Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро вступительные экзамены?

Статус Президента РФ. Часть 2



Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

1 2


Глава 2. Президент РФ в системе государственной власти

2.1. Конституционные полномочия Президента РФ

При рассмотрении вопросов конституционно-правового статуса президента РФ как главы государства следует обратить внимание на тот факт, что данная проблема является достаточно актуальной в современных условиях, однако достаточно часто она рассматривается с общественно-политических, но не правовых позиций. При изучении же вопросов сущности, содержания и структуры конституционно-правового статуса президента РФ как главы государства, а также составляющих его содержание полномочий президента РФ в системе исполнительной власти большинство авторов основываются на буквальном толковании соответствующих конституционных норм .
Следует отдельно упомянуть концепцию, в соответствии с которой конституционно-правовой статус президента РФ как главы государства рассматривается в качестве носящей сбалансированный характер и отличающейся динамичностью в позитивном плане совокупности компонент, которые отражают положение, занимаемое президентом РФ по отношению к прочим субъектам правоотношений. В рамках данного подхода к изучению конституционно-правового статуса президента РФ как главы государства выделяют такие составляющие его компоненты, как аксеологически-исполнительные, общественно-публичные, личностно-ответственные и деятельностно-гарантийные .
Совокупность полномочий и функций Президента РФ как главы государства образует его компетенцию. Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления деятельности Президента РФ, которые обусловлены его местом в системе органов государственной власти РФ. Функции Президента РФ расширяются и конкретизируются в его полномочиях, под которыми следует понимать совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него целей и задач.
К числу основных функций Президента РФ следует отнести:
 Выступление в качестве гаранта Конституции РФ и прав и свобод человека и гражданина
 Принятие в установленном Конституцией РФ порядке мер по охране государственного суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности
 Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
 Определение в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством РФ основных направлений внутренней и внешней политики РФ
 Представление Российской Федерации внутри страны, а также в международных отношениях
Рассмотрение полномочий Президента РФ целесообразно осуществлять посредством их объединения в группы в соответствии с теми сферами государственной деятельности, в которых они реализуются.
К числу основных полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти следует отнести:
 Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
 Председательство на заседаниях Правительства РФ
 Принятие решения об отставке Правительства РФ
Будучи главой государства, Президент РФ также взаимодействует с Федеральным Собранием РФ, обеспечивая в процессе такого взаимодействия единство государственной власти в целом. К числу основных полномочий Президента РФ во взаимодействии с Федеральным Собранием РФ следует отнести:
 Участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Данное полномочие Президента РФ слагается из совокупности предоставленного ему права законодательной инициативы, права вето в отношении принятых Федеральным Собранием законопроектов и обязанности по подписанию и обнародованию федеральных законов.
 Назначение в соответствии с Конституцией РФ выборов Государственной Думы РФ.
Взаимодействий Президента РФ с Федеральным Собранием РФ обеспечивается при помощи полномочных представителей Президента РФ в каждой из палат Федерального Собрания РФ.
Будучи главой государства, Президент РФ также наделен определенными конституционными полномочиями в отношении субъектов РФ, к числу которых следует отнести:
 Право на назначение на занимаемую должность и освобождение от занимаемой должности полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.
 Право на применение согласительных процедур в целях разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ
 Право на приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия таких актов Конституции РФ, федеральным законам РФ, международным договорам РФ либо нарушения такими актами прав и свобод человека и гражданина до решения таких вопросов соответствующим судом.
Президент РФ обладает рядом полномочий в сфере обороны государства и обеспечения национальной безопасности, под которой следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
К числу основных полномочий Президента РФ в сфере обороны и национальной безопасности следует отнести:
 Утверждение военной доктрины РФ. Под военной доктриной следует понимать систему официально утвержденных в государстве позиций по поводу предотвращения войн и вооруженных конфликтов, а также военного строительства, деятельности по подготовке государства к обороне, использования Вооруженных Сил и иных войск и воинских формирований РФ в целях защиты жизненно важных интересов государства
 По осуществлению полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ
 По назначению на занимаемые должности и освобождению от занимаемых должностей высшего командного состава Вооруженных Сил РФ.
 По формированию и возглавлению Совета Безопасности РФ, под которым следует понимать конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и проведения единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности
 По введению на всей территории РФ либо в ее отдельных местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы
 По введению на всей территории РФ либо в ее отдельных местностях чрезвычайного положения в случае угрозы безопасности РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы
Также Президент РФ как глава государства наделяется определенными полномочиями в сфере внешней политики. К числу основных внешнеполитических полномочий Президента РФ следует отнести:
 Определение основных направлений внешней политики РФ и осуществление руководства внешней политикой
 Ведение переговоров и подписание международных договоров РФ
 Подписание ратификационных грамот, под которыми следует понимать документы, подтверждающие признание государством подписанного документа в качестве обязательного для него.
 Принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при Президенте РФ дипломатических представителей, адресованных Президенту РФ.
 Назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Отдельно следует остановиться на полномочиях Президента РФ по принятию нормативных правовых актов. Акты Президента РФ играют значимую роль в современной правовой системе Российской Федерации, которая обуславливает тем фактом, что они выступают в качестве формы реализации полномочий главы государства. Также принимаемые Президентом РФ акты выступают в качестве своеобразного эталона для актов, принимаемых иными органами государственной власти и должностными лицами, поскольку согласно Конституции РФ Президент РФ является гарантом основого закона РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно Конституции РФ, Президент имеет право на принятие следующих правовых актов, выступающих в качестве формы реализации его полномочий и управленческих решений как главы исполнительной власти:
 Указы.
 Распоряжения.
 Ежегодные послания Федеральному Собранию РФ.
 Поручения Правительству РФ.
 Обращения с запросом в Конституционный Суд РФ.
На конституционном уровне закрепляются особые свойства указов и распоряжений Президента РФ, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации и не могут противоречить положениям Конституции РФ и федеральных законов. Для ряда указов Президента РФ на конституционном уровне предусматривается особый механизм контроля со стороны высшего представительного органа. Так, указы о введении режимов чрезвычайного и военного положения, а также о применении Вооруженных сил РФ за пределами территории России подлежат обязательному утверждению в Федеральном Собрании РФ.
Поручения Президента Российской Федерации могут быть адресованы Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ. Поручения могут содержаться в указах или распоряжениях Президента РФ, а также быть выраженными в форме письма. В последней форме на сегодняшний день оформляются внесение проекта федерального закона РФ, отклонение проекта федерального закона РФ, его возвращение без рассмотрения и заключение на проект федерального закона РФ, которые направляются в палаты Федерального Собрания РФ.
В качестве формы актов Президента РФ следует выделить также обращение в Конституционный Суд РФ. Перечень вопросов, по которым Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, закреплен на конституционном уровне, и включает в себя:
 Вопросы соответствия Конституции РФ федеральных законов РФ, нормативных актов палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также не вступивших в силу международных договоров РФ.
 Толкование Конституции РФ.
 Соответствие Конституции РФ инициативы проведения референдума по вопросу его проведения.
 Соответствие Конституции РФ вступившего в силу международного договора РФ в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части
Также Президент РФ вправе внести в Конституционный Суд РФ ходатайство о разрешении спора между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ при условии применения до внесения такого ходатайства согласительных процедур для разрешения спора, не давших результата.
Статья 90 Конституции РФ закрепляет положение в соответствии с которым Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Следует отметить, что в научной среде категории актов Президента РФ и правовых актов Президента РФ рассматриваются как тождественные. Так, С.А.Авакьян указывает, что категория акта охватывает своим содержанием как правовые документы, так и правовые действия или решения государственных органов или должностных лиц . Отметим, что независимо от предмета правового регулирования любого акта, он обладает рядом характеризующих его особенностей. Данный признак в полной мере характеризует также и акты Президента РФ.
В соответствии со статьей 90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Данное положение относит принимаемые Президентом РФ акты к группе подзаконных актов, в которой они играют ведущую роль и вместе с тем выступают в качестве правовой основы для подзаконных актов, занимающих подчиненное по отношению к ним положение .
Е.И.Козлова относит к числу особенностей актов Президента РФ тот факт, что акты могут приниматься Президентом РФ в пределах его конституционных полномочий, при этом на конституционном и законодательном уровне не закрепляется исчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть ими урегулированы, однако в ряде случаев нормативно закрепляется регулирование определенных общественных отношений исключительно указами Президента РФ. Так, статья 87 Конституции РФ устанавливает, что указом Президента РФ вводится режим военного положения. Статья 102 Конституции РФ, в свою очередь, закрепляет введение указом Президента РФ режима чрезвычайного положения .
В то же время актами Президента РФ могут быть урегулированы вопросы, выступающие в качестве предмета регулирования законов. Соответствующая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ, указавшим, что регулирующий соответствующие общественные отношения акт Президента РФ может приниматься исключительно при условии отсутствия соответствующего федерального закона и должен носить временный характер до принятия такого закона . С.А.Авакьян обращает внимание на тот факт, что такие указы Президента РФ играют роль средства восполнения пробела правового регулирования соответствующих общественных отношений .
К особенностям актов Президента РФ следует отнести также отсутствие четкой закономерности отнесения нормативных свойств к определенному их виду. Признак нормативности может быть свойственным как для указов, так и для распоряжений Президента РФ, которые, однако, могут носить и индивидуальный, или правоприменительный характер. Возникает вопрос о соотношении юридической силы актов Президента РФ в соответствии с признаком их нормативности либо ненормативности. Анализ положений статьи 90 Конституции РФ позволяет констатировать, что на уровне основного закона указы и распоряжения Президента РФ не отграничиваются по своей юридической силе. Вместе с тем, как отмечает С.А.Авакьян, основную форму актов Президента РФ представляют собой указы, в системе которых особо значимыми являются регулирующие общественные отношения указы нормативного характера. Также автор указывает, что в качестве предмета правового регулирования указов Президента РФ могут выступать также определенные значимые для государства или общества вопросы ненормативного характера. Распоряжение же Президента РФ, как правило, носят правоприменительный характер . Критерии отграничения указов и распоряжений Президента РФ закреплены также в Распоряжении Президента РФ от 5 февраля 1993 г. №85-рп «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента РФ», и утвержденном указанным Распоряжением Порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ .
Нормативно урегулирован также порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, который закреплен в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 . Официальному опубликованию подлежат все акты Президента РФ, за исключением актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, либо носящих неофициальный характер. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется Правительством РФ как высшим федеральным органом исполнительной власти .
Изменение или отмена актов Президента РФ осуществляются Президентом РФ на основании собственной инициативы либо в связи с признанием Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ определенного акта . Следует, однако, отметить, что статья 2 Федерального Конституционного Закона РФ «О Верховном Суде РФ» допускает возможность оспаривания актов Президента РФ в Верховном Суде РФ .
Решения, принимаемые Президентом РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также в связи с организацией деятельности Администрации Президента РФ, выносятся главой исполнительной власти в форме распоряжений. Распоряжения Президента, по общему правилу, не являются нормативными, однако на практике ряд распоряжений Президента РФ наделен нормативным характером, примером чему может служить Распоряжение от 1 октября 2003 г. №471-рп «О порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре РФ». В научной среде высказывается мнение о том, что указы Президента РФ обладают большей юридической силой, нежели его распоряжения, в связи с чем коллизия между положениями распоряжений Президента РФ и его указов должна разрешаться в пользу последних. Иными словами, указы Президента РФ могут вносить изменения и дополнения в его распоряжения, но не наоборот.
Следует, однако, обратить внимание на следующее обстоятельство. В том случае, если речь идет о нормативных указах и распоряжениях, не вызывает сомнений утверждение о том, что правоприменительные акты должны применяться на основе нормативных. В то же время отсутствуют аргументы в пользу придания одному виду нормативных актов Президента РФ большей юридической силы по отношению к другим. В рамках факторного анализа поименованные различным образом нормативные акты, принятые одним и тем же органом государственной власти, не могут быть наделены различной юридической силой. Представляется, что в связи с этим распоряжения Президента РФ не следует рассматривать в качестве нормативных, в связи с чем в случае размещения Президентом РФ в тексте распоряжения нормативных положений следует не сопоставлять его по юридической силе с тем или иным указом, но ставить вопрос о признании нормативных положений такого распоряжения недействительными. Таким образом, распоряжения Президента РФ как акты, не имеющие нормативного характера, не следует рассматривать в качестве источников права.
К числу иных полномочий Президента РФ следует отнести назначение общероссийского референдума и решение вопросов гражданства РФ.
В целях выполнения полномочий Президента РФ формируется администрация Президента РФ, которая выступает в качестве рабочего органа при Президенте РФ.
В соответствии с проведенным рассмотрением полномочий Президента РФ как главы государства становится возможной формулировка вывода о том, что президентская власть в Российской Федерации может быть охарактеризована сочетанием элементов президентской и полупрезидентской республик. Для всех актов Президента РФ, как принимаемых в форме указов, так и в форме распоряжений, характерно наличие следующих объединяющих признаков: обязательность для исполнения на всей территории РФ, обязательность соответствия Конституции РФ и федеральным законам, широкий круг предметов правового регулирования, включая восполнение пробелов правового регулирования общественных отношений в отсутствие соответствующего федерального закона, нормативный либо ненормативный характер, особый порядок опубликования, вступления в законную силу, изменения или отмены, а также высшее положение в системе подзаконных правовых актов.

2.2.Взаимодействие Президента РФ с ветвями государственной власти

На сегодняшний день в научной среде существуют различные мнение относительно положения должности Президента РФ в системе органов государственной власти. Так, Е.А.Быкова полагает, что Российская Федерация представляет собой формально полупрезидентскую республику, в которой Правительство в определенной степени дистанцировано от Президента с одновременным сохранением трех основных ветвей государственной власти. Автор указывает, что, хотя Президент РФ является главой государства, в соответствии с Конституцией РФ он одновременно является высшим должностным лицом системы органов исполнительной власти . Иными словами, речь в данном случае идет о существовании в Российской Федерации смешанной или полупрезидентской системы организации государственной власти. Данная позиция подтверждается анализом содержания норм статьи 110 Конституции РФ, в соответствии с которой исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, однако анализ полномочий Президента РФ позволяет заключить, что Президент РФ осуществляет назначение на должность главы именно исполнительной ветви власти.
Существует также мнение, в соответствии с которым для Российской Федерации характерна модель так называемой дуалистической республики, в которой имеют место одновременно значительная роль парламента и подчинение президенту правительства. Российская Федерация сочетает в себе черты парламентского и президентского типа республик. Если в президентской республике президент является главой правительства, то в Российско Федерации президент, не являясь главой правительства, тем не менее принимает непосредственное участие в формировании Правительства РФ, при согласии, однако, Парламента. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что Правительство РФ перед вновь избранным Президентом РФ слагает свои полномочия и формирует свой новый состав. Характерным признаком же парламентской республики является подотчетность осуществляемой правительством деятельности парламенту, что также имеет место в современной системе организации государственной власти в Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.
Т.С.Малова полагает, что Российская Федерация представляет собой республику президентского типа, в которой президентская власть не разделяется главой государства с прочими субъектами и осуществляется президентом в соответствии с принципом разделения властей самостоятельно и независимо от законодательной и судебной ветвей власти. Автор отмечает, что Президент РФ вправе комплектовать состав правительства при участии парламента, являясь главой исполнительной власти и одновременно обладает рядом полномочий в области судебной и законодательной ветвей власти .
Представляется, что все приведенные научные подходы являются в определенной степени обоснованными. На сегодняшний день Российскую Федерацию следует рассматривать как смешанную республику с уклоном, однако, в сторону президентской республики. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех ветвей государственной власти.
Конституционно-правовой статус Президента РФ характеризуется, в первую очередь, тем фактом, что Президент РФ является главой государства, будучи единственным должностным лицом государства, избрание которого осуществляется всеми гражданами.
Особенностью государственного устройства Российской Федерации, закрепленной на конституционно-правовом уровне следует признать тот факт, что Президент РФ не включается в состав ни одной из трех ветвей государственной власти, выполняя роль гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия ветвей государственной власти и их органов .
Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной ветвью власти:
 Назначение в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством выборов в Государственную Думу РФ
 Роспуск в порядке и на основаниях, предусмотренных Конституцией РФ, Государственной Думы РФ
 Назначение в порядке, установленном федеральным конституционным законом, референдума
 Внесение в Государственную Думу РФ законопроектов
 Подписание и обнародование федеральных законов
 Обращение к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями об обстановке в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики
Таким образом в сфере законодательной власти Президент РФ наделяется правом законодательной инициативы.
В свою очередь, взаимодействие Президента РФ с исполнительной ветвью власти включает в себя следующие полномочия Президента РФ:
 По назначению с согласия Государственной Думы РФ Председателя Правительства РФ
 По осуществлению председательства на заседаниях Правительства РФ
 По принятию решения об отставке Правительства РФ
 По назначению на должность и освобождению от занимаемой должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров
Таким образом, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие в отношении Правительства РФ путем назначения его членов и принятия жизненно важных решений в сфере исполнительной власти.
В сфере взаимодействия с судебной ветвью власти Президент РФ наделяется следующими полномочиями:
 По назначению судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
 По назначению судей иных федеральных судов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством
 По назначению на занимаемую должность и освобождению от занимаемой должности Генерального прокурора РФ.
Отдельно следует рассмотреть место и роль Президента РФ в деятельности по принятию и обнародованию федеральных законов РФ. Следует отметить, что в правовой теории существуют различные наименования процедуры принятия законов, так, Г.А.Трофимова использует для описания данной процедуры категории законодательного процесса и иных форм деятельности парламента, подразумевая законотворческую деятельность в качестве основной формы деятельности парламента .
Президент РФ играет основную роль в подписании и организации исполнения законов. Все федеральные законы РФ, принятые Федеральным Собранием РФ, подлежат подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию в течение 7 дней после их подписания. Вступление же федеральных законов в силу, по общему правилу, происходит по истечении 10 дней с момента их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. Отдельные части одного и того же закона при этом могут иметь различные сроки вступления в силу.
Наряду с правом на подписание принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации федерального закона Президент РФ также имеет право отлагательного вето, в случае реализации которого начинается вторая стадия, а именно повторное рассмотрение отклоненного Президентом РФ закона, который направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. По итогам рассмотрения отклоненного Президентом РФ законопроекта Государственная Дума может согласиться с решением Президента РФ, одобрив закон в предложенной им редакции, согласиться с Президентом РФ в нецелесообразности принятия отклоненного закона либо преодолеть вето Президента путем повторного принятия закона в ранее принятой редакции большинством в две трети голосов. Также закон может быть принят с учетом отдельных предложений Президента РФ.
После вступления федерального закона в силу Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии принятого федерального закона Конституции РФ. Решение, выносимое по данному вопросу Конституционным Судом РФ, носит окончательный характер и не подлежит обжалованию и отмене.
Изложенное позволяет сформулировать вывод о том, что роль Президента РФ в законодательном процессе начинается с момента законодательной инициативы и не ограничивается исключительно подписанием и обнародованием принятых Советом Федерации федеральных законов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного в рамках данной работы исследования становится возможной формулировка следующих выводов.
Важнейшим структурным элементом правового демократического государства следует признать свободную, демократическую, конкурентную и открытую избирательную систему, которая может быть сформирована только в процессе длительного развития политических, правовых и социальных институтов. Избирательная система играет важную роль в формировании на демократических началах состава государственных органов, реализации конкурентных политических процессов и обеспечении народного суверенитета. Тем самым избирательная система играет роль гарантии легитимности государственной власти и социальной стабильности.
Важнейшую роль в избирательной системе, в свою очередь, играет институт выборов Президента РФ. Согласно статье 81 Конституции РФ, Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации в ходе реализации всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на срок 6 лет. Следует обратить внимание на положения части 2 статьи 81 Конституции РФ, согласно которой на должность Президента РФ могут быть избраны исключительно граждане Российской Федерации, достигшие возраста 35 лет, при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации в течение не менее 10 лет. Нормативное закрепление соответствующих положений на конституционном уровне направлено на обеспечение взаимосвязи Президента РФ как главы государства с Российской Федерацией.
Институт Президента РФ играет важную роль в государственном управлении, а также в осуществлении своих полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти, поскольку именно Президент РФ обеспечивает согласованный и взаимосвязанный характер их деятельности.
Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в части 1 статьи 80 Конституции РФ, которая устанавливает, что Президент РФ является главой государства в Российской Федерации. Будучи главой государства, Президент РФ наделен широкими полномочиями в значительном количестве сфер государственного управления, в том числе в части формирования органов государственной власти, принятия подзаконных актов во всех значимых сферах государственной и общественной деятельности.
Указанные особенности института Президента РФ обуславливаются как исторической спецификой формирования и возникновения указанного института в Российской Федерации, так и особенностями современного состояния российского общества.
К числу наиболее важных вопросов в государственной и общественной деятельности в целом следует отнести вопросы полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, что обуславливается ролью, которую Президент РФ играет в обеспечении эффективности функционирования механизма государственной власти в целом и составляющих его ветвей государственной власти.
Президентская власть в Российской Федерации может быть охарактеризована сочетанием элементов президентской и полупрезидентской республик. Для всех актов Президента РФ, как принимаемых в форме указов, так и в форме распоряжений, характерно наличие следующих объединяющих признаков: обязательность для исполнения на всей территории РФ, обязательность соответствия Конституции РФ и федеральным законам, широкий круг предметов правового регулирования, включая восполнение пробелов правового регулирования общественных отношений в отсутствие соответствующего федерального закона, нормативный либо ненормативный характер, особый порядок опубликования, вступления в законную силу, изменения или отмены, а также высшее положение в системе подзаконных правовых актов.
Полномочия Президента РФ могут быть условно подразделены на несколько групп, а именно:
 Полномочия в сфере правового статуса личности
 Полномочия, связанные с федеративным устройством Российской Федерации
 Полномочия во взаимоотношениях с органами законодательной власти
 Полномочия по взаимодействию с органами исполнительной власти
 Полномочия по взаимодействию с органами судебной власти
 Полномочия в сфере национальной обороны
 Внешнеполитические полномочия

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. О Конституционном Суде РФ: Федеральный Конституционный Закон РФ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (с изм.и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №13. Ст.1447.
3. О Правительстве РФ: Федеральный Конституционный Закон РФ от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (с изм.и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. №51. Ст.5712.
4. О Верховном Суде РФ: Федеральный Конституционный Закон РФ от 5 февраля 2014 г. №3-ФКЗ (с изм.и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. №6. Ст.550.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1996. № 25. Ст. 2954.
6. Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный Закон РФ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ (с изм.и доп.) // Собр.законодательства Рос.Федерации. 2002. №24. Ст.2253.
7. О выборах Президента РФ: Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (с изм.и доп.) // Собр.законодательства Рос.Федерации. 2003.№2.Ст.171.
8. О мерах по упорядочению подготовки актов Президента РФ: Распоряжение Президента РФ от 5 февраля 1993 г. №85-рп (с изм.и доп.) // Соб. актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №7. Ст.598.
9. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 (с изм.и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996.№22. Ст.2663.
2.Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии
10. Авакьян С.А.Конституционное право России: учебное пособие. — М., Инфра-М, 2016.
11. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. — М., Юристъ, 2016.
12. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. — М., Юстицинформ, 2016.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России: учебное пособие. — М., Проспект, 2018.
3. Научные статьи, материалы из периодических изданий
14. Алексеев Р.А. Политико-правовое обеспечение выборов Президента РФ: динамика развития и совершенствования избирательного законодательства // Вестник Московского государственного университета. Серия «Юриспруденция». — 2017. — №3.
15. Быкова Е.А. Генезис института президентства в Российской Федерации и его перспективы / В сборнике: Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. — М., 2015.
16. Голубева Л.А. Прекращение полномочий Президента РФ: правовые пробелы // Российский журнал правовых исследований. — 2015. — №1.
17. Донских Н.И. Место и роль Президента РФ в системе разделения властей // Вестник РГУ им.Плеханова. — 2015. — №7.
18. Иншаков С.М., Казакова В.А. Конституционные коллизии уголовного права // Актуальные проблемы экономики и права. — 2016. — №4.
19. Ишутин В.В. Их истории идеи института Президентства в России // Вопросы истории. 2016.- №3.
20. Ковалева К.А. Генезис института Президентства в России: вопрос принятия отдельного нормативно-правового акта // Современное право. 2015. — №8.
21. Кудряшов В.К., Санькова А.А. Правовые пробелы в конституционной процедуре досрочного прекращения полномочий Президента РФ // Концепт. — 2017. — №44. С
22. Лошкарев И.О., Смагин А.А. Порядок избрания Президента РФ: конституционные и гражданско-правовые аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — №3.
23. Малова Т.С. К вопросу становления и развития института президентства в России// Международный академический вестник. — 2015. -№6.
24. Низиньковская В.В. О некоторых особенностях привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности // Вестник Таганрогского университета управления и экономики. — 2019. — №1.
25. Пьянкова Е.С. Особенности актов Президента РФ // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — №3.
26. Рогачёв А.И. Экономико-правовой анализ выборов президента РФ / А.И.Рогачев // Молодой ученый. 2015. — №3(83).
27. Тарасов О.Н. Особый статус Президента РФ в системе разделения властей // Современное право. — 2015 — №8.
28. Трофимова Г.А. Система разделения властей // Современное право. — 2015. — №7.
4. Материалы юридической практики, справочно-статистические материалы
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. №11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. — 1996. — №8.

 


1 2

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут
 

Введите контактный e-mail:

 

Введите номер телефона

 

Что требуется сделать?

 

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 
Перезвоним вам для уточнения деталей
 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp
 

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru