Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Ответы на вопросы по психологии (1-20)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
1.Предмет психологии и его трактовки в истории психологии. Отрасли современной психологии. История психологии – отрасль психологической науки, предметом которой является реконструкция процесса развития психологических знаний (представлений о психической реальности) в хронологической последовательности его этапов, выявление закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс, анализ деятельности творцов психологической мысли. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии. I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. В настоящее время предметом психологии является психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Отрасли психологии имеют весьма разветвленную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют познавательные процессы(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и самосознание. Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как медицинская психология. Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. Психодиагностика — наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

2.Понятие о воле. Функции воли. Виды и структура волевого действия.

Воля– это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. В волевых действиях человек осуществляет свою сознательную цель. Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную (активизирующую) и тормозящую. Побудительная функция – это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей. Тормозящая функция – это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их преодоления. Принято различать простые и сложные волевые действия (волевые акты). Простое волевое действие имеет две фазы: · побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель; · непосредственное (зачастую привычное) действие, осуществляемое немедленно как только дан импульс. Этот волевой акт не осложнен борьбой мотивов, не вызывает внутренних противоречий. Сложное волевое действие состоит из трех фаз: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная фаза включает: · возникновение побуждения (влечение – желание – побуждение к действию); · борьбу мотивов – это столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор; · процесс принятия решения – это формирование чувства ответственности за действие; · планирование, изыскание способов и средств достижения цели. Основная фаза волевого акта – исполнение принятого решения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие. Волевое усилие является тем психическим явлением, которое определяет специфику воли, обеспечивает мобилизацию внутренних ресурсов человека и создает дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от ряда факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественно значимых целей, установок, уровня самоорганизации личности.

3.Виды памяти. Основные закономерности развития памяти.

Различают несколько основных видов памяти. Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства. Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков. Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение. Закономерности памяти: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени (выученный материал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу и внимание в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эффективности запоминания спустя некоторое время).

4. Понятие о личности, ее характеристика, структура, факторы развития личности.

В человеке выделяют три грани: биологическое основание (индивид); социальное основание (личность); «человеческое в человеке» (индивидуальность). Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие «личность» — это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Структура личности: направленность — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности — проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах. Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание. Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе. Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

5.Самосознание и его компоненты: Я-концепция, самооценка, уровень притязаний.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще. У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание’» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция». Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. Я-концепция включает в себя три компонента: 1) когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.; 2) эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. 3) поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих. Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности. Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности. Уровень притязаний личности — степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным — завышенным или заниженным.

6. Понятие темперамента. Теории и классификации темперамента. Психологические свойства темперамента.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь). Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента, которые представлены в таблице. Название темперамента Психологические свойства человека с данным темпераментом Сангвиник Легкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны Флегматик Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется Холерик Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы Меланхолик Склонен к печали; преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента). Его взгляды на темперамент отражены в таблице. Телосложение Название темперамента Психологические свойства человека с данным темпераментом Пикник — человек среднего роста, с мягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей Циклотимик Легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Среди этого типа Кречмер выделял «веселых болтунов, спокойных юмористов и беспечных любителей жизни» Астеник — высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом Шизотимик Замкнут, упрям, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. По мнению Кречмера среди них встречаются «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты» Атлетик — человек с пропорционально крепким телосложением, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом и узкими бедрами Иксотимик Спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой. Отличается негибкостью мышления Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением тела Смешанный тип темперамента Основные свойства темперамента. Сензитивность, или чувствительность, — свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности. Реактивность — это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Активность — свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир. Темп реакций — свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний. Пластичность / ригидность — свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения. Эстраверсия / интроверсия — свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли). Среди свойств личности, на которые влияет темперамент, выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. 1. Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. 2. Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. 3. Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. 4. Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.

7. Понятие Мышления. Сущность и функции мышления Виды мышления. Мышление и речь.

Мышление– процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Функции: 1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. 2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями. 3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. 4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части. 6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое. 7. Обобщение — процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Виды мышления: 1. В зависимости от используемых средств, выделяют наглядно-действенные мышления: наглядно-образное мышление, осуществляемое на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; Абстрактно-логическое, осуществляемое при помощи анализа, обобщения, конкретизации. 2. По степени обоснованности результатов: интуитивное мышление, логическое мышление, эвристическое мышление (сокращение диапазона поиска, сосредотачиваемся на чем-то одном), вероятностное мышление (опирается на прошлый опыт человека). 3. По степени отражения действительности: реалистическое мышление (основано на реальных фактах), аутистическое мышление (игнорирование реальных фактов). Мышление рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга. Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) — распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания.

8. Ощущение. Восприятие. Представление. Их сущность, функции и виды

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Выделяют такие виды ощущений: • зрительные; • слуховые; • кожные; • обонятельные; • осязательные; • вкусовые; • температурные; • болевые; • кинестезические (ощущения движения тела); • интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним состоянием организма). Функции ощущений — познавательная, эмоциональная, регулирующая, приспособительная (в т.ч. адаптация). Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред¬полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за¬висимости от того, какой из них работает активнее, раз-личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося¬зательное восприятие. Восприятия подразделяют на виды. • В зависимости от целей: преднамеренные и непред¬намеренные восприятия. • В зависимости от степени организации: организован¬ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия. • В зависимости от формы отражения: —восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся; —восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; —восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Функции восприятия: 1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, Как фотография. 2. Синтеза. Динамическое восприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших и предугадывание последующих событий. То есть, восприятие в форме предугадывания того, каким, наиболее вероятным образом, будет развиваться окружающая реальность. Другими словами, моделирование будущих событий. Как будто прокручивается кино. Представле¬ние – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением. Важнейшей функцией представлений является их сигнальная функция. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача. Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира. Классификация представлений: • зрительные (образ человека, предмета, пейзаж); • слуховые (представление музыкальной мелодии); • обонятельные (представление запаха эфира); • осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее); • двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др. Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Представления различаются также по степени проявления волевых усилий: Непроизвольные представления – возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Кратковременные представления – это представления, очень непродолжительные по времени. Долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

9. Понятие о деятельности и ее структура

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Главная отличительная черта деятельности – цель — как регулятором активности. Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация — процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.

10. Психологическая сущность сознания, его происхождение, структура, развитие.

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности. Структура сознания: 1.В.В. Богословский: 1.знание об окружающем мире и о самом себе; познавательные процессы, которые дают возможность узнать об окружающем мире; 3.самосознание, которое дает возможность выделить себя из окружающей среды, проанализировать свои действия и поступки; 4. отношение, дающее возможность определить отношение к природному и социальному миру, к другим людям и самому себе. 2.Леонтьев, Зинченко: 1.биодинамическая ткань; 2.чувственная ткань; 3.значение предмета (обозначающее словом); 4.личностный смысл. Развитие сознания. У простейших организмов, а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Эту стадию психики можно назвать сенсорной. Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п. Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития. Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Эту стадию психики называют стадией интеллекта. Объединив все перечисленные стадии психики человек «добавил» чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

11. Основные направления в зарубежной и отечественной психологии XX-XXI вв.

Конец ХХ – начало ХХI в. – время интенсивного развития экономической психологии, обусловленное в первую очередь рядом практических потребностей общества (Т.В. Гусева, О.С. Дейнека, Х. Дитмар, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, П.К. Лунт и С.М. Ливингстоун, В.П. Позняков, Б.Г. Ребзуев, А.А. Савельева, В.А. Хащенко, А.Б. Фенько, Е.В. Щедрина и др.). Первые попытки учета психологических факторов были связаны с невозможностью объяснения экономических феноменов в рамках представлений об «экономическом человеке» А. Смита и Д. Рикардо и были выполнены в рамках экономической науки . Представители маржиналистов австрийской (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк) и математической (У. Джевонс, Л. Вальрас) школ заложили основы со-временной микроэкономики, где экономическое поведение человека определяется балансом субъективно оцениваемых издержек, связанных с приобретением экономических благ, и субъективно оцениваемым удовольствием, получаемым от их потребления . Однако последователи этого направления не опирались на идеи современной им психологии, а использовали наблюдения и интерпретации здравого смысла, а также некоторые идеи философии и этики. Современные представления о роли психологических факторов на макроэкономическом уровне разрабатывались в трудах американского экономиста Дж. Кейнса. Однако Кейнс уделял внимание лишь тем психологическим аспектам человеческой природы, которые не подвержены изменению в краткосрочном периоде; изменения же долгосрочного характера его не интересовали. Развитие экономической психологии в XX в., по мнению идет по двум направлениям: – изучение психологического содержания экономических феноменов, таких как деньги, собственность, труд (Х. Дитмар, П.К. Лунт и С.М. Ливингстоун, А.Л. Журавлев, А.Б. Фенько и др.); – исследование феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований, однако акцент ставится на их экономическое наполнение (Х. Дитмар, Т.В. Гусева, Б.Г. Ребзуев, А.А. Савельева, и др.). В рамках обоих подходов к изучению психологических аспектов экономики ряд тем получил наибольшее внимание и развитие в трудах экономических психологов. Проблема владения и собственности вызывает большой интерес как среди зарубежных (Х. Дитмар, Н.Л. Камптнер, Д.А. Принтайс, П.К. Лунт и С.М. Ливингстоун), так и среди отечественных психологов (А.И. Китов, В.Д. Попов, Я.И. Жукова). Тема отношения к деньгам в отечественной науке отражена в работах О.С. Дейнеки, А.Б. Фенько, и др. За рубежом тема денег представлена изучением психологических аспектов задолженности (С.Э. Ли, Р. Бертод, Э. Кемпсон, П.К. Лунт и С.М. Ливингстоун). В иностранной психологии активно разрабатывалась тема безработицы и нищеты (А. Фенем, П.К. Лунт).

12. Понятие конфликта, структура, динамика и способы его разрешения.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными структурными элементами конфликта являются: Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом. Основные этапы конфликта 1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д. 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. 4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. 5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.). Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются: 1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Выделяют пять основных стратегий : соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

13. Способности. Понятие, структура, виды. Задатки и способности.

Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Деятельность (трудовая ,учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. По широте и направленности выделяют: • Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр. • Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр. Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков. Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п. Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей. Задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

14. Сущность, функции и основные свойства внимания

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию -контроль и регуляцию деятельности. Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания. Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает. Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом. Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

15. Эмоции и чувства. Их характеристика, классификация и особенности проявления

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций. Назовем наиболее часто используемые: 1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания). 2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение); 3) классификация по трем направлениям:а) удовольствие – неудовольствие; б) напряжение – разрядка;в) возбуждение – торможение. 4) Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные. К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональных проявлений трудно дать единую классификацию эмоций. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций. Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения. В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности. Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными процессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятельности. Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости. Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др. Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенностью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональным переживаниям.

16. Понятие характера, его структура, акцентуации характера

Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че¬ловека способах деятельности и формах поведения. Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных. Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека: 1.те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. 2.черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. 3.чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Типы акцентуации черт характера: 1.Гипертимический тип. Постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности; чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям. 2.Застревающий тип. Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так. 3.Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность. Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе. 4.Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны. 5.Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры. 6.Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность. В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. 7.Демонстративный тип. Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. 8.Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых яв¬ляются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. 9.Дистимический тип (противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. До¬моседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окру¬жающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дру¬жит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. 10. Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, слово-охотливы, влюбчивы. Часто спорят, в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Привяза¬ны и внимательны к друзьям и близким. 11.Экстравертированный тип. Высокая контактно¬сть, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. 12.Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты, слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций: •типы промежуточные — результат одновременного развития нескольких типических черт; •типы амальгамные — напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам.

17. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные категории: психологический возраст, ведущая деятельность, психические новообразования, кризис, сензитивный период.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Задачи возрастной психологии: — Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. — Периодизация психического развития в онтогенезе. — Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. — Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. — Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. — Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. — Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. — Возрастная и клиническая диагностика. — Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. — Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем. Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития. Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития. Кризис представляет ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Сензитивный период — наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

18. Общее строение мотивационной сферы личности

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца в тех или иных условиях. Психические явления, состояния и процессы (ощущения, восприятия, внимание, память), способности, темперамент, характер и эмоции — обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся у человека. Понятие «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы. намерения, цели, интересы, стремления) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с дефицитом того, что требуется (отсюда название) организму для его устранения. Потребности есть у всех живых существ, и этим, в частности, живая природа отмечается от неживой. Другим ее отличием, связан¬ным также с наличием потребностей, является избирательность реагирования именно живого на то, что составляет предмет его потребностей, на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбу-димости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависят от уровня их организации, образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных физических и химических условиях существования. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и их особым сочетанием.

19. Общее понятие о психике. Психическое отражение как субъективный образ реального мира. Психические процессы, свойства, состояния.

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психическое отражение — всегда субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит субъекту, вне его не существует и зависит от субъективных особенностей. Таким образом, психика — «субъективный образ объективного мира». В основе психических процессов лежит нейрофизиологическая деятельность мозга. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика — системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные системы, которые формируются у человека в процессе жизни, и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств. Психические процессы — это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности. Выделяют три класса психических процессов: — познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мьпшление, воображение); — эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений); — коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение). Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по: — уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.); — уровню интенсивности (активационные); — уровню психофизиологического ресурса (тонические); — уровню психического напряжения (тензионные); — продолжительности состояния (временные); — знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные). Психические свойства личности — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

20. Младший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного воз¬растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за¬канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз¬растном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают при¬обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: — качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;- рефлексия, анализ, внутренний план действий; — развитие нового познавательного отношения к действительности;- ориентация на группу сверстников. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

21. Общая характеристика подросткового возраста (с.с.р., вед.деят-ть, психич.Н/О). Основные проблемы и сущность подросткового кризиса.

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями”. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности. На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере. Центральные новообразования: • абстрактное мышление; • самосознание; • половая идентификация; • чувство “взрослости”, • переоценка ценностей, • автономная мораль. Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.tsaa.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru