Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

«Эмоция» в психологии. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


2 ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

2.1 Основные функций эмоций и их особенности

  Эмоции являются значимой составляющей всей жизни человека, ведь он сталкивается с ними ежедневно. Как говорил Чарльз Дарвин, эмоции появились для удовлетворения потребностей человека, ведь эмоции помогают людям лучше понимать других людей[1]. Ряд состояний психики пришли к человеку в момент рождения, когда при громком звуке он испытывал страх, при поглаживании получал удовольствие. И вот так, этап за этапом и происходит зарождение основных, базовых эмоций человека. Под чувствами понимается форма выражения человеком своих переживаний и отношения к определенным предметам, действиям и явлениям. Вместе с этим необходимо разобрать термин эмоций, которые являются реакцией личности человека на действия внешних и внутренних факторов, это непосредственная форма выражения чувств. Сравнение и поиск различий данных терминов имеет древнее начало и является достаточно актуальной проблемой. Так, можно выделить следующие отличия данных терминов: чувства считаются более устойчивым характером, они показывают выражение отношения в длительном аспекте; эмоции имеют более крепкую связь с процессами биологического типа, так как чувства приобретаются в процессе социального взаимодействия; эмоции носят ситуативные характер, являются реакций организма на данную ситуацию, а чувства относят к предметному характеру; эмоции являются реакций не только на реальные ситуации, но и на воображаемые; проявление эмоций менее заметны для других людей, а чувства более заметны для окружающих; чувства являются исторической характеристикой, ведь проявляются у каждого народа по-разному. Для того, чтобы более тщательно разобраться в эмоциях, необходимо проанализировать их функции:
  1. Сигнальная, когда происходит информирование человека об удовлетворении его базовых потребностей.
  2. Оценочная эмоций, направленная на оценку той ситуации, в которой состоит субъект. Эмоции в данной ситуации помогают человеку оценить происходящее с разных точек зрения: являются ли данные ситуации вредными или полезными, желательными или нежелательными.
  3. Защитная, помогающая субъект избежать и отдалить от источника опасности.
  4. Коммуникативная, помогающая человеку взаимодействовать с другими людьми и показывать им свое состояние.
  5. Приспособительная, которая заключается в проявлении реакции на внешние и внутренние ситуации, проявлении умения приспособиться к данной ситуации.
  6. Мотивирующая, к которой относят страх, беспокойство, они сообщают нам о внешних воздействиях и помогают спастись.
Далее разберем функции чувств, и их выделяют всего две: регулирующая и сигнальная.
  1. Сигнальная, помогающая нам понять, что все переживания появляются и изменяются в зависимости от изменений в окружающей среде.
  2. Регулирующая, выражающаяся в помощи регулирования поведения и преодолении препятствий.
Для того, чтобы людям было прощать выражать свои эмоции и чувства, есть определенные выразительные формы, помогающие нам в этом: жесты (движения рук); эмоциональные компоненты речи (тембр и сила голоса, его интонация); мимика (движение мышц лица); изменения вегетативного характера (побледнения, покраснения, чрезмерное потоотделение); пантомимика (движения всех частей тела)[2]. Той частью тела человека, при помощи которой можно наиболее четко понять состояние и эмоции человека, является наше лицо. Эмоции, также как и другие психические процессы, несут рефлекторную природу, которые являются ответной реакцией на внутренние или внешние раздражители. По физиологической природе, эмоций состоят из глубоких внутренних процессов, которые протекают в центрах головного мозга и вегетативной системе. При действиях раздражителей происходит захват нервных центров и вегетативной системе, что приводит к различным сосудодвигательным реакциям организма (покраснения лица, отлив крови)[3]. Далее, посредством афферентных проводников, изменения поступают в головной мозг и приводят к возбуждению нервных процессов. Особую функцию выполняет зрительный бутор, от которого происходит расхождение нервных путей к различным мышцам: гладким, поперечно – полосатым и железам внутренней секреции. При различных реакциях, таких как боль, гнев и страх, происходит замыкания в подкорковых центрах и происходят различные эмоциональные реакции и мимические движения. Необходимо упомянуть и о роль вегетативной нервной системы, где значимое место занимают надпочечные железы. Адреналин, попадая в кровь, оказывает сильное влияние на органы человека. Происходит усиление сердечной работы, сужение или расширение сосудов, расширение зрачков, происходит нарушение пищеварительной деятельности, отток крови от брюшной области и ее приток к легким, конечностям и сердцу. Выделяют следующие возможные формы переживания чувств:
  1. Чувственный тон (окраска мышления, речи, ощущения и восприятия).
  2. Эмоциональное состояние (переживание определённого чувства, например удовольствия от приятной музыки).
  3. Настроение (эмоциональное состояние человека в общем, затрагивающее длительный промежуток времени).
  4. Страсть (длительное проявление состояние, которое является приоритетным).
  5. Аффект (взрывная эмоция, несущая кратковременный характер).
Среди всего обширного многообразия эмоция, есть ряд базовых, делящихся на различные оттенки, к которым относят:
  1. Радость, которая является позитивной эмоцией и появляется во время удовлетворения потребностей, решении проблем, достижению цели и успеха. Имеет следующие оттенки: эйфория, трепет, веселье, счастье, восторг, экстаз.
  2. Удивление, являющаяся позитивной частью и появляется при не сопоставлении ожидаемого результата с реальностью. Имеет следующие оттенки: недоумение, изумление, шок, потрясение.
  3. Грусть, которая является негативной эмоцией и возникает из-за потери компонентов, которые приводят к улучшению состояния. Имеет следующие оттенки: мрачность, жалость, одиночество, отчаяние, досада.
  4. Страдание – негативная эмоция появляется во время ухудшения настроения, при потере ресурса. Имеет следующие оттенки: боль, бессилие, скорбь, горе, дискомфорт.
  5. Страх является негативной эмоцией и появляется при нахождении в опасной среде, когда может ухудшиться состояние человека. Имеет следующие оттенки: вина, испуг тревога, унижение, опасение, паника, стыд, смущение, ужас, волнение.
  6. Гнев – негативная эмоция, появляющаяся при возникновении потребности или проблемы, стоящей на пути к достижению цели.
Имеет следующие оттенки: злость, раздражение, озлобленность, грубость, возмущение, враждебность. Чувства человека делятся на высшие и низшие. Низшие созданы для удовлетворения базовых потребностей индивида, такие как безопасность, жажда, покой, сытость. А вот высшие потребности отвечают за развитие внутреннего мира личности, необходимы для удовлетворения социальных потребностей. Принято выделять следующие высшие чувства человека:
  1. Ментальность, связанная с национальным мировоззрением, мировосприятием. Активно проявляется в народном творчестве и определенных чертах народа: лиризм, чувственность.
  2. Чувство чести, являющееся высоким чувством при отношении человека как к другим людям, так и самому себе. Удовлетворение потребности в признании своем престиже, репутации и славе и есть чувство чести.
  3. Эстетические чувства, затрагивающие чувство прекрасного, красоты. Это наслаждение творческими творениями людей и природы.
  4. Моральные чувство, тесно связанные с нормами поведения человека в социуме и оценкой своего поведения. К таким чувствам относят прежде всего чувство патриотизма.
  5. Чувство комического, появляющиеся при несоответствии формы и содержанием действий человека.
  6. Чувство достоинства, так необходимое для признания человеком его прав и свобод в обществе.
  7. Чувство гуманности является проявление любви к Родине.
  8. Интеллектуальные чувства необходимы при занятиях умственной и познавательной деятельностью.
Это любовь к получению знаний, изучению чего – то нового. Для качественного существования в социуме человеку необходимо научиться управлять собственными эмоциями и чувствами. Можно выделить такие процессы управления эмоциями:
  • возбуждение полезной эмоций (переход в активное состояние из спокойного);
  • погашение вредной эмоции (обратный переход в спокойное состояние);
  • изменение уровня проявления эмоции.
Управлять своими эмоциями можно только в том случае, если ты осознаешь данную эмоцию и силу ее проявления[4]. Получение данного навыка происходит во время накопления эмоционального опыта, ведь без этого могут происходить плачевные ситуации (усиление эмоции без влияния на нее)[5]. Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями можно пройти следующие тренинги и проработать данные ситуации:
  1. Тренинг воображения (чем лучше развито воображение, тем масштабнее и реалистичнее возможно создание образов и ситуаций, раскрытие эмоций происходит более интенсивно).
  2. Тренинг памяти (чем более развита память, тем больше социального опыта и тем ярче будут воспоминания).
  3. Тренинг самодисциплины (чем сильнее дисциплина, тем легче будет проходить управление эмоциями).
Таким образом, эмоции и чувства представляют собой отражение действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства» обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.  

2.2 Проблема отражательно-оценочной функции эмоций

  Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения. Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
  • индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
  • фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
  • качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию; и т. д., и т. п.
Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения. Во избежание недоразумений (о них мы специально будем говорить в следующей главе) остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения. Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать)[6]. Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т. д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель — в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная. Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он,- ты его сравняешь с животным»,- писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Подробнее проблема потребностей будет рассмотрена нами ниже, а сейчас мы ограничимся лишь возможно более точным определением термина. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность. Именно категория потребности способна сыграть роль «концептуального моста», соединяющего естественнонаучное знание, резюмированное в понятии «организм» и психологическое и социальное знание о природе человека, обобщенное в понятии «личность»[7]. Функцию фиксации определенной направленности различных потребностей, способов действия по их удовлетворению выполняют установки, ценности, интересы, цели субъекта. В марксистской психологической литературе все эти уровни мотивации обычно характеризуются как производные от потребностей. Выявление потребности, инициировавшей тот или иной поступок, представляет наиболее трудную задачу и для теоретического анализа, и для практики воспитания. Эвристическая ценность эмоций как раз и состоит в том, что в отличие от поступка они могут служить одним из наиболее тонких и объективных индикаторов интересующей нас потребности. К понятию «потребность» наиболее тесно примыкает феномен мотивации. Хорошее представление об истории изучения мотивации дает коллекция статей. Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как «опредмеченную потребность». Не существует мотивации без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать острейшую потребность в витаминах и не быть мотивированным, поскольку он не знает о причине своего состояния. Собака, лишенная коры больших полушарий головного мозга, под влиянием голода (потребности в пище) приходит в состояние сильнейшего двигательного возбуждения. Тем не менее говорить о пищевой мотивации здесь нельзя, поскольку собака не прикасается к пище, лежащей у нее под ногами. Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. При таком понимании нейрофизиологии мотивации нам, естественно, трудно согласиться с представлением об исходном мотивационном возбуждении структур гипоталамуса. Только вовлечение гипоталамуса в условнорефлекторную деятельность (о чем речь пойдет ниже) придает активности гипоталамических структур мотивационный характер. В последние годы Э. А. Асратян представил стройную систему теоретических и экспериментальных аргументов в пользу концепции, рассматривающей физиологические механизмы мотивации как результат взаимодействия сложнейших жизненно важных безусловных рефлексов с прямыми и обратными условными связями. Особое значение для понимания механизмов мотивации имеют обратные условные связи, в том числе их тонический вариант, благодаря которому происходит избирательное повышение возбудимости структур, воспринимающих условный сигнал возможного подкрепления[8]. Рассматривая проблему мотивации поведения в свете рефлекторной теории, подчеркивается, что: активация обратных условных связей может иметь своим следствием не только условнорефлекторное воспроизведение рефлекса первого в сочетанной паре раздражителя, но и может ограничиться одним лишь повышением возбудимости центральных структур последнего. Вернемся к анализу следствий, вытекающих из «формулы эмоций». Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ян больше, чем Яс) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Яс больше, чем Ян) порождает положительные эмоции. Примером последнего случая могут служить эмоциональные реакции, возникающие у человека в процессе решения задачи по дифференцированию зрительных сигналов. В наших опытах на экране, установленном перед испытуемым, проецировались наборы из пяти цифр — единиц и нулей. Испытуемого предупреждали, что некоторые из кадров, содержащие общий признак (например, два нуля подряд), будут сопровождаться гудком. Задача испытуемого состояла в обнаружении этого общего признака. В ходе опыта испытуемый должен был через микрофон сообщать экспериментатору о возникающих у него предположениях. Время экспозиции каждого кадра составляло 10 с. При этом регистрировали два отведения электроэнцефалограммы, электрокардиограмму и кожногальванический рефлекс (КХР). Прежде чем испытуемый получал инструкцию, производили угашение КГР на смену кадров и гудок. Подобная задача является типичным примером творческой интеллектуальной деятельности, где сформулированы «требования задачи», но отсутствует «искомое», которое только еще предстоит найти. До возникновения первой (как правило, ошибочной) гипотезы относительно подкрепляемого признака ни новые кадры, ни гудок не вызывали КГР . Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что ориентировочной реакции на «новый раздражитель» не существует в природе. Ориентировочная реакция есть реакция на результат сравнения внешнего стимула с «нервной моделью» в самом широком ее понимании от энграммы конкретного стимула до обобщенной модели всей ситуации, включая ее возможные изменения, прогнозируемые субъектом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым пристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средств для их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций в основном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не все, что касается эмоций. А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что основная трудность при изучении эмоциональных явлений заключается в том, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, которые отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» часто используются как тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения. Психология эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление выполняет две основные функции – отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чем когнитивные процессы. Эмоции – более древняя форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и многообразие проявлений – важнейшие качества, составляющие специфику эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны. Также очень важным и до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии для основания классификации эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций) выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровень эмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь с модальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные, приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные); отношение к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект (направленность на себя или вовне); их интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общие подходы к пониманию и определению эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации и мобилизации организма. Доказано, что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость исследования эмоций, их функций в различных возрастных группах для понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и лечения психических нарушений. Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показали, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы широкого спектра не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время, как негативные эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — Москва : Прометей, 2018. — 538 с.
  2. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
  3. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. — Москва : URSS, Либроком, 2018. — 366 с.
  4. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.
  5. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 582 с.
  6. Ножкина, Т.В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. — Москва : Т8RUGRAM, Научная книга, 2017. — 381 с.
  7. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  8. Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
  9. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
  10. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
  11. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина. – 8-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ, 2020. – 367 с.
  12. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. — 5-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. — 475 с.
  [1] Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с. [2] Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с. [3] Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. — Москва : URSS, Либроком, 2018. — 366 с. [4] Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.   [5] Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с. [6] Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с. [7] Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с. [8] Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — Москва : Прометей, 2018. — 538 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://bak93.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru