Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1 Особенности внимания и памяти младших школьников 7 1.2 Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников 10 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12 2.1 Программа исследования взаимосвязи внимания и памяти младших школьников 12 2.2 Анализ результатов исследования 15 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 25 РЕКОМЕНДАЦИИ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современные тенденции общества формируют новые требования к личности детей. Постоянный рост потока информации приводит к тому, что увеличивается объем знаний, нужных для адаптации и социализации в рамках современного общества. Данные изменение детерминируют необходимость развития внимания, чтобы научиться вычленять нужную и полезную информацию, при этом переключаюсь от одной информации к другой с целью создания интегрированного представления об исследуемом объекте или явлении. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными. Развитие внимания приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый, произвольный характер. С этой позиции особый интерес приобретает анализ взаимосвязи внимания и памяти младших школьников. Проблемой изучения взаимосвязи внимания и памяти в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие). Объект – особенности развития внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Предмет – взаимосвязь внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Цель – теоретически и практически обосновать внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Гипотеза: существует статистически значимая связь между уровнем сформированности внимания и памяти у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Проанализировать особенности внимания и памяти младших школьников. 2. Определить взаимосвязь внимания и памяти младших школьников. 3. Разработать программу исследования взаимосвязи внимания и памяти младших школьников. 4. Провести анализ результатов исследования взаимосвязи внимания и памяти младших школьников. Методы: – теоретические – теоретический анализа, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования; – практические – тестирование, математическая и статистическая обработка данных исследования. База исследования: ВПИСАТЬ Испытуемые: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (8-9 лет) в общем количестве 10 детей. Структура работы: работа состоит из введения, где обосновывается методология исследования по представленной теме; двух глав теоретического и практического характера, выводов, рекомендаций и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности внимания и памяти младших школьников

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это: «Избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [14, с. 112]. Л.С. Выготский определяет внимание как: «Идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий» [5, с. 16]. В период младшего школьного возраста отмечается развитие внимания, при этом дети в указанном возрасте имеют недостаточный показатель сосредоточенности внимания, поскольку могут отвлекаться на иные виды работы в процессе реализации основного вида деятельности. Обратим внимание и на то, что в младшем школьном возрасте происходит постепенное становление произвольного внимания. Произвольность внимания отражает возможность ребенка акцентировать внимание на определенном объекте. Конечно, на данном этапе развития не все дети отличаются хорошими показателями сформированности произвольного внимания, что определяет необходимость реализации работы в данном направлении. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста во многом зависят организации учебной деятельности, поскольку именно в процессе работы на уроках детям необходимо интегрировать различные свойства внимания, что положительно отражается на его развитии в целом. В период младшего школьного возраста, а именно на первых этапах отмечается слабое распределение внимания, которое постепенно трансформируется до высоких показателей распределяемости, то есть чем выше распределение внимания, тем больше материала ребенок охватывает в период обучения [7]. Постепенно отмечается повышение показателей распределения внимания, что приводит к повышению успеваемости, поскольку дети могут следить, например, не только за объяснениями педагога, но при этом уже свободно конспектируют материал, анализируют текст, при этом не перестают слушать педагога. В указанном возрасте также отмечается стабилизация устойчивости внимания. В процессе учебной деятельности дети могут вполне долгое время изучать один и тот же материал, доводя процесс изучения до достижения определенных результатов. Объем внимания у детей постепенно увеличивается, что положительно отражается на обобщении учебного материала, его запоминании и анализе. При этом объем внимания позволяет синтезировать значительный объем информации, что немаловажно для обучения в начальных классах. Стоит выделить и анализ особенностей памяти детей младшего школьного возраста. Существует множество определений понятия «память», которые создавались в течение столетий отечественными и зарубежными исследователями в различных областях научного знания. В психологии понятие «память» принято связывать с понятием «мнемические способности» (от греч. «мнемос» – «память»), или «мнемические процессы» [10]. Память как познавательный процесс, состоит из нескольких мнемических процессов, связанных между собой. В психологической науке, к мнемическим процессам принято относить: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание и другие. В младшем школьном возрасте в памяти ребенка происходит важнейшее изменение. Именно в этом возрасте память ребенка переходит от непроизвольной к произвольной. Это связано с тем, что в целом, для данного возраста характерно становление произвольных механизмов поведения, которые опосредованы особенностями не только физического развития, но и развитием личности ребенка, выходом на новый уровень общения со взрослыми и сверстниками. Постепенный переход к произвольной памяти активизирует прочность и длительность запоминания, увеличивает общий объем памяти ребенка [6]. Высокой степени развития достигает у детей младшего школьного возраста эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т. е. эмоциональная память неотде¬лима от образной, наглядной. С.И. Самыгин выделил следующие особенности развития памяти у детей указанного возраста: • Приобретение интеллектуального характера памяти, на основе ее объединения с речью и мышлением. • Становление элементов произвольной памяти. • Формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. • Формирование предпосылок для овладения логическими приемами запоминания. • Включение развития памяти в развитие личности по мере накопления и обобщения опыта поведения [16]. Таким образом, память в совокупности с другими познавательными процессами способствует развитию интеллектуальной, продуктивной и других видов деятельности. В связи с этим становление ребенка как личности, вхождение его в общество совершенно невозможно без развития процессов памяти и других познавательных структур. В период младшего школьного возраста формируются следующие характеристики внимания: переключение и избирательность. Высокие показатели переключения и концентрации внимания положительно отражаются на повышении показателей усвоения учебного материала.

1.2 Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников

Психические процессы внимания и памяти являются взаимосвязанными в системе основных познавательных, эмоциональных и двигательно-волевых процессов, которые проявляются в различных видах деятельности, направленных на самореализацию в проявлении индивидуальных способностей (лингвистических, логико-математических, художественных, музыкальных, выполнения тонких координированных движений, самопознание и познание других людей) и удовлетворении жизненно важных потребностей [17]. Развитие памяти и внимания ребенка, происходящее в школьные годы, связанно прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. В отличии от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочется, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа [13]. Проблема взаимосвязи памяти и внимания на сегодняшний день является наиболее изучаемой и, в то же время, порождающей наибольшее количество дискуссий в современной психологии познавательных процессов. То, насколько качественно ребенок запомнит информацию на уроке, зависит от развитости внимания, так как если ученик будет невнимателен и рассеянным, то он не сможет запомнить нужную для дальнейшего обучения информацию. Развитое внимание является необходимым условием, как успешного обучения, так и какой-либо деятельности. Именно оно составляет основу психических механизмов активности человека и контроля над внешними влияниями. Поэтому не случайным является то, что именно ее свойства (концентрация, распределение, объем, переключение и устойчивость) исследуют при приеме детей в школу, отборе на различные профессии и т.д. Стойкость и концентрация внимания являются условием продуктивной учебной работы даже в условиях внешних препятствий, а нестойкая и недостаточная внимательность – снижают четкость восприятия, создают препятствия в работе памяти, снижают скорость реакции. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения [4]. Итак, особенности развития внимания оказывают влияние на специфику становления памяти. Это выражается в том, что особенности восприятия информации определяют сущность процесса запоминания и последующего воспроизведения, что позволяет говорить о взаимосвязи внимания и памяти.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Программа исследования взаимосвязи внимания и памяти младших школьников

Цель – практический анализ взаимосвязи внимания и памяти младших школьников. Задачи: 1. Подобрать и модифицировать в соответствии с требованиями экспериментальной работы методики исследования внимания и памяти младших школьников. 2. Организовать и провести диагностическое исследование внимания и памяти младших школьников 3. Провести анализ полученных данных. Методики: 1. «10 слов» А. Р. Лурия. Цель: изучить скорость и объем слухового запоминания. Стимульный материал: ребенку для запоминания предлагается словесный ряд, состоящий из десяти несвязанных между собой слов: ракета, кружка, ласточка, телевизор, дерево, огонь, карандаш, тетрадь, велосипед, собака. Ход исследования: детям предлагается прослушать словесный ряд, состоящий из определенных слов. После чего школьники воспроизводят прослушанные слова. Уровни оценки результатов:  Высокий уровень – 9-10 правильно воспроизведенных слов.  Средний уровень – 5-8 правильно воспроизведенных слов.  Низкий уровень – 4 и меньше правильно воспроизведенных слов. 2. «Запомни рисунки» по Р.С. Немову. Цель – диагностика уровня сформированности объема кратковременной зрительной памяти. Ход исследования: детям необходимо ознакомиться с картинками (9 картинок), запомнить их. После чего школьник находят подобные картинки на другом листе, который включает не только девять просмотренных картинок, но и другие картинки. Оценка результатов 10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов – ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл –очень низкий. 3. «Методика опосредованного запоминания» А.Н. Леонтьева. Цель – определение уровня сформированности опосредованного запоминания. Ход исследования: перед ребенком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. «Нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Спустя 40 или 60 минут ребенку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово».  Высокий уровень – 3 балла. Ребенок установил связь между словами.  Средний уровень – 2 балла. Ребенок смог установить только частичную связь.  Низкий уровень – 1 балл. Ребенок не смог выполнить задание. 4. Найди и вычеркни. Цель – определить особенности устойчивости внимания детей младшего школьного возраста. Ход исследования: детям предлагается ознакомиться с рисунками и вычеркнуть фигуры, которые не соответствуют в паре друг другу. Исследование проводится в течение 2,5 минут, при этом в период исследования детям пять раз говорится: «стоп», «начали». Уровни: Высокий (3 балла) – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. Все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. Средний (2 балла) – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. Все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3. Низкий (1 балл) – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. Все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4. 5. Запомни и расставь точки. Цель – определить объем внимания детей младшего школьного возраста. Ход исследования: детям в течение минуты нужно ознакомиться с расположением точек на рисунке, а затем самостоятельно за это же время расставить их на бумаге. Уровни: Высокий (3 балла) – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек. Средний (2 балла) – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек. Низкий (1 балл) – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 6. Корректурная проба. Цель – определение уровня распределения и отвлекаемости внимания. Ход исследования: детям предлагается зачеркивать на бумаге только три буквы А, К, Х. При этом специалист в процессе работы детей может рисовать на этом же листе. Задача детей – выполнить задание за короткий промежуток времени. Уровни: Высокий (3 балла) – задание выполнено менее, чем за 2 минуты. Средний (2 балла) – задание выполнено за 2-3 минуты. Низкий (1 балл) – задание выполнено более, чем за 3 минуты. Итак, нами был конкретизирован организационный момент реализации исследования по проблеме взаимосвязи внимания и памяти младших школьников., что выступило основанием для реализации исследования, результаты которого представлены в следующем параграфе.

2.2 Анализ результатов исследования

Представим результаты исследования по описанным выше методикам. 1. «10 слов» А. Р. Лурия. Цель: изучить скорость и объем слухового запоминания. Общие данные по методике в таблице 1. Таблица 1 Общие данные по методике – «10 слов» А. Р. Лурия
Номер ребенка п/п Балл Уровень
1. 8 Средний
2. 7 Средний
3. 8 Средний
4. 10 Средний
5. 6 Средний
6. 5 Средний
7. 10 Высокий
8. 8 Средний
9. 7 Средний
10. 10 Высокий
Рис. 1 Скорость и объем слухового запоминания детей младшего школьного возраста Рисунок 1 отражает данные по уровню сформированности у детей скорости и объема слухового внимания. Обратим внимание, что для детей свойственен средний уровень сформированности представленного показателя, то есть дети также не в полном объеме воспроизводят прослушанные слова – 80%. Из общего числа детей 20% имеют высокий показатель, а именно после прослушивания воспроизводят 9-10 слов, то есть выполняют задание в полном объеме. Выделим и отсутствие детей с низким уровнем сформированности скорости и объема слухового запоминания. 2. «Запомни рисунки» по Р.С. Немову. Цель: диагностика уровня сформированности объема кратковременной зрительной памяти. Общие данные по методике в таблице 2. Таблица 2 Общие данные по методике – «Запомни рисунки» по Р.С. Немову Рис. 2 Уровень сформированности объема кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста Дети имеют средний уровень сформированности объема кратковременной зрительной памяти – 70%. Такие школьники смогли угадать 5-6 изображений за 55-65 секунд. Из общего числа детей данной группы 30% имеют высокий уровень сформированности объема кратковременной зрительной памяти, а именно дети смоги узнать все предложенные для ознакомления картинки за 45 секунд. Определим, что с представленным заданием справились все дети, поэтому отсутствуют школьники с низким показателем (Рис. 2). 3. «Методика опосредованного запоминания» А.Н. Леонтьева. Цель: определение уровня сформированности опосредованного запоминания. Общие данные по методике в таблице 3. Таблица 3 Общие данные по методике – «Методика опосредованного запоминания» А.Н. Леонтьева. Рис. 3 Уровень сформированности опосредованного запоминания детей У детей представлены высокий и средний показатели сформированности опосредованного запоминания, то есть школьники выполняют предложенное задание либо частично, либо в полной мере (Рис. 3). 4. Найди и вычеркни. Цель – определить особенности устойчивости внимания детей младшего школьного возраста. Общие данные в таблице 4. Таблица 4 Общие данные по методике – найди и вычеркни Рис. 4 Уровень устойчивости внимания детей младшего школьного возраста Ориентируясь на показатели рисунка 4, стоит обратить внимание на то, что у детей младшего школьного возраста отмечается проявление среднего показателя устойчивости внимания – 70%. Дети с данным показателем выполнили задание за довольно короткий промежуток времени, но отмечаются ошибки при зачеркивании названных фигур. Продуктивность внимания у детей средняя, устойчивость внимания средняя. Также было определено, что 30% детей имеют высокий показатель – задание выполнено в пределах отведенного времени, при этом было допущено менее 3 ошибок. Продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. Все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. 5. Запомни и расставь точки. Цель – определить объем внимания детей младшего школьного возраста. Общие данные в таблице 5. Таблица 5 Общие данные по методике – Запомни и расставь точки Рис. 5 Уровень сформированности объема внимания детей младшего школьного возраста Определяя показатели объема внимания, обратимся к рисунку 5: 1. У 60% детей отмечается средний показатель сформированности объема внимания. Дети правильно воспроизводят от 4 до 5 точек. То есть в процессе выполнения задания дети младшего школьного возраста не могут воспроизвести нужное количестве точек. 2. Для 40% свойственен высокий показатель объема внимания. Дети младшего школьного возраста могут обозначить от 6 точек и более. Дети указанного возраста в полной мере выполняют задание верно, что указывает на необходимый уровень сформированности объема внимания. 3. Отсутствуют дети с низким показателем объема внимания – младшие школьники справляются с заданием. 6. Корректурная проба. Цель – определение уровня распределения и отвлекаемости внимания. Общие данные в таблице 6. Таблица 6 Общие данные по методике – Корректурная проба Рис. 6 Уровень распределения и отвлекаемости внимания младших школьников Опираясь на данные рисунка 6, стоит обратить внимание на то, что более половины детей младшего школьного возраста имеют средний уровень сформированности распределения и отвлекаемости внимания – 85%. Такие показатели отражают, что дети выполнили задание верно за 3 минуты. Данный показатель вполне достаточен для детей младшего школьного возраста, но не является пределом дальнейшего развития распределения и отвлекаемости внимания. Из общего числа детей только 10% имеют высокий показатель – младшие школьники выполнили задание менее, чем за 2 минуты. Дети младшего школьного возраста в полной мере справляются с заданием. Для определения взаимосвязи внимания и памяти нами был проведен корреляционный анализ с помощью корреляции Пирсона. Результаты анализа приставлены в таблице 7. Таблица 7 Результаты корреляционного анализа По данным таблица 7 видно, что существует статистически значимая связь между скоростью, объемом слухового запоминания и устойчивостью внимания (0,572), то есть, выше уровень устойчивости внимания, тем выше показатель скорости и объема слухового запоминания. Это выражается в том, что если ребенок в процессе наблюдения целенаправленно без отвлечения выполняет определенную деятельность, то стоит говорить о том, что у детей проявляется склонность к быстрому запоминанию большого объема материала. Итак, проведенное исследование позволило подтвердить, что гипотеза исследования подтверждена, а именно существует связь между вниманием и памятью младших школьников. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ В процессе проведенного теоретического и практического анализа по проблеме исследования нами было определено следующее: 1) Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Особенности внимания детей младшего школьного возраста заключаются в том, что внимание и его специфика зависят от интересов детей, при этом нами были определены также следующие особенности: отмечается колебание внимания; на уровень внимания непосредственно влияют особенности нервной системы и темперамента; внимание развивается под влиянием субъективных и объективных факторов. Память младших школьников характеризуется следующими особенностями: формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, формирование предпосылок для овладения логическими приемами запоминания, включение развития памяти в развитие личности по мере накопления и обобщения опыта поведения. 2) Дети также не в полном объеме воспроизводят прослушанные слова – 80%; имеют средний уровень сформированности объема кратковременной зрительной памяти; у детей представлены высокий и средний показатели сформированности опосредованного запоминания; у детей младшего школьного возраста отмечается проявление среднего показателя устойчивости внимания; у детей отмечается средний показатель сформированности объема внимания; более половины детей младшего школьного возраста имеют средний уровень сформированности распределения и отвлекаемости внимания. 3) Существует статистически значимая связь между скоростью, объемом слухового запоминания и устойчивостью внимания (0,572), то есть, выше уровень устойчивости внимания, тем выше показатель скорости и объема слухового запоминания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В процессе развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста отмечается применение различных методов и приемов работы. Выделим те, которые имеют особое значение в рамках реализации указанного процесса. 1) Арт–терапия в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций [9]. 3) Игры. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Выделим некоторые виды игр, которые чаще всего используются в процессе работы с детьми: – интеллектуальные игры способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, память, воображение, внимание; – театрализованная игра. Театрализованные игры являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах;  дидактическая игра – выделяется огромное количество дидактических игр для развития внимания: 1. В зависимости от материала дидактические игры разделяются на два вида:  игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), Эти игры успешно используются для активизации потенциала детей;  наиболее сложны словесные игры, не связанные с непосредственным восприятием предмета, подразумевают оперирование представлениями. 2. В зависимости от характера игровых действий:  игры–путешествия – необходимы для усиления впечатлений от игровой деятельности;  игры–предположения – содержание данного вида игр заключается в том, что дети должны решить поставленную задачу, ориентируясь на последующие действия;  игры–поручения – данный вид игр по своим структурным элементам идентичен играм–путешествиям, но отличается простым содержанием и продолжительностью;  игры-загадки – в основе представленного вида игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок [1,3]. Таким образом, в процессе развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста необходимо опираться на такие методы работы с детьми, в контексте которых школьники могут занимать активную позицию, а также опираться на самостоятельность и инициативность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9. Александрова, Н.А. Психолого–педагогическая характеристика младших школьников [Текст] / Н.А. Александрова // Школьное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. – 2015. – № 6. – С. 48–102. 10. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] / М.Ю. Батюта. – М.: Логос, 2014. – 306 с. 11. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. Ростовна–Дону.: Феникс, 2008. – 416 c. 12. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 2015. – 128 с. 13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2010. –342 с. 14. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические особенности развития младших школьников [Текст] / В.И. Долгова. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с. 15. Идобаева, О. А. К вопросу о психолого–педагогической модели формирования психологического благополучия личности [Текст]/ О.А. Идобаева // Вестн. МГЛУ. – 2013.– №7 (667). – С. 93–101. 16. Караванова, Л. Ж. Психология [Текст] / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и К, 2014. – 264 с. 17. Коростелева, Н.А. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки младших школьников [Текст] / Н.А. Коростелева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – №5. – С.113–116. 18. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб, 2008. – 583с. 19. Мальцева, Т. В. Психология [Текст] / Т.В. Мальцева. – М. : РИОР : ИНФРА–М, 2017. – 275 с. 20. Мандель, Б. Р. Возрастная психология [Текст] / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра–М, 2012. – 352 с. 21. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания и памяти [Текст] / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 346 с. 22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз., 2010. – 704с. 23. Руденко, А. М. Психология [Текст] / А.М. Руденко. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 556 с. 24. Самыгин, С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов [Текст] / С.И. Самыгин. – Рн/Д:Феникс, 2017. – 220 с. 25. Саратова, Л. М. Психолого–педагогические особенности младших школьников [Текст] / Л.М. Саратова // Молодой ученый. – 2012. – №11. – Т.2. – С. 102–104. 26. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. труды. – 2009. – № 4. – С. 122–124.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://www.csu.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru