Практическая работа по дисциплине «Психология в профессиональной деятельности юриста» для СибЮУ



Методики для составления психологического портрета студентами

Выполнение практической работы: Практическое задание по теме №5 модуля 1 по составлению профессиограммы юриста и ее качественной интерпретация.  Задания представлены в учебно-методическом пособии  Т.И. Рогозиной для студентов (сборник задач и тестовых заданий) направления подготовки 030900.62 (специальности) — «Юриспруденция» всех профилей подготовки (специализации) и всех форм обучения. Необходимо выполнить методики на определение профессиональных особенностей явлений психики на страницах 31-45 учебного пособия.

На основании данных по результатам каждой методики студентом предоставляется профессиограмма на себя.

Критерии оценки:

выполнено 50% методик – не допуск к итоговой аттестации

выполнено 100% методик – допуск к итоговой аттестаци

Ход выполнения задания

  1. Выполнить практическую работу.
  • Прочитать инструкции к каждой методике
  • Согласно инструкции выполнить задание.
  • Результаты интерпретировать согласно полученным баллам.
  • Выполненную работу с проставленными баллами по суждениям и интерпретацией результатов отправить преподавателю.

 

 

Методика 1. Коммуникативные и организаторские способности

Ин­ст­рук­ция

Вам не­об­хо­ди­мо от­ве­тить на все во­п­ро­сы, ко­то­рые бу­дут пред­ло­же­ны. Сво­бод­но вы­ра­жай­те свое мне­ние и от­ве­чай­те на них так: ес­ли ваш от­вет на во­п­рос по­ло­жи­те­лен, то по­ставь­те про­тив со­от­ветст­ву­ю­щей ему циф­ры знак « + », ес­ли от­ри­ца­те­лен – то « – ». Мо­жет слу­чить­ся так, что на не­ко­то­рые во­п­ро­сы вам бу­дет тру­д­но от­ве­тить. То­г­да по­ста­рай­тесь дать наи­бо­лее ве­ро­ят­ный от­вет.

  1. Мно­го ли у вас дру­зей, с ко­то­ры­ми вы по­сто­ян­но об­ща­е­тесь?
  2. Ча­с­то ли вам уда­ет­ся убе­дить боль­шин­ст­во сво­их то­ва­ри­щей в пра­во­те ва­ше­го мне­ния?
  3. Дол­го ли вас бес­по­ко­ит чув­ст­во оби­ды, при­чи­нен­ное вам кем-то из ва­ших то­ва­ри­щей?
  4. Все­гда ли вам тру­д­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в со­з­дав­шей­ся кри­ти­че­с­кой си­ту­а­ции?
  5. Есть ли у вас стре­м­ле­ние к ус­та­но­в­ле­нию но­вых зна­комств с раз­ли­ч­ны­ми людь­ми?
  6. Нра­вит­ся ли вам за­ни­мать­ся об­ще­ст­вен­ной ра­бо­той?
  7. Вер­но ли, что вам при­ят­нее и про­ще про­во­дить вре­мя с кни­га­ми или за ка­ки­ми-ли­бо дру­ги­ми за­ня­ти­я­ми, чем с людь­ми?
  8. Ес­ли воз­ни­к­ли ка­кие-то по­ме­хи в осу­ще­ст­в­ле­нии ва­ших на­ме­ре­ний, то лег­ко ли вы от­сту­па­е­те от сво­их на­ме­ре­ний?
  9. Лег­ко ли вы ус­та­на­в­ли­ва­е­те кон­такт с людь­ми, ко­то­рые зна­чи­тель­но стар­ше вас по воз­рас­ту?
  10. Лю­би­те ли вы при­ду­мы­вать и ор­га­ни­зо­вы­вать со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми раз­ли­ч­ные иг­ры и раз­вле­че­ния?
  11. Тру­д­но ли для вас вклю­чить­ся в но­вые для вас ком­па­нии?
  12. Ча­с­то ли вы от­кла­ды­ва­е­те не дру­гие дни те де­ла, ко­то­рые ну­ж­но бы­ло бы вы­пол­нить се­го­д­ня?
  13. Лег­ко ли вам уда­ет­ся ус­та­но­вить кон­та­к­ты с не­зна­ко­мы­ми людь­ми?
  14. Стре­ми­тесь ли вы до­би­вать­ся, что­бы ва­ши то­ва­ри­щи дей­ст­во­ва­ли в со­от­вет­ст­вии с ва­ши­ми мне­ни­я­ми?
  15. Тру­д­но ли вы ос­ва­и­ва­е­тесь в но­вом кол­ле­к­ти­ве?
  16. Вер­но ли, что у вас не бы­ва­ет кон­фли­к­тов с то­ва­ри­ща­ми из-за не­вы­пол­не­ния ими сво­их обе­ща­ний, обя­зан­но­стей, обя­за­тельств?
  17. Стре­ми­тесь ли вы при удоб­ном слу­чае по­з­на­ко­мить­ся и по­бе­се­до­вать с не­зна­ко­мым че­ло­ве­ком?
  18. Ча­с­то ли в ре­ше­нии ва­ж­ных дел вы при­ни­ма­е­те ини­ци­а­ти­ву на се­бя?
  19. Раз­дра­жа­ют ли вас ок­ру­жа­ю­щие, и хо­чет­ся ли вам по­быть од­но­му?
  20. Прав­да ли, что вы обы­ч­но пло­хо ори­ен­ти­ру­е­тесь в не­зна­ко­мой для вас об­ста­нов­ке?
  21. Нра­вит­ся ли вам по­сто­ян­но на­хо­дить­ся сре­ди лю­дей?
  22. Воз­ни­ка­ет ли у вас раз­дра­же­ние, ес­ли вам не уда­ет­ся за­кон­чить на­ча­тое де­ло?
  23. Ис­пы­ты­ва­е­те ли вы за­труд­не­ния или не­удоб­ст­ва, ес­ли при­хо­дит­ся про­явить ини­ци­а­ти­ву, что­бы по­з­на­ко­мить­ся с но­вым че­ло­ве­ком?
  24. Прав­да ли, что вы уто­м­ля­е­тесь от ча­с­то­го об­ще­ния с то­ва­ри­ща­ми?
  25. Лю­би­те ли вы уча­ст­во­вать в кол­ле­к­тив­ных иг­рах?
  26. Ча­с­то ли вы про­яв­ля­е­те ини­ци­а­ти­ву при ре­ше­нии во­п­ро­сов, за­тра­ги­ва­ю­щих ин­те­ре­сы ва­ших то­ва­ри­щей?
  27. Прав­да ли, что вы чув­ст­ву­е­те се­бя не­уве­рен­но сре­ди ма­ло­зна­ко­мых вам лю­дей?
  28. Вер­но ли, что вы ред­ко стре­ми­тесь к до­ка­за­тель­ст­ву сво­ей пра­во­ты?
  29. По­ла­га­е­те ли вы, что вам не до­с­та­в­ля­ет осо­бо­го тру­да вне­сти ожи­в­ле­ние в ма­ло­зна­ко­мую для вас ком­па­нию?
  30. При­ни­ма­ли ли вы уча­стие в об­ще­ст­вен­ной ра­бо­те в шко­ле?
  31. Стре­ми­тесь ли вы ог­ра­ни­чить круг сво­их зна­ко­мых не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом лю­дей?
  32. Вер­но ли, что вы не стре­ми­тесь от­ста­и­вать свое мне­ние или ре­ше­ние, ес­ли оно не бы­ло сра­зу при­ня­то ва­ши­ми то­ва­ри­ща­ми?
  33. Чув­ст­ву­е­те ли вы се­бя не­при­ну­ж­ден­но, по­пав в не­зна­ко­мую для вас ком­па­нию?
  34. Охот­но ли вы при­сту­па­е­те к ор­га­ни­за­ции раз­ли­ч­ных ме­ро­при­я­тий для сво­их то­ва­ри­щей?
  35. Прав­да ли, что вы чув­ст­ву­е­те се­бя до­с­та­то­ч­но уве­рен­ным и спо­кой­ным, ко­г­да при­хо­дит­ся го­во­рить что-ли­бо боль­шой груп­пе лю­дей?
  36. Ча­с­то ли вы опа­з­ды­ва­е­те на де­ло­вые встре­чи, сви­да­ния?
  37. Вер­но ли, что у вас мно­го дру­зей?
  38. Ча­с­то ли вы сму­ща­е­тесь, чув­ст­вуя не­лов­кость при об­ще­нии с ма­ло­из­ве­ст­ны­ми вам людь­ми?
  39. Ча­с­то ли вы ока­зы­ва­е­тесь в цен­т­ре вни­ма­ния у сво­их то­ва­ри­щей?
  40. Прав­да ли, что вы не очень уве­рен­но чув­ст­ву­е­те се­бя в ок­ру­же­нии боль­шой груп­пы сво­их то­ва­ри­щей?

Об­ра­бот­ка ре­зуль­та­тов: по­с­ле от­ве­тов на все во­п­ро­сы ис­пы­ту­е­мым пред­ла­га­ет­ся све­рить их с клю­чом и под­счи­тать ко­ли­че­ст­во сов­па­да­ю­щих от­ве­тов по всем во­п­ро­сам ме­то­ди­ки. Все не­чет­ные во­п­ро­сы из­ме­ря­ют ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти, чет­ные – ор­га­ни­за­тор­ские.

Оце­но­ч­ный ко­эф­фи­ци­ент (К) ком­му­ни­ка­тив­ных или ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ни­ем ко­ли­че­ст­ва сов­па­да­ю­щих с клю­чом от­ве­тов к ма­к­си­маль­но воз­мо­ж­но­му чи­с­лу сов­па­де­ний, то есть к 20:

 где К – ве­ли­чи­на оце­но­ч­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та;

Х – ко­ли­че­ст­во сов­па­да­ю­щих с чи­с­лом от­ве­тов

Ключ к оп­ре­де­ле­нию ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей:

1 + 11 21 + 31
3 13 + 23 33 +
5 + 15 25 + 35
7 17 + 27 37 +
9 19 29 + 39

 

 Ключ к оп­ре­де­ле­нию ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей:

2 + 12 22 + 32
4 14 + 24 34 +
6 + 16 26 + 36
8 18 + 28 38 +
10 20 30 + 40

 

Ин­тер­пре­та­ция ре­зуль­та­тов

По­ка­за­те­ли, по­лу­чен­ные по этой ме­то­ди­ке, мо­гут варь­и­ро­вать­ся от 0 до 1. По­ка­за­те­ли, бли­з­кие к 1, сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком уров­не про­яв­ле­ния ком­му­ни­ка­тив­ных или ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей. Бли­з­кие к 0 по­ка­за­те­ли сви­де­тель­ст­ву­ют об их ни­з­ком уров­не.

Для бо­лее до­с­то­вер­ной оцен­ки ком­му­ни­ка­тив­ных и ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей ис­поль­зу­ет­ся шка­ла оце­нок, по ко­то­рой све­ря­ют­ся по­лу­чен­ные оце­но­ч­ные ре­зуль­та­ты.

Шка­ла оце­нок ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей

Ко­эф­фи­ци­ент Оцен­ка Уро­вень про­яв­ле­ния

ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей

0,10–0,45 1 Ни­з­кий
0,46–0,55 2 Ни­же сре­д­не­го
0,56–0,65 3 Сред­ний
0,66–0,75 4 Вы­со­кий
0,76–1,00 5 Очень вы­со­кий

Шка­ла оце­нок ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей

Ко­эф­фи­ци­ент Оцен­ка Уро­вень про­яв­ле­ния

ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей

0,20–0,55 1 Ни­з­кий
0,56–0,65 2 Ни­же сре­д­не­го
0,66–0,70 3 Сред­ний
0,71–0,80 4 Вы­со­кий
0,81–1,00 5 Очень вы­со­кий

 

Оцен­ка «1». По­лу­чив­шие ее ис­следу­е­мые ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся край­не ни­з­ким уров­нем про­яв­ле­ния спо­соб­но­стей к ком­му­ни­ка­тив­ной и ор­га­ни­за­тор­ской де­я­тель­но­сти.

Оцен­ка «2». Для ис­следу­е­мых, по­лу­чив­ших та­кую оцен­ку, ха­ра­к­тер­но от­сут­ст­вие стре­м­ле­ния к об­ще­нию. Они чув­ст­ву­ют се­бя ско­ван­но в не­зна­ко­мой ком­па­нии и но­вом кол­ле­к­ти­ве. Они пред­по­чи­та­ют про­во­дить вре­мя на­еди­не с со­бой, ог­ра­ни­чи­ва­ют свои зна­ком­ст­ва с но­вы­ми людь­ми. Им тру­д­но вы­сту­пать пе­ред ау­ди­то­ри­ей, они пло­хо ори­ен­ти­ру­ют­ся в не­зна­ко­мой си­ту­а­ции, не от­ста­и­ва­ют свое мне­ние, тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ют оби­ды. Про­яв­ле­ние ини­ци­а­ти­вы и об­ще­ст­вен­ной ак­тив­но­сти с их сто­ро­ны вы­ра­же­но сла­бо, во мно­гих де­лах они пред­по­чи­та­ют из­бе­гать при­ня­тия са­мо­сто­я­тель­ных ре­ше­ний.

Оцен­ка «3». По­лу­чив­шие та­кую оцен­ку ис­следуемые, об­ла­дая сред­ни­ми дан­ны­ми, стре­мят­ся к но­вым кон­та­к­там с людь­ми, не ог­ра­ни­чи­вая круг сво­их при­вы­ч­ных зна­комств. Они охот­но про­яв­ля­ют ли­дер­ское по­ве­де­ние, от­ста­и­ва­ют свое мне­ние, са­мо­сто­я­тель­но пла­ни­руя ра­бо­ту. Од­на­ко по­тен­ци­ал их спо­соб­но­стей не от­ли­ча­ет­ся ус­той­чи­во­стью. Эти ис­следу­е­мые, ес­ли они хо­тят быть ус­пеш­ны­ми в об­ще­нии с людь­ми и ру­ко­во­дстве ими, ну­ж­да­ют­ся в серь­ез­ной и пла­но­мер­ной ра­бо­те по фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию спо­соб­но­стей.

Оцен­ка «4». Ис­пы­ту­е­мые этой груп­пы не те­ря­ют­ся в но­вой для них об­ста­нов­ке, бы­ст­ро на­хо­дят дру­зей, по­сто­ян­но рас­ши­ря­ют круг сво­их зна­ко­мых. Они охот­но за­ни­ма­ют­ся об­ще­ст­вен­ной ра­бо­той, по­мо­га­ют бли­з­ким, друзь­ям, про­яв­ля­ют ини­ци­а­ти­ву в об­ще­нии, с удо­воль­ст­ви­ем уча­ст­ву­ют в ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­вен­ных ме­ро­при­я­тий, спо­соб­ны при­ни­мать са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние в труд­ных ситуациях.

Оцен­ка «5». Лю­ди с вы­со­ким уров­нем про­яв­ле­ния ком­му­ни­ка­тив­ных и ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей бы­ст­ро ори­ен­ти­ру­ют­ся в сло­ж­ных си­ту­а­ци­ях, они не­при­ну­ж­ден­но ве­дут се­бя в но­вом кол­ле­к­ти­ве. Ис­следуемые этой груп­пы ини­ци­а­тив­ны, пред­по­чи­та­ют са­мо­сто­я­тель­ность в вы­бо­ре и при­ня­тии ре­ше­ний, от­ста­и­ва­ют свое мне­ние и до­би­ва­ют­ся, что­бы оно бы­ло при­ня­то. Они лег­ко вли­ва­ют­ся в не­зна­ко­мую ком­па­нию, лю­бят и уме­ют ор­га­ни­зо­вы­вать раз­ли­ч­ные иг­ры, кол­ле­к­тив­ные де­ла, са­ми уме­ют на­хо­дить та­кую ра­бо­ту.

 

Методика 2. Диагностика волевого потенциала личности.

Инструкция

Прочитайте приведённые вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте «да»; при сомнении, неуверенности «не знаю» (или «бывает», «случается»); при не согласии — «нет».

  1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, не зависимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно, сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Попадая в конфликтную ситуацию (на работе или в быту), в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
  4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдёте ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?
  8. Если у Вас вызывает страх, предстоящий полёт на самолёте или посещение стоматолога, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намеренья?
  9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настоятельно рекомендуют врачи?
  10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесёт Вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли Вы человеком слова?
  11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?
  12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приёма пищи, работы, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Отвлечёт ли Вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
  15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, каким бы обидным ни казались Вам слова противной стороны?

 

Обработка результатов:

Ответ «да» оценивается в 2 балла;

«не знаю» — 1 балл;

«нет» — 0 баллов, затем суммируется полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у Вас не важно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить Вам. К обязанностям не редко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете, чуть ли ни как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учётом этой оценки, может быть она поможет Вам изменить своё отношение к окружающим и кое-что изменить в своём характере. Если удастся, от этого Вы только выиграете.

13-21 баллов — сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнёте действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов — с силой воли у Вас всё в порядке. На Вас можно положиться — Вы не подведёте, Вас не страшат не новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твёрдая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать ещё и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

 

Методика 3. Подвержены ли Вы стрессу?

Инструкция

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

  1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
  2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
  3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
  4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
  5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
  6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
  7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
  8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
  9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
  10. Вас поддерживает Ваша вера.
  11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
  12. У Вас много друзей и знакомых.
  13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
  14. Вы здоровы.
  15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
  16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
  17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
  18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
  19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
  20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Интерпретация результатов

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков: почти всегда — 1; часто — 2; иногда — 3; почти никогда — 4; никогда — 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20.

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, — у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 баллов, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни — не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

 

Методика 4. Тест – опросник для определения уровня самооценки

Ин­ст­рук­ция

Вам пред­ла­га­ют­ся 32 суждения, и пять воз­мо­ж­ных ва­ри­ан­тов от­ве­тов, ка­ж­дый из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­но­му ко­ли­че­ст­ву бал­лов. Вы­ра­жая сте­пень сво­его со­г­ла­сия с су­ж­де­ни­я­ми, вы про­ста­в­ля­е­те бал­лы: 4 – очень ча­с­то; 3 – ча­с­то; 2 – ино­гда; 1 – ред­ко; 0 – ни­ко­г­да.

 

  1. Мне хо­чет­ся, что­бы мои дру­зья под­ба­д­ри­ва­ли ме­ня.
  2. По­сто­ян­но чув­ст­вую свою от­вет­ст­вен­ность за ра­бо­ту (уче­бу).
  3. Я бес­по­ко­юсь о сво­ем бу­ду­щем.
  4. Мно­гие ме­ня не­на­ви­дят.
  5. Я об­ла­даю мень­шей ини­ци­а­ти­вой, не­же­ли дру­гие.
  6. Я бес­по­ко­юсь за свое пси­хи­че­с­кое со­сто­я­ние.
  7. Я бо­юсь вы­гля­деть глу­п­цом.
  8. Внеш­ний вид дру­гих ку­да луч­ше, чем мой.
  9. Я бо­юсь вы­сту­пать с ре­чью пе­ред не­зна­ко­вы­ми людь­ми.
  10. Я ча­с­то до­пу­с­каю ошиб­ки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить, как сле­ду­ет с людь­ми.
  12. Как жаль, что мне не хва­та­ет уве­рен­но­сти в се­бе.
  13. Мне бы хо­те­лось, что­бы мои дей­ст­вия обо­д­ря­лись дру­ги­ми ча­ще.
  14. Я слиш­ком скро­мен.
  15. Моя жизнь бес­по­лез­на.
  16. Мно­гие не­пра­виль­но­го мне­ния обо мне.
  17. Мне не с кем по­де­лить­ся сво­и­ми мы­с­ля­ми.
  18. Лю­ди ждут от ме­ня мно­го­го.
  19. Лю­ди не осо­бен­но ин­те­ре­су­ют­ся мо­и­ми до­с­ти­же­ни­я­ми.
  20. Я слег­ка сму­ща­юсь.
  21. Я чув­ст­вую, что мно­гие лю­ди не по­ни­ма­ют ме­ня.
  22. Я не чув­ст­вую се­бя в бе­з­о­па­с­но­сти.
  23. Я ча­с­то по­на­пра­с­ну во­л­ну­юсь.
  24. Я чув­ст­вую се­бя не­лов­ко, ко­г­да вхо­жу в ком­на­ту, где уже си­дят лю­ди.
  25. Я чув­ст­вую се­бя ско­ван­ным.
  26. Я чув­ст­вую, что лю­ди го­во­рят обо мне за мо­ей спи­ной.
  27. Я уве­рен, что лю­ди поч­ти все при­ни­ма­ют лег­че, чем я.
  28. Мне ка­жет­ся, что со мной дол­ж­на слу­чить­ся ка­кая-ни­будь не­при­ят­ность.
  29. Ме­ня во­л­ну­ет мысль о том, как лю­ди от­но­сят­ся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так об­щи­те­лен.
  31. В спо­рах я вы­ска­зы­ва­юсь толь­ко то­г­да, ко­г­да уве­рен в сво­ей пра­во­те.
  32. Я ду­маю о том, че­го ждут от ме­ня лю­ди.

Об­ра­бот­ка ре­зуль­та­тов про­во­дит­ся сум­ми­ро­ва­ни­ем бал­лов по всем 32 су­ж­де­ни­ям.

Ин­тер­пре­та­ция ре­зуль­та­тов

– сум­ма бал­лов от 0 до 25 го­во­рит о вы­со­ком уров­не са­мо­оцен­ки, при ко­то­ром че­ло­век, как пра­ви­ло, не отя­го­щен со­м­не­ни­я­ми, аде­к­ват­но ре­а­ги­ру­ет на за­ме­ча­ния дру­гих и трез­во оце­ни­ва­ет свои дей­ст­вия;

– сум­ма бал­лов от 26 до 45 сви­де­тель­ст­ву­ет о сре­д­нем уров­не са­мо­оцен­ки. Че­ло­век с та­ким уров­нем са­мо­оцен­ки вре­мя от вре­ме­ни ощу­ща­ет не­объ­я­с­ни­мую не­лов­кость во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми, не­ред­ко не­до­о­це­ни­ва­ет се­бя и свои спо­соб­но­сти без до­с­та­то­ч­ных на то ос­но­ва­ний.

– сум­ма бал­лов от 46 до 128 ука­зы­ва­ет на ни­з­кий уро­вень са­мо­оцен­ки, при ко­то­ром че­ло­век не­ред­ко бо­лез­нен­но пе­ре­но­сит кри­ти­че­с­кие за­ме­ча­ния в свой ад­рес, ча­ще ста­ра­ет­ся под­стро­ить­ся под мне­ние дру­гих лю­дей, силь­но стра­да­ет от из­бы­то­ч­ной за­стен­чи­во­сти

 

Методика 5. Методика «Умение выделять существенные признаки»

Инструкция

В ка­ж­дой стро­ке име­ет­ся од­но сло­во пе­ред скоб­ка­ми и 5 слов в скоб­ках. Под­черк­ни­те в ка­ж­дой стро­ке те два сло­ва в скоб­ках, ко­то­рые обо­з­на­ча­ют то, что дан­ный пред­мет (пе­ред скоб­ка­ми) все­гда име­ет, без че­го он не бы­ва­ет. Подчеркните только два этих слова.

  1. Сад (рас­те­ния, са­дов­ник, со­ба­ка, за­бор, зе­м­ля).
  2. Ре­ка (бе­рег, ры­ба, ры­бо­лов, ти­на, во­да).
  3. Го­род (ав­то­мо­биль, зда­ния, тол­па, ули­ца, ве­ло­си­пе­дист).
  4. Куб (уг­лы, чер­теж, сто­ро­на, ка­мень, де­ре­во).
  5. Де­ле­ние (класс, де­ли­мое, ка­ран­даш, де­ли­тель, бу­ма­га).
  6. Са­рай (се­но­вал, ло­ша­ди, кры­ша, скот, сте­ны).
  7. Коль­цо (диа­метр, ал­маз, про­ба, круг­лость, пе­чать).
  8. Чте­ние (гла­за, кни­га, кар­тин­ка, пе­чать, сло­во).
  9. Га­зе­та (прав­да, при­ло­же­ния, те­ле­грам­мы, бу­ма­га, ре­да­к­тор).
  10. Иг­ра (кар­ты, иг­ро­ки, штра­фы, на­ка­за­ния, пра­ви­ла).
  11. Вой­на (аэ­ро­план, пуш­ки, сра­же­ния, ру­жья, сол­да­ты).

 

За ка­ж­дое сло­во, сов­пав­шее с клю­чом, — 2 бал­ла. Кол-во бал­лов бо­лее 20 го­во­рит об уме­нии вы­де­лять су­ще­ст­вен­ные при­зна­ки. (Правильный вариант предоставляет преподаватель на занятии).

 

 

Методика 6. Методика — модель креативных качеств личности (МККЛ)

Инструкция

Прочитайте утверждения, и используя оценку, проставьте соответствующие баллы после каждого: «полностью согласен» — 3 балла; «в общем это верно» — 2 балла; «это не совсем так» — 1 балл; «это не верно» — 0 баллов.

  1. 1) Я быстро приспосабливаюсь к незнакомой обстановке и нахожу общий язык с разными людьми.

2) Я уважаю, мнение других людей, советуюсь с ними и могу изменить свою точку зрения при необходимости.

3) Я обладаю хорошими вербальными способностями.

4) Я люблю встречи и дискуссии с людьми.

5) Я человек не стеснительный.

 

  1. 6) Для меня характерно целостное восприятие мира без детального анализа.

7) Я люблю мечтать, фантазировать, сочинять стихи.

8) Только благодаря интуиции и природному чутью мне удается делать правильные выводы.

9) Неосознанная мотивация играет большую роль в моей деятельности.

10) Я – человек эмоционально – восприимчивый.

 

  1. 11) Я могу увлечь людей своей идеей и организовать их на совместную деятельность.

12) Я могу убедить людей в своей правоте.

13) Мне обычно удается завоевать авторитет в разных группах.

14) Мне удается, работая в коллективе, перепоручить часть своей работы.

15) Я могу общаться на формальной и неформальной основе с людьми при организации дела.

 

  1. 16) Я всегда хочу знать больше обо всем.

17) Люблю решать задачи, требующие активного мышления.

18) Меня привлекает работа исследователя.

19) Читать – это для меня необходимость.

20) Мне доставляет удовольствие анализировать окружающие меня предметы.

 

  1. 21) Я думаю, что точность и расчет – это главное в делах.

22) Планирую приобрести или уже имею дома персональный компьютер.

23) Я люблю наводить порядок во всем.

24) Я имею записную книжку и всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

 

25) Мне нравится решать задачи по математике.

  1. 26) Люблю работать руками.

27) Неудача меня не обескураживает.

28) Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями.

29) Работа с разными инструментами мне по душе

30) Любое начатое дело я довожу до конца.

описание факторов:

  1. Социальность (с 1 по 5 утверждение). Это качество, характеризующее отношения индивида с окружающим обществом, его представление о системе социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности. Высокие показатели, говорят о том, что человек общительный, открытый, компанейский, в общении с людьми легкий и предприимчивый, активно интересуется другими людьми; свободно вступает в контакты, не испытывает трудностей в общении, не теряется при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывает. Низкие показатели: довольно замкнутый и не очень общительный человек; часто испытывает трудности при вступлении в контакт, сдерживает свои чувства; мало интересуется жизнью окружающих людей, предпочитает «общаться» с книгами и вещами и т.д. Не любит коллективные мероприятия, старается строго придерживаться правил, в меру предприимчив и осторожен в подборе партнеров.
  2. Интуитивность (с 6 по 10 утверждение). Качество, характеризующее отыскание (часто практически моментальное) решения задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения — как результат «непосредственного усмотрения». Трактуется и как специфическая способность, и как целостное охватывание условий проблемной ситуации, и как механизм творческой деятельности. Высокие показатели: обладание хорошим воображением и эстетическим вкусом; привычкой действовать по интуиции. Низкие показатели: достаточно мужественный, суровый, практичный и реалистичный человек, доверяющий больше рассудку, чем чувствам; довольно уверенный в себе, берет на себя ответственность.
  3. Организационность (с 11 по 15 утверждение). Способность индивида побуждать и объединять людей с целью выполнения определенного вида деятельности. Высокие показатели: легко удается увлечь людей, убедить их в своей правоте, а также успешно организовать их на совместную деятельность; очень общительный человек и умело использует это качество себе на пользу; довольно авторитетен. Низкие показатели: слабый организаторский потенциал; очень сложно организовать коллективное дело; скорее исполнитель.
  4. Интеллектуальность (с 16 по 20 утверждение). Индивидуальные особенности, относимые, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и т.д. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Высокие показатели: высокие умственные способности, сильно развито логическое мышление; легко решает абстрактные задачи; широкие познавательные интересы; высокие познавательные запросы; аналитический склад ума. Низкие показатели: недостаточно развито логическое мышление; слабые познавательные интересы; многое понимает буквально и конкретно.
  5. Системность (с 21 по 25 утверждение). Умение планировать и последовательно точно, по «шагам», выполнять какой-либо вид деятельности. Высокие показатели: любит во всем порядок; во всем придерживается логики, точности и расчета, любое начинание планирует и просчитывает заранее. Низкие показатели: как правило, выполняемая работа не имеет предварительного планирования и носит спонтанный характер; придерживается свободы действий.
  6. Реалистичность (с 26 по 30 утверждение). Умение адекватно оценивать ситуацию, действовать по велению разума, а не чувств. Высокие показатели: реалист; эмоционально устойчивый человек; спокойный, зрелый; постоянный в своих интересах и планах; умеющий держать себя в руках даже в трудных жизненных ситуациях, не расстраивается из-за пустяков; начатое дело доводит до конца. Низкие показатели: эмоционально невыдержанный, импульсивный, недостаточно управляющий своими чувствами человек, который не всегда может держать себя в руках и быть достаточно спокойным в общении с людьми и ответственным в доведении дела до конца, так как переменчив в настроении и неустойчив в интересах. Высокий уровень выраженности всех шести факторов креативности в профиле является необходимым условием развития творческого потенциала личности.

 

 

 

Методика 7. Уверенность в себе (тест Райдаса)

Инструкция

Вам будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Примерьте эти утверждения к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия в баллах, а именно:

5 — очень характерно для меня, описание очень верное;

4 — довольно характерно для меня — скорее да, чем нет;

3 — отчасти характерно, отчасти не характерно;

2 — довольно не характерно для меня — скорее нет, чем да;

1 — совсем не характерно для меня, описание не верно.

 

  1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я.
  2. Я не решаюсь назначить свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости.
  3. Когда подаваемая еда в кафе меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту.
  4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
  5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, которые не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет».
  6. Когда меня просят что-либо сделать, я обязательно выясняю, за чем это.
  7. Я предпочитаю использовать сильные аргументы и доводы.
  8. Я стараюсь быть в числе первых, как и большинство людей.
  9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах.
  10. Я получаю удовольствие от общения с незнакомыми людьми.
  11. Я часто не знаю, что лучше сказать привлекательной(ому) женщине (мужчине).
  12. Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить по телефону в учреждение.
  13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой, принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.
  14. Я стесняюсь возвратить покупку.
  15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.
  16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым.
  17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать.
  18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения.
  19. Я избегаю спорить и торговаться о цене.
  20. Сделав что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.
  21. Я откровенен и искренен в своих чувствах.
  22. Если кто-то сплетничает обо мне, я стремлюсь поговорить с ним об этом.
  23. Мне часто трудно ответить «нет».
  24. Я склонен сдерживать проявления своих эмоций, а не устраивать сцены.
  25. Я жалуюсь на плохое обслуживание и беспорядок.
  26. Когда мне делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ.
  27. Если в театре или на лекции мне мешают разговорами, я делаю замечание.
  28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, получит отпор.
  29. Я всегда высказываю свое мнение.
  30. Иногда мне абсолютно нечего сказать.

Ключ

  1. Определите сумму баллов для вопросов №№ 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29.
  2. Определите сумму баллов для вопросов №№ 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30.
  3. Прибавьте к первой сумме число 72 и вычтите вторую сумму.

0-24: очень неуверен в себе;

25-48: скорее не уверен, чем уверен;

49-72: среднее значение уверенности;

73-96: уверен в себе;

97-120: слишком самоуверен.

 

Методика 8. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана А.А.)

Инструкция

 Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
  10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.
  12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие.
  15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

«ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

«НЕТ»: 4, 5, 7, 9,13, 15, 17.

 

Обработка и интерпретация результатов

За каждое совпадение с ключом дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационное поле ярко не выражено.

При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

 

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X