Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Глава 2. Психолого-педагогические основы работы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

2.1. Изучение особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

  Экспериментальная проверка путей и средств развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет проходила на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №241» город Кемерово, ул.Тухачевского, 47/1. В эксперименте принимали участие 15 детей старшей  группы. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6  лет имеющих нарушение зрения . Мы опирались на показатели уровня развития эмоциональной сферы, разработанные Л.П. Стрелковой: – адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; – дифференциация эмоциональных состояний других людей и адекватная их интерпретация; – широта диапазона демонстрируемых эмоций [31]. В соответствии с выделенными показателями в ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие диагностические задания, представленные в таблице 2 Таблица 1 Диагностическая карта констатирующего эксперимента
Показатель Диагностическое задание
Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности Диагностическое задание 1 «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (автор: В.М. Минаева) Диагностическое задание 4 «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор: А.Д. Кошелева)
Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей Диагностическое задание 2 «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (автор: В.М. Минаева)  2 серии
Широта диапазона демонстрируемых эмоций Диагностическое задание 3 «Изучение эмоций» (авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Диагностическое задание 1. «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (автор: В.М. Минаева). Цель: выявить уровень развития у детей выразительных средств (мимики и пантомимики) при демонстрации заданных эмоций. Содержание. Детям в индивидуальном порядке предлагалось поочередно продемонстрировать 5 предложенных эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление. С этой целью экспериментатор говорил каждому ребенку: «Покажи радостного мальчика (радостную девочку)», «Покажи грустного мальчика (грустную девочку)» и так далее. Критерии оценки результатов. Выразительное средство (пантомимика – выразительные движения тела, мимика – выразительные движения мышц лица), используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначается знаком «+» в соответствующей графе бланка и оценивается в 1 балл. По результатам проведенного диагностического задания все дети были отнесены к определенному уровню (высокому, среднему или низкому) развития выразительных средств – мимики и пантомимики. Высокий уровень развития мимики и пантомимики: при демонстрации эмоций ребенок получил 6 и более баллов, то есть он использовал и мимику, и пантомимику. Средний уровень развития мимики и пантомимики: при демонстрации эмоций ребенок получил 5 баллов, показав все предложенные эмоции, используя только мимику. Пантомимика не использовалась. Низкий уровень развития мимики и пантомимики: ребенок получил 4 и менее баллов. При выражении эмоций он использует мимику. Пантомимика не используется. Результаты исследования уровня развития мимики и пантомимики детей представлены в таблице 2 Таблица 2 Уровень развития у детей выразительных средств (мимики и пантомимики) при демонстрации эмоций (констатирующий этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 3 (20%) 7 (46,7%) 5 (33,3%)
  Анализ: Легче всего детям удалось продемонстрировать эмоции радости и гнева. С этим заданием справились все без исключения. Получив задание, дети, не задумываясь, изображали данные эмоции. Однако для их демонстрации использовалась в основном мимика. Пантомимика была использована только 3 детьми (Катя Г., Полина Б., Коля Б.). Труднее всего для детей оказалось показать страх. Это задание не выполнили 4 ребенка из 15 испытуемых (Женя Т., Яна Ч., Денис В., Артем С.). Остальные дети с заданием справились. Что касается демонстрации эмоций грусти и удивления, то продемонстрировать грусть не удалось 1 ребенку (Даша Р.), а эмоцию удивления не смогли показать 2 детей (Денис В., Артем С.). Остальным удалось показать данные эмоции с помощью мимики, и только 1 ребенок (Катя Г.) использовал пантомимику при показе удивления. Таким образом, было выявлено, что при демонстрации эмоций дети в основном используют только мимику. Пантомимику использовали только 3 ребенка. Диагностическое задание 2 «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (автор: В.М. Минаева). Цель: выявить уровень развития у детей восприятия графических изображений эмоций. Материал: пиктограммы с изображением следующих эмоций: радость, страх, горе, гнев, удивление. Содержание. Ребенку предлагались пиктограммы с изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявлялись они по одной с вопросом: «Что чувствует изображенный на карточке человек?» Критерии оценки результатов: эмоции, которые ребенок узнал по графическому изображению, отмечались знаком «+» в соответствующей графе бланка. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. По результатам диагностического задания каждый ребенок условно был отнесен к высокому, среднему или низкому уровню развития восприятия графического изображения эмоций. Высокий уровень развития восприятия графического изображения эмоций: ребенок определил по графическому изображению все предложенные эмоции и получил 5 баллов. Средний уровень развития восприятия графического изображения эмоций: ребенок определил по графическиму 4 эмоции из 5 предложенных, получив 4 балла. Низкий уровень развития восприятия графического изображения эмоций: ребенок определил 3 и менее эмоции из 5 предложенных и получил равное 3 или меньшее количество баллов. Результаты исследования восприятия детьми графических изображений эмоций представлены в таблице 3 Таблица 3 Уровень развития у детей восприятия графических изображений эмоций (констатирующий этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 2 (13%) 8 (53,7%) 5 (33,3%)
Анализ. Все дети легко определили по графическому изображению эмоции радости, грусти и гнева. Они, не задумываясь, называли данные эмоциональные состояния при предъявлении им карточки с их графическим изображением. Наиболее трудными для определения по графическому изображению оказались эмоции страха и удивления. Страх по графическому изображению узнали только 5 человек (Полина Б., Даша Р., Никита С., Даша П., Дима П.), удивление – 7 человек (Катя Г., Даша Р., Коля Б., Денис В., Рома Ш., Амиль А., Даша П.). Для идентификации данных эмоций детям потребовалось некоторое время на размышление. Некоторые дети изначально не могли определить эмоции страха и удивления, однако затем при помощи наводящих вопросов выполняли задание. Диагностическое задание 3 «Изучение эмоций» (авторы: Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина). Цель: выявить уровень развития у детей социальных эмоций. Проводилось 2 серии исследования. В первой серии ребенку предлагалось ответить на вопросы экспериментатора. Критерии оценки ответов детей: – 3 балла – если ребенок смог правильно ответить на вопрос и объяснить свой ответ; – 2 балла – если ребенок ответил на вопрос, но затруднялся объяснить, почему он ответил так, а не иначе. – 1 балл – если ребенок не мог ответить на поставленный вопрос, от помощи взрослого отказывался. Во второй серии детям нужно было закончить несколько предложенных ситуаций. Критерии оценки ответов детей: – 3 балла – если ребенок мог правильно закончить предложенную ему ситуацию и объяснить, почему он выбрал для нее именно такое окончание; – 2 балла – если ребенок придумывал правильное окончание ситуации, но не мог объяснить, почему он сделал именно такой выбор. – 1 балл – если ребенок не мог придумать окончание ситуации, от помощи взрослого отказывался. Количество баллов, полученное каждым ребенком при проведении второй серии исследования, суммировалось. Затем путем суммирования количества баллов, полученных ребенком в первой и второй серии исследования, определялось общее количество баллов, полученных каждым ребенком. По результатам диагностического задания каждый ребенок условно был отнесен к высокому, среднему или низкому уровню развития социальных эмоций. Высокий уровень развития социальных эмоций: от 30 до 39 баллов. Средний уровень развития социальных эмоций: от 19 до 29 баллов. Низкий уровень развития социальных эмоций: от 12 до 18 баллов. Результаты исследования уровня развития социальных эмоций детей, представлены в таблице 4 Таблица 4 Уровень развития у детей социальных эмоций (констатирующий этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) —   4 (26,7%) 11 (73,3%)
  Анализ. Первая серия. Отвечая на большинство вопросов экспериментатора, дети без труда могли найти правильный ответ. Большинство испытуемых уверенно отвечали, что нельзя смеяться, если твой товарищ упал, нельзя шуметь, если рядом кто-то отдыхает, нельзя драться из-за игрушек и так далее. Однако для многих составило значительную трудность объяснить свой ответ. Так, некоторые дети говорили, что драться нельзя из-за того, что за это может наказать воспитатель; нельзя шуметь, если другой человек отдыхает, потому что он может проснуться и поругать. Многие дети, ответив на вопрос правильно, на предложение экспериментатора объяснить свой выбор отвечали: «Не знаю» (Полина Б., Даша П., Коля Б., Денис В.). Вторая серия. Ознакомившись с ситуацией, большинство детей, как и в первой серии эксперимента, без труда давали правильные ответы на вопросы экспериментатора, касающиеся данной ситуации. Они говорили о том, что друзьям надо помогать, игрушками следует делиться, в игру принимать всех желающих и так далее. С объяснением же своего ответа у многих возникли трудности. Например, на вопрос о том, почему одна девочка решила помочь другой, некоторые дети отвечали: «Потому что хотела помочь» (Кристина А.); на вопрос о том, почему девочка приняла в игру маленького мальчика дети отвечали: «Хотела, чтобы он тоже играл» (Кристина А., Полина Б.) или «Приняла, потому что в игре не было папы» (Маша П.). Диагностическое задание 4 «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор: А.Д. Кошелева). Цель: выявить уровень эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях. Содержание: детям предлагалось посмотреть сценку, соответствующую ситуации из жизни, близкой детям, которую инсценировали несколько заранее подготовленных детей из группы, а затем ответить, что чувствуют персонажи данной сценки. Ситуация 1 Больная мама лежит в постели, старшая дочка приводит брата. Роли: Мама – Катя Г. Старшая дочка – Женя Т. Младший брат – Коля Б. Ситуация 2 Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются. Роли: Мальчик – Денис В. Дети – Никита С., Рома Ш., Кристина А., Даша П. Ситуация 3 Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит. Роли: Девочка – Полина Б. Дети – Амиль А., Маша П., Артем С., Дима П. Ситуация 4 Подруга девочки нарисовал красивый рисунок, который оказался лучшим в группе. Роли: Девочка – Яна Ч. Подруга девочки – Даша Р. Критерии оценки результатов: правильно определенные эмоциональные состояния персонажей сценок оценивались в 1 балл и  отмечались знаком «+» в соответствующей графе бланка. По результатам данного диагностического задания каждый ребенок условно был отнесен к высокому, среднему или низкому уровню эмоциональных проявлений при разыгрывании сюжетных сценок. Высокий уровень развития эмоциональных проявлений при разыгрывании сюжетных сценок: 4 балла. Средний уровень развития эмоциональных проявлений при разыгрывании сюжетных сценок: 3 балла. Низкий уровень развития эмоциональных проявлений при разыгрывании сюжетных сценок: 2 и менее баллов. Результаты исследования уровня эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях представлены в таблице 5 Таблица 5 Уровень эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях (констатирующий этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 4 (26,7%) 5 (33,3%) 6 (40%)
  Анализ. Таким образом, в инсценировании сценок участвовали все дети группы. Предварительно экспериментатор помог распределить роли, продумать выразительные движения и реплики детей в соответствии с выбранной ролью. Детям, участвующим в разыгрывании сценок, удавалось достаточно точно передать необходимые эмоциональные состояния. Остальные члены группы, не задействованные в данной сценке, следили за происходящим очень внимательно, так как им заранее была дана инструкция: «Посмотреть сценку и определить, что чувствуют ее герои». Большинство детей испытывало значительные трудности при определении эмоциональных состояний персонажей в разыгрываемых сюжетных сценках. Полностью справиться с предложенным заданием удалось лишь 4 детям из 15 (Катя Г., Коля Б., Амиль А., Артем С.), что составило всего 26,7% от общего количества детей. Легче всего детям удалось определить настроение персонажа из Ситуации 4 (радость девочки за подругу. С этим заданием не справился всего 1 ребенок (Яна Ч.). Ознакомившись с первой ситуацией, 5 детей (Даша Р., Рома Ш., Даша П., Дима П., Маша П.) сказали, что больная мама грустит, но не смогли ответить, что дочка ей сочувствует. Что касается Ситуации 2, то она вызвала затруднение у 9 испытуемых (Женя Т., Полина Б., Даша Р., Денис В., Никита С., Рома Ш., Кристина А., Маша П., Дима П.), которые не ответили, какое эмоциональное состояние испытывает мальчик, который разлил суп. Ситуация 4 не вызвала у детей каких-либо затруднений. С ней не справился только 1 человек (Яна Ч.). По результатам констатирующего эксперимента, представленным в приложение Б, каждый ребенок условно был отнесен к высокому, среднему или низкому уровню развития эмоциональной сферы. Мы разработали качественную характеристику каждого уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет. Высокий уровень развития эмоциональной сферы – к нему не был отнесен ни один ребенок. Дети, имеющие этот уровень, при демонстрации эмоций используют не только мимику, но и пантомимику, могут определить по графическому изображению все предложенные эмоции, правильно отвечают на поставленные вопросы и могут объяснить свой ответ, без труда определяют эмоциональное состояние другого человека по внешним проявлениям. Средний уровень – к нему было условно отнесено 10 детей, что составило 66,7%. Эти дети могут продемонстрировать все предложенные эмоции, но при этом не используют пантомимику, узнают по графическому изображению 4 эмоции из 5, отвечают на большинство заданных вопросов, но иногда затрудняются правильно объяснить свой ответ, испытывают незначительные затруднения при определении эмоционального состояния другого человека. Низкий уровень – к нему были условно отнесены 5 человек (33,3%). Эти дети не могут продемонстрировать все заданные эмоции даже с помощью мимики, узнают по графическому изображению только 3 эмоции из предложенных 5, не всегда правильно отвечают на заданные вопросы и могут объяснить свой ответ, затрудняются определить эмоциональное состояние персонажей в разыгрываемых сценках. Таблица 6 Уровень развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет (по результатам констатирующего эксперимента)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 10 5
100% 0% 66,7% 33,3%
  Результаты констатирующего эксперимента наглядно представлены на рисунке 1 Констатирующий эксперимент показал, что все дети 5-6 лет имеют средний или низкий уровень развития эмоциональной сферы. Высокий уровень развития эмоциональной сферы не показал ни один ребенок. Рисунок 1 – Уровень развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет (по результатам констатирующего эксперимента) Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходимо проведение специально организованной работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет. Результаты констатирующего эксперимента и выдвинутая нами гипотеза исследования определили подход к проведению формирующего этапа экспериментальной работы.
  • 2.2. Влияние игр на развитие эмоциональной сфера детей старшего дошкольного возраста

Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений. Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, особую роль они приобретают в работе  с детьми с нарушением зрения. В связи с этим была разработана программа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника посредствам игр. Общая продолжительность программы рассчитана на 4 месяца. Чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на развитие эмоциональной сферы дошкольника  с нарушением зрения. Тематический план
Система мероприятий
Социализация, развитие общения   Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Кто больше вспомнит»; Д/и «Что было до …»; Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Найди игрушку»; Д/и «Найди похожую»; Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; Д/и «Художник»; Д/и «Путешествие по комнате».  Формирование основ безопасности   Д/и «Путешествие»; Д/и «Где что можно делать»; Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Правила поведения»; Д/и «Собери светофор»; Д/и «Говорящие дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения».
Познавательно развитие Речевое развитие
ФЭМП Д/и «Сложи узор»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Сходства-отличия»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Где что лежит?» Д/и «Подбери по форме»; Д/и «Какой цифры не стало?»; Д/и «Пройди к домику» [14, с. 21].   Развитие речи Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; Д/и «Назови части предметов»; Д/и «Олины помощники»; Д/и «Необычная песенка».
Художественно-эстетическое развитие
 Изобразительная деятельность Д/и «На что это похоже»; Д/и «Волшебная краска»; Д/и «Собери букет»; Д/и «Раскрась по образцу»; Д/и «Большие — маленькие»; Д/и «Дорисуй»; Д/и «Чего не хватает?». Музыкальная деятельность   Д/и «Музыканты»; Д/и «Угадай инструмент»; Д/и «Кто быстрее»; Д/и «Делай как я»; Д/и «Учись танцевать»; Д/и «Музыкальные загадки».
Сюжетно-ролевые игры «Пустите в теремок», «Подбери по форме»«, «Кто больше назовёт?» «Закончи предложение», «Похоже – не похоже», «Кто пойдёт – пусть возьмёт» «Пиктограммы» «Зеркало» «Я радуюсь когда»\ «Музыка и эмоции» «Способы повышения настроения» «Волшебный мешочек» «Лето настроений» «Мое настроение» «Испорченный телефон» «Что было бы если бы»   Игры на ориентировку в пространстве: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Художник», «Путешествие по комнате».           Игры для развития художественного творчества: «Собери букет», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Раскрась по образцу».             Игры с геометрическими фигурами, цифрами: «Геометрическая мозаика», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт?», «Уберём цифры»«, «Задумай число», «Сосчитай, не ошибись»   Театрализованные игры «Новая кукла» «Баба яга» «Фокус» «Лисичка подслушивает» «Соленый чай» «Новая девочка» «Про Таню» «Один дома» «Золушка»   Учить слушать и понимать короткие рассказы; -формировать эмоциональную отзывчивость; -способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность; -развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.                 Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность, эмоционального отклика на  происходящее; -закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади (за), далеко, близко, между, рядом; -формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.   Расширять знания о геометрических фигурах; -упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; -дать понятие об образовании чисел в пределах 10; -знакомить с цифрами в пределах 10; -формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.   Научить детей сравнивать и группировать предметы; -закреплять умение выделять характерные признаки предметов; -научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением; -развивать слух, внимание и навыки звукоподражания; -учить согласовывать движения со звуками; -развивать интерес к музыкальным инструментам; -углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса  
Учебно-воспитательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего.  Данная программа реализовывалась  в течении четырех месяцев, после чего был проведана повторная диагностика. Для того чтобы выявить динамику уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет после проведения формирующей работы, мы использовали те же диагностические задания и критерии оценки результатов, что и в констатирующем эксперименте. Контрольный срез показал следующие результаты. Диагностическое задание 1. «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (автор: В.М. Минаева). Цель: выявить уровень развития у детей выразительных средств (мимики и пантомимики) при демонстрации заданных эмоций после проведения формирующей работы. Результаты Изучения особенностей использования мимики и пантомимики детей при демонстрации заданной эмоции после проведения формирующей работы приведены в таблице 7. Таблица 7 Уровень развития у детей выразительных средств (мимики и пантомимики) при демонстрации эмоций (контрольный этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 9 (60%)   5 (33,3%)   1 (6,7%)  
Анализ: 13 детей смогли продемонстрировать все заданные эмоции. Они, выполняли предложенные задания без затруднения, не задумываясь. Затруднения при демонстрации эмоций возникли только у 2 детей (Даша Р., Артем С.). 9 детей (Катя Г., Женя Т., Полина Б., Коля Б., Никита С., Рома Ш., Кристина А., Маша П., Дима П.) использовали при демонстрации эмоций не только мимику, но и пантомимику. К низкому уровню отнесен только 1 ребенок из 15 детей (Даша Р.), что составило 6,7% от общего числа испытуемых, который продемонстрировал 3 эмоции из 5 (радость, страх, гнев), используя для этого только мимику. Диагностическое задание 2. «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (автор: В.М. Минаева). Цель: выявить уровень развития у детей восприятия графических изображений эмоций после проведения формирующей работы. Результаты изучения уровня восприятия детьми графического изображения эмоций после проведения формирующей работы приведены в таблице 8. Таблица 8 Уровень развития у детей восприятия графических изображений эмоций (контрольный этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 8(53,3%)   7 (46,7%)   0 (0%)  
  Анализ: 8 детей (Катя Г., Даша Р., Коля Б., Денис В., Никита С., Рома Ш., Даша П., Дима П.) смогли узнать по графическому изображению все 5 заданных эмоций. Остальные 7 детей (Женя Т., Полина Б., Яна Ч., Амиль А., Кристина А., Маша П., Артем С.) узнали 4 эмоции из 5 Наиболее трудными для узнавания оказалась эмоция страха, которую не узнали по графическому изображению 4 человека (Женя Т., Яна Ч., Амиль А., Маша П.) и эмоция удивления, которую не узнали 3 человека (Полина Б., Кристина А., Артем С.). Диагностическое задание 3. «Изучение эмоций» (авторы: Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина). Цель: выявить уровень развития у детей социальных эмоций после проведения формирующей работы. Проводилось 2 серии исследования. Результаты изучения уровня развития социальных эмоций детей после проведения формирующей работы приведены в таблице 9. Таблица 9 Уровень развития у детей социальных эмоций (контрольный этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 2 (13,3%)   10 (66,7%)   3 (20%)  
  Анализ: Первая серия. Дети не только смогли ответить на большинство из предложенных вопросов, но и правильно объясняли свой ответ. Так, многие дети говорили, что нельзя смеяться над человеком, если он упал, потому что ему больно; нельзя шуметь, если рядом кто-то отдыхает, потому что можно помешать этому человеку, разбудить его. Вторая серия. Дети без затруднения находили правильные ответы на вопросы экспериментатора. Они уверенно говорили, что следует делиться игрушками, помогать своим товарищам и т. д. Увеличилось число детей, которые смогли не только дать верный ответ, но и правильно объяснить свой выбор. Диагностическое задание 4 «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор: А.Д. Кошелева). Цель: выявить уровень эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях после проведения формирующей работы. Результаты изучения уровня эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях после формирующей работы приведены в таблице 10 Таблица 10 Уровень эмоциональных проявлений детей в различных жизненных ситуациях (контрольный этап)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 (100%) 6(40%)   9(60%)   —  
  Анализ: после проведения формирующей работы все дети были условно отнесены к высокому или среднему уровню эмоциональных проявлений в процессе разыгрывания сюжетных сценок. К низкому уровню не был отнесен ни один ребенок. Полностью справились с предложенным заданием 6 испытуемых (Катя Г., Женя Т., Коля Б., Амиль А., Кристина А., Артем С.), остальные 9 детей (Полина Б., Яна Ч., Даша Р., Денис В., Никита С., Рома Ш., Даша П., Маша П., Дима П.) правильно определили эмоциональные состояния персонажей в трех из четырех предложенных им сценок. По результатам контрольного среза, представленным в приложение В, каждый ребенок был условно отнесен к высокому, среднему или низкому уровню развития эмоциональной сферы. Результаты можно увидеть в. таблице 11 Таблица 11 Уровень развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет (по результатам контрольного эксперимента)
Кол-во Детей Уровень
Высокий Средний Низкий
15 2 13
100% 13,3% 86,7% 0%
  Результаты контрольного среза показывают, что разработанные нами этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры являются эффективными. Об этом можно судить, сравнив данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента, и выявив динамику развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Это наглядно представлено в таблице 12 и на рисунке 2. Таблица 12 Динамика уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет
Кол-во детей Уровни
Высокий Средний Низкий
до после до после до после
15 (100%) — 0% 2 (13,3%) 10 (66,7%) 13 (86,7%) 5 (33,3%) — (0%)
  Рисунок 2 – Динамика уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет   После проведенной нами поэтапной формирующей работы по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет средствами театрализованной игры дети научились выражать эмоции с помощью мимики (выразительных движений мышц лица) и пантомимики (выразительных движений тела), узнавать эмоции по их графическому изображению, а также по внешнему проявлению. Показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет повысился на 13,3%; показатель среднего уровня повысился на 20%; а показатель низкого уровня снизился на 13,3%. Это позволяет говорить о том, что формирующая работа способствовала развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет. Таким образом нами были разработаны этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей  старшего дошкольного возраста  средствами тигровой игры. В процессе проведения формирующей работы были подобраны и организованы специальные упражнения, направленные на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона; разработаны и проведены занятия с элементами игры, способствующие развитию у детей следующих эмоций: радости, грусти, страха, гнева и удивления; было организовано включение детей в специально созданные сценические ситуации и этюды, позволяющие детям применять полученные представления и приобретенные умения на практике. На завершающем этапе исследования нами была проверена эффективность разработанных нами этапов работы по развитию эмоциональной сферы детей средствами игровой деятельности. По результатам контрольного среза мы отметили положительную динамику развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Дети стали более раскрепощенными, научились использовать мимику и пантомимику для демонстрации эмоций, определять эмоции по их графическому изображению, а также по внешнему проявлению. Показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет повысился на 13,3%; показатель среднего уровня повысился на 20%; а показатель низкого уровня снизился на 13,3%.
  • Заключение

  Человек, являясь социальным существом, взаимодействует с окружающим миром, в том числе, посредством чувств и эмоций. Среди всего многообразия эмоциональных состояний личности выделяют несколько ведущих эмоциональных свойств, характеризующих в совокупности эмоциональную сферу личности. Эмоциональная сфера человека существенно изменяется на протяжении жизни. На это оказывают влияние как социальные факторы, так и внутренние личностные характеристики, а также – способ взаимодействия человека с миром. Дошкольный период является наиболее нестабильным и уязвимым в отношении влияния социума на эмоциональные свойства личности. В дошкольном возрасте закладываются основы личностных характеристик ребенка. Эмоции являются важнейшей характеристикой личности, позволяющей ей проявлять себя в социуме, развивать самооценку, организовывать и контролировать собственную деятельность и собственное развитие. Проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста   посвящены труды большого числа педагогов, психологов, социологов. Формирование эмоциональной сферы ребенка является важнейшей педагогической задачей. Решить ее помогают современные педагогические технологии и методики. А также – формы работы, соответствующие возрасту старшего дошкольника. К таким формам относятся: тренинги, творческие задания, наблюдение, эксперимент, игровая деятельность. Жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Однако развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание. Наше исследование было посвящено развитию эмоциональной сферыдетей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.   На констатирующем этапе исследования нами была поставлена цель – выявить уровень развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Результаты констатирующей работы показали, что детей 5-6 лет в основном имеют средний или низкий уровень развития эмоциональной сферы. Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Было доказано, что, при условии организации целенаправленной поэтапной работы, игровая деятельность  действительно является эффективным средством развития эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  • Список литературы

 
  1. Алферова Г.В., Строкина Ю.Ю., Лазарчук Е.А. Исследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: медико-психолого-педагогический аспект // Гуманитарные исследования. 2013. № 3 (47). С. 186-196.
  2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.
  3. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
  5. Бондарь Т.А.   Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе // Москва, 2011. Сер. Серия «Опыт работы Центра лечебной педагогики»
  6. Бояршинова В.А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста // Преемственность в образовании. 2018. № 17(04). С. 117-124.
  7. Володина И.С., Левашова Е.В. Проблемы психологической диагностики  нарушений эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста //  ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Материалы I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.К. Белоусова. 2010. С. 574-578.
  8. Гарбузова О.С. Музыка как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. 2013. С. 39-40.
  9. Гарбузова О.С., Зак Г.Г. Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. С. 17-21.
  10. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
  11. Горячева Наталья. Экология души.//Школьный психолог.2003.№23.
  12. Гусева А.Е. Психолого-педагогические  особенности обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Наука и современность. 2016. № 45. С. 69-73.
  13. Додонова А.В. Основные проблемы реализации инклюзивного образования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. 2015. С. 75-78.
  14. Захарова И. Ю, Моржина Е. В.. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Москва, 2010. Сер. Лечебная педагогика: методические разработки.
  15. Карпова, Г.З Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С.119-121.
  16. Миронова Э.Л. проблема развития межличностных отношений у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения // Передовые педагогические технологии в системе высшего и среднего профессионального образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, практикующих специалистов, молодых учёных и студентов. 2018. С. 87-92.
  17. Орлова О.В., Сальникова О.Д. Технологии коррекции поведения у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве материалы II Международного интернет-симпозиума. 2016. С. 275-276.
  18. Петрова Л.Г., Петров В.Г.  Регуляция эмоцион6ально-волевой сферы детей на занятиях по физической культуре //  Здоровьесберегающие технологии в современном образовании сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. 2017. С. 80-85.
  19. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с.16-17
  20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
  21. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
  22. Струкова И.А. Особенности обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 4-8.
  23. Уразгалиева А.А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта //  Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования Сборник научно-практических и научно-методических статей, приуроченный к общенациональному празднику Дню воспитателя и всех дошкольных работников, Международному дню социального педагога, Всемирному дню учителя, Международному дню логопеда и дефектолога. под ред. кандидата педагогических наук Ю.Ю. Курбангалиевой (Строкиной). Астрахань, 2016. С. 243-246.
  24. Черных К.А. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей  // Медицинская реабилитация, курортология, физиотерапия. 2014. № 2 (78). С. 27-29.
  25. Чистякова М.И. Психогимнастика/По ред. М.И. Буянова.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,2000.
  26. Чубарова Н.В. Психология обучения детей с нарушениями эмоционально- волевой сферы // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 (43). С. 126-129.
  27. Чумаков М.В. Психологическое сдержание обыденных предсавлений об эмоционально-волевой сфере личности // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 63-68.
  28. Разинькова Н.С.  Особенности эмоционально-волевой сферы подростков // Успехи современного естествознания. 2007. № 2. С. 58.
  29. Каракулова Е.В. Формирование эмоционально-волевой сферы в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников // Специальное образование. 2008. № 4 (12). С. 18-20.
  30. Чумаков М.В. Типы учащихся с недостатками развития эмоционально-волевой сферы // Профессиональное образование. 2005. № 10. С. 26.
  31. Калинина О.С., Свистунова Е.В. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей // Психологическая наука и образование. 2009. № 5. С. 89-96.
  32. Чернова О.В., Питанова Е.Л. Повышение уровня эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП как один из факторов успешной реабилитации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2007. № 4 (32). С. 66-77.
  33. Каракулова Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников // Специальное образование. 2010. № 3 (19). С. 21-28.
  34. Кувшинова Т.И. Формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников в условиях социально-реабилитационного центра // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Барнаульский государственный педагогический университет. Барнаул, 2007
  35. Айзина Ю.В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблагополучных семей // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, 2002
  36. Павлова С.В. Становление эмоционально-волевой сферы младших школьников на занятиях // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чебоксары, 2012. – 285с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ysaa.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru