Образец оформления статьи. СибГУТИ



Проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) с иностранным элементом

Вопросы усыновления (удочерения), в особенности усыновления российских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. За последние 12 лет усыновлено и вывезено из России около 65 тысяч детей. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше – Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. При усыновлении с участием иностранного элемента важно правильно применять нормы российского и международного права. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими «приоритетность» усыновления детей, являющихся российскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания. Отмечается неблагополучие и в отношении документов, представляемых российской стороной.
Проблема международно — правовой охраны прав детей при международном усыновлении в современных условиях особенно актуальна по той причине, что вынужденная миграция приводит к постепенной интернационализации усыновления.
В законодательстве различных стран регулирование семейных отношений, и в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, обусловленные религиозными, национальными особенностями, принадлежностью к той или иной правовой семье. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о применении права решается в зависимости от обстоятельств. Совершенствование правового регулирования международного усыновления должно идти в направлении наилучшей защиты прав детей и осуществлении наилучшего контроля за судьбой детей, усыновленных иностранными гражданами. Для этой цели необходимо заключение двусторонних договоров о взаимопомощи.
Настоящая работа имеет целью на основе изучения и обобщения данных отраслевых правовых наук и юридической практики, накопленных по обозначенной проблеме, раскрыть понятие усыновления с иностранным элементом, его характерных черт и особенностей. Также разработать и обосновать пути совершенствования процедуры усыновления с иностранным элементом и осуществления контроля за усыновлением со стороны государства.

Усыновления с иностранным элементом – тема старая и болезненная, начавшаяся с первых усыновлений россиян американскими семьями еще в далеком 1990 году.
Современное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» , другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» , на основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору.
Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст.27 ГК). С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст.21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадает, а, следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечение ребенку воспитания в семье.
Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации .
При выборе гражданином ребенка соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-х-дневный срок орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения указанного ребенка.
В случае усыновления ребенка иностранными гражданами при содействии представительства специально уполномоченной иностранным государством органа и/или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации, документы иностранного кандидата в усыновители представляются соответствующему региональному или федеральному оператору сотрудником представительства.
Соответствующий оператор представляет по просьбе иностранного кандидата в усыновители либо сотруднику представительства информацию о подобранном ребенке. Данная информация носит производный характер. Конфиденциальную информацию о ребенке усыновители могут получить по приезде в Российскую Федерацию для знакомства с ребенком.
Иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении. При этом кандидаты в усыновители (как российские, так и иностранные) вправе:
• получить информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников для того, чтобы установить, является ли усыновляемый «квалифицированным» сиротой;
• обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка.
Кандидаты в усыновители обязаны:
• познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
• ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
• подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
Таким образом, досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или соответствующим региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.
Установление усыновления производится соответственно верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.
В соответствии со статьей 127 СК РФ, исключается возможность быть усыновителями лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.
Документы, представляемые в суд, также должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации .
Часто в практике работы кандидаты в усыновители, сотрудники региональных банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства задают вопрос о том, сколько раз должен приезжать в Россию иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка. Законодательством количество приездов не установлено. Однако, как правило, иностранные граждане приезжают в Россию дважды. В первый приезд они осуществляют подбор и знакомятся с ребенком, подают документы в суд. Второй раз кандидаты в усыновители приезжают непосредственно на судебное заседание. Это связано с тем, что с момента подбора ребенка до судебного заседания может пройти не один месяц. Дела по усыновлению рассматриваются в рамках общих процессуальных сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. От тщательности подготовленных документов, сбора всех необходимых доказательств во многом зависит и срок рассмотрения дел в суде.
С ребенком усыновители встречаются один, два раза, и контакт между ними не может быть установлен. По нашему мнению является целесообразным внесение изменений в СК РФ, связанных с необходимостью проживания ребенка в приемной иностранной семье до процедуры официального усыновления, например, в течение месяца, на территории России. За это время ребенок и его новые родители смогли бы узнать друг друга и наладить контакт. Ведь по статистике, отказ от усыновленных детей происходит впервые месяцы совместного проживания.
Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием, помимо усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГК РФ).
При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).
Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда ребенок до подачи заявления об усыновлении проживал в семье усыновителя.
Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается, как было сказано выше, в решении суда о его усыновлении.
На основании решения суда об усыновлении ребенка и, соответственно, записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, орган ЗАГСа вносит необходимые изменения в актовую запись о происхождении ребенка (п. 2 ст. 42, ст.44–45 Федерального закона от 15.11.1997 # 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» ). Усыновители получают свидетельство об усыновлении – в органах ЗАГС, паспорт на усыновленного ребенка – в соответствующем отделе виз и регистрации ОВД и, наконец, получают иммиграционные документы на ребенка – в посольстве своей страны.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации.
Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство. При этом достоверность данных сведений и сам процесс предоставления ребенку гражданства должен контролироваться консульскими учреждениями Российской Федерации.
Данное положение обусловлено тем, что выезд ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за ее пределы на постоянное место жительства совместно с усыновителями, создает ситуацию, при которой компетентные органы России не могут надлежащим образом гарантировать достаточный уровень защищенности прав и свобод своего гражданина.
Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК РФ). Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (в ред. от 10.03.2005 г.).
В соответствии с установленным законом порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» . Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, компетентными органами государств, на территории которых проживают усыновленные дети, принявшими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, либо соответствующими иностранными организациями по усыновлению, представительства которых имеются на территории Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляются отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.
Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей .
Из того, что иностранным элементом в отношениях усыновления является субъект, следует, что основными коллизионными привязками в области отношений усыновления являются :
а) закон гражданства усыновителя.
б) закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В России усыновление, имеющее международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в ст. 165 СК РФ. Согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется:
1) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ на территории России;
2) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации;
3) российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории Российской Федерации;
4) российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства.
С принятием СК РФ 1995г. в семейном законодательстве РФ основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами российских детей на территории России стал закон гражданства усыновителя.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.
Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные коллизионные привязки используются и в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах .
Тем не менее, российский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ при усыновлении на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства детей — граждан РФ должны быть также соблюдены нормы российского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью российского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.
В отношении личного закона могут применяться различные комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства. Кроме перечисленных, в рассматриваемой области по-прежнему используются классические принципы: закон суда и закон «автономии воли» .
В отличие от закона суда, закон «автономии воли» применяется далеко не во всех правовых системах и, как правило, ограничен определенными рамками. В правовой системе Российской Федерации принцип «автономии воли» 6ыл неприменим в области семейного права до принятия в 1995 г. СК РФ.
При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка-гражданина иностранного государства не требуется соблюдения определенных статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка — гражданина РФ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может потребоваться согласие на усыновление и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является .
В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
Представление отчетов по истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.
Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.
Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.
Представительства соответствующих иностранных организаций представляют в Министерство образования и науки Российской Федерации:
а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации, отчет о своей деятельности по усыновлению;
б) информацию о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, невозможности адаптации их в семье усыновителей, отмены усыновления и (или) переустройства детей в другую семью, а также любую другую информацию о действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Указанная информация представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с момента случившегося;
в) по запросу Министерства образования и науки Российской Федерации копии договоров, заключенных соответствующей иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения этой иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в эту иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также представляют иную информацию о деятельности по усыновлению детей.
Согласно ст. 137 СК РФ усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). После отмены усыновления на основании статье 143 СК РФ, правоотношения между ребенком и его родителями и кровными родственниками в случае отмены усыновления восстанавливаются не автоматически, как это было по ранее действовавшему законодательству, а только в случае, если это отвечает интересам ребенка. При этом учитывается также мнение ребенка. Восстановление родительских правоотношений имеет своей основной задачей не передачу ребенка на воспитание родителям, а предоставление ему возможности получения от них алиментов. При отмене усыновления ребенок в принципе может быть передан своим родителям. Однако на практике это, как правило, не соответствует его интересам. Если родители выразили согласие на усыновление ребенка и прекращение всякой связи с ним, восстановление родительских отношений помимо их воли не может сделать их надлежащими воспитателями ребенка. Поэтому чаще всего при отмене усыновления ребенок временно передается органам опеки и попечительства, которые обеспечивают его устройство в порядке, предусмотренном для устройства детей, лишенных родительского попечения.
Иностранными гражданами за 2010 год было усыновлено 3 355 детей. Преобладающее большинство детей, переданы на воспитание гражданам США (более 1000 детей и 50 детей — инвалидов), на втором месте Испания (более 800 детей и 40 детей-инвалидов), а на третьем – Италия (более 700 детей и 30 детей-инвалидов).
Отмен усыновлений – 76 случаев. Из них по инициативе усыновителей в отношении – 49 детей, по причине неисполнения обязанностей – 20, по причине жестокого обращения – 1 .
Случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними обусловлены отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой детей, а также уклонением соответствующих иностранных организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.
Следует отметить, что иностранные усыновители не всегда представляют себе сложности, связанные с усыновлением ребенка из другой страны. Нередко после более или менее длительного общения с ребенком они отказываются от своего намерения, однако на практике такое общение часто ограничивается несколькими днями. Во избежание подобных случаев целесообразно в законодательном порядке установить минимально допустимый срок для общения с ребенком с целью установления необходимого контакта между ребенком и будущими родителями. При этом практика приведения решения к немедленному исполнению в части передачи детей в семью должна носить исключительный характер и применяться судами лишь в тех случаях, когда это необходимо в интересах жизни и здоровья ребенка (к примеру, при необходимости неотложного лечения, операции) .
Россия является одним из крупнейших источников усыновления детей гражданами США – более 50 тысяч детей были усыновлены, начиная с 1991 года. В то время как большинство усыновлений прошло успешно, обе стороны признали, что были случаи, когда российские дети умирали от плохого обращения в приемных американских семьях.
Ситуация достигла апогея в апреле 2010 года, когда восьмилетний мальчик, усыновленный в России гражданкой США, возвращен на родину. Он самостоятельно прилетел в Москву, на билете службами аэропорта была сделана надпись «Несопровождаемый, малолетний». В записке Тори Хансен, которую нынче цитируют все СМИ, написано: «Тем, кого это может касаться: я сделала ошибку, я была введена в заблуждение. Чтобы не разрушать свою жизнь, жизнь моих друзей, моих близких, я возвращаю ребенка и отказываюсь от усыновления».
Кто и когда ввел 35-летнюю американку в заблуждение, остается тайной. К иностранным гражданам, усыновляющим детей, предъявляется гораздо больше требований, чем к россиянам, желающим дать детдомовскому ребенку семью. Как удалось выяснить, Тори Хансен – одинокая женщина, работающая в социальной сфере, а значит, имеющая многочисленные льготы и бонусы от государства, то, как пенсионное обеспечение, медицинская страховка, скидки на жилищно-коммунальные услуги и т.д. Процедура усыновления ребенка всегда проходит через судебные органы. И здесь будущих родителей из-за рубежа изучают разве что не сквозь лупу. К рассмотрению в суде прилагаются многочисленные справки о доходах, родственных связях, наличии каких-либо отклонений, документы, подтверждающие достойные условия проживания, заверенные копии лицензий организаций, занимающихся сбором документов на усыновление. И в судебном заседании часто задаются, мягко говоря, провоцирующие вопросы такие как: «А если вдруг развод?», «Кто сможет содержать ребенка, если в семье случится трагедия?», «Зачем усыновлять ребенка, если в семье есть собственные дети», «Как будете лечить малыша при заявленных у него заболеваниях? Покроет ли лечение страховка?», «Ребенок не знает языка, станет ли это поводом для рукоприкладства и скандалов?» и т.д. Однозначных ответов тут не приемлют. От потенциальных родителей требуют подробный ответ, порой подтвержденный массой справок. Известны случаи, когда иностранные родители, усыновляя больного ребенка, меняли место жительства. И не потому, что хотели сохранить тайну усыновления, а потому что климатические условия не подходили для малыша. В данном случае Тори Хансен тоже говорила в суде, что материнство для нее – это все, и в случае замужества на 1 месте все равно будет ребенок. И она на все готова ради малыша и т.д. Свою дочь поддерживала и приехавшая с ней мать, т.е. будущая бабушка Артема. 7-летний Артем, которого пожелала усыновить американка, никаких серьезных болезней не имел. Ему не требовались специальная операция, уникальные курсы массажа или физиопроцедуры. Вполне нормальный, адекватный, развитый по возрасту ребенок. Но все это слова, и сопутствующая им бумажная волокита. Самым ужасным в этой ситуации является нанесенная мальчику душевная травма. Причем, нанесенная дважды. Сначала он оказался не нужен кровной матери, а потом от него, как от ненужной вещи, избавились и приемная мама. И сейчас мальчик нуждается не просто в помощи медиков, психологов, социальных работников и педагогов, а в той настоящей любви, которая поможет малышу пережить случившееся.
Российское правительство пригрозило запретить усыновления, и, несмотря на то, что запрет не был введен в силу, агентства заявили, что их работа сильно замедлилась в связи с большими придирками со стороны официальных лиц.
Только через год после этого случая Соединенные Штаты и Россия подписали соглашение, которое позволит усыновлениям осуществляться при более жестком контроле. На данный момент это соглашение не ратифицировано. Подобное договор заключен между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей в Москве, 6 ноября 2008 г.
Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона.
Кроме того, до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство.
Отмена усыновления производится в суде по месту
На наш взгляд, представляется необходимым включить в СК РФ нормы, обеспечивающие защиту интересов детей, от которых отказались усыновители, и закрепить возможность взыскания с усыновителей компенсации морального вреда за причиненные ребенку страдания и переживания. А также вносить таких «родителе» в стоп — лист, т.е. черный список, единую базу по всему миру, чтоб ни один ребенок не из одной страны больше не смог пострадать.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что институт усыновления с участием иностранного элемента – явление довольно сложное. Несмотря на тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионный метод регулирования по-прежнему актуален и будет таковым впредь. При этом следует иметь в виду, что международный договор по усыновлению в принципе не может и не должен решать вопросы, относящиеся к «компетенции» внутреннего законодательства. Только российское законодательство (и практика его применения) может решить многие «болезненные» вопросы, связанные с передачей российских детей за границу. Хотя Российская Федерация не ратифицировала Гаагскую Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г., но российское законодательство в области усыновления придерживается принципов и положений данной Конвенции.
В настоящее время усыновление детей иностранцами вопрос достаточно проблемный: с одной стороны проблемы возникают с предоставлением необходимой документации и применением коллизионных норм права, с другой стороны проблемы возникают с личностью усыновителей – к сожалению, имели место случаи жестокого обращения иностранных родителей с усыновленными детьми вплоть до их убийства. Но в большинстве случаев только иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни детям, ведь усыновляемые ими дети, как правило, инвалиды, которых отказываются усыновлять российские граждане. Таким детям требуются квалифицированный уход и дорогостоящая медицинская помощь, которые не могут обеспечить в полной мере учреждения, где они содержатся.
Для разрешения проблем иностранного усыновления необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, к ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления. Усыновление ребенка в России должно стать более распространенным и престижным.
Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Предлагается также запретить усыновление детей лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией, установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия.

Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.) Россия не участвует.
2. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.)
3. Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13 июля 2011 г.). Договор не ратифицирован.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
5. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. .№ 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
6. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1643.
7. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – 47. – Ст. 5340.
8. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275)(с изменениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 15. – Ст. 1590.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 15. – Ст. 1434.
10. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением». // Собрание законодательства РФ. – 13.11.2006. – № 46. – Ст. 4801.
Справочная и научная литература
11. Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан. – Система ГАРАНТ, 2010 г.
12. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. , 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. – 647 с.
13. Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. — Проспект, 2010 г. – 234 с.
14. Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник, М., 2007. – 546 с.
Электронные ресурсы
15. URL: www.usinovitedetei.ru (режим доступа – свободный).
16. URL: www.usynovite.ru (режим доступа – свободный).

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X