Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Курсовая работа на тему развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1  2


Оглавление

Введение Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ 1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности 1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 1.3. Анализ программ внеурочной деятельности направленных на развитие творческих способностей Глава 2. Практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ 2.1. Программа по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ 2.2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ Заключение Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность. Современный социальный заказ общества и государства, изменения, происходящие в отечественной системе образования, диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Особенно важным представляется обеспечение этого процесса в самом начале школьного этапа жизни обучающихся, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Для решения этой задачи в области начального общего образования, необходим поиск путей развития творческих способностей младших школьников. Организация творческой детской деятельности в начальной школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в частности на кружковых занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства. Творчество – основная особенность и отличительная черта детской деятельности на кружковых занятиях по различным видам декоративно- прикладного искусства, художественного труда. Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – обучающихся. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, новому. Поисковая деятельность обучающихся, ведомая взрослыми, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия обучающихся, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность. Проблемы развития и формирования творческих способностей, творческого мышления, креативности, воображения и фантазии у обучающихся разрабатывались рядом отечественных и зарубежных психологов-теоретиков и психологов-практиков. Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, В.П. Ягункова и др. работают над развитием творческих способностей обучающихся, начиная с самого раннего возраста. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Вместе с тем проблема развития творческих способностей младших школьников в художественной деятельности остается еще достаточно неисследованной областью в педагогике и психологии несмотря на то, что в силу их возрастных особенностей наиболее эффективно этот процесс осуществляется именно в художественно-творческой деятельности. Объект: процесс развития творческих способностей младших школьников. Предмет: внеурочные занятия и ДПИ как средство развития творческих способностей младших школьников. Цель: рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДРИ. Задачи: 1. Проанализировать сущность и содержание творческих способностей личности; 2. Рассмотреть возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников; 3. Провести анализ программ внеурочной деятельности направленных на развитие творческих способностей; 4. Разработать конспекты уроков по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ. 5. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ. Методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ

1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности

Психологическая наука определяет творчество как родовую черту человека, как характерную черту его деятельности, указывает на наивысшую форму его деятельности и является условием совершенствования человечества. Творчество – это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведений искусства, то есть специфическое отражение объективной реальности в особой форме – форме художественных образов. На сегодняшний день наиболее актуальны следующие взгляды корифеев психологической науки. Я.П. Понамарев рассматривает творчество в широком смысле, выражая его как механизм развития, взаимодействия, ведущий к развитию [24, 241]. По С.Л. Рубинштейну — творчество – деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства [28, 48]. Ученый из США У. Тейлор дает следующий перечень качеств творчества личности: незаурядная личность; находчивость, изобретательность; стремления к открытиям; информационные способности; ловкость, экспериментность, мастерство [22, 54]. Неоднозначность взглядов многих исследователей на сущность творчества, реальное наличие в любом виде творчества логических этапов, рациональных элементов позволяет ученым строить обобщенные модели творческого процесса. Однако, разновидность моделей не отменяет наиболее устойчивых и существенных сторон творчества. Так, в любом творческом процессе можно проследить его фазы и динамику: — умение видеть проблему (постановка вопроса, требующего творческого ответа); — способность мобилизовать личный и общественный опыт для постановки гипотезы, определения путей и способов решения задач; — специальное наблюдение, эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез; — оформление возникших идей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур, создание художественного произведения и т.д. [14]. В процессе творчества познавательные, оценочные, преобразовательные и коммуникативные импульсы образуют единый комплекс, целостную творческую силу. И.Я. Лернер особо подчеркивает важность для педагогических целей характеристики творчества как проявления определенных процедурных черт, особенностей интеллекта, психических образований [19, 18]. Творчество претворяется в жизнь посредством способностей. Способностями обучающихся и взрослых могут быть общие и частные (специальные) необходимы для достижения творческого успеха в отдельных видах творческого поведения, а главным образом в различных видах художественного творчества — литературного, музыкального, хореографического, изобразительного. Общая способность выступает как степень сформулированности общих для любых форм поведения, в том числе и творческого, особенностей его психического механизма. К полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий оптимальной развитой общей способностью. Рассмотрим, природу способностей личности. В психологии В.А. Крутецкого понятие способностей определяется так: способности – это индивидуально — психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения [14, 175]. Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличия в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в виде классификации, то она будет выглядеть следующем образом: 1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии в XVIII-XIX вв., отчасти является употребляемым в настоящее время. 3. Способности — это то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений способностей. В понятии «способности», по его мнению, заключены три идеи: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека» [30, 186]. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями — такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков и развитию одних способностей их дефицит может быть выполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких приделах компенсирована другими, высокоразвитыми у человека». [30, 112]. Любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсироваться, заменять друг друга. Творческие способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь деятельность, область знаний, учебный предмет. Способность человека развивается и отрабатывается на том, что он делает [16, 25]. А.А. Бодалев большое внимание уделяет роли социальных условий в развитии способностей. Он считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли неглавной проблемной области психологии способностей в целом. С его точки зрения, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, является: влияние микро-, мезо — и макро общностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и смены социальных ролей; влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а так же различных форм поощрения на развитие способностей; изучения престижа способностей, который формируется средствами массовой информации [4, 185]. Главной задачей социальной психологии, с его точки зрения, является развитие промежуточных взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях – условия для их развития – реальное развитие способностей [5, 11]. Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, то есть в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания. С.Л. Рубинштейн следующим образом сформировал основное правило развития способностей человека: «Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития возможностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли – как средства ее деятельности развития. Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика модальности чувствительности» [28, 139]. Рассматривая условия успешного развития способностей в деятельности, Б.П. Никитин выделил в качестве основного раннее начало. Раннее чтение, счет и работа со всякими инструментами и материалами дают точки к развитию способностей, и самых разных [26, 141]. Для развития творческих способностей очень важно поддержать в ребенке творческое начало. Для этого необходимо: — создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относится к ним с симпатией и теплотой; — аккуратно, ласково и ненавязчиво поддержать стремления ребенка к творчеству; — проявлять сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случаи не высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка; — оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека может заглушить творчество; — помогать ребенку, оценить в себе творческую личность, содействовать его более глубокому сознанию, но одновременно учить уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов; — создать необходимую для творчества атмосферу. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, опущенная на творчество, может быть отправлена в нежелательное русло [23, 37]. Творческие способности можно разделить на три группы: связанные с мотивацией; связанные с темпераментом; умственные способности. Для высокого развития творческих способностей, необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего, т.е. без какой-то базы обучаемости высокое развитие творческих способностей невозможно. Немаловажную роль в развитии способностей и талантов играют задатки. Они тесно связаны со способностями и тем более с творческими способностями. Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов. Вместе с тем в задатках не предопределяются ни способности, ни виды предстоящей деятельности, ни тем более личная судьба человека. Задатки являются природными предпосылками для развития творческих способностей. Б.М. Теплов изучал способности, и сделал вывод о том, что способности не могут быть врожденными. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Он утверждал, что способности как психологическая категория не существует вовсе до начала «действительного целеполагания» [30, 34]. Приняв точку зрения, что способности существуют только в развитии, не нужно упускать из виду, что развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. Развитие творческих способностей происходит только в деятельности. А отсюда следует, что способности не могут возникать вне соответствующей конкретной деятельности. Они всегда являются результатом развития. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой деятельности. А.Ф. Лазурский писал, что не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности [16, 37]. Творческие способности — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом, — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности (в нашем случае труды). К художественно-изобразительным способностям относят способности правильной оценки пропорций, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение [15, 58]. Таким образом, мы можем отметить, что, к полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий оптимальной развитой общей способностью. Термин «способности» в психологии неоднозначен. В нашем исследовании под способностями мы будем понимать то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам и объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее. Творческие способности — это способности к творчеству как деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Немаловажной является роль социальных условий в развитии способностей. Условия успешного развития способностей должны строиться на организации раннего начала этого процесса и поддержке этого начала в ребенке.

1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников

В педагогике и психологии часто возникает проблема выявления механизмов формирования и развития творческих способностей. Полностью такие механизмы еще не раскрыты, но вместе с тем существует опыт по решению данной проблемы. Р.С. Немов в процессе развития способностей выделил ряд этапов. На одних из них проходит подготовка анатомо-физической основы будущих способностей, на других идет становление задатка небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить это на примере развития творческих способностей [25, 248]. Первый этап в развитии творческих способностей связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. На данном этапе происходит развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные для начала формирования и развития у ребенка общих, а затем последующего развития творческих способностей. Затем развитие творческих способностей продолжается в школе, особенно в младших классах. Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которое одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, предъявляются к деятельности, развевающейся способности человека. Эти требования, следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности. Важно отметить, что каждый ребенок проходит в своем развитии периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям к освоению того или иного вида деятельности. Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончается, и если, кокая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то в последствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно [3, 252]. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. Учитель не должен объяснять неудачи учеников их плохим умственным развитием, то есть оно само в значительной степени определяется обучением. Л.Н. Толстой предупреждал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подрожать, копировать, то есть мало таких, которые бы, научились копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений» [7, 37]. Подмечено, что возникновение интереса в той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способности к ней и служит отправной точной для их развития. Как отмечал Р.С. Немов, «упрочившиеся интересы ребенка — это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься — не дают ли себе знать зарождающиеся способности?» [25, 295]. Чрезвычайно существенным является тот факт, что развитие способностей происходит лишь при условии «включения» познавательной потребности. Именно поэтому являются заблуждением представление о том, что способности могут развиваться в любой деятельности. Лишь деятельность, тесно, связана с положительными эмоциями, может привести к развитию способностей. Во всех других случаях деятельность приводит в лучшем случае лишь к формированию соответствующих знаний, умений и навыков [26, 77]. Развитие способностей, то есть качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка, происходит за счет усложнения способов удовлетворения познавательной потребности. В ходе исследований выяснилось, что сам ребенок, выбирая более трудную познавательную деятельность и выполняя ее не по принуждению, а в силу познавательной потребности, то есть с радостью, фактически сам развивает свои способности. В этом случае происходит именно самовоспитание способностей. Одной из основных задач начальной школы является развитие познавательных интересов. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и воспроизведение, и воображение, а значит способности; у него появляется свое отношение к предмету и умению развивается как личность. Очень важно поддерживать интересы. Поддерживание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивается то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающий способности человек, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоциональное подкрепление успехами, причем их количество в целом является большим, чем число неудач [20, 29]. Важное значение имеет развитие творческого потенциала личности. Развитие творческого потенциала одна из центральных линий личностного развития. Основным психологическим условием развитием творческого потенциала личности является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. При развитии творческого потенциала систематически осуществляется обращения человека к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно трансформируя интеллектуальную проблему в эмоциональную. В соответствии с выдвинутым принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, проблемой становится не выполняемое человеком задания, а его эмоциональное отношения к этому заданию. Это эмоциональное отношение принимается как самодостаточное проявление индивидуальности. Возможность выразить свои эмоциональные состояния дает ощущения выраженности, реализованности собственной уникальности [13]. Развитие способностей неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, то есть они не могут «лежать про запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они затухают. Важным моментом в развитии способностей у обучающихся выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, умение пользоваться речью, совершенное владение ею может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, их обогащая [17, 57]. Не менее важным вопросом, который непосредственно связан с развитием способностей, являются особенности мотивации. Она является неотъемлемым компонентом, обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития творческих способностей [19, 137]. Педагог должен целенаправленно заниматься развитием творческих способностей обучающихся. Он должен реализовать с необходимостью в своей деятельности, следующие два аспекта: творческое развитие в субъект- субъектном взаимодействии; творчество всегда в той или иной форме адресовано другому человеку. Это невозможно без высокого уровня личностной зрелости самого педагога. Не нужно забывать, что в развитии способностей существуют неблагоприятные условия. Неблагоприятные условия для развития творческих способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений – обедненная среда. При неблагоприятных условиях воспитания, например, при частных психологических травмах энергии ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и «откачиваться» от развития способностей [19, 139]. Задача развития способностей у обучающихся обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Без развития способностей не может происходить развитие личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Из всего сказанного ясно, что источником развития и формирования способностей является деятельность. Развитие способностей, прежде всего, связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонность заниматься ею, нередко переходящий в странную увлеченность. Интерес и склонность к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение и работа в той сфере, в которой он не имеет способностей. Творческие способности развиваются только в деятельности, и благодаря включению ребенка в деятельность. Таким образом, можно выделить условия развития творческих способностей. К ним относятся: особенности воспитания, обстановка в семье и школе, способствующая высокой самооценки ребенка, система образования.

1.3. Анализ программ внеурочной деятельности направленных на развитие творческих способностей

Программы внеурочной деятельности разрабатываются по различным направлениям:  спортивно-оздоровительному, что способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся; созданию благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни, как пути достижения успеха.  духовно-нравственному, как создание условий для формирования личности гражданина и патриота России со свойственными ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.  общеинтеллектуальному, что является развитием познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей, логики мышления, привитием интереса к чтению, развитием читательского кругозора, проведению познавательных бесед, олимпиад, конференций учащихся, конкурсов, экскурсий, круглых столов, соревнований, проектной деятельности и др.  общекультурному, как создание условий для проявления и развития обучающегося своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций. Во всех направлениях ставятся цели достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, причем главными будут являться личностные результаты Проанализировав и сравнив программы внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне», «Художественное творчество: станем волшебниками», «Мир фантазии» по следующим критериям: цель, задачи и направленность – можно сделать вывод, что образовательные и развивающие задачи этих программ имеют свою закономерность построения, а также методические рекомендации для учителей. Отличительная особенность программы «Я в мире, мир во мне» заключается в том, что регулярные занятия изобразительной деятельностью обучающихся младшего школьного возраста, способствуют развитию эстетических качеств, и позволяют восполнить внутренний ресурс ребенка младшего школьного возраста для развития способности восприятию окружающего мира, развивать наблюдательность, способствуют развитию художественно- творческих способностей. Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1- 4 классов в соответствии с ФГОС. Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Задачи курса:  развить творческий потенциал обучающихся средствами художественного труда;  формировать прикладные умения и навыки;  воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. Программа внеурочной деятельности «Мир фантазии» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Проанализировав работы по критерию содержания методологической основы предложенных программ, можно сделать вывод о том, что таковой основой является системно — деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данным программам знакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, предложенные программы развивают интеллектуально — творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Наряду с вышеназванными критериями, предложенные программы выделяют и другие приоритетные направления, среди которых:  интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;  формирование информационной грамотности современного школьника;  развитие метапредметных умений. Основные содержательные линии проанализированных нами программ направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программы позволяют ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Следующим критерием при анализе программ стали основные формы и методы работы, применяемые в процессе реализации предложенных программ внеурочной деятельности. Особое место в программах занимают следующие формы и методы обучения:  репродуктивный (воспроизводящий);  объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);  метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);  частично- поисковый; практический. Педагогические принципы, реализуемые в рамках анализируемых нами программ внеурочной деятельности:  принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;  принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень — ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;  принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;  принцип культуросообразности — заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде; Таким образом, программы внеурочной деятельности, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой необходимо научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Программы позволяют ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Кроме решения задач художественного воспитания, предложенные программы развивают интеллектуально — творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления, то есть развития творческих способностей обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Мир фантазии» театральной направленности своими методами и формами работы опирается на дивергентный тип мышления, который составляет основу творческого мышления. Программа включает в себя задания на развитие быстроты (способность выдавать максимум идей, наибольшее количество их вариантов), гибкости (способность находить множество идей), оригинальности (способность находить нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми) и законченности (способность к совершенствованию творческого продукта, придание ему законченного вида). Программа «Художественное творчество: станем волшебниками» для оптимального формирования творческих способностей опирается на этапы умственного развития младших школьников:  усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и  построение их моделей;  устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;  переход моделей к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями. Программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» развивает творческие способности посредством формирования у младших школьников следующих умений:  классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;  устанавливать причинно-следственные связи;  видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;  прогнозировать;  находить противоположные признаки объекта;  представлять объекты в пространстве;  оценивать оригинальность решения;  ограничивать поле поиска решения;  мысленно преобразовывать О творческих способностях младших школьников свидетельствует наличие творческого мышления, творческого воображения, творческой деятельности, чему и способствует формирование выше названных умений. Программы внеурочной деятельности, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой необходимо научиться действовать, чувствовать, принимать решения для развития творческих способностей. Программы внеурочной деятельности своими методами и формами работы опираются на дивергентный тип мышления, который составляет основу творческого мышления, этапы умственного развития младших школьников, формирования у младших школьников следующих умения для развития творческих умений.

1  2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ami-map.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru