Задания по дисциплине «Патопсихология» для КПМИП



ЗАДАЧА 5.                                     

Женщина 56 лет. Самостоятельно обратилась в ПБ в связи с длительными негативными  переживаниями из-за болезни сына. Пациентка по специальности врач-терапевт.

Данные из беседы:

Пациентка всесторонне ориентирована верно, охотно вступает в беседу. Делиться своими переживаниями , связанными с болезнью сына и своими опасениями за его будущее ( со слов пациентки ее сын страдает психическим заболеванием, отказывается лечиться и принимать лекарственную терапию, в настоящий момент находится в неадекватном состоянии). Причины госпитализации объясняет состоянием «безысходности», ощущением «безвыходности ситуации» — «я не могу смотреть, как погибает мой ребенок, и ничего не могу сделать для него». Пациентка считает, что в стационаре ей находиться комфортней, быть дома рядом с ребенком, которому она не может ничем помочь ей невыносимо. В беседе пациентка фиксирована на своих актуальных переживаниях, связанных с описанной выше ситуацией, при этом в ее суждениях присутствует идеализация ребенка и обвинительная позицию по отношению к врачам и отцу ребенка. По внешней оценке эмоциональный фон снижен, поза пациентки поникшая, эмоциональные реакции скудны. Речь тихая, слабо интонационно модулированная.

В ситуации обследования пациентка способна воспринимать инструкции к предложенным интеллектуальным заданиям и действовать в их рамках. Не смотря на свою внешнюю эмоциональную удрученность проявляет интерес к результатам выполненной работы. Темп деятельности крайне медленный. В ходе выполнения заданий пациентка часто отвлекается и возвращается к своим переживаниям.

Данные экспериментально-психологического обследования:

Методика «Таблицы Шульте»

48с, 52с, 46с, 49с, 55с. Труднее находит цифры по краям таблиц.

Методика 10 слов

№ пред лес хлеб стул окно ночь конь игла брат гриб огонь  
1 * * * *   * * *     7
2 * * *   * * * *     7
3 * * * * *   * *   * 8
4 * * * *   * * *   * 8
5 * * * *   * * * * * 9
отсрочен * * * *   * *   * * 8

Воспроизведение сюжетного рассказа «Галка и голуби». (Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по галочьи, тогда голуби ее прогнали. Галка вернулась было к свои галкам, но те ее тоже не приняли).

Доступно с первого раза и продуктивно. Пациентка жалеет галку, что она осталась одна.

Методика «Пиктограмма».

Каждый раз после предъявления понятия долго думает, подбирая соответствующий образ, несколько раз пыталась отказаться, но в последствие нарисовала ассоциативный образ. Ассоциативные образы адекватны по смыслу и аффективной наполненности. На понятие печаль рисует собственного сына. Воспроизводит верно все стимульные слова и выражения.

Методика «Классификация предметов».

На первом этапе пациентка долго ориентируется, как правильно складывать группы, долго раскладывает карточки по одной. Работает  медленно.   Несколько раз перекладывает карточки из одной группы в другой. Выдает случайные ответы – например, верно сложила группы посуды и овощей, потом вдруг перекладывает морковь к посуде, «может это чтоб готовить суп», думает, кладет морковь обратно к овощам. На втором этапе несколько групп дублировала ( 2 группы животных, 2 группы мебели). В последствие самостоятельно заметила, исправила.

Третий этап собрала правильно.

Пациентка верно устанавливает причинно-слдественно связи по серии сюжетных картинок.

Верно трактует пословицы и поговорки.

Исследование эмоционально-личностной сферы.

Шкала депрессии Бека 29 баллов .Пациентка отмечает у себя сильное чувство тоски,  присутствуют самообвинения,  переживания чувства собственной бесценности, пессимистические прогнозы на будущее. Суицидальные тенденции на момент осмотра присутствуют в речи и продукции пациентки скорее на уровне мыслей, чем намерений.

Данные личностных методик.

Данные прицельной личностной диагностики выявляют тяжелое эмоциональное состояние пациентки со снижением компенсаторных возможностей психики. Выявляется страх за своих близких с чувством вины.  Присутствуют указания на противоречивость стремлений — с одной стороны присутствует запрос о внешней помощи и поддержке, израсходованность собственных ресурсов, с другой стороны стремление не беспокоить окружающих своими проблемами, когда состояние слабости и болезни субъективно рассматривается как нечто порочащее, социально-отвергаемое. Во взаимоотношениях между людьми может проявиться проблема отсутствия доверия, в интимно-личностных отношениях — страх отвержения. Важным для пациентки является стремление «сохранить хорошее мнение о себе» в глазах других людей. Актуальны неуверенность в себе, нарушения самооценки.

ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных и личностных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.

Выявлено нарушение эмоционально-личностной сферы пациентки, наблюдается сильная жалость к себе и сыну (слово печаль ассоциировала с сыном).

Тревога и депрессивное состояние выступает на первый план, встречаются девиантные мысли. У пациентки постоянные самообвинения и стремление убежать от проблемы (сама пришла в ПБ ,чтобы не видеть и не решать проблемы сына).

Таким образом, наблюдается тенденция к длительным тревожно-депрессивным переживаниям невротического генеза. У пациентки предположительно гепостенический тип реагирования, т.к. присутствует склонность к острому переживанию, повышенному самообвинению, переживанию чувства обиды, вины. Избегание проблем и психосоматическая предрасположенность так же присутствует.

Все это является признаками хронической дезадаптации.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X