Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Формирование интересов в подростковом возрасте

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Аннотация 2 Введение 4 Глава 1. Общая характеристика особенностей формирования интересов в подростковом возрасте 7 1.1. Интерес как объект психологических исследований: его виды и характеристика 7 1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 10 1.3. Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте 14 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования интересов в подростковом возрасте 18 2.1. Характеристика этапов исследования 18 2.2. Диагностика интересов в подростковом возрасте и ее результаты 20 Заключение 25 Список использованных источников 27

АННОТАЦИЯ

В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и прак-тические вопросы, связанные с особенностями формирования интересов в подростковом возрасте. Целью работы является изучение особенностей формирования интересов в подростковом возрасте. Данная курсовая работа состоит из 29 страниц и включает в себя введе-ние, две главы, заключение и список использованных источников. Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как характеристика и виды интересов с позиции объекта психологических ис-следований, психологическая характеристика подростков и особенности непо-средственного формирования и развития интересов в подростковом возрасте. Во второй главе приводится особенности подготовки, организации и проведения эмпирического исследования особенностей формирования интересов в подростковом возрасте, представлена характеристика этапов исследования, ход диагностики интересов подростков и ее результаты. В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны некоторые рекомендации в отношении дальнейшего использования полученных в работе выводов.

ВВЕДЕНИЕ

Являясь одной из ключевых составляющих в структуре личностной направленности, интерес, прежде всего, побуждает человека к осуществлению познавательной деятельности. Иначе интерес – это мотив, или движущая сила, которая позволяет сосредотачиваться на конкретном предмете, явлении или ситуации, что подчеркивает стремление человека еще глубже познать заинтересованный объект. Интерес присущ каждому человеку, однако, его формирование и разви-тие, а также его отдельные характеристики, например, устойчивость и направ-ленность, имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Важно помнить, что одним из наиболее сложных и ответственных периодов в плане формирования личности в целом является подростковый возраст. Именно в период 12–17 лет формируется самосознание и самооценка личности, а также появляются более устойчивые интересы и определенные склонности в видах деятельности. Перед подростками открывается широкий и разнообразный спектр инте-ресов, которые могут сочетать в себе как схожие, так и разнонаправленные ви-ды деятельности. Как правило, к концу переходного возраста данный спектр сужается до определенного количества наиболее устойчивых интересов, кото-рые по праву составляют основу направленности личности. При этом суще-ствует множество факторов, определяющих интересы подростков, одними из которых являются образовательное учреждение и круг общения. Значимо в формировании интересов подростков и то, чтобы заинтересованный вид дея-тельности имел оценку со стороны близких, окружающих и авторитетов. Актуальность работы: заключается в важности выявления особенностей формирования интересов в подростковом возрасте, являющихся основой личностной направленности. Имеющиеся у подростков интересы, как правило, перерастают в профессиональную деятельность, и от того, в какой степени эти интересы сформированы, насколько они устойчивы и направлены, зависит дальнейшая жизнь. Цель работы: изучить особенности формирования интересов в подростковом возрасте. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) представить общую характеристику особенностей формирования интересов в подростковом возрасте; 2) рассмотреть интерес как объект психологических исследований, оха-рактеризовав его виды; 3) представить психологическую характеристику подросткового возраста; 4) выявить особенности формирования и развития интересов в подрост-ковом возрасте; 5) провести эмпирическое исследование особенностей формирования ин-тересов в подростковом возрасте, представив характеристику этапов исследо-вания, проведя соответствующую диагностику и представив ее результаты. Объект исследования: интерес. Предмет исследования: особенности формирования интересов в под-ростковом возрасте. Гипотеза: предполагается, что в подростковом возрасте уже сформиро-ваны основные интересы, которые с большей вероятностью определят даль-нейшее развитие личности. Методы исследования: теоретические методы – описательный, теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические методы – диагностика, анализ результатов экспериментальной работы, интерпретация результатов. Используемые диагностические методики: 1) Опросник Айзенка (подростковый вариант); 2) Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; 3) методика «Профиль» (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной). Теоретико-методологическая основа исследования: научные работы Л.И. Божович о проблемах формирования личности, фундаментальные труды А.К. Болотовой и Л.С. Выготского по возрастной психологии и психологии развития, труды И.С. Кон и С.В. Молчанова по психологии юношеского воз-раста, научные статьи Н.В. Андроновой, А.А. Яковлевой и Е.Л. Бережковской об особенностях интересов и самоопределение подростков, работы Е.А. Климовой, Н.С. Пряжникова и Э.Э. Сыманюк по психологии профессионального самоопределения подростков. Теоретическая и практическая значимость: теоретические аспекты работы могут быть использованы в теоретических вопросах изучения формирования интересов в подростковом возрасте, а выявленные особенности преобладающих интересов подростков могут быть использованы в практической деятельности, в том числе при разработке психолого-педагогических программ развития личности подростков или при профориентации. Структура работы: работа состоит из введения, в котором обозначены основные аспекты исследования, двух глав, первая глава – теоретическая и имеет три раздела, в которых подробно раскрыты сущность интересов, психо-логические характеристики подростков и особенности формирования и разви-тия у них интересов, вторая глава – практическая и имеет два раздела, в кото-рых описаны особенности организации и проведения диагностики интересов подростков и ее результатов, заключения и списка использованных источников. Новизна работы: представлены актуальные результаты исследования особенностей интересов в подростковом возрасте, от которых можно отталки-ваться при проведении профориентационной работы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Интерес как объект психологических исследований: его виды и характеристика

В общем виде под интересом понимается отношение личности к предме-ту (явлению), подразумевающее ценность, привлекательность и увлеченность данным объектом. В психологии интерес трактуется как «активная познава-тельная направленность личности на тот или иной предмет» [23].Таким обра-зом, интерес выступает отдельной индивидуальной психологической характе-ристикой личности, которой свойственна избирательная направленность к яв-лениям действительности. Для того чтобы интерес проявлялся, необходимо сочетание двух важных факторов – положительная эмоциональная реакция и интеллектуальная познавательная активность личности. Рассматривая ступени (стадии) развития познавательных интересов, Г.И. Щукина [27] выделила три компонента – любопытство, любознательность и теоретический интерес. Важно подчеркнуть, что содержание и характер интересов непосред-ственно связан с мотивами и потребностями человека. В том числе с позиции философии интерес связан с потребностями, однако не является ей самой. Из-за данной связи в современных психологических исследованиях существует некоторое противоречие в соотношении интереса с потребностями. В частности Р.С. Немов и К.Д. Ушинский [26] характеризуют интерес как определенную форму разнообразных потребностей, однако Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев [7] подчеркивают, что интерес более сложное и обширное явление, чем потребность, и рассматривают интерес с позиций теории деятельности. При этом Б.И. Додонов и А.Г. Ковалев [12] считают, что познавательные интересы выступают первой важной потребностью человека. Исследователи В.Г. Иванов и В.Н. Мясищев все же разграничивают оба понятия, отмечая, что «потребность направлена на обладание предметом, а интерес – на его познание» [18]. Характеризуя особенности интереса, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что интерес – это «сосредоточенность мыслей на определенном предмете, вызыва-ющая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть» [21]. Таким образом, интерес – это направленность личности, сосредоточен-ность ее мыслей на конкретном объекте. Именно направленность и сосредоточенность отличают интерес от про-стого влечения и начальной потребности. Наблюдается прямая взаимосвязь так называемой опредмеченности и сознательности интереса – в осознанности заинтересованного предмета проявляется сознательный характер интереса. При этом важно отметить, что распределение внимания и направленность у людей различна – при одностороннем развитии личности наблюдается сосредоточенность на одном предмете, соответственно разносторонний человек будет иметь несколько объектов интереса. Также интерес можно рассматривать как мотив, действующий в виде осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Как уже отмечалось выше, именно данные два компонента обуславливают само проявление интереса, однако их соотношение необязательно должно быть равным. Так в случае, если осознанность интереса на среднем или низком уровне, преобладает второй компонент – эмоциональная привлекательность. Кроме того, именно эмоциональный компонент интереса (эмоциональная сфера) имеет специфический характер, который отличает интерес от потребности. Из эмоциональной привлекательности и осознанной значимости вытекает определение интереса с позиции проявления и концентрации внимания. В силу того, что интерес выступает выражением общей направленности личности, он охватывает все психические процессы – в том числе восприятие, память и мышление, направляя которые он активизирует деятельность личности. Характеризуя структуру интересов, Е.А. Соколова и Л.Д. Голова вклю-чают в нее «направленность, интенсивность и распределение интереса, на основание которых можно проследить динамику его изменения в зависимости от различных факторов» [22]. Рассматривая классификации интересов, можно выделить следующие ос-новные категории видов [2]: 1) по содержанию (математика, техника, литература и т.п.); 2) по длительности (устойчивые и неустойчивые); 3) по глубине (глубокие и поверхностные); 4) по широте (разносторонние и узкие); 5) по уровню действенности (пассивные и активные). В частности основной классификацией видов интересов является их раз-деление по содержанию, поскольку оно определяет общественную значимость интересов, а также имеет конкретную направленность с учетом вида деятельности. Такое свойство интереса, как устойчивость, определяется длительностью, т.е. временем, в течение которого интерес сохраняет свою силу, а также глубиной, иначе – степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами конкретной личности. Также С.Л. Рубинштейн [21] подразделял интерес на две категории – непосредственный или опосредованный. В первом случае – человек поглощен самим процессом деятельности, а во втором – его привлекают результаты уже проделанной работы. Однако если человек осознает значимость выполняемой деятельности, то опосредованный интерес перейдет в непосредственный. При этом Б.И. Додонов [9] также выделял два вида интересов – процессуальный, при котором целью является наслаждение переживаниями от деятельности, и процессуально-целевой, когда человек стремится соединить приятное с полезным. Кроме того, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «первой предпосылкой воз-можности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня – при его отсутствии не может быть устойчивых интересов, а при его наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ним связаны» [21]. Важно и то, что при отсутствии постоянного поддержания и развития, интерес может ослабеть или исчезнуть вовсе. И, наоборот, при глубоком и систематическом изучении определенной области знаний интересы закрепляются и становятся более устойчивыми, переходя в склонности. При этом способность проявлять интерес различна и связана с особенностями темперамента. Так у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие, однако, у холериков и сангвиников интересы шире. Это также определяет и сочетание силы интереса с его устойчивостью. В частности у эмоциональных и неустойчивых личностей (экстравертов) пока преобладает интерес, он является активным, однако такое господство непродолжительно, и впоследствии один интерес быстро сменяется другим. И, напротив, у более эмоционально спокойных и сконцентрированных людей интересы, как правило, устойчивы и более глубокие. Таким образом, интерес – это направленность личности, сосредоточен-ность ее мыслей на конкретном объекте. Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее.

1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста

Для понимания преобладающих интересов и склонностей подростков крайне важно учитывать, прежде всего, их психологические особенности, по-скольку подростковый возрастной период является одним из сложных и ответственных в плане формирования личности. В подростковом возрасте закладываются самосознание и самооценка личности, а также формируются устойчивые интересы и преобладающие склонности в видах деятельности. Изначально определим границы подросткового возраста. В частности Д.Б. Эльконин [28] выделяет в нем два периода – младший подростковый возраст (12–14 лет) и старший подростковый возраст, или ранняя юность (15–17 лет). Однако В.А. Аверин [1] внутри подросткового возраста дополнительно выделяет младший подростковый (10–13 лет) и старший подростковый (13–15 лет). А период 15–17 лет автор определяет как ранний юношеский возраст, который тесно примыкает к подростковому возрасту и схож с ним по уровню социального развития. В то же время Э. Эриксон не отделяет подростковый возраст (отрочество) от юношеского, и ограничивает его возрастными границами от 12 до 18 лет. Данный возрастной этап он характеризует «глубоким жизненным кризисом, на котором эго-идентичность (личностная индивидуальность) стоит против ролевого смешения (спутанности идентичности)» [29]. Отличительной характеристикой подросткового периода являются за-метные перемены, которые касаются всех сторон развития личности подрост-ков. Для этого периода характерен психологический кризис, протекающий на фоне физиологической перестройки организма. По мнению отечественных ученых, подростковый возраст характеризуется такими психологическими особенностями, как: 1) возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В частно-сти В.В. Ковалев отмечал, что это «стремление к взрослости, самостоятельно-сти, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежно-сти к детям» [12], т.е. подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности; 2) реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. По мнению А.Е. Личко, «вхождение в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности» [15]; 3) возникновение интереса к противоположному полу. Так М.В. Матюхина подчеркивала, что «физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности» [16]; 4) развитие самосознания – именно в подростковом возрасте возникает ориентация личности на самооценку. Как отмечал Л.С. Выготский, «от харак-тера самооценки зависит уровень притязаний подростка, при этом самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми» [7]. Таким образом, в переходный возраст повышается активность личности подростка, вызванная увеличением энергии. В этот период дети нередко проявляют повышенную вспыльчивость, агрессию и обидчивость. Возрастание импульсивности также объясняется влиянием интенсивно проходящего физического развития. Подростки стремятся разобраться во многих сложных вопросах, открыть свой внутренний мир. Однако когда они замечают, что их «внутреннее Я» не соответствует внешнему поведению, они начинают испытывать беспокойство и тревогу. Именно расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, а также выпа-дение одной из составляющих положительной Я-концепции, является одной из причин кризиса подросткового возраста. Данная концепция определяется тремя факторами – «убежденностью в симпатии другим людям, уверенности в способности к виду деятельности и чувством собственной значимости» [8]. Выделим типичные изменения, которые характерны для подросткового возраста. В этот период дети становятся целеустремленнее, начинают внима-тельнее и ответственнее относиться к восприятию информации, развиваются их интеллектуальные и творческие способности. Подросток учится самостоятельно преодолевать препятствия и трудности, меньше обращается за помощью к учителям и родителям. Формируется и мировоззрение подростков, их нравственные идеалы, эстетическое отношение ко всему, что его окружает [10, 11]. В это время заметно развиваются волевые характеристики личности: настойчивость, стремление к достижению целей, способность преодолевать жизненные трудности и препятствия. По сравнению с детьми младшего возраста, подростки могут не только проявлять волевые качества, но и действовать. Они могут самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения. Но все же недостаточность силы воли проявляется в ситуациях, когда подростки могут проявлять настойчивость в одной сфере деятельности и теряют ее в другой. Заметно изменяется отношение подростка к познанию не только окружа-ющего мира, но и себя. Он проявляет интерес ко всему, что находится в фокусе его внимания, пытается найти занятие, которое будет приносить ему удовольствие, ищет себя в разных сферах жизнедеятельности, в результате чего формируются его личностные и профессиональные качества [24]. Подросток начинает оценивать собственные поступки и поступки сверстников со своей точки зрения, начинает сравнивать себя с ними, вследствие чего и формируется «Я-концепция» его личности [13]. Также происходит и активное развитие критического мышления. Подро-сток еще не совсем понимает, что на многие вопросы нет однозначного ответа, он пытается добиться какой-то определенной оценки с точки зрения лжи и правды. Часто подростки оценивают трудные и уникальные ситуации слишком максималистично и категорично. Для подростков характерен переход от простого копирования взрослых к самооценке, они все больше начинают опираться на собственные внутренние критерии. Благодаря самопознанию у подростков формируются критерии самооценки. Первостепенное значение в этом возрасте имеет общение со сверстника-ми. Именно во взаимодействии со сверстниками подросток обогащается знаниями и опытом, учится компромиссу, умению слушать и понимать потребности и мысли собеседника, и в целом осваивает основы социального поведения, развивая свои коммуникативные навыки. Таким образом, для подросткового возраста характерны следующие особенности [5, 19]: 1) половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, что является причиной эмоциональной неустойчивости и перемены настроения; 2) видоизменение социальной ситуации развития – переход от детства к взрослости; 3) смена ведущей деятельности – учебную деятельность вытесняет ин-тимно-личностное общение; 4) самоутверждение и поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; 5) познание себя через противопоставление миру взрослых и чувство принадлежности к миру сверстников. Таким образом, подростковый возраст – это период активного стремления к усвоению новых знаний, активной деятельности, инициативности и поиска себя. Вместе с тем можно отметить, что дети в подростковом возрасте весьма импульсивны, что объясняется активными изменениями в их физическом развитии.

1.3. Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте

Определяющими особенностями подросткового возраста является само-определение в интересах, увлечениях и ведущих видах деятельности, что в це-лом составляет и профессиональное самоопределение, которое наиболее свой-ственно концу подросткового периода. Подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, Л.С. Выготский отмечал, что «все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемой конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» [7]. Также Л.С. Выготский подчеркивал, что «в подростковом возрасте имеет место период разрушения старых интересов и созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы», и «конец фазы развития интересов знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка» [7]. Л.И. Божович при этом также отмечала, что «к началу переходного воз-раста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие инте-ресы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную взрослую позицию в жизни» [4]. С позиции Д.Б. Эльконина, именно подростковый возраст является «сензитивным для формирования интересов, поскольку в этом возрасте резко возрастает познавательная активность и любознательность, которая напрямую связана с образом мира человека» [28]. Исходя из этого, интересы подростка находятся в прямой связи с его образом мира. В то же время Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан подчеркивают, что «под-ростковые интересы нельзя назвать собственно интересами, а скорее некоторой основой для поиска и формирования интересов подлинных, которые приобретут для школьника личностный смысл, войдут в его чувство взрослости» [25]. Так или иначе, благодаря обучению в средней и старшей школе и освое-нию разнообразных жизненных сфер происходит расширение кругозора под-ростка, соответственно область его интересов становится более разнообразной. Если сравнивать круг интересов подростков и младших школьников, то в последнем случае они узко сконцентрированы вокруг жизни детей, и ограничены, как правило, деятельностью в школе и дома. С возрастом в процессе расширения круга знаний и приобретения жизненного опыта у подростков формируются и развиваются новые интересы, а также углубляются познавательные, общественные и творческие устремления. Выделим основные особенности формирования и развития интересов в подростковом возрасте. В частности интересы подростка отличаются [14, 17]: 1) большей устойчивостью, а при сохранении устойчивого интереса в те-чение подросткового возраста, дополнительно углубляясь и обогащаясь содержанием, он впоследствии остается на всю жизнь; 2) при этом для подростка порой свойственна чрезмерная любознатель-ность и активность, что в итоге, наоборот, определяет неустойчивость и хао-тичность интересов – наличие одновременно множества интересов и их частая изменчивость лишь удовлетворяют поверхностное любопытство, вместе с тем формируя несерьезное отношение к областям деятельности; 3) оформленностью в виде конкретных увлечений, которые буквально поглощают подростков в ущерб прочим областям жизни, в том числе и учебной деятельности; 4) большей осознанностью – подросток сознательно направляет и под-держивает свои интересы, также появляются и опосредствованные интересы – подросток может с увлечением заниматься той деятельностью, которая его раньше не интересовала, если она имеет отношение к объекту его интереса; 5) большей активностью и действенностью – подросток не только в чем-то заинтересован, но стремится удовлетворить собственные интересы в кон-кретной деятельности. При этом важнейшее значение для подростков имеют познавательные интересы, направленные на непосредственное познание окружающих явлений и элементов общественной жизни. Такие интересы развиваются в процессе школьного обучения и расширяются благодаря личностной увлеченности подростков. Важно отметить, что интерес в данном случае наблюдается как к самому процессу познания и овладению новыми знаниями и навыками, так и к результатам деятельности [3, 6]. Познавательные интересы подростка начинают определяться самим со-держанием знаний, в итоге интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, в дальнейшем становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. Однако важно учитывать, что в подростковом возрасте познавательные интересы становятся избирательными и подросток вправе определять круг своих познавательных интересов, однако эта возможность ограничивается обязательной школьной программой. Так или иначе, одни учебные предметы интересуют подростков в большей степени – они сконцентрированы на таких уроках, активны и увлечены, а к другим – относятся, как правило, равнодушно [30]. Основными факторами, определяющими возникновение и развитие по-знавательных интересов подростков к учебным предметам, являются личность учителя, содержание материала и форма его подачи, личностные успехи и неудачи подростка по предметам [20]. Кроме того в подростковом возрасте активизируется интерес к спорту и творческим видам деятельности. Формируются и активно проявляются интересы к внутреннему миру человека и общественной жизни в целом. Таким образом, значимыми факторами, влияющими на формирование и развитие интересов у подростков, являются родители, учителя и сверстники, т.е. ближайшее окружение, а также глубина их познаний, умение доходчиво излагать мысли и способность увлекать. В силу психологических особенностей подростков интересы, как правило, становятся более устойчивыми, активными, осознанными и оформленными в виде конкретных увлечений.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Характеристика этапов исследования

Перед проведением эмпирического исследования первоначально был определен основной порядок его организации, который включает в себя следующие структурные этапы: 1) определение выборки; 2) подбор диагностических методик, соответствующих целям исследова-ния; 3) проведение диагностики по выбранным методикам; 4) обработка результатов, интерпретация полученных в ходе диагностики данных, формулировка общих выводов. Эмпирическое исследование особенностей формирования интересов в подростковом возрасте проводилось с обучающимися 8А класса (средний возраст – 14 лет) в количестве 27 человек (15 девушек и 12 юношей). Для проведения диагностики интересов в подростковом возрасте были подобраны три основные методики: 1) Опросник Айзенка (подростковый вариант); 2) Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; 3) методика «Профиль» (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной). Кратко охарактеризуем особенности организации и проведения диагно-стики по каждой выбранной методике. Первая методика – Опросник Айзенка (подростковый вариант) [33]. Цель: изучение и выявление особенностей эмоциональной и личностной сферы подростков. Методикой предусмотрено 57 вопросов, требующих от респондента однозначной оценки. После обработки результатов теста выявляются особенности по двум основным шкалам – экстраверсия-интроверсия и нейротизм. Предварительно по шкале лжи определяется степень откровенности полученных ответов респондента. Данный опросник рассчитан на испытуемых в возрасте 10–15 лет, соответственно может использоваться при выявлении личностных особенностей личности подростка, при профориентации, а также в педагогической практике с целью коррекции взаимоотношений в подростковом коллективе. Результаты интерпретируются согласно ключу методики, по итогу определяется преобладающие личностные (степень экстраверсии и интроверсии) и эмоциональные особенности (уровень эмоциональной устойчивости и неустойчивости). Вторая методика – Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [31]. Цель: выявление склонности и предрасположенности личности к различным категориям деятельности, которые выражаются в ценностных ориентациях к определенным типам профессий. Методикой предусмотрено 20 пар утверждений, которые описывают различные виды деятельности. Респонденту необходимо выбрать в каждой паре одно подходящее для него утверждение, т.е. вид деятельности. Результаты интерпретируются согласно ключу методики, и по итогу определяются ведущие типы профессий. Третья методика – «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) [32]. Цель: исследование интересов и склонностей личности к различным сферам деятельности. Методикой предусмотрено 50 вопросов, требующих от респондента однозначной оценки. Всего методика содержит 10 направлений сфер интересов, охватывающих различные направления профессиональной деятельности. Результаты интерпретируются согласно ключу методики, и по итогу определяются ведущие сферы интересов и степень их выраженности.

2.2. Диагностика интересов в подростковом возрасте и ее результаты

В данном разделе представлены обработанные результаты проведенной диагностики по каждой выбранной методике с исследуемыми подростками в количестве 27 человек. Первой проводилась диагностика по методике «Опросник Айзенка» (подростковый вариант). Полученные обработанные результаты представлены на рисунке 1. Рис. 1 – Результаты диагностики по шкале «Экстраверсия-интроверсия» исследуемых подростков (по методике Айзенка) Таким образом, в исследуемой группе подростков экстраверсия преобладает над интроверсией (в совокупности 56% и 44% соответственно). При этом 41% подростков имеет умеренный уровень экстраверсии и лишь 15% – значительный. В целом экстравертных подростков характеризует общительность и открытость ко всему новому. Такие подростки имеют широкий круг общения, и в принципе нуждаются в общении и постоянном взаимодействии. Эмоциональную сферу экстраверта характеризует склонность к импульсивности, вспыльчивости и эмоциональности во всех проявлениях, соответственно такая личность эмоционально неустойчива, имеет склонность к риску. Данные свойства выражены в крайней степени у подростков из категории значительной экстраверсии. В контексте интересов – у экстравертов, как правило, широкий и при этом разнообразный круг интересов, их привлекает деятельность, связанная с общением, самовыражением, с умением показать себя. Однако зачастую интересы экстравертов малоустойчивы. Менее трети (29%) подростков имеют умеренный уровень интроверсии и 15% – значительный уровень. Интровертный подросток – это спокойный застенчивый человек, склонный к самоанализу и постоянным мыслительным процессам. Интроверты, как правило, не любят находиться в обществе, предпочитая времяпрепровождение в одиночестве, в умеренной степени общительны или необщительны вовсе, эмоционально устойчивы, имеют контролировать свои чувства и эмоции. Им свойственно обдумывать свои действия и мысли заранее, серьезно относиться к принятию решений. В контексте интересов – у интровертов зачастую уже сформирован круг интересов и определены преобладающие виды деятельности – таких подрост-ков привлекает познавательный интерес, творческие виды деятельности, кото-рые позволяют им самовыражаться через их работы. Интересы интровертов, как правило, более устойчивы и глубоки, т.к. они посвящают им свое свободное время. Также с помощью данной методики была оценена эмоциональная устой-чивость подростков. Результаты отражены на рисунке 2. Рис. 2 – Результаты диагностики по шкале «Нейротизм» исследуемых подростков (по методике Айзенка) Исходя из диаграммы, больше половины исследуемых подростков (55%) характеризуются как эмоционально устойчивые. В частности треть подростков имеют средний уровень устойчивости, и еще 22% – высокий. Эмоциональная устойчивость характеризует эмоциональную стойкость, способность контролировать эмоции, чувства и настроение. Такие подростки, как правило, спокойно переносят любые стрессовые ситуации, сохраняя самообладание и адекватное реагирование. Данное качество подразумевает хорошую адаптацию к любым условиям, отсутствие напряженности и беспокойства, а также склонность к лидерству и общительности. Эмоционально устойчивые личности имеют сформированный постоянный и устойчивый круг интересов. Для 30% подростков свойственна высокая эмоциональная неустойчивость и еще для 15% – очень высокая. Это выражается в чрезмерной нервности и порой тревожности. Такие подростки эмоционально нестабильны, не в состоянии контролировать эмоции и настроение (при крайне выраженной неустойчивости), плохо адаптируются, склоны к перемене настроения. Также могут проявляться беспричинные беспокойства и депрессивные реакции, снижение концентрации внимания и т.п. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность и неровность в межличностных отношениях, выраженная чувствительность и впечатлительность, склонность к раздражительности. Также это проявляется в изменчивости и неустойчивости интересов. Второй проводилась диагностика по методике Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Полученные обработанные результаты представлены на рисунке 3. Рис. 3 – Результаты диагностики преобладающих типов профессиональ-ных интересов у исследуемых подростков (по методике Е.А. Климова) Таким образом, треть исследуемых подростков относятся к категории «человек-человек», что демонстрирует интерес подростков во взаимоотноше-нии с другими людьми посредством общения, помощи, поддержки. Практиче-ски четверть исследуемых подростков (26%) относится к категории «человек-художественный образ». Таких подростков отличает интерес к творчеству и самовыражению через него, имеющиеся устойчивые склонности и способности в данном направлении. По 15% подростков относятся к группе «человек-техника» и «человек-природа», причем к первой категории интерес имеют, как правило, юноши. И оставшиеся 11% подростков имеют интерес к знаковым математическим системам. Третьей, заключительной, проводилась диагностика по методике «Про-филь» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной). Полученные обработанные результаты представлены на рисунке 4. Рис. 4 – Результаты диагностики сфер интересов у исследуемых подростков (по методике А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) Представленная диаграмма наглядно демонстрирует, что среди исследуемой группы подростков преобладающими сферами интересов являются литература и искусство – у 22%, и педагогика и медицина – у 19%. Также 15% подростков имеют интерес к предпринимательству и домоводству, и 11% – к истории и политике. Оставшаяся доля сфер интересов среди подростков незначительна, и варьируется в диапазоне 4–7%. При этом у значительной части подростков эти интересы выражены в достаточной степени. Данный спектр интересов обусловлен во многом преподаваемыми школьными предметами, на уроках которых подростки выявили для себя интересные аспекты и дополнительно погружаются в них, в том числе и во внеурочной деятельности и за пределами школы. Таким образом, у значительной части подростков уже сформированы определенные конкретные сферы интересов, которые, в том числе, выражаются и в профессиональных интересах и склонностях. Т.е. при дальнейшем углублении данных интересов, их развитии, у подростков будет четко сформирован будущий профессиональный путь. Однако важно учитывать, что выявленные особенности эмоциональной и личностной сферы подростков, в том числе чрезмерная экстраверсия и эмоциональная неустойчивость, могут способствовать изменчивости имеющихся интересов. По итогу исходная гипотеза о том, что в подростковом возрасте уже сформированы основные интересы, которые с большей вероятностью опреде-лят дальнейшее развитие личности, нашла свое подтверждение на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие интереса, а также его отдельных характери-стик, имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В частности, в подростковом возрасте, характеризующимся активным психическим развитием, интересы становятся более устойчивыми и осознанными, что позволяет развивать их в конкретные увлечения, предопределяя и профессиональные склонности. Однако в силу нестабильности эмоциональной сферы появление интересов может быть хаотичным, и в силу чрезмерной любознательности и активности – неустойчивым. Так или иначе, к концу подросткового возрастного периода круг интересов личности уже сформирован в достаточной степени. Таким образом, выявление особенностей формирования интересов в подростковом возрасте, являющихся основой их личностной направленности, выступает актуальной темой научного исследования. С данной целью был проведен анализ теоретических аспектов проблемы – изучены соответствующие научные труды и определены основные термины и понятия. В частности были определены следующие тезисы: 1) интерес – это направленность личности, сосредоточенность ее мыслей на конкретном объекте, побуждающая к соответствующей деятельности, т.е. интерес порождает склонность и переходит в нее; 2) подростковый возраст – это период активного стремления к усвоению новых знаний, активной деятельности, инициативности и поиска себя, однако подростки весьма импульсивны и эмоциональны, что объясняется активными изменениями в их физическом развитии; 3) значимыми факторами, влияющими на формирование и развитие интересов у подростков, являются родители, учителя и сверстники, т.е. ближайшее окружение, а также глубина их познаний, умение доходчиво излагать мысли и способность увлекать. В силу психологических особенностей подростков интересы, как правило, становятся более устойчивыми, активными, осознанными и оформленными в виде конкретных увлечений. Также было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого удалось выявить следующие особенности: 1) в исследуемой группе подростков экстраверсия преобладает над интроверсией, при этом 41% подростков имеет умеренный уровень экстраверсии и лишь 15% – значительный, а также менее трети подростков имеют умеренный уровень интроверсии и 15% – значительный уровень, соответственно у экстравертов интересы менее устойчивы и более разнообразны, а у интровертов – устойчивы, содержательны и осознанны; 2) больше половины исследуемых подростков характеризуются как эмо-ционально устойчивые, соответственно это определяет и устойчивость их интересов, и для 45% в целом свойственна эмоциональная неустойчивость; 3) треть исследуемых подростков относятся к категории «человек-человек», что демонстрирует их интерес во взаимоотношении с другими людьми, практически четверть исследуемых подростков относится к категории «человек-художественный образ», по 15% подростков относятся к группе «человек-техника» и «человек-природа», оставшиеся 11% подростков имеют интерес к знаковым математическим системам; 4) преобладающими сферами интересов у подростков являются литература и искусство, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, а также история и политика, при этом у значительной части подростков эти интересы выражены в достаточной степени. Таким образом, исходная гипотеза о том, что в подростковом возрасте уже сформированы основные интересы, которые с большей вероятностью определят дальнейшее развитие личности, нашла свое подтверждение на прак-тике. Выявленные особенности преобладающих интересов подростков могут быть использованы в практической деятельности, в том числе при разработке психолого-педагогических программ развития личности подростков или при профориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин В.А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / В.А. Аве-рин. – 2. изд. – СПб. : Михайлов, 2001. – 189 с. 2. Байтимирова А.Т. Сущность и структура понятия «Профессиональ-ный интерес» [Текст] / А.Т. Байтимирова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №4. – С. 121–123. 3. Бережковская Е.Л. Характер интересов и самоопределение у подростков [Текст] / Е.Л. Бережковская // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2010. – С. 116–131. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Бо-жович, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. – 348 с. 5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова. – М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. – 525 с. 6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст] / В.Б. Бон-даревский. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1985. – 145 с. 7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Юрайт, 2018. – 302 с. 8. Гапонова С.А. Развитие «я концепции» у детей подросткового возраста [Текст] / С.А. Гапонова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – С. 10–12. 9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – М. : Политиздат, 1978. – 272 с. 10. Ермолаева М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. – М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 376 с. 11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 509 с. 12. Ковалев А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 1970. – 391 с 13. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблема формирования личности [Текст] / И.С. Кон. – М., 2006. – 175 с. 14. Куминская Е.А. Особенности интересов подростков, занимающих различные социальные позиции в группе [Текст] / Е.А. Куминская // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т.9. – №4. – С. 117–123. 15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л. : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1983. – 255 с. 16. Матюхина М.А. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец / М.В. Матюхина, Т.С. Ми-хальчик, Н.Ф. Прокина. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с. 17. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. – М. : Изд-во Юрайт, 2019. – 351 с. 18. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев, под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с. 19. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – С. 67–71. 20. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. – М. : Изд-во МПСИ, 2003. – 392 с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб : Изд-во «Питер», 2000. – 712 с. 22. Соколова Е.А. Виды интересов подростков, их характеристика [Текст] / Е.А. Соколова, Л.Д. Голова, И.Л. Безверхова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – №3(8). – С. 242–244. 23. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Проспект, 2017. – 458 с. 24. Сыманюк Э.Э. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста [Текст] / Э.Э. Сыманюк, А.А. По-черкина, О.В. Закревская // Перспективы науки и образования. – 2019. – С. 89–100. 25. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М. : Изд-во Юрайт, 2016. – 406 с. 26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – 665 с. 27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познаватель-ных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – Л. : ЛГПИ, 1983. – 157 с. 28. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для сту-дентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 383 с. 29. Эриксон Э.Г. Детство и общество [Текст]: пер. с англ./ Э.Г. Эриксон. – СПб : Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с. 30. Яковлева А.А. Пути формирования потребности в самоактуализации личности у детей подросткового возраста [Текст] / А.А. Яковлева // Междуна-родный научно-исследовательский журнал. – 2015. – С. 47–48. Электронные ресурсы 31. Дифференциально-диагностический опросник Климова. – URL: https://psychologyc.ru/oprosnik-klimova/. 32. Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). – URL: http://testoteka.narod.ru/prof/1/15.html. 33. Подростковый опросник Айзенка. – URL: https://psychologyc.ru/podrostkoviy-oprosnik-ayzenka/ .

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://priab.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru