Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Руководство. Стили руководства

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации 5 1.1. Стили руководства: основные понятия и виды 5 1.2. Факторы, определяющие отношение к руководителю 12 1.3. Влияние стиля руководства на эффективность управления 15 2. Оценка стиля руководства в ООО «Окна Эталон» 22 2.1. Общая характеристика предприятия 22 2.2. Оценка кадрового состава предприятия 26 2.3. Оценка личностных качеств и стиля руководства 31 3. Рекомендации по внесению изменений в стиль руководства 39 3.1. Рекомендации по делегированию полномочий 39 3.2. Рекомендации по улучшению стиля руководства 40 3.3. Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций 42 Заключение 45 Список использованных источников 46 Приложение 48

ВВЕДЕНИЕ

В современных сложных экономических условиях возросла роль и значение управления персоналом организации. Управление персоналом представляет собой непрерывный процесс воздействия на объект управления для последующего достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый современный руководитель обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, которые необходимы для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. Одной из основных причин экономического кризиса является недостаточная эффективность системы управления. Достаточно медленно происходит смена стереотипов мышления, которые складывались в течение многих десятилетий. Экономическая устойчивость современных организаций и их поступательное движение к современному рыночному развитию зависит от множества факторов, среди которых основное место занимают такие инструменты влияния, как стиль руководства и методы управления организацией. Постоянные изменения и приспособление внутренних составляющих организации к стремительно меняющимся внешним условиям требует использование новых стилей руководства, новых современных методов управления. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от руководителя, от того, какого стиля руководства будет руководитель он придерживаться, от знаний, умений, навыков руководителя, от того, какие методы управления он будет использовать, напрямую зависит успешная деятельность организации, ее итоговая прибыль, и конечная деятельность. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех всей организации, динамику развития. От стиля руководства зависят также мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Цель курсовой работы – совершенствование стилей руководства и методов управления организацией на примере ООО «Окна Эталон». Исходя из цели работы, можно выделить задачи:  рассмотреть теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации;  провести оценку стиля руководства в ООО «Окна Эталон»;  представить рекомендации по внесений изменений в стиль руководства ООО «Окна Эталон». Объект исследования – совокупность факторов, оказывающих влияние на стиль руководства. Предмет исследования – процесс корректировки стиля руководства в организации. Информационную базу данной курсовой работы составляет совокупность специальной и научной литературы, а также периодическая литература таких авторов как А.Р. Арвеладов [2], Т.Ю. Базаров [3], В.С. Гродский [7], А.П. Егоршин [8], Т.В. Зайцева [9], В.М. Маслова [14], А.В. Тебекин [19] и др. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основе теоретической информации предложены рекомендации по выбору оптимального стиля руководства для исследуемой организации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Стили руководства: основные понятия и виды

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным. Проявления индивидуальности нельзя целиком сводить к личности руководителя, поскольку эти компоненты составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а стиль имеет еще и общую объективную основу. Субъективными факторами, определяющими стиль в управлении, являются: принципы и установки, на которых основывается умение пользоваться властью; особенности психического склада руководителя; выбор форм и методов воздействия в каждом конкретном случае; неповторимые личностные качества, характеризующие управленческий почерк; индивидуальные особенности, определяющие характер исполнения социальной роли руководителя; уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, от которых зависит характер поведения [8, с. 80]. В целом субъективные факторы определяются личностью руководителя, а образование объективных происходит под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Объективные компоненты стиля определяются: 1) спецификой системы, ее целями и задачами, управленческой структурой; 2) закономерностями управления; 3) спецификой сферы деятельности; 4) окружающей производственной средой (технологическим уровнем, формами организации труда, обеспеченностью материальными ресурсами); 5) особенностями коллектива (его структурой, уровнем подготовки, характером взаимоотношений, социально- психологическими особенностями сотрудников); 6) уровнем практики управления; 7) способами и приемами управления, используемыми вышестоящими руководством [9, с. 83]. В целом стиль руководства можно определить как способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние две группы факторов: 1) субъективные (личность руководителя, те способы и приемы, с помощью которых он осуществляет руководство); 2) объективные (окружающая производственная среда, особенности коллектива и сферы деятельности и пр.). Стиль выражает отношения, которые складываются между руководителем и подчиненным, их разнообразие и сложность и предполагает множественность стилей руководства [10, с. 55]. На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций стиля руководства, что отражает сложность данного явления. Можно выделить три подхода к определению стиля руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Подход с позиции личных качеств. В соответствии с личностной теорией лидерства, лучших из руководителей отличает набор выдающихся личных качеств, которые и обеспечивают эффективность управленческой деятельности. К этим качествам относят уровень интеллекта, высокая степень образованности и наличие знаний, впечатляющая внешность, здравый смысл, честность, инициативность, высокий уровень уверенности в себе. Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства зависит не от личных качеств руководителя, а от его манеры поведения в отношении подчиненных [17, с. 36]. Именно в рамках этого подхода было создано больше всего классификаций стилей руководства. Само возникновение понятия стиля руководства связано с именем известного психолога К. Левина (1890-1947). В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный) [21, с. 49]. Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы Дугласа Мак Грегора. По его мнению, подчиненные ведут себя так, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие [18, с. 138]. Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а другая теория У. Теория Х. Теория Х описывает такой тип руководителя, использующего авторитарные методы управления, относясь недоверчиво к своим подчиненным. Теория основывается на следующих положениях: поскольку люди от природы не желают работать, они будут избегать по возможности любых затрат труда, а также ответственности, поскольку им легче быть ведомыми; каждый озабочен обеспечением полной безопасности; для того, чтобы все члены коллектива работали на достижение единой цели, нужно применение разных методов принуждения, а также постоянное напоминание о возможном наказании [16, с. 104]. Авторитарные руководители ограничивают степень свободы подчиненных, стараются не допускать их к участию в управлении. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления [11, с. 79]. Теория У. Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения. Работа не является для любого из нас чем-то особенным. Человек не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна, как и играть. Если члены организации стремятся достичь поставленных стилей, они развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для достижения целей. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи. Изобретательность и творческое начало остаются скрытыми в подчиненных из-за высокого развития технологий. Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как теории Х, так и теории У [6, с. 51]. Существуют такие условия, при которых развитие организации осуществляется по принципам теории У. Руководители в данном случае в условиях равноправия имеют полную поддержку со стороны подчиненных и руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут иметь различные позиции по иным вопросам, но мнение друг друга обязаны уважать. Менеджер, придерживающийся теории У, позволяет подчиненному самому устанавливать сроки выполнения заданий, если он хочет совмещать различные виды деятельности. Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У. Низко квалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х [1, с. 48]. Теория У характеризует демократический стиль руководства. Для полноты освещаемого вопроса заметим, что МакГрегор выдвинул еще теории Z и W. Организация, стиль работы которой базируется на теории Z, характеризуется гарантиями трудоустройства работников до выхода на пенсию, заботой о работниках (в том числе об их личной жизни), коллегиальностью принятия решений, отлаженностью процесса передачи информации сверху вниз и снизу вверх с помощью менеджеров среднего звена, преданностью сотрудников интересам организации и глубокой заинтересованностью в высоком качестве продукции. Альтернативную схему стилей руководства предложил Р. Лайкерт. В основу этой классификации он положил дихотомию «руководитель, ориентирующийся на работу, — руководитель, ориентирующийся на человека». Им была сформулирована концепция четырех систем (стилей) руководства: эксплуаторско-авторитарный; благосклонно-авторитарный; консультативно-демократическая; партисипативная [3, с. 224]. Ситуативный подход. У истоков этого подхода стоит Ф.Э. Фидлер. Он говорит о множественности оптимальных стилей руководства. По его мнению, производительность группы определяется взаимодействием стиля руководства и степени благоприятности ситуации. Поскольку с тиль руководства почти не поддается изменению, он предлагал проектировать ситуации, в которые будет помещен руководитель с уже сформировавшимся стилем [5, с. 56]. Современные исследователи пытаются как можно более точно представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. Так, Т. Коно выработал четырехстилевую модель поведения руководителя высшего звена. Он выделил новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный [12, с. 166]. Левин разработал концепцию личности, в основе которой – теория «поля» (понятие поля заимствовано из физики. Теория поля заключается в том, что каждый человек несет в себе не неизменный набор некоторых черт, а «поле», которое формирует такое тип поведения, который соответствует отношению к нему окружающих и культуре организации. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных стилей руководства. Таблица 1. Сравнительная таблица основных стилей руководства
Объект сравнения Стили руководства
Авторитарный Демократический Либерально- бюрократический
Способ постановки целей и принятия решений Единоличный Группой при консультации руководителя Индивидами или группой при участии руководителя или без него
Способ воздействия на подчиненных Приказ Предложение Просьба, уговоры / угрозы
Ответственность На руководителе В соответствии с полномочиями На исполнителях
Инициатива исполнителей Допускается Поощряется и используется Преобладает
Предпочтительные сотрудники Исполнительные, покорные Квалифицированные Инициативные, творческие
Отношение руководителя к контактам Соблюдает дистанцию Активно поддерживает Инициативы не проявляет
Отношение к подчиненным Жесткое, требовательное Доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Требования к дисциплине Формальные, жесткие Разумные Неопределенные
Способы стимулирования Административные Экономические Моральные/силовые
Атмосфера Напряженная Свободная Свободная /произвол
Дисциплина Слепая Высокая Сознательная /низкая
Интерес к работе Низкий Высокий Высокий /никакого
Особенности процесса труда Высокая интенсивность Высокое качество Творчество /безразличие
И все-таки большинство исследований показало, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, при этом пострадают качество работы, ее оригинальность, что позволяет говорить о применении авторитарного стиля для руководства простыми видами деятельности, направленных на количественные результаты, а демократического –для качественных результатов. У авторитарного стиля есть две разновидности: автократическая, в которой основные черты выражены максимально ярко, и патерналистская, со смазанными чертами, при котором организация выступает как семья, а руководитель как ее глава. В демократическом стиле также выделяют два вида – консультативный и партисипативный. При партисипативной форме руководители доверяют подчиненным во всех вопросах, а при консультативной к постановке целей и контролю за их исполнением привлекается множество сотрудников [15, с. 42]. В случае же необходимости стимулирования творческой активности исполнителей предпочтительным является либеральный стиль руководства. Стиль управления должен быть динамичным. Так, в острой обстановке несомненный успех будет иметь авторитарный стиль, но в спокойной обстановке успеха при таком стиле добиться трудно – здесь востребован демократический стиль, особенно в сочетании с инициативными, думающими, высококвалифицированными, заинтересованными в общем деле подчиненными. В напряженной же обстановке демократичный руководитель рискует получить репутацию нерешительного, робкого, несобранного, не умеющего руководить. Руководитель с либеральным стилем будет иметь успех только у ярко выраженных творческих личностей, а на обычном промышленном предприятии о нем будут думать как о человеке безвольном, непригодном для роли руководителя [16, с. 69]. Таким образом, руководитель должен владеть различными стилями руководства и представлять, в каких обстоятельствах и для каких именно подчиненных применять тот или иной стиль. Однако, безусловно, в основу оптимального стиля руководства должен быть положен демократический стиль. Индивидуальный стиль руководства, основывающийся на демократическом стиле, является наиболее динамичным: он может превращаться в напряженных ситуациях в авторитарный, а в отношении творческих личностей выступать либеральным.

1.2. Факторы, определяющие отношение к руководителю

Современный рынок труда с его жесткой конкуренцией заставляет компании заботиться о своей репутации, корпоративном стиле и позитивном имидже сотрудников. Имидж руководителя современными исследователями трактуется как прямое продолжение имиджа компании, а отношение к нему оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе и на эффективность работы всей организации. Исследователь имиджа Н. Маусов склоняется к мнению, что «… отношение к руководителю является внешним отражением… человеческого образа в глазах окружающих, наглядно-выразительным «срезом» его личностных характеристик» [13, с. 55]. Л.У. Стаут считает, что отношение к руководителю – это «восприятие объекта группами общественности. Имидж является одним из её главных инструментов достижения стратегических целей». Как видим, отношение к руководителю – многокомпонентное понятие, отчасти системное. Каждое из приведенных понятий выявляет сущностные аспекты одного, но ёмкого феномена социальной жизни. Особенность отношения к руководителю в том, что его с долей условности нельзя навязать, люди воспринимают его как итог собственного видения, восприятия. Анализ научно-методических источников позволил выделить несколько определений отношения к руководителю:  целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей,  намеренно проектируемый в интересах организации, основанный на особенностях её деятельности, внутренних свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, целенаправленно внедряемый в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует её ожиданиям и помогает отличить организацию от аналогичных [17, с. 315]. Характерными чертами положительного отношения к руководителю можно назвать:  объективность – умение выделять в потоке информации достоверные факты и отличать действительное от мнимого,  последовательность – умение решать поставленные задачи, не отступая от цели и учитывать правовые и психологические компоненты управления,  предприимчивость – умение применять уникальный подход к осуществлению профессиональной деятельности, используя приобретенный опыт,  мобильность – умение переносить опыт на инновационные сферы деятельности с учётом их особенностей,  лидерство – умение выделять основное, выявлять причины недостатков, рационально поступать при решении любой профессиональной задачи,  мастерство – умение выбирать эффективные методы управленческой деятельности. Для сравнения отметим и отрицательные черты в управленческой культуре руководителей, влияющие на имидж:  отсутствие иерархии управления и механизмов управления, обеспечивающих его качество,  преобладание авторитарного стиля управления,  отсутствие стабильности в работе,  определенная рассогласованность действий на различных уровнях управления. Выделено три типа отношения к руководителю: оптимальный,  проблемный,  нереферентный. В.М. Маслова выделяет такие компоненты отношения к руководителю компании: 1) персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, стиль руководства и пр., 2) социальные характеристики: статус, включающий не только тот, который связан с официально занимаемой должностью, но и с происхождением, личным состоянием, семейным положением и пр., 3) личная миссия руководителя: ключевая направленность деятельности, основа, выражающая стратегическое видение руководителя, 4) ценностные ориентации руководителя: стратегические положения, которые принимаются руководителем и оказывают воздействие на организационную культуру компании [15, с. 91]. Т.Ю. Базаров структурную схему отношения к руководителю предлагает в сочетании трёх групп [3, с. 160]:  персональной – включающей физические, психофизиологические особенности, тип личности, характер и пр.,  социальной – включающей должностной статус, происхождение, семейное положение, финансовое состояние и пр.,  символической – включающей идеологические установки руководителя. Стоит обратить внимание на то, что первые две группы характеристик сравнительно гибкие, изменчивы под влиянием требований реальности, а третья группа – практически статична (не меняется длительное время). Таким образом, положительное отношение к руководителю заключается в том, что он:  обусловлен профессиональными характеристиками и включает положительную и отрицательную стороны,  основан на имеющихся личных ресурсах, но не повторяет в своём содержании приоритеты в качествах личности, присутствующие в самоидентификации,  отрицание адекватной оценки имиджа руководителя приводит к конфликтам во взаимоотношениях с подчинёнными. В большей степени положительное отношение к руководителю является преимущественно психологическим явлением и представляет собой образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека, а далее – на объяснительные механизмы сознания и поведения, на окончательный выбор

1.3. Влияние стиля руководства на эффективность управления

Изучению взаимосвязи стиля руководства и уровня организованности и развития коллектива в социальной психологии посвящено значительное число исследований. Социально-психологический климат возникает спонтанно, но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий руководителей. Он представляет собой итог систематической психологической работы руководителя с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и сотрудниками. Руководителю необходимо держать в поле зрения все групповые явления в коллективе, с тем, чтобы в нужный момент скоординировать действия всех его членов, выровнять психическую атмосферу, направляя усилия подчиненных на продуктивное решение целей и задач [20, с. 238]. Работа по улучшению организации и условий деятельности должна обязательно предусматривать оптимизацию взаимоотношений в коллективе путем создания атмосферы сотрудничества, теории и взаимопомощи. На психологический климат в первую очередь оказывают влияние установки на тип отношений руководителя с подчиненными, среди которых можно выделить объективную, обвинительную и защитную (самообвинительную). При объективной установке на отношения с подчиненными руководитель ориентируется на значимые стороны создавшейся в коллективе ситуации и старается объективно оценить свою роль и участие [13, с. 55]. При обвинительной установке руководитель стремится уйти от ответственности, обвинить в недостатках своих коллег или подчиненных, что является показателем отсутствия личностных качеств, необходимых для выполнения роли руководителя. Руководитель должен не забывать использовать различные эмоциональные моменты для повышения успешности совместной работы. Человек всегда положительно реагирует на душевное тепло, доброжелательность и расположение, заботу и чуткость. Установленный эмоциональный контакт иной раз намного эффективнее, чем потраченные сотни слов наставлений и десятки письменных приказов. Для получения нужного результата может быть достаточно мягкой просьбы, подкрепленной эмоциональным взаимопониманием [11, с. 143]. Те руководители, которые с пренебрежением относятся к своим подчиненным или вызывают у них враждебность, не получат хороших результатов деятельности коллектива. Считается, что лучше всего на психологический климат влияет демократический стиль руководства – сотрудник не боится ошибиться, спросить, не чувствует завышенных требований и навязанных решений . Рассмотрим, как, собственно, влияют разные стили на формирование психологического климата. В исследовании Н. Маусова выяснилось, что 1) при либеральном стиле руководства люди выполняют меньше работы, но качество ее хуже. Обстановка напоминает безответственную игру. Участники не получают удовольствия и отмечают, что они предпочли бы демократический стиль руководства; 2) при демократическом стиле, несмотря на более низкие количественные результаты работы, желание работать оказывается сильнее, повышается качество работы, оригинальность ее исполнения, реализуется творческий подход; 3) при авторитарном стиле зафиксированы враждебность в отношениях, а также множество проявлений покорности. Недовольство, напряжение часто выливались на невинного и самого слабого члена группы. Итак, именно от стиля руководителя зависит психологическая атмосфера в коллективе. Однако не все так однозначно. Все указанные стили имеют право на существование, только при разных условиях. Авторитарному руководителю свойственно принимать решения в одиночку и требовать от подчиненных беспрекословного исполнения его решений. Сотрудники постепенно теряют способности к принятию решений, падает самостоятельность. К сожалению, зачастую данный стиль руководства сопровождается пренебрежением и высокомерным отношением к своим подчиненным. В результате вымещения на подчиненных плохого настроения у одних сотрудников развивается страх, заискивание, неискренность, у других сниженный фон настроения, депрессия, третьи предпринимают усилия для того, чтобы остаться незаметными. Очень редко сотрудники могут возразить начальнику. В результате в таких коллективах частным явлением являются переработки без должного уровня оплаты, чрезмерный страх допустить ошибку, нервное напряжение. В случае же экстремальной ситуации коллектив проявляет полную нерешительность и растерянность. При авторитарном стиле нет делегирования полномочий, все контролирует один начальник, не доверяя подчиненным [6, с. 352]. Данный стиль руководства нередко вырабатывает в человеке стойкое отвращение к выполняемой им работе, нежелание идти на работу, стремление избежать ее всеми возможными способами. Однако авторитарный стиль является допустимым в моменты кризиса, в условиях ограниченного времени [1, с. 77]. Демократический стиль управления предполагает дружескую атмосферу в коллективе, взаимное уважение друг к другу, решение вопроса и проблемы происходит коллегиально в процессе общего обсуждения. При этом у сотрудников не появляется чувства принуждения, все чувствуют свою значимость в решении задачи, предлагают свое решение, проявляют инициативу. При этом руководитель всегда сам принимает итоговое решение, но выбирает лучшее из предложенного в ходе обсуждения. При таком стиле общения многие проблемы сотрудник может решить сам, у него достаточно полномочий, которые ему делегированы руководителем. Для проводимых собраний больше характерны поощрения и похвалы, тогда как наказания и внушения работнику в случае каких-либо нарушений происходят тет-а-тет. Эта система управления, как правило, сплачивает коллектив, позволяет ему ощущать себя единым целым. Атмосфера отличается доброжелательностью и доверием друг к другу. Демократический стиль управления далеко не всегда приводит к той же производительности труда, что авторитарный, как правило, выработка может упасть, но при этом творческий подход к делу, количество выдвинутых идей увеличивается. Возрастает удовлетворенность работой, повышается самостоятельность и ответственность, формируется позитивный моральный настрой. Поэтому проигрыш в тактических задачах с лихвой окупается победой в стратегических. Сложившийся коллектив способен разрешить даже самую трудную задачу. Такой стиль управления подходит далеко не всегда, он вряд ли применим в цехе, на складе или в магазине, но без него практически нельзя представить издательское дело, маркетинг и рекламу, где требуется творческий подход к делу [8, с. 360]. При либеральном, или попустительском стиле начальник предоставляет коллективу право принимать все решения. В результате это сказывается на снижении производительности труда, ухудшении эмоционального настроя, подчиненные перестают чувствовать свою нужность, полезность, у них теряется вера в свои способности управлять ситуации, отсутствует объединяющее и направляющее начало. Однако такой стиль может использоваться в сложившемся коллективе, способном распределять работу и самостоятельно выполнять ее, с контролем и сроков, и качества. В результате развивается ответственность за общее дело, появляется чувство гордости за коллектив и объединение команды, в результате в стабильных коллективах климат улучшается. Поэтому, в одной и той же компании на разных этапах, в разных ситуациях, даже на разных этапах формирования коллектива должны применяться различные стили управления, должен сохраняться разумный баланс между достижением цели и сохранением взаимоотношений в коллективе. Власть должна обеспечивать результат, но не вызывать в членах команды отторжения или неприятия. В целях формирования благоприятного климата руководитель должен умело использовать функцию мотивации. Согласно теории управления, функцию мотивации можно анализировать в двух аспектах – инструментальном (заключается в принуждении подчиненных выполнять их обязанности) и социально-психологическом (устранение напряжений и конфликтов, которые мешают трудовому процессу). В зависимости от того, как сочетаются между собой в организации эти два аспекта, и выделяют четыре типа организационного климата: активно-личностный; пассивно- безличностный; пассивно-личностный; активно-безличностный [10, с. 241]. Наиболее предпочтительным представляется активно-личностный климат, который сочетает удовлетворение потребностей в развитии и самореализации с высокой требовательностью и подчинением деятельности сотрудника интересам организации. В реальности такой климат существует в компаниях с японской философией, а также в малых предприятиях. Противоположностью этого типа климата является пассивно-безличностный климат, который сочетает в себе низкую требовательность и безразличие к личности сотрудника. Пассивно-личностный климат предполагает интенсивное использование социоэмоционального компонента и недостаточный учет инструментального. Работник чувствует, как удовлетворяются его потребности, но при этом не видит требовательности. В таких коллективах главным правилом организации деятельности является правило ничего не менять и «не высовываться». Таким образом, умело используя функцию мотивации при формировании своего стиля, руководитель может существенно влиять на социально-психологический климат. Возможность изменить психологический климат существует всегда. Работая над улучшением климата в коллективе, каждый руководитель обеспечивает сея довольными сотрудниками, которые работают сплоченно и на результат. При формировании психологического климата в коллективе следует обращать внимание на следующие факторы: 1. Подбор сотрудников. Для каждого начальства важное значение имеют профессиональные качества и навыки потенциального работника. При приеме сотрудника на работу следует принимать во внимание и его психологический портрет. Если в ходе интервью у кандидата на должность можно заметить такие качества, как жадность, агрессивность, завышенная самооценка, то его не стоит брать на работу, поскольку такой сотрудник может послужить причиной конфликтов в коллективе. 2. Заинтересованность в результатах работы у сотрудников. Большое значение имеет увлеченность сотрудников своей работой и стремление достичь наилучших показателей. На интерес сотрудника к работе влияет целый ряд факторов – спланированный отпуск, материальное стимулирование, карьерный рост, возможность совершенствования своих профессиональных навыков. 3. Условия труда. Такие условия, как посторонний шум, плохо оборудованное рабочее место, плохие санитарно-гигиенические условия негативно влияют на социально-психологический климат, вызывая раздражительность сотрудников. Чаще всего о необходимости управления психологическим климатом руководители компании задумываются тогда, когда обстановка в компании оказывается настолько напряженной, что грозит самыми серьезными последствиями для ее дальнейшего существования. Поэтому в первую очередь работа с психологическим климатом направлена на исследование факторов, которые влияют на ее состояние. Таким образом, многое в процессе управления зависит от самого руководителя и связано либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://e-stankin.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru