Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» для РГУП



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант 1

 

  1. Что такое культура речи? Дайте определение и охарактеризуйте основные положения этой науки.

 

  1. Определите стилистическую принадлежность текста.

Приведите пример текста аналогичного стиля.

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется, да вот и вы. Ну, как вам писать!

 

  1. Пользуясь толковыми словарями и словарями иностранных слов, объясните значение лексем.

Квота, прерогатива, идентичный, инкриминировать, конверсия.

 

  1. С помощью толковых словарей или «Словаря синонимов русского языка» в 2-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой определите, что общего между словами «рынок» и «базар»? Чем они отличаются?

 

  1. Используя «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, проставьте ударения в словах:

Баловать, возбуждено (дело), диспансер, завидно, закупорить, обеспечение, плесневеть, приговор, приданое, свекла.

 

  1. Приведите примеры паронимов (2-3 пары). В чем разница между паронимами невежа – невежда?

 

  1. Проверьте по этимологическим словарям происхождение юридических терминов: суд, закон, адвокат.

 

  1. Определите род существительного и подберите к нему прилагательное, согласуя в нужном роде и числе.

Авеню, шампунь, жюри, моль, кенгуру, какаду, староста.

 

  1. Образуйте множ.ч. имен существительных директор, кондуктор, месяц. Образуйте форму род.п. множ.ч. имен существительных яблоко, притча, гектар.

 

  1. В чем суть ошибки «согласно договора»? К какому типу ошибок она относится? Запишите исправленный вариант.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант 2

 

  1. Охарактеризуйте один из трех важнейших компонентов культуры речи – нормативный.

 

  1. Определите стилистическую принадлежность текста.

Приведите пример текста аналогичного стиля.

Правительство Эстонии выделило 10 миллионов крон на поддержку реэмиграции некоренных жителей, передает наш корреспондент Г. Сапожникова. материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица.

 

  1. Пользуясь толковыми словарями и словарями иностранных слов, объясните значение лексем.

Брифинг, коррупция, диссидент, конгломерат, инспирировать.

 

  1. С помощью толковых словарей или «Словаря синонимов русского языка» в 2-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой определите, в каких случаях следует употребить слово «есть», а в каких – «кушать»? Можно ли сказать: «По утрам я кушаю творог»?

 

  1. Используя «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, проставьте ударения в словах:

Банты, сосредоточение, средства, столяр, узаконение, феномен, хаос, ходатайство, щавель, эксперт.

 

  1. Приведите примеры паронимов (2-3 пары). В чем разница между паронимами усвоить – освоить?

 

  1. Проверьте по этимологическим словарям происхождение юридических терминов: юрист, право, уголовный.

 

  1. Определите род существительного и подберите к нему прилагательное, согласуя в нужном роде и числе.

Вуаль, тюль, резюме, камикадзе, карате, кашне, кутюрье.

 

  1. Образуйте множ.ч. имен существительных архитектор, автор, доктор. Образуйте форму род.п. множ.ч. имен существительных апельсин, носок, свеча.

 

  1. В чем суть ошибки «Заигравшись, опоздание неизбежно»? К какому типу ошибок она относится? Запишите исправленный вариант.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант 3

 

  1. Охарактеризуйте один из трех важнейших компонентов культуры речи – коммуникативный.

 

  1. Определите стилистическую принадлежность текста.

Приведите пример текста аналогичного стиля.

Демография – наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим признакам, его движение, рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п.

 

  1. Пользуясь толковыми словарями и словарями иностранных слов, объясните значение лексем.

Регламент, менеджмент, плюрализм, приоритетный, парировать.

 

  1. С помощью толковых словарей или «Словаря синонимов русского языка» в 2-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой определите, чем различаются слова «педагог», «учитель» и «преподаватель»?

 

  1. Используя «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, проставьте ударения в словах:

Красивее, кремень, ломоть, мельком, мизерный, мышление, некролог, осужденный, сироты, торты.

 

  1. Приведите примеры паронимов (2-3 пары). В чем разница между паронимами искусный – искусственный?

 

  1. Проверьте по этимологическим словарям происхождение юридических терминов: прокурор, заседатель, подсудимый.

 

  1. Определите род существительного и подберите к нему прилагательное, согласуя в нужном роде и числе.

Боржоми (вода), тушь, тушь, рояль, мозоль, шинель, дитя.

алиби, шампунь, безе, салями, кредо, киви, декольте, атташе, шимпанзе, кофе, Сочи, Миссисипи, Токио, плащ-палатка, кафе-закусочная, музей-квартира, платье-халат.

 

  1. Образуйте множ.ч. имен существительных паспорт, профессор, шофер. Образуйте форму род.п. множ.ч. имен существительных мандарин, чулок, джинсы.

 

  1. В чем суть ошибки «прийти со школы»? К какому типу ошибок она относится? Запишите исправленный вариант.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант 4

 

  1. Охарактеризуйте один из трех важнейших компонентов культуры речи – этический.

 

  1. Определите стилистическую принадлежность текста.

Приведите пример текста аналогичного стиля.

Подтверждаем получение Вашего письма № … от …, в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится … Надеемся, что Вы примете в ней активное участие.

 

  1. Пользуясь толковыми словарями и словарями иностранных слов, объясните значение лексем.

Имидж, парадигма, истеблишмент, маркетинговый, рамбурсировать.

 

  1. С помощью толковых словарей или «Словаря синонимов русского языка» в 2-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой определите, как надо назвать человека в день его рождения? В чем различие слов «именинник» и «новорожденный»? Кто такой юбиляр?

 

  1. Используя «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, проставьте ударения в словах:

Заржаветь, звонишь, зубчатый, августовский, исковое (заявление), искра, камбала, каталог, квартал, коклюш.

 

  1. Приведите примеры паронимов (2-3 пары). В чем разница между паронимами адресат – адресант?

 

  1. Проверьте по этимологическим словарям происхождение юридических терминов: присяжный, приговорить, кодекс.

 

  1. Определите род существительного и подберите к нему прилагательное, согласуя в нужном роде и числе.

Алиби, салями, кредо, киви (птица), киви (фрукт), атташе, шимпанзе.

 

  1. Образуйте множ.ч. имен существительных курорт, кодекс, табель. Образуйте форму род.п. множ.ч. имен существительных грузин, помидор, баклажан.

 

  1. В чем суть ошибки «Брат любит и увлекается спортом»? К какому типу ошибок она относится? Запишите исправленный вариант.

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X