Контрольная работа по правоведению для ТулГУ, пример оформления



Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»
Тема: Система российского права

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Понятие и элементы системы права……………………………………….……4
2. Основные отрасли Российского права…………………………………….……9
3. Соотношение системы права и системы законодательства……………..…. 14
4. Особенности системы Российского права…………………………….…..….18
Заключение………………………………………………………………….….….21
Список литературы……………………………………………………………….. 22

Введение
Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний. Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

1. Понятие и элементы системы права.
Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Другое определение, в котором указаны все структурные элементы системы права, звучит так: «Система права — это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей».
Система права — это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая состав и взаимодействие составляющих ее элементов.
Характерные черты системы права:
1) объективность — система права складывается объективно как отражение исторически предопределенных и реально существующих общественных отношений и потребностей их урегулирования. Так, законодатель США даже при большом желании не может создать отрасль колхозного права;
2) единство и согласованность входящих в нее норм. Единство системы права обусловлено единством экономической и политической систем, единством воли, зафиксированной в праве, а также общностью принципов национальной правовой системы, которые объединяют правовой материал, придавая ему некую целостность и внутреннюю согласованность. Эта согласованность проявляется в иерархии правовых норм разной юридической силы, в конкретизации абстрактных норм локальными предписаниями, в функциональном взаимодействии различных видов юридических норм и т.д.;
3) способность к дифференциации (делению) — следствие многообразия общественных отношений;
4) способность к развитию — результат постоянного изменения общественных отношений, требующих адекватной трансформации средств и способов правового воздействия.
Основные элементы системы права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Институт права — это обособленный комплекс правовых норм (их первичная общность), регулирующий определенный вид родственных отношении.

Он характеризуется следующими чертами:
1) однородностью фактического содержания — регулирует типичные отношения);
2) юридическим единством норм — нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс;
3) нормативной обособленностью — нормы закрепляются в виде глав, разделов.
Виды правовых институтов:
1) по отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.;
2) по функциональной направленности: регулятивные, охранительные;
3) по распространенности в отраслях права: а) простые — группа правовых норм, регулирующих отношения в рамках одной отрасли; б) сложные (межотраслевые) — группа правовых норм, регулирующих отношения в нескольких отраслях (институт штрафов, государственной собственности и др.).

Совокупность нескольких однородных институтов составляет подотрасль права (авторское, патентное право).
Норма права — это установленное (или санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное формально определенное правило поведения, предоставляющее адресатам субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.
Отрасль права — это система правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.
Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.
Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.
Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.
Отрасль права — это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права -вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.
В ряде наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли. Например, традиционно выделяют наследственное и авторское право в качестве подотраслей гражданского права. Подотрасль права — это обособившаяся внутри отрасли права совокупность норм и институтов, регулирующих специфические общественные отношения.
Необходимо сказать, что проблема системы права прочно заняла одно из ключевых мест в юридической науке и практике, многие вопросы неоднозначно трактуются юристами. О дискуссии по данной теме имеются публикации, по этой теме написаны диссертационные исследования, к ней неоднократно обращались известные ученые.
Основания разграничения норм права по отраслям.
В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного правоотношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и т.д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль. Если учитывать несущественные, например технические, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.
В процессе развития предмета правового регулирования правовой институт может развиться в самостоятельную отрасль права. Таковыми в свое время были институты семейного и трудового права в рамках гражданского права.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.
Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права. Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты административного правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.
Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т. е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, гражданскому праву — сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причиненного ущерба и т.д., для уголовного — лишение свободы, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судебная и арбитражная, для трудового права — с участием профсоюзов и судебная, финансового права — административная и судебная и т. д.).
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.
В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать, или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «авторитарный» (властный) метод присущ не только административному праву, но также финансовому, земельному и в определенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значительной мере зависим, производен от предмета регулирования.
Таким образом, система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт — небольшая группа норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений.
Подотрасль права — выделившаяся внутри отрасли группа норм, регулирующих специфические общественные отношения.
Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

2. Основные отрасли Российского права

В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные — материальными отраслями.
Отрасли материального права:

1. Конституционное право — ядро правовой системы. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу общественно-государственного строя. В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества (плюрализм форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т. д. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ 1993 г. Нормы конституционного права содержатся и других законах (например, в законах «Об уполномоченном по правам человека», «О Конституционном суде Российской Федерации» и др.).
2. Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т. д.
В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля (ведомственного, различных инспекций и т. д.). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому.
Источниками административного права являются Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, правительств республик, уставы, положения, приказы и инструкции министерств и ведомств и др.
3. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законах о государственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах. Хотя в целом метод финансового права можно охарактеризовать как административно-правовой, он имеет определенные особенности, которые позволяют считать его оригинальным.
4. Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.
Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.
5. Уголовное право — отрасль современного российского права, представляет собой совокупность норм, устанавливающих общие основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности, определяющих перечень деяний, которые признаются преступлениями, а также ответственность за различные виды преступлений. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, т. е. однозначно. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс Российской Федерации.
7. Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Кодекс законов о труде Российской Федерации.

8. Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. В земельном праве переплетены императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс Российской Федерации.

Представляется, что именно конституционное, административное, гражданское и уголовное право можно условно назвать ведущими, так как остальные отрасли, хотя и являются самостоятельными, тесно связаны с ними.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается бурное формирование и развитие новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отрасли процессуального права

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, являются: гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

1. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет права и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламентирует деятельность нотариальных и арбитражных органов.

Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения диспозитивно-разрешительным методом. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о нотариате и др.

2. Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями. Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля и т. д. В уголовно-процессуальном праве используется императивный метод правового регулирования.

Длительное время в литературе дискутировался вопрос о самостоятельности отрасли «Муниципальное право». В настоящее время необходимо признать, что это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу организации и осуществления местного самоуправления.

Особой отраслью права является международное право, которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Оно не входит в систему права ни одного государства. Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций. Соблюдение норм международного права обеспечивается государствами — участниками международно-правовых отношений.

Систему права следует отличать от правовой системы. Система права — это строение права, выражающееся в разделении на взаимосвязанные отрасли и институты. Правовая система — это более широкое понятие, охватывающее не только право как нормативную систему, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику как практику правотворчества, систематизации законодательства, правоприменения, толкования, договорную, нотариальную, следственную и т.д. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии.

Разделение права на отрасли в основном присуще странам романо-германской правовой семьи. В странах англо-саксонской правовой семьи отрасли права выражены менее четко: в этих странах большее значение придается правовым институтам.

Таким образом, в систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, финансовое право и другие отрасли права. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.

3. Соотношение системы права и системы законодательства

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Система законодательства объединяет все нормативные правовые акты (законы, указы, положения, постановления, инструкции) в их совокупности и взаимосвязи. Между системой права и системой законодательства существует тесная связь как связь содержания и формы. «Система права» соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений. «Система законодательства» соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства.

Таким образом, система права служит основой систематизации законодательства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т. п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права. Система права и система законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права — это содержание, внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. системы нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер, обусловленный экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами являются норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права, системой законодательства. Законодательство — форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства это непросто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных фактов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя к рациональному, комплексному построению источников права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решении о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношений друг с другом.

Система права и система законодательства не тождественна. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права это строительный материал, из которого складывается та или иная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко. В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации. Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство). Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения и т.д.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеет место два уровня законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один — централизованное законодательство.

В пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различий между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике. Соотношение системы права и системы законодательства можно изобразить в виде схемы.

Таким образом, систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права — содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права, система законодательства — внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

4. Особенности системы российского права

Особенности современной российской системы права обусловлены тем наследием, которое ей досталось от послеоктябрьского периода истории нашей страны. Этот советский этап характеризовался, в частности, безусловным преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением сознательно сконструировать такую систему права, которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным нуждам социалистического строительства. Значение юридической науки в решении правотворческих проблем декларативно признавалось, но на практике дело сводилось к аксиоматическому постулированию наличия десяти отраслей права. Такими оказались «теоретические» итоги первого совещания научных работников права, проходившего в июле 1938 г., и теоретической дискуссии о правовой системе 1938-40 гг. В число десяти отраслей входили государственное, трудовое, земельное, колхозное, административное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право. Существование публичного и частного права в социалистическом обществе отрицалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным. Свою роль здесь сыграло и высказывание В. И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».
В ходе второй дискуссии по этим проблемам, проходившей в 1956-59 гг., предпринимались попытки сформулировать такие предпосылки системы права, которые опирались бы на объективные свойства самого права и лежащих в его основе общественных, в конечном счете, производственных отношений. В результате в советской юридической науке восторжествовало убеждение в необходимости при поисках основы дифференциации права на отдельные отрасли выйти за пределы чисто юридических явлений. Большинство пришло к выводу, что такой основой является особенность того или иного вида общественных отношений, т.е. предмет правового регулирования. Вместе с тем то же большинство признало невозможным отправляться от одного только предмета юридического воздействия. Каждый предмет можно многократно дробить и тем самым создавать базу для множества новых отраслей права (например, право водное, лесное, горное, промышленное, транспортное, железнодорожное и т.д. и т.п.). Поэтому должен быть выявлен дополнительный критерий, которым был признан метод правового регулирования. «Не могут существовать отрасли права с различными предметами и тождественными методами, точно так же как при данных исторических условиях один и тот же предмет не может регулироваться при помощи различных юридических методов. Отрасли права, входящие в состав единой системы права, отличаются друг от друга по единству предмета и метода правового регулирования», — эта формулировка дает достаточно полное представление о наиболее распространенном понимании принципов построения системы права.

Попытки конкретно построить систему права выявили необходимость еще одного критерия — той функции, которую осуществляет данная отрасль в праве как целостности. В результате было выделено три составных части подобной целостности:

1) государственное право как основополагающее звено системы советского права;

2) материальные отрасли, включившие уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное и семейное право;

3) процессуальные отрасли, включившие уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.

При этом под материальным правом, с точки зрения его функций, понимались отрасли, чьи юридические нормы прямо регулируют поведение людей, если их деятельность не связана с формированием государственной власти. Функции же процессуальных отраслей — регулирование отношений, складывающихся в ходе принудительного осуществления прав и обязательств, вытекающих из норм материального права.
Недостатки этой схемы, применимой лишь к социалистическому праву, очевидны.

Во-первых, в ней не удается выявить единого критерия объединения отраслей права в правовые общности и систему права. Этот упрек, прежде всего, касается государственного права. Сами авторы рассматриваемой схемы признавали, что оно несопоставимо с другими отраслями, ибо, закрепляя основы общественного и политического строя, включает в свой предмет практически все комплексы социалистических общественных отношений. По-своему вполне логичен сделанный в то время вывод о том, что государственное право «имеет первостепенное значение как средство юридического закрепления достигнутых в борьбе за построение в нашей стране коммунистического общества экономических и политических завоеваний трудящихся, руководимых Коммунистической партией».
Во-вторых, недостаточно ясны основания выделения в самостоятельные отрасли трудового, колхозного, а в других, близких к этой схемах — хозяйственного и земельного права. Если административное и гражданское право имеют четко выраженный предмет (управленческие и имущественные отношения) и метод правового регулирования (императивный и метод, основывающийся на юридическом равенстве сторон), то трудовое, колхозное, земельное и т.д. — собственной базой не обладают. Их корни — в административном и гражданском праве. Образование этих отраслей — результат вмешательства государства в сферы частной и общественной жизни, явившееся следствием ликвидации частной собственности и превращения всех средств производства в государственную собственность. Невозможно регулировать поземельные, хозяйственные, трудовые отношения гражданско-правовыми средствами, если у земли, фабрик, заводов и т.д. есть только один собственник — государство. Возникает сомнение: не являются ли некоторые из функционирующих здесь групп юридических норм, выдаваемых за исторически сложившиеся отрасли права, искусственными образованиями, отразившими лишь специфику того, что называли социализмом?

В-третьих, анализируемая схема представляется неполной, логически незавершенной, ибо в юридической действительности не существует специфических процессуальных форм, в которых принудительно могут быть реализованы колхозные, земельные, трудовые права субъектов соответствующих общественных отношений. Положение было лишь отчасти
смягчено предложением ввести в схему административно- процессуальное право, что до конца задачу не решает: по-прежнему не все отрасли материального права имеют свою процессуальную форму.
Итак, проблемы системы права в российском правоведении пока не решены. Возникшие трудности обусловлены, прежде всего, переходным состоянием права, в свою очередь обусловленным переходным состоянием социально-экономического и политического строя. В России еще не сформировалось гражданское общество и соответствующая ему государственно-правовая форма.

Если развитие пойдет в сторону расширения обмена как генерального способа общественных связей, то опосредствовать его может лишь правовая система, дифференцированная на публичное и частное право. В их рамках и придется, по-видимому, открывать объективные начала дифференциации реально существующего права.

Заключение

Таким образом, система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Правовой институт — небольшая группа норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений.

Подотрасль права — выделившаяся внутри отрасли группа норм, регулирующих специфические общественные отношения.

Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права — содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права; система законодательства — внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

Список литературы:
1. Аврутин Ю. Е. Государство и право. Теория и практика. М., 2007.
2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 2008.
3. Бастрыкин А. И. Теория государства и права. М., 2005.
4. Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права. М., 2007.
5. Киримова, Е. А. Система современного российского права: понятие и проблемы развития // Правоведение. 2003.
6. Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. — М..: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X