Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Систематизация российского законодательства

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 3 1 Основные положения о систематизации законодательства 5 1.1 Понятие системы законодательства 5 1.2 Систематизация законодательства: понятие и признаки 10 2 Виды систематизации законодательства 16 2.1 Учет законодательства 16 2.2 Инкорпорация законодательства 17 2.3 Консолидация законодательства 21 2.4 Кодификация законодательства 23 Заключение 27 Список использованных источников и литературы 30 Введение Актуальность темы: систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования. Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру. Систематизация законодательства, в первую очередь, необходима для его развития. Проведение обработки и анализа существующих правовых положений, группировка их в соответствии с определенной схемой, формирование внутренне единой структуры — все это необходимые условия, обеспечивающие эффективность правотворчества, ликвидирующие противоречия и пробелы в существующем правопорядке. Систематизация законодательства способствует приемлемой реализации права, обеспечивая возможность не только оперативно находить, но и правильно истолковывать необходимые положения. В работе рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства. Объект исследования – система общественных отношений связанных с систематизацией законодательства. Предметом исследования являются особенности нормативно-правового и доктринального регулирования систематизации законодательства. Целью работы является уточнение сущности систематизации законодательства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) раскрыть понятие систематизации законодательства; 2) дать общую характеристику видов систематизации законодательства. Теоретические и практические основы исследования систематизации законодательства разработаны такими учеными как: Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Малько А. В., Матузов Н., Мамонтова Э.А., Мардалиев Р.Т., Марченко М. Н., Нерсесянц В.С., Радько Т. Н., Босова Е.Н., Гасангулиев Г.М., Другов Я.А., Зарапина Л.В., Иванникова О.И., Кушнарева Н.В., Кузнецов Р.А., Мацыганова М.А., Миряхёев М.М., Зойиров Р.Х., Моргунов В.И., Мозженко И.И., Мусаев М.А., Мухамедов У.Х., Носов С.И., Гавашели Т.В., Осипов М.Ю., Сидорова О.С., Смоленский М. Б., Ударцев С.Ф., Фадеева Н.А., Шокиров Г.А. и другими. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности систематизации законодательства. Методологическая основа исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1 Основные положения о систематизации законодательства

1.1 Понятие системы законодательства

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством. До настоящего времени определения нормативного правового акта практически не претерпели существенных изменений. Наиболее традиционно под нормативным правовым актом принято понимать – письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный обязательный характер, содержащий норму права и регулирующий общественные отношения. Кроме указанного официально определения в современной науке имеют место и иные. Так, например, А.М. Зарецкий называет нормативный правовой акт решением, выраженным в письменной форме и рассчитанным на многократное применение. Воронцов Г.А. , Рассолов М.М. называют нормативный правовой акт документом. Официальным актом-документом называет нормативный правовой акт коллектив авторов из Института экономики, управления и права (г. Казань). Официальным властным документом называют нормативный правовой акт Ларин А.Ю. и Оскамытный В.В. . В литературе существует так же указание на то, что нормативный правовой акт – это письменный официальный документ. Кроме того, исследователи обозначают нормативный правовой акт как акт или правовой акт. Подводя итог рассмотрению многочисленных определений необходимо отметить, что нормативный правовой акт следует называть письменным документом по следующим причинам. Во-первых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что нормативный правовой акт должен иметь письменную форму. Во-вторых, понятие нормативного правового акта должно быть более простым и абстрактным, чтобы исключить обращение к источникам для дополнительной интерпретации понятия «правовой акт» или, например, уточнения смысловой нагрузки понятия «акт» или «решение». Что касается официального характера нормативно-правового акта, то он, скорее, включен в один из его основных признаков. Практически все исследователи называют таковым издание управомоченным (или компетентным) государственным органом. Однако есть авторы, которые не рассматривают такой признак и не включают его в определение. Анализируя указанный признак, коллектив авторов из Российской академии правосудия уточняет, что нормативный правовой акт принимается компетентным органом законодательной или исполнительной власти, или непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления. Не все авторы обобщают этот признак, указывая, что нормативные правовые акты издаются от имени государства либо дополняют его, подразумевая позитивистский подход к проблеме . По мнению Марченко М.Н., источником права в формально-юридическом плане выступает не только государственная воля и соответствующие ей интересы, но и воля внутригосударственных и транснациональных бизнес-структур, общественных и иных объединений, непосредственно или опосредованно причастных к правотворческому процессу . Следует отметить, что нормативно-правовые акты принимаются субъектом правотворчества в пределах его компетенции. Думается, такой подход исчерпывающе характеризует издание указанных актов от имени государства, а также не упускает из массы таких актов Конституцию Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый признак является основополагающим при определении интересующего нас понятия и упускать его из содержания понятия, по примеру некоторых авторов, не следует. В определениях некоторых авторов упоминается особый порядок принятия нормативного правового акта, а также – его особая форма. По мнению автора, эти признаки стоит расценивать как факультативный, вытекающий из государственного характера нормативного правового акта . Следующий обязательный признак нормативно-правового акта – это содержание правовых норм. Этот признак также упоминается почти всеми авторами. Отдельные исследователи уточняют, что нормативный правовой акт содержит не только правовые нормы, но и нормы, вводящие их в действие, отменяющие или изменяющие. По мнению автора, указанные выше нормы также являются правовыми, детализировать ими понятие не стоит. Некоторые современные авторы отмечают в определении направленность нормативно-правового акта на регулирование общественных отношений. Однако, учитывая, что правовые нормы сами по себе направлены на регулирование общественных отношений, включение этого признака в определение понятия привносит тавтологию . Решение рассматриваемой проблемы усложняется в связи с тем, что в современных научных изысканиях авторы дополняют свои определения также факультативными признаками, вытекающими из основных признаков нормативно-правового акта, характеризующих его правовую сущность, как: принятие в одностороннем порядке; многократность применения; содержание новых норм действующего права; является носителем правовой информации; либо, по мнению автора, некорректные признаки: состоит в иерархическом соотношении с другими актами; длительное существование . Таким образом, под нормативно-правовым актом следует понимать письменный документ, принятый субъектом правотворчества в пределах его компетенции и содержащий правовые нормы. Согласно предложенному автором определению, нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый субъектом правотворчества в пределах его компетенции и содержащий правовые нормы. Этим он отличается от индивидуальных актов, которые не содержат указанных норм, рассчитаны на однократное применение и являются, в сущности, актами применения, привязанными к определенным субъектам, обстоятельствам, времени или месту. Таким образом, предложенное определение нормативного правового акта способно внести определенность в представление о нем, а также восполнить пробел в праве в случае его законодательного закрепления. Соотношение понятий правовая семья и правовая система в следующем: правовая семья представляет собой совокупность правовых систем, имеющих схожие условия развития. Необходимо подчеркнуть, что ни одна из представленных классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить различные подразделения семей национального права. Понятия системы права и правовая система общества нельзя принимать за тождественные. Для начала необходимо разобраться с самим определением системы права. Система права является объективно существующим строением права, выраженном в разделении единого права на отрасли, которые связаны между собой. Помимо указанного определения, в научном сообществе бытует мнение о том, что в систему права входят следующие взаимосогласованные элементы: нормы, институты, подотрасли, отрасли. К основным признакам системы права относятся следующие: единство и согласованность составляющих систему норм; разделение на отрасли и институты; объективность строения; иерархичность; непротиворечивость. Действительно, определения имеют сходства, причем довольно весомые, но их схожесть не дает оснований их отожествлять. Понятие система права гораздо более шире понятия правовая система общества. Помимо того законодательного массива, которым обладает правовая система общества, в систему права входит судебная практика, собственно право, правовая идеология и т.д. Правовая система общества же во многом ограничивается законодательством отдельно взятой страны, таких как Российская Федерация, Китай, Италия и т.д. На самом деле, каждое государство имеет свою законодательную базу, сформулированную особым образом, на разных языках, используя различные виды техники и методики. Ведь, законодательство каждой страны должно учитывать различные внутренние факторы, такие как структура, правила, организация. Рассматривая право, как систему общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых и установленных государством, то в этом случае правовая система общества выступает как некое явление, которое выражает ситуацию в обществе, отражает ее правовую действительность, создает целостную картину существующей правовой ситуации, показывает те методы и средства, с помощью которых государственная власть реализует свою деятельность. Правовая система общества — это конкретно — историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Таким образом, система права и правовая система общества являются нетождественными понятиями. Система права значительно шире правовой системы общества. Имеются большие различия в самом содержание этих понятий. Необходимо отметить, существование множества определений этих понятий, где их авторы дают достаточно противоречивую картину, указывая во многом на их преемственность.

1.2 Систематизация законодательства: понятие и признаки

Для оптимизации правоприменения при огромном количестве правовых актов, ускорения поиска необходимого законодательного источника и наиболее правильного и своевременного толкования субъекты права в лице государственных органов и должностных лиц непрерывно проводят работу по учету, приведения в упорядоченную систему действующего нормативного материала. Данная деятельность и представляет собой процесс систематизации законодательства. Макуев Р. Х. видит систематизацию как приведение нормативных правовых актов на основании соблюдения соответствующих правил и использования определенных способов в научно обоснованную стандартизированную систему . Анализируя научные определения систематизации, представляется возможным выделить ее основные признаки: 1) систематизация – особый вид правовой деятельности; 2) осуществляется уполномоченными компетентными органами, за исключением отдельным форм реализации систематизации; 3) объектом является совокупность нормативных правовых актов; 4) направлена на приведение законодательства в единую согласованную систему; 5) реализуется с соблюдением соответствующих правил и процедур; 6) научно-обоснованная деятельность. Систематизация нормативных правовых актов направлена на определенную цель, а именно приведение законодательства в единую, упорядоченную, иерархичную систему. Для достижения данной основной цели при осуществлении процесса систематизации необходимо выполнение следующих задач: 1) обнаружение несогласованности в системе правовых актов и их нормах, и впоследствии устранение выявленных несоответствий; 2) выявление и устранение законодательных пробелов; 3) избавление правовой системы от юридически устаревших нормативных правовых актов; 4) адаптация использования нормативного материала для повышения эффективности правоприменения . Таким образом, систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Объектом систематизации законодательства являются нормативные правовые акты. Систематизация законодательства должна основываться на следующих общетеоретических принципах. 1) законности; 2) научности; 3) всеохватности; 4) единовременности; 5) нормативности; 6) системности (поэтапности); 7) профессионализма. Принцип законности означает строгое и неуклонное следование в процессе систематизации Конституции Российской Федерации, федеральным законам. Официальная систематизация не может быть свободна от правовой регламентации, она не может противоречить действующим принципам и нормам права. К сожалению, в настоящее время состояние нормативноправового регулирования систематизации законодательства в Российской Федерации и ее субъектах характеризуется отсутствием общей концепции института систематизации и стихийностью правотворчества в этой сфере. Принцип научности предполагает, во-первых, четкое планирование, подчинение процесса систематизации определенному плану, решение вопросов о направлениях и способах систематизации, выделении среди них основных, главных; во-вторых, использование в процессе систематизации знаний социально-экономической, политической и иной обстановки в стране; в-третьих, использование опыта правотворчества и систематизации законодательства. Принцип всеохватности заключается в том, что систематизацией должна быть охвачена вся совокупность норм права и каждая имеющаяся норма права должна занять свое место в нормативном правовом акте, а нормативный правовой акт, в свою очередь, должен занять четко определенное положение среди других нормативных правовых актов . Принцип единовременности процесса систематизации предполагает последующее включение в систему правовых актов вновь созданных нормативных правовых актов. Задачи систематизации должны решаться уже на стадии подготовки проектов правовых актов. В этот период должно быть определено место разрабатываемого проекта правового акта в системе законодательства, подготовлены и внесены вместе с проектом перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу или изменению в связи с принятием нового правового акта. Единовременность процесса систематизации состоит в том, чтобы весь обновленный систематизированный массив правовых актов заработал одновременно. Принцип нормативности предполагает, что предложения о признании утратившими силу полностью или частично выявленных в процессе систематизации правовых актов, противоречащих действующему законодательству; фактически утративших свое значение, но формально не отмененных; потерявших свое значение в связи с признанием утратившими силу либо отменой основных правовых актов, необходимо вносить в установленном порядке. Это, в свою очередь, означает, что принятие (издание) таких правовых актов может осуществляться только управомоченными субъектами права по основаниям, предусмотренным законодательством, с соблюдением установленной процедуры подготовки и принятия правовых актов . Принцип системности (поэтапности) означает, что процесс систематизации законодательства, происходящий в рамках определенной системы (схемы), неизбежно разбивается на ряд этапов, различных по своим задачам, объему и протяженности по времени: 1) инвентаризацию и учет созданного нормативного массива; 2) ревизию законодательства; 3) разрешение вопроса о критериях отбора нормативного материала, в зависимости от целей систематизации; регистрацию отобранного нормативного материала в хронологической последовательности; 4) дифференциацию материала, т. е. освобождение от правовых актов временного значения и однократного действия; правовых актов о признании утратившими силу ранее принятых (изданных) правовых актов, если в них не устанавливается новых норм; правовых актов с определенными в них сроками действия, истекшими и не продленными; правовых актов, формально не отмененных, но фактически полностью утративших силу по различным основаниям; правовых актов персонального характера и др.; 5) внешнюю обработку нормативного материала, т. е. исключение из текста нормативного правового акта вводных и заключительных частей, не содержащих нормативных положений, и других положений, не имеющих нормативного характера; статей (пунктов) о признании нормативных правовых актов или отдельных их положений утратившими силу; статей (пунктов) временного, однократного действия и т. п.; 6) выявление противоречий, дублирования, пробелов и разработку в целях их устранения актов систематизации законодательства; 7) составление собраний (сводов) законодательства; 8) издание и поддержание в действующем состоянии собраний (сводов) законодательства . Принцип профессионализма проявляется в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех этапах систематизации законодательства. Это должны быть профессионалы своего дела, обладающие специальными знаниями, широкой эрудицией, опытом правотворческой деятельности и систематизации законодательства. Квалификация и профессионализм специалистов, осуществляющих систематизацию, должны обеспечиваться государственной системой подготовки и усовершенствования кадров в сфере юриспруденции, научно-методическим обеспечением данного вида деятельности . Таким образом, принципы систематизации — основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с кодификацией, инкорпорацией и консолидацией действующего законодательства. Систематизация — родовое понятие, охватывающее всю деятельность по упорядочению правовых актов. В зависимости от целей и характера решаемых задач на разных этапах приоритетными могут быть различные виды систематизации, кодификация, инкорпорация, консолидация . Систематизация законодательства находится в непосредственной взаимосвязи с правовой информатизацией, обнародованием нормативных правовых актов, их официальным опубликованием и вступлением в действие. Систематизация законодательства создает предпосылки для правовой информатизации. Решаемая средствами систематизации задача повышения качества нормативных правовых актов благоприятствует информационному обмену, удовлетворению информационно-правовых потребностей участников правоотношений. Правовая информатизация должна осуществляться с учетом Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 . Вывод: Таким образом, систематизация законодательства по своему содержанию представляет собой многообразную, многоплановую деятельность, необходимую: во-первых, для развития законодательства. Создание внутренне единой системы нормативных правовых актов является необходимым условием эффективности правотворческой деятельности; во-вторых, для расчистки массива нормативных правовых актов, ревизии действующей правовой системы, ликвидации устаревших и неэффективных норм права; в-третьих, для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, оперативного поиска необходимой правовой информации; в-четвертых, для целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований.

2 Виды систематизации законодательства

2.1 Учет законодательства

Учет нормативно-правовых актов также называют справочно-информационной работой. Этот вид систематизации законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению, регистрации, расположению в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого поиска и использования юридических документов . Роль учета юридических документов не стоит переоценивать, но с уверенностью стоит отметить, что это достаточно полезная юридическая деятельность. Значительную роль учет выполняет в реализации права, в которой принимает участие достаточно большой круг физических и юридических лиц. Руководители любого юридического лица заботятся о том, чтоб не вступать в конфликт с законом, а для этого законодательство должно находиться «под рукой», чтоб в случае надобности оперативно им воспользоваться. Учет нормативно-правовых актов здесь зачастую поручается юристу организации. Также учет нормативно-правовых актов имеет большое значение в правоприменительной деятельности. В данной сфере органы государственной власти принимают властные решения, которые оказывают значительное воздействие на субъекты права. В особенности это относится к прокурорским, судебным органам, адвокатским бюро. Допущение ошибки является неприемлемым в данной деятельности, лучше лишний раз просмотреть нормативный акт, а для этого необходимо оперативно его отыскать, установить связи с иными нормативными актами. К тому же правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета нормативно-правовых актов; в противном случае ожидать квалифицированного подхода к подготовке нормативно-правового акта, его экспертизе не стоит. Учет законодательства можно определить как органическую часть кодификации, консолидации и инкорпорации. Учет выступает своего рода их первоначальной стадией, хотя он имеет и самостоятельное значение. Без учета законодательства нельзя выполнять работу по правовому воспитанию и подготовке специалистов в правовой сфере, также невозможно заниматься научной работой в сфере юриспруденции. Итак, учет законодательства обслуживает информационные потребности субъектов права. Существует два вида учета законодательства: 1) официальный учет нормативных актов. Данный вид учета ведут юридические службы органов государственной власти. 2) неофициальный учет нормативных актов – это учет корпоративных актов организаций и предприятий .

2.2 Инкорпорация законодательства

Инкорпорация (лат. incorporatio) — «форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение». Инкорпорация представляет собой постоянную деятельность органов государственной власти Российской Федерации с целью поддержания законодательства в актуальном состоянии, обеспечения его доступности и обозримости, снабжения самого широкого круга субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных правовых актах в их действующей редакции. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. В зависимости от состояния и характера правового массива инкорпорация либо полностью обеспечивает приведение его в порядок, либо является необходимым этапом для последующей кодификации соответствующей части правовых актов . Особенность инкорпорации состоит в том, что в содержание помещаемых в сборники, собрания правовых актов какие-либо изменения, как правило, не вносятся, следовательно, содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных правовых актов претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению правовых актов в их первоначальной редакции. Как правило, в сборниках, собраниях действующих нормативных правовых актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих их официальных изменений, с указанием официальных реквизитов тех правовых актов, которыми внесены соответствующие коррективы . Инкорпорация отличается от кодификации следующими основными аспектами: 1) создание хронологических и систематических собраний, а тем более неофициальных тематических сборников законодательства не преследует цели изменения содержания правового регулирования, создания новых институтов и норм права; 2) она осуществляется посредством различной классификации нормативного материала, а не на основе предмета и метода правового регулирования; 3) инкорпорация приводит к созданию сборников и собраний действующего законодательства, часто не имеющих официального характера; 4) инкорпорационные работы должны проводиться постоянно, поддерживая законодательство в упорядоченном состоянии, в то время как кодификация проводится лишь тогда, когда назревает необходимость существенного обновления целых отраслей и институтов права. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация подразделяется на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную . Официальная инкорпорация — упорядочение правовых норм путем издания от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов) сборников или собраний (сводов) действующих нормативных правовых актов, которые им утверждаются или иным способом официально одобряются. Издаваемые органами государственной власти Российской Федерации либо иными, уполномоченными ими, органами сборники, собрания (своды) законодательства имеют официальный характер, т. е. они приравниваются к официальным источникам опубликования и, хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования или пе- реопубликования действующих нормативных правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и систематическую (предметную). Хронологическая инкорпорация — форма систематизации, при которой упорядочение нормативных правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в силу. В настоящее время в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации выработаны формы официального опубликования нормативных правовых актов, которые служат способом официальной хронологической инкорпорации. В Российской Федерации издается хронологическое Собрание законодательства Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации также издаются хронологические собрания законов, иных правовых актов, принимаемых законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов . Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т. е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (основы государственного управления, социальное обеспечение, государственная гражданская служба, финансы, образование, и т. д.). В начале каждого раздела помещаются правовые акты более высокой юридической силы, содержащие основные, принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем правовые акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы. Пользуясь систематической инкорпорацией, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права. При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела правовые акты располагаются в хронологическом порядке. При инкорпорации допускается «уплотнение» объединяемого законодательства за счет исключения из текстов публикуемых правовых актов устаревших преамбул, отмененных статей (пунктов), т. е. применяются приемы внешней обработки правовых актов. Под внешней обработкой правовых актов понимается внесение в первоначальный их текст всех последующих официальных изменений. Степень внешней обработки правовых актов зависит от полномочий органа, осуществляющего инкорпорацию. В одних случаях она может быть высокой, в других — менее высокой. Официозная (полуофициальная) инкорпорация — издание сборников или собраний законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами, при этом правотворческий орган (органы) не утверждает и не одобряет такой сборник или собрание. Тексты правовых актов, помещенные в такие сборники или собрания, не приобретают официальный характер . Неофициальная инкорпорация — внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативном правовом материале. Это могут быть сборники законодательства, справочники по законодательству для депутатов, руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и специалистов различных органов и организаций, юристов, работников судебных и правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. В отличие от официальной инкорпорации нормативные правовые акты не подвергаются здесь какой-либо обработке. Они остаются такими, какими были приняты (изданы) .

2.3 Консолидация законодательства

Консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). При консолидации всего массива действующих правовых актов может быть установлено, что по одному и тому же вопросу имеется несколько правовых актов, которые по-разному регулируют сходные правоотношения, что некоторые нормативно-правовые предписания повторяются в различных правовых актах. В задачу консолидации входит устранение этих противоречий и повторений путем полной или частичной отмены некоторых ранее принятых (изданных) правовых актов либо путем внесения в них соответствующих изменений, либо путем объединения нескольких нормативных правовых актов в единый сводный (укрупненный) правовой акт . В новом сводном (укрупненном) правовом акте объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы, при этом все нормы прежних правовых актов располагаются в определенной логической последовательности, осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка нормативноправовых предписаний, чтобы все они излагались единым стилем, исправляется устаревшая терминология. Такой нормативный правовой акт принимается (издается) правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные правовые акты признаются утратившими силу. Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. По форме систематизации нормативных правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа правовых актов и улучшения правового регулирования . Систематизация законодательства должна обеспечивать единство системы нормативных правовых актов и норм права, целостность и четкость структуры законодательства Российской Федерации, удобство пользования правовыми актами, облегчая оперативный их поиск и установление взаимосвязи между ними. Это может быть достигнуто только при использовании всех способов систематизации нормативного массива: кодификации, инкорпорации и консолидации.

2.4 Кодификация законодательства

Кодификация — «форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания». В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Исходя из указанного выше понимания кодификации, она осуществляется один раз, а в дальнейшем происходит лишь обновление содержания кодифицированного правового акта. Кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Реальным выражением того, что кодификация представляет собой наиболее высокий вид правотворчества, являются формулируемые в кодификационных актах общие нормы, которые позволяют юридически объединить весь нормативный материал, осуществить специализацию и интеграцию правового регулирования. Признаки кодификации: 1) кодификацией имеют право заниматься только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий; 2) в итоге появляется единый нормативный правовой акт, являющийся источником права и заменяющий все ранее действовавшие в этой области правовые акты; 3) кодифицированный правовой акт выступает основным среди всех иных нормативных правовых актов, действующих в определенной сфере общественной жизни. Такой правовой акт регулирует достаточно обширную сферу отношений; 4) нормативные правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем; 5) акт кодификации обычно имеет значительный объем, сложную структуру, состоящую из Общей и Особенной частей, разделов, глав и др. Нормативный правовой акт, лишенный «Общей части» (общих положений), не может быть признан кодифицированным . Как правило, в результате кодификации правовых актов создаются кодексы. Кодекс — «систематизированный комплексный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений». Поскольку кодекс — это разновидность закона, то для придания правовому акту наименования «кодекс» необходимо, чтобы регулирование отношений, составляющих его содержание, входило в компетенцию законодательного (представительного) органа. Кодекс утверждается законом, порядок введения его в действие определяется специальным законом. От других законов кодекс отличает, во-первых, полнота регулирования отношений в какой-либо сфере; во-вторых, юридическая цельность; в-третьих, высокий уровень нормативных обобщений; в-четвертых, отражение крупных юридических теорий и концепций; в-пятых, лидирующее место среди иных законов и особое воздействие на все другие правовые акты и процесс правоприменения . Кодексы — не единственный вид правовых актов, создаваемых в результате кодификации. Другими формами кодификации являются уставы, положения, правила и др. Устав — «кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий правовое положение юридического лица. По своей юридической природе устав можно отнести к внутренним нормативным правовым актам органа, организации. Устав утверждается в порядке, предусмотренном законами, иными правовыми актами о соответствующих юридических лицах». Положение — «кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции». Правила — кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности . Сфера общественных отношений, регулируемых правовыми актами, имеющими название «устав» (за исключением уставов субъектов РФ), «положение», «правила», всегда имеет более локальный характер, чем правовой акт под названием «кодекс» . Вывод: В настоящий момент на практике используются три основных способа систематизации законодательства: 1) инкорпорация, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов; 2) консолидация, что являет собой объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый нормативно-правовой акт без существенного изменения их содержания для укрепления их функционирования, упрочения системы правового регулирования в одной сфере общества; 3) кодификация, которая представляет собой деятельность законодательного органа по коренной переработке действующего законодательства в определенной отрасли права и приведению его в единый систематизированный порядок, выраженный в правовом акте.

Заключение

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры). Систематизация законодательства – деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами. Для того чтобы создать полноценную систему правовых актов, важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве. Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки. При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии. Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию. В зависимости от субъекта выделяют: официальную систематизацию; неофициальную форму. Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан. Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке. Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены. Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания. Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения. В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием. Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера. Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре. Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса. Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету. Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию. Инкорпорация представляет собой объединение положений в сборник без внесения изменений в их содержание. У каждого нормативного акта при этом сохраняется самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация бывает неофициальная и официальная. Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд. В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/ Литература 2. Босова Е.Н. Система, систематизация законодательства в Российской Федерации: перспективы развития. // Вестник ВЭГУ, 2012. № 5. С. 7-13. 3. Воронцов Г.А. Теория государства и права: краткий курс. За три дня до экзамена: учебно-методическое пособие / Г.А. Воронцов. Изд. 5-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. 159 с. 4. Гасангулиев Г.М. Принципы, цели и задачи систематизации законодательства. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6 (109). С. 74-75. 5. Зарапина Л.В. О систематизации законодательства. // Вестник Академии права и управления, 2014. № 37. С. 49-54. 6. Зарецкий А.М., Долгих Ф.И. Теория государства и права: учебник / Под ред. Долгих Ф.И. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. 240 с. 7. Ларин А.Ю. Теория государства и права: учебник / А.Ю. Ларин. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2011. – 288 с. 8. Макуев Р. Х. Теория государства и права : учебник. М. : Норма: Инфра-М, 2010. 640 с. 9. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2013. 656 с. 10. Миряхёев М.М., Зойиров Р.Х. Систематизация как основной способ совершенствования законодательства. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, 2014. № 1 (57). С. 43-49. 11. Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки. // Конституционное и муниципальное право, 2012. № 12. С. 6-9. 12. Моргунов В.И. Концептуальные основы систематизации законодательства на современном этапе развития права и государства. // Вопросы экономики и права, 2011. № 36. С. 7-10. 13. Мусаев М.А. Систематизация законодательства как ключевой момент развития правовой реальности // Мир политики и социологии, 2016. № 8. -С. 37-46. 14. Носов С.И., Гавашели Т.В. Систематизация как фактор модернизации российского законодательства. // Право и образование, 2013. № 11. С. 25-32. 15. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити-Дана, 2015. 511 с. 16. Осипов М.Ю. Понятие, основные структурные элементы и формы систематизации законодательства. // Право и политика, 2015. № 3. С. 448-457. 17. Пугацкий М.В. Проблемы систематизации законодательства // Наука современности: проблемы и решения Сборник научных статей. Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва, 2018. 18. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. 736 с. 19. Сидорова О.С. Систематизация законодательства. // NovaInfo.Ru, 2016. Т. 1. № 42. С. 217-220. 20. Ударцев С.Ф. Правовая политика, систематизация законодательства и эволюция права. // Право и политика, 2011. № 5. С. 739-751.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://teachbase.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru