Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро вступительные экзамены?

Лабораторная работа по естествознанию (Вариант 2)



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Практическое занятие №1

1. Какие науки относятся к фундаментальным?

Фундаментальные науки – это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Эти науки создают теории, объясняющие все процессы, происходящие в этом мире.
К фундаментальным наукам относятся:
-математические;
-естественные (астрономия, физика, химия, биология, антропология и др.);
-социальные (экономика, социология, политология, право и др.);
-гуманитарные науки (филология, психология, философия, культурология и др.).

2. Что такое материя?

Понятие «материя» появилось в науке достаточно давно, поскольку развитие естествознания — точных наук об окружающей человека материальной действительности, послужило мощным толчком для отказа от господствовавших в науке философских представлений о божественном происхождении человека, представителей флоры и фауны, и сотворении Вселенной.
Материю невозможно создать или уничтожить, ею «пронизаны» или «пропитаны», если так можно выразиться, все части материальной действительности, с которыми так или иначе, приходится иметь дело человеку.
Материя сокрыта от наших глаз и человек не может её воспринимать даже через иные органы своих чувств или опосредствованно с помощью различных приборов; но в соответствии с определением материи, которое было дано В.И. Ульяновым (Лениным), — это «объективная реальность», воздействующая на человека и воспринимаемая им с помощью органов его чувств, которую мы воспроизводим, фотографируем и копируем.
Материя –
1) устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта);
2) физическое или не умственное;
3) физическое, телесное или недуховное;
4) неодушевленное, неживое;
5) естественное, не являющееся сверхъестественным;
6) полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному;
7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом;
8) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается;
9) первосуществующее или изначальная основа;
10) то, что является предметом рассмотрения.

3. В чем проявляется самоподобие Вселенной во всех ее частях?

Принцип самоподобия особую форму симметрии, для которой любые фрагменты целостности, являются структурно подобными.
Этот принцип говорит о том, что всё в мире создано по единому закону творения, любой фрагмент Вселенной отвечает принципам всей Вселенной и подобен ей, а Вселенная подобна фрагменту. Все процессы во Вселенной взаимосвязаны, как друг через друга, так и общей для них средой. В процессе эволюционного развития Вселенная сохраняет отношение самоподобия и взаимообусловленности макро и микромира.

4. Обрисуйте связи между микро-, макро-и мега мирами?

Микромир — это молекулы, атомы, элементарные частицы — мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни — от бесконечности до 10-24 с.
Макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.
Мегамир — это планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет.
И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро — и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.
На микроскопическом уровне физика сегодня занимается изучением процессов, разыгрывающихся на длинах порядка 10-18 см., за время — порядка 10-22 с. В мегамире ученые с помощью приборов фиксируют объекты, удаленные от нас на расстоянии около 9-12 млрд. световых лет.
С увеличением размеров объектов уменьшается энергия взаимодействия. Если принять энергию гравитационного взаимодействия за единицу, то электромагнитное взаимодействие в атоме будет в 1039 больше, а взаимодействие между нуклонами — составляющими ядро частицами — в 1041 раз больше. Чем меньше размеры материальных систем, тем более прочно связаны между собой их элементы.
Деление материи на структурные уровни носит относительный характер. В доступных пространственно-временных масштабах структурность материи проявляется в ее системной организации, существовании в виде множества иерархически взаимодействующих систем, начиная от элементарных частиц и кончая Метагалактикой.
Говоря о структурности — внутренней расчлененности материального бытия, можно отметить, что сколь бы ни был широк диапазон мировидения науки, он тесно связан с обнаружением все новых и новых структурных образований. Например, если раньше взгляд на Вселенную замыкался Галактикой, затем расширился до системы галактик, то теперь изучается Метагалактика как особая система со специфическими законами, внутренними и внешними взаимодействиями.

5. Какие частицы относятся к элементарным?

Элементарные частицы — неделимые части материального мира. Все частицы объединены в два класса: составляющие материи и переносчики взаимодействий.
К составляющим материи относятся кварки и лептоны.
Кварки участвуют в сильных взаимодействиях и образуют адроны. К адронам относятся протоны и нейтроны, из них строятся ядра атомов. Существует три поколения кварков, разные по массе. Самый легкий кварк первого поколения (u-кварк) стабилен, остальные быстро распадаются.
Лептоны участвуют в слабых взаимодействиях. Они, как и кварки, образуют три поколения. В каждом поколении присутствует один заряженный и один нейтральный лептон (нейтрино). Самые изученные лептоны — электроны — окружают ядра атомов, участвуют в химических реакциях и во многом определяют свойства вещества.
Бозоны — переносчики взаимодействия.
Глюоны переносят сильное взаимодействие между кварками. Это взаимодействие настолько прочное, что в естественных условиях глюоны и кварки не находятся в свободном состоянии, а образуют связанные состояния — адроны.
W- и Z-бозоны переносят слабое взаимодействие. Оно ответственно за распад элементарных частиц и бета-распад атомных ядер. Например, нейтрон, испуская W-бозон, переходит в протон, а сам W-бозон распадается на пару лептонов.
Фотоны переносят электромагнитное взаимодействие.
В этом взаимодействии участвуют все кварки и заряженные лептоны. Солнечный свет, люминесценция и лазерная указка существуют благодаря испусканию фотонов.
Гравитон — гипотетическая элементарная частица, квант гравитационного поля, ответственный за гравитационные взаимодействия, в которых участвуют и элементарные частицы, и целые планеты.
Бозон Хиггса играет двоякую роль: с одной стороны, он переносит взаимодействия между кварками и лептонами, а с другой — обеспечивает массу кварков, лептонов, W- и Z-бозонов. Чем сильнее частица взаимодействует с конденсатом поля Хиггса, тем больше масса.

6. На какие группы и по каким признакам можно разделить элементарные частицы?

Классификация элементарных частиц производится по типам фундаментальных взаимодействий, в которых они участвуют, и на основе законов сохранения ряда физических величин.
Различные процессы с элементарными частицами заметно различаются по интенсивности их протекания. В соответствии с этим взаимодействия элементарных частиц можно разделить на четыре класса: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное.
По способности к тому или иному виду взаимодействию все элементарные частицы делятся на два класса: адроны и лептоны.
Фундаментальные взаимодействия описываются соответствующими силовыми полями. Возбуждения этих полей представляют собой частицы, которые называют фундаментальными бозонами. Электромагнитному полю отвечает фотон, сильному — восемь глюонов, слабому — три промежуточных бозона W+, W-, Z0 , гравитационному — гравитон.
Исходя из значения спина (собственного момента импульса частицы), все элементарные частицы можно разделить на две группы.
Частицы с полуцелым спином называются фермионами (в честь известного физика Ферми). Частицы с целочисленным спином называются бозонами (в честь другого крупного физика — Бозе).
По времени жизни частицы делятся на стабильные: электрон, протон, фотон, нейтрино.
Одной из важных характеристик частиц является их масса, причем во внимание берется масса покоя частиц, так как при движении частиц с большими скоростями, их масса сильно возрастает. Это заставляло некоторое время ученых ошибочно считать, что они открыли новые частицы. За единицу отсчета берется масса покоя электрона. Он считается самой легкой из всех частиц.
В зависимости от массы покоя все частицы можно разделить:
•на частицы, не имеющие массы покоя (фотоны, движущиеся со скоростью света);
•лептоны — легкие частицы, к ним относятся электрон, позитрон и нейтрино;
•мезоны — средние частицы с массой до 200 масс электрона;
•барионы — тяжелые частицы с массой более 1000 масс электрона, к ним относятся протоны, нейтроны, гипероны и многие резонансы.
•Другой важной характеристикой элементарных частиц является электрический заряд; он всегда кратен фундаментальной единице заряда — заряду электрона (-1).
Заряд может быть отрицательный (электрон), положительным (протон), либо нулевым (нейтрон).

Практическое занятие №2

1. Опишите основные стадии, характерные для эволюции звезд.

Эволюция — изменения, происходящие в течение жизни звезды, включая ее рождение в межзвездной среде, истощение годного к использованию ядерного топлива и конечную стадию угасания.
Звезды образуются в результате гравитационной неустойчивости в холодных и плотных молекулярных облаках.
Рассмотрим эволюцию звезд на примере Солнца.
Солнце имеет свой жизненный цикл. Оно образовалось в результате гравитационного сжатия плотного газопылевого облака. По мере сжатия температура и плотность облака возрастает, и оно испускает излучение в инфракрасном диапазоне спектра.
Облако в этом состоянии называется протозвездой. Температура в недрах протозвезды постепенно возрастает, и когда она достигает нескольких миллионов кельвинов, начинается термоядерная реакция, в результате которой из водорода синтезируется гелий. Протозвезда превращается в обычную звезду главной последовательности. Как уже говорилось, Солнце относится к главной последовательности, а его возраст составляет примерно 4,5 миллиарда лет. После того, как водород на Солнце закончится, оно начнет раздуваться, превращаясь в красный гигант. Размеры Солнца возрастут в десятки раз, оно поглотит Меркурий и Венеру, и уничтожит жизнь на Земле. Это произойдет приблизительно через 5 миллиардов лет. Температура ядра станет настолько высока, что начнет происходить реакция превращения гелия в углерод. Раздувшаяся оболочка Солнца будет уже слишком слабо притягиваться ядром и постепенно рассеется, образовав так называемую планетарную туманность.
После того, как оболочка окончательно рассеется, останется только ядро –белый карлик. Этот белый карлик будет очень медленно остывать, постепенно превращаясь в черный карлик. Следует заметить, что есть и другие варианты эволюции звезд, в зависимости от их массы.
Итак, основные стадии эволюции звезд таковы: сначала образуется плотное газопылевое облако, которое под действием собственной гравитации коллапсирует в протозвезду. После начала термоядерной реакции в горячем ядре, протозвезда превращается в звезду главной последовательности. Когда в звезде заканчивается водород, она начинает раздуваться, превращаясь в красного гиганта или сверхгиганта. А вот после этого есть несколько вариантов развития событий. Один из них был только что рассмотрен – это превращение звезды в белый карлик, а затем и в черный карлик. Такой путь развития характерен для звезд, масса которых не превышает две солнечные массы. Ядра более массивных звезд могут колоссально сжаться под действием собственной гравитации, что приведет к превращению протонов в нейтроны. Этот объект будет называться нейтронной звездой.

2. Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы?

Центральное положение в ней занимает единственная звезда – Солнце. На нее приходится более 99,86% всего вещества, составляющего Солнечную систему. Вокруг Солнца обращаются многочисленные тела, самыми крупными из которых являются планеты. Выделяют 4 планеты земной группы:
•Землю;
•Марс;
•Венеру;
•Меркурий.
Они расположены относительно близко к звезде. Ещё 4 планеты образуют группу газовых гигантов:
•Юпитер;
•Сатур;
•Уран;
•Нептун.
Они расположены значительно дальше от светила. Возможно, есть и ещё более удаленные планеты далеко за орбитой Нептуна, но современные возможности техники пока не позволяют полностью проверить весь объем Солнечной системы.
Также вокруг Солнца обращаются карликовые планеты. Если «нормальные» планеты доминируют на своих орбитах, то есть являются единственными крупными объектами на них, то у карликовых планет орбита может быть насыщена другими, столь же крупными телами. На 2019 г. официальный статус малой планеты имеют Церера (расположена между Марсом и Юпитером), а также Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа, чьи орбиты лежат за Нептуном. Там же находятся десятки тел, которые также могут получить статус карликовой планеты.
Ещё более мелкими телами являются астероиды и кометы, которые также вращаются вокруг Солнца. Отличие астероидов от планет в том, что их форма далека от сферической. На сегодня открыто более 700 тысяч астероидов, но в реальности их значительно больше. Значительная их часть расположена в поясе астероидов вблизи орбиты Цереры, а другое крупное скопление за орбитой Нептуна называют поясом Койпера. Ещё дальше располагаются объекты так рассеянного диска. Наконец, совсем далеко должно располагаться облако Оорта, чье существование предсказывается теоретически, но пока что объекты, его составляющие, просто недоступны наблюдению.

3. Кто и когда заложил основы теории Большого взрыва?

Основы теории Большого взрыва относительно просты. Если кратко, согласно ей вся существовавшая и существующая сейчас во Вселенной материя появилась в одно и то же время — около 13,8 миллиарда лет назад. В тот момент времени вся материя существовала в виде очень компактного абстрактного шара (или точки) с бесконечной плотностью и температурой. Это состояние носило название сингулярности. Неожиданно сингулярность начала расширяться и породила ту Вселенную, которую мы знаем.
Основной теорией возникновения Вселенной в ее нынешнем состоянии является теория большого взрыва. Впервые этот термин был применен британским астрономом Ф. Хойлом в 1949 году. При этом сам ученый считал данное предположение о происхождении и эволюции Вселенной ошибочным.
Сами же идеи о расширении Вселенной и ее развитии в результате взрывного процесса возникли в начале 20 века. Способствовал этому Альберт Эйнштейн, опубликовавший свою теорию относительности. Нестационарное решение его гравитационного уравнения натолкнуло советского физика Фридмана на гипотезу о том, что Универсум – постоянно расширяющийся объект. По его версии, вначале она представляла собой очень плотное, однородное вещество. Оно в результате большого взрыва начало распространяться, образуя привычные нам элементы космоса – галактики, туманности, звезды, планеты и другие тела.

4. Опишите основные особенности Земли как планеты.

Наша планета – Земля – имеет множество имен: голубая планета, Терра (лат.), третья планета, Earth (анг.). Она вращается вокруг Солнца по круговой орбите, радиусом около 1 астрономической единицы (150 млн. км). Период обращения по орбите происходит со скоростью 29,8 км/с и длится 1 год (365 суток) Ее возраст, сравним с возрастом всей солнечной системы, и насчитывает 4,5 миллиарда лет. Современная наука полагает, что Земля образовалась из пыли и газа, который остался, от формирования Солнца. Из того, что элементы с высокой плотностью находятся на больших глубинах, а легкие вещества (силикаты различных металлов) остались на поверхности, следует закономерный вывод – Земля, в начале своего формирования, находилась в расплавленном состоянии. Сейчас, температура ядра планеты, находится в пределах 6200 °С. После спада высоких температур, она начала твердеть. Огромные площади Земли, до сих пор покрыты водой, без которой возникновение жизни, было бы невозможно.

5. Что такое литосфера? Каковы особенности ее эволюции?

Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород. Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25-200 и 5-100км.
Эволюция литосферы:
I этап — формирование первичной земной коры. Начинается он с эпохи образования протобазальтового слоя [(4200—3700) ± ±200 млн. лет], которая сменяется в пределах континентов эпохой становления протогранитного слоя, сопровождаемой эволюцией протобазальтового слоя в направлении собственно базальтового слоя [(3700—2100) ±200 млн. лет)]. Этап формирования первичной земной коры заканчивается эпохой эволюции протогранитного и протобазальтового слоев в направлении усиления их контрастности [примерно (2100±200) — (1300± 100) млн. лет], результатом проявления которой является становление земной коры с полностью развитыми гранитным и базальтовым слоями.
II этап — формирование вторичной земной коры. Начинается он с эпохи образования вторичного базальтового слоя, идентифицируемого (по продуктам, но не по геодинамическим условиям формирования) с корой океанического типа в результате развития массового основного и ультраосновного магматизма, а также увеличения основности продуктов гранитоидного магматизма и гранитного в целом [ (1300± 100) — (230±50) млн. лет]. Эта эпоха гранитофобности сменяется эпохой формирования вторичного гранитного слоя в пределах островных дуг [(230±50)—0 млн. лет], которое сопровождается в пределах континентальной коры увеличением кислотности и щелочности продуктов магматизма и гранитного слоя в целом. Однако формирование вторичного гранитного слоя в различных частях земного шара начинается разновременно и сопровождается противоборствующими тенденциями (островные дуги, островной магматизм океанов и срединноокеанических рифтов, активные окраины континентов невадийского и калифорнийского типов). Указанная граница в 230±50 млн. лет является наиболее ранним проявлением начала этой гранитофильной тенденции.
Указанные тенденции проявляются по-разному в пределах океанической и континентальной коры и первопричина их, так же как и многих геологических явлений, в том числе и формирования этих двух типов земной коры и различного их развития, связывается с первичными неоднородностями Земли. Эти неоднородности, как указывалось ранее, обусловлены как условиями формирования Земли, т. е. ее догеологической — планетарной историей, так и в ранние стадии ее развития — в раннем азоне.

Практическое занятие №3

1. Поясните методику (основные этапы) создания истинно научных теорий.

-наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;
-синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);
-формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;
-разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
-создание методологии исследования процессов заданной типологии;
-накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

2. Назовите отличительные признаки лжеучений.

Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной, где человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания).
Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:
1. Игнорирование или искажение научных фактов
2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
4. Использование в основе не подтверждённые данные
5. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
6. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
7. Обещание быстрых и баснословных положительных эффектов.
8. Стремление отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

3. Каково соотношение логического и интуитивного в познании?

В истории гносеологии отношение «интуитивное и логическое» всегда было как проблемным, так и традиционным. Эта проблема затрагивает сущность интуитивного познания. По крайней мере, в анализе интуитивного познания как важной гносеологической проблемы она занимает важное место. Достаточно остро этот вопрос встал в связи с исследованием характера и специфики формирования системы современного научного знания. На эти особенности указывал П.В. Копнин: «Математизация и формализация знания есть стремление окончательно вытеснить в нем интуитивный момент, в то же время наука, как и раньше, нуждается в выходах из-под жестокой деспотии формально-логической дедукции, в скачках, в движении мысли к принципиально новым результатам, в смелом выдвижении идей, концепций, не находящих в настоящее время строгого логического обоснования. Без этого наука не может успешно развиваться».
Существует много подходов к решению проблемы отношения «интуитивное и логическое», но все они, пожалуй, в конечном счете, сводятся к трем основным направлениям:
1. Интуитивное и логическое принципиально различные, несовместимые формы познания, которые имеют свои собственные сферы приложения
2. Интуитивное — это особая форма логического познания
3. Интуитивное и логическое — различные диалектически противоречивые формы единого процесса познания.
Интуитивное и логическое представляют собой различные моменты единого и противоречивого по своему характеру процесса. В широком смысле их следует рассматривать как способы познания, имеющие свои характерные черты, выявлять их специфику. Если при осуществлении процесса интуитивного познания происходит выигрыш в скоростных возможностях, то выводы, полученные логико-дискурсивным путем, будут обладать, по всей видимости, большей степенью надежности.
Творческая интуиция как вид интуитивного познания не может существовать в абсолютном отрыве от логического. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне познавательного и включается в механизм самого интуитивного процесса.
Способность интуитивно познавать следует расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное неистинное знание.
В таком случае для подтверждения истинности знания необходимо осуществить доказательство посредством логики. Интуиция часто является достаточной для усмотрения истины. Однако она не превратится в общепризнанную, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимы доказательства, которые включают в себя обращение не только к чувственным восприятиям физических предметов и явлений, но и к логическим рассуждениям, аргументам. Без них, опоры на закон достаточного основания невозможно прийти к установлению истинности выдвигаемого положения, утверждения. Из вышеуказанного вытекает следующее: не следует не переоценивать, не игнорировать роль интуитивного познания в процессе научного творчества. Дискурсивное и интуитивное — специфические, дополняющие друг друга средства познания.
Для науки всегда было очевидным признание взаимосвязи логики и интуиции. Между ними много общего, но они качественно отличны. Диалектическая взаимосвязь между ними определяется единством непосредственного и опосредованного форм знаний.

4. В чем отличие гуманитарной парадигмы от естественной?

Парадигма естественнонаучная – принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, непредвзято, беспристрастно.
Однако объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.
Поэтому в науке начинает развиваться так называемая гуманитарная парадигма. Буквальное значение слова «гуманитарный» — относящийся к познанию человека.
Понимание этого термина связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Парадигма гуманитарная – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного, гуманитарное знание всегда персоналистично.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.
Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов отчетливо проявилось в психологии.
Объяснительная психология ориентируется на требования и познавательные средства естествознания и стремится «объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как физика и химия объясняют строение мира телесного». Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Такая психология представляет собой «учение о душе без души», она не способна проникнуть в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.
Но если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описательной психологии «должны являться развитой человек и полнота душевной жизни».

5. Какое место моделирование занимает в науке?

Одним из теоретических методов исследования природы является моделирование.
Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо в недрах отдельных наук. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Под моделью в науке понимают как некоторую материальную конструкцию (материальная модель), так и теоретическое (словесное и математическое) описание какого-либо процесса или явления (теоретическая модель). Во всех случаях модель должна быть «похожа» на естественный объект, процесс или явление. Это означает, что модель должна обладать основными свойствами, характерными качественными особенностями того, что моделируется.
Моделирование позволяет исследовать сложные процессы и явления с целью предсказания интересующих исследователя результатов. Это касается как материальных, так и теоретических моделей.
Процесс моделирования включает 3 элемента:
1.субъект (исследователь);
2.объект исследования;
3.модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Практическое занятие №4

1. Перечислите и поясните основные признаки живого?

1.Способность к движению. Признаки, наглядно появляющиеся у животных, многие из которых способны активно передвигаться.
2.Способность расти. Все живое способно увеличиваться в размерах и массе за счет растяжения, деления клеток и т. д.
3.Питание, дыхание, выделение – процессы посредством которых обеспечивается обмен веществ.
4.Раздражимость – способность реагировать и давать ответные реакции на внешнее воздействие.
5.Размножение и связанное вместе с ним явление изменчивости и наследственности – самый характерный признак живого.

2. Какие информационные системы присущи живому?

Всю совокупность живых систем можно разделить на множество групп в зависимости от целей исследования. Но мы выделим из них группу информационных систем. Эта совокупность систем распространена в природе, пожалуй, немного меньше, чем вся группа живых систем.
Информационные системы являются частным случаем живых и появляются только на определенной стадии развития биосистем.
Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое.
-Обмен веществ;
-Размножение;
-Изменчивость;
-Наследственность;
-Рост;
-Движение.

3. Что такое химическая реакция?

Химическая реакция — это процесс, во время которого из одних веществ получаются другие. В процессе химической реакции происходит разрыв одних и образование других химических связей, т.е. атомы одного вещества разрывают связь друг с другом и соединяются с атомами другого вещества, тем самым образуя абсолютно новое вещество.

4. Что такое автокаталитические реакции?

Реакция называется автокаталитической, если она ускоряется одним из продуктов реакции.
Автокаталитическая реакция — реакция, в которой один из её продуктов служит катализатором превращения исходных веществ.
Для автокаталитической реакции характерно, что процесс идёт при возрастающей концентрации катализатора. В начальный период реакции, в период индукции, скорость реакции неизмеримо мала, затем она возрастает и лишь при достижении значительной степени превращения начинает падать в результате убыли концентрации исходных веществ.

5. Поясните что означает единство фенотипа и генотипа?

Генотип – это набор генов, присущий определённому организму. Гены передаются по наследству от родителей и влияют друг на друга, формируя индивидуальный генотип.
Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков, свойств, черт организма, приобретённых в процессе онтогенеза (индивидуального развития).
Генотип организма определяет его фенотип. Все живые организмы имеют ДНК, которая дает инструкции для производства молекул, клеток, тканей и органов. ДНК содержит генетический код, который также отвечает за направление всех клеточных функций, включая митоз, репликацию ДНК, синтез белка и перенос молекул.
Фенотип организма (физические черты и поведение) определяются их унаследованными генами. Гены представляют собой определенные участки ДНК, которые кодируют структуру белков и определяют различные признаки. Каждый ген расположен на хромосоме и может существовать в более чем одной форме. Эти различные формы называются аллелями, которые располагаются в определенных местах на определенных хромосомах. Аллели передаются от родителей к потомству через половое размножение.
Диплоидные организмы наследуют два аллеля для каждого гена; один аллель от каждого родителя. Взаимодействие между аллелями определяют фенотип организма. Если организм наследует два одинаковых аллеля для определенного признака, он гомозиготный по этому признаку. Гомозиготные особи выражают один фенотип для данного признака. Если организм наследует два разных аллеля для определенного признака, он является гетерозиготным по этому признаку. Гетерозиготные особи могут выражать более одного фенотипа для данного признака.
Черты могут быть доминирующими или рецессивными. В схемах наследования полного доминирования фенотип доминирующей черты полностью маскирует фенотип рецессивного признака. Имеются также случаи, когда отношения между разными аллелями не проявляют полного доминирования. При неполном доминировании доминирующая аллель полностью не маскирует другую аллель. Это приводит к фенотипу, который представляет собой смесь фенотипов, наблюдаемых в обеих аллелях. При кодоминировании оба аллеля полностью выражены. Это приводит к фенотипу, в котором оба признака наблюдаются независимо друг от друга.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru