объяснение правил – первый шаг в обучении ребенка при любом использовании дидактической игры. От того, как отчетливо будут разъяснены правила, зависит её результат. В ходе игры педагог отмечает, как ребята освоили правила и напоминает, что в случае если они не станут соблюдаться, игра прервется. Объяснение правил в различных возрастных группах ведется по– разному. Игра не должна находиться излишне продолжительной, чтобы не активизировать пресыщения и утомления детей. Сидячие игры следует чередовать с паузами, переполненными энергичными моторными упражнениями. Повышено–нервозных и пугливых детей не нужно стремительно вводить в массовую игру: в случае если предоставить ему вначале вероятность просто насидеться и посмотреть за остальными, грамотный воспитатель вскоре увидит, что ребенок согласен подключиться в игру. Число участников дидактической игры может быть меняться от одного ребенка (состязающегося с собственным прошлым итогом) до многочисленной группы. Количество игроков не устанавливает качества и производительности игры. Если дидактическая игра носит групповой характер, то проблема, взаимосвязанная с её оценкой, принимается решение при участии абсолютно всех игроков. Педагог кроме того вырабатывает мастерство обучающихся к самоорганизации: соединяет их для выполнения игры, обучает грамотно разделять имеющиеся для игры объекты, подбирать руководителя, если данное нужно, слушаться правил игры. Преподаватель должен поощрять умение учащихся самим организовывать проведение дидактических игр, их желание придумать свою, оригинальную игру. Играя с детьми, педагог должен чередовать более простые и более сложные задания с тем, чтобы давать отдых ребенку и поддерживать стойкую мотивацию к участию в игре через переживание удовлетворения от победы в предыдущей игре. В некоторых случаях целесообразно уведомить детей о этом, то что в данный момент будет наиболее непростая игра, с тем, для того чтобы тренировать его способность сосредоточивать свои усилия. Важно, для того чтобы дидактические забавы никак не превращались в принуждение. Их результативность, в первую очередь в целом, находится в зависимости от мотивационной включенности детей в забаву, удовольствия от нее. Формирование способности к освоению новейшего познания, возможности с удовольствием и преднамеренно его осваивать важнее в коррекционно–развивающем обучении, нежели само знание нового правила либо умение его использовать. Данная способность, несомненно, поможет ребятам в школе не автоматически заучивать предлагаемую в школе информацию, а преднамеренно её осваивать, в том числе в прежде сформированные в игре определения и умения. Основная значимость в организации игровой работы относится к личности преподавателя (специалиста по психологии, родителя), проводящего игру. Им следует «совершенствовать в себе умение услышать детей». «Естественность, терпеливость, такт – данные ключевые условия к поведению старших, бравших на себя дело руководства детской игрой. Никак не смущайтесь подыграть ребятам. В случае если вы приняли на себя игровую роль, дайте вашему голосу надлежащую интонацию. Никак не обрывайте резко забаву, не забудьте, то что ребята не готовы к стремительному переключению. В случае если ваш вывод из игры нужен, обыграйте это. Выражение интенсивного эмоционального и речевого интереса к игровым поступкам детей. Организация групповых уроков с ребенком в значительном обусловливается их возрастом, от которого зависит не только лишь уровень когнитивного развития, однако и степень взаимодействие детей, и в соответствии с этим характер нарушений поведения в случае недосформированности этого уровня. Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды: 1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов. Цель – развитие осознанности смысловой стороны слов. Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен «птичий двор» (варианты: «колхозное пастбище», «пчельник»). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все «на птичьем дворе». Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит? Ку–ка–ре–ку! – охотно показывает кто–то из детей. Правильно! – Однако петушок никак не только лишь голосит: он находит зерна и, если отыщет их, зовет кур, для того чтобы дать им отысканное зернышко. Вот взглянете (и педагог разыгрывает сценку равно как в кукольном театре): проходит, проходит петушок, ногами разгребает, разгребает травку. Наблюдает: семени возлежат. «Отыскал! Отыскал!» – ликует некто. Однако непосредственно зернышек данных никак не клюет, оберегает их с целью собственных товарищей, для кур. И вот он зовет их: «Тут–тут–тут–тут». Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют. А петух вокруг них похаживает, говорит: «Вот‒вот‒вот! Кушайте на здоровье!» Какой хороший друг наш петушок! Так что же умеет делать наш петушок? Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке воспитателя. 2. Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть» (деталь) Цель ‒ формирование состава словаря у старших дошкольников. а) «Назови целое». Ребята обязаны охарактеризовать (отгадать) термин, означающее целую вещь, которая складывается из данных предметов (элементов). б) «Назови сложное действие». Ребята обязаны охарактеризовать (отгадать) термин, означающее процесс, заключающееся из ряда детализирующих его действий. в) «Назови части». Дошкольник обязан, понимая обозначение целого, перечислить его части. Это занятие основывается аналогично изображенному выше – «Назови целое», при исполнении его возможно применять и дидактический использованный материал, однако, безусловно, работа проходит в обратном порядке: сперва называется целое (объект либо процесс), а затем его части либо образующие его действия. В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности. 3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением. Цель – развитие осознанности смысловой стороны слов. а) «Уточни термин». Ребята учатся осознавать слова второй и более элементарные слова третьей степени обобщения. С ребенка необходимо, для того чтобы он назвал фразы, означающие родовые определения к данным видовым. б) «Дайте общее наименование». Цель, равно как и в предыдущем упражнении, – усваивание обобщающих слов; однако работа проходит в противоположном порядке: педагог называет фразы, означающие какие–то единые родовые определения, ребята обязаны охарактеризовать фразы, конкретизирующие это. в) «Дай три названия и больше». Образцы дидактического материала: 1) ромашка – трава – растение; 2) стул – мебель – вещь; 3) суп – блюдо – пища – питание. Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы. Для упражнений этого вида очень важно, чтобы дошкольник владел необходимым речевым развитием: для того чтобы он осознавал обобщающее значение даже наиболее конкретных (нарицательных) текстов, осознавал значение текстов первой степени обобщения, равно как дерево, растение, мебель, забава, овощи и аналогичные. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно–печатные и словесные игры. Игры с предметами В забавах с предметами применяются игрушки и настоящие предметы. Играя с ними, ребята обучаются сопоставлять, определять схожесть и отличие объектов. Значимость данных игр в этом, то что с их поддержкой ребята знакомятся с особенностями объектов и их признаками: расцветкой, размером, конфигурацией, качеством. В играх находят решение проблемы на сопоставление, систематизацию, разнообразное формирование очередности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому ‒ либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх улучшаются познания об использованном материале, из которого изготавливаются игрушки, о предметах, важным людям в разных видах их работы, которую ребята отображают в собственных играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно–печатные и словесные игры. Игры с предметами В забавах с объектами применяются игрушки и настоящие объекты. Играя с ними, ребята обучаются сопоставлять, определять схожесть и отличие объектов. Значимость данных игр в этом, то что с их содействием ребята знакомятся с качествами объектов и их свойствами: расцветкой, размером, конфигурацией, качеством. В забавах находят решение проблемы на сопоставление, систематизацию, сфере формирования очередности в решении вопросов. Согласно по мере освоения ребенком новейших познаний задачи в забавах усложняются: дети упражняются в установлении предмета согласно какому– либо одному из качеств, связывают объекты согласно данному свойству (расцветке, фигуре, качеству, предназначению и др.), то что весьма немаловажно с целью формирования абстрактного, логического мышления. В забавах улучшаются познания о использованном материале, из которого совершаются игрушки, о объектах, важным людям в разных вариантах их работы, которую ребята отображают в собственных забавах. Забавы с природным использованным материалом (зерна растений, листья, всевозможные цветочки, камушки, ракушки) педагог использует при проведении подобных нравоучительных игр, наподобие «Чьи это дети?», «С какого дерева лист?», «Кто быстрее выложит рисунок из различных листочков?». Педагог организует их в период прогулки, конкретно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, зёрнами, листьями. В подобных забавах фиксируются познания ребенка о находящейся вокруг их естественной среде, создаются мыслительные процессы (исследование, синтез, систематизация) и прививается любовь к природе, бережливое к ней отношение. Представление, повествование об иллюстрации с показом действий, движений. В подобных забавах педагог определяет обучающую задачу: совершенствовать не только лишь речь ребенка, однако и творческую фантазию, творческий процесс. Зачастую дошкольник, с целью того чтобы играющие разгадали, то что нарисовано в иллюстрации, прибегает к имитированию движений, к воспроизведению его голосу. К примеру, в игре «Угадай, кто это?» В данных забавах создаются такие значимые качества личности детей, равно как умение к перевоплощению, к креативному поиску в формировании требуемого образа. Словесные игры Словесные забавы созданы на словах и поступках играющих. В подобных забавах ребята осваивают, основываясь в существующих понятиях о предметах, усиливают познания о них, таким образом, равно как в данных забавах необходимо применять полученные прежде познаниях новых связях, в новых условиях. Ребята без помощи других принимают решение различных мыслительных заданий; описывают объекты, подчеркивая отличительные их свойства; разгадывают согласно описанию; обнаруживают признаки подобия и отличия; классифицируют объекты согласно разным свойствам, признакам; обнаруживают алогизмы в суждениях и др. С поддержкой словесных игр у ребенка развивают стремление работать умственным трудом. В игре непосредственно процесс мышления проходит стремительно, проблемы умственной деятельность дошкольник одолевает свободно, никак не замечая, то что его обучают. С поддержкой дидактической забавы дошкольник способен обретать и ранее не известные познания: разговаривая с педагогом, с собственными ровесниками, в ходе наблюдения за играющими, их высказываниями, деяниями, выступая в роли болельщика, дошкольник приобретает немало новейшей для себя информации. Что весьма немаловажно с целью его развития. Словесная забава скрывает в себе огромные возможности для формирования умственной работы ребенка, так равно как педагог способен непосредственно изменять требование данных игр в связи от образовательной задачи. На основе разработанных рекомендаций мы подобрали и оформили картотеку дидактических игр по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста, данная картотека размещена на стенде для родителей, а также оформлен буклет с основными играми для домашнего использования родителями (Приложение 1). Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

2.3. Эффективность работы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста и результаты опытно–экспериментальной работы

Для определения уровня сформированности словаря детей нами была проведена повторная диагностика по методикам использованных на констатирующем этапе эксперимента. Методика № 1 «Покажи картинку» обследования по (Е.А. Стребелевой). Анализ полученных данных показал, что: 40 % детей имеют высокий уровень (это 10 детей). Все перечисленные дети знают все предметы, изображенные на картинках, сразу дают ответы на поставленные вопросы. 40% детей имеют средний уровень (это 10 детей). Эти дети отвечали не уверенно, путались в картинках, долго думали над вопросами. 20% детей имеют низкий уровень (это 5 детей). Эти дети думали очень долго, путались в картинках и в ответах, опирались на подсказки проверяющего. Методика №2 Тест (Ф.Г. Даскалова). Цель: проверить понятия значений слов. Результат данной методики показал нам, что из 25 опрошенных детей: 40 % детей имеют высокий уровень (это 10 детей). 40% детей имеют средний уровень (это 10 детей). 20% детей имеют низкий уровень (это 5 детей). Методика № 3 Тест «Назови слова». Цель: выявить уровень развития словарного запаса, но и умение систематизировать слова. Инструкция. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие Результаты данной диагностики: 40 % детей имеют высокий уровень (это 10 детей). 40% детей имеют средний уровень (это 10 детей). 20% детей имеют низкий уровень (это 5 детей). Итак, были получены следующие результаты: Высокий уровень развития активного словаря – 10 человек (0%) Средний уровень развития активного словаря – 10 человек (40%) Низкий уровень развития активного словаря – 5 человек (20%) Таким образом можно сделать вывод, что по результатам контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о положительной динамике развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

Заключение

Целью работы выступало теоретическое изучение проблемы исследования и разработка комплекса дидактических игр как средства развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста. При решении поставленных в исследовании задач мы провели анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, которое показало, что в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для формирования активного словаря дошкольников. Следует отметить, что игровой материал педагоги должны подбирать с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей и в соответствии с задачами словарной работы. Успех игры во многом зависит от настроения воспитателя, от правильности выполнения игровых действий и главное от наличия яркого, красочного эстетически выразительного материала (предметы, иллюстрации, картинки). Наличие разнообразного, интересного, доступного материала имеет немаловажную роль. Процесс формирования словаря посредством дидактической игры станет эффективным, если воспитатели будут в этом заинтересованы. Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов. По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что активный словарь ребенка является основой развития речи детей. Мы пришли к выводу о том, что дидактическая игра активизирует словарь ребенка, развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Комплекс дидактических игр, системное применение и грамотная организация работы будут способствовать эффективному развитию детской речи, приведут к повышению уровня развития активного словаря дошкольников. Таким образом, цели за задачи нашего исследования достигнуты.

Список литературы

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. – 48 c. 2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3–е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 399с. 3. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2–3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика–Синтез, 2015. – 112 c. 4. Гербова В. Развитие речи в детском саду.5–6лет.Старшая группа / В. Гербова. – М.: Мозаика–Синтез, 2015. – 144 c. 5. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер, 1998. –197 с. 6. Дмитриева В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5–6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c. 7. Кравченко А.П. Говорите по–немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 118 c. 8. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. – 222 c. 9. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство–Пресс, 2016. – 128 c. 10. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: Эксмо, 2018. – 192 c. 11. Матвеева А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4–5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2017. – 336 c. 12. Матвеева А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6–7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2016. – 224 c. 13. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – РнД: Феникс, 2016. – 141 c. 14. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 179 c. 15. Протасова Е.Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников / Е.Ю. Протасова. – М.: Владос, 2010. – 863 c. 16. Протасова Е.Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников / Е.Ю. Протасова. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 256 c. 17. Рудик О.С. Развитие речи детей 4–5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 c. 18. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 c. 19. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c. 20. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 240 c. 21. Трясорукова Т.П. Развитие речи: 4–5 лет. / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 315 c. 22. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c. 23. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 c. 24. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 48 c.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://www.barsu.by/index.php
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru